Если я виновник ДТП кто оплачивает ремонт?
Dent-repair.ru

Автомобильный портал

Если я виновник ДТП кто оплачивает ремонт?

Кто возмещает материальный ущерб при ДТП виновник или страховая компания

Возмещение ущерба при ДТП производится виновником, а если он застрахован – страховой компанией. Закон об ОСАГО облегчил жизнь автовладельцам, которые получили гарантию выплаты, если их машину ударили и повредили. Вред возмещается из фондов страховщика, которые заведомо больше, чем доходы виновника. Это избавляет виновника от долгов, а потерпевшего – от долгого ожидания.

Взыскание материального ущерба с виновника ДТП: в каких случаях платит виновный

Парадоксально, но особенно у опытных шофёров, никогда не допускавших аварий, после первого столкновения возникает вопрос: если я виновник ДТП, кто оплачивает ущерб потерпевшему?

Случаи возмещения ущерба при ДТП виновником закон определяет как общее правило: что не застраховано, то страховщиком не оплачивается. «По умолчанию» виновный водитель должен платить, но если у него есть полис, то ему придётся заплатить сверх той суммы, которую не покрыла страховка, а от остального он будет избавлен.

Ответственность за причинённый в аварии урон регулируется статьями ГК и профильного закона об обязательном страховании автогражданской ответственности. Урон оценивается независимым экспертом, который приводит методику расчёта и источник цен на детали и услуги. Страховщики ущерб от столкновения считают с учётом износа деталей: износ уменьшает цену.

Конституционный суд в 2017г. разрешил взыскивать с виновных разницу между деньгами, которые были перечислены за счёт страховой компании, и затратами на ремонт, которые были необходимы, но не оплачивались страховщиком из-за коэффициента износа авто и заменяемых деталей, который понижает страховую выплату.

Таким образом, у пострадавшего есть возможность запросить плату тремя различными способами:

  1. У страховой компании.
  2. У виновного.
  3. У обоих лиц.

Выбор, чей страховщик будет платить, принадлежит потерпевшему: он вправе подать заявление страховщику виновного, а может потребовать от своего прямого покрытия убытков. С 2017 года прямое перечисление действует и в тех ситуациях, если столкнулось более двух автомобилей.

Процедура возмещения ущерба ДТП в натуре – в виде ремонта стала основным видом возмещения с 2017г. Авторизованные центры выполняют ремонт по направлению страховщика, а уже им деньги перечисляются из компании. Исключение оставлено для иностранных туристов, поскольку у них нет времени для ожидания ремонта машины.

Такой же льготой пользуются и украинские шофёры из восточных районов Донецкой и Луганской области. Признание водительских удостоверений ДНР и ЛНР позволяет жителям Донецкой и Луганской областей получать страховку ОСАГО по данным документам.

Работа по возмещению ущерба после ДТП в виде ремонта проводится в срок не более месяца со дня передачи машины в ремонт.

Авария может привести к повреждению не только автомобиля, но и груза, и иного имущества. Гражданский кодекс требует от виновного возмещать убыток в полном объёме, но допускает и снижение ответственности, если виновный малообеспечен и не сможет расплатиться по долгу. Эта норма, предусматривающая возможное уменьшение ответственности, носит характер защиты граждан от неблагоприятных обстоятельств, например, когда в результате аварии разбивается партия ценного алкоголя. В свою очередь, перевозчик и отправитель должны помнить о том, что они могут взыскать не весь убыток, который понесли, и принимать меры предосторожности: страховать груз, помещать его в мягкую упаковку и т.п.

У водителей, которые ездят не имея договора ОСАГО, в ситуации столкновения не по их вине возникает вопрос: выплатит ли им деньги страховая компания нарушителя, если они сами как потерпевшие не имеют полиса? Ответ положительный: хотя езда без ОСАГО является административным правонарушением, она не лишает водителя права на компенсацию материального убытка.

Однако в этой ситуации водитель без полиса не сможет получить прямую оплату от своего страховщика, а будет вынужден обращаться к компании нарушителя.

Возмещение морального вреда

Как уже было сказано выше, оплата сверх страховой суммы законом не предусмотрена, поэтому если повреждения машины оказались дороже 400 тысяч рублей (на 2018г.), разницу виновник будет платить из своего кармана, если у него нет покрытия ДСАГО. Но дорожное происшествие способно принести не только материальный убыток.

Если люди не пострадали, но опоздали из-за аварии на самолёт и лишились отдыха, они вправе взыскать компенсацию стоимости пропавшей путёвки и моральный осадок от испорченного отпуска.

В случае, если столкновение закончилось трагически, и виновник понёс уголовную ответственность, родственники погибшего также могут предъявить ему гражданский иск. Он подаётся в рамках уголовного дела, и ещё до направления дела в суд потерпевшие могут ходатайствовать перед следователем о наложении ареста на имущество обвиняемого.

Необходимо отметить, что российские суды к требованиям компенсации морального страдания подходят достаточно скептически и не удовлетворяют требования на большие суммы, кроме гражданских исков в рамках уголовного дела с гибелью людей.

Удовлетворённые исковые требования о компенсации морального страдания можно расположить от большего к меньшему следующим образом:

  • требования родственников погибшего;
  • претензии травмированных;
  • компенсация за сорванные отпуск, отдых;
  • иные требования.

Так, например, в 2015г. по приговору Кромского районного суда в отношении гражданина Ефимова, осуждённого за аварию с гибелью женщины, на преступника была возложена обязанность выплатить трём родственникам женщины по миллиону рублей. Приговор был обжалован, но Курский областной суд оставил взысканную сумму без изменения.

Для сравнения: Миякинский районный суд в 2019 г. взыскал с гражданина Султанова за тяжкий урон здоровью потерпевшего компенсацию в сумме 50 тысяч рублей.

Оценка морального урона всегда остаётся условной величиной, потому что вернуть погибшего невозможно никакими деньгами. Предполагается, что на полученные деньги потерпевший сможет наладить свою жизнь и постепенно пережить стресс. В уголовном процессе по делам о дорожных происшествиях адвокаты советуют подзащитным по возможности полно удовлетворять требования потерпевших, поскольку заглаживание вреда является смягчающим обстоятельством и помогает избежать колонии.

Возмещение вреда здоровью при ДТП

Лёгкий и средний вред здоровью влечёт ответственность по КоАП, тяжкий – по УК. Судебный акт, в котором установлен факт вреда здоровью, будет обязательную силу для суда при рассмотрении дела о компенсации потерь. В административном деле виновность влечёт штраф, а в гражданском – выплату компенсации потерпевшему.

Максимальный размер выплаты установлен в законе: 400 тысяч за повреждение машины и 500 тысяч за вред здоровью и жизни.

В случае возбуждения уголовного дела по ст.264 УК РФ стоимость медицинской помощи может быть взыскана с виновного. Взыскателем в таких случаях выступает страховая организация, которая возмещала больнице расходы по ОМС. Если пострадавший лечился за государственный счёт, заявление в интересах государства предъявляет прокурор.

Если вопрос о размере вреда не рассматривался параллельно с производством по УК или КоАП, то к исковому заявлению нужно приложить соответствующий судебный акт, в котором будут изложены обстоятельства.

Право на оплату урона здоровью имеют:

  • потерпевший, который был вынужден лечиться за свой счёт;
  • страховая, оплатившая лечение;
  • государство, оказавшее бесплатную экстренную помощь.

В случае очень высоких расходов на лечение ответчик может их оспорить, если докажет, что они не были необходимыми.

После вынесения судебного решения и получения исполнительного листа из-за недостатка доходов у должника или их сокрытия взыскание может затягиваться. В этом случае можно подать ходатайство об индексации присуждённой выплаты.

Исковое заявление о возмещении ущерба при ДТП

Автострахование считается убыточным, и компании стараются по возможности не выплачивать всю заявленную пострадавшим сумму. Даже «Росгосстрах» отказывал в выплатах и был регулярным ответчиком в судах. Например, в апелляционной инстанции Санкт-Петербургского городского суда в 2018 году каждый месяц рассматривалось несколько требований к «Росгосстраху».

Досудебный претензионный порядок по страховым спорам не является обязательным, но желательно пройти и стадию направления досудебной претензии. Если ответчик просрочивает выплату, на задержанную сумму начисляется пеня. К иску нужно приложить расчёт взыскиваемой суммы, в котором складывается урон, проценты, оценка нематериального урона.

Истец вправе требовать оплату судебных расходов, возместить оплату работы юриста, компенсировать расходы на экспертизу, но эти расходы не входят в цену иска. К судебным расходам также относится госпошлина, которую платит истец; но если иск подаётся к организации и требуется сумма меньше миллиона рублей, то по закону «О защите прав потребителей» такой иск госпошлиной не облагается.

Гражданский кодекс содержит правило о том, что срок исковой давности равен трём годам, но для страховых споров исковая давность снижена до двух лет. Если страхователь подал страховому агенту недостоверные документы, например, талон техосмотра, страховая вправе выдвинуть встречный иск о признании договора ничтожным.

В шапке искового заявления следует указать:

  1. Наименование суда.
  2. Наименование истца и ответчика с адресами.
  3. Цену иска.

Если иск подаётся к физическому лицу и не подпадает под действие закона «О защите прав потребителей», сразу же после цены иска указывается госпошлина (её можно посчитать при помощи калькулятора на сайте суда). Под наименованием суда подразумевается название районного/городского суда (например: «Приокский районный суд Нижнего Новгорода») или участок мирового судьи (для исков до 50 тысяч рублей).

Иск или соглашение о возмещении

В калькулятор страховки закладывается статистика аварий: виноватая сторона ухудшает коэффициент аварийности и в следующий год ей придётся заплатить взнос в большем размере. Этот коэффициент «бонус-малус» (латинское: «хороший-плохой») сокращённо называется КБМ и является ключевым при расчёте страховой премии.

Полис ОСАГО является обязательным документом для управления автомобилем. Автовладельцам можно дать совет: застраховывать ответственность всех членов семьи, которые водят семейную машину, даже если кто-то делает это пару раз в год. Стоимость полиса закладывается в ежегодные автомобильные расходы, она сравнительно невелика, но может по-настоящему выручить в случае аварии. Своего работника может застраховать работодатель: полис будет действовать несмотря на то, что страхователь и водитель разные лица.

Начало действия страхового договора устанавливается следующим днём после оплаты взноса: если полис оплачен 31 января, то договор страхования действует с 1 февраля.

Договор в электронном виде может быть распечатан в нескольких экземплярах, чтобы не восстанавливать, если один затеряется, будет украден из салона или обветшает. Чек об оплате в безналичном порядке подтверждает факт заключения договора.

В простых ситуациях используется европротокол, но для этого должен отсутствовать вред здоровью людей (включая пешеходов) и пострадали только два застрахованных автомобиля. Если пострадали два автомобиля, но застрахована только ответственность нарушителя, его СК всё равно выплатит деньги потерпевшему. Когда вина очевидна, а вмятины невелики, можно заполнить бланк и отослать его страховщикам.

Бланки для европротокола должны прилагаться к полису ОСАГО, но не все агенты их выдают, поэтому их можно найти на официальном сайте РСА и распечатать, чтобы они всегда лежали в салоне.

В бланке извещения есть условные изображения легковушки, грузовика и мотоцикла; место повреждения указывается стрелкой. В поле на обороте бланка обязательно указать обстоятельства дорожного происшествия. Предполагается, что шофёр ведёт себя должным образом: находится в трезвом состоянии; отметка об этом делается в специальном поле.

В случае, если не удалось подписать европротокол, нужно не уезжать с места аварии и дождаться приезда патруля ГИБДД. Даже если две машины встали в транспортном потоке, лучше выждать полчаса, чтобы доехал патруль и сфотографировал положение машин; это не даст страховой оснований взыскивать убыток в порядке регресса.

Спорная ситуация: кто возмещает ущерб при ДТП виновник или страховая компания, возникает при ненадлежащем оформлении документов. Если водитель забыл уведомить организацию о произошедшем, это может выступить основанием для отказа в выплате. Организация при этом сошлётся на «Правила ОСАГО» от 2014г., согласно которым водители должны сообщать о столкновении в свои страховые организации в течение пяти рабочих дней с того дня, как оно случилось.

Если у кого-то из шофёров есть номер так называемого «аварийного комиссара», желательно вызвать его к месту происшествия.

При обоюдной вине разумнее всего заключить на месте соглашение о взаимном отказе от претензий. Таким образом водители избегают повышения стоимости полиса из-за увеличения коэффициента КБМ.

Если неясен размер урона (больше или меньше верхней границы для европротокола), лучше вызвать ГИБДД. С 1 июня 2018г. максимальная выплата по европротоколу поднята с 50 до 100 тысяч рублей.

В зависимости от сложности ситуации можно рекомендовать водителям следующие варианты действий:

  • урон минимален – расчёт на месте с сохранением КБМ;
  • не очень велик – оформление европротокола;
  • чувствителен – вызов аварийного комиссара;
  • вблизи или свыше 100 тысяч рублей – вызов ГИБДД.

Что делать виновнику ДТП, чтобы не пришлось платить из своего кармана?

При оформлении ДТП нужно учитывать все тонкости отечественного страхового законодательства, иначе придётся возмещать ущерб из своего кармана. Этого легко избежать при соблюдении ряда простых рекомендаций. Итак, что следует предпринять, чтобы не пришлось самостоятельно оплачивать ремонт машины пострадавшего?

Оставайтесь на месте ДТП

Можно покинуть место происшествия без оформления документов, но только когда есть пострадавшие, которым требуется экстренная медицинская помощь. Если состояние травмированного человека не позволяет дождаться медиков, следует самостоятельно доставить его в больницу любым доступным способом, а затем вернуться на место аварии.

Читать еще:  Что делать с европротоколом после ДТП виновнику?

Факт перевозки пострадавшего в больницу должен быть подтвержден документально. Для этого нужно взять соответствующую справку в медицинском учреждении.

Если в процессе транспортировки пришлось прибегнуть к услугам такси, в дополнение к справке от медиков следует приложить документы, подтверждающие оплату поездки.

В остальных случаях оставление места происшествия будет расцениваться как нарушение ПДД. Конечно же, это не повод для отказа в возмещении ущерба, так что потерпевший всё равно получит страховое возмещение. Однако впоследствии страховщик непременно предъявит виновнику аварии регрессное требование.

Свяжитесь со страховщиком

При оформлении дорожного происшествия в соответствии с условиями «Европротокола» виновнику аварии необходимо незамедлительно связаться со своей страховой компанией. При этом следует узнать, как именно можно направить страховщику заполненное извещение о ДТП. По закону на передачу этого документа отводится пять рабочих дней (кроме выходных праздников).

При нарушении упомянутого условия страховая компания получает право на взыскание с виновника аварии всей суммы возмещения, выплаченного пострадавшему. Если не удается дозвониться до менеджеров или они избегают контакта, следует переслать извещение заказным письмом (с уведомлением и описью вложений).

Купить ОСАГО онлайн – удобный заказ и сравнение цен

Не ремонтируйте автомобиль

Страховая компания вправе осмотреть не только машину пострадавшего, но и транспорт виновника дорожного происшествия. При этом менеджеры обязаны организовать осмотр в течение пятнадцати дней с момента аварии (кроме выходных праздников). Если отремонтировать машину раньше, страховщик получает право на регресс.

В некоторых случаях страховая компания может счесть осмотр автомобиля виновника аварии напрасной тратой времени. При этом не стоит полагаться на устные заверения менеджеров. Ремонтировать машину раньше упомянутого срока можно только после получения письменного разрешения от страховой компании.

Возьмите у потерпевшего расписку

Порой столкновение транспортных средств обходится без видимых повреждения каких-либо деталей. Как правило, после такого события водители предпочитают просто разъехаться. При этом всегда есть риск, что другой водитель вернется на место аварии и обратится в ГИБДД. Если машина второго участника аварии получила скрытые повреждения, подобная ситуация может обернуться серьёзными проблемами со страховой компанией.

Чтобы гарантированно обезопаситься от возможного регресса, следует получить расписку об отсутствии имущественных претензий вследствие дорожного происшествия.

При этом в документе должна быть указана следующую информацию:

  1. Время, дата, координаты места аварии.
  2. Марка, модель и регистрационный знак каждой машины.

Также нужно указать сведения обо всех участниках инцидента. При возникновении разногласий между водителями такой документ поможет доказать, что действия виновника аварии были согласованы с пострадавшим.

Кроме того, расписка понадобится при оформлении происшествия по «Европротоколу». В такой ситуации максимальная выплата составляет пятьдесят тысяч рублей, а весь ущерб сверх этой суммы возмещает водитель-виновник. Как известно, всегда есть риск ошибки при оценке размера ущерба на месте аварии.

Соответственно, в такой расписке должна быть фраза «не имею финансовых претензий к виновнику ДТП в части, превышающей пятьдесят тысяч рублей». Наличии этого документа позволит без опасений оформить происшествие в рамках «Европротокола».

Контактируйте с потерпевшим

Если стоимость ремонта превысит размер максимальной выплаты по ОСАГО , недостающую сумму оплачивает виновник аварии (если у него нет полиса ДСАГО). При малейших сомнениях относительно итоговой стоимости ремонта машины пострадавшего нужно непременно поддерживать с ним связь.

Это позволит заблаговременно узнать о необходимости дополнительных затрат. Естественно, расходы потерпевшего должны быть подтверждены заключением независимого эксперта. В любом случае стоит перепроверить заключение экспертизы на предмет ошибок.

Иногда для завышения размера ущерба оценщики включают в отчёт лишние детали или используют прочие хитрости. Конечно же, можно оспорить такое заключение в судебном порядке, что позволит уменьшить расходы на компенсацию ущерба сверх максимальной выплаты по договору ОСАГО.

Только правда

Последний совет вряд ли поможет виновнику ДТП, но нельзя его не коснуться, ведь это одно из оснований для регресса. Речь о достоверности сведений при оформлении электронного полиса ОСАГО. Если автовладелец при заключении договора через Интернет указал в анкете заведомо ложные сведения, которые привели к занижению платежа, то страховая компания вправе предъявить регресс.

Например, некий гражданин застраховался по ОСАГО через сайт страховой компании. При этом он занизил мощность двигателя своего автомобиля. Некоторое время спустя гражданин спровоцировал дорожную аварию. В такой ситуации его страховая компания оплатит восстановление транспорта пострадавших, а затем потребует у виновника ДТП компенсации понесённых расходов.

Чтобы избежать подобной ситуации, нужно тщательно проверить достоверность сведений в полисе и заявлении ещё на стадии оформления страховки.

Е-ОСАГО по выгодной цене

Мобильное приложение от INGURU сэкономит время и деньги:
10 страховых компаний, онлайн оплата, полисы сохраняются
в приложении и приходят на e-mail

В каких случаях страховая может заставить виновника ДТП оплачивать его?

Мы уже касались случаев, когда виновник ДТП может быть призван к ответу, получив обязательство оплатить часть или полный объем ущерба, причиненного им в ДТП. В частности, мы рассматривали случаи, когда сумма выплат по ОСАГО может не совпадать с реальной компенсацией потерпевшим, а также когда автомобилем управляет водитель, не вписанный в полис ОСАГО. И последнее относится как раз к той категории нарушений, которые интересуют нас сегодня: это случаи, когда страховая компания вправе получить от виновника ДТП полную компенсацию выплат, осуществленных ей по договору ОСАГО. Ведь на самом деле, таких условий немало, и все они гарантируют, что закон окажется на стороне страховщика. Давайте рассмотрим их все.

П раво страховщика требовать компенсации выплаченного им ущерба регламентируется Федеральным законом № 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», а конкретно – соответствующей статьей 14, которая фиксирует «право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред». Теперь давайте рассмотрим эту статью по пунктам и выясним все случаи, когда виновника ДТП могут заставить компенсировать затраты страховой компании.

Подпункт «а» пункта 1 статьи 14 указывает, что «к страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если вследствие умысла указанного лица был причинен вред жизни или здоровью потерпевшего». Иными словами, если при изучении обстоятельств ДТП будет установлено, что виновник ДТП с пострадавшими или погибшими действовал умышленно, страховая вправе через суд в полном объеме взыскать с него все компенсационные выплаты, которые она осуществила.

Подпункт «б» устанавливает право страховщика на регрессное требование к виновнику ДТП, если «вред был причинен указанным лицом при управлении транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного)». То есть, пьяные виновники ДТП будут платить за все сами – во-первых, страховая истребует с них все выплаченные потерпевшим деньги, а во-вторых, потерпевшие вправе потребовать от них дополнительной компенсации ущерба, который не был покрыт максимальной страховой выплатой.

К сожалению, на данный момент у пьяных водителей еще есть лазейка: к пьяным не причисляют тех, кто отказался от освидетельствования или специально употребил алкоголь после совершения ДТП. Однако с 29 октября 2019 года вступят в силу поправки, которые устранят эту недоработку: в подпункт «б» будут включены случаи, когда «указанное лицо не выполнило требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения или оно не выполнило требование Правил дорожного движения Российской Федерации о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен».

Подпункт «в» гласит, что страховщик может требовать компенсации от виновника ДТП, если он «не имел права на управление транспортным средством, при использовании которого им был причинен вред». Формулировка довольно широкая: в нее входят как водители, лишенные прав, так и те, кто, к примеру, управлял автомобилем категории, не открытой в действующих правах.

В подпункте «г» указана возможность регрессного требования к виновнику аварии, если он скрылся с места дорожно-транспортного происшествия. Разумеется, для этого потребуется установить личность виновника, чем и пользуются некоторые малодушные личности, стремящиеся избежать заслуженного наказания. Тем не менее, если виновник ДТП будет найден, на него ляжет полная финансовая ответственность за содеянное.

Об этом варианте мы упоминали в отдельном материале: подпункт «д» устанавливает право страховщика на компенсацию его расходов, если автомобиль виновника был застрахован, но сам виновник не был вписан в действующий страховой полис. Разумеется, речь идет только так называемых «закрытых» или «ограниченных» полисах ОСАГО – если он был заключен в отношении неограниченного круга лиц, страховая компания обязана компенсировать ущерб самостоятельно.

Статья 11 закона об ОСАГО устанавливает обязанности водителей при ДТП: в частности, виновник обязан в течение 5 рабочих дней уведомить свою страховую компанию об аварии и не приступать к ремонту или утилизации пострадавшего автомобиля в течение 15 дней после нее, поскольку страховщик в этот период вправе потребовать проведения его осмотра или технической экспертизы. Подпункт «з» статьи 14 устанавливает возможность регрессного иска от страховой в виновному лицу, если «до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции приступило к ремонту или утилизации транспортного средства, при использовании которого им был причинен вред, и (или) не представило по требованию страховщика данное транспортное средство для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы». Проще говоря, если виновник ДТП начнет ремонт или утилизацию машины, на которой он попал в аварию, до истечения срока в 15 рабочих дней, страховая может потребовать от него компенсации своих выплат потерпевшим.

Еще один подпункт под буквой «к» устанавливает ответственность виновника ДТП, даже если он был вписан в действующий полис ОСАГО, но при покупке этого полиса онлайн были указаны недостоверные данные, чтобы уменьшить его цену. Как известно на итоговую стоимость полиса влияют разные коэффициенты – территориальный, возрастной и так далее, и если какой-то из них оказался неверным, что сделало полис дешевле, то такая небольшая «экономия» может обернуться куда боле серьезными затратами при ДТП.

Помимо рассмотренных выше случаев пункт 1 статьи 14 содержит еще два подпункта, которые не актуальны для владельцев легковых автомобилей. Так, подпункт «и» устанавливает возможность регрессного требования страховой к виновнику ДТП, если им стал водитель легкового такси, автобуса, грузового автомобиля, оборудованного для пассажироперевозок, или автомобиля для перевозок опасных грузов, если на указанное транспортное средство нет действующей диагностической карты. Владельцы указанных выше машин обязаны проходить техосмотр дважды в год, а актуальная диагностическая карта – обязательное условие для осуществления страховых выплат.

Второй подпункт, который мы упомянем здесь, еще не вступил в силу: абзац под буквой «л» станет актуален с 29 октября 2019 года. Он указывает, что страховая имеет право на регрессное требование к лицу, ставшему виновником ДТП, если «вред был причинен указанным лицом при использовании транспортного средства с прицепом при условии, что в договоре обязательного страхования отсутствует информация о возможности управления транспортным средством с прицепом, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям». Обратить внимание стоит на самый конец формулировки: прицепы к легковым автомобилям не входят в число поводов для судебного разбирательства – здесь речь идет о грузовых машинах и прицепах к ним, которые должны фигурировать в полисе ОСАГО.

Страховая выплата виновнику ДТП

Попасть в ДТП всегда обидно и неприятно. Но вдвойне обиднее виновнику аварии, т.к. ему придется восстанавливать автомобиль за свой счет. Бывают ситуации, когда виновный в аварии водитель также может рассчитывать на получение страховой суммы денег, но это случается не часто.

В зависимости от того, на каких условиях застрахованы участники дорожного движения, будет определяться наличие или отсутствие возможности страховой выплаты для виновника ДТП. Если возмещение допускается, оно может быть полным или частичным. При подписании договора страхования в отношении водителя или автомобиля следует внимательно изучить приложенные правила, чтобы они не стали неприятным и неожиданным сюрпризом при наступлении страхового случая.

Нормативная база

К основным нормативным документам, которыми руководствуются инспекторы ГИБДД при оформлении дорожно-транспортных происшествий, а также работники СК при регистрации страхового случая и определения возможности страховой выплаты виновнику ДТП, относят:

  • Правила дорожного движения — свод правил, описывающих поведение на дороге, обязанности участников движения, их действия после аварии.
  • КоАП РФ — кодекс, в котором сформулированы наказания, следующие за нарушением ПДД (глава 12).
  • ФЗ-40 об ОСАГО — в этом законодательном акте прописаны все тонкости, связанные с оформлением ОСАГО, рассмотрением страхового случая и выплатой.
  • ГК РФ — этим кодексом придется руководствоваться в случае, когда страховая компания добровольно отказывается выплатить возмещение, и гражданин направляет исковое заявление в суд общей юрисдикции.

Оформляя происшествие, инспектор ГИБДД должен указать, кто именно нарушил правила, и по какому пункту. Также на месте, при необходимости, выписывается постановление о назначении административного штрафа, на основании КоАП РФ. На основании этих документов можно определить, кто является виновником в ДТП, а кто — пострадавшим.

Если повреждения автомобилей не слишком серьезные, и между водителями нет спора о том, кто нарушил правила, авария оформляется по принципу «европротокола», т.е. на месте и без присутствия инспекторов ГИБДД. Документальным подтверждением такого дорожно-транспортного происшествия будет являться заполненный бланк извещения о ДТП, который подписывают оба участника.

Когда виновнику ДТП положена страховая выплата?

Говоря о страховой выплате виновнику ДТП, можно выделить 3 варианта развития событий:

Читать еще:  Как правильно оформить извещение о ДТП?

Закон об ОСАГО уведомляет, что в случае ДТП денежная выплата положена тому участнику, который невиновен в произошедшем. То есть, если оба участника имеют только стандартные полиса ОСАГО, то виновное в аварии лицо не получит никакого материального возмещения. Кроме этого, при следующей покупке полиса, к такому водителю будет применяться повышенный коэффициент «бонус-малус», и страховка обойдется дороже.

По этой причине некоторые водители предпочитают не оформлять мелкие аварии официально, даже с использованием «европротокола», а стараются решить вопрос на месте. Для молодых водителей с маленьким стажем виновность в ДТП может повысить стоимость следующего полиса ОСАГО в 1,5 раза.

Платит ли страховая виновнику ДТП по ОСАГО?

В самом общем случае страховая компания не платит виновному водителю в ДТП возмещение по ОСАГО, т.к. это не предусмотрено Законом об ОСАГО ФЗ №40. Принцип этого закона состоит в том, что денежную компенсацию или направление на бесплатный ремонт получает лишь тот, кто невиновен в аварийном происшествии.

Случаются такие дорожно-транспортные происшествия, при которых не повреждаются другие машины, но портятся или уничтожаются разные элементы дороги, например:

В этой ситуации виновнику, даже если у него есть действующий полис ОСАГО, страховые выплаты также не назначаются. Но есть и свои плюсы — в пределах страховой суммы ( 400 тыс.руб.) возмещение будет выплачено владельцу имущества, обычно городскому хозяйству, страховой компанией. Если же ущерб превысит 400 тыс., то тогда виновнику ДТП придется платить разницу между реальными затратами на реконструкцию и максимальной суммой возмещения из своего кармана.

Но как же быть, если вина водителей обоюдная? Страховщики часто ссылаются на пункт 22 статьи 12 Закона об ОСАГО, где утверждается, что в таком случае доля вины каждого из водителей устанавливается судом, и исходя из этого, страховщики назначают суммы к страховой выплате обоим виновникам ДТП. На практике часто складывается так, что страховые компании до последнего уклоняются от выплат в случае, если дорожно-транспортное происшествие случилось из-за нарушения правил обоими водителями. Тогда компенсацию придется взыскивать в судебном порядке.

Страховая выплата виновнику ДТП по КАСКО?

Если у водителя есть оформленный полис КАСКО, то тогда степень его вины в дорожно-транспортном происшествии не так важна. Страховая выплата виновнику ДТП будет назначена в любом случае, в соответствии с условиями подписанного договора страхования. У каждой СК есть свой перечень условий, которые должны соблюдаться при подаче сведений о произошедшем случае.

Нередко водитель пытается сэкономить на стоимости страховки, выбрав более дешевый вариант КАСКО, и не вчитываясь в полные правила предоставления услуги. Страховщики, в свою очередь, уменьшают стоимость полиса за счет введения франшизы. Это означает, что при наступлении страхового события потерпевшему (даже если он же является и виновником) будет выплачена не вся сумма ущерба, а за вычетом определенной части. Соответственно договору, эта часть может рассчитываться как в твердой денежной сумме, так и в виде пропорции относительно общего ущерба.

Стоит заметить, что наличие страховки КАСКО не отменяет обязанности водителя застраховать свою ответственность по ОСАГО, т.к. эти два вида страхования не пересекаются между собой. КАСКО страхует сам автомобиль от ущерба, угона, уничтожения, а ОСАГО страхует ответственность водителя по нанесению ущерба третьим лицам и их имуществу.

Когда страховая не выплатит компенсацию виновнику аварии?

Список условий, при которых СК не перечисляет страховую выплату виновному в ДТП, четко определен. К ним относится:

  • состояние наркотического или алкогольного опьянения;
  • управление ТС без наличия водительских прав или соответствующей категории;
  • управление ТС без согласия владельца (угон);
  • умышленное причинение вреда (наезд, столкновение);
  • побег с места ДТП.

В этих ситуациях, даже при наличии страховки КАСКО, рассчитывать на денежную компенсацию или оплаченный ремонт не придется. Если же ответственность водителя была застрахована только по обязательному полису страхования ответственности ОСАГО, то здесь будет применяться правило регресса.

Согласно ст.14 ФЗ об ОСАГО, страховщик имеет право требовать с виновника ДТП всю сумму выплаченного ущерба в порядке регресса. На практике это означает, что пострадавшему человеку будет выплачена вся сумма (в установленных пределах). После этого юридический отдел компании-страховщика составит претензию виновному участнику дорожно-транспортного происшествия, в которой потребует добровольно выплатить указанную сумму на счет СК. В случае отказа виновника от перечисления денег, компания оставляет за собой право подать исковое заявление в суд.

Несмотря на то, что регресс — это право, а не обязанность, любая страховая компания старается прибегать к этому праву максимально часто. Если авария произошла по причинам, указанным выше, виновному участнику следует сразу готовиться к тому, что ему придется выплатить всю сумму ущерба в ДТП, и любой полис страхования здесь не поможет.

Нюансы

К сожалению, все чаще и чаще случаются ситуации, когда при оформлении дорожного происшествия полис ОСАГО виновного участника оказывается недействительным, или его ответственность не застрахована в принципе. Административный штраф за такую оплошность невелик (800 руб., согласно ст.12.37 КоАП РФ), но в таком случае у невиновного водителя возникает большая проблема, как возместить причиненный ему ущерб. ФЗ-40 «Об ОСАГО» не регламентирует такую ситуацию, т.е. здесь следует руководствоваться ГК РФ и обращаться напрямую к виновнику, а после — в суд.

Если в случае аварии был причинен вред здоровью потерпевшему, а причинитель вреда не имеет полиса ОСАГО, или скрылся и не был найден, то в этой ситуации закон на стороне пострадавших. Компенсационную выплату они могут получить в РСА, подав соответствующий комплект документов.

Заключение

Таким образом, на вопрос о том, положена ли денежная выплата виновнику ДТП, нет однозначного ответа. Все зависит от условий аварии, от наличия полисов ОСАГО и КАСКО, от отсутствия отягчающих обстоятельств. Больше всего шансов получить выплату у виновного участника есть в том случае, если его автомобиль застрахован по КАСКО. Однако и тут есть свои нюансы, которые могут снизить или вовсе обнулить сумму возмещения.

Кто платит при ДТП?

Когда вы столкнулись с такой проблемой, как дорожно-транспортное происшествие, необходимо быть юридически подкованным.

Если вы имеете страховку на автомобиль, то последствия могут пройти значительно проще. Но, как минимум, вы должны знать, кому из двух участников ДТП может быть выплачена компенсация за ущерб или кто платит за ремонт авто. Всем известно, что последнее, как правило, прерогатива страховой компании. Но в некоторых случаях, эта обязательство возлагается на виновника ДТП. Каким образом это происходит?

Кто виноват и что делать?

Виновником ДТП является лицо, которое нарушило правила дорожного движения. Так, например, водитель, не включивший сигнал поворотника и начавший менять полосу, может подрезать другого водителя, который едет в своей полосе в общем потоке. Но, если сзади идущий автомобиль не успеет затормозить, то произойдет столкновение.

Часто винят водителя транспортного средства, которое сзади, но с учетом нарушения подачи сигнала о перестроении, виноват первый водитель и любой свидетель аварии может подтвердить это.

Чтобы выявить виновника аварии иногда требуется много времени. Поскольку страховку компания платит не двоим участникам, а одному, то часто владельцам транспортных средств приходится ждать не только вердикт дорожной полиции, но и представителей судебных инстанций.

Важно сразу же сказать, что дело доходит до суда крайне редко. Чтобы заявить о своих претензиях и получить страховку (выплату), нужно предоставить страховой организации справку от ГИБДД, в которой будут указаны причины ДТП (нарушение правил движения, алкогольное опьянение и прочее).

Если в аварии есть пострадавшие, то от водителя требуется расширенная справка о дорожно-транспортном происшествии, в которой указаны все детали.

Когда виновник пытается уйти от ответственности, судебное разбирательство становится неизбежным, поэтому на месте дорожно-транспортного происшествия пострадавший должен позаботиться о доказательной базе.

К доказательствам можно причислить следующее:

  • показания очевидцев момента дорожно-транспортного происшествия;
  • фото-видео фиксация, которая получена с регистратора пострадавшего транспортного средства, камер дорожного наблюдения или же других приборов;
  • акт осмотра транспортного средства, который покажет, с какой скоростью двигался автомобиль, какие маневры совершал и какие сигналы были включены.

Таким образом, мы видим, что виновник дорожного инцидента редко когда может уйти от ответственности. Но сегодня уже не так актуальны эти споры, если человек имеет страховку. Тогда компания, в которой он оформил полис ОСАГО, выплатит компенсацию пострадавшему и больше никаких проблем с ответственностью не будет.

В противном случае, когда виновник не купил или не продлил свою страховку, он будет обязан компенсировать весь ущерб. При этом, он платит за все: за материальный вред, физический и моральный ущерб, компенсирует расходы на эвакуатор, на комиссара, на телеграммы, а если вопрос решался в суде, то еще и судебные издержки.

Когда страховая возмещает ущерб

Если ваша машина попала в ДТП, нужно решить, каким образом будет урегулироваться данная ситуация. Чтоб получить страховые выплаты после дорожно-транспортного происшествия, необходимы четкие и решительные действия.

Вне зависимости от того, в каком статусе вы являетесь участником ДТП – пострадавшим или виновником – вы должны быть максимально заинтересованы в том, чтобы страховая компания урегулировала ответственность нарушителя в пользу потерпевшего.

В противном случае, виновник должен будет самостоятельно оплачивать расходы на восстановление транспортного средства, причем, в первую очередь, чужого, а потом уже своего.

Давайте разберемся, как можно максимально быстро получить компенсацию с помощью страховой компании?

Прямое урегулирование

Сегодня многие компании работают по системе прямого урегулирования или ПВУ (прямое возмещение ущерба). Эта система позволяет пострадавшему получить страховку в своей компании, где он оформлял полис автогражданской ответственности.

Однако, для этого необходимо, чтобы одновременно совпало несколько условий:

  1. В ДТП пострадало 2 авто.
  2. Ущерб не более 50 тыс. рублей.
  3. Оба водителя имеют ОСАГО в компаниях, поддерживающих систему ПВУ.

В этом случае, компания платит пострадавшему компенсацию по ущербу. Причем делается это очень быстро и без лишних документальных проволочек. Можно смело сказать, что такая система является одним из первых шагов к минимизации волокиты и европейскому подходу в решении подобных вопросов.

Использование Европротокола

Европротокол представляет собой упрощенную схему урегулирования последствий дорожно-транспортного происшествия и возможен он если:

  • во время аварии никто не пострадал физически, а ущерб нанесен только автомобилю и имуществу участников;
  • участники ДТП договорились между собой и не имеют споров;
  • оба водителя застрахованы по ОСАГО.

Если все условия соответствуют, то водители могут заполнить Европротокол, уведомить прямо на месте ДТП страховую компанию и разъехаться по своим делам. Это наиболее легкий и простой способ получить страховку, кроме того, вы существенно сэкономите время и себе, и другим участникам движения.

При условии, что вы правильно заполнили Европротокол (Извещение о ДТП), вовремя известили страховщика, то компания платит в 30 дневный срок, а если компенсация предусматривает ремонт, то

Оформление с помощью ГИБДД

Еще может быть такой вариант, что при аварии необходимо присутствие сотрудников ГИБДД. Они составляют схему аварии, выдают документы, которые впоследствии пострадавший будет передавать в страховую компанию, и на основании которых она выплачивает компенсации.

Чтобы получить страховую выплату по ОСАГО после аварии, нужно произвести ряд действий, причем подойти к вопросу максимально серьезно и узнать: кто платит за нанесенный ущерб и ремонт авто.

Вне зависимости от того, как вы решите урегулировать вопрос, вызывать или не вызывать ДПС, вы должны заполнить Извещение. В нем следует отобразить все данные о водителях, номер и серию паспорта, водительского удостоверения, номер страхового полиса и госномера. После чего, необходимо ждать приезда дорожной полиции и представителя СК.

Во время разбора происшествия, сотрудники ГИБДД должны выдать вам справку о дорожном происшествии, однако иногда за ней придется съездить и в отделение. В документе должен быть максимальный объем информации об аварии. СК платит за ремонт транспортного средства, если есть существенные доказательства.

Справка – это один из самых значимых аргументов, наряду со схемой ДТП и заполненным водителями Извещением.

Справка формы 154 может быть двух видов:

  • стандартная форма;
  • расширенная справка.

В любом подобном документе подтверждается факт случившейся аварии. Здесь указывают данные о водителях и авто, участвовавших в происшествии. Также здесь описываются все видимые повреждения транспортного средства.

В расширенной справке о ДТП указывается информация о владельце авто (ФИО, номера водительских удостоверений прочее), также определяется вменяемость водителей во время аварии. Оформление данного документа из ГИБДД требует больше времени, чем получение стандартной формы.

Но именно эта форма предоставляет много полезной информации для страховой компании. Ведь после происшествия вы обращаетесь в СК, а там можете столкнуться с массой трудностей.

Читать еще:  Если у второго участника ДТП нет страховки?

Если возникают сомнения о том, кто виновник аварии, страховщик может запросить в качестве дополнительного документа решение суда по факту ДТП. Эта необходимость возникает при условии, что страховая организация подозревает мошеннические действия со стороны клиента. Если такие факты подтвердятся, разумеется, компания не выплачивает никаких компенсаций пострадавшему.

Подача документов

В случае, когда вы стали участником аварии, помните, что подать необходимые документы в страховую организацию нужно в течении пяти дней. Иначе СК имеет законное право отказаться выплачивать страховку, что существенно затруднит ремонт авто.

Претендуя на получении компенсации, вам необходимо написать заявление и подать необходимые документы:

  • паспорт;
  • водительское удостоверение;
  • ИНН;
  • техпаспорт;
  • страховой полис;
  • справка от ГИБДД.

Вы можете дополнить этот список справкой из больницы, доверенностью на авто, чеками, что подтверждают ваши расходы на транспортное средство и самолечение после ДТП. Страховая фирма в итоге платит по всем подобным расходам.

Закон об ОСАГО четко регламентирует сроки, в которые страховщик выплачивает компенсации, однако, здесь многое зависит от того, насколько оперативно вы действуете.

К кому обращаться за выплатой при тотальной гибели авто

Следующий порядок выплат будет приписан к случаю, когда ваше авто сильно пострадало вследствие ДТП и ремонтировать его экономически не выгодно.

Подтвердить факт «конструктивной гибели» вашей машины может исключительно независимая экспертиза, и страховая компания выплачивает компенсацию по следующей схеме:

  • эксперт производит расчет стоимости эксплуатации транспортного средства и определяет рыночную стоимость машины на момент аварии;
  • производится подсчет стоимости уцелевших деталей, которые можно использовать;
  • из реальной стоимости авто вычитается стоимость деталей и в результате получается сумма, которую страховая компания платит пострадавшему.

Как правило, страховщик платит по тотальной гибели 60-70 процентов от рыночной стоимости автомобиля, но учитывая то, что сумма обычно занижается, вы можете получить очень малую сумму.

В этом случае, вам следует произвести независимую экспертизу, которая адекватно оценит все повреждения и сохраненные детали, а также составит правильный акт осмотра, на основании которого можно требовать более крупную выплату.

Когда нужно идти в суд?

Ситуаций, когда страховая компания не выплачивает компенсацию достаточно много. Одной из причин отказа является отсутствие у виновной стороны полиса ОСАГО.

Если у пострадавшего есть полис КАСКО, то эти расходы будут компенсированы, но если его ответственность застрахована простой автогражданкой, то СК откажет на вполне законных основаниях. Что же делать в этом случае?

Пострадавший должен обратиться к виновнику, который, в свою очередь, должен компенсировать ущерб. Для этого составляется досудебная претензия, в которой он излагает обстоятельства дорожно-транспортного происшествия и сумму ущерба.

К претензии прилагаются акты осмотра автомобиля сотрудниками СТО или независимого эксперта, если она имела место быть. Если нарушитель в срок до 10 рабочих дней не реагирует на данное письмо, потерпевший может обратиться в суд.

Как правило, суд обязывает виновника выплатить ущерб пострадавшему, а также все судебные издержки, расходы пострадавшей стороны, которые возникли в результате разбирательства, должны быть оплачены ответчиком.

Минус для истца лишь в том, что срок рассмотрения и принятия решения может быть растянут надолго, при этом результат будет неизменным: ремонт авто нужно будет производить за свой счет, а потом эта сумма будет компенсирована виновником аварии.

Нередко, в судебном порядке подаются ходатайства об ускорении рассмотрении дела. Как правило, это связано с исками, если страховщик не выплачивает компенсацию, при этом, нет законных оснований для этого.

Суд может привлечь страховую компанию к ответственности, однако, для ускорения выплаты вы можете самостоятельно привести её в СК.

Важно помнить, что отказ от возмещения ущерба фирмой-страховщиком еще не повод для огорчений. В этом случае обратитесь в суд с иском о выплате ущерба виновником дорожно-транспортного происшествия.

Чья страховая компания возмещает ущерб пострадавшему при ДТП? Наиболее распространенные ситуации

В России дорожно-транспортные происшествия частое явление. В любой аварии есть пострадавшая и виновная сторона.

Пострадавший всегда переживает по поводу возмещения ущерба. Захочет ли виновник восстанавливать автомобиль? Есть ли смысл обращаться в страховую компанию? Что дает договор страхования ОСАГО? Какая (то есть чья) страховая компания выплачивает ущерб? В конце концов, что делать при аварии автомобиля? Ответы далее.

Кто выплачивает компенсацию?

Дорожно-транспортное происшествие – это событие, которое возникает в процессе движения по дороге ТС и с его участием. В нем могут погибнуть или пострадать люди, или могут быть разбиты ТС. Экономический ущерб от аварии составляет 1-3% ВНП. В России в них гибнет около 27 тыс. человек в год. Хоть государство борется с нарушением ПДД, ужесточает правила сдачи экзаменов на водительское удостоверение, но это не дает желаемых результатов: аварии были, есть и будут. Любое ДТП – стресс для виновника и потерпевшего.

Но иногда требуют возмещения расходов на ремонт с виновника или водителя, который был за рулем транспортного средства. Есть страховые случаи, когда идут за помощью в РСА (подробнее о том, что такое страховой случай, можно узнать тут).

Теперь вы в общих чертах знаете, кто выплачивает компенсацию.

Страховщик

Чтобы он заплатил за повреждения при ДТП, собирают пакет документов. От потерпевшего требуют протокол из ГИБДД, детальную справку о случившемся и т.д. На руках должно быть заключение от независимого эксперта, который осмотрит поврежденный автомобиль и вынесет вердикт по поводу компенсации. Иногда возникают сложности с получением страховой выплаты ущерба при ДТП по ОСАГО. Страховщик затягивает сроки или выплачивает не столько, сколько надо.

Если в ДТП попали два автомобиля, страховая компания виновника сделает выплату потерпевшей стороне, но при условии предоставления всех необходимых документов. Сложно определить, кто виноват в аварии с участием 3-х и более автомобилей. Не рассчитывают на полную выплату от страхователя. При обращении в суд с исковым заявлением истребуют недостающую сумму денег с виновника (подробнее про алгоритм подачи искового заявления о возмещении ущерба можно узнать тут).

Когда отвечает виновник?

Когда материальный ущерб оплачивает виновник?

  1. Если сумма ущерба превышает лимит страхователя. Максимальная сумма выплаты по ст.7 ФЗ №40, когда пострадало ТС – 500 тыс. рублей, а если причинен вред здоровью и жизни пассажиров, пешеходов – 400 тыс. Если ущерб превышает озвученные выше суммы, разницу взыскивают с виновной стороны (подробнее о том, каков размер максимальной выплаты по ОСАГО, можно узнать тут).
  2. Отсутствие страхового полиса у виновного лица (данные о нем отсутствуют в базе, а то, что есть на руках у него – подделка).
  3. Причинение ущерба ТС не во время движения. Частая ситуация: оцарапывание кузова, припаркованного на парковке из-за неосторожного открытия дверей хозяином рядом стоящего автомобиля.
  4. Моральный вред вправе требовать с виновника, но для этого придется обращаться в суд.

Коллегия по гражданским делам Верховного суда постановила: в ДТП материальные претензии предъявляют не к собственнику автомобиля, а к тому, кто был за рулем при условии, что его вина доказана.

Теперь вы знаете, кто выплачивает компенсацию по ущербу — собственник или водитель.

Ранее РСА брал на себя обязательства по уплате возмещения потерпевшему при ДТП, так как страховая компания виновника обанкротилась или у нее отозвана лицензия.

Вместе с банкротством компании аннулируются все полисы страхования. Это незаконно. Потерпевший должен настоять на том, что при вынесении такого решения РСА не соблюдает правила компенсационных выплат, главу 3 закона «Об ОСАГО». Если увещевания не помогут, можно доказать правду в суде.

Распространенные ситуации

Со 2 августа 2014 г. действуют новые правила, касающиеся порядка возмещения согласно ст. 12 ФЗ-40.

А также правительство настояло на введении прямого возмещения убытков по ст. 14.1 ФЗ-40 (более детально о том, что такое прямое возмещение убытков по ОСАГО, можно узнать тут). С этого дня страховая компания потерпевшего берет на себя все обязательства по выплате компенсации. Есть некоторые нюансы, когда регулируют конфликт так.

  • Столкновение двух ТС.
  • У обоих водителей действительные полисы ОСАГО.
  • Требуется лишь ремонт автомобилей. Вред здоровью или другому имуществу не причинен.

Если у пострадавшего нет полиса?

Ранее за ее отсутствие виновник выплачивал не только штраф, но и забирал автомобиль со штрафстоянки. Сейчас не эвакуируют его туда: эта мера упразднена.

Что будет, если у потерпевшего в ДТП нет полиса ОСАГО? Незастрахованный водитель должен обратиться в свою страховую компанию, а у него нет ее. В таком случае невозможно прямое возмещение убытков. Страховая стребовала бы всю сумму с компании виновника впоследствии, руководствуясь ч. 4, ст. 14.1 ФЗ «Об ОСАГО». Прямое возмещение возможно только при соблюдении 2-х условий:

  1. Наличие полисов ОСАГО у виновника и потерпевшего.
  2. Количество участников – 2, а пострадало только имущество.

Потерпевший не останется без компенсации при столкновении, но ему придется обратиться в страховую компанию виновника со всеми документами.

Смотреть видео по теме ДТП без ОСАГО:

В каких случаях и что можно взыскать?

Полис ОСАГО – это документ, который отодвигает на второй план проблему возмещения ущерба при дорожно-транспортном происшествии. Иногда сумма ущерба больше чем та, которую выплачивает страхователь. Когда обращаются с заявлением в суд на виновника?

  • Размер страховой выплаты меньше будущих затрат на ремонт.
  • Частичное возмещение ущерба при аварии.
  • Страховщик отказывает в выплате.
  • Отсутствие договора страхования у страхователя.

В любой из перечисленных выше ситуаций потерпевший вправе подать досудебную претензию или обратиться в суд. Судья будет на его стороне, но лучше привлечь грамотного юриста и иметь на руках документ об оценке ущерба от независимого эксперта.

Трудно взыскать с виновника моральный вред, если никто не пострадал. Помогает обращение к юристу, да и то не всегда.

Если виновник при аварии погибает

В случае если виновник погибает в аварии, но у него был полис ОСАГО, выплата компенсации производится на общих основаниях.

Если сумма превосходит максимально допустимую или виновник не был застрахован, страховщик вправе обратиться к правопреемникам, к которым переходят все долговые обязательства по договору страхования ОСАГО.

Теперь вы знаете, когда платит виновник, а когда — страховая компания.

Когда на помощь приходит Российский союз автостраховщиков?

РСА возмещает ущерб, причиненный жизни, здоровью и имуществу пострадавших в аварии (подробнее про оценку вреда здоровью можно прочитать тут, а более детально о том, как получить возмещение вреда здоровью, можно прочитать в этом материале). Специалисты делают компенсационную выплату ущерба при ДТП, беря деньги для нее из специальных резервных фондов. Ее выплачивают не только в РСА, но и в уполномоченном союзе СК. Ее получают только в денежном эквиваленте. Возможно перечисление на банковский счет потерпевшего в ДТП человека. Специалисты РСА не берутся за организацию и оплату ремонта ТС на СТО.

Не всегда потерпевший в ДТП человек может обратиться в РСА.

  1. Во-первых, у него есть на это право (ст. 18 ФЗ №40), если причинен ущерб ТС, а компания-страховщик банкрот или у нее отозвана лицензия.
  2. Во-вторых, если причинен вред здоровью и жизни пассажиров или пешеходов, но страховая компания – банкрот, у нее нет лицензии, если не установили виновника аварии или у него нет полиса.

Лимиты выплаты такие же, как и при ее получении по ОСАГО.

Возможно ли получить деньги по КАСКО?

Какая страховая компания оплатит ущерб при столкновении? Потерпевший должен обратится в собственную страховую компанию, но с полным пакетом документов.

Далеко не всегда она выплатит всю сумму, мотивируя отказ следующими причинами:

  • Имело место быть серьезное нарушение правил дорожного движения. Отказывая, страховщик ссылается на возможность намеренного совершения такого действия.
  • Если автомобиль был неисправен и водитель знал об этом.
  • Если инспектор составил неправильно протокол ГИБДД. Отказ будет обусловлен неправильной оценкой ситуации, произошедшей на дороге.

Часто имея на руках полис КАСКО, водитель оплачивает ремонт автомобиля из своего кошелька. Он ремонтирует его за свой счет, столкнувшись с отказом в суде. Никогда в документе не указывают истинные причины отказа, предпочитая доносить их расплывчато. Проще получить компенсацию, имея на руках полис ОСАГО, чем КАСКО.

Ни одна из сторон не возьмет на себя ответственность и не перечислит виновнику причитающуюся сумму. Борьба в одиночку не приносит желаемого результата, да и с юристом не всегда выигрывают дело.

Заключение

При ДТП не стоит переживать и нервничать. Потерпевший не останется без компенсации, если его автомобиль пострадал: у него разбит передний бампер, погнуто переднее крыло и вывернута колесная арка. Ее выплатит страховщик виновника или потерпевшего, если участников в ДТП два. В случае если сумма ремонта превышает максимально допустимую по страховке, можно обратиться в суд и взыскать разницу с виновника.

Теперь вы знаете, что платит по ОСАГО при аварии.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector