Факторы влияющие на возникновение ДТП
Dent-repair.ru

Автомобильный портал

Факторы влияющие на возникновение ДТП

Факторы, влияющие на вероятность возникновения ДТП

Сочетание факторов риска (удельный вес в содействии возникновению ДТП) Отрасль — руководитель исследований Степень изученности Результат
Человек — автомобиль (6%) Автомобилестроительная Активные исследо- вания с высокой степенью изученности Стандарты безопасности, правила и руководства по технической эксплуатации транспортных средств
Автомобиль —дорога (1%) Автомобилестроительная; дорожная То же Стандарты безопасности, ПДД, нормы дорожного проектирования
Дорога — человек (27%) Дорожная, с привлечением специалистов других отрас- лей, например психологов Стадия сбора инфор- мации и теорети- ческих обоснований Отсутствие норм и стандартов

• повышения безопасности дорожной инфраструктуры (фактор «дорога») — предназначены для проведения мероприятий в рам­ках деятельности, связанной с планированием, проектировани­ем, строительством, содержанием и эксплуатацией как отдель­ных объектов улично-дорожной инфраструктуры, так и целых се­тей.

Следует отметить, что среди приведенных инструментов, реа­лизуемых через различные мероприятия, нет единственного и радикального средства для повышения БДД. Высокий уровень БДД обеспечивается посредством:

сотрудничества и единства цели для всех институтов, служб и организаций, имеющих отношение к проблеме ДТП, определе­ния курса для инициатив в разных секторах бизнеса (кино, мода, реклама, музыка, литература, проектирование и т.д.) в качестве поддержки деятельности по повышению БДД;

программирования деятельности в порядке правильно расстав­ленных приоритетов, когда решение конкретной проблемы сни­жает остроту последующей проблемы, намеченной для решения;

планомерности и системности проведения мероприятий;

реализации мер, имеющих потенциал экономической окупае­мости общественных средств, направляемых на проведение ме­роприятий по повышению БДД;

проведения последующего мониторинга для анализа результа­тивности мероприятий и использования приобретенного опыта при планировании последующей деятельности;

оптимизации решения главной задачи любой транспортно-до-рожной сети — обеспечения транспортных операций с минималь­ными затратами для общества и безопасностью выполнения этих операций.

9.2.2. Факторы, связанные с человеком

Водитель должен быть постоянно готов к действиям в неожи­данно меняющейся дорожной обстановке, что обеспечивается его устойчивостью и интенсивностью внимания. К важным профес­сиональным качествам водителя следует отнести способность про­гнозировать дорожную обстановку и одновременно с этим сле­дить за дорожными знаками, светофорами, дорожной разметкой, изменением дорог в плане и профиле и т.д.

Длительность пребывания водителя в подобном состоянии оп­ределяется наиболее распространенной категорией теории надеж­ности — запасом прочности. В свою очередь, надежность характе­ризуется пригодностью, работоспособностью, обученностью, мотивацией.

Пригодность определяется личностными, психофизиологичес­кими качествами водителя, состоянием его здоровья и выявляется в процессе медицинского освидетельствования, психофизио­логического отбора претендента и сопоставления их с заранее за­данными критериями.

Работоспособность зависит от режима труда и отдыха, условий на рабочем месте, состояния здоровья, режима питания, образа жизни водителя и т.д.

Обученность определяется наличием у водителя необходимого объема знаний и навыков, которые приобретаются в процессе профессионального обучения и в результате самообучения в про­цессе работы. Особую актуальность приобретают качество и эф­фективность учебного процесса, индивидуальные особенности обучаемого, свойства нервной системы и личностные характери­стики.

Мотивация тесно связана с психологией и выражается в заин­тересованности водителя в процессе работы, результатах труда, удовлетворенности работой в целом. Мотивом называется то, ради чего совершается то или иное действие. Именно мотивы, а не цели деятельности лучше всего раскрывают человеческие побуж­дения и могут объяснить поведение человека на дороге.

В большинстве случаев водители согласны, что ОБДД — важ­ная проблема, однако это не мешает им ежедневно подвергать себя опасности. Следовательно, их общее положительное отноше­ние к БДД подавляется некими мотивами к негативному поведе­нию. Такими мотивами для водителей являются следующие: выго­да (время, деньги); безопасность (физическая, т.е. боязнь боли, административная и социальная — боязнь наказания или осужде­ния окружающих); комфорт (достижение цели с меньшими фи­зическими и эмоциональными усилиями); моральная удовлетво­ренность (удовольствие от самого процесса или достигнутого ре­зультата); социальное нивелирование (быть не хуже других); удо­вольствие от быстрой езды; самоутверждение и т.д.

Мотивация обеспечивается и поддерживается режимом труда, оплатой труда, условиями работы, состоянием автомобиля, от­ношениями с администрацией и коллективом организации, мно­гими другими факторами. Если интересы водителя лежат вне сфе­ры его профессиональной деятельности, это затрудняет образова­ние новых навыков, снижает эффективность его работы, появля­ются ошибки, отсутствует потребность повышать свою квалифи­кацию и мастерство.

Для прогнозирования поведения участников дорожного дви­жения следует понимать и принимать во внимание мотивы их по­ведения.

Рассмотрим факторы, участвующие в формировании модели поведения человека за рулем автомобиля, и их влияние на риск ДТП. К таким факторам относятся возраст, пол и опыт вожде­ния, информированность, опасные состояния.

Мировая статистика свидетельствует, что риск ДТП максима­лен в случае управления автомобилем молодыми (до 25 лет) и пожилыми (старше 65 лет) водителями. При этом среди молодых водителей и водителей среднего возраста риск ДТП для мужчин значительно выше, чем для женщин, а среди водителей старшего возраста преобладает противоположная тенденция — риск ДТП для женщин старшего возраста выше, чем для мужчин этой же возрастной группы.

Анализ показал, что женщины более осторожны и точнее вы­полняют ПДД, поэтому реже создают опасные ситуации. Мужчи­ны проявляют большую способность справляться с опасными си­туациями, но часто попадают в ДТП из-за чрезмерной самоуве­ренности и переоценки своих возможностей. Женщины, в свою очередь, попадают в ДТП из-за излишней осторожности, нере­шительности и недооценки своих возможностей.

Относительно большая доля ДТП, приходящаяся на молодых водителей мужского пола, выявляет в основном проблему, обус­ловленную поведением, а для людей пожилого возраста — обус­ловленную физиологией, хотя опыт водителя старшего возраста способен компенсировать снижение его физических возможнос­тей.

Распределение числа ДТП по возрасту водителей, выявленное в ряде скандинавских исследований, данные которых сопостави­мы с данными других европейских стран, представлено в табл. 9.2.

Мировой опыт показывает, что ДТП возникают прежде всего от недостатка опыта вождения. Периодом повышенного риска ДТП является первый год вождения, хотя фактор возраста также ока­зывает влияние. Риск ДТП максимален, когда за рулем находится молодой мужчина с опытом первого года вождения. Однако при стаже водителя 5 лет (± 2 года) обнаруживается второй пик риска ДТП. Если ДТП первого года обусловлены преимущественно не­достатком опыта, увеличение риска ДТП на пятом году имеет психологическую природу. К этому времени водитель приобретает устойчивые профессиональные навыки, что ведет к профессио­нальному автоматизму, действиям по привычной схеме, сниже­нию внимания, недооценке серьезности возникающих нестандарт ных ситуаций и, как следствие, неполной реализации своих воз­можностей при их разрешении.

Влияние возраста водителя на число ДТП

Страна 19-20 лет 21-24 лет 25-44 лет 45-64 лет 65-74 лет Старше 75 лет
Норвегия 3,1 1,6 0,7 0,8 0,8 3,3
Швеция 3,1 1,9 0,8 0,6 1,3 5,6

Примечание. Средний показатель для всех возрастных групп равен 1.

Большое влияние оказывает информированность водителей об общей статистике ДТП, периодах времени и участках улично-до-рожной сети с повышенным риском ДТП для данного района.

В категории опасных состояний особое место занимает алко­гольное опьянение водителя. Употребление алкоголя влияет на орга­низм человека двойственно, ухудшая как психологические, так и соматические (телесные) функции, причем оба воздействия уси­ливают друг друга. В результате ослабляется общая реакция чело­века на происходящее вокруг, снижается его способность адапти­роваться к условиям окружающей среды.

Мировой опыт показывает, что большинство ДТП, связанных с алкогольным опьянением водителей, возникает при принятии небольших доз алкоголя. Это объясняется тем, что, когда человек выпивает значительное количество алкоголя, он чувствует состо­яние опьянения. Если в таком состоянии человек решается сесть за руль, он старается ехать как можно осмотрительнее, чтобы ском­пенсировать снижение своих физиологических функций. Но, если человек выпивает небольшую дозу, он, как правило, не ощущает опьянения, поскольку такая доза алкоголя тонизирует организм, человек ощущает подъем сил, не замечая одновременного сниже­ния своих физиологических показателей. В результате он начинает неадекватно оценивать свои возможности и склонен недооцени­вать сложность и опасность ситуаций. Статистика подтверждает, что именно слабое алкогольное опьянение, незаметно снижаю­щее физиологические функции человека, является наиболее опас­ным.

К опасным состояниям также относятся утомление и усталость, являющиеся разными понятиями. Утомление как комплекс физио­логических сдвигов в организме человека, вызванных тяжелым или длительным трудом, представляет собой конфликт между тре­бованиями работы и физиологическим снижением работоспособ­ности. По статистике, в течение двух сверхурочных часов работы аварийность и травматизм на производстве возрастают в 2,5 раза. Для ликвидации утомления необходим длительный отдых и сон. Также доказано, что риск ДТП появляется уже с появлением ус­талости, под которой подразумевается состояние, наступающее при монотонной, неинтересной работе, когда физиологическое снижение работоспособности еще не наступило.

В последние десятилетия с увеличением дальности поездок и скоростей движения появилась новая категория опасного состоя­ния водителя — монотония — психическое состояние, вызванное либо информационными перегрузками (многократным повторе­нием одних и тех же движений и поступлением большого числа одинаковых сигналов в одни и те же нервные центры), либо информационной недостаточностью (однообразием восприятия, когда организм находится в условиях мало изменяющейся среды, например при длительном пребывании за рулем на протяженных прямых участках ровной дороги в условиях однообразной, неин­тересной местности). Монотония является следствием нарушения психической саморегуляции водителя и выражается состоянием усталости, «дорожного гипноза», заторможенности, сонливости. Для преодоления такого состояния водитель волевым усилием ста­рается «стряхнуть» его с себя, поддерживая необходимый уровень бодрствования.

В отличие от утомления, для устранения которого требуется относительно длительный отдых, монотония может быстро прой­ти при смене условий. Однако, если человек на протяжении дли­тельного времени периодически переживает монотонию, проис­ходит ее «накопление» и даже короткая монотонная поездка бы­стро приводит человека в заторможенное состояние. Чтобы пси­хика человека пришла в норму после многократных переживаний монотонии, потребуется уже достаточно продолжительный отдых или даже лечение.

Результаты исследований, представленные в табл. 9.3, показы­вают, что вождение в течение продолжительного времени без пе­рерыва снижает показатели внимания водителя, увеличивает вре­мя реакции и, как следствие, влияет на риск аварийности: риск ДТП растет по мере увеличения количества часов непрерывной работы за рулем.

На основании результатов таких исследований устанавливают регламенты рабочего времени и времени отдыха водителя по мак­симальной продолжительности работы без перерыва и максималь­ной ежедневной продолжительности вождения.

В табл. 9.4 приведены результаты таких расчетов для водителей грузовых автомобилей.

Исследования подтверждают, что вождение без соблюдения регламентированного перерыва после 4,5 ч работы и максималь­ной продолжительности суточной работы за рулем 9 ч приводит к

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

Факторы влияющие на возникновение ДТП

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Основные факторы риска возникновения дорожно-транспортных происшествий

Коллектив авторов
(Опубликовано в: Скорая медицинская помощь пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (раздел 1.2) / – СПб.: “ИПК “КОСТА”, 2007. с. 19-26)

Все факторы риска ДТП можно разделить на следующие группы[1]:

  1. Факторы, влияющие на уровень риска (экономические; демографические; мероприятия в области городского планирования, в т. ч. Влияющие на продолжительность времени в пути или на выбор способа передвижения; соотношение высокоскоростного движения с уязвимостью пользователей дорог).
  2. Факторы риска, влияющие на попадание в аварию (превышение скорости; алкогольное или наркотическое опьянение; усталость; езда в темное время суток; факторы, связанные с транспортным средством, — тормозная система, общее техническое состояние, уход; недостатки в конструктивном решении дорог; недостаточная видимость, обусловленная состоянием окружающей среды; плохое зрение участников движения).
  3. Факторы риска, влияющие на тяжесть аварии (степень выносливости человека; превышение скоростного режима; неиспользование ремней безопасности, защитных шлемов; наличие в крови алкоголя; недостаточная инженерная обеспеченность дорожных сооружений).
  4. Факторы риска, обусловливающие тяжесть посттравматических осложнений (задержки с выявлением ДТП; пожар; утечка вредных веществ; наличие в крови алкоголя; трудности при спасении людей и при эвакуации; отсутствие адекватной медицинской помощи).

Как видно из приведенной классификации, в качестве приоритетных выделены факторы социально-экономического характера. И это не случайно: 90% лет жизни, потерянных в результате инвалидности, 96% случаев смерти детей в результате ДТП приходится на страны с низким и средним уровнем дохода[2]. Автокатастрофы оказывают непропорционально большое влияние на беднейших и уязвимых членов общества[3]. Среди прочего более высокий уровень инвалидности и смертности от ДТП среди лиц с меньшим уровнем дохода связан с их ограниченным доступом к услугам здравоохранения[4].

В среднем в мире уровень смертности от ДТП составляет 19,0 на 100 тыс. населения, в странах с высоким уровнем дохода — 12,6, со средним и низким — 20,2[5]. При сравнении названных показателей на различных континентах самый высокий уровень смертности (28,3%ооо) регистрируется в Африке, минимальный (11,0) — в Европе. Среди отдельных стран наиболее высокий уровень смертности в странах:

  • Латинской Америки (в Сальвадоре — 41,7, в Доминиканской Республике — 41,0);
  • Европы (в Латвии — 22,7, Российской Федерации — 19,3, Литве — 19,3);
  • Азии (в Корее — 21,9, Таиланде — 21,0, Китае — 19,0). Минимальные показатели отмечаются в Австралии (9,5), Японии (8,2), Нидерландах (6,8), Швеции (6,7), Великобритании (5,9). Сравнивая указанные показатели, нельзя забывать о том, что во многих странах с низким и средним уровнем дохода в силу несовершенства сбора информации о дорожном травматизме приведенные показатели являются заниженными. В среднем по этим странам несоответствие может достигать 50%[6], а в России — 20%[7].

Оценивая статистику ДТП и влияние отдельных факторов, следует учитывать также наличие в разных странах различных подходов в толковании тех или иных показателей. Например, случай смерти от травм рассматривается в интервале от 24 часов до 30 дней с момента ее получения[8], по-разному определяется также степень тяжести травм, классифицируются транспортные средства и т.д.

В соответствии с этим выделяются и разные подходы к определению факторов риска ДТП (групп пострадавших).

При выделении групп (контингентов) повышенного риска принято использовать демографический подход (в разделе 1 указывалось, что к ним относят мужчин молодого трудоспособного возраста) и подход, основанный на разделении отдельных участников движения. В частности, наиболее уязвимыми участниками дорожного движения являются пешеходы, велосипедисты, мотоциклисты, а в странах с высоким уровнем дохода наибольшее число смертельных случаев отмечается среди водителей и пассажиров транспортных средств[9], хотя уровень смертности максимален также среди вышеуказанных категорий. Так, из общего числа смертельных исходов от 41 до 71% приходится на пешеходов[10]. Нельзя не отметить, что если в развитых странах Европы и США доля пострадавших пешеходов составляет 13-18%, то в России — около 40%[11].

Читать еще:  ДТП это административное правонарушение или нет

Исследования, проведенные в Европе (Hobbs С. А., 2001), показали, что 2/3 пешеходов, получивших смертельные травмы, были сбиты в результате лобового удара; 16% — в результате удара другими частями автомобиля; 25% стали жертвами столкновения с другими транспортными средствами. Конструкция автомобиля до настоящего времени не обеспечивает должной безопасности пешехода или велосипедиста.

Важно отметить, что использование шлема снижает частоту смертельных и тяжелых травм головы у мотоциклистов на 20-45%[12], а у велосипедистов — на 63-88%[13].

Наряду с приведенным, используются и другие подходы к выделению и оценке роли отдельных факторов риска. По мнению С. Tingvall[14], риск аварий связан со следующими основными причинами: человеческой ошибкой в процессе движения; природой кинетической энергии и силой, с которой она воздействует на человека в результате таких ошибок; индивидуальной способностью переносить подобное воздействие; качеством и доступностью медицинской помощи.

Классической, с точки зрения градации значимости факторов риска ДТП, является Матрица Хэддона (табл. 1.2), в которой выделены три фазы ДТП (до его возникновения, в процессе и после) и три группы факторов: личностные особенности человека (участника движения), характеристики транспортного средства и особенности окружающей среды (в первую очередь, состояние дорог).

Таблица 1.2 Матрица Хэддона [15]

Факторы, зависящие от:

транспортного средства и оборудования

Информированность
Поведенческие установки
Проблемы со здоровьем
Полицейскийконтроль

Эксплуатационная пригодность дороги
Освещение
Состояние тормозной системы
Соблюдение скоростного режима

Дизайн и разметка дороги
Ограничения скорости
Сооружения и устройства для пешеходов

Во время аварии

Предупреждение травматизма во время аварии

Использование ремней безопасности Проблемы со здоровьем

Наличие и использование ремней безопасности пассажирами
Другие приспособления для обеспечения безопасности
Противоаварийный дизайн автомобиля

Дорожные объекты,
Предотвращающие аварии

Навыки оказания первой помощи
Доступность медицинской помощи

Легкий доступ к месту происшествия
Риск возгорания

Наличие служб спасения Наличие пробок на дорогах

Говоря об особенностях «человеческого» фактора, можно выделить такие характеристики, как состояние здоровья, психофизиологический статус (чувство внутреннего комфорта/дискомфорта, наличие усталости, скорость реакции, культура и навыки вождения, в т.ч. соблюдение скоростного режима движения, использование ремней безопасности, соблюдение других правил дорожного движения, наличие алкогольного или наркотического опьянения и др.).

Охарактеризуем влияние некоторых из указанных факторов (в первую очередь, таких ведущих, как несоблюдение скоростного режима и наличие алкогольного опьянения) более подробно. Вероятность аварии, ведущей к травмам, пропорциональна квадрату скорости; вероятность серьезной аварии пропорциональна скорости в кубе; вероятность аварии со смертельным исходом — скорости в четвертой степени[16]. Увеличение средней скорости на 1 км/ч ведет к росту числа аварий с травмами на 3% и увеличению числа аварий со смертельным исходом на 4-5%[17]. Превышение скорости на 5 км/ч сверх 60 км/ч дает такое же возрастание относительного риска аварии с получением травм, которое сравнимо с уровнем содержания алкоголя в крови — 0,05 г/дл[18].

При изменении скорости при столкновении от 20 до 100 км/ч вероятность смертельных травм увеличивается с 0 до почти 100%[19]. В странах с высоким уровнем дохода превышение допустимой скорости является причиной 30% ДТП со смертельным исходом[20]. Для пассажиров автомобиля, попавшего в аварию, вероятность смерти в результате удара при скорости 80 км/ч в 20 раз выше, чем при скорости 32 км/ч. Для пешеходов вероятность погибнуть повышается в 8 раз при повышении скорости автомобиля в момент удара с 30 до 50 км/ч. Шанс остаться в живых после ДТП для пешеходов — 90%, если скорость автомобиля составляет 30 км/ч и ниже, но меньше 50% — при скорости автомобиля 45 км/ч и выше.

При снижении скорости на 5% ожидаемый уровень снижения травматизма составляет 10%, смертности от него — 20%. Примеры влияния изменений скоростного режима на уровень смертности приведены в таблице 1.3.

Начиная с уровня алкоголя 0,04 г/дл, риск попадания в аварию растет по экспоненте, причем особенно выражен он у водителей моложе 20 лет. В странах с низким уровнем дохода от 33 до 69% водителей, погибших в результате аварий, находились в состоянии алкогольного опьянения[21]. В Швеции, Нидерландах, Великобритании 20% погибших водителей находились в алкогольном опьянении[22]. Алкоголь был причиной 61% аварий с участием пешеходов, которые закончились смертью[23]. В России почти в половине (46,3%) смертельных случаев вследствие ДТП у погибших был обнаружен алкоголь в крови[24]. По сравнению с данными США в России среди погибших выше как доля находившихся в состоянии алкогольного опьянения, так и степень этого опьянения[25]

Таблица 1.3. Примеры влияния изменений скоростного режима [26]

Изменение скоростного режима

Влияние измененийскоростного режима

Влияние изменений на смертность

Со 130 км/ч до 120 км/ч

Уменьшение средней скорости на 5 км/ч

Со 100 км/ч до 80 км/ч

Уменьшение средней скорости на 10 км/ч

Улицы в районах жилой застройки

С 60 км/ч до 50 км/ч

Уменьшение средней скорости на 3-4 км/ч

Скоростные дороги между штатами

С 55 миль/ч (88,5 км/ч) до 65 миль/ч (104,6 км/ч)

Увеличение средней скорости на 2-4 миль/ч (3,2-6,4 км/ч)

Повышение на 19-34%

Со 110 км/ч до 90 км/ч

Уменьшение средней скорости на 14,4 км/ч

На международной конференции «Реализация политики в области устойчивого развития городского транспорта. Опыт России и других стран СНГ» (Москва 30.05-01.06.04) отмечалось, что в РФ алкогольное опьянение явилось причиной 20% случаев травм в результате ДТП и 18% смертельных исходов.

Среди других «личностных» факторов можно отметить следующие. Около 30% аварий большегрузного коммерческого транспорта со смертельным исходом произошли из-за усталости водителей[27].

Использование ремней безопасности снижает риск тяжелых травм, в т.ч. травм со смертельным исходом, на 40-50%[28]. Использование специальных сидений для детей снижает смертность детей на 54%, а смертность младенцев — на 71%[29].

В настоящее время считается, что человеческий фактор служит причиной ДТП в 90% случаев. Однако разрабатываемые меры по обеспечению безопасности движения должны носить не однонаправленный, а системный характер[30]. В представленной выше матрице Хэддона отмечено значение конструктивных особенностей и технического состояния автомобилей. В частности, отметим, что надувные подушки безопасности снижают вероятность гибели водителя при фронтальном ударе на 22-29%[31]. Европейская комиссия пришла к выводу, что если бы все машины по своей конструкции соответствовали уровню безопасности лучшего автомобиля в своем классе, то удалось бы избежать 50% аварий со смертельным исходом[32]. Те, кто ездят в машине, выпущенной до 1984 г., в три раза больше подвергаются риску попасть в аварию по сравнению с владельцами новых автомобилей.

Основными требованиями к автомобилям с точки зрения безопасности являются[33]:

  • обеспечение в случае аварии целостности пассажирского салона автомобиля;
  • установление мер защиты от элементов внутри салона, которые могут причинить травмы;
  • ограничение подвижности пассажиров внутри салона;
  • снижение вероятности того, что пассажир в случае аварии может быть выброшен из салона;
  • предотвращение нанесения пассажирами травм друг другу

Немаловажным фактором риска являются погодные условия. Исследование, проведенное в Московской области[34], показало, что при дожде и снегопаде риск попадания в ДТП в 1,5-3 раза выше, гибели в автомобильной аварии в 2-5 раз, получения ранения в 1,5-3 раза, чем для других погодных условий.

Недостаточная видимость имела значение в 65% аварий с участием автомобилей и двухколесных механических транспортных средств и являлась единственной причиной — в 21% этих случаев[35].

Говоря о факторах, приводящих к ДТП, нельзя не отметить и факторы, определяющие тяжесть их последствий. Применительно к России таковыми являются[36]:

  • Отсутствие единой системы обнаружения и оповещения о ДТП, что приводит к недостаточной оперативности и слаженности в работе служб, участвующих в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий. Это связано с разобщенностью ведомственных дежурно-диспетчерских служб, отсутствием общей системы сбора и обобщения информации, низким уровнем программно-технического обеспечения для решения задач взаимодействия, недостаточной информативностью документов по учету ДТП.
  • Несогласованность действий участников ликвидации последствий ДТП в силу отсутствия единых технологий.
  • Отсутствие алгоритмов оказания первой медицинской помощи (врачами, средним медицинским персоналом, свидетелями или участниками ДТП), низкая подготовленность к этому специалистов и населения.
  • Отсутствие критериев для вызова тех или иных служб и формирований, средств их доставки.

О сочетанности влияния различных факторов и их последствий на возможность возникновения ДТП свидетельствуют данные исследования Н.П. Пахомовой (1995), проведенного в Нижегородской области совместно с сотрудниками дорожно-патрульной службы. Авторы выявили несовершенство дорожного покрытия, несоответствующую стандартам ширину трасс, отсутствие телефонной и радиосвязи, значительную удаленность (более 50 км) друг от друга постов ГИБДД, отсутствие указателей местоположения лечебных учреждений. Проведенная проверка показала, что в 72% государственных и 36% личных автомобилей отсутствовали аптечки, а 69% опрошенных водителей не знали предназначения содержащихся в них препаратов. Ни один из водителей и почти никто (95%) из сотрудников дорожно-транспортной службы не владел навыками оказания первой помощи.

Таким образом, существует значительное число взаимосвязанных факторов, которые определяют как риск дорожно-транспортных происшествий, так и их возможные последствия. Особая роль среди них принадлежит рациональной модели оказания медицинской помощи.

7 основных причин ДТП – как их предупредить?

Мы перечислим самые популярные причины аварий автомобилей на дорогах и расскажем как обезопасить себя от них.

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно !

1. Нарушение ПДД

Самая «популярная» причина возникновения дорожно-транспортных происшествий это нарушение правил дорожного движения. Чаще всего встречаются:

  • Несоблюдение скоростного режима. Повсеместно можно наблюдать ситуацию, когда автомобиль несётся со скоростью явно больше 100 км/ч, а установленное ограничение – 60 км/ч, что учитывая состояние многих дорог достаточно часто заканчивается аварией. Наша статья про определение скорости при ДТП.
  • Несоблюдение, а часто сознательное игнорирование правил проезда перекрёстков также случается часто, несмотря на большое количество заданий на эту тему в экзаменационных билетах по ПДД.
  • Выезд на встречную полосу и проезд на красный – тише едешь дальше будешь это как раз про эти нарушения.
  • Внезапное изменение траектории движения, что часто усугубляется неиспользованием поворотников.
  • Несоблюдение дистанции – не только увеличивает риск не успеть затормозить, но и сильно раздражает большинство автомобилистов.

2. Неисправности ТС

Статистически вследствие технической неисправности транспортных средств случается сравнительно немного дорожно-транспортных происшествий, но их последствия зачастую достаточно серьёзные. Наибольшую опасность представляют:

  • нарушение герметичности гидравлического, пневматического или пневмогидравлического тормозного привода;
  • несоответствие эффективности работы тормозной системы государственным стандартам;
  • превышение максимально допустимого суммарного люфта рулевого управления (у легковых автомобилей, к примеру – не больше 10 градусов);
  • наличие не предусмотренных конструктивно перемещений узлов и деталей системы рулевого управления;
  • неисправность системы усиления рулевого управления;
  • неисправность внешних осветительных приборов;
  • недостаточная для должного сцепления с дорожным покрытием высота протекторов шин;
  • повреждения шин;
  • нарушение герметичности системы питания двигателя;
  • неисправности в системе вывода отработавших газов.

3. Неуважение

Неуважение на дороге – явление распространённое, водители, управляющие дорогими автомобилями свысока смотрят на владельцев моделей подешевле, причем и те, и другие игнорируют мотоциклистов, велосипедистов и пешеходов. Частые причины ДТП из-за проявления неуважения к участникам движения:

  • проезд перекрёстков не по правилам, а по принципу «чья тачка круче, тот и первый»;
  • лихачество;
  • «Незамеченные» мотоциклисты, велосипедисты и пешеходы.

4. Дороги

По причине плохого состояния дорог происходит даже больше дорожно-транспортных происшествий, чем вследствие технических неисправностей самих транспортных средств. Часто встречающиеся дефекты дорожного покрытия и систем управления движением, приводящие к аварийным ситуациям:

  • Ямы, рытвины, трещины на дорожном покрытии – налетев на хорошую выбоину легко можно самому того не желая оказаться на встречной полосе.
  • Открытые канализационные колодцы, люки, отклоняющиеся от уровня дорожного покрытия больше максимально допустимых 2 см.
  • Неисправность светофоров.

5. Переход проезжей части дороги в неустановленном месте

Концентрируя своё внимание на правах, многие часто забывают про обязанности, которые есть и у пешеходов. Особенно часто забывают про запрет выходить на проезжую часть дорог, не убедившись перед этим в отсутствие опасности как для себя, так и других участников движения также запрещается внезапно выходить на дорогу из-за объекта, ограничивающего обзор водителям транспортных средств. Особенно часто наезды на пешеходов, переходящих проезжую часть в неустановленном месте в ночное время суток, что связано с плохим освещением многих улиц, а также по причине отсутствия на одежде пешеходов светоотражающих элементов, ношение которых настоятельно рекомендуется правилами дорожного движения.

6. Неумение ориентироваться в сложной дорожной обстановке

Причиной дорожно-транспортного происшествия также может быть неготовность одного или нескольких участников движения постоянно отслеживать ситуацию на дороге и в случае необходимости быстро и решительно действовать. Опасность многократно возрастает при непредсказуемом поведении участника движения – это усложняет планирование своих действий и предугадывание изменения ситуации другим водителям.

7. Неблагоприятные погодные условия: туман, гололёд, дождь, снегопад

Сложные метеорологические условия приводят к снижению дальности обзора, изменению поведения автомобиля, увеличению тормозного пути и многим другим нежелательным эффектам, которые могут привести к возникновению аварийной ситуации.

Опасности тумана:

  • Снижение дальности обзора.
  • Искажение восприятия реального расстояния до объекта.
  • Искажение всего спектра цветов, кроме красного.
  • Следует помнить, что в условиях тумана дальний свет совершенно бесполезен.
Читать еще:  Чем грозит уезд с места мелкого ДТП?

В случае гололёда актуальными советами будут:

  • Начинать движение желательно по возможности плавно, без пробуксовки.
  • Торможение также должно быть плавным, без выключения сцепления, при переходе на пониженную передачу рекомендуется избегать резких скачков оборотов двигателя.
  • Передачи переключать желательно быстро, но плавно.

Опасности сильных дождей:

  • Снижение видимости.
  • Повреждение дорожных знаков.
  • Размыв самого полотна дороги.
  • Сопутствующее дождю загрязнение фар, поворотников и стоп-сигналов.
  • Уменьшение сцепления колёс с поверхностью дороги.
  • Аквапланирование – отрыв от поверхности дороги одного и больше колёс вследствие возникновения между протектором и дорожным покрытием водной прослойки, что приводит к практически полной потере управляемости.

Провоцирующие ДТП факторы при снегопадах:

  • Уменьшение дальности видимости.
  • Снижение сцепления колёс с дорожным покрытием.
  • Мягкая, скрытая слоем снега обочина – возможен занос с последующим опрокидыванием.
  • Скрытые снегом дефекты дорожного покрытия, рельсы и другие препятствия.
  • Обледенение фар, стоп-сигналов, поворотников и лобового стекла.
  • Сложность выбора безопасной скорости движения и расстояния до остальных участников движения.

Другие причины ДТП

К дорожно-транспортным происшествиям также может приводить неопытность водителя, или возвращение к вождению после длительного перерыва – к примеру, водительское удостоверение получено заранее, лет за 7–8, а то и больше до покупки собственного автомобиля. Полученное за взятку водительское удостоверение также не добавляет безопасности дорожному движению. Неожиданное ухудшение здоровья и неотложные состояния, наступившие во время поездки у водителя, также с высокой вероятностью окончатся ДТП.

Статистика

Практически в 85% случаев причиной дорожно-транспортных происшествий является нарушение водителями правил дорожного движения, а именно:

  • 25% по причине нарушения скоростного режима.
  • 15% из-за неправильного проезда перекрёстков.
  • 10% занимает выезд на встречную полосу.

Узнать, когда можно садиться за руль после алкоголя вы можете из нашей статьи.

На вождение транспортных средств, находясь при этом в состоянии алкогольного опьянения приходится 5,9% дорожно-транспортных происшествий:

  • По вине пешеходов происходит около 20% ДТП.
  • Плохое состояние дорог и улиц также приводит к 20% ДТП.
  • Эксплуатация технически неисправных транспортных средств занимает меньше 1% .

Сумма превышает 100% по причине того, что причиной возникновения дорожно-транспортного происшествия во многих случаях было сочетание нескольких факторов.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

“Факторы влияющие на дорожно-транспортные происшествия”

В данной работе обучающиеся выявляли фокторы, влияющие на дорожно-транспортные происшествия: “день недели”, “месяц”, “время”, “время года”, “погодные условия”, “место происшествия”.

Скачать:

Вложение Размер
faktory_vliyayushchie_na_dorozhno-transportnye_proisshestviya.docx 106.21 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский

Автономный округ Югра, городское поселение Междуреченский,

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр дополнительного образования детей «Подросток»

Районная научно-исследовательская конференция

на дорожно-транспортные происшествия»

Авторы: Королев Михаил 12 лет

Игнатова Ирина 12 лет

Косичкина Мария 13 лет

обучающиеся объединения «Перекресток»

образования детей «Подросток»

Руководитель: А.В. Пуртова,

педагог дополнительного образования

Автомобильный транспорт является самым небезопасным из всех доступных человеку. Известно, что именно дорожно-транспортные происшествия (ДТП) стоят на первом месте по числу погибших и пострадавших. По этим параметрам автомобили значительно обгоняют железнодорожный, авиационный и водный транспорт.

Дорожно-транспортные происшествия являются основной причиной гибели людей. Они происходят по многим причинам, среди которых есть как технологические, так и человеческие факторы.

Цель исследования: выявление факторов, значимо влияющих на число пострадавших в результате ДТП и построение модели, позволяющей давать прогноз числа жертв и аварий.

Задачей исследования является: влияние различных факторов на количество ДТП: переменная «день недели», переменная «месяц», переменная «время», переменная «время года», переменная «погодные условия», переменная «места происшествия».

Методы и приемы исследования: сравнительный, анализа и синтеза, обобщения, опроса, описания.

Результаты и выводы данной исследовательской работы могут быть полезны для повышения безопасности на дорогах или для страховых компаний, планирующих введение программ страхования жизни и здоровья водителей и пассажиров. Однако, проведенные исследования носят по большей части поверхностный характер и не дают окончательного ответа на вопрос о модели, определяющей количество аварий и пострадавших. К сожалению, для проведения детальных исследований недостает информации систематического характера, такой, как обстоятельства столкновения, состояние водителя, скорость движения и т.д. Работа в данном направлении будет продолжена в 2013 году, после чего будет проведен сравнительный анализ аварийности на дорогах Кондинского района за два года.

Положение с безопасностью дорожного движения Организации Объединенных Наций характеризуют как глобальный кризис. По данным Всемирного Банка, ежегодный экономический ущерб в этой сфере превышает $500 млрд.

Статистика смертности Всемирной организации здравоохранения свидетельствует, что на долю транспортного травматизма приходится более трети смертельных исходов от всех несчастных случаев. Потери, связанные с дорожно-транспортными происшествиями (ДТП), в несколько раз превышают ущерб от железнодорожных катастроф, пожаров и других видов несчастных случаев. Особую остроту проблема приобрела в последнее десятилетие. Мы решили исследовать данную проблему и попытаться выяснить, какие факторы влияют на рост ДТП.

Актуальность данной проблемы неоспорима, так как ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях на территории России погибает 33-35 тыс. человек и получает травмы различной степени тяжести более 250 тыс. человек. Не исключение и наш Кондинский район.

Гипотеза: переменные: день недели, месяц, время года, время суток, погодные условия, место происшествия оказывают влияние на количество ДТП.

Объект исследования: дорожно-транспортные происшествия с пострадавшими.

Предмет исследования : день недели, месяц, время года, время суток, погодные условия, место и виды происшествий.

Цель исследования: выявление факторов, значимо влияющих на число пострадавших в результате ДТП и построение модели, позволяющей давать прогноз числа жертв и аварий.

1. Влияние фактора переменная «день недели» на количество ДТП;

2. Влияние фактора переменная «месяц» на количество ДТП;

3. Влияние фактора переменная «время» на количество ДТП;

4. Влияние фактора переменная «время года» на количество ДТП;

5. Влияние фактора переменная «погодные условия» на количество ДТП;

6. Влияние фактора переменная «место происшествия» на количество ДТП.

Методы и приемы исследования:

Для проведения исследования мы обратились в отделение Государственной Инспекции по Безопасности Дорожного Движения Отделения Министерства Внутренних Дел Российской Федерации по Кондинскому району (ГИБДД ОМВД РФ по Кондинскому району) за статистикой дорожно-транспортных происшествий, в которой пострадали водители, пешеходы, пассажиры на территории нашего района за 2012 год. Исследовать аварии, в которых к счастью обошлось без пострадавших, не было возможности, так как не на все такие происшествия выезжали сотрудники ГИБДД ОМВД РФ. Согласно Федеральному закону “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” (ОСАГО) если в ДТП пострадало всего два транспортных средства, не было пострадавших и погибших и материальный ущерб, который понесли оба участника ДТП невелик, автовладельцы могут самостоятельно решить данную ситуацию.

Исходя из поставленных задач, проанализировав статистику ДТП по Кондинскому району, в которых были пострадавшие, мы определили в какой день недели, месяц, время года, произошло наибольшее количество аварий. Также учли такой фактор, как погодные явления и место происшествия.

Выявление факторов, значимо влияющих на риск дорожно-транспортного происшествия при решении задачи повышения безопасности на дорогах должно рассматриваться как приоритетная задача. Это позволит принимать решения, которые действительно смогут устранить сторонние причины аварий. На выявление подобных причин и направлена данная исследовательская работа.

В своей работе мы пользовались следующими методами и приемами исследования.

  1. Сравнительный – способ выявления общего и особенного в изучаемых вопросах.
  2. Анализа – разложение объекта исследования на составные части.
  3. Синтеза – это соединение отдельных сторон, частей объекта исследования в единое целое.
  4. Обобщения – это логическая операция, для нахождения нового, более широкого по объему понятия, отражающего общность свойств явлений на уровне нового знания о них.
  5. Опрос – метод сбора информации посредством обращения с вопросами к определённой группе людей. Бывают опросы письменные – анкеты и устные – интерью.
  6. Описания – обобщение фактических материалов и формулирование выводов. В описательном исследовании решающее значение имеют так называемые первичные источники. Работа с первичными источниками предполагает всесторонний анализ материалов, их сравнительное изучение по форме и содержанию, обобщение и определение закономерностей развития исследуемого объекта.

Дорожно-транспортные происшествия: причины, условия, анализ, предотвращение

Цели занятия:

Обучающие:

  • познакомиться с органами, контролирующими дорожную безопасность;
  • изучить типичные причины и условия возникновения дорожно-транспортных происшествий;
  • изучить факторы, влияющие на безопасность движения автотранспорта и способствующие предотвращению дорожно-транспортных происшествий.

Развивающие:

  • развивать у учащихся сознательное и ответственное отношение к вопросу личной и общественной безопасности в условиях дорожного движения;
  • развивать самостоятельность в принятии решений в дорожно-транспортных ситуациях в целях предотвращения ДТП;
  • способствовать развитию таких качеств личности как: наблюдательность, внимание, ответственность;
  • способствовать развитию точности исполнения действий, координации, быстрой реакции, глазомера.

Воспитательные:

  • воспитать культуру безопасного поведения на дороге;
  • воспитать чувство ответственности за собственную жизнь и жизнь других людей, участников дорожно-транспортного движения;
  • способствовать осознанию необходимость умелых и решительных действий водителя в экстремальных условиях, приводящих к дорожно-транспортным происшествиям;
  • способствовать осознанию необходимости умелых и решительных действий водителя в экстремальных условиях, приводящих к дорожно-транспортным происшествиям;

Оборудование: рабочая тетрадь, мультимедиа.

Межпредметные связи: ОБЖ, Технология.

Время проведения: 90 минут.

Тип занятия: Изучение нового учебного материала.

Этапы занятия:

  • Организационный момент – 3 мин.
  • Актуализация опорных знаний, умений и мотивационных состояний – 7 мин.
  • Постановка цели занятия и актуализация изучения нового материала – 8 мин.
  • Изучение нового материала – 45 мин.
  • Закрепление изученного материала – 10 мин.
  • Целевой обход учителя – 9 мин.
  • Заключение, анализ и оценка занятие – 5 мин.
  • Выдача домашнего задания – 3 мин.

Ход занятия

1. Организационный момент

Отметка присутствующих и проверка готовности учащихся к занятию.

2. Актуализация опорных знаний, умений и мотивационных состояний

Фронтальный опрос и эвристическая беседа по понятиям:

  • дорожно-транспортные ситуации, которые могут стать причинами ДТП;
  • действия водителя в экстремальных ситуациях.

3. Постановка цели занятия и актуализация изучения нового материала

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) – это событие, возникшее в процессе движения по дороге автотранспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, окружающая среда, либо причинен иной материальный ущерб. ДТП является следствием транспортной аварии, возникшей в процессе дорожного движения из-за отказов транспортного средства, ошибок водителей, пассажиров, пешеходов, повреждений дорог, путей, придорожных сооружений и транспортируемых грузов. ДТП может быть вызвано также неблагоприятными и опасными природными процессами – ураганами, лавинами, селями, наводнениями, землетрясениями, снегопадами. В России в дорожно-транспортных происшествиях на автомобильных дорогах ежегодно погибает около 30 тыс. человек. Анализ аварийности в РФ показывает, что по сравнению с зарубежными странами число погибших в результате ДТП в относительных величинах на 10 тыс. транспортных средств в России превышает аналогичные показатели экономически развитых стран [1]:

  • в России – 12,4
  • в Германии – 2,6
  • во Франции – 2,8
  • в США – 2,4

Число погибших на 100 тыс. населения составляет:

  • в России – 24
  • в Германии – 12,1
  • во Франции – 14,7
  • в США – 15,6

Цель занятия проанализировать типичные дорожно-транспортных ситуации, причины и условия возникновения ДТП и определить факторы, влияющие на безопасность движения.

3. Изучение нового материала

Виды контроля безопасности дорожного движения.

Существуют следующие виды контроля безопасности дорожного движения:

  • государственный,
  • ведомственный,
  • общественный.

Борьбу с аварийностью на автомобильном транспорте в России возглавляет и координирует ГИБДД Министерства внутренних дел РФ. ГИБДД разрабатывает правила, нормативы и стандарты по безопасности дорожного движения (или участвует в создании таких документов) и контролирует соблюдение всеми предприятиями, организациями, учреждениями и отдельными гражданами этих правил, нормативов и стандартов.

Главная задача ГИБДД заключается в совершенствовании организации дорожного движения, чтобы обеспечить его безопасность и повысить эффективность использования транспортных средств. Для этого ГИБДД постоянно проверяет техническое состояние транспортных средств и улично-дорожной сети, ежегодно проводит государственные технические осмотры (ТО) автомобилей, мотоциклов и прицепов, контролирует выполнение мероприятий по охране окружающей среды от вредного влияния транспортных средств и выполняет ряд других работ. Госавтоинспекция работает в тесном взаимодействии с дорожными, транспортными, коммунальными, научно-техническими организациями, а также высшими и средними техническими учебными заведениями.

Большую помощь Госавтоинспекции оказывают службы организации дорожного движения в дорожно-эксплуатационных предприятиях и службы безопасности движения автотранспортных предприятий. Службы организации дорожного движения изучают статистические материалы по аварийности, систематически обследуют дороги, выявляя места повышенной опасности, разрабатывают мероприятия по ликвидации опасности, способствуют внедрению современных технических средств управления движением, улучшают дорожную информацию водителей, а также организуют тех. помощь поврежденным автомобилям и их эвакуацию.

Работники службы безопасности автотранспортных предприятий заняты повышением квалификации и дисциплины водителей. Они обследуют условия работы на автомобильных маршрутах, разрабатывают предложения по их улучшению, проводят служебное расследование ДТП.

Большую роль в борьбе с авариями на автомобильном транспорте играет общественность. Всесоюзное добровольное общество автомотолюбителей (ВДОАМ) проводит широкую разъяснительную работу среди своих членов по предупреждению ДТП.

Добровольные народные дружины способствуют повышению дисциплины дорожного движения.

Причины возникновения ДТП.

Причинами возникновения дорожно-транспортных происшествий могут быть следующие причины:

  • умышленные нарушения Правил дорожного движения (ПДД),
  • неосторожные действия участников движения,
  • выход транспортного средства из повиновения водителя,
  • техническая неисправность транспортного средства и другие.

Анализ дорожно-транспортных происшествий показал, что наиболее часто ДТП возникают в летне-осенний период (июня – октябрь), когда на дорогах резко увеличивается интенсивность движения личных автомобилей. Доля дорожно-транспортных происшествий за эти пять месяцев составляет примерно 55-60 % годовых. По дням недели ДТП распределяются также неравномерно. По статистике, наибольшее их число попадает на пятницу и субботу, когда по окончании трудовой недели люди устремляются за город. В течение суток наиболее опасны вечерние часы, приблизительно с 17 до 21ч. В течение этих четырех часов совершается 30-35% от общего числа ДТП за сутки. В это время возрастает интенсивность транспорт­ных и пешеходных потоков, а освещенность дорог ухудшается, что осложняет работу водителя.

Анализ дорожно-транспортных происшествий

Дорожно-транспортное происшествие протекает очень быстро, иногда в течение нескольких секунд. Развивается оно следующим образом. Вначале в процессе нормального движения возникает опасная дорожная обстановка, при которой какое-нибудь препятствие оказывается на полосе движения транспортного средства. Такое препятствие может быть как неподвижным (выбоина на дорожном покрытии, скользкий участок дороги), так и движущимся (другое транспортное средство, пешеход, животное).

В опасной дорожной обстановке участники движения обязаны принять все меры для ее ликвидации. Если эти меры не приняты или приняты с запозданием, возникает аварийная дорожная обстановка, в которой предотвратить ДТП, технически невозможно. В такой обстановке водитель не может избежать ДТП, даже используя все технические средства, имеющиеся в его распоряжении.

Так, например, пешеход, внезапно сошедший с тротуара и пересекающий улицу перед движущимся автомобилем, создаст опасную дорожную обстановку. Водитель, заметив пешехода, может своевременно затормозить или повернуть рулевое колесо и предотвратить наезд. Если он этого не сделает или сделает слишком поздно, автомобиль приблизится к пешеходу, опасная дорожная обстановка перерастет в аварийную ситуацию и наезд станет неизбежным.

Все дорожно-транспортные происшествия подлежат тщательному изучению и внимательному разбору, чтобы установить причины и выявить виновных. К основным причинам ДТП относятся:

  • недисциплинированность пешеходов, часто пренебрегающих собственной безопасностью и движущихся, не обращая внимания на транспортные средства;
  • недостаточная квалификация водителей, их невнимательность, самонадеянность или внезапное ухудшение здоровья;
  • неудовлетворительное техническое состояние транспортных средств (в особенности механизмов и узлов, от которых зависит безопасность);
  • плохие дорожные условия;
  • неудовлетворительная организация движения;
  • неправильное размещение груза в автомобиле, плохое его закрепление.

Причины ДТП, связанные непосредственно с водителем:

  • низкая квалификация,
  • переутомление,
  • сон за рулём.

Дорожно-транспортные происшествия с тяжелыми последствиями:

  • смертельный исход,
  • тяжелые телесные повреждения,
  • большой материальный ущерб,

кроме того, исследуют работники органов юстиции: следователи, прокуроры, судьи. Для объективного изучения обстоятельств ДТП, установления его причин и действий участников проводят судебную автотехническую экспертизу. Экспертами являются квалифицированные специалисты в области дорожного движения, конструкции и теории автомобиля, психофизиологии водителя и других научных дисциплин.

Факторы, влияющие на безопасность движения машин, и причины возникновения дорожно-транспортных происшествий.

Для изучения причин возникновения дорожно-транспортных происшествий используется системный анализ. Система «водитель – автомобиль – дорога» рассматривается как динамическая информация с обратной связью. Главным элементом системы является водитель, который воспринимает информацию о дорожной обстановке, режиме движения, показаниях приборов, положении органов управления и т.п., перерабатывает эту информацию, принимает соответствующие решения и воздействует на органы управления машины, оптимизируя режим движения в соответствии с дорожной обстановкой.

Безопасность движения зависит от надежности элементов системы и характера их взаимодействия внутри системы. Дорожно-транспортное происшествие рассматривается как следствие недостаточно надежной работы системы. Для определения условий безопасности движения машин и установления причин дорожно-транспортных происшествий необходимо изучить факторы, воздействующие на систему «водитель — автомобиль — дорога». При определении условий безопасности основное внимание необходимо обращать на факторы самой системы. Данные статистики показывают, что дорожно-транспортные происшествия происходят:

  • в 10. 15% случаев из-за технических неисправностей машин,
  • в 20 . 30% случаев — по причине плохих дорожных условий,
  • в 60 – 70% случаев они зависят от неправильных действий водителей.

Закрепление изученного материала

Работа в парах. Для каждой пары подготовлена таблица с опасными дорожными ситуациями, которые могут спровоцировать дорожно-транспортное происшествие. Необходимо прописать алгоритм поведения водителя и пассажира (в специально отведенных ячейках).

Целевой обход учителя

Обход рабочих мест учащихся, контроль правильности выполнения заданий, консультация.

Заключение, анализ и оценка занятия

Общий анализ и оценка занятия: отметить типичные ошибки, определить пути их исправления. Попросить учащихся оценить занятие по пятибалльной шкале (или с использованием смайликов), предварительно раздав чистые листочки для оценивания.

По мнению психологов, управление автотранспортным средством должно рассматриваться как поведение человека, связанное с риском. Для того, чтобы предупреждать опасное развитие ДТС водителю следует иметь правильные психологические установки, т.е. взвешенное отношение к своей работе за рулем и реальной опасности дорожного движения. Лихач и водитель, парализованный страхом, – это две крайности, одна другой стоящая. Набор психологических установок, необходимых водителю, сведен в своеобразные «10 заповедей», довольно полно отражающих требования к водителю с точки зрения безопасности движения:

  • предупредительность и доброжелательность;
  • прогнозирование действий других участников дорожного движения и ДТС;
  • четкость и понятность действий для всех водителей и участников движения;
  • движение по своей полосе, избегание лишних маневров;
  • избегание рискованных обгонов;
  • умение правильно выбирать скорость;
  • терпение, спокойствие в заторах;
  • соблюдение безопасной дистанции;
  • самообладание даже при ДТП;
  • согласованность действий.

Если у водителя не выработаны правильные установки, среди которых и установка на прогнозирование дорожно-транспортных ситуаций, то изучение опасных ДТС не принесет никакого результата [2].

Выдача домашнего задания

Заполните таблицу: укажите номер статьи и размер административных штрафов, наказание за нарушения, используя возможности сети internet (в частности [3]).

Факторы, причины и условия, влияющие на структуру, состояние и динамику аварийности на автомобильном транспорте (АТ)

Автомобильный транспорт является самым небезопасным из всех доступных человеку видов транспорта. По всем данным именно ДТП ставят на первое место по числу погибших и пострадавших. По этим параметрам автомобили значительно опережают другие виды транспорта. Дорожно-транспортные происшествия являются основной причиной гибели людей. Они происходят по многим причинам, среди которых есть как технологические, так и человеческие факторы. Дорожно-транспортное происшествие может случиться по вине уставшего водителя, из-за обледенения дорожного покрытия или неисправности тормозной системы. Однако на риск попасть в ДТП часто влияют сторонние факторы – такие как день недели, погодные условия, качество асфальтового покрытия. Выявление факторов, значимо влияющих на риск ДТП, при решении задачи повышения безопасности на дорогах должно рассматриваться как приоритетная задача. Это позволит принимать решения, которые действительно смогут устранить сторонние причины ДТП. Результаты и выводы могут быть полезны для повышения безопасности на дорогах или для страховых компаний, планирующих введение программ страхования жизни и здоровья водителей и пассажиров.

Ежегодно на территории Российской Федерации совершается около 200 тыс. (в 2011 г. по данным ГУОБДД МВД России произошло 199 868 ДТП), в результате которых погибло более 27 953 человека, а 251 848 человек получили ранения. Из их числа 12 252 ДТП произошли по вине водителей, находившихся за рулем в состоянии опьянения.

Кроме того ДТП с участием детей погибли 944 ребенка. В связи с этим следует отметить, что 70% всех пострадавших − это лица трудоспособного возраста. Как следствие, обществу причиняется колоссальный убыток в сумме, превышающей 200 млрд. рублей в год [1].

Оценивая складывающуюся обстановку с аварийностью на дорогах страны, можно сказать, что она остаётся весьма напряжённой. Ещё более критическая ситуация складывается на дорогах в мегаполисах.

ДТП вызваны различными причинами, и изучение их весьма важно для разработки мероприятий по обеспечению безопасности движения. На основании изучения и анализа дорожно-транспортных происшествий выявлено, что состояния аварийности и травматизма находятся в прямой зависимости от следующих основных факторов:

– численности транспортных средств;

– уровня развития транспортной сети;

– состояния дорог, их оборудования и благоустройства;

– технического состояния транспортных средств.

Кроме указанных факторов, существует ещё целый ряд других, которые оказывают значительное влияние на возникновение аварийности и травматизма.

ДТП часто повторяются на определенных участках: перекрёстках, остановочных пунктах, крутых поворотах, улицах с интенсивным движением, с узкими проезжими частями, с уклонами и плохим освещением. Концентрация ДТП в одних и тех же местах связано с планировочными или другими недостатками данного участка улично-дорожной сети, что и является основной причиной возникновения происшествия.

Все факторы, вызывающие ДТП, могут быть подразделены на две группы:

– субъективные: водители, пешеходы и пассажиры;

– объективные: состояние улично-дорожной сети, техническое состояние транспорта, освещённость дороги, местные условия, атмосферные условия и т.д. [9].

ДТП, возникшие по вине водителей, происходят вследствие:

– нарушения указаний сигналов и знаков;

– превышения установленной скорости, в особенности у перекрёстков, при поворотах и на уклонах;

– нарушения правил движения у остановочных пунктов пассажирского транспорта;

– управления транспортным средством в нетрезвом состоянии;

– несоблюдения преимущественного права проезда или установленных правил обгона;

– выезда на линию на технически неисправном автомобиле;

– неосторожной езды при плохой погоде (тумане, при запотевшем стекле и т. д.) и скользком покрытии;

– несоблюдения дистанций и бокового интервала между движущимися транспортными средствами.

Основными факторами, влияющими на аварийность, являются крайне низкий уровень дисциплины водителей, пренебрежение Правилами дорожного движения, проблемы в организации дорожного движения, особенно на федеральных трассах [27].

Сделаем вывод, что ДТП являются следствием ошибок, сбоев или отказов каких-либо звеньев в сложной системе «водитель–автомобиль–дорога–среда» (ВАДС), приводящих к тяжёлым последствиям: ранениям или гибели людей, повреждениям транспортных средств и сооружений. Если опустить влияние стихийных бедствий и возникающих непреодолимых сил, то ошибки, сбои и отказы звеньев этой системы, в свою очередь, являются следствием несоблюдения каких-либо норм, стандартов и невыполнения требований БДД. Так, вследствие несоответствия технического состояния автомобиля требованиям безопасности движения, конкретно требованиям ПДД, может привести к нарушению управляемости и устойчивости, с созданием аварийной обстановки из-за потери водителем управления автомобилем. Аварийная обстановка может возникнуть и при исправном автомобиле из-за сознательного нарушения ПДД водителем, по его неосторожности или вследствие ошибочных решений и действий, когда дефицит времени и расстояния не позволяют прекратить движение или совершить безопасный манёвр, т.е. когда происходит неуправляемое движение автомобиля. Если автомобиль с потерей управления движется с юзом тормозящих колёс в пределах своей полосы, то это движение происходит без нарушения ПДД, а с выходом за её пределы – с нарушением ПДД. При исправном автомобиле и соответствия действий водителя ПДД, аварийная обстановка может быть создана пешеходами.

Неудовлетворительные дорожные условия также могут вызвать нарушение управляемости и устойчивости автомобиля и сразу создать аварийную обстановку. Исследования ДТП показывают, что в среднем, на каждое из них приходится не менее трёх причин. Одна из них является главной причиной ДТП. Статистические данные свидетельствуют, что нарушения водителями ПДД и их ошибки являются главными причинами ДТП – (70…75%), неисправность транспортных средств –(2…4%), неудовлетворительные дорожные условия – (4…11%). По материалам расследований, и с учётом виновности пешеходов, эти цифры изменяются со снижением данных в отношении водителей ТС, однако составляющая виновности водителей в совершении ДТП остаётся высокой. Следует отметить, что неисправность транспортных средств и неудовлетворительные дорожные условия не попадают в статистику как главные причины ДТП из-за отсутствия на практике должной фиксации и оценки этих факторов как на месте ДТП, так и при расследовании его обстоятельств. В статистику попадают только явные проявления, к примеру: разрушение подвески, смещение груза, отсоединение прицепа, местное полное разрушение дороги, оставленный на дороге груз, внезапный отказ светофора и т.д. Но во всех этих случаях выявляют техническую возможность водителя предотвратить ДТП своевременными действиями. Главное отрицательное влияние неисправностей транспортных средств и плохих дорожных условий заключается в том, что они усиливают напряжение при вождении автомобиля и вызывают быстрое утомление водителя, что приводит к росту его ошибок и возникновению ДТП. Основные причины ДТП по вине водителей в общей статистике выглядят следующим образом:

– превышение скорости при входе в конфликтную зону (20…50%);

– несоблюдение Правил обгона и выезд на встречное направление (10…20%);

– несоблюдение Правил проезда перекрёстков (10…20%);

– несоблюдение дистанции и боковых интервалов (5…15%).

В общем виде все эти причины упрощённо можно свести к двум:

создание помехи без предоставления преимущества либо вход в конфликтную зону с повышенной скоростью. Исследования показывают, что 70% всех ДТП обусловлены плохим прогнозированием дорожной ситуации и ошибками в оценке опасности независимо от возраста и стажа работы водителей. В этой связи необходимо систематическое проведение занятий с водителями в течение всего периода их профессиональной деятельности, на которых должны рассматриваться типичные опасные ситуации и обстоятельно разбираться конкретные ДТП с раскрытием механизма развития дорожной ситуации. В этом неоценимую помощь могут оказать экспертные исследования ДТП с определением влияния ошибки, сбоя или отказа звеньев системы ВАДС в каждом конкретном ДТП. Неисправности транспортных средств как при- чины ДТП распределяются по системам и узлам следующим образом:

– тормозное управление – 20…50%, в зависимости от типа ТС;

– рулевое управление – 10…15%;

– ходовая часть, шины – 10…30%;

– приборы освещения и сигнализация – 10%. Кроме того, причинами ДТП, как отмечалось выше, нередко становятся неправильное размещение и крепление груза, перегрузка транспортных средств выше нормы, неисправность сцепных устройств, нарушения при перевозке крупногабаритных грузов и др.

Несмотря на ужесточение мер по сертификации и введению инструментального контроля при техническом осмотре транспортных средств, появление большого числа хозяйствующих субъектов автомобильного транспорта с незначительным количеством подвижного состава, рост числа индивидуального транспорта на дорогах, отсутствие контроля за качеством запасных частей, старение парка транспортных средств и ухудшение его содержания объективно способствуют росту ДТП по причине технической неисправности транспортных средств. На это следует обращать внимание при расследовании и экспертизе ДТП. Причины ДТП из-за неудовлетворительных дорожных условий по различным источникам примерно распределяются так: свыше 70% приходится на низкое сцепление, 5…15% – на выбоины и необустроенность обочин, около 5% – на отсутствие дорожных знаков и информации и около 7…10% – на плохую освещённость и видимость. Отставание развития дорожной сети от потребностей транспорта в целом по

стране отрицательно влияет на состояние БДД.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector