Как считается УТС после ДТП?
Dent-repair.ru

Автомобильный портал

Как считается УТС после ДТП?

8(495)480-04-21

Калькулятор УТС онлайн

Передняя часть автомобиля

  • № п/п
  • Наименование детали
  • Выполненные ремонтные воздействия
  • Окраска
  • 1
  • Капот
  • 1.1
  • Бампер передний
  • 2
  • Панель передка (рамка радиатора) в сборе (для съёмных панелей УТС при замене – 0)
  • Не влияет
  • 2.1
  • Поперечина передка (рамки радиатора) верхняя
  • Не влияет
  • 2.2
  • Поперечина передка (рамки радиатора) нижняя
  • Не влияет
  • 3
  • Брызговик облицовки радиатора съёмный
  • Не влияет
  • 4
  • Брызговик облицовки радиатора несъёмный
  • Не влияет
  • 5 (1)
  • Крыло переднее правое (съёмное)
  • 5 (2)
  • Крыло переднее левое (съёмное)
  • 6 (1)
  • Крыло переднее правое (не съёмное)
  • 6 (2)
  • Крыло переднее левое (не съёмное)
  • 7 (1)
  • Брызговик переднего правого крыла без лонжерона (в т.ч. в сборе с верхними усилителями)
  • Не влияет
  • 7 (2)
  • Брызговик переднего левого крыла без лонжерона (в т.ч. в сборе с верхними усилителями)
  • Не влияет
  • 8 (1)
  • Лонжерон передний правый без брызговика крыла
  • Не влияет
  • 8 (2)
  • Лонжерон передний левый без брызговика крыла
  • Не влияет
  • 9
  • Щит передка (в т.ч. в сборе с надставкой)
  • Не влияет
  • 9.1
  • Надставка щита передка
  • Не влияет
  • 10
  • Короб воздухопритока
  • Не влияет
  • 11
  • Панель рамы ветрового окна
  • 11.1
  • Нижняя часть панели рамы ветрового окна

Средняя часть автомобиля

  • № п/п
  • Наименование детали
  • Выполненные ремонтные воздействия
  • Окраска
  • 12 (1)
  • Дверь передняя правая
  • 12 (2)
  • Дверь передняя плевая
  • 12 (3)
  • Дверь задняя правая
  • 12 (4)
  • Дверь задняя левая
  • 13
  • Панель крыши (в т.ч. с поперечинами)
  • 14 (1)
  • Панель крыши боковая правая (конструктивно – отдельный элемент)
  • 14 (2)
  • Панель крыши боковая левая (конструктивно – отдельный элемент)
  • 15 (1)
  • Боковина кузова правая с задним крылом (конструктивно – единый элемент)
  • 15 (2)
  • Боковина кузова левая с задним крылом (конструктивно – единый элемент)
  • 15.1 (1)
  • Боковина кузова правая без заднего крыла (конструктивно – отдельные элементы)
  • 15.1 (2)
  • Боковина кузова левая без заднего крыла (конструктивно – отдельные элементы)
  • 15.2
  • Верхняя часть боковины (от передней до задней стойки)
  • 15.3 (1)
  • Стойка боковины передняя правая (от крыши до порога)
  • 15.3 (2)
  • Стойка боковины передняя левая (от крыши до порога)
  • 15.4 (1)
  • Стойка боковины задняя правая (от крыши до порога)
  • 15.4 (2)
  • Стойка боковины задняя правая (от крыши до порога)
  • 15.5 (1)
  • Стойка ветрового или заднего окна правая (часть передней или задней стойки боковины или рамки окна)
  • 15.5 (2)
  • Стойка ветрового или заднего окна левая (часть передней или задней стойки боковины или рамки окна)
  • 15.6 (1)
  • Стойка боковины центральная правая
  • 15.6 (2)
  • Стойка боковины центральная левая
  • 15.7 (1)
  • Нижняя часть боковины правая (порог)
  • 15.7 (2)
  • Нижняя часть боковины левая (порог)
  • 16
  • Пол салона
  • Не влияет
  • 17 (1)
  • Лонжерон, поперечина пола салона правая
  • Не влияет
  • 17 (2)
  • Лонжерон, поперечина пола салона левая
  • Не влияет

Задняя часть автомобиля

  • № п/п
  • Наименование детали
  • Выполненные ремонтные воздействия
  • Окраска
  • 18
  • Дверь задка, крышка багажника
  • 18.1
  • Бампер задний
  • 19
  • Панель задка (в т.ч. в сборе с усилителем или поперечиной)
  • 20 (1)
  • Крыло заднее правое (конструктивно – отдельный элемент)
  • 20 (2)
  • Крыло заднее левое (конструктивно – отдельный элемент)
  • 21 (1)
  • Крыло заднее правое (панель боковины задняя наружная правая (конструктивно – единый элемент с боковиной кузова))
  • 21 (2)
  • Крыло заднее левое (панель боковины задняя наружная левая (конструктивно – единый элемент с боковиной кузова))
  • 22 (1)
  • Арка заднего правого колеса в сборе (наружная и внутренняя части; включая заднюю часть внутренней боковины, если конструктивно единый элемент)
  • 22 (2)
  • Арка заднего левого колеса в сборе (наружная и внутренняя части; включая заднюю часть внутренней боковины, если конструктивно единый элемент)
  • 22.1 (1)
  • Арка заднего правого колеса наружная (включая заднюю часть внутренней боковины, если конструктивно единый элемент)
  • 22.1 (2)
  • Арка заднего левого колеса наружная (включая заднюю часть внутренней боковины, если конструктивно единый элемент)
  • Не влияет
  • 22.2 (1)
  • Внутренняя панель правой боковины (задняя часть) (конструктивно отдельный элемент)
  • Не влияет
  • 22.2 (2)
  • Внутренняя панель левой боковины (задняя часть) (конструктивно отдельный элемент)
  • Не влияет
  • 23
  • Пол багажного отделения (в т.ч. с надставками)
  • Не влияет
  • 23.1
  • Надставка пола багажного отделения боковая или задняя
  • Не влияет
  • 24 (1)
  • Лонжерон задний правый
  • Не влияет
  • 24 (2)
  • Лонжерон задний левый
  • Не влияет
  • 25
  • Надставка передней поперечины заднего пола (или поперечина с надставкой)
  • Не влияет
  • 26
  • Панель рамы окна задка
  • Не влияет
  • 26.1
  • Нижняя поперечина рамы окна задка (в т.ч. с задней полкой)
  • Не влияет

Полная разборка кузова, устранение перекосов

  • № п/п
  • Наименование детали
  • Выполненные ремонтные воздействия
  • Окраска
  • 29
  • Дверь передняя правая
  • Не влияет
  • 29.1
  • Дверь передняя правая
  • Не влияет
  • 29.2
  • Дверь передняя правая
  • Не влияет
  • 29.3
  • Дверь передняя правая
  • Не влияет
  • 30
  • Перекосы
  • Не влияет

Полная окраска кузова

  • № п/п
  • Наименование детали
  • Выполненные ремонтные воздействия
  • Окраска
  • 27
  • Полная окраска кузова
  • Полная

Утрата товарной стоимости – что это такое?

Утрата товарной стоимости автомобиля (УТС) – это, если говорить простым языком, снижение стоимости автомобиля при продаже относительно аналогичных автомобилей, которые не подвергались кузовным ремонтным работам, в том числе окраске наружных элементов.
В свою очередь, определение термина Утраты Товарной Стоимости приведено в методике Минюста:

“Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки. Методические рекомендации для судебных экспертов” (утв. Минюстом России, 2013) (ред. от 22.01.2015)

УТС – Снижение стоимости АМТС (товара) из-за ухудшения потребительских свойств АМТС вследствие наличия дефектов (повреждений) или следов их устранения либо наличия достоверной информации, что дефекты (повреждения) устранялись.

На деле это выглядит так, человек хочет купить себе автомобиль, он остановился на трех (условно) автомобилях одной марки, модели, года выпуска, схожим пробегом и комплектацией. Один из трех автомобилей ранее побывал ДТП и был отремонтирован. Однако покупатель отдаст предпочтение машине побывавшей в ДТП лишь в одном случае, если его стоимость будет на порядок дешевле других предложений. Исходя из этого и была разработана методика для расчета УТС, которая позволяет определить % снижения цены относительно других предложений в зависимости от степени полученных повреждений.

Оплачивается ли УТС по ОСАГО?

Да, утрата товарной стоимости подлежит возмещению по ОСАГО, однако практически ни она страховая компания не платит УТС добровольно. Как правило, УТС оплачивается после подачи досудебной претензии или дополнительного заявления на оплату УТС. Хотелось бы отметить, что в 99% случаях страховые компании оплачивают УТС в досудебном порядке при грамотно составленной досудебной претензии, недоведя до судебных разбирательств.
Несмотря на то, что в Единой методике ЦБ, обязательной для применения при расчете убытка в рамках ОСАГО, нет ни одного упоминания об УТС, пленум Верховного суда от 29.01.2015 отнес Утрату Товарной Стоимости к реальному ущербу, возникшему в результате ДТП, наряду с стоимостью ремонта и запасных частей. Именно после выхода данного пленума Верховного суда споров по поводу возмещения УТС практически не стало.

Сейчас все сводится к спорам по размеру УТС и в некоторых случаях о возможности применения УТС в принципе. И зачастую страховые компании хитрят, говоря о превышении допустимого износа (до 35%), рассчитывая его по единой методике, а не по методике Минюста.

Выплачивает ли страховая компания УТС по КАСКО?

Да, Утрата Товарной Стоимости возмещается по КАСКО, так как риск ущерб застрахован по КАСКО в 99% случаев, а согласно постановления пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 №20 «О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества граждан» УТС относится именно к ущербу.
Однако некоторые страховые компании в правилах выделяют УТС отельным пунктом и исключают наступление ответственности по выплате УТС. Включение подобного пункта в правила или договор страхования неправомерно, так как это противоречит вышестоящим нормативно-правовым актам. Хотелось бы отметить, что УТС оплачивается как в случае выплаты по калькуляции так и в случае ремонта по направлению страховой компании.

Возмещение УТС с виновника ДТП

Как уже упоминалось ранее, в соответствии с пленумами Верховного суда от 27.06.2013 и от 29.01.2015 Утрата Товарной Стоимости является ущербом. Гражданский кодекс РФ (Статья 15) говорит о том, что лицо, чье право нарушено, имеет право на полное возмещение убытков. Под убытками понимаются не только реальные затраты на восстановление поврежденного транспортного средства после ДТП, но и Утрата Товарной Стоимости, а так же упущенная выгода. Таким образом, виновник ДТП так же как и страховые компании по ОСАГО и КАСКО должен возместить ущерб по утрате товарной стоимости, поученный в результате дорожно-транспортного происшествия.

Как происходит расчет УТС?

Существует несколько различных методик для расчета Утраты Товарной Стоимости:
1. Методика РФЦСЭ Минюста РФ
2. Метод Хабельвакса
Чаще всего применяется методика Минюста, это обусловлено тем, что в случае назначения судебной экспертизы по определению суда, эксперты применяют именно эту методику. Именно из-за такой судебной практики досудебные расчеты по УТС стали проводиться по методике Минюста, что бы для клиентов не было сюрпризом существенные различия между досудебной экспертизой и экспертизой, проведенной по определению суда, за счет применения различных методик для определения УТС.
По методике Минюста на размер Утраты Товарной Стоимости влияют два фактора:
1. Стоимость автомобиля.
Чем больше стоимость автомобиля, тем выше размер УТС, так как УТС определяется в процентном отношении от стоимости автомобиля.
2. Степень повреждения автомобиля.
Каждый поврежденный элемент имеет свой коэффициент, сумма этих коэффициентов и определяет процент от стоимости автомобиля.

Основные принципы методики МИНЮСТа по определению УТС?

УТС не рассчитывается при окраске небольших наружных поверхностях: при окраске корпусов зеркал, молдингов, ручек, облицовок, накладок и других мелких наружных элементов. А так же при замене элементов, поставляемых окрашенными (кроме случаев их перекраски).

Как повлияли изменения закона об ОСАГО (натуральное возмещение) на возмещение УТС в 2017/2018 году?

В 2017 году было внесено немало изменений в закон об ОСАГО. И самое значимое изменение – это введение обязательного ремонта по ОСАГО. Это принесло немало проблем автолюбителям, основной проблемой является срок урегулирования убытка по ОСАГО и качество проводимого ремонта. Многие автомобилисты даже не знают о том, что страховая компания обязана оплатить УТС вне зависимости от формы возмещения, будь то организация ремонта на станции технического обслуживания или выплата по калькуляции. И очень часто является существенной проблемой – получение документов (заказ-наряда) о проводимых работах. Нежелание выдавать документы о проделанном ремонте обусловлено, как правило, тем, что сервис, что бы получить максимальную прибыль ремонтирует те детали, которые должны были менять, используют неоригинальные запасные части низкого качества. А отсутствие заказ-наряда сказывается на возможности произвести расчет Утраты Товарной Стоимости. В случае отсутствия документов о объеме произведенного ремонта, для расчета УТС понадобится акт осмотра независимого эксперта или на крайний случай подробные фотографии поврежденного ТС.

Читать еще:  Справка с места ДТП

Образец заявления на выплату УТС

Законные основания для отказа в выплате УТС

Законных оснований в выплате не так много. Самое основное это неудовлетворение транспортного средства параметрам для расчета УТС. Первое, если Ваш автомобиль уже старше пяти лет. Второе, если эксплуатационный износ Вашего автомобиля превышает 35%. Хочу обратить Ваше внимание, что эксплуатационный износ и износ, рассчитанный в рамках единой методики, отличаются, и в некоторых случаях отличаются весьма значительно. Третье, если повреждённые детали имели повреждения до наступления рассматриваемого события. Четвертое, если поврежденные детали ранее были повреждены, но на момент рассматриваемого события были отремонтированы.

И вот практически в 2018 году пленум верховного суда внес еще один повод для отказа в выплате УТС. Так в случае выделения Утраты Товарной Стоимости в полисе КАСКО отдельным пунктом, страховая компания учитывает отдельный коэффициент, который влияет на страховую премию. Хотя посмотрим, что будет дальше ведь УТС – это ущерб, а риск ущерб уже застрахован, то есть получается двойное страхование.

На сколько отличается размер утраты товарной стоимости автомобиля 2018 года выпуска от аналогичного автомобиля 2014 года.

Есть ли разница в результатах расчета УТС автомобиля 2014 года выпуска и аналогичного автомобиля 2018 года. Разница есть только в рыночной стоимости автомобилей, а так как результат расчета это процент от рыночной стоимости, то и итоговые цифры тоже будут отличаться друг от друга. А вот сами коэффициенты (проценты) ни чем отличаться не будут, у машины 2014 года будет точно такой же коэффициент, как и автомобиля 2018 года.

satyrn-908 › Блог › Что такое утрата товарной стоимости авто при ДТП, и как ее компенсировать

Представим себе неприятную, но вполне реальную ситуацию: человек приобрел новый автомобиль и вскоре после покупки попал в ДТП не по своей вине. Ожидая страховую выплату в таком случае, стоит рассчитывать не только на оплату ремонта, но и на компенсацию утраты товарной стоимости автомобиля. Выясняем, что это, и как ее получить.

Автор:
Алексей Кокорин
1. ЧТО ТАКОЕ УТРАТА ТОВАРНОЙ СТОИМОСТИ АВТОМОБИЛЯ?
Утрата товарной стоимости автомобиля (УТС) в базовом понимании – это разница между стоимостью автомобиля, не бывшего в ДТП, и автомобиля, восстановленного после ДТП. Ведь совершенно очевидно, что небитый автомобиль стоит дороже, а даже самый качественный ремонт не может восстановить машину до предаварийного состояния. Именно это снижение стоимости автомобиля из-за ДТП и есть утрата товарной стоимости.

2. КТО МОЖЕТ ПРЕТЕНДОВАТЬ НА КОМПЕНСАЦИЮ УТРАТЫ ТОВАРНОЙ СТОИМОСТИ АВТОМОБИЛЯ?
Утрата товарной стоимости компенсируется не всем автовладельцам. Для того, чтобы правомерно претендовать на нее, должны соблюдаться определенные условия.

Возраст автомобиля не должен превышать 7 лет для иномарок и 3 лет для отечественных машин
Износ автомобиля не должен превышать 30%
ДТП, по которому требуется компенсация УТС, должно быть первым для автомобиля
Владелец автомобиля не должен являться виновником ДТП
В случае, если УТС компенсируется по ОСАГО, оно не может суммарно с основными выплатами превышать максимальную страховую сумму
Если речь идет о каско, отказ в компенсации УТС не должен быть прямо прописан в страховом договоре
3. ЧЕМ ПОДТВЕРЖДАЕТСЯ ПРАВО АВТОВЛАДЕЛЬЦА НА ПОЛУЧЕНИЕ КОМПЕНСАЦИИ УТС?
Действующей правовой базой и судебными прецедентами. Во-первых, Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 10 августа 2005 г. утвердило факт того, что утрата товарной стоимости не относится к упущенной выгоде, как заявляют некоторые страховщики в ответ на обращения граждан.

Утрата товарной стоимости представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида автомобиля и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта.
Из вышеизложенного следует, что утрата товарной стоимости относится к реальному ущербу наряду со стоимостью ремонта и запасных частей автомобиля, поскольку уменьшение его потребительской стоимости нарушает права владельца транспортного средства. Данное нарушенное право может быть восстановлено путем выплаты денежной компенсации. Владелец вправе заявлять требования о взыскании такой компенсации, так как его права нарушены самим фактом дорожно-транспортного происшествия.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 25 апреля 2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 года были утверждены Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Согласно подпункту «а» пункта 60 вышеназванных Правил при причинении вреда имуществу потерпевшего возмещению в пределах страховой суммы подлежит реальный ущерб.

Таким образом, поскольку утрата товарной стоимости транспортного средства относится к реальному ущербу, она подлежит взысканию со страховой организации по договору обязательного страхования гражданской ответственности в переделах страховой суммы, установленной Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». В случае, если страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, разница между страховым возмещением и фактическим размером ущерба может быть взыскана в силу статей 1064 и 1072 ГК РФ с причинителя вреда.

Во-вторых, Постановление Пленума ВС РФ №2 от 29.01.2015 года «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» подтверждает право автовладельца на компенсацию УТС.
29. К реальному ущербу, возникшему в результате дорожно-транспортного происшествия, наряду со стоимостью ремонта и запасных частей относится также утраченная товарная стоимость, которая представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида транспортного средства и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта.

Утраченная товарная стоимость подлежит возмещению и в случае выбора потерпевшим способа возмещения вреда в виде организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания, с которой у страховщика заключен договор о ремонте транспортного средства в рамках договора обязательного страхования.

Таким образом, если соблюдены условия, перечисленные в пункте 2, утрата товарной стоимости автомобиля должна компенсироваться безусловно, и ее нельзя трактовать как упущенную выгоду. Стоит отметить, что в случае с ОСАГО единственным ограничением на получение полноценной компенсации УТС является максимальная страховая сумма, равная 400 тысячам рублей – суммарная выплата и на ремонт, и за УТС не может превышать эти 400 тысяч. А вот в случае страхования по каско следует внимательно читать договор: поскольку каско – это добровольное страхование, условия могут быть разными, и страховая компания может уточнить в договоре, что компенсация УТС не входит в число выплат по этому договору.

Возмещение УТС по ОСАГО в 2020 году — судебная практика

Спросить юриста быстрее, чем читать!

Задайте вопрос прямо сейчас и получите бесплатную консультацию. Ответим в течение 5 минут и решим даже самую сложную ситуацию.

Подержанные автомобили могут иметь разную стоимость. Иногда хорошее транспортное средство б/у в практически идеальном состоянии стоит намного дешевле нового. Подвох кроется в том, что авто участвовало в ДТП, а потом было восстановлено. Даже после маленькой аварии машина теряет в цене, и продать её становится намного сложнее. Возмещение утраты товарной стоимости (УТС) в страховании — выплата после ДТП, которая позволяет водителю восстановить нарушенный баланс. О том, как получить УТС по ОСАГО в 2020 году, читайте далее.

Что такое УТС автомобиля по ОСАГО?

В нормативных актах УТС автомобиля рассматривается как потеря товарной стоимости. Даже если повреждения, полученные в ДТП, были незначительные, а транспортное средство — полностью восстановлено, оно все равно будет считаться битым. Для владельца битой машины это означает одно — продать ТС по среднерыночной цене он не сможет.

Утрата товарной стоимости автомобиля после ДТП — это ущерб имуществу, который возмещается по ОСАГО только в том случае, если страхователь оформил полис с включением соответствующей опции. УТС вписывается в перечень рисков не очень часто, страховщики информацию по услуге клиентам раскрывать не спешат, акцентируя внимание на выплате компенсации за ремонт.

Обращаться за выплатой УТС по ОСАГО страхователь может в страховую, где оформлял полис, или суд, если СК отказала ему в возмещении ущерба. Сумма компенсации рассчитывается с учетом результатов независимой экспертизы повреждений, состояния авто после аварии и оценки его рыночной стоимости.

В Федеральном законе от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об ОСАГО» понятие УТС отсутствует. Однако Постановлением Пленумом Верховного суда РФ от 26.12.2017 №58 «О применении закона об ОСАГО». (п. 37) определено, что уменьшение товарной стоимости является ущербом, и его необходимо возмещать.

Кто может получить компенсацию за УТС?

Повреждение автомобиля в результате аварии, даже после идеального ремонта, может снизить стоимость транспортного средства на 20-30%. Получить возмещение можно, но не всегда. Так, в соответствии с Методическими рекомендациям ФБУ РФЦСЭ при Минюсте РФ от 01.01.2018, УТС не рассчитывается:

  • если срок эксплуатации легковых автомобилей превышает 5 лет (при интенсивной эксплуатации — 2,5 года);
  • если ТС ранее подвергалось восстановительному ремонту.

Сумма возмещения вреда имуществу, включая ущерб из-за УТС, в соответствии с общими правилами ОСАГО не может превышать 400 тыс рублей.

Размер возмещения УТС по ОСАГО

Чтобы узнать ориентировочную сумму компенсации, можно использовать онлайн-калькуляторы УТС по ОСАГО, но следует учитывать, что точно рассчитать УТС по ОСАГО может только сотрудник страховой с учетом конкретных обстоятельств.

  1. Минюста — самая популярная схема. Рассчитать размер выплат по единой методике Минюста сможет специалист страховой компании. Амортизация автомобиля должна быть не более 35%. Формула расчета выглядит как C = S * ∑ Ki / 100, где C — утерянная доля от первоначальной цены машины после аварии, S — обычная цена ТС до аварии, Ki — коэффициент для каждого поврежденного элемента (если рассчитает представитель страховой). УТС в данном случае зависит экспертной оценки восстановительных работ.
  2. Метод руководящего документа — расчет потери товарной стоимости рассчитывается с максимальной точностью, но делает это специалист. Чтобы получить сумму возмещения, нужно сложить общую сумму по потере товарной стоимости — это ущерб для покраски, каркаса, элементов кузова, съемных деталей.
  3. Хальбгевакса — популярная в Европе схема, в России она тоже используется, но реже. Метод расчета УТС автомобиля по ОСАГО Хальбгевакса учитывает общие цены по услугам, типа ремонта не рассматривает.

Считают УТС автомобиля по ОСАГО так:

Утерянная выгода будет равняться множителю коэффициента УТС (по максимуму) разделенного на 100, и сумме рыночной цены ТС со стоимостью работ.

ЦР / ЦН * 100%, где ЦР — цена на момент аварии, ЦН — цена новой машины.

Если результат более 40%, расчет продолжают по формулам:

A = СО / ЦР * 100% и B = СР / СМ * 100%, где СР — ремонтные работы, СМ — цена новых материалов, деталей.

С помощью показателей А и В можно будет получить коэффициент К.

Читать еще:  Как обжаловать справку о ДТП?

Таблица Хальбгевакса для определения максимальной величины УТС для легковых автомобилей

Таблица Хальбгевакса для определения максимальной величины УТС для легковых автомобилей

А-соотношение В-соотношение до 2 месяцев до 6 месяцев до 12 месяцев до 24 месяцев до 36 месяцев до 48 месяцев до 60 месяцев
I 10-20% a >130 5,00 4,50 4,00 3,50 3,00 2,50 2,00
b 130 5,25 4,75 4,25 3,75 3,25 2,75 2,25
b 130 5,50 5,00 4,50 4,00 3,50 3,00 2,50
b 130 5,75 5,25 4,75 4,25 3,75 3,25 2,75
b 130 6,00 5,50 5,00 4,50 4,00 3,50 3,00
b Как получить УТС по ОСАГО без суда?

Возмещение УТС по ОСАГО производится непосредственно страховой или в судебном порядке. Сначала владельцу транспортного средства нужно будет обратиться в СК, где он оформлял полис.

Порядок возмещения УТС по ОСАГО:

  1. Подача заявления в страховую после ДТП. Скачать образец заявления в страховую после ДТП
  2. Предоставление полного пакета документов.
  3. Получение результатов экспертизы состояния автомобиля.
  4. Калькуляция ущерба.
  5. Направление ТС на ремонт в СТОА.
  6. Обращение к независимому эксперту для оценки стоимости восстановления — работ, услуг, материалов. Рассчитывается фактическая цена авто после восстановления для ее сравнения с ценой аналогичного транспортного средства, но не битого.
  7. Подача бланка оценки вместе с заявлением на возврат утраченной стоимости в страховую.

Взыскание УТС с виновника ДТП при условии соответствия заявителя требованиям программы проводится в обязательном порядке. Отказ в выплате дается в течение 5 дней и только в письменном виде. Если заявитель с отказом несогласен, он может обратиться в суд.

Необходимые документы

Для получения компенсации УТС нужно собрать следующий пакет документов:

  • выписки и справки по ДТП;
  • заявление с требованием выплатить денежную компенсацию;
  • паспорт водителя и документы на автомобиль;
  • полис страхования;
  • квитанция об оплате пошлины;
  • карта техосмотра;
  • акт экспертной оценки реальной цены автомобиля;
  • квитанция об оплате услуг оценщика.

Образец досудебной претензии в страховую компанию о возмещении УТС по ОСАГО можно скачать ниже.

Скачать образец досудебной претензии на возмещение УТС по ОСАГО

Судебная практика

Судебная практика по взысканию УТС не очень обширная, поскольку страховые компании обычно стараются добровольно урегулировать дело. Но, если пострадавшая сторона уверена в своей правоте, а компания отказывает в выплатах, нужно обращаться в суд. Для этого владелец транспортного средства, который хочет получить компенсацию:

  1. Инициирует платную экспертизу (траты потом компенсирует СК).
  2. Передает в страховую лист экспертизы и заявление на возмещение УТС.
  3. Составляет заявление для суда. Скачать образец расписки об отсутствии претензий после ДТП
  4. Получает ответ.

По результатам рассмотрения судебного дела пострадавшей стороне будет выплачена компенсация. Судебные издержки должна оплатить страховая компания.

Сроки выплат

Подать запрос на компенсацию нужно в течение 3 лет после аварии — по истечении данного срока заявление рассмотрено не будет. Получить выплату УТС согласно закону заявитель должен в течение 30 суток после подачи заявления. Если СК выдаст отказ, он должен быть оформлен в течение 5 дней и с подробной мотивировкой причин.

Как рассчитать утерю товарной стоимости автомобиля по ОСАГО на калькуляторе и получить выплаты?

Даже если страховая компания предоставляет хорошие условия при покупке полиса и размер компенсационных выплат достаточно высок, крайне невыгодно становиться участником ДТП.

После аварии уже не удастся вернуть автомобилю предыдущее состояние, каким бы качественным ни был ремонт. Если после восстановительных работ кажется, что машина снова новая – это заблуждение. Если такое ТС нужно будет продать, его стоимость значительно снизится именно из-за последствий аварии. Поэтому, для компенсации ущерба страховщики выплачивают УТС владельцу авто. О том, как его рассчитать, и пойдет речь в данной статье.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 703-38-65 . Это быстро и бесплатно!

Что такое утрата товарной стоимости автомобиля?

Утрата товарной стоимости или УТС – значительное снижение стоимости автомобиля, которое вызвано преждевременным ухудшением внешнего вида и технических характеристик из-за уменьшения долговечности и прочности отдельных деталей, узлов или покрытия в результате автомобильной аварии и ремонтных работ.

В последнее время, из-за понятия УТС суды и страховые компании ведут непрекращающиеся споры. Одни считают, что компенсация должна включать убытки, вызванные утратой товарной стоимости. Другие же уверены, что такого понятия, как УТС вообще нет.

Для начала нужно разобраться, что включает ущерб, понесенный владельцем транспортного средства. Он состоит из затрат на восстановительные работы и убытков, которые последуют при продаже автомобиля, утратившего свою товарную стоимость (о том, как определить размер понесенного ущерба по таблице РСА, мы рассказывали тут).

Поэтому, ущерб из-за утраты УТС вполне реален, как и стоимость ремонта и запчастей (как произвести расчет стоимости ремонта по ОСАГО, узнаете в этом материале, а о том, как рассчитывают стоимость автозапчастей по базе РСА, мы рассказывали тут). Ведь уменьшение потребительской стоимости автомобиля является нарушением прав собственника ТС. Выплата денежной компенсации поможет восстановить это нарушение.

Ваши действия в страховой компании

Еще в 2005 году Постановлением президиума Верховного Суда было установлено, что УТС по ОСАГО должно оплачиваться. Поэтому владелец автомобиля пострадавшего в аварии имеет право потребовать у страховой компании возмещения дополнительных убытков. Специалисты советуют обратиться к автоюристу за помощью. Хоть получить компенсацию и не сложно, оформление имеет свои особенности.

  1. Сначала проводится экспертиза определяющая размер УТС. Нужно провести сравнение между стоимостью битой машины, и целого автомобиля такой же марки.
  2. Готовится два экземпляра заявления на выплату УТС. Один экземпляр остается в страховой компании, другой – у заявителя, на нем ставят отметку о приеме.
  3. Если страховщик не согласен с суммой выплаты, или же отказывается возмещать ущерб, собирают пакет документов. Он включает данные заключения экспертов, сумму УТС рассчитанную специалистами и другие бумаги. Подается иск в суд, все средства потраченные на судебное разбирательство возмещаются страховой компанией.
  • Скачать бланк заявления на выплату УТС по ОСАГО
  • Скачать образец заявления на выплату УТС по ОСАГО

Страховая организация, с которой виновный в аварии заключил договор, обязана делать выплаты, чтобы возместить УТС. Но нередко встречаются случаи, когда страховые организации не выплачивают положенную компенсацию. Тем самым владельцы машин вынуждены обращаться в суд. По большей части суды выдвигают страховщикам требование о возмещении УТС, но если по страховке выплачена сумма в размере 120 тысяч рублей, то виновник аварии обязан оплатить утрату товарной стоимости из личных средств.

Зная, что суд выступает на стороне собственника ТС, иногда нужно просто показать страховщику, что клиент знает свои права и намерен потребовать УТС по ОСАГО. Поэтому вопрос компенсации можно решить и без суда.

Как рассчитывается утеря товарной стоимости самостоятельно и на калькуляторах?

В практике расчета УТС ОСАГО используют два метода.

Первый – расчет по методу Министерства Юстиции

Он считается основным способом расчета, так как его предпочитают судебные эксперты. Суть заключается в том, что определяется размер УТС в процентном соотношении к начальной цене транспортного средства. Этот метод расчета применяют к новым автомобилям: не старше 3 лет для отечественных марок, и не старше 5 лет для транспорта иностранного производства. В этом случае амортизация не должна составлять больше 35%.

Как же считают УТС автомобиля?

УТС рассчитывают по формуле:

  • С – потерянная часть первоначальной цены транспортного средства вследствие дорожно-транспортного происшествия.
  • S – реальная стоимость автомобиля до того как он попал в аварию.
  • Ki – коэффициент, определенный экспертизой для каждой детали требующей восстановления.

Согласно приведенному методу расчета возмещение УТС зависит от того, как эксперты оценят требующиеся восстановительные работы. Коэффициент, отвечающий за поврежденные детали, подчиняется следующим правилам:

  1. при необходимости замены деталей, сваренных друг с другом, ∑ Ki уменьшают на 20%;
  2. цена работ по восстановлению съемных деталей вместе с компенсацией УТС не должна превышать стоимость покупки и замены на новые запчасти;
  3. если до аварии был устранен перекос кузова, коэффициент уменьшается в два раза;
  4. при применении полного или частичного покрытия кузовной части лакокрасочным материалом, стоимость автомобиля снижается.

Помощь экспертов и специалистов является необходимой. Даже зная формулу УТС, владелец автомобиля не всегда может самостоятельно сделать верный расчет.

Второй – метод Хальбгевакса

Хоть метод расчета, предложенный Министерством Юстиции, считают основным, иногда эксперты пользуются методом Хальбгевакса. Этот способ применяется к автомобилям с такими же возрастными ограничениями для ТС, как и первый метод расчета. Отличие состоит в том, что в расчетах амортизацию заменяет пробег автомобиля, ограничением для которого является 50 тысяч километров для отечественных машин и 100 тысяч километров для иностранных.

Для данного способа используют соответствующие калькуляторы.

Вот перечень показателей, которые используют для расчета:

  1. стоимость нового автомобиля (ЦН) и его реальная цена на момент ДТП (ЦР);
  2. срок эксплуатации транспортного средства;
  3. цена новых запчастей и материалов (СМ), а также ремонт (СР);
  4. полная стоимость всех восстановительных работ (СО).

Для того, чтобы определить имеет ли смысл претендовать на компенсацию УТС по ОСАГО, используют несложную формулу:

ЦР/ЦН*100%.

Если результат вычисления превышает 40%, то вычисления продолжают по формулам:

  • А=СО/ЦР*100%.
  • В=СР/СМ*100%.

Обозначения А и В являются определяющими для коэффициента К (для этого имеется таблица значений).

Завершающая формула этого метода служит для расчета собственно УТС и является самой важной:

УТС=К/100*(ЦР+СО).

Многие специалисты считают этот способ удобным, но без помощи экспертов автомобилисту все равно невозможно выполнить такой расчет. Тем более, что для требования возмещения ущерба, нужно заключение экспертизы.

Обязательные условия для возможности выплат

В каких случаях она возмещается? Существует перечень работ по восстановлению, при которых обязательно производят расчет УТС:

  1. Ремонт перекоса рамы или кузова ТС.
  2. Полная или частичная замена несъемных деталей кузова.
  3. Ремонт отдельных деталей кузова, таких как пластиковый капот, крылья, крышка багажника, дверь.
  4. Полное или частичное окрашивание лицевых поверхностей кузова, бамперов. При покраске мелких внешних деталей (облицовок, молдингов, ручек, накладок, зеркал) УТС не рассчитывают.
  5. Замена деталей, которые изготовители поставляют окрашенными (исключением является если они перекрашены).
  6. Разборка салона ТС, которая ухудшает качество первоначальной заводской сборки.

Чтобы иметь возможность претендовать на выплату УТС должен быть соблюден ряд условий:

  • Срок работы ТС не должен превышать 5 лет для иностранных автомобилей и 3 года для машин отечественного производства.
  • Амортизация ТС должна быть не больше 30%.
  • Компенсационные выплаты осуществляют только для автомобилей, попавших в аварию первый раз.
  • Собственник транспортного средства не должен быть виновен в ДТП.
  • Сумма УТС по ОСАГО не может превысить максимальную положенную страховую компенсацию (туда входят и основные выплаты).
  • Если же выплата УТС осуществляется по КАСКО, то возможность получения компенсации должна быть прописана в полисе.

Получить выплату реально, если был проведен ремонт автомобиля, но с того времени не прошло 3 года и сохранился список выполненных работ, например, заказ-наряд. В этом случае расчет производить сложнее.

Если замены требуют поврежденные или дефектные детали, то выплата не предусматривается. Невозможно получить компенсацию утраты товарной стоимости, если нужен легкий ремонт без восстановления конструкции авто, если поверхность кузова повреждена коррозией или имеет дефекты, появившиеся до аварии.

Поэтому, если все условия перечисленные выше соблюдены, выплата УТС по ОСАГО должна быть произведена обязательно. Максимальная сумма, которую можно получить по ОСАГО составляет 400 тысяч рублей.

Изучив предоставленную информацию можно сделать вывод, что получить выплаты УТС по ОСАГО можно далеко не всегда. Но если соблюдены все требуемые условия, то это вполне реально. При получении необоснованного отказа всегда есть возможность получить положенную компенсацию через суд.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

Возмещение утраты товарной стоимости автомобиля -необходимые действия

Даже если автомобиль после незначительного дорожно-транспортного происшествия пройдет через капитальный ремонт, это не позволит его в будущем продать по цене нового авто. Это – так называемая «утрата товарной стоимости».

Любое транспортное средство, побывавшее в ДТП, теряет свою цену. И то самое УТС можно компенсировать за счет страховой компании или виновника в дорожно-транспортном происшествии, согласно действующих законодательных норм.

Но при каких случаях выплачивается разница по утрате товарной стоимости? И каким образом доказать свою правоту перед страховой компанией, которая отказывает в компенсации?

Общие сведения об УТС

В базовом понимании, утрата товарной стоимости – это разница между ценой автомобиля, который не был в ДТП, и ценой после его восстановления.

Не удивительно, что не битое транспортное средство стоит дороже, ведь ни его кузов, ни комплектующие не подвергались деформации, критической нагрузке, механическому воздействию. Однако данное понятие может быть применимо только для следующих категорий автомобилей:

  • иностранного производства с возрастом до 5 лет, пробегом до 100 тысяч километров;
  • отечественного производства с возрастом до 3 лет, пробегом до 50 тысяч километров;
  • при общем износе менее 40%, независимо от страны производства (его определяет экспертная комиссия).

А что делать, если у владельца транспортного средства одновременно имеются и полис ОСАГО, и КАСКО? По какому из них требовать компенсацию? Эксперты утверждают, что по ОСАГО получить выплату можно только в том случае, если автомобиль был в аварии и владелец транспортного средства не является виновником ДТП. По КАСКО получить компенсацию можно лишь в тех случаях, когда автомобиль не был в ДТП, а повреждение было получено, к примеру, из-за упавшего дерева, стихийного бедствия, действия третьих лиц, не являющихся участниками дорожного движения.

Как получить возмещение утраты товарной стоимости по ОСАГО?

Для получения компенсации необходимо:

  • провести независимую экспертизу до восстановления автомобиля (в присутствии представителя страховой компании);
  • обратиться с заявлением в страховую компанию, прикрепив к нему результат независимой экспертизы;

при отказе – нужно обращаться в суд, прикрепив к заявлению документы о ДТП, о результатах независимой экспертизы, о показаниях свидетелей (если таковые были).

Страховщик при этом имеет право провести повторную экспертизу с привлечением своих специалистов. Но выполняется она исключительно в присутствии владельца транспортного средства. В том случае, если страховая компания отказывается компенсировать утрату товарной стоимости, то отстаивать свои права придется через суд. И желательно при этом воспользоваться услугами автоюриста (его оплату впоследствии также можно будет взыскать со страховщика, но придется подать заявление в суд ещё раз).

И нужно обратить внимание ещё на тот нюанс, что по законодательным нормативам максимально возможная компенсация со страховой компании может составлять 400 тысяч рублей. Если пострадавшему уже была выплачена такая сумма, то требовать со страховщика ещё и УТС бессмысленно – закон будет на его стороне. В этом случае взыскание утраты товарной стоимости автомобиля можно затребовать непосредственно у виновника дорожно-транспортного происшествия.

Как получить компенсацию по УТС с виновника ДТП?

Принцип получения компенсации с виновника ДТП (к примеру, если у него нет страхового полиса, что является нарушением закона) идентичен тому, который используют и против страховщиков. Первым делом проводится независимая экспертиза в присутствии того самого виновника.

А далее из него же и требуется компенсация. Он может решить проблему добровольно, заключив договор с потерпевшим (документ обязательно заверяется нотариусом) или же отказаться от выплаты. В последнем случае владелец поврежденного автомобиля имеет полное право обратиться в судовые инстанции.

Если потерпевший обратился в суд и его заявление признали в его пользу, то он также может затребовать определение точного графика по выплате УТС (или указания предельной даты, когда долг перед ним будет погашен).

Как рассчитать утрату товарной стоимости автомобиля?

Провести самостоятельно расчет утраты товарной стоимости автомобиля невозможно, так как следует учитывать целый список факторов, влияющих на оценочную стоимость автомобиля. В их числе:

  • дата выпуска;
  • марка;
  • пройденный километраж;
  • ранее проведенные ремонты и ТО;
  • стоимость восстановления после ДТП;
  • стоимость замененных деталей;
  • дата дорожно-транспортного происшествия.

Полезное видео

Особенности расчета выплат утс по осаго можно увидеть здесь:

Заключение

Итого, утрата товарной стоимости – это снижение стоимости транспортного средства после ДТП и восстановления. Требовать компенсацию УТС со страховщика можно – такое право защищено законодательным актом. Только общая её сумма не может составлять более 20% от начальной стоимости авто.

Что такое утрата товарной стоимости авто при ДТП, и как ее компенсировать

Представим себе неприятную, но вполне реальную ситуацию: человек приобрел новый автомобиль и вскоре после покупки попал в ДТП не по своей вине. Ожидая страховую выплату в таком случае, стоит рассчитывать не только на оплату ремонта, но и на компенсацию утраты товарной стоимости автомобиля. Выясняем, что это, и как ее получить.

Утрата товарной стоимости автомобиля (УТС) в базовом понимании – это разница между стоимостью автомобиля, не бывшего в ДТП, и автомобиля, восстановленного после ДТП. Ведь совершенно очевидно, что небитый автомобиль стоит дороже, а даже самый качественный ремонт не может восстановить машину до предаварийного состояния. Именно это снижение стоимости автомобиля из-за ДТП и есть утрата товарной стоимости.

Утрата товарной стоимости компенсируется не всем автовладельцам. Для того, чтобы правомерно претендовать на нее, должны соблюдаться определенные условия.

  • Возраст автомобиля не должен превышать 7 лет для иномарок и 3 лет для отечественных машин
  • Износ автомобиля не должен превышать 30%
  • ДТП, по которому требуется компенсация УТС, должно быть первым для автомобиля
  • Владелец автомобиля не должен являться виновником ДТП
  • В случае, если УТС компенсируется по ОСАГО, оно не может суммарно с основными выплатами превышать максимальную страховую сумму
  • Если речь идет о каско, отказ в компенсации УТС не должен быть прямо прописан в страховом договоре

Действующей правовой базой и судебными прецедентами. Во-первых, Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 10 августа 2005 г. утвердило факт того, что утрата товарной стоимости не относится к упущенной выгоде, как заявляют некоторые страховщики в ответ на обращения граждан.

Утрата товарной стоимости представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида автомобиля и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта.

Из вышеизложенного следует, что утрата товарной стоимости относится к реальному ущербу наряду со стоимостью ремонта и запасных частей автомобиля, поскольку уменьшение его потребительской стоимости нарушает права владельца транспортного средства. Данное нарушенное право может быть восстановлено путем выплаты денежной компенсации. Владелец вправе заявлять требования о взыскании такой компенсации, так как его права нарушены самим фактом дорожно-транспортного происшествия.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 25 апреля 2002 года “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 года были утверждены Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Согласно подпункту “а” пункта 60 вышеназванных Правил при причинении вреда имуществу потерпевшего возмещению в пределах страховой суммы подлежит реальный ущерб.

Таким образом, поскольку утрата товарной стоимости транспортного средства относится к реальному ущербу, она подлежит взысканию со страховой организации по договору обязательного страхования гражданской ответственности в переделах страховой суммы, установленной Федеральным законом “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”. В случае, если страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, разница между страховым возмещением и фактическим размером ущерба может быть взыскана в силу статей 1064 и 1072 ГК РФ с причинителя вреда.

Во-вторых, Постановление Пленума ВС РФ №2 от 29.01.2015 года “О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” подтверждает право автовладельца на компенсацию УТС.

29. К реальному ущербу, возникшему в результате дорожно-транспортного происшествия, наряду со стоимостью ремонта и запасных частей относится также утраченная товарная стоимость, которая представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида транспортного средства и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта.

Утраченная товарная стоимость подлежит возмещению и в случае выбора потерпевшим способа возмещения вреда в виде организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания, с которой у страховщика заключен договор о ремонте транспортного средства в рамках договора обязательного страхования.

Таким образом, если соблюдены условия, перечисленные в пункте 2, утрата товарной стоимости автомобиля должна компенсироваться безусловно, и ее нельзя трактовать как упущенную выгоду. Стоит отметить, что в случае с ОСАГО единственным ограничением на получение полноценной компенсации УТС является максимальная страховая сумма, равная 400 тысячам рублей – суммарная выплата и на ремонт, и за УТС не может превышать эти 400 тысяч. А вот в случае страхования по каско следует внимательно читать договор: поскольку каско – это добровольное страхование, условия могут быть разными, и страховая компания может уточнить в договоре, что компенсация УТС не входит в число выплат по этому договору.

Для того, чтобы получить компенсацию УТС, вам, скорее всего, потребуется обратиться к автоюристу: процедура получения выплаты не слишком сложна, но имеет свои нюансы оформления. В целом она состоит из трех этапов: проведения независимой экспертизы, которая определит размер УТС, последующего заявления на выплату компенсации в страховую компанию и – в случае отказа – искового заявления в суд. Судебная практика, как указывалось выше, подтверждает правоту автовладельца в случае соблюдения всех перечисленных ранее условий, поэтому шансы на урегулирование вопроса в досудебном порядке довольно велики.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector