Можно ли убрать автомобиль с места ДТП?
Dent-repair.ru

Автомобильный портал

Можно ли убрать автомобиль с места ДТП?

Wedd › Блог › Автомобиль с места аварии можно будет убирать

У автовладельцев возникает масса вопро­сов: а если участники аварии не признают вину и каждый сантиметр вправо-влево может сбить инспектора ГИБДД с пути уста­новления истинного виновника? А если один из участников, наоборот, настаивает на том, чтобы как можно скорее убрать машины, и пугает штрафом, вдруг он «автоподстав-щик»? Как понимать новый закон, объяснил Рустам Ибрагимов, заместитель начальника ГИБДД УМВД РФ по Татарстану.

«Во-первых, хочу сказать, что по данному виду правонарушений меры администра­тивного воздействия будут применяться экономно. Мы своим сотрудникам будем рекомендовать вдумчиво подходить к на­значению штрафа, применять его только в тех случаях, когда с уверенностью можно сказать, что человек имел все возможности убрать автомобиль с места ДТП», – объясняет Ибрагимов.

Что это значит на практике?

СИТУАЦИЯ № 1: На светофоре один «до­гнал» другого. Виновник очевиден и при­знает вину. В этом случае надо сфотогра­фировать или снять на видео место ДТП и повреждения автомобиля, на месте соста­вить схему ДТП, взять контакты у очевидцев и доехать до ближайшего отдела ГИБДД. Если вы продолжите «разборки» на дороге в ожидании экипажа ДПС и создадите пробку, то получите штраф в 1000 рублей.

СИТУАЦИЯ № 2: Ситуация спорная, участ­ник ДТП не признает вину. В этом случае надо позвонить в ГИБДД. Диспетчер рас­спросит вас об обстоятельствах ДТП, про­верит, есть ли на данном участке камеры видеонаблюдения. Если по записям можно будет установить истинного виновника, то предложит вам доехать до ближайшего от­дела, чтобы там оформить все документы, если нет, то просите, чтобы выехал наряд ДПС. В спорных ситуациях штрафовать за создание препятствий для движения других транспортных средств не будут.

СИТУАЦИЯ № 3: Попали в яму, пробили колесо или получили более серьезное по­вреждение. Ущерб можно взыскать с до­рожников или по КАСКО, поэтому водители обычно вызывают ГИБДД, чтобы инспекторы оформили повреждения из-за недостатков состояния дорожной сети. Пока вы ожидаете экипаж, может скопиться пробка, и инспек­торы справедливо назначат штраф. В этом случае нужно сфотографировать всё, что имеет отношение к ДТП, вызвать экипаж и убрать машину на обочину, чтобы она не мешала движению других авто.

Для чего нужен новый закон?

Во-первых, чтобы избавить дороги от пробок. Как правило, большинство ДТП, из-за которых на дорогах образуются заторы, пустяковые. Не соблюдается дистанция или боковой интервал. Во-вторых, чтобы не загружать ГИБДД. По словам заместителя начальника республиканской Госавтоин­спекции Рустама Ибрагимова, в этом году на 10 процентов сократится количество сотрудников, которые выезжают на ДТП. А мелкие аварии, в которых нет пострадав­ших и ущерб менее 50 тысяч рублей, води­тели могут оформить самостоятельно с по­мощью европротокола (участники аварии, не вызывая инспекторов, сами составляют схему ДТП и едут в ГИБДД с заявлением. – прим. ред.). Но пока водители его боятся. ДТП – это стресс: заполнишь бумажку непра­вильно, и страховая откажет. Страховщи­ки тоже не доверяют европротоколу. По мнению Рустэма Сабирова, председателя Союза страховщиков Татарстана, введение штрафа за пробку не приведет к тому, что водители начнут активнее пользоваться благами европротоколов:

«По европротоколу есть свобода действий, но есть и ограничения – автомобилист должен в течение трех дней после аварии обратиться в страховую, когда по обычному протоколу можно подождать до месяца. По европрото-колу максимальная сумма ущерба не должна превышать 50 тысяч рублей, но не стоит забы­вать, что ущерб может быть скрытым».

Другая причина – возможное мошенни­чество. Водители, по мнению Сабирова, ин­сценируют ДТП, чтобы получить выплату. А подпись инспектора в протоколе – гарантия того, что авария не фиктивная.

«В Москве выплата по европротоколу составляет 400 тысяч рублей. Там такой всплеск мошенничества! Сколько у нас мо­лодых юристов, которые не хотят работать в колхозах и на заводах, а просто так получить 400 тысяч рублей хотят. Сейчас колоссаль­ное давление на страховые компании со стороны таких юридических преступных сообществ», – объяснил страховщик.

Для того чтобы сделать европротокол по­пулярным, представители Федерации авто­владельцев России в Татарстане предлагают ввести штрафы для страховых компаний. Если вдруг страховая откажет человеку, оформившему ДТП по европротоколу, либо потребует документы, которых у него нет, то компанию должны наказать. Тогда все водители будут прекрасно обходиться без приезда ГИБДД.

Можно ли убрать автомобиль с места ДТП?

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

В МВД России объяснили, в каких случаях автомобилистам не будет грозить наказание за оставление места ДТП и перемещение транспортных средств после аварии. Подробные разъяснения Autonews.ru запросил у ведомства после появления в Москве многочисленных объявлений на информационных табло Центра организации дорожного движения (ЦОДД) с призывами сразу же убирать машины с дороги после аварии, если инцидент произошел на скоростной магистрали, например МКАД.

Параллельно с распространением предупреждающих объявлений замруководителя ЦОДД Александр Евсин заявил, что на всех магистралях после ДТП необходимо обязательно уйти с траектории скоростного движения при любой возможности: «Люди, которые понимают опасность, никогда не ждут трагедии, оформляя бамперы в полосе скоростной дороги. Возникнут сложности с оформлением ДТП? Возможно, возникнут. Но это трудности поправимые и не связанные с угрозой жизнью и здоровью. А вот наезд условного КамАЗа сзади непоправим и статистически практически неизбежен», — писал эксперт в своем фейсбуке, где так же публиковал видео повторных аварий с участием остановившихся автомобилей.

Евсин уверен, что ожидание оформления ДТП в полосе движения скоростной магистрали связано с опасностью гибели и тяжелых травм. «Никогда не стойте в полосе движения скоростных дорог, ожидая оформления ДТП. Съезжайте на обочину или ближайшее безопасное место и там оформляйте ДТП», — советовал он всем автомобилистам.

Однако сами водители выразили сомнения, не лишат ли их прав после съезда на обочину, поскольку такое поведение может быть приравнено к оставлению места ДТП. Как объяснили в МВД России, в соответствии со ст. 2.7 КоАП, действия, формально являющиеся правонарушением, но совершенные в состоянии крайней необходимости, не являются административным правонарушением. Это значит, что такие действия допустимы для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

«В случаях если в результате ДТП погибли или ранены люди и вследствие его совершения движение других транспортных средств невозможно, а также если в результате происшествия вред причинен только имуществу и созданы препятствия для движения других транспортных средств, освобождение проезжей части является обязанностью водителей», — уточнили в ведомстве.

Также в МВД напомнили, что водители могут оставить место происшествия, если его можно оформить без участия сотрудников полиции — по Европротоколу.

Вместе с тем при нахождении на проезжей части водитель обязан соблюдать меры предосторожности, а в случае происшествия вне населенных пунктов в темное время суток либо в условиях ограниченной видимости при нахождении на проезжей части или обочине должен надеть куртку или жилет с полосами из световозвращающего материала.

Автомобильный эксперт и юрист Сергей Смирнов уверен, что не оформившие ДТП по установленным правилам водители не получат страховых премий и будут вынуждены разбираться между собой в судах.

«Нужно понимать, что, если последовать такому совету и незамедлительно покинуть место аварии, будет велик риск не получить страховое возмещение, — говорит эксперт. — Страховщики скажут, что водитель, конечно, молодец — живой и невредимый. Но в такой ситуации непонятно, кто прав, кто виноват. Поэтому страховая компания в таких условиях выплачивать возмещение не будет и потребует, чтобы участники аварии разобрались между собой в суде. Что касается оформления Европротокола, то даже с ним не получится за несколько секунд быстро разобраться на месте, кто виноват, сделать все фотографии и разъехаться, должно уйти какое-то время — получается, следуя логике ЦОДД, это тоже не выход».

Юрист уверен, что при соблюдении ПДД всеми водителями вероятность того, что в остановившиеся на магистрали транспортные средства влетит фура или грузовик, будет минимальной.

«Представим: водитель на МКАД столкнулся с другой машиной, и, согласно советам ЦОДД, ему через четыре ряда надо ползти на обочину, — говорит эксперт. — Да, ответственный сотрудник ГИБДД не будет в таком случае выписывать протокол за побег с места аварии, но неужели такой маневр более безопасен, чем установка аварийного знака на положенном расстоянии? В ПДД подробно прописан весь алгоритм действий при ДТП: надо включить «аварийку», выставить аварийный знак, проверить, есть пострадавшие или нет, и, если никто не пострадал, зафиксировать все обстоятельства. Уже за это время можно подвергнуться серьезной опасности. Но куда смотрят водители, которые просто едут по трассе? Они должны следить за дорогой, предугадывать опасность».

Он обращает внимание на то, что многие автомобилисты после ДТП не обозначают место происшествия так, как этого требуют правила, из-за чего и происходят повторные, еще более серьезные столкновения, о которых и говорят в ЦОДД.

Не спешите после ДТП убирать машины с дороги

С 1 июля вступили в силу поправки в ПДД, которые не просто разрешают не вызывать гаишников на место аварии, но и требуют убирать с дороги столкнувшиеся машины, мешающие другим проехать. Казалось бы, все хорошо: ждать инспектора из-за покореженного железа в течение нескольких часов уже не нужно, а заторов из-за мелких ДТП должно стать меньше. Но не тут-то было, в новшествах столько подводных камней, что гаишников все же лучше дождаться, даже если это грозит вам штрафом.

Читать еще:  Отчет о ДТП по vin

Оцениваем ситуацию

Теперь есть целых четыре способа оформления ДТП. Первый — если в аварии есть погибшие или пострадавшие. Тут все по-прежнему: остановиться, включить аварийку, ничего не трогать и не двигать, принять меры к оказанию первой помощи пострадавшим, вызвать Скорую и полицию, ждать. Уезжать можно лишь в одном случае, если больше никак не доставить пострадавших в больницу, но и в этом случае на место аварии придется быстро вернуться. Такое ДТП может быть оформлено только сотрудниками полиции.

Если пострадавших нет, тогда вариантов больше. Самое простое: пустяковая царапина на бампере, который и так весь в шрамах, словно голова бойцового бультерьера. Водителю пострадавшей машины начхать, спора нет, претензий тоже. Ну или сговорились на символичной бутылке пенного напитка, пожали руки и попрощались. Тогда в ГИБДД совсем не нужно сообщать — «при отсутствии необходимости в оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии водителям разрешается оставить место ДТП». А вдруг один из участников аварии передумает, позвонит в ГИБДД, приведет свидетеля, и они скажут, что машина виновника аварии скрылась с места? Тогда водителю светит лишение прав на год или полтора, а также арест на срок до 15 суток.

— Чтобы избежать нежелательных последствий, водителям вдвоем нужно самостоятельно заполнить бланк Извещения о ДТП, который прилагается к каждому полису ОСАГО, сделать это очень просто. И при наличии такого документа возможные разногласия уже отпадут, — советует Юрий Шакиров, начальник управления правового регулирования и пропаганды безопасности дорожного движения ГУОБДД МВД России.

Третий случай: никто из людей не пострадал, но машины повреждены, и водителям нужно оформить страховой случай. Они могут сделать фото- или видеосъемку, доехать до ближайшего поста ДПС и оформить ДТП там. Либо оформить документы без полицейских в рамках так называемого европротокола, то есть заполнить все то же Извещение о ДТП для страховой компании.

И четвертый случай, самый сложный: пострадавших людей нет, но водители спорят, кто виноват. Тогда нужно записать фамилии и адреса очевидцев, позвонить гаишникам (с мобильного — 112) и поступать в соответствии с их инструкциями.

— У полиции может быть только два требования. Оформить ДТП самостоятельно и убрать машины с места аварии на проезжей части. Либо оставаться на месте и дожидаться инспектора. Иного быть не может, — заверяет Юрий Шакиров.

При таком самостоятельном оформлении нужно сделать снимки места ДТП, чтобы было понятно, как стоят машины относительно друг друга и дорожных объектов (столбов, знаков, остановочных павильонов и т. п.) И ехать в полицию. Сообщает «Комсомольская правда в Волгограде».

Оцениваем себя

А как же быть со штрафом? Ведь если водители устроили ДТП и их машины мешают проезду других, то прибывшие на место гаишники теперь вправе оштрафовать виновников создания затора на тысячу рублей. Но у полиции пока нет однозначного ответа на этот вопрос.

— Постановление правительства не регламентирует, в течение какого именно времени водители обязаны оформить ДТП и освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие. Жесткого указания наказывать за данное правонарушение пока не будет. Давайте дождемся правоприменительной практики, — говорит Юрий Шакиров.

Однако требование убрать аварийные машины может быть на руку автоподставщикам. Они мастера заморочить голову, создать суматоху, запугать, вынудить быстро отъехать в сторонку и там уже начать «прессовать» жертву. Тут важно помнить, что штраф за затор из-за аварии — всего одна тысяча рублей, да и то — если оштрафуют. А жулики будут вымогать десятки и сотни тысяч, так что не идите у них на поводу, говорите полицейским о своих подозрениях, требуйте приехать на место и уж точно никогда не давайте никому свои деньги.

— Если это и вызовет волну попыток автоподстав, то ненадолго. Водитель должен помнить, что в случае его вины платит не сам он, а его страховая компания, на этом и стоять, — так комментирует Сергей Дорофеев, гендиректор Национальной ассоциации экспертных компаний на транспорте.

— А самостоятельно оформлять ДТП без инспектора можно порекомендовать лишь тем, кто уверен в своих материальных возможностях и своем умении адекватно оценивать ситуацию. Если человек уже видел пример сложной дорожной аварии со своими знакомыми, смог правильно оценить ее последствия, и его прогнозы совпали с реальностью. В иных случаях уверенность в собственной правоте может сыграть злую шутку, так что лучше оформлять ДТП в полиции.

КСТАТИ

А как же уличные камеры?

Некоторые автомобилисты-общественники утверждают, что машины после аварии можно смело убирать с дороги, поскольку для оформления ДТП потом можно будет воспользоваться записями уличных камер видеонаблюдения. Даже существует специальная «горячая линия», по которой нужное видео можно «забронировать».

Действительно, столичный Департамент информационных технологий позволяет сохранить видеозапись не только с уличных камер, но и из дворов или подъездов. Но, во-первых, камеры есть далеко не везде, нацелены они могут быть вовсе не на нужное вам место, да и качество картинки редко позволит определить обстоятельства аварии и характер повреждений. Второе: речь у нас идет об оформлении ДТП без полиции, но видео с городских камер просто так на руки не выдают.

— Обычно записи хранятся в течение пяти дней, но по телефону «горячей линии» 8 (495) 587-00-028 (495) 587-00-02 гражданин может забронировать видео, которое будет храниться по заявке в течение 30 дней. В таком случае сотрудник полиции может затребовать у нас это видео и приобщить его к материалам дела. Но это касается только правоохранительных органов, страховым компаниям или гражданам лично таким образом запись не отдадут, — объяснили нам в Департаменте информационных технологий города Москвы.

Всегда ли можно убрать машину с ДТП?

Одна из проблем, которую приходится решать участникам аварии после ее совершения, касается перемещения побитых авто для освобождения дороги другому транспорту. Несмотря на обновление ПДД в этой части, вопрос не всегда ясен. Ведь если передвинуть автомобиль, не исключено, что картина происшествия исказится.

Можно ли убирать машину с места ДТП

В 2015 году в раздел ПДД, регламентирующий поведение автомобилиста после ДТП, внесены поправки. В соответствии с Постановлением Правительства № 907 от 6.09.2014 г. необходимо сделать так, чтобы проезжая часть стала свободной для движения. Но ДТП заканчиваются по-разному. Отличаются и обстоятельства их возникновения. Поэтому каждый случай следует рассматривать отдельно.

Если есть пострадавшие

При наличии травмированных в аварии прежде всего нужно предпринять действия для оказания помощи. Допускается отправка людей в больницу на автомобиле, участвовавшем в происшествии, при отсутствии иных возможностей. То есть если водитель заберет машину с проезжей части с этой целью, ему не стоит бояться обвинения в сокрытии обстоятельств ДТП и оставлении места действия. Но для этого он должен сообщить свои данные в приемном покое, а потом вернуться.

В правилах есть и указание на то, как вести себя, когда пострадавшие отправлены в больницу на «скорой»:

В дополнение к фото и видео можно набросать схему аварии. Необходимо также отыскать свидетелей ДТП, которые смогут рассказать, где оказались автомобили участников в результате происшествия.

Но в реальности все не так просто, как записано в изменениях к ПДД. Автомобилист должен также подумать о том, что ждет его, если в аварии есть погибшие и травмированные.

Для расследования дела важен осмотр места происшествия. В большинстве случаев еще и экспертизы. А если убрать автомобиль до приезда специалистов, возможно, восстановить картину случившегося полностью не удастся. Водителю это может стоить свободы, так как за ДТП с погибшими и получившими тяжкие повреждения виновника сажают в тюрьму.

Поэтому прежде, чем перемещать авто с проезжей части, нужно спросить разрешения дежурного сотрудника ГИБДД по телефону. Но и после его указания убрать транспорт стоит подумать, не помешает ли это в установлении обстоятельств аварии, не повредит ли автомобилисту. Лучше заплатить штраф по административной статье, чем стать обвиняемым по уголовному делу.

О том, когда и как водитель должен убрать авто с проезжей части дороги после ДТП, смотрите в этом видео:

Если есть мелкие царапины

При незначительных последствиях происшествия проблема, убирать ли ТС с проезжей части, решается проще. В данном случае ГИБДД можно вовсе не вызывать, если участников всего два. Автомобилисты могут договориться об установлении виновника аварии, заполнить европротокол, отдать документы страховщикам. Здесь можно смело воспользоваться пунктом 2.6.1 ПДД:

Иногда и мелкие повреждения автомобилей приводят к разногласиям между их владельцами, либо оформить европротокол нельзя потому, что участников больше двух. На этот счет тоже есть требование, содержащееся в самом начале пункта 2.6.1 Правил:

То есть о происшествии нужно сначала сообщить в ГИБДД. Важно также найти очевидцев аварии, узнать их имена, номера телефонов. В данном случае соблюсти упрощенный порядок лучше, чем устраивать пробку на дороге из-за поцарапанной машины.

Читать еще:  Пример заполнения извещения о ДТП ОСАГО

Если пострадавших нет, но нужно оформить для страховой

Еще одна проблема, которая может возникнуть из-за перемещения машины на месте аварии, — отказ страховщика выплачивать компенсацию или максимальное занижение суммы. Чтобы избежать этого и не нарушить ПДД, стоит быстро вызвать представителя компании. Он осмотрит ТС на месте ДТП, убедится, что повреждения получены во время происшествия, зафиксирует их характер и объем.

Если же освободить дорогу нужно срочно, следует сделать как можно больше фотографий ТС с разных ракурсов. Нужно также зафиксировать окружающие автомобиль предметы, все, что имеет отношение к происшествию. А потом стоит позвонить по номеру горячей линии своего страховщика, чтобы спросить, как лучше поступить. Но в общем автомобилист имеет право убрать ТС с дороги, если вред только имущественный, а машина мешает проезду.

Если водители спорят о том, кто виноват

Разногласия участников ДТП о том, кто должен за него отвечать, не являются препятствием к перемещению ТС с проезжей части. В таких случаях звонят в ГИБДД, описывают дежурному ситуацию и слушаются его указаний. Он может потребовать приехать для оформления в отдел службы или на пост. Тогда водители фотографируют ТС там, где они остались после аварии, дорогу, знаки, расположенные рядом предметы и следуют по названному адресу.

Дежурный может сказать, что инспектор приедет на место происшествия. Чаще так и бывает при серьезном имущественном ущербе и споре о степени ответственности. Здесь автомобилистам нужно поступать по обстоятельствам:

  • если машины мешают движению, сделать съемку места ДТП и убрать их;
  • если все произошло на пустынном участке дороги, лучше ничего не трогать до приезда сотрудника ГИБДД.

При конфликте водителей второй вариант предпочтительнее.

В каких еще случаях можно убрать машину с проезжей части

Иногда участники ДТП договариваются без составления всяких документов. Например, повреждения автомобилей незначительны, но европротокол оформлен быть не может потому, что у одного водителя ОСАГО, у другого КАСКО, или полиса нет вообще. Либо участвовало больше двух машин, и на них лишь царапины.

Закон разрешает автомобилистам достигать компромисса неофициальным образом, если кроме их имущества ничто не пострадало, нет раненых и погибших. Они просто разъезжаются, договорившись об отсутствии претензий, или один платит другому за ремонт прямо на месте.

Естественно, что все делается не на проезжей части, автомобили сначала убирают в сторону, чтобы не мешать движению. Но водителю нужно быть уверенным, что оппонент не является автоподставщиком и не заявит потом об оставлении вторым участником места аварии. Потому фотосъемку места ДТП лучше сделать и в этом случае.

Если все же убрал, будет ли штраф?

Наказание, налагаемое за перемещение автомобиля после аварии, регламентируется частью 1 статьи 12.27. Это штраф в 1000 р., который выплачивают за невыполнение участником ДТП обязанностей, указанных в Правилах.

Под статью могут попасть и водители, убравшие автомобиль до того, как сделать фото места происшествия, и не желающие освобождать дорогу. Но во втором случае применяется она редко. Ведь о сроке, в течение которого ТС должно быть убрано, в правилах ничего нет. А если автомобилист передвинул его, инспекторы часто пытаются инкриминировать часть 2 той же статьи КоАП, то есть наказать за оставление места происшествия. Но это абсолютно незаконно.

А здесь подробнее о регистрации фаркопа.

Документ, регламентирующий поведение автомобилиста после аварии, довольно противоречив. Водитель должен сразу остановить (не трогать с места) машину и не передвигать предметы, относящиеся к ДТП. Но он также обязан очистить дорогу для других автомобилей. Чтобы не нажить больших неприятностей, чем штраф по ч. 1 ст. 12.27, лучше действовать в зависимости от обстоятельств аварии.

Полезное видео

О штрафе за то, что не убрали авто с места ДТП, смотрите в этом видео:

Нужно ли при ДТП убирать машины с дороги, чтобы не «собирать пробку»?

Виновники аварий часами перекрывают главные трассы городов, пока не приедут сотрудники ГИБДД. Почему это не позволено делать, рассказывает член Ассоциации юристов России, заместитель председателя Общества защиты автомобилистов «ОСА» Алексей Румянцев.

Порой небольшое ДТП провоцирует создание гигантского затора. Автомобили притерлись бортами, причинив друг другу ущерб на 5-10 тысяч рублей, а мегаполис в результате возникшего транспортного коллапса несет убытки на миллионы. Однако многие остаются на месте аварии, дожидаясь сотрудников ГИБДД. Они побаиваются связываться с мудреным европротоколом. Непонятных позиций там много, а страховые компании нередко используют ошибки в его заполнении для отказа в выплате компенсаций и порой даже прибегают к практике регресса, то есть покрывают ущерб за счет допустившего письменные ошибки водителя.

Поэтому многие просто вызывают ГИБДД на место аварии и оказываются правы. Однако существует ряд основных правил, которые необходимо соблюдать водителям, чтобы избежать возможных проблем с приехавшими инспекторами и с другими участниками движения.

Пункт 2.5 Правил дорожного движения гласит: «При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки». В соответствии с требованиями пункта правил 7.2, ему запрещено перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.

Между тем нужно обратить внимание на то, что после внесенных поправок пункт 2.6.1 ПДД РФ обязывает водителей совершать и другие действия: «Если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств».

Другими словами, водители столкнувшихся автомобилей не должны стоять на месте и ждать, пока сотрудники ГИБДД примчатся на помощь и начнут оформлять протокол. Они обязаны по закону взять в руки фотокамеры и начать предельно досконально фиксировать место аварии, причем с привязкой к местности. Необходимо, чтобы в кадр попадали ближайшие дома и номерные таблички на них. Кроме того, важно отснять все предметы на проезжей части и нарисовать схему ДТП. После этого можно убрать автомобили с дороги и открыть движение для другого транспорта.

За невыполнение водителем обязанностей, предусмотренных ПДД, налагается штраф 1 000 руб. по ч. 1 ст. 12.27 КоАП РФ. Инспекторы, прибывшие на место ДТП и увидевшие многокилометровый транспортный затор и скучающих виновников аварии, запросто могут применить к ним штрафные санкции за то, что они не убрали поврежденные автомобили с проезжей части дороги, не освободили её.

Если авария не мешает потоку транспорта и не перекрывает движение, то можно оставить место ДТП в изначальном виде. Однако и в этом случае нужно быть внимательными и соблюдать требования закона.

Часто прибывшие сотрудники ГИБДД штрафуют водителей, попавших в ДТП, за то, что те не выставили знаки аварийной остановки и не включили световую сигнализацию. А это может стать причиной возникновения новых ДТП. В стоящий посреди дороги транспорт может врезаться грузовик с полным кузовом песка или бетономешалка. Причем днем это происходит даже чаще, так как в облачную погоду в зимней слякоти, да еще на фоне мелькающего по полосам транспорта, бывает трудно разглядеть обездвиженные объекты. И тогда будет обидно, что вовремя не мигнул аварийкой.

Оставление места аварии: разбор распространённых ситуаций юристом и меры наказания за них на 2020 год

Уверенны ли вы, что знаете все ситуации, когда можно покинуть место ДТП совершенно безнаказанно? А что бывает потом с водителями, которые проигнорировали ПДД и закон, уехали с места аварии?

Самый распространённый риск при езде на автомобиле – возможность столкнуться с другим участником движения. И лучше, чтобы в результате этого случая пострадало только имущество водителей, то есть их автотранспортные средства.

Помимо обязанности каждого знать и применять нормы правил дорожного движения, есть ещё одно важнейшее предписание – знать нормы поведения в случае ДТП и в стрессовой ситуации.

Как правильно поступать водителю при ДТП?

Если же случилось так, что вы стали участником дорожно-транспортного происшествия, то вы, как правопорядочный водитель, должны знать правила поведения в ДТП. Эту информацию дают ещё на курсе обучения вождению, но если забыли, то вот вам чёткий алгоритм действий, который нужно соблюдать на 100%:

  1. После столкновения вы обязаны полностью и немедленно остановить машину и не возобновлять движение до полного урегулирования ситуации.
  2. Проверить, нет ли в машине пострадавших пассажиров и включить «аварийку».
  3. Вызвать скорую помощь или отвести пострадавших в больничный комплекс в случае необходимости. Если пострадавших нет, то выйти из машины и поставить знак «аварийная остановка» (в населённом пункте – 15 метров от ТС, в ненаселённом – не менее 30).
  4. Если при аварии от машины что-нибудь отвалилось, то ни в коем случае это не трогать и не двигать с места (чаще всего это – боковые зеркала, бампер, осколки стекла и металла). Это всё – улики, которые помогут уполномоченным лицам установить более точные детали ситуации.
  5. Вызвать сотрудников ГИБДД или оформить происшествие самостоятельно, если это разрешено законом в зависимости от индивидуальных нюансов дела.
  6. Собрать показания свидетелей (записать видео), их персональные и паспортные данные (имена, номера телефонов и по возможности адреса).
Читать еще:  Уехал с места ДТП как быстро найдут?

Когда можно покинуть место происшествия?

Актуальными действующими законодательными актами установлен ряд уважительных причин, при обращении к которым становится ясно когда можно покинуть место ДТП.

Законные основания для оставления места ДТП

Если ваша ситуация прописана в законе как уважительное основание для оставления места ДТП, то можно не бояться ответственности за это действие только в том случае, если вы сможете предоставить доказательства сотрудникам Госавтоинспекции, что действовали по закону и ситуация не позволяла поступить иначе.

К таким ситуациям относятся:

  1. Экстренная необходимость транспортировки пострадавшего человека в медицинский пункт (по приезду в учреждение нужно попросить врачей выписать справку или иной документ, который докажет, что именно вы оставили место происшествия по уважительной причине). Затем нужно обязательно и максимально быстро, но не нарушая скоростной режим, вернуться на место аварии.
  2. По итогу ДТП полностью перекрыто движение, и другие автомобили не могут вас объехать, из-за чего возникает пробка. В таком случае необходимо максимально точно зафиксировать положения столкнувшегося транспорта и все остальные детали (отломленные части ТС, тормозные пути на дороге, факт образования затора на дороге) с помощью видео или фото. Без материальных доказательств по приезду ГИБДД обе стороны аварии могут оштрафовать.
  3. Произошедшая ситуация позволяет оформить инцидент самостоятельно с помощью Европротокола.

Оформление аварии с помощью Европротокола