Какие экспертизы проводятся при ДТП?
Dent-repair.ru

Автомобильный портал

Какие экспертизы проводятся при ДТП?

В каких случаях назначается и как проводится техническая экспертиза автомобиля

Ежедневная эксплуатация транспортного средства всегда подразумевает определённый риск попасть в аварию. Независимо от стажа вождения, полученных навыков или марки автомобиля, иногда обстоятельства складываются таким образом, что столкновения избежать невозможно. Автотехническая ситуационная экспертиза в необходимых случаях позволяет установить действительного виновника аварии и получить компенсацию за разбитую машину. Но во всех ли спорных случаях автотехническая экспертиза так необходима?

В каких случаях необходима

В лёгких авариях, когда обе стороны приходят к общему мнению о виновнике ДТП, ситуация разрешается быстро, а иногда — даже без привлечения сотрудников ГИБДД.

С другой стороны, не исключены случаи, когда каждый из участников происшествия считает себя потерпевшей стороной. Он возлагает вину на оппонента либо результатом аварии стало причинение смерти, ущерба здоровью человека, или существенное повреждение имущества.

Обращаться к экспертам для проведения автотехнической экспертизы может потребоваться в следующих ситуациях:

  • авария произошла в результате поломки;
  • транспортное средство получило ущерб по причине действия непреодолимой силы или по вине третьих лиц, не являющихся участниками дорожного движения;
  • стороны не достигли согласия относительно суммы компенсации ущерба потерпевшему;
  • виновный способен намеренно занижать сумму выплаты или не согласиться с выставленным счётом потерпевшей стороны;
  • виновный ДТП не соглашается с решением судебной инстанции и намерен обжаловать вердикт судьи;
  • страховая компания отказывается выплачивать полную сумму возмещения либо намеренно её занижает;
  • повреждённый автомобиль является предметом залога в финансовых обязательствах;
  • лицо несогласно с результатами проведённого ремонта транспортного средства и намеренно отстаивать права с последующим взысканием возмещения;
  • страховая компания отказывается исполнять обязательства по договору.

В таких случаях без специальных мероприятий для установления истины в случившемся не обойтись. Одним из способов восстановить хронологическую последовательность событий является автотехническая экспертиза.

Кто и зачем проводит экспертизу

В зависимости от требуемого результата, независимая автотехническая экспертиза бывает различных типов. Каждый из них несёт определённую цель установления необходимого факта, события. В них используются различные методы проведения исследований.

Автомобилистов всегда интересовал вопрос — что устанавливает автотехническая экспертиза при ДТП?

  1. Нюансы произошедшего события.
  2. Исправность автомобилей или иных средств.
  3. Влияющие факторы внешней среды.
  4. Оценочную стоимость автомобиля на каждой стадии.

На самом деле, все эти данные важны большей частью, только тогда, когда процесс разбирательства ведётся уже в суде.

Проводить независимую экспертную оценку или автотехническую судебную экспертизу после ДТП необходимо пострадавшей стороне, чтобы получить реальную стоимость причинённого ущерба, а также рассчитать сумму компенсации для взыскания с виновной стороны.

Полученное заключение обладает юридической силой и имеет ключевое значение в судебном процессе.

О назначении судебной автотехнической экспертизы заинтересованной стороне необходимо ходатайствовать перед судом.

Для получения заключения потребуется предоставить:

  • повреждённый автомобиль;
  • определение суда о необходимости проведения такого рода исследования;
  • паспорт транспортного средства;
  • свидетельство о регистрации.

Сторонами в процессе разбирательства могут быть:

  • участники ДТП;
  • страховая компания;
  • СТО, предоставившее неверное или поддельное заключение.

Заинтересованное лицо вправе самостоятельно выбрать экспертную организацию, которая будет проводить экспертиза.

Что становится предметом изучения

При разрешении гражданского спора, потребуется предоставление результатов исследования, включающего в себя анализ всех элементов происшествия.

Наличие автотехнической ситуационной экспертизы, правильно сформированные задачи перед специалистом, сопоставимость предоставленных выводов, всесторонность и объективность проведённого анализа, в том числе — необходимый сбор информации на подготовительной стадии, существенно увеличивают эффективность рассмотрения гражданских дел о взыскании причинённого ущерба в результате ДТП.

Автотехническая экспертиза проводит такие исследования:

  • исправности автомобилей и их состояния;
  • окружающей среды на месте аварии;
  • поведения участников столкновения;
  • теоретического моделирования возможных действий водителей;
  • механизма, совершённого в ДТП;
  • обстоятельств, поспособствовавших наступлению события.

Объектом исследования выступают:

  • автомобили, получившие ущерб;
  • дорожное покрытие;
  • место совершение ДТП;
  • следы автомобильных шин.

Участники аварии и материалы административного или уголовного дела, также находятся в распоряжении эксперта.

Основные виды экспертиз при ДТП

Многие водители при ДТП сталкиваются с тем, что при защите своих прав необходимо провести уйму проверок.

Какие виды диагностик назначаются при ДТП. Что они выясняют и к каким выводам приводят?

Мы постараемся ответить на этот вопрос и более детально рассказать о разных видах экспертизы.

Автотехническая проверка

Она помогает определить причинно-следственную связь между ДТП и поломками: возникли ли они в результате столкновения или стали его фактором? Автоэксперт имеет право работать с исходными данными. Именно он может повлиять на итоговое постановление о виновности водителя.

Криминалистический осмотр

Широко распространённая экспертиза, которую необходимо обязательно проходить при первичной либо повторной регистрации транспортного средства. Также её назначают при возможном криминальном прошлом автомобиля: если органы правопорядка возбуждают уголовное дело против владельца машины или подозревают, что она находится в угоне.

Во время проверки эксперт исследует:

  • VIN-код (идентификационный номер из 17 символов, находится в свидетельстве о регистрации ТС).
  • Номера кузова, силового агрегата и шасси.
  • Участие автомобиля в ДТП и угоне.
  • Сделки с машиной.

Судебный анализ

Необходим, если в ДТП пострадали люди. По следам крови, волосам и другим биоматериалам эксперт способен выяснить:

  • кто находился за рулем в момент происшествия;
  • были ли трезвы участники ДТП;
  • какой вред и каким образом был причинён потерпевшим.

Трасологическая проверка

Трасологическая экспертиза анализирует следы, оставшиеся от автомобиля на месте происшествия и на машинах-участниках ДТП. Это может быть что угодно: от отпечатков шин до вылетевших деталей. Проверка устанавливает, с какой скоростью и по какой траектории двигались транспортные средства. Выводы позволяют с высокой вероятностью назвать имя виновника происшествия.

Предлагаем к просмотру видео про трасологическую экспертизу:

Автотовароведческая

Это исследование необходимо, чтобы выяснить реальную величину ущерба при ДТП. Объектом экспертизы может быть как само транспортное средство, так и отдельные узлы и детали. Для заказа подобного исследования водитель должен подготовить техпаспорт, справку-счёт и заказ-наряд о текущем ремонте.

Суд в силах назначить собственную экспертизу для урегулирования конфликтных ситуаций. В таком случае оценка производится в рамках Федерального закона № 135 от 29 июля 1998 г. «Об оценочной деятельности в РФ».

Комплексная

Исходя из названия понятно, что рассматриваемая экспертиза включает в себя комплекс из тех, о которых мы говорили выше. Она необходима, если для итогового судебного решения нужно привлечь экспертов разных специальностей. Они могут формулировать выводы независимо друг от друга либо, по специальному постановлению суда, работать в команде.

Важно помнить, что даже если водитель попадает в аварию, в первую очередь, надо сохранять спокойствие. Желательно быстро найти (или всегда иметь на примете) квалифицированного юриста, знакомого с тонкостями судопроизводства о ДТП. И конечно же, на дороге надо вести себя предельно аккуратно и вежливо.

  • Что такое судебная автотехническая экспертиза и зачем она нужна?
  • Что такое криминалистическая экспертиза автомобиля и каковы особенности её проведения?

Полезное видео

Далее информативное видео про экспертизы назначаемые после ДТП:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Зачем нужна автотехническая экспертиза при ДТП

Разновидности и цели автотехнической экспертизы

Сколько стоит автотехническая экспертиза и как ее инициировать

В сложных ситуациях с ДТП ход событий или виновные определяются с трудом. Иногда бывают сложные и спорные ситуации, которые требуют дополнительных экспертиз. В таком случае возможно проведение дополнительной автотехнической экспертизы заинтересованными лицами. Что это за экспертиза и какова её стоимость, мы расскажем далее в статье.

Для чего требуется автотехническая экспертиза после ДТП?

Для начала определим сущность понятия автотехнической экспертизы. Это дополнительное исследование машин и других объектов, ставших участниками ДТП. Она производится для определения виновного, а также урона и ответственности участников. Используется для любых категорий транспорта.

Исходя из того кто виноват, будет строиться защита пострадавшего и оценка ситуации. От данной процедуры зависит степень наказания и меры воздействия. Возможно, будет выплачен лишь материальный ущерб, а возможно, будет начато уголовное дело.

Разновидности исследований

Выделяется несколько категорий автотехнической экспертизы:

  • Автоэкспертизы, которые определяют объекты, участвующие в аварии, делятся, в свою очередь, на следующие моменты:

– Выяснение нюансов дорожной обстановки. Позволяют определить тормозной путь ТС в данных погодных условиях на конкретном покрытии, скорость движения участников, помехи движению. Определяется вероятность избегания удара, наличие нарушений ПДД и другое.

– Дорожные условия. Качество полотна дороги, наличие качественного освещения, метеоусловия.

– Соответствие состояния ТС критериям безопасности. Выявляет повреждения, которые могли привести к ДТП, правильно ли работали агрегаты и детали, качество обслуживания автомобиля и своевременно ли оно проводилось.

  • Автотовароведческие. Они производят реальную оценку стоимости машины либо её остатков (деталей), производится оценка ущерба в денежном формате.
  • Трасологические. Производят подробное изучение ТС, тела водителей, дорогу, для того чтобы определить правильное положение автомобиля в момент аварии.
  • Психофизиологические. Производят оценку состояния водителя в момент ДТП, эмоциональное и физическое здоровье, наличие отвлекающих факторов и переживаний, которые могли спровоцировать аварию.
  • По очередности. В основном производят несколько различных исследований, для того чтобы качественно установить сложившуюся обстановку. Зачастую аварии способствуют различные причины и обстоятельства, а не один единственный фактор.

В связи с этим можно выделить ещё несколько подкатегорий исследований:

  • Первичная экспертиза;
  • Дополнительная – открывает нюансы первичной;
  • Повторная – используется если в первой были допущены ошибки или же были выяснены новые обстоятельства дела;
  • Единоличная – дело будет рассмотрено только 1 экспертом, используется в простых случаях с 2 машинами или без осложненных обстоятельств;
  • Комиссионная – групповая экспертиза;
  • Комплексная – в состав входит сразу несколько специалистов различных областей: медицина, автотехника, химики и другие необходимые.

Ходатайство о назначении

Для того чтобы данные автоэкспертизы можно было прикрепить к делу, она должна быть официально назначена. Для этого одна из сторон должна ходатайствовать о её назначении.

Форма обращения свободная, но должны быть соблюдены все формальные правила:

  • Правильно составлена шапка обращения. Написаны реквизиты сторон, дата и место составления.
  • Само ходатайство. Подробно описаны причины обращения, обоснование конкретно выбранного способа экспертизы.
  • В последней части – результативная часть, здесь обозначены вопросы для изучения эксперту и выводы, которые хотелось бы получить. Кроме того обозначается, кто будет оплачивать эти исследования. Если эксперт известен, то добавляются его личные данные.

Стоимость и сроки проведения

Стоимость экспертизы будет зависеть от необходимых параметров и количества исследований. Так же будет не малое значение иметь её вид. В параметры войдут такие показатели, как объём проверок, количество участников, срочность проведения и другое.

В целом необходимо рассчитывать на сумму от 3 тысяч рублей и более. Если включено много параметров и привлечены специалисты различных областей, то сумма может быть более 50 тысяч. Если проверку назначает суд, то стоимость ещё возрастёт на 15-20%. Изначально проверку будет оплачивать инициатор. Если обе стороны готовы заплатить за проверку, то стоимость делится пополам. В том случае, если один из инициаторов является малоимущим, то можно рассчитывать на частичное погашение за счёт государства.

Законодательство не регламентирует срок экспертизы. Если экспертиза не требует особых специалистов или каких-либо сложных приборов, то может быть проведена в течение недели. Сложное исследование займёт до 30 рабочих дней. Если сроки будут назначены судьёй, то они обязательны для исполнения.

Исполнители АТЭ

Для проведения экспертизы можно обратиться как к государственным специализированным компаниям, так и к сертифицированным частным специалистам. Главное, чтобы была лицензия на производимую деятельность. Чтобы найти такого эксперта можно обратиться на официальный сайт Министерства юстиций. Для каждого из вида исследований будут свои представители и свои организации, содержащие в штате конкретных специалистов. При обращении необходимо уточнить о наличии таких специалистов, рассказав, что вам необходимо сделать.

Вопросы для автотехнической экспертизы

Перед первоначальной беседой необходимо составить список интересующих вопросов, для того чтобы специалист понял, что от него конкретно требуется. Не всегда юридические специалисты могут решить технические вопросы. Иногда требуется консультация технического эксперта. Он составит список вопросов, который вы предъявите мастерам при АТЭ.

Какие вопросы могут потребоваться для эксперта, список наиболее популярных из них:

  • определить, какая была степень видимости на трассе;
  • вычислить коэффициент сцепления колёс с дорожным покрытием;
  • определить точное расстояние для тормозного пути каждого из автомобилей перед столкновением;
  • вывести траектории движения машин;
  • вывести градус угла при столкновении;
  • понять причину потери устойчивости транспортного средства;
  • определить наличие неисправностей в деталях или агрегатах машин;
  • в каком положении оказались машины после столкновения.

Эти и другие вопросы бывают очень важны в обстоятельствах ДТП.

Читать еще:  Как правильно составить схему ДТП самостоятельно?

Порядок проведения

Такие документы как КоАП, УПК и АПК регламентируют проведение экспертиз. Цель исследования окончательно определит нужный документ.

Частный порядок

Иногда исследование бывает заказано по личному желанию физического или юридического лица. В основном интересует такой вид исследования как товароведческий, он позволяет определить точный размер нанесённого ущерба в ДТП. Иногда инициация автоэкспертизы бывает прямо перед судом, для того чтобы получить на руки документ с конкретной суммой, которая будет указана в исковом требовании к возмещению. Тем более стоимость такой экспертизы будет на порядок ниже, если она будет назначена судом.

Алгоритм в этом случае следующий:

  • найти нужную лицензированную компанию и заключить с ней договор;
  • пригласить заблаговременно на независимую экспертизу вторую сторону;
  • предоставить необходимые материалы для осмотра;
  • произвести оплату;
  • ждём количество указанных в договоре дней и получаем результаты на руки.

Данный документ прикладывается к материалам дела в суде.

При административном расследовании

Если инициирует экспертизу один из госслужащих, например инспектор ГИБДД или судья, то обязательно на руках у участников процесса будет предписание, которое содержит:

  • причину, по которой назначена экспертиза;
  • личные данные эксперта (ФИО, должность, права, обязанности);
  • объекты исследования (транспорт, обстановка, участников и т.д.);
  • список того, что должно быть исследовано и на какие вопросы надо получить ответы;
  • меры ответственности за недостоверные данные.

Перед тем как выдать предписание участники процесса должны быть с ним ознакомлены. Они могут внести свои поправки и дополнительные вопросы, сменить эксперта или привлечь дополнительных специалистов.

Судебная экспертиза

Данная экспертиза может быть затребована любым из участников процесса, даже судьёй и следователем. Стороны-участники имеют право дополнить документ собственными вопросами. Но судья должен быть согласен с конечным вариантом исследований. Он утверждает полученный документ, отклонив или одобрив внесённые предложения. Любые сведения, внесённые в протокол, должны быть идентичными информации из административного дела.

Если одно из лиц будет препятствовать экспертизе, то вердикт будет вынесен в пользу второй заинтересованной стороны. Если было инициировано исследование в отношении пострадавшего или свидетеля, то они должны быть согласны с ним. При проведении АТЭ принять участие могут следователь и участники ДТП, присутствие последних должно быть согласовано со следователем.

В выводах и заключении проведённой экспертизы всегда есть список участников, которые были привлечены для процесса. Вердикт должен быть вынесен один единственный, даже если принимала участие целая комиссия или эксперты из одной области разошлись во мнении. Компромисс должен быть найден. Но специалисты могут единолично вынести результаты с единственной своей подписью. При заседании комиссии документ будет составлен один, но в каждом специализированном разделе будет заключение конкретного эксперта.

Заключение по результатам

В конце проведённой экспертизы должны обязательно быть подведены итоги с выводами. Именно по выводам будет строиться дальнейшая защита и выносится вердикт.

Заключение может содержать следующие сведения:

  • в какое время (конкретная дата) была произведена экспертиза;
  • персональные данные эксперта с его подписью под исследованиями;
  • перечисление объектов исследования;
  • методики и способы исследования;
  • список участников и ответственных лиц;
  • выводы по каждому из рассмотренных и проверенных вопросов.

В документе всегда есть приложения. Они содержат информацию по исследованиям: фотографии, расчёты, таблицы, видеозаписи, всё, что было использовано для получения результата.

Все важные сведения и результаты будут приложены к материалам дела, даже если они не были заявлены в список вопросов. Иногда качество материала или недостоверные и неполные сведения мешают получению правильных выводов экспертом. В этом случае специалист составит отказ в проведении экспертизы, аргументируя это конкретными причинами.

В случае необходимости эксперт может быть вызван на процесс для дачи пояснений по отчёту. Если необходимые для процесса данные так и не были получены, то назначается дополнительная или повторная проверка.

Полезные советы

Следующие советы могут облегчить жизнь многих:

  • при выборе эксперта опирайтесь на его опыт и реальные отзывы;
  • лучше всего не отказываться от присутствия во время процесса экспертизы;
  • заранее продумайте интересующие и важные вопросы для экспертов;
  • будьте внимательны, прочитайте несколько раз заключение экспертов;
  • каждый имеет право ходатайствовать о проведении дополнительных исследований.

Качественно проведённая экспертиза, пусть даже дорогостоящая, поможет выявить реального виновного в ДТП лица.

Видео

Какие экспертизы проводятся после ДТП: виды, сроки, стоимость

От участия в дорожно-транспортном происшествии не застрахован никто. Даже если вы соблюдаете Правила дорожного движения, всегда есть вероятность, что другой участник их нарушит. Если ДТП произошло, помните о том, что обезопасить себя можно и нужно. Лучшая ваша защита в таком случае – экспертиза после ДТП. Почему? Расскажем.

Что такое экспертиза и зачем она вообще нужна

Те, кто изучал процессуальное законодательство в университетах, институтах и академиях, знают, что заключение эксперта является одним из доказательств, которое предоставляется в суд. Все доказательства суд обязан оценить в совокупности, не наделяя ни одно из них преимущественной силой.

Однако часто в жизни происходит иначе, и решение суд принимает только после получения конкретного документа – вывода специалиста. Как для следственных органов в уголовном деле царицей доказательств по-прежнему является явка с повинной, так и для судебных органов экспертиза – «наше все».

И это понятно. Судья окончил юридический вуз, его там учили читать и толковать законы, а не определять длину тормозного пути или тяжесть телесных повреждений. Поэтому и обращается суд к эксперту, чтобы получить профессиональные ответы.

В сложных делах и спорных ситуациях именно заключение специалиста становится решающим доводом в пользу одной из сторон.

Автоэкспертиза после ДТП поможет суду принять правильное решение.

Какие есть виды экспертиз при ДТП

Научные исследования проводятся в различных отраслях. Они отвечают на множество вопросов. Для рассмотрения дорожно-транспортного происшествия проводятся автотехническая, трасологическая, техническая, дорожная и судебно-медицинская экспертизы.

Иногда выделяют в особый вид видеотехническую экспертизу ДТП, при которой изучаются и оцениваются записи фиксаторов происшествия (видеорегистраторов, камер видеонаблюдения). Но этот вид исследования, скорее, является вспомогательным для любой автотехнической экспертизы.

Рассмотрим виды экспертиз при ДТП немного подробнее.

Автотехническая экспертиза

Представляет собой исследование, при котором изучается техническое состояние транспортного средства, проводится оценка технического состояния дорожного полотна, оцениваются действия участников и обстоятельств происшествия. В принципе, это экспертиза обстоятельств ДТП. Объектами исследования выступают транспортные средства или их части, место аварии и следы, а также документы, материалы, схемы, показания свидетелей.

Трасологическая экспертиза

Назначается с целью идентификации транспортного средства по следам, оставленным им на месте ДТП, установления его типа и/или модели. То есть трасологическая экспертиза при ДТП устанавливает все, на что указывают следы.

Предмет исследования – установить местонахождения транспортных средств во время их непосредственного контакта, места наезда на пешехода, определить механизм возникновения следа.

Техническая экспертиза автомобиля

Техническая экспертиза при ДТП подтверждает или опровергает наличие неисправностей транспортного средства. Она определяет причины, по которым они могли возникнуть. Ищет ответы на вопросы: являются ли неисправности заводскими, эксплуатационными или возникли после ремонта. Задача – установить, могла ли неисправность стать причиной катастрофы, можно ли было эту неисправность выявить и устранить.

Именно техническая экспертиза автомобиля после ДТП рассматривает транспортное средство не только в целом, но и с выделением основных элементов: ходовой части, электросистемы, двигателя, шасси и остальных.

Технико-диагностические исследования автомобилей участников ДТП расскажут, должны ли в конкретной аварийной ситуации сработать подушки безопасности, какая причина отказа механизма или системы.

Дорожная экспертиза

Статистика говорит, что 15% происшествий на дороге происходит из-за плохих дорожных условий и некачественного дорожного покрытия. Дорожная экспертиза изучает, какими были условия и покрытие в момент аварии. В частности, исследованию подвергаются размеры проезжей части и полос движения, состояние покрытия на них, разметка, препятствия, видимость.

Автотовароведческая экспертиза

Чтобы определить стоимость восстановительного ремонта транспортного средства или размера причиненного ущерба, необходима автотовароведческая экспертиза после ДТП. Это исследование проводят наиболее часто. С его помощью можно получить ответ на вопросы: какие имеются повреждения автомобиля при ДТП, как изменилась его товарная стоимость из-за аварийных повреждений и сколько будет стоить его восстановление.

Иногда можно встретить термин «оценочная», но надо понимать, что это все та же экспертиза повреждений автомобиля после ДТП.

Судмедэкспертиза

Если вдруг случилось так, что при аварии пострадали люди, ущерб причинен не только имуществу, но здоровью и жизни, обязательно проводится судмедэкспертиза. Специалист определяет тяжесть телесных повреждений, устанавливает причины их возникновения, связь между происшествием и последствиями, наличие в организме алкоголя, возможность контроля действий и тому подобное.

Кто назначает и имеет право проводить исследования

Любой человек может самостоятельно обратиться в экспертное учреждение, заказать выводы о техническом состоянии своей «Волги» или «Мерседеса», задать интересующие вопросы. Автомобильная экспертиза после ДТП – дело добровольное, и получить ответы на свои вопросы может каждый.

Делаем вывод, что проведение экспертизы при ДТП может осуществляться заинтересованными лицами как самостоятельно, так и посредством назначения в суде.

Судебная экспертиза

Если виновное лицо признало допущенное нарушение, никто в аварии не получил телесных повреждений, материальный ущерб отсутствует или несущественен, то, как правило, до судебного разбирательства дело не доходит. В противном случае дело перейдет в суд и для выяснения всех обстоятельств может быть назначена экспертиза транспортного средства (ТС) после ДТП.

В судебном порядке решаются следующие проблемы:

  1. Страховая компания занижает сумму страхового возмещения или возмещение не покрывает понесенные вами убытки.
  2. Виновник не признает свою вину в содеянном и отказывается добровольно возмещать причиненный ущерб.
  3. Спор между участниками происшествия о сумме компенсаций, который поможет разрешить только автоэксперт ДТП.
  4. Потерпевший недобросовестно завышает размер материального ущерба.

В Российской Федерации проведение судебной экспертизы при ДТП, как и любой другой, может осуществляться в государственном учреждении, у эксперта-предпринимателя или в коммерческой структуре, имеющей соответствующие разрешения и лицензию. По статистике, 73% судебных исследований проводятся государственными структурами, и только 26% – коммерческими.

Эксперт страховой компании

Страховые компании обязывают владельцев автомобилей проводить оценку поврежденного транспортного средства у своих экспертов. Однако стоит заметить, что этих сотрудников нельзя назвать профессиональными экспертами. В большинстве своем они не имеют соответствующих квалификаций и лицензий.

Более того, страховые компании заинтересованы в небольших выплатах, поэтому оценка ДТП их экспертом вряд ли будет объективной. Если к моменту страховой выплаты автомобиль будет отремонтирован, а сумма возмещения недостаточная, придется обращаться в суд.

Суд укажет, что экспертиза машины после ДТП должна проводиться у сертифицированного специалиста. Стоит ли дважды оценивать один автомобиль – каждый решает сам.

Независимая экспертиза

В советский период существования нашего государства экспертизы проводили государственные учреждения, которые функционировали в виде научно-исследовательских институтов. Но рыночные отношения с саморегуляцией спроса-предложения положили конец государственной монополии.

И теперь экспертиза транспортных средств при ДТП проводится в большинстве случаев независимыми негосударственными экспертами, потому что государственные заняты проведением судебно-медицинских, судебно-психиатрических, генно-молекулярных и прочих, требующих привлечения большого количества ресурсов.

Сроки проведения

Сроки проведения автоэкспертизы после ДТП законодательством не установлены. В случае самостоятельного обращения к специалисту участники происшествия выбирают удобное для них время. Если же экспертиза назначается судом, приступать к ней можно только после получения назначения суда.

Срок экспертизы при ДТП зависит от сложности обстоятельств происшествия, количества материалов дела. Обычно он составляет от 10 дней до двух месяцев.

Срок напрямую связан с загруженностью организации или лиц, которые проводят экспертизу. Быстрее экспертизу сделает учреждение, в котором работают несколько специалистов. Если же вам интересно конкретное лицо-эксперт, срок проведения экспертизы по ДТП нужно согласовывать с ним предварительно.

Стоимость проведения

Экспертиза автомобилей при ДТП проводится с разных аспектов. Специалистов, которые исследуют происшествия на дороге, много. Цены на услуги разные, так как зависят от многих составляющих. Согласитесь, одинаковыми могут быть искусственно созданные предметы: автомобили, подушки, кастрюли. Не бывает абсолютно одинаковых людей – хоть отпечатками пальцев, но отличаются. Точно также не бывает одинаковых обстоятельств, условий и участников ДТП.

Все дела разные, отличающиеся и участниками судебного процесса, и обстоятельствами. Поэтому и автоэкспертиза после ДТП, и ее цена будут всегда разными.

Критериями, которые определяют формирование цены, являются объем и сложность заданных вопросов, необходимость выезда на место происшествия (например, в другой регион), затраты материальные и времени. Немаловажную роль играет также уровень профессионализма эксперта.

Так сколько стоит ДТП экспертиза и где ее заказать? Информацию об этом можно почерпнуть из интернета. В среднем по РФ цена стартует с отметки 1500 рублей и возрастает вместе с классом транспортного средства, количеством поврежденных деталей, расстоянием, на которое выезжает специалист, временем, которое требуется на исследование сверх нормы.

Читать еще:  Сроки проведения автотехнической экспертизы после ДТП

Как только наберете в поисковую строку «экспертиза после ДТП, цена», вам выпадет огромное количество предложений. Фиксированную цену не найдете, но ориентировку получите. Можно опросить друзей, знакомых, родственников, заодно получив отзывы о работе конкретных специалистов.

Случаев, когда необходима транспортная экспертиза ДТП, немало. Информацией о компетентных экспертах обладают государственные органы – суды, полиция, которые работают с ними постоянно. Цену не подскажут, но порекомендовать смогут.

Итак, теперь вы точно представляете себе, что делать и куда обращаться, если случилось дорожно-транспортное происшествие. Можете даже проконсультировать тех, кто пока не знаком с такой информацией. Вы узнали, что такое профессиональная экспертиза автомобиля после ДТП, стоимость которой компенсируется результатом. Разумно распоряжайтесь своими средствами и временем.

Кандидат юридических наук. Адвокат. Юридический практический стаж – 7 лет. Специализации: Автоправо, налоговое право, займы и кредитования, возмещение ущерба.

Судебная автотехническая экспертиза при ДТП. Автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП

Скоростная жизнь диктует определенные правила, по которым автомобили перемещаются по дорогам, но дорожно-транспортные происшествия стали уже почти привычным явлением в современной жизни.

При серьезном ДТП важно выяснить все обстоятельства, ставшие причиной аварии. Обычные процедуры предусматривают осмотр места происшествия, опрос свидетелей и различные диагностические мероприятия.

Основным видом исследования является автотехническая экспертиза при ДТП. Она проводится при невозможности выяснить детали происшествия либо для их уточнения.

Экспертиза включает в себя несколько видов процедур. Каждая из них проводится по своим основаниям и исследует разные аспекты ДТП.

Исследование обстоятельств происшествия

В процессе экспертизы могут быть рассчитаны параметры движения во время ДТП, а также проведен анализ действий водителя.

Специалист, который организует исследование, должен ответить на множество вопросов, поэтому экспертиза обстоятельств – довольно трудоемкий процесс, требующий опыта и знаний.

Только эксперт в силах восстановить картину событий, которые происходили как во время ДТП, так и предшествовали возникновению опасной ситуации.

Часто при помощи данного исследования устанавливается вина или невиновность участников происшествия. Автотехническая экспертиза при ДТП и ее результаты становятся единственным доказательством в суде при невозможности установить истинное положение дел во время аварии. Она позволяет установить следующее:

  1. Скорость автотранспортного средства в момент ДТП. Определяется по тормозному пути. Учитывается его длина и время, которое понадобилось для полной остановки машины.
  2. Удаленность автомобилей (автомобиля и пешехода) друг от друга и от других объектов непосредственно перед аварией. Производится замер расстояний.
  3. Возможность предотвращения ДТП по техническим показателям.
  4. Определяется момент возникновения предпосылок аварии. Учитываются все обстоятельства, которые создали опасную ситуацию. Автотехническая экспертиза при ДТП подразумевает проведение расчетных схем, моделирование момента и эксперимент.
  5. Устанавливаются возможные и реальные действия водителя, которые повлияли на исход дорожно-транспортной ситуации.
  6. Условия возникновения опасной зоны. Исследуются все не зависящие от участников происшествия, обстоятельства, включая состояние дорожного покрытия и нарушения правил проведения ремонтных работ на проезжей части.

Данный вид диагностических мероприятий взаимосвязан с другими типами исследований в области ДТП, так как автотехническая экспертиза (экспертиза обстоятельств ДТП) проводится только комплексным методом.

Исследование технического состояния автомобиля

Экспертиза является составляющей частью основного исследования обстоятельств и проводится с учетом особенностей транспортного средства. Уточняются имевшиеся до ДТП неисправности и их влияние на дорожную ситуацию, а также основные характеристики ТС.

Диагностика технического состояния предполагает осмотр узлов машины, а также соответствие заявленных параметров указанным в документах.

  • Экспертиза двигателя, коробки передач, приборов и кузова. Осмотр на наличие повреждений и установление времени их возникновения.
  • Если автомобиль имеет заводской дефект или повреждения возникли в процессе эксплуатации, эксперт выясняет, стало ли это причиной ДТП.
  • Повреждения, возникшие в результате столкновения (наезда), также подвергаются такому исследованию, как экспертный анализ ДТП. Автотехнические экспертизы в этих случаях выявляют, с каким объектом произошло столкновение, а также характерные неисправности.
  • Специалист должен определить степень влияния повреждения на возникновение происшествия.

Трасологическое исследование

Экспертиза следов проводится для того, чтобы восстановить события момента ДТП – движение автомобиля, его расположение по отношению к другим объектам до аварии и после.

Так как данное исследование не предполагает выезда на место ДТП, экспертиза автотехническая трасологическая проводится по фотографиям места происшествия и другим материалам, которые должны быть предоставлены.

Специалист не имеет права самостоятельно собирать документы, поэтому заказчик должен направить базу для исследований в полном объеме, а также определить конкретные вопросы с указанием точных данных по происшествию.

Инженерно-психологическое исследование

Во время экспертизы происходит оценка психологического равновесия водителя, как общего, так и предполагаемого, во время ДТП. Эксперт тщательно изучает эту составляющую в силу того, что результаты могут существенно повлиять на исход судебного расследования.

В том случае, если водитель мог предотвратить аварию, вовремя среагировав на препятствие или занос, суд может признать его виновным в происшествии. При рассмотрении уголовного дела выносится обвинительный приговор, решение по гражданскому иску предполагает лишение водительского удостоверения.

Исключительные обстоятельства аварии, которую невозможно было предотвратить, позволяют признать водителя невиновным в происшествии. Суд учитывает при этом наличие пострадавших и другие обстоятельства.

События и параметры для исследования

Проведение автотехнической экспертизы при ДТП запрашивает заказчик – следователь, суд, физические или юридические лица. Для осуществления диагностических мероприятий привлекаются независимые специалисты, которые смогут объективно оценить ситуацию. По результатам выносится заключение эксперта, которое затем может быть использовано в суде.

Исследование проводится в следующих случаях:

  1. Споры о виновности одной из сторон ДТП или иски по незаконному обвинению в совершении дорожного происшествия.
  2. Уточнение схемы аварии.
  3. Оценка ущерба, нанесенного транспортному средству (для страховой компании).
  4. Предпродажная экспертиза.

Для того чтобы получилась более ясная картина ДТП, эксперты исследуют такие параметры:

  • Видимость.
  • Обзорность.
  • Дорожные условия и обстановку.
  • Помехи движению.
  • Опасные зоны и наличие аварийной обстановки.

Исследуя каждый из пунктов, специалист может создать трехмерную модель аварии.

КАСКО и ОСАГО

Автотехническая экспертиза после ДТП проводится в большинстве случаев для страховой компании. По общепринятым правилам страховщик осматривает автомобиль на наличие повреждений и, если имеет место страховой случай, выплачивает определенную сумму. Практика показывает, что компании часто занижают количество денежных средств, которые получит автовладелец.

В этом случае у получателя есть возможность обратиться в суд за назначением независимой экспертизы технического состояния автомобиля.

Есть другой, более короткий путь взыскания страховых денег. Опытные юристы советуют заранее провести оценку повреждений и уведомить страховщика о месте и времени процедуры. Затем автовладелец со всеми документами, в том числе с заключением эксперта, обращается в страховую компанию для получения выплат.

Если есть пострадавшие в ДТП

Потерпевшие или родственники обращаются в суд для возмещения ущерба здоровью. В этом случае должны быть проведены и автотехнические исследования, и экспертизы судебно-медицинского характера, которые не только определят степень тяжести нанесенного здоровью вреда, но и сделают заключение о действиях водителя в ДТП.

В документе не определяется, был ли у водителя прямой умысел на совершение дорожного преступления и виновен ли он. Результаты могут только указывать на обстоятельства, которые впоследствии влияют на исход дела.

Кто проводит исследования

Во время судебного расследования независимую экспертизу могут заказать следователи и судьи, как отмечалось ранее. Если же автовладелец обращается к специалисту самостоятельно, ему стоит уточнить, зарегистрирован ли эксперт (или экспертная компания) в Министерстве юстиции, и какой идентификатор ему присвоен. На проведение исследований обязательно должна быть лицензия, иначе заключение будет недействительным.

Сервисный центр, в котором обслуживается и ремонтируется автомобиль после ДТП, являясь заинтересованным лицом, не может производить автотехническое исследование. Экспертиза также не проводится частными лицами, не владеющими соответствующими навыками и инструментами.

В конечном документе должны быть указаны все обстоятельства (явные и предполагаемые по расчетным формулам), которые стали причиной происшествия. Заключение с неполной информацией может существенно ухудшить положение автовладельца и повлиять на исход дела. В практике довольно часто втречаются назначения повторной экспертизы, которая проводится уже другим специалистом по выбору ответчика/обвиняемого.

Вопросы и исходные данные

Существуют вполне определенные вопросы автотехнической экспертизы после ДТП, на которые специалист должен ответить в процессе исследования. Также имеется перечень необходимых данных, предоставляемых эксперту для работы.

  • Марка и модель автомобиля (ТС), его состояние, число пассажиров.
  • Вид дорожного покрытия (сухой асфальт, лед, грязь и т. д.).
  • Тормозной путь – наличие, длина, время полной остановки.
  • Точка ДТП.
  • Скорость автомобиля (или нескольких ТС) до аварии.
  • При наезде на пешехода – характер наезда, какой частью автомобиля он был совершен. Видимость и угол обзора для участников ДТП.
  • Столкновение двух и более ТС – угол, под которым передвигались автомобили. На сколько градусов произошло смещение ТС после происшествия.
  • Действия водителя в момент аварии.
  • Замеры расстояния, на котором находились объекты перед происшествием и во время него.
  • Авария во время обгона – скорость потока и пострадавших ТС, количество автомобилей на полосе движения, действия водителей.

Судебная автотехническая экспертиза ДТП должна предоставить ответы на следующие основные вопросы:

  • Расчетная скорость ТС на базе соответствующих замеров тормозного пути
  • Расстояние, на котором находились объекты друг от друга в начале. Если был совершен наезд на пешехода, который переходил дорогу – как далеко находился автомобиль в тот момент, когда пешеход начал пересекать проезжую часть. При столкновении на перекрестке – как далеко располагалось ТС1 от ТС2, начинающего въезд на пересечение дорог.
  • Мог ли водитель предотвратить ДТП путем своевременного торможения либо другими технически возможными действиями? Была ли возможность избежать происшествия, если бы водитель вовремя отреагировал на опасную ситуацию?
  • Какие действия участников происшествия соответствуют правилам дорожного движения, а какие – нет.
  • При обгоне – расчет безопасного расстояния между автомобилями для совершения обгона в заданных условиях

Закон

Автотехническая экспертиза при ДТП, вопросы которой решены в полном объеме, будет являться неоспоримым доказательством в рамках судебного расследования.

Порядок назначения специального исследования закреплен в КоАП РФ, ст. 26.4. В ней сказано, что эксперт, проводящий диагностические мероприятия, предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Поэтому при назначении экспертизы следует указать название компании или Ф.И.О. специалиста, который будет этим заниматься, чтобы при необходимости было кого привлекать.

Перед тем как отправить материалы на исследование, суд обязан ознакомить с ними участников процесса. Они имеют право дополнить указанные в направлении вопросы, на которые автотехническая экспертиза при ДТП обязана дать ответы.

Заключение в суде имеет относительную значимость, если экспертиза проводилась по инициативе сторон. Назначенная самим судом, она должна быть принята к изучению. В том случае, если суд с заключением не согласен, позиция должна быть мотивирована.

Пример

Какие вопросы можно ставить перед экспертом, если они не выходят за рамки его компетенции (на примере бокового столкновения ТС):

  1. Какими пунктами правил дорожного движения должны были руководствоваться водители (перечень статей) ТС?
  2. Установить взаимное расположение автомобилей в момент столкновения и относительно проезжей части.
  3. Время и скорость движения ТС1 (выезжающего с прилегающей территории) до возникновения опасного момента.
  4. Имел ли возможность водитель ТС1 путем экстренного торможения предотвратить столкновение, если его скорость была допустимой для движения в жилой зоне?
  5. Определить скорость ТС2 перед началом торможения, исследуя длину тормозного пути и расстояние, на которое было перемещено в момент столкновения ТС1.
  6. См. п.4 для водителя ТС2 и движения с допустимой скоростью по проезжей части

Для математических расчетов длины тормозного пути, дальности расположения и скорости существуют сложные формулы, в которых за исходные данные берется информация из предоставленных эксперту документов.

Оценка ущерба

На основании заключения, которое дает автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП, не только определяется виновность одной из сторон в происшествии, но и рассчитывается нанесенный транспортному средству ущерб.

Степень вреда, причиненного автомобилю, определяется совершенно другими экспертами. В исследовании может быть использовано заключение экспертизы обстоятельств. Прежде всего, независимая оценка необходима для составления перечня повреждений, полученных в ходе ДТП.

Специалисты, исходя из автотехнического исследования, могут определить, какие именно неисправности возникли вследствие происшествия. Кроме этого, задачей экспертного бюро является расчет стоимости поврежденных деталей и работ по восстановлению ТС по максимальным рыночным ценам.

Это исследование ни в коем случае не проводят в рамках такого процесса, как автотехническая экспертиза после ДТП. Оценка ущерба не входит в компетенцию специалистов по диагностике обстоятельств.

Читать еще:  Приглашение виновника ДТП на независимую экспертизу

Сроки проведения экспертиз

Время, за которое должны быть закончено то или иное исследование при ДТП, законом не регламентировано. Однако компании, предоставляющие такие услуги, сами заинтересованы в том, чтобы быстро и качественно провести экспертизу.

На практике автотехническая диагностика обстоятельств аварии проводится от 14 до 30 дней, в зависимости от загруженности специалиста. Оценку ущерба после ДТП некоторые экспертные бюро предлагают произвести за срок от 1 до 3 дней.

Стоимость услуг зависит от марки транспортного средства (легковое или большегрузное), а также от количества повреждений, которые выявила оценочная или автотехническая экспертиза.

Расчет ущерба при ДТП не должен проводиться в бюро, которые являются партнерами страховых компаний. Как правило, такие фирмы стремятся предоставить не соответствующее истине заключение, которое позволяет в несколько раз уменьшить страховую сумму для водителя.

Как и кто производит экспертизу после ДТП. Какие есть разновидности экспертиз, стоимость и обжалование.

Любой водитель, у которого есть полис ОСАГО или КАСКО вправе обратиться в страховую компанию за компенсацией при наступлении аварии. При этом размер выплаты зависит от размера нанесенного ущерба, который оценивается специальной экспертизой. В представленной статье мы расскажем, какие экспертизы можно провести при ДТП и в чем особенности каждой из них.

○ Экспертиза после дтп.

Полученный вследствие аварии ущерб оценивается экспертизой. Процедура призвана помочь в составлении общей картины произошедшей аварии. Экспертиза определяет:

  • Состояние автомобиля вследствие ДТП.
  • Необходимую для восстановления сумму компенсации.
  • Сбъективные и объективные причины произошедшей аварии.
  • Виновника ДТП, подтверждая либо опровергая версию сотрудников полиции.

В зависимости от целей и задач различают несколько видов экспертной оценки, каждый из которых будет подробно описан ниже.

○ Что такое независимая экспертиза после ДТП и для чего она проводится.

Нередко бывают случаи, когда страховые компании занижают стоимость полагающейся к выплате компенсации. Делается это при помощи сотрудничества с СТО, неправильно оценивающего требуемую сумму для ремонта. Поэтому каждому водителю стоит знать о своем праве на независимую экспертизу, которая даст реальную оценку ситуации.

  • «1. В целях установления обстоятельств причинения вреда транспортному средству, установления повреждений транспортного средства и их причин, технологии, методов и стоимости его восстановительного ремонта проводится независимая техническая экспертиза.
  • 2. Независимая техническая экспертиза проводится по правилам, утверждаемым Банком России.
  • 3. Независимая техническая экспертиза проводится с использованием единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, которая утверждается Банком России. (ст.12.1 Федерального закона «Об обязательном страховании…» от 25.04.2002 №40-ФЗ)».

Независимая экспертиза оплачивается заказчиком и требуется, если:

  • Водитель хочет проверить, насколько правильно страхования оценила нанесенный ущерб.
  • Возникли подозрения о наличии скрытых дефектов, которые не были учтены при оценке.
  • Водителю нужно узнать точную сумму, в которую обойдется ремонт.
  • Планируется обращение в суд.

○ Виды экспертиз после ДТП.

Типы экспертной оценки различаются по определенным признакам.

В зависимости от подведомственности экспертной организации, для оценки может потребоваться:

  1. Проведение служебного расследования (досудебной экспертизы).
  2. Назначение судебной экспертизы.

Судебная экспертиза.

Это процессуальное действие, в рамках которого проводится исследование всех обстоятельств дела с целью выявления сведений, которые могут послужить доказательством в процедуре установления истины по уголовному делу. Как правило, они требуются для проверки других обстоятельств рассматриваемого дела. Главный вопрос, на который должна дать ответ подобная экспертиза – авария произошла из-за действий водителя, пренебрегшего правилами безопасности, или имел место несчастный случай.

Досудебная экспертиза.

Данный вид экспертизы проводится по желанию физических или юридических лиц, которые не согласны с выводами страховой компании либо с позицией другого участника ДТП. Цель процедуры – получение независимой оценки состояния автомобиля и требуемой для ее восстановления суммы.

В зависимости от состава участников:

Исходя из этого критерия может проводится три вида экспертной оценки.

Единоличная .

Назначается, когда обстоятельства аварии не вызывают больших разногласий между ее участниками. В данном случае не требуется присутствие уполномоченных лиц. Проблема решается между двумя водителями, попавшими в ДТП и их страховыми компаниями.

Комиссионная.

Данная экспертиза назначается, когда количество участников ДТП больше двух и при этом между ними возникают разногласия, требующие привлечения третьих лиц. В данном случае назначается комиссия из нескольких экспертов с одной специальностью. Они самостоятельно исследуют одни и те же объекты, дают ответы на одни и те же вопросы. Итогом экспертизы является общая оценка, согласованная со всеми членами комиссии. Если к единому мнению не удалось прийти, любой член комиссии может письменно представить и обосновать свою точку зрения.

Комплексная.

Подобный вид экспертизы требуется в особо сложных случаях, когда необходимо мнение экспертов из разных областей. Кроме эксперта-автотехника в созданную комиссию может входить криминалист, медик и т.д. Все эксперты исследуют одни и те же объекты, решая возникающие пограничные вопросы, общие для специалистов из разных областей.

В зависимости от очередности:

В данном случае критерием выбора типа экспертизы является ее сложность и количество возникающих вопросов. Сюда относятся следующие виды оценки:

Первичная.

Это экспертиза, которая дает ответ на вопросы, поставленные следователем либо судьей. Данный вид оценки является начальной стадией проведения экспертизы.

Дополнительная.

Если заключение эксперта не дает полной ясности о произошедшей аварии или отчет является неполным, назначается данный вид экспертизы. Здесь уточняется процесс исследования обстоятельств ДТП, даются более полные объяснения поставленным заключениям. При необходимости предоставляются дополнительные аргументы в пользу тех или иных выводов.

Повторная.

  • Назначается, если возникают сомнения в:
  • Компетентности эксперта.
  • Корректности проведенного анализа.
  • Объективности сделанных выводов.
  • Достоверности первичных данных.
  • Соблюдении требований УПК.
  • Возникновении новых материалов дела, способных повлиять на его ход.

Повторная экспертиза, как правило, является комиссионной и создается из новых членов. Участвовавшие в предыдущей оценке эксперты к повторному рассмотрению дела не допускаются.

○ Разновидности технических экспертиз после ДТП.

Для получения максимально полной картины происшествия, после аварии нужно провести комплекс независимых технических экспертиз. Каждая из них отвечает на конкретный перечень вопросов, давая в совокупности полное понимание обстоятельств наступившей аварии.

✔ Автотехническая экспертиза.

Цель данного вида независимой экспертизы – выявление обстоятельств и причин произошедшей аварии. Она дает ответ на комплекс вопросов, которые условно можно разделить на две группы:

  1. Определяющие техническую характеристику и параметры дорожной обстановки в момент ДТП. Данная экспертиза определяет такие физические показатели, как параметры сцепления покрытия дороги, коэффициент ускорения/торможения/сопротивления, время движения ТС, их траекторию и т.д.
  2. Анализ водительских действий в момент аварии. В данном случае экспертиза рассматривает насколько правильными и последовательными были действия участников ДТП относительно конкретной дорожной обстановки.

Автотехническая экспертиза назначается по заявлению органов дознания, суда, следствия, либо самих водителей, участвовавших в аварии. В заявлении на проведение экспертизы требуется указать основания, по которым проведение анализа необходимо, а также список вопросов, на которые заявитель хочет получить ответ. Подавая ходатайство на проведение автотехнической экспертизы, следует внимательно подойти к выбору экспертной организации. Главный критерий при принятии решения – опыт работы и уровень квалификации ответственного эксперта.

Законом не установлены конкретные сроки для проведения данного вида анализа. Также нет фиксированной стоимости проведения оценки. Точный срок проведения зависит от:

  • Сложности ситуации.
  • Объема материалов дела.
  • Загруженности эксперта.
  • Типа ТС.

Если анализ проводится в досудебном порядке, на процедуру отводится от 10 до 60 календарных дней. Если экспертиза назначается судом, срок проведения указывается в судебном решении.

Результатом анализа является заключение эксперта, в котором подробно отражена вся выявленная информация об обстоятельствах дела.

✔ Трасологическая экспертиза.

При трасологическом анализе подробно изучаются все следы, оставленные автомобилями на месте происшествия. Исходя из того, какие цели и задачи решает экспертиза, а также какие объекты исследуются, можно получить ответ на три группы вопросов:

  1. Определяющие групповую принадлежность транспорта:
    • Марка автомобиля.
    • Тип шин.
    • Соответствие следов указанной машине.
    • Вероятность столкновения ТС, исходя из анализа следов.
  2. Выявляющие целое по частям:
    • Соответствие найденных деталей конкретному автомобилю.
  3. Устанавливающие модель ТС, участвовавшего в произошедшем:
    • Количество машин, участвовавших в ДТП.
    • Какая именно машина оставила следы.

Трасология может проводиться на любом этапе дела об аварии, но чаще всего ходатайствуют о ее проведении органы дознания.

Срок проведения зависит от конкретных материалов дела и может занимать до месяца. Средняя стоимость процедуры – 15 тыс. руб., однако цена может варьироваться в зависимости от субъекта РФ и сложности дела. Результатом исследования является экспертное заключение, в котором даны ответы на все поставленные в начале вопросы.

✔ Автотовароведческая экспертиза.

Данный вид анализа проводится при возникновении разногласий с заключением страховой и размером компенсации. Экспертиза отвечает на такие вопросы, как:

  1. Есть ли у ТС скрытые дефекты, неучтенные страховой компанией?
  2. Каков реальный размер полученного ущерба и другие вопросы, связанные с изучением состояния автомобиля.

Потребовать автотовароведческую экспертизу может:

  • Суд.
  • Страховая компания.
  • Органы дознания.
  • Водитель пострадавшего ТС.

Сроки проведения экспертизы и ее стоимость определяются договором, заключаемым с экспертной организацией. Как правило, на осуществление подробного анализа требуется от 10 до 15 календарных дней. Время проведения может быть ускорено за отдельную плату. Стоимость процедуры зависит от конкретных обстоятельств дела и региона проведения. Результатом анализа является экспертное заключение, в котором даются ответы на все поставленные вопросы.

✔ Комплексная экспертиза.

Данная экспертиза назначается в ситуациях, требующих исследования в различных областях. Ее проводит комиссия, состоящая из экспертов различных направлений, которые составляют общий отчет об обстоятельствах ДТП. Вопросы, на которые дает ответ комплексная экспертиза:

  1. Соответствует ли представленный для анализа автомобиль участвовавшему в аварии?
  2. Место расположения пострадавшего в момент аварии.
  3. Возможные повреждения при таком типе ДТП и т.д.

В данном случае составляется целостная картина произошедшего, отраженная в экспертном заключении с приложением фотоматериалов.

✔ Судмедэкспертиза.

Данный вид анализа требуется, когда в аварии есть пострадавшие. Экспертиза отвечает на следующие вопросы:

  1. Действительно ли имеющаяся травма получена при ДТП или она появилась до него?
  2. Насколько тяжелыми являются полученные повреждения и совместимы ли они с жизнью?
  3. Как классифицируется деяние виновника аварии, ставшего причиной получения травмы?

Инициировать данный вид экспертизы может суд посредством вынесения соответствующего решения или определения.

Сроки проведения анализа варьируются в диапазоне 15-30 рабочих дней, однако конкретного срока проведения законом не предусмотрено. Стоимость экспертизы зависит от таких критериев, как:

  • Модель ТС.
  • Обстоятельства дела.
  • Срочность процедуры и т.д.

Результаты оформляются в виде экспертного заключения, в котором содержатся ответы на все поставленные вопросы.

○ Как выбрать экспертную организацию.

Правильный выбор организации для проведения экспертизы играет решающее значение в определении ее качества.

  • «4. Независимая техническая экспертиза транспортных средств проводится экспертом-техником или экспертной организацией, имеющей в штате не менее одного эксперта-техника.
  • Требования к экспертам-техникам, в том числе требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования, порядок ведения государственного реестра экспертов-техников устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
  • 5. Эксперты-техники несут ответственность за недостоверность результатов проведенной ими независимой технической экспертизы транспортных средств. Убытки, причиненные экспертом-техником вследствие представления недостоверных результатов независимой технической экспертизы, подлежат возмещению экспертом-техником в полном объеме (ст. 12.1 №40-ФЗ)».

Таким образом, при выборе экспертной организации, следует обращать внимание на:

  • Время ее существования.
  • Количество экспертов-техников в штате и уровень их квалификации.
  • Процент успешно проведенных экспертиз.
  • Вид используемого программного обеспечения.

Окончательное решение принимается на основе комплекса перечисленных критериев.

○ Как опротестовать отчет эксперта.

Обжаловать экспертное заключение можно исключительно в судебном порядке. Оспаривание производится в соответствии со следующим алгоритмом действий:

  1. Ознакомление с постановлением о проведении экспертной оценки.
  2. Анализ представленного отчета.
  3. Инициирование вызова эксперта на судебное слушание.
  4. Подача ходатайства о проведении повторной экспертизы.

Таким образом, корректно проведенная независимая экспертиза является гарантией соблюдения прав водителя-участника ДТП. Поэтому крайне важно учитывать все нюансы ее проведения и тщательно следить за процедурой на всех этапах.

○ Советы юриста:

✔ Страховая назначила экспертную организацию, могу ли я выбрать свою.

Нередко страховые компании умышленно занижают размер полученного ущерба для уменьшения размера компенсации. Поэтому каждому водителю стоит перестраховаться, проведя независимую экспертизу путем обращения в специализированную организацию. При выборе следует учитывать время существования на рынке, процент успешных анализов, уровень квалификации эксперта-техника.

✔ Эксперт оценил ущерб недостаточно, что делать.

В данном случае следует ходатайствовать о проведении повторной экспертизы. Это возможно только в судебном порядке, поэтому необходимо направить соответствующее ходатайство в суд.

Опубликовал : Вадим Калюжный, специалист портала ТопЮрист.РУ

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector