Сроки ремонта транспортного средства по договору цессии
Dent-repair.ru

Автомобильный портал

Сроки ремонта транспортного средства по договору цессии

ВС РФ обновил разъяснения по ОСАГО

asbesto_cemento / Shutterstock.com

Особенности применения судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств уже разъяснялись Верховным Судом Российской Федерации – в Постановлении Пленума от 29 января 2015 г. № 2 (далее – Постановление № 2). Однако уже после принятия данного документа в Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” (далее – закон об ОСАГО) были внесены существенные изменения. Так, с 1 января текущего года страховщики обязаны заключать договор ОСАГО в электронном виде с каждым лицом, обратившимся с соответствующим заявлением. С 28 апреля применяется правило о приоритете натурального возмещения причиненного ряду автомобилей в результате ДТП вреда (п. 15.1 ст. 12 закона об ОСАГО).

В связи с этим ВС РФ утвердил новое постановление – Постановление Пленума ВС РФ от 26 декабря 2017 г. № 58 (далее – Постановление). Документ содержит в себе не только рекомендации по применению нововведений, но и уточненные позиции Суда по применению норм, уже действовавших на момент вынесения предыдущего постановления, хотя большинство положений Постановления № 2 перенесено в него все же практически без правок. Среди наиболее важных можно выделить новые разъяснения по следующим вопросам.

Заключение договора ОСАГО. По общему правилу, заключение договора подтверждается наличием страхового полиса. Поскольку информация обо всех заключенных в электронном виде договорах ОСАГО должна включаться в автоматизированную информационную систему обязательного страхования (ст. 30 закона об ОСАГО), ВС РФ рекомендует судам учитывать сведения о факте заключения договора и его условиях, представляемые профессиональным объединением страховщиков. В то же время отсутствие в указанной системе сведений о страховом полисе само по себе не может являться безусловным доказательством неисполнения обязанности по заключению договора страхования, этот факт должен оцениваться в совокупности с другими доказательствами, подчеркнул Суд (п. 8 Постановления).

Сообщение страхователем при заключении договора ОСАГО в электронном виде недостоверных сведений с целью уменьшения размера выплачиваемой страховщику страховой премии, напомним, не является основанием для признания договора незаключенным и не освобождает страховщика от обязанности выплатить страховое возмещение при наступлении страхового случая. Но произведенную по такому договору страховую выплату страховщик может взыскать со страхователя в порядке регресса. Также – вне зависимости от наступления страхового случая – страховщик имеет право на взыскание неосновательно сбереженной страхователем в связи с представлением недостоверных сведений суммы (абз. 6 п. 7.2 ст. 15 закона об ОСАГО). Однако если указанная сумма будет взыскана страховщиком до наступления страхового случая, он утрачивает право на предъявление регрессного требования к страхователю, так как страховая премия уплачена в полном объеме, считает ВС РФ (абз. 3 п. 9 Постановления).

Обращение к страховщику. Заявление о страховом возмещении или прямом возмещении убытков и другие, необходимые в соответствии с Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, направляются страховщику или его представителю (абз. 3 п. 1 ст. 12 закона об ОСАГО). Перечень представителей страховщика, уполномоченных на осуществление страхового возмещения или прямого возмещения убытков, должен выдаваться страхователю одновременно со страховым полисом под расписку, отметил Суд (п. 21 Постановления). При этом во всех направляемых после подачи заявления о страховом возмещении документах должны содержаться сведения об этом заявлении, например указание на подразделение страховщика, в которое оно подано (п. 22 Постановления). Такое же правило, по мнению ВС РФ, страхователю нужно соблюдать и при подаче претензии страховщику в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением им своих обязательств. Предполагается, что это позволит страховщику соотносить поступившие документы с предыдущими обращениями данного страхователя.

Прямое возмещение убытков. Начиная с 26 сентября 2017 года прямое возмещение убытков, то есть предъявление потерпевшим требования о возмещении вреда своему страховщику, возможно в случае столкновения не только двух, но и большего количества транспортных средств (подп. “б” п. 1 ст. 14.1 закона об ОСАГО). Поскольку этот порядок применяется, только если гражданская ответственность владельцев всех ТС, пострадавших в ДТП, застрахована, Суд пояснил, как осуществляется страховое возмещение в случае, когда причинителем вреда не заключен договор ОСАГО. Указано, что вред, причиненный имуществу потерпевших, возмещается владельцами транспортных средств (по правилам, предусмотренным гл. 59 ГК РФ), вред жизни и здоровью – профессиональным объединением страховщиков, а при недостаточности соответствующей компенсационной выплаты для полного возмещения вреда – его причинителем (п. 27 Постановления).

Восстановительный ремонт. ВС РФ отметил, что, помимо организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства, страховщик должен возместить потерпевшему – на основании его заявления – ряд иных расходов, в частности – на эвакуацию автомобиля с места ДТП, доставку пострадавшего в нем лица в больницу, проведение работ по восстановлению дорожных знаков и ограждений и т. д. (п. 50 Постановления). При этом расходы, необходимые для того чтобы привести автомобиль в доаварийное состояние, но не предусмотренные Единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, не включаются в страховое возмещение. Такими расходами, по мнению Суда, является, например, восстановление аэрографии или других нанесенных на машину рисунков (п. 39 Постановления).

Если страховщик не исполняет свои обязательства по организации ремонта, потерпевший вправе обратиться в суд с иском о взыскании страхового возмещения в форме страховой выплаты либо о понуждении страховщика к совершению требуемых действий, в том числе к выдаче направления на ремонт, указал ВС РФ (п. 52 Постановления). Кроме того, в этом случае может применяться так называемый астрент (ст. 308.3 ГК РФ) – суд вправе присудить в пользу потерпевшего денежные средства на случай неисполнения судебного акта.

Особое внимание уделено в Постановлении расчету стоимости восстановительного ремонта. Суд подчеркнул, что в отличие от общего правила, согласно которому размер расходов на замену комплектующих деталей определяется с учетом износа (п. 19 ст. 12 закона об ОСАГО), оплата стоимости обязательного восстановительного ремонта производится страховщиком без учета износа (п. 59 Постановления). Как отметил секретарь Пленума ВС РФ Виктор Момотов, это правило – своего рода компенсация для владельцев ТС, которые не могут выбрать такой способ страхового возмещения, как получение страховой выплаты. Как отмечалось выше, с 28 апреля вред, причиненный легковому автомобилю, который находится в собственности физического лица и зарегистрирован в Российской Федерации, возмещается, за исключением ряда случаев, только путем проведения восстановительного ремонта (п. 15.1 ст. 12 закона об ОСАГО).

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

О позиции ВС РФ по вопросам применения норм Гражданского кодекса о перемене лиц в обязательстве на основании сделки узнайте из новости.

Уступка требования. ВС РФ напомнил, что передача прав потерпевшего (выгодоприобретателя) по договору ОСАГО возможна только с момента наступления страхового случая. Причем новый выгодоприобретатель может получить возмещение при соблюдении таких же, как были предусмотрены для первоначального выгодоприобретателя, условий. Например, он должен уведомить страховую компанию о наступлении страхового случая, направить заявление о страховой выплате, представить имущество для проведения технической экспертизы, направить претензию, если это не сделал предыдущий выгодоприобретатель (п. 73 Постановления).

Такие права, как право потерпевшего на возмещение вреда жизни и здоровью, компенсацию морального вреда, получение взысканного со страховщика штрафа за неисполнение в добровольном порядке требований потерпевшего и аналогичного штрафа за неисполнение требований потребителя не подлежат передаче по договору цессии. Однако уже присужденные суммы компенсации морального вреда и указанных штрафов могут быть переданы любому лицу, считает Суд (п. 71 Постановления).

Процессуальные вопросы. Ряд новых разъяснений посвящен процессуальным особенностям рассмотрения споров, связанных с договорами ОСАГО. Отмечается, в частности, что обязательный досудебный порядок урегулирования споров считается соблюденным, если потерпевший не просто направил страховщику претензию и все необходимые документы, но и указал в них сведения, которые позволят соотнести претензию с предыдущими обращениями. В случае подачи иска о взыскании не только страхового возмещения, но и неустойки или иной финансовой санкции досудебный порядок считается соблюденным, если потерпевший обращался к страховщику лишь с требованием о страховой выплате (п. 93, п. 98 Постановления). Если же требования о взыскании неустойки и финансовой санкции заявляются после вступления в силу судебного решения о выплате страхового возмещения, потерпевший обязан направить их страховщику до обращения в суд. Кстати, при заявлении нескольких исков по одному договору нужно иметь в виду, что суд может признать такое деление требований искусственным и отказать в возмещении понесенных судебных издержек, сославшись на злоупотребление истцом процессуальными правами (п. 102 Постановления).

Подводные камни договора цессии

Уже ни для кого не секрет, что на улицах городов России работают так называемые Аваркомы (аварийные комиссары – ред.). Некоторые из них работают «по старинке», оказывая помощь в составлении извещения о ДТП и в сборе документов, необходимых для обращения в страховую компанию, получая за это минимальную сумму, от 1000 до 1500 рублей.

А есть такие, которые пользуясь растерянностью и состоянием шока, попавшего в беду человека, оформляют с ним договор цессии (уступки права требования).

Вот о них-то и пойдет речь в моей статье. Сразу хочу оговориться, что я лично не испытываю никаких неприязненных отношений к этим людям, у каждого своя работа и каждый по-своему зарабатывает себе на хлеб с маслом. Цель моей статьи – обратить внимание автомобилистов на то, что у каждой медали есть две стороны. А теперь обо всем по порядку.

Аваркомы предлагают потерпевшему «выкупить» его долг страховой компании за определенную плату. Варианты различные, от предложения денежных средств на месте, до полного выкупа поврежденного автомобиля. За это потерпевший, который должен быть владельцем поврежденного автомобиля, подписывает с ними договор цессии, уступая право требования страхового возмещения у страховой компании, а также оформляют нотариальную доверенность на сотрудников компании Аваркомов, доверяя им не только представлять свои интересы в страховых компания, ГИБДД, на почте и в судах, а еще и получение денежных средств, страхового возмещения и присужденного имущества.

Но, многие даже не догадываются о том, что, подписывая такой договор, они уступают Аваркому не только свое страховое возмещение, а гораздо большее. Цель автоюристов максимально использовать «страховой случай» и по возможности отсудить у страховых компаний штрафы и неустойки, ради которых и придумана вся эта схема.

Вот тут-то и начинается все самое интересное. Человек получил возмещение за поврежденный автомобиль, его все устраивает, он оправился от шока и начинает ремонт авто, а может и вовсе избавился от него и перекрестился. Аварком же нацелен на получение дополнительных бонусов, штрафов и неустоек, от имени потерпевшего, конечно. Я не буду подробно расписывать, каким образом они этого добиваются, у всех подход разный, цель моей статьи уберечь автовладельцев от подписания такого вида договора, или же, если у них все же есть необходимость реализации поврежденного авто, или же нет никакого желания заниматься получением страховой выплаты, то быть максимально внимательным и осторожным.

Для того чтобы получить штрафные санкции, обладатель договора цессии убирает его в сейф, и нигде и никому не показывает. Заявление в страховую компанию и дальнейшее обращение в суд оформляются от имени автовладельцев, подписавших цессию (уступку права требования). Все бы было ничего, и Аваркомы бы работали так и дальше, но суды стали более внимательно рассматривать такие категории дел. Согласно разъяснениям пленума Верховного суда, административный материал, составленный сотрудниками полиции в отношении виновника, при рассмотрении гражданского дела в суде не имеет преюдициального значения. То есть, говоря простым языком, виновник, при грамотном подходе и привлечении специалистов к участию в деле, может стать также и потерпевшим. Пусть не на все сто процентов, пусть на пятьдесят, но это в корне меняет ситуацию.

Читать еще:  Договор сдачи машины в аренду физическому лицу

Бывший потерпевший, который давно забыл про свое ДТП, через год или два, узнает от судебных приставов, что должен бывшему виновнику своего ДТП определенную сумму денег, а может быть, эту определенную сумму уже даже сняли у него со счета, и он узнает об этом от сотрудника банка.

Почему так может получиться? – спросите вы меня. И я вам отвечу, что в любом ДТП виноваты оба водителя, если только это не наезд на стоящее авто. Почему оба? Да потому что водитель, севший за руль своего автомобиля, как говорил мой инструктор из автошколы ДОСААФ, «уже виноват», потому что, управляя автомобилем, водитель управляет источником повышенной опасности и несет ответственность перед всеми, кому может причинить вред, а если, не дай Бог, будет наезд на пешехода, даже если будет установлена вина последнего, водитель все равно будет отвечать перед ним, согласно Гражданскому кодексу.

Но сейчас не об этом, а о том, что при грамотной защите в суде виновник ДТП может назначить автотехническую экспертизу и поставить перед экспертами вопрос о том, имел ли второй водитель, бывший потерпевший, техническую возможность предотвратить столкновение. И как правило, в большинстве случаев эксперты отвечают, что да, имел.

Как? – спросите вы. Да, очень просто. В правилах дорожного движения есть несколько пунктов, которые мы с вами, управляя автомобилем, можем нарушать постоянно, даже не предполагая и будучи очень ответственным и дисциплинарным водителем.

Первый и самый распространённый вид нарушения, это пункт 10.1 ПДД РФ, согласно которому, управляя автомобилем, водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности – видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований ПДД. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

Смоделируем ситуацию. Вы двигаетесь по дороге, вдруг перед вами внезапно, как вам показалось, появляется другой автомобиль, выехавший из двора, резко перестроившийся из другого ряда, да и просто, выехавший с полосы встречного движения. Правила предписывают вам, что можно только тормозить, крутить руль влево-вправо – запрещено. Соответственно, применив специальные познания, эксперт-автотехник вычисляет, имели ли вы техническую возможность в момент обнаружения этого автомобиля, возникшего перед вами, остановить свое транспортное средство в строгом соблюдении пункта ПДД. И очень часто оказывается, что имели. На дороге очень много «если» – если бы не было снега, то я бы успел затормозить; если бы я не слушал громкую музыку, а бы был внимательнее, мне бы хватило времени для остановки, если бы я вовремя сменил резину, то все было бы иначе. И вы сами, и без меня, это знаете.

Еще один волшебный пункт правил, который мы частенько нарушаем, даже не задумываясь об этом, пункт 9.10 ПДД РФ: «Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения». А ведь в городе при таком плотном движении транспорта так сложно это сделать, правда? Мы сами, того не замечая, постоянно «жмемся» к впереди идущему автомобилю, когда торопимся, не обращаем внимания, что по разметке три полосы для движения в одном направлении, и выстраиваемся и в пять, и шесть полос на оживленном перекрестке, правда ведь? С кем такого не было?

Поэтому-то и получается, что невиновный, согласно документам ГИБДД, становится виноватым в суде.

Но вернемся к бывшему потерпевшему, которому пришло «письмо счастья» от пристава или который вдруг внезапно лишился части своих сбережений.

Начиная разбираться, этот человек узнает, что когда-то в суде был процесс, на который он, получив судебное извещение, не пошел, так как сотрудник фирмы Аваркомов сообщил ему, что все нормально, у нас же с вами договор, и мы все сделаем, не переживайте. И человек не переживал, забыл про это.

А в судебном процессе, в который он не сходил, была назначена судебная автотехническая экспертиза, согласно которой эксперт определил, что если бы он, бывший потерпевший, соблюдал пункт 9.10 и вел свой автомобиль со скоростью, позволяющей вовремя среагировать на опасность, то он бы смог избежать столкновения согласно пункту 10.1 ПДД. Соответственно было вынесено решение суда о том, что в ДТП виноваты оба водителя.

Бывший виновник ходил в суд с адвокатом или представителем, оплачивал его услуги, нес расходы на оплату услуг судебного эксперта и поэтому, согласно ГПК, имеет право на возмещение данных судебных расходов, в той части, в которой отказано истцу, а им, как мы помним, был наш бывший потерпевший. Соответственно, из потерпевшего он стал виновником и должен возместить эти расходы, пусть даже в какой-то части.

Но это еще не все, есть еще один подводный камень договора цессии – бывший виновник, который также стал потерпевшим, теперь имеет право потребовать с бывшего потерпевшего, разницу между размером выплаченного страхового возмещения и реально понесенными затратами, пусть даже, предположим, что решением суда вина была установлена 50/50.

Конечно же, любой уважающий себя гражданин побежит в ту фирму, где подписал договор цессии, тот самый, по которому он так быстро получил желаемую сумму и благодаря этому так быстро забыл про ДТП, в котором участвовал. Но там ему «откроют глаза» и он поймет, что возмещение расходов, которые понес второй водитель, бывший виновник, и причиненный ему ущерб сверх страхового лимита, обязан будет возместить он, а не Аварком, и не та фирма, с которой заключен договор.

Мораль моей статьи такова – перед тем как воспользоваться услугами таких специалистов на дороге, сто раз подумайте, прежде чем что-то подписывать, почитайте, а лучше посоветуйтесь.

Если вам приходит извещение о каком-то судебном процессе, где вы даже не ответчик, а третье лицо – не поленитесь, сходите на него, по крайней мере будете в курсе и наберетесь опыта, вдруг не дай Бог, понадобится.

Удачи нам всем на дорогах!

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Восстановление автомобиля после ДТП по ОСАГО через договор цессии с СТО

Вопрос по стоимости восстановительного ремонта по ОСАГО. Заключен договор цессии с СТО по направлению СК.Сумма страхового возмещения в СТО получена. Скоро должны поставить машину на ремонт. Вопрос: может ли СТО потребовать от меня доплаты за ремонт? ДТП оформлено по европротоколу в мае 2018 г.Стоимость возмещения не превышает 50000 руб. Обязано ли СТО со мной подписать какие либо согласования цены до постановки на ремонт, чтобы потом не иметь возможности отдавать мне машину пока я не доплачу? Имеют ли они (СТО) требовать от меня доплаты? Или должно обращаться за доплатой в СК? Может ли СТО задерживать мою машину, требуя от меня доплаты? На данном этапе машина на ремонт еще не поставлена, СТО заказывает детали и про нехватку средств никто не говорит. В договоре цессии никакие суммы не указаны. Сроки-до исполнения обязательств по восстановительному ремонту. Насколько я понимаю, расчет сумм СК производился с учетом износа (машина старше 5 лет), а детали будут ставить новые. Возможен конфликт между мной и ими. Как вести себя, чтобы не впасть в ошибку при постановке машины в ремонт, чтобы она потом не стала заложницей моих интересов?

Уточните вопрос, что за договор цессии? По смыслу вопроса – у Вас финансовые взаимоотношения только с СК, которая, во исполнение своих обязательств, нанимает СТО для выполнения указанных СК работ, в Вашем случае – на Вашем ТС. Вы – просто являетесь владельцем ремонтируемого имущества.

Суть дела в следующем,СК меня напрвила для восстановительного ремонта в СТО,там был представитель СК(эксперт),который сделал осмотр авто.СТО мне предложили заключить с ними договор цессии (переуступки прав) с тем,что они получают за меня деньги по ОСАГО от СК,и за это делают ремонт.Для меня эта ситуация была новой,я и с договорами с такими .Да и по ОСАГО на восстановление на СТО попал в первый раз.Договор -то я подписал,а потом стал читать в сети и понял,что рискую тем,что ,если СТО не хватит денег,выделенных по страховке.(с учетом износа ,т.к. машина старше 5 лет)то СТО может с меня требовать дополнительные средства,т.к. они ставить будут только новые детали.Я понял,что подписав такой договор (цессии) я из под защиты Закона об ОСАГО выпал.И вот теперь меня волнуе процедура постановки машины в ремонт (на каких условиях,стоимость должна быть заранее оговорена?)По договору цессии СТО производит ремонт в рамках выделенных СК средств,а они же вероятно посчитаны с учетом износа,поэтому,если СТО не хватит средств,а это может выясниться в процессе ремонта (хоть он и не сложен-замена бампера и покраска),то они могут ли мне машину не отдать ,пока я не доплачу.Вот суть -как мне защититься от возможных посягательств на доплату со стороны СТО ,имея ввиду,что мне могут из ремонта не отдать машину,пока не доплачу.Им же проще меня раздеть,чем судиться от моего имени со страховой,я полагаю.

Смысл в том, что был направлен СК для удаленной оценки стоимости ущерба на СТО, там мою машину осмотрел эксперт. СТО мне предложило заключить с ними договор цессии нп переуступку моих прав к СК по исполнению восстановитленого ремонта их силами после получения ими от СК страховой суммы. Я полагая, что такая существует практика восстановительного ремонта, подписал этот договор. Но,когда посмотрел в Интернете, понял, что погорячился. Ремонт СТО обязалаясь делать в пределах страховых сумм, выделенных СК,при этом моей обязанности доплачивать там нет. Страховую сумму СК уже им выделило. Они покупают запчасти (бампер) и скоро машину поставят на ремонт. И вот я теперь думаю-какой долна быть процедура постановки машины в ремонт, чтобы с меня не вымогали дополнительные деньги, если им все же не хватит, это ведь не исключено, т.к. СК считала стоимость с учетом износа (машинва старше 5 лет). Могут ли СТО не отдать мне автомобиль из ремонта, пока я не погашу недостающие суммы. (если они появятся) Должен ли я оформить какой-то документ с СТО, исключающий такую возожность при постановке машины в ремонт. Как мне защититься в случае, если им не хватит денег? Могут ли они задержать машину и не отдавать мне ее до погашения недостающих сумм? Есть ли у СТО такие права, если за ремонт плачу не я,а СК,при этом сумма известна, но хватит ли ее-вопрос? Моя ли это проблема, или все же СТО? Они же теперь по договору цессии, представляя мои интересы должны судиться с СК по поводу недостающих сумм? Так,или нет?

Что такое договор цессии по ОСАГО и когда его стоит заключать

Как правило, страховые компании не горят желанием выплачивать своим клиентам положенные им деньги. Если сумму на ремонт авто необходимо получить срочно, хорошим решением будет заключить договор цессии по ОСАГО. Подобные соглашения регулируются 382 статьёй ГК и, по сути, являются аналогом продажи долга банками.

Что такое цессия по ОСАГО

Договор цессии – это соглашение о передаче прав на получение денежного возмещения от страховщика.

Читать еще:  Подробный договор купли продажи автомобиля

Подобный документ заключается между страхователем, имеющим право на получение денег и иным другим лицом, как физическим, так и юридическим. Страхователь обязан передать компании все документы, которые касаются обстоятельств страхового случая. Взамен он получает компенсацию, размер которой составляет примерно 70-90% от общей суммы возмещения.

Благодаря заключению такого соглашения владелец машины может быстро получить деньги. Как правило, покупатель переводит их в течение двух-трёх дней. Существенным преимуществом можно назвать и то, что ему не нужно лично участвовать в спорах, в том числе судебных, со страховщиком. Вместо него это будут делать опытные автоюристы. Компания, которая выкупила право на получение компенсации, получает свой доход в размере разницы начисленной выплаты и денег, отданных страхователю.

Важными условиями для заключения соглашения являются:

  • наличие действующего полиса ОСАГО и соблюдение всех условий договора по нему;
  • ДТП должно быть оформлено в соответствии с законом (допустимо, чтобы это было сделано по европротоколу);
  • заявление на выплату и все документы о ДТП должны быть поданы в страховую компанию владельцем авто в установленный срок;
  • должна быть проведена экспертиза ТС, на основании которой определяется размер страховой выплаты;
  • человек, уступающий права, является владельцем ТС.

Желательно также пройти досудебное разбирательство до заключения договора, поскольку проблема может быть быстро решена уже на этой стадии.

Чтобы не ошибиться с выбором того, кому передаётся право требовать выплату и не стать жертвой мошенников, нужно соблюдать несколько простых правил:

  • не переуступать право на выплату в первый же день обращения;
  • не передавать права организации, где ущерб, нанесенный машине, пытаются определить на глаз, без использования специального оборудования;
  • не заключать договор, если компания предлагает заплатить полную сумму компенсации;
  • внимательно прочитать и изучить все условия, указанные в документе.

В каких случаях она нужна

Договор цессии целесообразно заключить в следующих ситуациях:

  1. Страховая незаконно отказала в выплате компенсации.
  2. Право на получение денег необходимо доказать в судебном порядке.
  3. Страховщик намеренно затягивает сроки выплаты.
  4. Организация, с которой был заключён договор ОСАГО, обанкротилась либо лишилась лицензии.

В последнем случае деньги можно будет получить только при обращении в РСА. Этот процесс может затянуться на довольно длительный срок.

Бланк договора уступки прав требования

Образец договора цессии (кликните для увеличения):

В договоре цессии обязательно должны быть указаны следующие сведения:

  1. Данные человека, который уступает права (ФИО, паспортные данные, банковские реквизиты).
  2. Информация по договору ОСАГО, включая полное название страховщика и сведения о полисе.
  3. Информация о покупателе (полное название и адрес фирмы, контакты).
  4. Информация о страховом случае (когда, где и при каких обстоятельствах произошла авария).
  5. Сумма страховой выплаты.
  6. Указания, на что конкретно передаются права (на выплату возмещения по страховке).

К основному документу необходимо приложить дополнительное соглашение, которое определит размер стоимости переданных прав. В нём стоит сделать пометку о том, что деньги выплачены в счет возмещения ущерба. Подобная запись освободит получателя средств от уплаты подоходного налога.

Образец доп. соглашения:

Для заключения соглашения не требуется согласия страховщика, за исключением тех случаев, когда это отдельно прописано в договоре с ним. Однако его необходимо письменно известить о передаче прав на получение выплаты.

Перечень необходимых документов

После того, как соглашение о передаче прав заключено, продавцу обязательно передаются следующие документы:

  • постановление или протокол об административном правонарушении или извещение о ДТП (в зависимости от того, как была оформлена авария);
  • приложение к постановлению;
  • документ о результате независимой экспертизы, включающий в себя расчет суммы выплаты.

Если до заключения договора цессии страхователь пытался взаимодействовать со страховой самостоятельно, то от него могут потребоваться следующие бумаги (при их наличии):

  • письменный отказ страховой выплачивать деньги;
  • подтверждение частичного получения возмещения;
  • копия претензии и ответа страховой.

В дополнение к вышеуказанному могут понадобиться копии:

  • полиса ОСАГО;
  • водительского удостоверения;
  • свидетельства о регистрации машины.

Нововведения в законодательстве: запрет на переуступку

26 декабря 2017 года было выпущено постановление №58 Пленума ВС РФ . В нём рассматриваются различные спорные вопросы, которые могут возникнуть при в судебных разбирательствах, касающихся ОСАГО. После этого пошли слухи о запрете на переуступку прав требования.

Согласно указанному документу, передача права требования компенсации возможна. При этом из договора должно быть четко видно, какие именно права на какое конкретно возмещение передаются. Заключить договор цессии можно не раньше, чем наступил страховой случай (пункт 70 Постановления). Права переходят к новому кредитору ровно в том же объеме и на тех же условиях, что были применимы к владельцу авто.

По договору цессии можно передать только право на получение компенсации за вред, нанесенный автомобилю. Но не за моральный или причинённый жизни и здоровью ущерб. Не получится передать по соглашению и права на получение штрафов за просрочку страховщиком времени выплаты.

Продажа прав на требование со страховщика компенсации – удобный способ быстро и с минимальными усилиями получить деньги на ремонт машины, пусть и не в полном объёме. Но очень важно правильно заполнить документ и ответственно подойти к выбору нового кредитора. Иначе есть риск остаться вообще без возмещения.

Правила ремонта по ОСАГО и как разводят страховые?

Правила ремонта по ОСАГО

Самые распространённые попытки “развода” автолюбителей с ремонтом по ОСАГО выливаются на этап перед самым ремонтом машины в автосервисе. Как именно это происходит и как избежать таких разводов, а также каковы основные правила ремонта по ОСАГО? Давайте разбираться!

Как разводят автолюбителей с ремонтом?

Итак, Вы становитесь потерпевшей (возможно, частично потерпевшей) стороной в ДТП и приходите с документами в страховую компанию либо отсылаете их почтой. В результате страховая даёт Вам направление на ремонт. Ситуация стандартная на 2020 год, потому как сегодня почти все страховые уже успели заключить договоры с партнёрами-сервисами.

Развод №1: “Извольте доплатить!”

Вы берёте направление на ремонт с гордостью за Родину — точнее, большой шаг к цивилизованности государства за счёт того, что Вам теперь не стоит беспокоиться, что страховая не доплатит в случае выплаты по ОСАГО деньгами, ведь вместо этого Вам сразу отремонтируют машину!

С данным направлением Вы приезжаете в автосервис, и. Вас встречают расчётом суммы для доплаты за ремонт. Как, какая ещё доплата, ведь за всё должен платить страховщик, а водитель уже заплатил за полис ОСАГО когда-то. Но нет. Практика повсеместна. Но главное заключается в том, что само законодательство даёт такую возможность.

Дело в том, Федеральный закон “Об ОСАГО” — это главный нормативный акт, регулирующий отношения между страховщиком и страхователем. Этот закон позволяет страховым компаниям производить калькуляцию возмещения с учётом износа, но не более 50%. Так, если Вашему автомобилю более 5 лет от роду (от даты покупки), то износ составит все 50%. Нужно отметить, что это всё с учётом и без того заниженной стоимости запчастей по базе, по которой производится такая калькуляция.

Но справедливости ради следует отметить, что износ учитывается только на запчасти и кузовные элементы, а работа считается без износа.

Статья 12, пункт 17:

В направлении на ремонт, выдаваемом страховщиком на основании абзаца второго пункта 15 настоящей статьи, указывается возможный размер доплаты, вносимой станции технического обслуживания потерпевшим за восстановительный ремонт на основании абзаца второго пункта 19 настоящей статьи.

Статья 19, абзац 2:

Размер расходов на запасные части (за исключением случаев возмещения причиненного вреда в порядке, предусмотренном пунктами 15.1 – 15.3 настоящей статьи) определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте. При этом на указанные комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты) не может начисляться износ свыше 50 процентов их стоимости.

Как этого избежать? Достаточно просто! Не соглашайтесь на доплату. По закону, страховая обязана в любом случае произвести ремонт транспортного средства, при этом, запрещается использовать б/у-детали, а сам ремонт должен быть полноценным. Оговорены и сроки ремонта (об этом ниже в правилах ремонта по ОСАГО).

При приёме машины Вы также вправе предъявить претензии по качеству — делать это нужно к страховой компании, а не сервису.

Развод №2: Договор цессии

Ещё один распространённый и уже более хитрый развод автовладельцев. Но попасться на него рискуют только те, кто не очень внимательно читает то, что подписывает.

Вы аналогично предыдущей ситуации приезжаете в сервис, где Вам подсовывают бумаги на подпись. “Вот акт приёмки автомобиля, вот подписанное направление на ремонт, а вот договор ремонта. ” — говорят представители сервиса.

Стоп! Какой ещё договор ремонта?!” — скажут подкованные автолюбители. На самом деле, договора нет — есть возмещение вреда. Отношения между Вами и автосервисом не договорные, согласно Гражданскому кодексу. Это у страховой с ним договорные.

По факту же под хитрым договором Вам предлагается заключить договор цессии. Цессия — это переуступка права требования. В данном случае права требования возмещения от страховой.

Нам понятно, что Вам на этом этапе ничего не понятно. Потому-то мы прозвали такой развод более хитрым.

Суть в том, что Вы, подписывая договор цессии, продаёте организации-автосервису своё право требования у страховой компании. За что продаёте. А как раз за восстановительный ремонт. Подвох здесь в том, что после этого, если не читать договор внимательно, Вам могут отремонтировать машину некачественно — б/у запчастями, например, или договор не будет предусматривать покраску кузовных элементов.

А предъявить уже после будет некому — причём, даже по срокам. В ФЗ “Об ОСАГО” прямо прописано, что нельзя использовать б/у запчасти, сроки ремонта регламентированы, как и сроки гарантии. Дело только в том, что право требования Вы продали сервису, и тот уже предъявлять страховой ничего не будет, точнее, будет, но не от Вашего имени и не в Ваших интересах.

Решение здесь тоже простое — теперь Вы вооружены, и, даже если решитесь что-то подписать переде ремонтом, то будете знать, что любые документы со словом “цессия” строго под табу для Вашей руки с ручкой. В целом же нет ничего, что законодательно обязывало бы Вас подписывать вообще любой документ на этапе сдачи автомобиля в сервис.

Теперь перейдём к основным постулатам, регламентирующим правила восстановительного ремонта автомобилей законом об ОСАГО.

Правила ремонта по ОСАГО

Правила ремонта достаточно строго оговорены в Федеральном законе “Об ОСАГО”. Ниже мы перечислим основные тезисы по пунктам с ссылками на действующее на 2020 год законодательство.

  1. В течение 5 дней после подачи документов на возмещение Вы обязаны предоставить машину на осмотр страховой, а страховая — осмотреть автомобиль, после чего посчитать стоимость ремонта и обеспечить его выполнения по всем правилам ОСАГО (п. 10 ст. 12).
  2. Если автомобиль не на ходу, то Вы не обязаны везти его на эвакуаторе для осмотра и ремонта (абзац 3 п. 10 ст. 12). При этом, машине не обязательно должна быть не на ходу из-за ДТП. Вы вполне можете указать, что даже не знаете, что сломалось, не имеет значения, сломалось это во время ДТП или после — просто машина не едет.
  3. Если у Вас грузовой автомобиль, Вы вправе выбрать выплату вместо ремонта (п. 15 ст. 12). Если легковой, то выбирает страховая компания (п. 15.1 ст. 12).
  4. При ремонте нельзя использовать б/у запчасти (если Вы не согласились прямо на такое предложение страховой — п. 15.1 ст. 12).
  5. Минимальная гарантия на ремонт по правилам пункта 15.1 статьи 12 ФЗ “Об ОСАГО” составляет полгода на основные работы, а на кузовные работы и покраску элементов кузова — год.
  6. Срок ремонта не должен составлять более 30 дней (п. 15.2 ст. 12).
  7. Для автомобилей не старше 2-х лет ремонт только у официального дилера (п. 15.2 ст. 12).
  8. Вред иному имуществу, чем автомобиль, осуществляется только в виде выплаты и никаких ремонтов (п. 16 ст. 12).
  9. Страховая на своём сайте обязана иметь список всех автосервисов, с которыми у неё заключён договор на ремонт, а при обращении потерпевшего за компенсацией обязана предоставить сервис на выбор (п. 17 ст. 12).
  10. Все сроки, объём и порядок работ должны быть согласованы с Вами (п. 17 ст. 12).
  11. Если стоимость работа по калькуляции превышает максимальный порог возмещения в 400 тысяч рублей, то выплата всё равно может не производиться (на выбор страховщика), а Вам придётся доплатить сверх лимита (п. 17 ст. 12).
  12. За все недочёты по качеству и сроку ремонта ответственность несёт страховая компания, и только ей нужно предъявлять требования и возражения (п. 17 ст. 12).
  13. Если страховая 2 и более раз нарушит сроки или другие условия ремонта, то Банк России может лишить её возможности отправлять на ремонт и обязать только выплачивать деньгами, на срок 1 год (п. 17.1 ст. 12).
Читать еще:  Организационные договоры при перевозке пассажиров

Правила составления и расторжения договора цессии по ОСАГО. Как выбрать надежную компанию и избежать мошенничества?

Если водитель попал в аварию, страховая компания виновника обязана возместить ему ущерб. На практике так происходит не всегда: организация может вовсе отказаться выплачивать компенсацию или ограничиться суммой, которая не соответствует реальным потерям. Проблему можно решить, продав долг по ОСАГО автоюристам через договор цессии.

Это законная процедура. С момента его заключения именно они имеют право требовать со страховой компании выплату реального ущерба, в том числе через суд. Они же получат все деньги, если дело удастся выиграть.

Что это такое?

Цессия – это переуступка прав требования (ст. 388 ГК РФ). Если человек или организация выступают кредитором, по собственному желанию они могут передать право взыскивать долг третьим лицам.

Для страховки ОСАГО принцип действует так: составляется договор, в котором указывается, что право на получение денежной компенсации за причинённый ущерб переходит от пострадавшего в ДТП к юридической компании.

В каких случаях заключается?

Все условия, при которых допустимо заключение договора цессии, прописаны в Гражданском кодексе РФ (ст. 388). По сути, передать право на взыскание долга можно в самых разных ситуациях:

  • от банка коллекторам;
  • при наличии долгов в сфере поставки;
  • при покупке квартиры в новостройке (по договору долевого участия).

Любой пострадавший в ДТП водитель имеет право заключить договор цессии о переуступке прав требований ущерба перед страховой компанией. При этом по такому документу получить компенсацию можно только за материальный ущерб.

Заключить договор цессии по ОСАГО можно в следующих случаях:

  1. Страховая компания отказала в выплате после ДТП.
  2. Выплаченная сумма не соответствует реальной стоимости причинённого ущерба.
  3. Страховая затягивает выплату компенсации.
  4. Страховая компания обонкротилась.

Когда это бывает выгодно?

Продажа долга по ОСАГО третьим лицам выглядит привлекательно для пострадавшей стороны. Обращаясь к перекупщикам, человек получает целый комплекс выгод:

  • моментальная денежная выплата, которую можно использовать для ремонта разбитой машины;
  • отпадает необходимость самостоятельно судиться со страховой компанией в борьбе за справедливость;
  • можно не бояться разорения страховой компании, ответственной за выплату.

Что требуется для составления?

Заключение договора цессии регламентируется ст. 382 ГК РФ. По сути, проводится сделка купли-продажи. Продается в данном случае долг по ОСАГО. Именно на основании этого документа все права требования долга переходят юридической компании-покупателю.

Для заключения договора должны быть соблюдены следующие условия:

  1. Наличие действующего полиса ОСАГО.
  2. Подтверждение того, что за рулём находился водитель, вписанный в страховку.
  3. Наличие всех протоколов с места ДТП, оформленных надлежащим образом.
  4. Зафиксированный факт обращения пострадавшего в страховую компанию с соблюдением всех регламентированных сроков.
  5. Проведение экспертизы для оценки суммы ущерба (в большинстве случаев услуги по независимой оценке предлагают в компании-перекупщике долгов по ОСАГО).

Какие сведения необходимы?

В договор вносятся следующие данные:

  • персональные данные страхователя (Ф.И.О, паспортные данные);
  • реквизиты компании, которая выкупает долг (название, адрес, ОГРН, ИНН);
  • данные страхового полиса ОСАГО;
  • информация о произошедшем ДТП (дата, время, место, участники и пр.);
  • сумма страховой выплаты, рассчитанная страховщиком.

Как составляется и что указывают в документе?

Документ о переуступке должен составляться в соответствии правилами, предусмотренными для любого гражданского договора (ст. 432 ГК РФ). Он обязательно должен содержать следующую информацию:

  • о цеденте (продавце) и цессионарии (покупателе) (реквизиты обеих сторон);
  • о предмете сделки – процессе и условиях передачи прав требований от цедента к цессионарию;
  • данные действующего договора ОСАГО (название страховой компании, номер полиса);
  • подробную информацию о страховом случае (место, время и участники ДТП);
  • сумму страховой выплаты.

В дополнении к договору составляют дополнительное соглашение, регулирующее процесс передачи вознаграждения от юридической фирмы, которая выкупает долг к страхователю.

В соответствии с требованиям закона после заключения договора цессии требуется отправить страховой компании письменное уведомление о о том, что права требования долга были переданы другому лицу. (ч. 3 ст. 382 ГК РФ).

Какие бумаги прикладываются?

Для заключения договора потребуются следующие документы:

  1. Паспорт пострадавшего.
  2. Справка о ДТП.
  3. Протоколы об административных правонарушениях.
  4. Акт осмотра автомобиля, проводимый страховой компанией.
  5. Результаты независимой экспертизы.
  6. Водительские права лица, который управлял машиной на момент аварии.
  7. Свидетельство о регистрации ТС.

У кого хранится?

Договор составляется в двух экземплярах и хранится у каждой из сторон сделки. Хранить его следует не менее трех лет. Ровно столько составляет сроки исковой давности (п. 1 ст. 196 ГК РФ). Копию документа вместе с уведомлением о переходе прав третьему лицу следует направить страховой компании.

Статья 196 ГК РФ. Общий срок исковой давности

  • Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
  • Срок исковой давности не может превышать десять лет со дня нарушения права, для защиты которого этот срок установлен, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ “О противодействии терроризму”.

Условия, порядок и правила расторжения

Гражданский кодекс РФ допускает возможность расторжения договора цессии (ст. 450–451 ГК РФ). Сделать это можно:

  • в одностороннем порядке;
  • по обоюдному согласию;
  • через суд.

По инициативе одной из сторон

Для того, чтобы инициировать расторжение договора цессии, у стороны сделки должны иметься веские основания. Прекращение договорных отношений возможно в следующих случаях:

  1. Договор нарушает требования закона и переуступает права, передача которых запрещена (алименты, моральный и материальный ущерб).
  2. К договору не был приложен необходимый пакет документов.
  3. Приобретатель долга не произвел оплату по сделке в установленные сроки.

Расторгнуть документ в одностороннем порядке без участия суда можно в двух случаях:

  1. Если условия такого расторжения прописаны в документе.
  2. Если получилось прийти к мировому соглашению со второй стороной.

Во всех других ситуациях требуется обращаться в суд. Заинтересованная сторона должна составить письменное Уведомление, в котором указывается причина расторжения договора, а также предполагаемая дата разрыва отношений.

Мировое соглашение

Расторжение по обоюдному согласию возможно, если обе стороны на добровольной основе не намерены больше исполнять условия документа. Аннулировать договор можно путем заключения двустороннего соглашения. Форма такого соглашения официально закреплена законодательством (гл. 29 ГК РФ). Документ должен быть составлен в письменной форме.

Чтобы Соглашение имело законную силу, требуется заверить его у нотариуса.

Через суд

Если достигнуть консенсуса с другой стороной договора не получается, расторгнуть соглашение в одностороннем порядке можно через суд. Для этого в Арбитражный суд по месту регистрации ответчика подаётся иск с указанием причины, по которой возникла необходимость аннулирования документа. К иску необходимо приложить:

  • ксерокопию договора цессии;
  • ксерокопию соглашения, на основании которого возникло первоначальное обязательство;
  • любую другую документацию, которая будет подтверждать необходимость расторжения сделки.

Как выбрать надежную компанию для переуступки права на получение выплаты?

Перед заключением договора цессии нужно убедиться, что компании, покупающей долг, можно доверять. Для этого следует ориентироваться на следующие аспекты:

  • Механизм работы организации. Надёжная фирма не заключает договор цессии в первый же день. Предварительно специалисты изучают нюансы споров со страховой компанией, проводят самостоятельную оценку повреждений автомобиля. И только после этого выставляют клиенту финансовые условия сделки.
  • Качество проводимой экспертизы автомобиля. Почти каждая компания предлагает услуги независимой экспертизы про оценке ущерба, нанесённого автомобилю. Для этого требуется соответствующее оборудование и квалификация оценщика. Если организация “на глаз” определяет стоимость повреждений, ей не следует доверять.
  • Размер предлагаемой компенсации. Стандартный процент, который оставляют себе перекупщики за договор цессии, колеблется в пределах 30. Любая цифра, существенно отличающаяся от этой в большую или меньшую сторону, должна насторожить клиента.
  • Содержание самого договора. Перед подписанием необходимо внимательно ознакомиться со всеми пунктами соглашения: права и обязанности сторон, выгоды, которые получает цессионарий.

Автоюристы предлагают 2 вида выкупа долга: под доверенности или по договору (цессии). Только второй вариант представляет собой полноценную переуступку и грозит минимальными рисками для водителя.

Мошенничество

Компании-перекупщики используют всевозможные схемы для увеличения своей финансовой выгоды. Самый финансово опасный для клиента алгоритм: одновременное заключение договора цессии и доверенности на представление интересов в суде.

По договору цессии взыскать можно только фактический материальный ущерб, причинённый автомобилю. Зачастую мошенники не только заключают договор цессии, но и получают от водителя доверенность на представление его интересов в суде. Туда они обращаются именно на основании доверенности. Это даёт им возможность претендовать не только на всю сумму ущерба, но и на возмещение штрафов и процентов, положенных в соответствии с законом о защите прав потребителей.

Клиенту мошенников это грозит начислением НДФЛ (налога на доходы). Дело в том, что штраф, назначенный судом – не считается страховой выплатой, а рассматривается как доход. Заплатить 13% придётся водителю, ведь доверенность даёт право лишь на предоставление интересов (п.1 ст.210, ст.41, 212, 217, 226 НК РФ). Официально именно водитель остаётся клиентом страховой.

Статья 41 НК РФ. Принципы определения доходов

  • В соответствии с настоящим Кодексом доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами “Налог на доходы физических лиц”, “Налог на прибыль организаций” настоящего Кодекса.
  • В целях настоящего Кодекса не признается доходом (экономической выгодой) получение имущества его фактическим владельцем от номинального владельца, если такое имущество и его номинальный владелец указаны в специальной декларации, представленной в соответствии с Федеральным законом “О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Как избежать подобных уловок?

  • Внимательно изучать все документы прежде, чем подписывать их. Нужно убедиться, что тот вид сотрудничества, который заключён с компанией – действительно цессия.
  • Попробовать самостоятельно разрешить споры со страховой компанией. Когда дело доходит до суда, как правило, закон всегда остаётся на стороне клиента страховой компании. Если шанс выиграть иск действительно большой, исход дела не будет зависеть от того, кто выступает истцом – пострадавшая сторона или цессионарий.

Переуступка долга по ОСАГО через договор цессии – возможность быстро получить деньги на ремонт разбитой машины. Тем не менее к выбору компании и заключению соглашения нужно подойти максимально ответственно, чтобы действительно получить финансовую выгоду от сотрудничества, а не новые проблемы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector