Многие водители при ДТП сталкиваются с тем, что при защите своих прав необходимо провести уйму проверок.
Какие виды диагностик назначаются при ДТП. Что они выясняют и к каким выводам приводят?
Мы постараемся ответить на этот вопрос и более детально рассказать о разных видах экспертизы.
Автотехническая проверка
Она помогает определить причинно-следственную связь между ДТП и поломками: возникли ли они в результате столкновения или стали его фактором? Автоэксперт имеет право работать с исходными данными. Именно он может повлиять на итоговое постановление о виновности водителя.
Криминалистический осмотр
Широко распространённая экспертиза, которую необходимо обязательно проходить при первичной либо повторной регистрации транспортного средства. Также её назначают при возможном криминальном прошлом автомобиля: если органы правопорядка возбуждают уголовное дело против владельца машины или подозревают, что она находится в угоне.
Во время проверки эксперт исследует:
VIN-код (идентификационный номер из 17 символов, находится в свидетельстве о регистрации ТС).
Номера кузова, силового агрегата и шасси.
Участие автомобиля в ДТП и угоне.
Сделки с машиной.
Судебный анализ
Необходим, если в ДТП пострадали люди. По следам крови, волосам и другим биоматериалам эксперт способен выяснить:
кто находился за рулем в момент происшествия;
были ли трезвы участники ДТП;
какой вред и каким образом был причинён потерпевшим.
Трасологическая проверка
Трасологическая экспертиза анализирует следы, оставшиеся от автомобиля на месте происшествия и на машинах-участниках ДТП. Это может быть что угодно: от отпечатков шин до вылетевших деталей. Проверка устанавливает, с какой скоростью и по какой траектории двигались транспортные средства. Выводы позволяют с высокой вероятностью назвать имя виновника происшествия.
Предлагаем к просмотру видео про трасологическую экспертизу:
Автотовароведческая
Это исследование необходимо, чтобы выяснить реальную величину ущерба при ДТП. Объектом экспертизы может быть как само транспортное средство, так и отдельные узлы и детали. Для заказа подобного исследования водитель должен подготовить техпаспорт, справку-счёт и заказ-наряд о текущем ремонте.
Суд в силах назначить собственную экспертизу для урегулирования конфликтных ситуаций. В таком случае оценка производится в рамках Федерального закона № 135 от 29 июля 1998 г. «Об оценочной деятельности в РФ».
Комплексная
Исходя из названия понятно, что рассматриваемая экспертиза включает в себя комплекс из тех, о которых мы говорили выше. Она необходима, если для итогового судебного решения нужно привлечь экспертов разных специальностей. Они могут формулировать выводы независимо друг от друга либо, по специальному постановлению суда, работать в команде.
Важно помнить, что даже если водитель попадает в аварию, в первую очередь, надо сохранять спокойствие. Желательно быстро найти (или всегда иметь на примете) квалифицированного юриста, знакомого с тонкостями судопроизводства о ДТП. И конечно же, на дороге надо вести себя предельно аккуратно и вежливо.
Что такое судебная автотехническая экспертиза и зачем она нужна?
Что такое криминалистическая экспертиза автомобиля и каковы особенности её проведения?
Полезное видео
Далее информативное видео про экспертизы назначаемые после ДТП:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Трасологическая экспертиза при дорожно-транспортном происшествии
Транспортно-трасологическая экспертиза очень важна при оценке ДТП. Она представляет собой исследование следов после дорожно-транспортного происшествия. Именно благодаря трансологической экспертизе можно расшифровать путь прохождения транспортных средств, виды движения, определить место удара, а главное – установить причину и обстоятельства, спровоцировавшие ДТП, определить виновника и решить вопросы о страховых выплатах. Рассмотрим особенности проведения трасологической экспертизы при ДТП и цели ее назначения.
Назначение трасологической экспертизы при ДТП
Трасологическая экспертиза при ДТП назначается для того, чтобы восстановить картину, предшествующую аварии. Она позволяет разобраться в происшествии и отражает последовательность всех ее стадий – с самого начала и до конца. Назначить проверку можно на любой стадии производства по делу о происшествии, но более правильно ее проводить на стадии предварительного расследования. Именно на этой стадии определение виновного водителя позволит правильно разрешить дело.
Значение транспортно-трасологической оценки ДТП очень велико, особенно если никто из участников аварии не признает себя виновным и утверждает свою правоту. В такой ситуации без трасологии невозможно понять, кто куда перестраивался, кто куда двигался, кто нарушил, кто из участников первый нарушил ПДД и т.д. Кроме того такая оценка проводится в том случае, если требуется сравнить следы происшествия с представленными образцами, либо идентифицировать найденные следы.
Например, трасология может помочь установить транспортное средство, которое скрылось с места аварии, и по найденным следам доказать его причастность.
Трасологическая проверка назначается судьей, государственным органом или должностным лицом, которые занимаются производством дела о ДТП и, соответственно, они выносят определение о ее назначении, если она требуется, согласно ст. 26.4. КоАП РФ. Такая экспертиза назначается на основании следующих документов:
1. Определения суда.
2. Постановления судебного органа, органов дознания, следствия, прокурора или другого должностного лица, которое рассматривает дело об административном правонарушении.
3. Ходатайства участника судопроизводства, в качестве которого может выступать истец, ответчик, обвиняемый, потерпевший, защитник, представитель и т.д.
В определении должны быть отражены следующие сведения:
основания, в соответствии с которыми назначается проверка;
полные сведения об эксперте или учреждении, в котором должна быть произведена экспертиза;
перечислен список вопросов, которые ставят перед экспертом;
список материалов, которые предоставляются в распоряжение эксперта.
Сроки проведения трасологической экспертизы устанавливаются судом и зависят от сложности происшествия.
Закон о проведении
Трасологическая проверка проводится на основании нескольких нормативных документах, которыми также определяется порядок ее проведения. Ими являются:
2. Уголовно-процессуальный кодекс, глава 27, ст. 195 – 207.
3. Гражданско-процессуальный кодекс, ст. 79 – 87.
4. Арбитражно-процессуальный кодекс ст. 82 – 87.
5. Кодекс об административных правонарушениях, ст. 26.4. – 26.5.
Каждый нормативный документ регулирует вопросы о назначении, порядке проведения, о комиссионной и комплексной экспертизе, о ее заключении.
Проведение трасологической экспертизы при дорожно-транспортном происшествии
Проводится транспортно-трасологическая экспертиза экспертом либо несколькими экспертами. Прежде чем начать работать специалист-трасолог собирает информацию о происшествии, чтобы представить общую картину и смоделировать примерную схему ДТП, а после предоставить заключение. Также эксперту могут потребоваться дополнительные материалы, приборы и документы. Перечень требований формируется после того, как эксперту ставится задача и цель проведения экспертизы.
Примерный список необходимых материалов и документов, который может потребоваться трасологу-эксперту:
1. Схема места происшествия, которая может быть составлена участниками аварии, сотрудниками государственных органов и должностными лицами.
2. Протокол осмотра места ДТП, предоставляется, как правило, сотрудниками дорожной полиции.
3. Материалы фото- и видеосъемки, которые прилагаются к протоколу осмотра места происшествия.
4. Транспортные средства, являющиеся непосредственными участниками ДТП, чтобы обследовать их снаружи.
5. Материал фото и видеосъемки автомобилей, но они должны отвечать определенным требованиям.
6. Протокол осмотра и проверки технического состояния автомобильного средства. Этот документ может подтвердить исправно ли было транспортное средство до момента ДТП.
7. Справка о ДТП, которая оформляется сотрудниками органов дорожно-патрульной службы.
8. Какие-либо дополнительные материалы и документы.
Вышеуказанный перечень представлен для ознакомления и может изменяться в зависимости от задач проверки, требований эксперта, существующих сведений и т. д.
Вопросы эксперту
Вопросы, которые ставятся перед экспертом трасологической экспертизы, должны быть занесены в определение о назначении. Вопросы формируются и составляются так, чтобы эксперт благодаря им смог правильно и наиболее полно сформировать картину ДТП и предоставить информацию, которая позволит правильно и точно разрешить дело об административном правонарушении.
Вопросы, которые ставятся перед экспертом-трасологом, не могут выходить за рамки его специальных познаний.
Потерпевший и обвиняемый в деле об рассматриваемом административном правонарушении также могут участвовать в деятельности эксперта путем составления для него вопросов, на которые они хотели бы получить ответы в заключении эксперта.
Существует целый перечень типовых вопросов, которые задаются эксперту при трасологической экспертизе. Условно вопросы можно разделить на несколько групп, каждая из которых зависит от исследуемого объекта, целей и задач.
1 группа – вопросы, связанные с определением групповой принадлежности транспортных средств. Примерный список:
какому виду транспорта принадлежат следы, которые оставили на месте ДТП?
какая модель шин оставила следы, который был изъят с места ДТП?
соответствуют ли оставленные следы указанному виду транспортного средства?
исходя из выявленных форм, размеров и расположения следов на транспортных средствах возможно ли было соударение автомобилей?
2 группа – используется для того, чтобы можно было установить во время трасологической экспертизы целую картину по имеющимся частям. Примерный перечень:
действительно ли объекты деталей, которые были обнаружены на месте ДТП частями определенного транспортного средства?
являлись ли одним целым частицы краски, стекол, пластмассы, которые были обнаружены на месте аварии и на транспортных средствах, до момента ДТП?
перестраивалось ли какое-нибудь из транспортных средств в момент столкновения, исходя из найденных следов?
3 группа – применяется с той целью, чтобы установить конкретное транспортное средство
принадлежат ли обнаруженные следы указанному транспортному средству?
следы, найденные на месте ДТП, принадлежат одному или нескольким транспортным средствам?
найденный след оставлен именно этим автомобилем или другим?
4 группа – вопросы, которые помогают определить место ДТП
в каком ряду произошло ДТП?
на какой полосе движения произошло ДТП?
ДТП произошло на обочине или на проезжей части дороги?
как располагались транспортные средства относительно границ проезжей части во время столкновения?
5 группа – вопросы трасологической экспертизы, направленные на установление процесса столкновения?
под каким углом произошло столкновение?
какое из ТС в момент столкновения двигалось с большей скоростью?
в момент ДТП транспортное средство стояло или находилось в движении?
в каком направлении двигались ТС перед самим столкновением?
Вышеуказанный перечень вопросов является всего лишь примерным, более точный список формируется тогда, когда известны подробности аварии, участники и т.д.
Ходатайство о трасологической экспертизе ДТП
Ходатайство о назначении трасологической экспертизы при ДТП – это документ, в котором указывается просьба гражданина или организации о том, чтобы было проведено исследование доказательств, следов, места происшествия по делу с привлечением эксперта. Ходатайство заявляется в письменной форме. Ходатайствовать о проведении трасологической экспертизы может любой участник делопроизводства.
Ходатайствовать можно на любой из стадий производства:
1. До начала судебных тяжб на стадии предварительного расследования.
2. В суде первой инстанции.
3. На стадии апелляции.
Если ходатайство подавалось на апелляционной стадии, участник подавший, ее должен указать уважительную причину, из-за которой он не сделал это на предыдущих судебных слушаниях и разбирательствах.
Конечно, самое лучшее время для проведения трасологической экспертизы – сразу после происшествия. В этот момент эксперт сможет не только увидеть все оставленные следы, но и саму картину аварии.
Подавать и заявлять ходатайство можно в любой момент, но до того, как судья примет окончательное решение по рассматриваемому вопросу. Пишется ходатайство в свободной форме. Однако в нем стоит указать следующие обязательные сведения:
реквизиты суда, номер дела, полные сведения об участниках дела, дату и подпись ходатайствующего;
причины, вследствие которых возникает необходимость проведения экспертизы и из-за которых подается ходатайство;
кому вы желаете поручить проведение экспертизы;
примерный список вопросов, на которые требуется ответить эксперту;
список материалов, документов, сведений, которые вы можете предоставить эксперту со своей стороны
указать тип транспортно-трасологической экспертизы.
Ходатайство о проведении трасологической экспертизы может быть отклонено судом, но при этом должна быть предоставлена и обоснована причина отказа.
Стоимость трасологической экспертизы зависит от срочности и сложности происшествия, от региона проведения, репутации и известности экспертного учреждения или эксперта. Самая дешевая стоимость экспертизы равняется примерно 3 – 5 тысячам рублей, но это, если авария «простая» и вызов не срочный. Сложное дорожно-транспортное происшествие, например, если в него были вовлечены несколько участников, либо имеются пострадавшие, или причинен значительный ущерб, то цена такой экспертизы возрастает в разы и минимальная цена на нее начинается примерно с 10 тысяч рублей.
Оплату стоимости трасологической экспертизы может взять на себя один из участников ДТП на добровольной основе. Также участник дела, направлявший ходатайство о проведении экспертизы, может включить ее стоимость в сумму трат, которые указываются в ходатайстве, а также указать на то, чтобы она была оплачена той стороной, которая проиграет, то есть будет признана виновной.
В ситуации, когда ни одна из сторон, участвующая в делопроизводстве не согласна брать на себя затраты по оплате услуг эксперта, а провести экспертизу необходимо, то вопрос о том, кто ее будет оплачивать решает суд и устанавливает доли.
Заключение трасологической экспертизы
Перед тем как поручить проверку эксперту разъясняют все права и обязанности, предупреждают его об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Поэтому результат таких проверок бывает максимально точным и правильным.
Эксперт трасологической экспертизы представляет заключение в письменной форме и от своего имени. В нем он указывает, кто и на каком основании проводил экспертизу, ее содержание, предоставляются обоснованные ответы на все вопросы, которые были заданы эксперту, а также сделаны соответствующие выводы. Благодаря заключению эксперта можно понять, кто стал виновником аварии, кто понесет наказание, кто получит выплаты от страховой организации и т.д.
Трасологическая экспертиза при ДТП в последнее время стала востребованной услугой. Данная услуга помогает не только восстановить картину дорожно-транспортного происшествия, но и установить виновного, разрешить дело правильно и честно. Одним важным условием при этом является обращение к добросовестным, исполнительным и ответственным экспертам, которые не будут пытаться «содрать» деньги, а действительно помогут.
Всё об автотехнической экспертизе при ДТП: её виды и 6 этапов прохождения
Понимаете ли вы, какую роль играет автотехническая экспертиза при ДТП в процессе расследования дела? Качественно выбранный оценщик и профессиональный юрист – верные помощники при выяснении обстоятельств произошедшего события.
Авария – дело тонкое. Не всегда на первый взгляд можно определить все обстоятельства ДТП, виновника или виновников, а также всех пострадавших лиц или предметов. Порой причиной столкновения является не нарушение правил движения одним из водителей, а неправильные действия дорожных служб, пешеходов или наличие других ситуаций, которые вынудили автовладельцев поступить таким образом и создать аварийную атмосферу.
Цель проведения экспертизы
Как понятно из названия, автотехническая экспертиза при ДТП – это исследование автомобиля, иных объектов, участвующих непосредственно в аварии, а также причины произошедшего и его последствий, которое проводится либо частным специалистом, либо специализирующейся организацией. Иногда именно это мероприятие помогает понять и нарисовать истинную картину аварии, и вынести соответствующее наказание виновнику ситуации.
Чаще всего человека побуждают обратиться за автотехнической экспертизой суд, которому нужно объективное мнение произошедшего, а также страховая компания, требующая доказательств нюансов ДТП для выплаты денежной компенсации.
Предмет изучения
Но как именно проходит автотехническая экспертиза при ДТП, что устанавливает она и на что конкретно смотрят эксперты? При проведении данного мероприятия у специалиста есть определённый регламент действий, которому он обязан следовать при изучении автотранспортного средства:
• определить общее состояние автомобиля: качество его сборки, отдельных деталей и агрегатов, внутреннее положение дел и внешнее;
• установить причину поломки отдельной части авто: как случилось, с какой стороны пришёлся удар, какой предмет врезался в исследуемую машину (другое ТС, стена, дерево и т. п.);
• выяснить причину и обстоятельства ДТП, которые привели к случившемуся;
• узнать качество прошлого автотехнического обслуживания машины, так как проведённые ремонтные работы над автомобилем могут стать причиной столкновения или создания аварийной ситуации;
• определить рыночную стоимость транспорта;
• определить стоимость необходимых ремонтных работ по устранению полученного ущерба в дорожно-транспортном происшествии.
Предметом расследования является не только транспортное средство, но и:
• место, где случилась авария; • дорожное покрытие соответствующей местности; • оставленные следы колёс при торможении перед ударом или после него.
Таким образом, мы видим, что автотехническое исследование – это не беглый осмотр повреждений машины в конкретном сервисе ремонтных работ. Это важное расследование в рамках которого рассматривается не только само повреждённое ТС, но и место происшествия с целью глубокого понимания случившегося. Автотехническая экспертиза – это задача для профессионала, а не для обычного автомеханика.
Законодательное регулирование экспертиз
Назначение конкретному лицу обязанности прохождения автотехнического расследование – это не обычная просьба, а действие, которое закреплено на законодательном уровне Российской Федерации. В соответствии с Гражданско-процессуальным кодексом России, а именно, со статьёй 79, при возникновении необходимости в процессе рассмотрения судебного дела установления конкретных нюансов разбирательства, которые требуют специальных знаний в различных областях (наука, техника и др.), суд вправе назначить экспертизу.
Помимо этого иные лица, участвующие в процессе, имеют право просить судебный орган в назначении автотехнического исследования (первичного, повторного либо дополнительного) в специализированном судебно-экспертном учреждении или поручить это конкретному специалисту. Если суд выдвигает на полученную просьбу отказ, то он обязан это мотивировать, в ином случае участники процесса могут подать обжалование решения данного суда в вышестоящий орган.
Итогом экспертизы является письменное заключение от оценщика, которое содержит следующие пункты:
• реквизиты исполнителя и клиента; • номер и дату проводимой работы, а также происшествия; • реквизиты документов, которые были причиной экспертизы (решение суда или страховой компании, документы о ДТП и т. п.); • все сведения о потерпевших лицах; • все выясненные обстоятельства события исходя из осмотра и заданных вопросов оценщику; • выводы по выполненной работе.
Судебная практика
Исходя из судебной практики, связанной с проведением автотехнической экспертизы при ДТП, можно сделать следующие выводы:
• чаще всего экспертизы назначают после ДТП с тяжёлыми и серьёзными последствиями, когда виновнику ситуации грозит уголовное наказание вплоть до тюремного заключения; • исследования места аварии и самой машины чаще всего проводятся по инициативе судебного органа; • после суда по инициативе стоят участники расследования и заинтересованные лица (потерпевшая сторона, следователи, юристы); • экспертиза может проводиться как в процессе разбирательства, так и в досудебном процессе; • судьи всегда основывают своё решение на основе экспертного заключения, поэтому данный документ может стать переломным моментом во всем расследовании; • очень редко встречаются те оценщики, которые некачественно выполняют свою работу, что откладывает отпечаток на результате исследования.
Заключение
Автотехническая экспертиза – важный момент во всем расследовании ДТП. К нему нельзя подходить невнимательно или некачественно выбирать себе оценщика. Рекомендуется все этапы процедуры проходить со своим квалифицированным юристом. Несмотря на то, что экспертиза и услуги правового помощника стоял не дешево, по сравнению с уголовным штрафов или лишением свободы на несколько лет — это незначительные деньги. Помните, что вы платите не за бумаги и консультации, а за минимизацию наказания за совершённое деяние.
Трасологическая экспертиза при ДТП
В статье мы расскажем о трасологической экспертизе при ДТП, разъясним в каких случаях целесообразно ее назначать, рассмотрим вопросы, которые решает экспертиза.
В процессе любого автодорожного происшествия образуется множество следов.
Транспортные средства, двигаясь по дороге, оставляют на ней различные по своей природе следы: скольжения, торможения, юза, волочения и т.д.
При столкновении между собой, на автомобилях образуются не только «вмятины», но и другие механические повреждения, такие как задиры, порывы, царапины.
Каждый отдельно взятый след несет в себе информацию о том, каким образом развивалось происшествие в конкретной фазе.
Исследование всей совокупности следов, дает нам представление о едином механизме дорожно-транспортного происшествия.
Изучение следов аварии, в целях расследования ее причин и обстоятельств, входит в предмет трасологической экспертизы при ДТП.
Для чего назначается трасологическая экспертиза при ДТП
Основная задача, решаемая трасологической экспертизой, заключается в определении механизма автодорожного происшествия.
Механизм происшествия отражает последовательность всех его стадий, от начала до конца.
Например, разобраться без трасологии невозможно при авариях, связанных с перестроением транспортных средств, движущихся попутно. Когда оба участника происшествия говорят о том, что они двигались без изменения направления движения. Причем каждый из водителей утверждает, что его оппонент совершал маневр перестроения и не выполнил требование ПДД РФ о предоставлении преимущества в движении транспортному средству, движущемуся без изменения направления движения, то есть прямо.
Также к транспортной трасологии обращаются в тех случаях, когда требуется провести идентификационное сравнение следов происшествия с представленными образцами.
Например, при осмотре поврежденного автомобиля с места происшествия были изъяты образцы следов наслоения автоэмали, оставленные скрывшемся с места аварии транспортным средством. В ходе расследования дела по подозрению в совершении происшествия задержан автомобиль, имеющий следы отслоения автоэмали на переднем бампере. Обнаруженные на задержанном автомобиле следы по цвету, форме и характеру образования соответствуют следам, изъятым при осмотре поврежденного автомобиля. Для ответа на вопрос о причастности задержанного автомобиля к дорожной аварии назначается трасологическое экспертное исследование.
Статьи в помощь:
Участникам дорожных автотранспортных происшествий следует знать, что объектами трасологической экспертизы при дорожно-транспортном происшествии являются следы, то есть зафиксированные материально отражения отдельных предметов, транспортных средств, людей.
Без следов не может быть никакой трасологии.
Круг вопросов, решаемых посредством проведения данной экспертизы, достаточно широк.
В зависимости от исследуемых объектов, целей и задач экспертизы, можно выделить три группы вопросов.
Первая группа вопросов направлена на определение групповой принадлежности автомототранспортных средств:
к какому виду транспорта относятся следы, оставленные на месте происшествия?
какой моделью шины оставлен след, изъятый с места дорожной аварии?
принадлежат ли следы указанному виду транспортного средства?
возможно ли соударение автомобилей А и В исходя из формы, размеров и расположения следов на транспортных средствах?
Вторая группа вопросов применяется в целях установления целого по частям:
являются ли поврежденные объекты деталей, обнаруженных на месте происшествия частями конкретного транспортного средства?
не являлись ли до дорожно-транспортного происшествия одним целым частицы краски (стекла, пластмассы), обнаруженные на месте аварии и транспортных средствах?
Третья группа вопросов связана с установлением конкретного автомототранспортного средства:
принадлежат ли следы данному транспортному средству?
одним или несколькими транспортными средствами оставлены следы?
данной ли автомобильной шиной оставлены следы на месте происшествия?
Эксперты – трасологии в своих исследованиях могут решать ряд вопросов, относящихся непосредственно к механизму дорожно-транспортной аварии.
Участникам производства по делу предлагаем следующие формулировки задач для экспертного трасологического исследования.
Определить механизм происшествия (указать дату, время, место и состав участников).
Определить место столкновение транспортных средств (место наезда на пешехода, наезда на препятствие).
Соответствует ли место столкновения (наезда), указанное на схеме места происшествия экспертным расчетам?
Определить место наезда на пешехода (препятствие).
Какова последовательность столкновения АМТС?
Какими частями АМТС произошло контактное взаимодействие?
Определить угол столкновения АМТС?
Кто из указанных в постановлении о назначении экспертизы лиц, находился за рулем автомобиля?
Трасология назначается всегда, когда речь идет о столь распространенных в наше время «подставах».
Широкое распространение получило назначение транспортно – трасологических экспертиз страховыми компаниями.
Именно этот вид транспортной экспертизы достоверно и точно определяет соответствие повреждений на транспортных средствах механизма и обстоятельствам дорожно- транспортного происшествия.
Назначение и проведение трасологической экспертизы при ДТП
Данная экспертиза может быть назначена на любой стадии производства по делу, однако, оптимально проводить исследование в ходе дознания (предварительного расследования).
Именно эта стадия нацелена на установление лица виновного в совершении аварии.
Нормативной базой для назначения и проведения трасологической экспертизы при ДТП, являются процессуальные кодексы РФ – УПК, ГПК, АПК и нормы Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Статья в помощь:
По общему правилу, трасологическое экспертное исследование проводится в рамках комплексной транспортно-трасологической или дорожно-автотехнической экспертизы.
Участники производства по делу об автоаварии для решения организационных вопросов при назначении трасологической экспертизы могут воспользоваться рекомендациями, изложенными в статьях раздела сайта «Экспертизы дорожно-транспортных происшествий».
Статьи в помощь:
В заключение статьи хочется отметить, что информация о трасологической экспертизе при ДТП, изложенная в настоящей статье, может быть сложна для ряда наших читателей.
Конечно же все рекомендации носят сугубо общий характер.
Разбираться в каждой спорной дорожной аварии следует с учетом всех обстоятельств дела и, при необходимости, с привлечением профессиональных автоюристов.
Комментарии
По закону любая экспертиза, проводимая по делу об административно м правонарушении должна проводиться , условно говоря, бесплатно. Что не исключает проведение экспертизы за счет стороны. Расходы оплачивать должен бюджет, однако на практике судьи часто задают вопрос о том, будет ли лицо, заявившее ходатайство оплачивать экспертизу. Рекомендуем заявлять ходатайство в котором указать, что оплату услуг эксперта возложить на бюджет.
Здравствуйте. Альберт, все вопросы, которые Вы задаете, появились из-за того, что дознаватель нарушил кое-какие процессуальные нормы, при производстве по делу. Если постановление от 14.11. 16 г., было отменено, то почему Вас не привлекли к участию при рассмотрении жалобы на основании которой постановление отменили, почему не выдали копию решения об отмене постановления, которое кстати Вы, как потерпевший могли обжаловать. Далее, если по делу назначается экспертиза, то дознаватель обязан был вынести определения о её назначении и ознакомить Вас с ним. Из этого определения Вам бы стало известно какая это экспертиза, какие вопросы поставлены перед экспертом, в каком экспертном учреждении назначено проведение экспертизы, какой срок экспертизы и прочее.
Что делать? Идите к дознавателю, заявляйте ходатайство об ознакомлении с материалами дела, копируйте их и знакомьтесь, после чего у Вас не останется никаких вопросов, но не факт, что не появятся новые вопросы. Поврежденный автомобиль до окончания административно го расследования и выполнения процедуры осмотра транспортного средства страховщиком, не ремонтируйте.
Здравствуйте, цитирую предыдущий ответ: “Относительно возможности установить причастность автомобиля к ДТП – да, возможно, если имеются следы столкновения (деформации) на транспорте или хотя бы хорошие фотографии поврежденных элементов автомобилей”.
Если автомобиль отремонтирован, то следов нет, а значит нет и возможности доказать причастность транспортного средства к ДТП.
разговаривала по телефону, допускаю что дверь могла быть закрыта на первое положение, т.е. мог быть зазор . Мимо меня пронесся трал (Маз который перевозил экскаватор, крепящийся к платформе крюками, которые несколько выходят за пределы платформы. Маз пронесся так, что, Вероятно задев крюком ручку двери сначала дверь приоткрылась, потом при ветре и маленьком расстоянии между нашими авто расхлебенилась вовсе и соответственно маз прочесал водительскую дверь распахнув ее, а долго ее коверкав всей длиной своей платформы в конце вообще ее выгнул немного вперед, повредив заодно при этом и крыло. Впереди через 30 метров был пешеходный переход, на котором водитель маза остановился, а потом поехал дальше. Мои звуковые сигналы при этом проигнорировав. Звоню в гаи, через энное время приезжает дознаватель замеряет положение моего автоприоткрыта но не замеряет ширину всей дороги, разметка вообще отсутствует! Через время находят этот маз, который уже далеко, только через двое суток его предоставили для осмотра (естественно уже в другом месте, а не на месте дтп). Дознаватель поковырявшись в моем замке и осмотрев петлю
делает заключение что я открыла дверь в момент когда на уровне водит.двери уже ехал маз. (Крючек немного внутри обшивки поменял положение,петля цела) Те виновата я п.12.7 пдд. То что второй участник скрылся вообще ерунда
он не видел и не слышал моих сигналов! Те ему никакой ответственности , а мне штраф и ремонт за свой счет. Я подала хадатайство о проведении трасологической экспертизы в рамках данного адм.дела. Вопрос
какие вопросы мне необходимо внести на рассмотрение? Если все-таки эксперт даст заключение что дверь была открыта или приоткрыта, те в итоге признают мою вину, может ли хозяин маза подать на меня в суд об упушенной выгоде и возмещении каких-то убытков (тк трал постоянно работает на перевозах) и чтоб вернуть на место экскаватор и вести его обратно для предоставления на экспертизу тоже им понесутся расходы. Или это его проблемы?
ДТП: трасологическая экспертиза
Чтобы выяснить, кто виноват в аварии, какое авто стало ее причиной, можно ли было избежать произошедшего, каков ущерб и так далее, проводится целый ряд проверок. Трасологическая экспертиза при ДТП является одним из важнейших элементов комплексного анализа событий. Она позволяет оценить характер происшествия и квалифицировать действия участников. На основании ее выводов по горячим следам определяется виновник.
Виды экспертиз после аварий
Вопросов для изучения аварии множество: условия, обстоятельства дорожно-транспортного происшествия (ДТП), состояние водителя, транспортного средства (ТС), дороги. Поэтому экспертиз может быть проведено несколько:
Судебно-медицинская. Определяет тяжесть телесных повреждений и отвечает на вопросы медицинского характера.
Автотехническая. Определяет состояние автотехники и обстоятельства совершения ДТП. Включает проверку:
технического состояния ТС;
механизма ДТП;
инженерно-психофизиологическую, оценивающую состояние водителя;
Иногда назначается судебная экспертиза, но уже в рамках уголовного расследования.
Что такое трасологическая экспертиза
Важно разобраться, что это такое. В общем смысле трасология в переводе означает «наука о следах». Это один из подходов криминалистики, основанный на изучении закономерностей образования следов, отражающих механизм преступления, и их исследовании с целью выяснения важных для расследования обстоятельств.
Данная экспертиза может назначаться следственными, судебными органами или по ходатайству участников происшествия и заинтересованных лиц на любой стадии рассмотрения дела. Однако оптимальный вариант – проведение проверки в ходе дознания (предварительного расследования). Именно на этой стадии требуется установить виновника аварии.
После ДТП транспортно-трасологическое исследование проводится в рамках автотехнической экспертизы и предполагает изучение следов ТС, по которым выясняется направление движения, тип, марка ТС или его шин.
Это позволяет восстановить картину происшествия и выяснить его причины.
Объектом изучения становятся отделившиеся в ходе аварии детали, части/цы (осколки стёкол, пластика, элементов внешней и внутренней отделки, частицы краски и так далее). А также биологические следы, оставленные водителями, пешеходами, пассажирами и прочими участниками ДТП.
Решаемые задачи
Цели трасологии делятся на идентификационные (определение объекта, оставившего след) и диагностические (вывод, как образовался след). Исследование позволяет выяснить:
пригодность следов для точной идентификации;
последовательность, условия и механизм возникновения следов;
отождествление следов, оставленных одним объектом в разных местах;
свойства, признаки, состояние оставившего следы объекта;
причинно-следственную связь следов с происшествием и его последствиями.
Транспортно-трасологическая экспертиза изучает вещественные объекты (ТС, их детали, следы взаимодействия, колеса, части одежды пострадавших, фотоснимки с места происшествия). Задачами такого анализа являются:
При этом исследования дают ответы на такие вопросы:
оставлены ли следы конкретным ТС;
составляет ли обнаруженный обломок единое целое с какой-то конкретной деталью ТС;
оставлены ли следы на ТС частями другого авто;
режим движения, место и угол столкновения;
взаимное положение участников в момент ДТП;
следы в результате удара;
последовательность возникновения следов (что появилось раньше, что позже);
механизме ДТП;
причина повреждения протектора покрышек ТС.
Виды трасологической экспертизы
По объекту и применяемым методикам трасологическая экспертиза подразделяется на такие разновидности:
гомеоскопическую, изучающую оставленные человеком следы (отпечатки пальцев, рук, ног, зубов, крови, обуви, одежды);
механоскопическую, исследующую следы орудий и механизмов, запорных и предохранительных устройств (пломб и замков);
изучающую следы животных;
транспортную, анализирующую следы различных видов транспорта.
Что требуется для исследования
Главная цель трасологического исследования заключается в определении причин и следствий происшествия. Основная задача эксперта – комплексный осмотр автомобиля с документированием всех обнаруженных следов. Специалисту необходима информация, позволяющая составить схему ДТП и заключение. Это документальные свидетельства и материалы с места происшествия. Итак, потребуются:
модель участка ДТП;
протокол осмотра, схема, акт осмотра и справка о происшествии;
фото- и видеоматериалы с места ДТП, включая данные видеорегистраторов;
участвовавшие в аварии ТС;
результаты анализа технического состояния машин;
объяснения всех участников аварии, даже их обувь и одежда.
Конкретный список определяет эксперт в каждом случае, исходя из оценки возможности решения поставленных перед ним задач. Поэтому представленный нами перечень может включать и другие материалы/документы.
Проведение трасологической экспертизы
Трасологическое исследование включает несколько этапов:
Подготовительный, в ходе которого собираются материалы и документы.
Ознакомление с имеющейся документацией.
Работа на месте ДТП (фотосъемка, нахождение и замеры следов, поиск оставшихся частиц и материалов). Сразу стоит отметить, что трасологическая экспертиза после ДТП по фотографии (только по одному фото) не проводится. Все решается комплексно.
Осмотр ТС.
Детальный осмотр частей и агрегатов с частичной разборкой или без.
Воссоздание картины произошедшего (компьютерное моделирование).
Подготовка и передача заказчику заключения.
Во сколько обойдется экспертиза
Стоимость трасологической экспертизы будет определяться ситуацией и конкретной экспертной организацией. Чем больше объем работы, тем проверка дороже. Важную роль играют сроки. Если их устанавливает суд, графика приходится придерживаться, а за срочность – доплачивать.
Платит всегда заказчик, а окончательно расплачивается потом виновник, признанный судом.
Государство не регулирует тарифы на экспертные услуги. Цена устанавливается экспертными организациями и зависит от региона. В среднем по России стоимость быстрой экспертизы составляет 10-20 тыс. рублей. Если сроки не давят, а материалов достаточно, заказчику экспертиза обойдется примерно вдвое дешевле. Но может затянуться на месяц и дольше. Поэтому рекомендуется интересоваться, как, в какие сроки проводится экспертиза и сколько стоит.
Что содержится в заключении эксперта
Заключение оформляется проводившим экспертизу специалистом или комиссией (в особо сложных случаях). Оно содержит три части:
Вводную, включающую сведения об эксперте, разъяснение ответственности за предоставление ложной информации, вопросы, на которые следует дать ответ, и перечень исходных данных.
Исследовательскую – с перечнем выполненных действий, исследований, подтвержденных инженерными расчетами, законами физики, механики. Здесь описываются порядок исследований, примененные методики, приводятся данные из справочников, ТУ и ГОСТ.
Заключительную, где сформулированы ответы на поставленные перед экспертизой вопросы.
Документ принимается страховыми компаниями, правоохранительными органами и судами.
Можно ли оспорить выводы трасологии
Свое несогласие с результатами проверки и заключением эксперта можно выразить в суде. Обжаловать разрешено любое решение, вывод или заключение. При этом необходимо предоставить доводы, которые должны быть изложены в иске. Поводом для обжалования могут послужить:
отсутствие, противоречивость или неоднозначность экспертных выводов;
превышение полномочий или нарушение законодательства экспертом;
неполнота информации (в заключении отмечены не все исследованные материалы) и ответов на поставленные вопросы (задача экспертизы не решена).
Понятно, что потребуется независимая трасологическая экспертиза.
Как суд решает споры по трасологии
Наша судебная система адекватно реагирует на человеческие ошибки, хотя и считает экспертизу неопровержимым доказательством. Если результаты повторного исследования будут отличаться, предыдущие в учет с большой долей вероятности приниматься не будут.
Ходатайство о назначении судебной трасологической экспертизы
При необходимости подать ходатайство можно на любом этапе рассмотрения дела о ДТП. Причем сделать это имеет право любой участник происшествия, его представитель (адвокат) или страховщик. Официальная просьба о назначении трасологической экспертизы, изложенная в свободной форме, подается на имя следователя или судьи.
В документе описывается событие, которому требуется дать экспертную оценку, дается ссылка на ст.79 Гражданского процессуального кодекса («Назначение экспертизы»), указывается наименование организации, которой заявитель доверяет проведение исследования, и перечисляются вопросы, на которые необходимо получить ответы. Также указывается, за чей счет будет проведена экспертиза. Пример такого ходатайства представлен ниже.
Решение о назначении экспертизы примет судья, который сформирует окончательный список вопросов для эксперта и определит сроки проведения исследования.
Заключение
В заключение сделаем несколько выводов по теме. Итак, трасологическая экспертиза:
проводится в рамках предварительного следствия и сразу дает ответ, кто виновник ДТП;
требует тщательной подготовки материалов и документов;
заказывается любым участником аварии;
может быть обжалована.
Трасологическая экспертиза при ДТП: Видео
Кандидат юридических наук. Адвокат. Юридический практический стаж – 7 лет. Специализации: Автоправо, налоговое право, займы и кредитования, возмещение ущерба.
Описание транспортно-трасологической экспертизы по делам о ДТП
Одним из видов определения виновных, который используется до сих пор, является трасологическая экспертиза при ДТП. Следы аварии остаются не только на машине, но и вокруг неё. По ним эксперты могут подробно рассказать, как именно всё произошло, кто виноват и почему. Самые сложные ситуации, когда, казалось бы, нет ни одного свидетеля, невозможно понять, как произошло ДТП, кто виноват в аварии, разрешаются абсолютно однозначно благодаря криминалистической науке – трасологии.
Что значит транспортно-трасологическая экспертиза
Область криминалистики всегда вызывает особый интерес, а фильмы, раскрывающие тайны работы трасологов, воспринимаются почти как фантастика. Но вся работа экспертов основана на математических расчётах, физике, химии, механике и многих других точных науках.
Трасологическая экспертиза изучает закономерности следов на всех предметах, участниках и поверхностях места происшествия и извлекает и фиксирует из этой информации весь материал, необходимый для проведения следствия.
Бывает так, что авария произошла, а свидетелей нет. Картина на месте совершенно непонятная, а все участники обвиняют кого угодно, только не себя. Это запутанная ситуация требует вмешательства экспертов, которые по следам могут обрисовать всю картину события. На основании отчёта экспертов, следователи определяют ход дальнейшего следствия.
Работники ГИБДД приезжают на место, помогают пострадавшим, задерживают виновных, если они не пострадали. Инспекторы ГАИ выполняют свои обязанности и заполняют ту отчётность, которая лежит на их плечах. При трагических авариях в работу включаются следователи уголовного отдела и, соответственно, криминалисты. В том числе и транспортные трасологии. В их обязанность входит исследовать место происшествия, все объекты и предметы. На основании изученных следов эксперты определяют скорость, с которой двигались ТС, ситуацию, силу удара, рикошет, другие параметры.
После фиксирования данных, на основании материалов протоколов ГИБДД и уголовного дела, выстраивается полная картина события предшествовавшего трагедию. Работа экспертов не афишируется. Все материалы передаются с уголовным делом в суд, как и заключения экспертов. Бывает так, что следствие приостанавливается в ожидании отчёта по экспертизе.
На основании установленных фактов, следователи проводят повторное дознание, допросы. Только тогда перед следствием вырисовывается полная картина произошедшего.
На основании чего делают выводы транспортные трасологи
Эксперт транспортной криминалистической трасологии на месте происшествия изучает:
следы шин автомобилей – участников ДТП;
детали и части машин, разбросанные на месте;
расстояние между всеми находящимися в зоне объектами;
характерность повреждений;
личные вещи потерпевших, их местоположение;
где находились сами потерпевшие после аварии (положение тел).
Чтобы хорошо выполнить свою работу эксперты требуют от инспекторов ГИБДД, прибывших первыми на место, и следователей некоторые документы и отчёты:
Протоколы осмотра места ДТП.
Уголовное дело со всеми приложениями, необходимыми для экспертизы.
Панорамную фотосъёмку. Криминалистическую фототаблицу делают специалисты. Но прибывшие на место сотрудники ГИБДД ограничивают место события. А когда невозможно перекрыть движение полностью, проводят панорамную фотографию. Это означает, что фотографируют всё, что связано с ДТП – машины со всех сторон, местность, светофор, пешеходную дорожку и т. д. 12 фотографий должны быть выполнены так, чтобы была понятна общая картина.
Если на машине стоит антиблокировочная система (ABS), практически всегда тормозной путь машины не обозначается на асфальте. Поэтому практически невозможно доказать без трасологической экспертизы скорость движения транспортного средства на момент столкновения.
Транспортно-трасологическая экспертиза по делам о ДТП проводится около 2 – 3 месяцев. Ещё столько же уходит на проведение уголовного расследования. Обычно, если виновный в аварии со смертельным исходом признаёт свою вину и обе стороны готовы прийти к мирному урегулированию конфликта, то суд состоится через 5 месяцев. На заседании могут быть предоставлены доказательства мирного досудебного разрешения конфликта.
Обычно, следственные действия проводятся в течение 6 месяцев, с момента совершения ДТП до вынесения судом решения.
Пример ДТП с привлечением транспортно-трасологических экспертов
Жизненная ситуация, в которой невозможно было бы определить доли вины каждого участника трагедии без работы экспертов-трасологов.
Руководитель одного из крупных отделов Администрации муниципального образования и его зам., проработали вместе более 20 лет. По долгу службы им было необходимо срочно ехать на проверку в другое муниципальное образование по федеральной трассе. Служебные машины, по трагическому стечению обстоятельств, оказались на ремонте, на выезде. Было принять решение ехать на собственной машине (Хендай Солярис) заместителя, который давно перешагнул 67-летний рубеж. На трассе случилась серьёзная авария, в которой получил тяжёлые травмы пассажир – заведующий отделом, после чего, через месяц скончался на больничной койке. Водитель (заместитель руководителя) получил травмы менее серьёзные и остался жив.
На месте события невозможно было определить стандартным способом тормозной путь Джип Чероки, который нанёс удар в момент разворота Хендай. Владелец джипа заявил, что шёл со скоростью 90 км/ч. Свидетель, который ехал следом, подтвердил, что тоже двигался с такой скоростью. Позже, когда была проведена трасологическая экспертиза, свидетель признался, что владелец джипа попросил его лжесвидетельствовать. Водитель Хендай с сотрясением мозга и множественными переломами, вообще не мог давать показания около месяца. Поэтому эксперты-трасологи провели экспертизу и определили, что джип двигался со скоростью 130 км/ч, а водитель пострадавшего пассажира перед разрешённым разворотом налево, сначала взял немного вправо. Оба, и пассажир, и водитель не были пристёгнуты ремнями безопасности. Если бы они соблюдали правила, то пассажир остался бы жив, водитель же, не вылетел из машины, а скончался бы на месте. Вину водитель признал. Семья погибшего человека не стала настаивать на уголовном наказании, потребовала материальную компенсацию затрат на похоронные ритуалы и годовщину около 1 млн р.
Суд вынес приговор с учётом большого количества факторов:
Выезд совершён в рамках рабочего времени по работе (травма на работе, которая была зафиксирована на работе);
Авария произошла на частном автомобиле, который использовался в служебных целях.
Зам. (был за рулём) более 50 лет занимал руководящие должности – предоставлена характеристика с работы и из Министерства ведомства.
Все участники ДТП были трезвые.
Стороны разрешили конфликт в досудебном порядке.
Суду предоставлена нотариально заверенная расписка о передаче денег в счёт компенсации за моральный ущерб, траты на медицинские процедуры, операции и реанимацию, погребение и связанные с ним расходы.
На основании криминалистического альбома, выводов следствия, показаний свидетелей, суд вынес решение освободить от уголовной ответственности водителя.