Реестр независимых экспертов по результатам ДТП
Dent-repair.ru

Автомобильный портал

Реестр независимых экспертов по результатам ДТП

ЗА БАРАНКОЙ

Популярные статьи

Про государственный реестр экспертов-техников (оценщиков).

По роду своей деятельности (я судебный эксперт-автотехник, кто не знает – это исследование обстоятельств ДТП) недавно наблюдал суде большую разборку о правомочности проводить оценку ущерба и стоимости восстановительного ремонта автомобиля. Вопрос стоял такой: кто вправе проводить такую оценку.

Вопрос меня заинтересовал и я провел небольшое расследование. Вот его результаты.

А). постановление правительства РФ от 24.04.2003 № 238 “Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств” разделило понятия “экспертиза” и “судебная экспертиза”. Экспертиза может быть назначена страхователем , страховщиком, потерпевшим.

п.5. Для проведения экспертизы привлекается эксперт-техник или экспертная организация.
Экспертом-техником признается физическое лицо, прошедшее профессиональную аттестацию на соответствие установленным требованиям и внесенное в государственный реестр экспертов-техников (далее именуется – государственный реестр). – подчеркнуто мной – Б.З.

Б). “Условия и порядок профессиональной аттестации экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требования к экспертам-техникам” (Утверждены Приказом Минтранса России, Минюста России, МВД России, Минздравсоцразвития России от 17.10.2006 №№ 124/315/817/714):

2. Профессиональная аттестация экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств (далее – профессиональная аттестация), проводится с целью подтверждения квалификационных навыков и знаний кандидата в эксперты-техники для осуществления работ по независимой технической экспертизе транспортных средств и включения в государственный реестр экспертов-техников в соответствии с порядком, утвержденным Приказом Минюста России от 30 июля 2003 г. N 155 “Об утверждении порядка ведения государственного реестра экспертов-техников” (зарегистрирован Минюстом России 7 июля 2003 г., регистрационный N 4873).

3. Профессиональная аттестация осуществляется Межведомственной аттестационной комиссией (далее – МАК).

4. К профессиональной аттестации допускаются:

1) специалисты с высшим образованием, имеющие опыт работы не менее 1 года в области экспертизы транспортных средств по установлению наличия, причин и характера технических повреждений транспортного средства, а также технологии, объема и стоимости его ремонта и выполнившие не менее 5 заключений (отчетов) в указанной области;

2) иные лица, имеющие высшее образование и прошедшие специальную подготовку по образовательным программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации экспертов-техников.

В). закон РФ “Об оценочной деятельности в РФ” № 135-ФЗ с изм., внесенными Федеральными законами от 18.07.2009 N 181-ФЗ , от 21.11.2011 N 327-ФЗ

Статья 15. Обязанности оценщика

быть членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков;

соблюдать при осуществлении оценочной деятельности требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральные стандарты оценки, а также стандарты и правила оценочной деятельности, утвержденные саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является;

представлять заказчику информацию о членстве в саморегулируемой организации оценщиков;

Статья 21.1. Единый квалификационный экзамен

Член саморегулируемой организации оценщиков может быть включен в состав экспертного совета саморегулируемой организации оценщиков только в случае сдачи единого квалификационного экзамена в соответствии с требованиями к уровню знаний, предъявляемыми федеральным стандартом оценки к эксперту саморегулируемой организации оценщиков.

Требования к уровню знаний эксперта саморегулируемой организации оценщиков устанавливаются федеральным стандартом оценки.

Единый квалификационный экзамен проводится аттестационной комиссией Национального совета по оценочной деятельности.

Порядок формирования аттестационной комиссии Национального совета по оценочной деятельности, состав такой аттестационной комиссии, порядок проведения и сдачи единого квалификационного экзамена, в том числе порядок подачи и рассмотрения апелляций и требования к специальному программному обеспечению, разрабатываемому и используемому Национальным советом для целей проведения единого квалификационного экзамена, утверждаются уполномоченным федеральным органом , осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 346-ФЗ)

Статья 24. Требования к членству в саморегулируемой организации оценщиков

Оценщик одновременно может быть членом только одной саморегулируемой организации оценщиков, отвечающей требованиям настоящего Федерального закона.

Для вступления в члены саморегулируемой организации оценщиков физическое лицо представляет:

документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности в соответствии с образовательными программами высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования или программами профессиональной переподготовки специалистов в области оценочной деятельности;

Так к чему я это всё? Основнымми критериями для права заниматься оценочной деятельностью являеотся требование соответствующего образования (аттестации), быть членом организации оценщиков и быть внесенным в Государственный реестр экспертов-техников.

А вот Государственного реестра экспертов-техников просто не существует в природе, хотя он должен был быть создан еще в 2003 году.

Кто не верит – может погуглить и убедиться. Так кто же оценивает ущерб?

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Реестр экспертов техников

  • Где можно посмотреть реестр экспертов-техников, которых включили в 2015-16 годах?
  • Где можно посмотреть реестр экспертов-техников по оценке ущерба при ДТП? Владимир.
  • Анкета и заявление для внесения в Гос. реестр экспертов-техников.

1. Где можно посмотреть реестр экспертов-техников, которых включили в 2015-16 годах?

1.1. Гость_5715213, можете посмотреть на официальном сайте РСА.
Подробнее >>>

2. Где можно посмотреть реестр экспертов-техников по оценке ущерба при ДТП? Владимир.

2.1. http://minjust.ru/ru/node/105988
сайт Минюста России, реестр экспертов-техников

3. Анкета и заявление для внесения в Гос. реестр экспертов-техников.

3.1. А в чем вопрос?

4.1. Чтобы разобраться в ситуации необходимо изучить исковое и документы к нему. Как правило в таких случаях, зачастую, можо уменьшить сумму иска.

5.1. Эксперт может быть как государственным, так и негосударственным. В связи с этим и применяется конкретный реестр – Государственного учреждения либо некоммерческой организации.

Судебная экспертиза – предусмотренное законодательством Российской Федерации о судопроизводстве процессуальное действие, включающее в себя проведение исследований и дачу заключения экспертом по вопросам, требующим специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.

Таким образом, эксперт не обязательно должен числиться в государственном реестре, который предусмотрен для государственных аттестованных экспертов.

5.2. Экспертная деятельность в области технических экспертиз и исследований – не подлежит лицензированию, в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

6.1. Вы можете приложить распечатку с сайта по вашему запросу, но правильно будет предоставить выписку из реестра, сделав запрос.

7.1. Эксперты техники должны иметь лицензию и находиться в реестре. Если этого нет, то заключение данного эксперта не является допустимым доказательством. Однако в судах иногда проходит их заключение, судья не учитывает это.

8.1. Для прохождения независимой оценки обратитесь в любую оценочную компанию в соответствии с ФЗ РФ “об оценочной деятельности”.

8.2. Договор на оказание услуг Должны сделать Вам оценку стоимости восстановительного ремонта автомобиля с учетом износа заменяемых деталей. Оплачивать лучше через банк на расчетный счет экспертной организации.

8.3. Наталия.
На самом деле для досудебного порядка совсем не обязательно, чтобы эксперт состоял в реестре экспертов-техников.
В большинстве случаев, если доходит до суда, суд назначает судебную экспертизу и та экспертиза, что была сделана до суда, уже значения не имеет. Но ее стоимость всё равно можно взыскать со страховой.
Однако выбирать эксперта всё-таки нужно профессионального. Который учтет все повреждения, в т.ч. скрытые. При необходимости рассчитает УТС.
Напишите мне в личку, я Вам подскажу, к кому обратиться в СПб.
И лучше подавать в суд через юриста, а не самостоятельно.

9.1. Может быть. И вполне может осмотреть автомобиль один эксперт, а составить экспертное заключение по акту осмотра другой эксперт.

9.2. Да. Такое вполне возможно.

10.1. надо было в апелляции просить назначить экспертизу

11.1. все расчеты сейчас по единой методике, утвержденной ЦБ РФ, стоимость запчастей отличается от реальной в 1,5-3 раза (в смысле занижена), вы можете проверить: на сайте РСА указана стоимость запчастей и стоимость-нормо часа ремонтных работ. Вы можете обжаловать решение суда, для этого необходимо изучить расчеты страховой и написать возражение.

12.1. Могли в суде запросить другую экспетизу

13.1. Делать может, примет ли данное заключение в качестве доказательства суд -другой вопрос.

13.2. Физически он это делать может, но признает ли суд такое заключение как допустимое доказательство это большой вопрос.
Он имеет право заниматься своей деятельностью в организации в которой состоит в штате и для ее внутренних целей как специалист имеющий образование подтвержденное дипломом.
Согласно ФЗ оценочной деятельностью вправе заниматься ФЛ состоящие в реестре, в одной из СРО и застраховавшие свою ответственность.

14.1. Обращайтесь в суд.

14.2. Нужно смотреть расчет СК

15.1. если он не согласен, то пусть проводит свою экспертизу

16.1. Приказ Минюста РФ от 6 февраля 2013 г. N 8 “Об утверждении Порядка ведения государственного реестра экспертов-техников”

17.1. на сайте Минюста, реестр экспертов-техников http://minjust.ru/ru/node/105988 или “забейте” в поисковике: экспертиза после ДТП в Угличе

18.1. Ничего нового не издавалось. Обычный отказ. Пишите претензию и идите в суд.

19.1. Согласно Приложения №2 Приказа Минюста России от 27.12.2012 № 237 «Об утверждении Перечня родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и Перечня экспертных специальностей, по которым представляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России» специализация “Исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки” входит в этот перечень.

20.1. Безусловно правомерен.

21. ДТП. Страховая насчитала реально копейки.
Сделали независимую, обратились в страховую и после в суд.
Сейчас страховая ссылается на то, что наш отчет подготвлен не экспертом техником из реестра мин. юста, а обычным оценщиком.

Я в курсе, что поидее этот реестр должен существовать еще с бородатых годов, но суда всегда у нас принимали экспертизы оценщиков как доказательство и никаких проблем не было.

21.1. У ответчиков есть право на обжалование независимой оценки

23.1. Такая экспертиза не имеет никакой силы. Ответственность какую-либо вряд ли он понесёт

24.1. Да, может исключить из доказательственной базы данный отчет.

24.2. да может, так как на момент экспертизы, эксперт не имел право юредиски ее делать.

25.1. Условие необязательное, но основание веское, точнее придраться можно. Можете решить исключительно в суде, на его усмотрение.

26.1. Таких требований законом не предусмотрено

27.1. Если у того независимого оценщика к которому Вы обращались есть квалификация для оценки транспортных средств (я думаю что есть), то они Вам просто мозги пудрят..страховые всячески тянут резину с выплатами. обращайтесь в суд после предъявления претензии в письменном виде. Удачи ! обращайтесь могу помочь в составлении иска !

27.2. В рамках закона об ОСАГО установлено, что расчет суммы ущерба находится в компетенции только эксперта-техника. И делается именно экспертное заключение, а не отчет об оценке.

28.1. В первую очередь, пишите жалобу в квалификационную коллегию судей на действия судьи, ведь именно судья выносит определение о проведении суд. экспертизы и определяет экспертное учреждение.
Во-вторых, Вы вправе заявить ходаатйство о вызове в суд.заседание суд. эксперта, чтоб он предоставил свой диплом эксперта-техника.

Читать еще:  Кто должен вести учет ДТП?

29. Пожалуйста правомерно ли оценщику, а также он застрахован

Добрый день! Подскажите пожалуйста правомерно ли оценщику, который входит в реестр и у которого имеются свидетельства о деятельности и об обучении, а также он застрахован – проводить независимую экспертизу автомобиля после ДТП по ОСАГО для предъявления в Арбитражный суд для взыскания денежных средств со страховой компании? Дело в том что представителем страховой компании утверждает, что экспертиза является не правомерной из-за того, что экспертизу должен проводит эксперт-техник, а не оценщик!?

29.1. Правомерно.
Если считают по другому пусть проводят свою.

Независимый оценщик автомобиля – эксперт по оценке ущерба

В результате почти каждого ДТП автомобили получают повреждения. Этот ущерб компенсируется по полисам КАСКО или ОСАГО, однако прежде его нужно оценить. С этой целью после аварии проводят экспертизу. Ее выполняют с соблюдением ряда правил, чтобы автовладелец мог получить компенсацию ущерба.

Кто и когда проводит экспертизу?

По закону «Об ОСАГО» страховая компания имеет право оценить повреждения застрахованного автомобиля. На основе этой оценки рассчитывается сумма ущерба.

Автовладелец обязан представить машину на осмотр в установленные сроки. Обычно это — 5 дней. Если автомобиль на ходу, его осматривают у офиса страховой, если нет — эксперт страховщика приезжает к месту его хранения. В отдельных случаях срок для проведения осмотра может быть увеличен до 10 дней.

Если при осмотре нельзя точно установить, что автомобиль поврежден в произошедшей аварии, страховая вправе осмотреть другие участвовавшие в ней транспортные средства. На это дополнительно выделяется 10 дней. Когда все необходимые данные собраны, эксперт составляет отчет. Владелец автомобиля вправе ознакомиться с ним.

Обращаем Ваше внимание, что на текущий момент 95% экспертов страховых компаний не имеют права проводить осмотр поврежденного автомобиля, поскольку определять наличие и характер повреждений ТС, их относимость к рассматриваемому ДТП, а также технологию и способ устранения дефектов имеет право лишь эксперт-техник, который состоит в едином государственном реестре экспертов-техников МинЮста. Подавляющее большинство экспертов страховых компаний в указанном реестре не значатся и не могут проводить осмотр автомобилей для экспертизы в рамках ОСАГО.

Независимая экспертиза ущерба автомобилю

Нажимая кнопку «Отправить», вы автоматически выражаете согласие на обработку своих персональных данных и принимаете условия Пользовательского соглашения.

  • машина не была представлена на осмотр страховой в срок до 5 дней. Если задержка вызвана серьезными обстоятельствами, срок можно увеличить до 20 дней. Если осмотр не состоится и в этом случае, страховщик вправе вернуть клиенту заявление и другие документы без рассмотрения. Позже автовладелец может повторно подать заявление, и процедура начнется заново;
  • машина отремонтирована сразу после осмотра. Это чревато отказом в компенсации ущерба: страховая компания может потребовать повторное проведение экспертизы. После ремонта она не выявит повреждения. Поэтому ремонтировать автомобиль можно только после получения компенсации;
  • осмотр считают экспертизой. Первичный осмотр проводят сотрудники страховой компании. У них нет квалификации эксперта-техника, и потому экспертизой такой осмотр не является. Его оценки редко оказываются точными. Если владелец машины не согласен с ними, он может потребовать организацию независимой экспертизы. Страховая компания обязана это требование удовлетворить. Обычно для этого страховщик выдает клиенту направление в конкретную экспертную организацию. Понятно, что она сотрудничает с СК, и что результаты в экспертном заключении могут быть необъективными. Чтобы оценить ущерб корректно, после экспертизы по направлению страховщика владелец машины может организовать повторное исследование самостоятельно.

Владелец авто получает право заказать независимую экспертизу, если:

  • в течение пяти дней после обращения СК не осмотрела автомобиль;
  • в организации страховой экспертизы после осмотра отказано;
  • страховщик провел экспертизу, но ее результаты не удовлетворяют автовладельца.

В этих случаях результаты независимой оценки будут учитываться при расчете компенсационной выплаты.

  • при заказе повторной независимой экспертизы уведомите страховую компанию о ее проведении;
  • полученный экспертный отчет направьте страховщику (с обязательной регистрацией входящего номера и сохранением одного из экземпляров у себя) вместе с досудебной претензией;
  • если СК признает результаты действительными, в установленные сроки (до 10 дней) должна быть выплачена компенсация;
  • если СК отказывает в выплате, подается иск, а отчет эксперта используется для обоснования финансовых претензий.

Требования к проведению независимой экспертизы автомобиля после ДТП

С 19 сентября 2014 года действуют требования, установленные Положением ЦБ РФ №433-П. Для расчета ущерба применяется Единая методика ЦБ РФ, которая определяет порядок расчета цен на запчасти и ремонтные работы, расчет износа, стоимости годных остатков, использование справочных данных.

С 2014 года действует требование: экспертизу после ДТП может проводить только аттестованная организация или специалист. Исполнитель должен находиться в государственном реестре техников-экспертов. Каждый эксперт несет профессиональную ответственность за достоверность представленных им данных. Если автоэкспертиза является судебной, то к профессиональной ответственности добавляется уголовная.

Варианты проведения экспертизы:

  • первичная — организуется страховой компанией;
  • повторная — организуется автовладельцем, если он не согласен с результатами первичной экспертизы, обязательно проводится другой экспертной организацией. Отчет по первому исследованию представляется эксперту для ознакомления;
  • дополнительная — проводится для уточнения отдельных обстоятельств;
  • рецензирование — требуется, если одна из сторон согласна с фактами, которые изложены в экспертном отчете, но не согласна со сделанными выводами. Осмотр поврежденного автомобиля при этом не требуется.

Независимых экспертов привлекают для рецензирования, проведения повторной или дополнительной экспертизы.

Требования к независимому эксперту-технику

Результаты независимой экспертизы будут приняты страховой компанией или судом при условии, что она проводилась квалифицированным исполнителем.

Аттестация в МАК. Для контроля квалификации эксперта-автотехника Межведомственной аттестационной комиссией проводится аттестация.

Внесение в Госреестр. Эксперт-автотехник вносится в государственный реестр при условии успешной аттестации. Актуальная версия реестра — на сайте Министерства Юстиции.

Аккредитация в РСА. Проводится добровольно, не является обязательной для экспертов. Особенностью аккредитации при РСА является тот факт, что для нее необходимо получить рекомендации от страховых компаний. Как правило, при РСА аккредитованы эксперты, плотно сотрудничающие со страховыми компаниями.

Главный из этих критериев — присутствие в Госреестре МинЮста. В противном случае исполнитель не имеет права проводить независимую экспертизу автомобиля, а ее результаты не будут признаны действительными.

Обязательная аттестация экспертов-техников и внесение данных о них в государственный реестр защищает права автовладельцев и страховых компаний. Такой контроль гарантирует не только квалификацию эксперта, но и его профессиональную ответственность, добросовестность при выполнении оценок и формировании экспертных отчетов. Расчет суммы компенсации при наступлении страхового случая по ОСАГО должен выполняться корректно, с учетом рекомендованных методологий. Обязательная аттестация гарантирует именно такое проведение расчетов.

Что будет если акт осмотра составил не эксперт-техник?

Случаи, когда акт осмотра поврежденного в ДТП автомобиля составляет лицо, не включенное в единый реестр экспертов-техников Минюста далеко не редкие! В этом случае подобный акт осмотра может быть признан судом недопустимым доказательством, полученным с нарушением закона! Еще раз акцентируем Ваше внимание: подавляющее большинство “экспертов страховых компаний” не являются экспертами-техниками и не включены в реестр. Обращаясь в экспертную организацию, проверьте, включен ли эксперт в единый реестр!

Оформление экспертного отчета

По результатам исследования составляют экспертное заключение.

  • указание полных сведений о выполнившем исследование эксперте-технике, организации (ИП или юридическое лицо, наименование, реквизиты и пр.);
  • заключение нумеруют, проставляют дату составления;
  • указывают документы, на основании которых проводилась экспертиза (с реквизитами, названиями);
  • сведения о ДТП (данные потерпевшего, информация о поврежденном ТС, дате аварии, связанных с нею документах), источники сведений (документы, осмотр);
  • информация об исследовании (перечень вопросов к эксперту, описание выполненных действий, использованных инструментов и средств);
  • результаты исследования (ответы на поставленные вопросы, выводы);
  • сведения об источниках справочных данных, применяемых нормативах и пр.;
  • заключение прошивают, нумеруют его листы, заверяют печатью организации, подписями эксперта, руководителя.

Информация о каждом проведенном исследовании хранится в экспертной организации в течение трех лет.

Эксперты-техники «Инвест Консалтинг» включены в государственный реестр Минюста, аттестованы для выполнения независимой автоэкспертизы, имеют право определять размер ущерба и компенсационной выплаты после ДТП по ОСАГО. Мы проводим внесудебные и судебные экспертизы. Суды Москвы и Московской области доверяют отчетам, подготовленным нашими экспертами.

Независимая экспертиза после ДТП: выгода или лишние траты?

Кем и когда проводится независимая экспертиза после ДТП, сколько стоит услуга, кого следует пригласить, какие документы приготовить, как выбирают эксперта

Авария на дороге – дело неприятное и хлопотное, особенно когда начинаются разборки со страховой компанией, которая пытается урезать страховое возмещение до минимума.

Такие случаи нередки, и помочь водителю сможет независимая экспертиза после ДТП.

Рассмотрим подробнее, как проводят такую процедуру, кого следует на нее пригласить и многое другое, что может быть полезным любому автомобилисту.

Когда может потребоваться независимая экспертиза после ДТП

В первую очередь выясните, можно ли оформить данное происшествие по Европротоколу.

Ваши действия должны быть такими:

  • Установите виновника столкновения. Ущерб пострадавшей стороне возмещается по ОСАГО.
  • Если убыток незначительный и подходит под условия Европротокола, заполните бланк извещения о ДТП, укажите в нем подробности случившегося, нарисуйте схему. Документ обязаны подписать оба водителя.
  • Если имеются свидетели инцидента, запишите их данные в извещение.

Если составление Европротокола невозможно, вызывайте инспектора ГИБДД с тем, чтобы он сам оформил инцидент и выдал вам справку.

Зачастую степень и характер повреждений невозможно оценить на месте, тогда осмотр приходится проводить на СТО страховщика.

Однако более предпочтительным для вас вариантом станет обращение в независимую экспертную компанию, так как специалисты такой фирмы не представляют интересы ни одной из сторон.

Как выбирать фирму

Многие испытывают определенные трудности с выбором компании, которая может выполнить такую работу. Некоторые организации сотрудничают со страховщиками, и именно туда вас может отправить менеджер вашей компании.

Однако лучше осуществлять выбор собственными силами. Посетите форумы автомобилистов, почитайте отзывы, изучите рейтинги независимых оценщиков.

Отобрав несколько вариантов, проверьте следующее:

  • репутацию компании;
  • стаж работы;
  • наличие страхования ответственности;
  • принцип оформления договора;
  • входит ли компания в СРО;
  • есть ли в ней хоть один сотрудник, состоящий в реестре экспертов Минюста РФ.

Вы можете попросить специалиста показать примеры его работ. В частности, решения, которые были приняты судом по подготовленным им отчетам.

Спросите его об опыте работы, образовании. Помните, что услуга дорогая и доверять такую работу надо лишь высококвалифицированному опытному специалисту.

Зачем нужна экспертиза

Виновнику аварии придется заниматься восстановлением своего авто за свой счет, если у него нет полиса каско. А вот пострадавшему положена компенсация ущерба по ОСАГО.

Читать еще:  Порядок выплаты страховки по ОСАГО при ДТП

Однако полноценное возмещение автомобилисты получают не всегда. Страховщики всеми способами пытаются сэкономить и урезать сумму возмещения, используя различные уловки и схемы.

В отдельных случаях ситуация усложняется тем, что никто не признает себя виновным в столкновении, каждый участник аварии дает свои, отличные от другого, показания, а свидетелей случившегося нет.

Независимая экспертиза автомобиля после ДТП здесь незаменима. Она поможет не только выявить все повреждения, но и понять, кто реально виноват в случившемся.

Задача эксперта заключается в изучении состояния транспортного средства, описании дефектов, сопоставлении фактов (скорости каждого автомобиля, расположения после столкновения и др.).

Результаты отражаются в официально составленном отчете, который выдается заказчику. Там указывается общая величина ущерба и описываются основные моменты произошедшего.

При необходимости может быть установлена и рыночная стоимость ТС.

Использование независимых экспертных услуг гарантирует вам объективность оценки причиненного ущерба. Рекомендованные страховщиком фирмы могут находиться в тесной взаимосвязи с ним и в интересах партнера занижать истинный размер убытка.

Если вы по указанию страховщика предоставили свое транспортное средства специалисту такой компании-партнера и у вас остались сомнения в объективности данной им оценки, ищите независимую фирму и заказывайте экспертизу повторно.

Чаще всего к услугам независимых техников-экспертов обращаются пострадавшие в аварии автомобилисты, желающие получить справедливое возмещение.

Не торопитесь сразу после случившегося восстанавливать машину. Дождитесь, пока вопрос о выплате возмещения окончательно решится. Если вы согласитесь с предложенной суммой и сдадите свое авто в ремонтную мастерскую, повторная оценка будет уже невозможна.

Независимый оценщик не заинтересован в подтасовке фактов и занижении величины убытка, его задача – хорошо сделать свою работу и получить за это деньги.

Поэтому он даст максимально адекватную оценку. Порой разница между отчетами специалистов страховой и независимой фирмы бывает достаточно большой.

Какие требуются документы

При заказе независимой оценки вам потребуется следующее:

  • регистрационные документы на ТС;
  • копии всех справок, протоколов и прочей документации, подтверждающей факт аварии и переданной в СК для оформления убытка;
  • направление на экспертизу в случае отправки пострадавшего в организацию, являющуюся деловым партнером вашей страховой компании.

Как осуществляется оценка

Порядок проведения экспертизы независимым специалистом регламентируется специальным положением ЦБ РФ. Данный процесс осуществляется в следующем порядке:

  1. Выбирается компания.
  2. Заключается договор на оказание услуги.
  3. Производится оплата.
  4. Согласовывается дата, точное время.
  5. Отправляется телеграмма виновнику аварии и СК с приглашением присутствовать при осмотре.
  6. Проводится экспертиза.
  7. Обнаруженные дефекты, повреждения фиксируются фото-, видеооборудованием.
  8. Готовится смета, где учитывается рыночная стоимость требующих замены или восстановления деталей.
  9. Клиент получает готовое заключение и подписывает акт передачи-приемки.

Осмотр и подготовку документации осуществляются в установленный срок, равный 3 дням.

В случае, когда планируется независимая экспертиза по ОСАГО, на нее приглашают виновника аварии и представителя СК. Сделать это надо телеграммой либо заказным письмом (желательно с уведомлением) не позднее, чем за 5 рабочих дней до согласованной даты.

В отчете, который получает клиент, должны содержаться следующие сведения:

  • цель проведения,
  • личные данные потерпевшего,
  • общая сумма убытка,
  • ссылки на нормативные акты,
  • дата аварии,
  • данные о полисах всех участников ДТП, а также об их страховых представителях,
  • стоимость услуги,
  • подпись специалиста-оценщика,
  • подпись главы фирмы, печать.

Копия заключения, выданного экспертом, хранится в течение 3 лет.

Результат проведенной оценки вносится в отчет, страницы которого подлежат нумерации, прошивке и скреплению печатью. Один экземпляр получает заказчик, другой – представитель СК.

Данный документ является основанием для выплаты потерпевшему компенсации в том размере, который определен независимым экспертом.

Если страховая компания не согласна с величиной возмещения, дело решается в судебном порядке. В этом случае может потребоваться проведение еще одного обследования.

Сколько это стоит

Цена услуг эксперта зависит от вида работ, сложности, сроков, степени повреждения автомобиля. Процедура оценки легких повреждений (до 5 позиций) может оцениваться в 3500 руб. и выше.

Сложные случаи (20 и более поврежденных деталей) стоят примерно вдвое дороже. За срочность вас попросят доплатить 10-15% от суммы заказа.

Платить за независимые экспертные услуги придется самому потерпевшему. Однако в случае, если он выиграет дело в суде, страховщик будет обязан покрыть и эти расходы.

Поэтому обязательно сохраняйте все платежные документы, полученные в экспертной компании. Они могут пригодиться.

Какие виды экспертиз проводят сторонние фирмы

Наиболее распространенной услугой сторонних экспертных организаций является выявление повреждений и определение величины ущерба. Однако существуют и другие виды экспертиз. Это:

  • Трасологическая. Изучается место происшествия, траектория движения каждой машины, тормозной след, фиксируются все детали, анализируется произошедшее, устанавливается виновник столкновения.
  • Автотехническая. Внимание специалиста фокусируется на поведении каждого водителя перед и во время ДТП, исходя из этих данных, он определяет степень виновности каждого.
  • Автотовароведческая. Эксперт оценивает состояние авто, осматривает экстерьер, внутреннюю часть ТС, оценивает ущерб.

Не затягивайте с проведением экспертизы. Проведите оценку сразу после ДТП, и вы сможете сэкономить свое время, силы, нервы.

Когда приглашают виновника ДТП и представителя СК

В обязательном порядке приглашения нужно рассылать в следующих случаях:

  1. Если эксперты страховщика не осматривали поврежденное транспортное средство. При намерении провести экспертизу сразу в независимой компании потерпевший обязан пригласить на нее виновника столкновения и сотрудника СК. Уведомление отправляется в письменном виде минимум за 5 дней до процедуры.
  2. Если данное дело решается арбитражным судом и участники конфликта являются юридическими лицами. Уведомление отправляется телеграммой заранее.
  3. Если осмотр экспертом проводится повторно по причине занижения размера возмещения по ОСАГО. Присутствие страховщика при осмотре обязательно.

Итоги

Обращение к услугам независимой экспертной организации поможет пострадавшему водителю восстановить справедливость и получить адекватную компенсацию за причиненный ему ущерб.

Положительные стороны такой процедуры очевидны. Эксперт объективно оценивает размер убытка, опираясь на закон и действующие нормативы, его отчет не зависит от интересов и требований страховщика.

Среди негативных моментов стоит отметить дополнительные затраты, которые после проигрыша в суде пострадавшему автомобилисту возмещены не будут.

Также может возникнуть необходимость обратиться в суд, если страховщик или причинившее ущерб лицо не будут согласны с выводами независимого эксперта.

Хитрости экспертизы после ДТП

Реестр независимых экспертов по результатам ДТП

Независимая техническая экспертиза или оценка? Эксперт – техник или оценщик?

В нашу саморегулируемую организацию оценщиков (далее по тексту – СРОО) все чаще поступают жалобы на нарушения оценщиками – членами СРОО оценочного законодательства и федеральных стандартов оценки (далее по тексту – ФСО) при проведении ими независимой экспертизы транспортных средств! При этом, заявители жалоб требуют привлечения оценщиков, осуществлявших независимую экспертизу транспортных средства в качестве экспертов-техников, к ответственности за допущенные ими нарушения положений оценочного законодательства.

Необходимо выяснить причины данных «недоразумений». Для этого определим: в чем состоит отличие независимой технической экспертизы транспортных средств от оценки объектов оценки.

При причинении в результате дорожно-транспортного происшествия (далее – ДТП) вреда транспортному средству (далее – ТС), в соответствии с п.2 ст. 12 Федерального закона от 25.04.2002 №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Федеральный закон от 25.04.2002 №40-ФЗ) потерпевший, намеренный воспользоваться своим правом на страховую выплату, обязан представить поврежденное имущество или его остатки страховщику для осмотра и (или) организации независимой экспертизы (оценки) в целях выяснения обстоятельств причинения вреда и определения размера подлежащих возмещению убытков.

В связи с тем, что результаты организованной страховщиком технической экспертизы зачастую могут не устраивать потерпевшего, тот может самостоятельно обратиться в экспертную организацию или к эксперту – технику с целью проведения независимой экспертизы. А этим «экспертом – техником» вполне может оказаться оценщик, результаты экспертного заключения которого, в свою очередь, зачастую могут не устраивать, того же страховщика.

Если причины обращения страховщиков в СРОО понятны – их не устраивает определенная оценщиком, являющимся членом вышеуказанной саморегулируемой организации, стоимость, например, восстановительного ремонта транспортного средства, то деятельность некоторых оценщиков, занимающихся проведением независимой технической экспертизы транспортных средств, руководствуясь нормами Федерального закона от 29.07.1998г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 29.07.1998г. №135) и Федеральными стандартами оценки (далее – ФСО), вызывает, мягко говоря, удивление.

При предметном рассмотрении упомянутых жалоб приходится констатировать – имеет место недопонимание оценщиками существенных различий между проведением независимой экспертизы ТС и оценкой объекта оценки (стоимости восстановительного ремонта ТС).

В чем заключаются различия между независимой технической экспертизой ТС и оценкой объекта оценки (услуг по восстановительному ремонту ТС)?

1. Различны цели их проведения.

Целью проведения независимой технической экспертизы транспортного средства (далее по тексту – экспертиза) является установление следующих обстоятельств, влияющих на выплату страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца ТС:

а) наличие и характер технических повреждений ТС;

б) причины возникновения технических повреждений ТС;

в) технология, объем и стоимость ремонта ТС.

Целью оценочной деятельности является установление в отношении объекта оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости.

При этом, к объектам оценки, в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.07.1998г. №135-ФЗ, относятся:

отдельные материальные объекты (вещи);

совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятие);

право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;

права требования, обязательства (долги);

работы, услуги, информация;

иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.

В нашем случае, объектом оценки являются услуги по восстановительному ремонту ТС.

2. Различны требования, предъявляемые к экспертам – техникам и оценщикам.

Для проведения независимой технической экспертизы привлекается эксперт – техник или экспертная организация.

В соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 №40-ФЗ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2003г. №238 «Об организации независимой технической экспертизы транспортного средства» экспертом–техником признается физическое лицо, прошедшее профессиональную переподготовку по независимой технической экспертизе, профессиональную аттестацию на соответствие установленным требованиям к экспертам– техникам и, при положительных результатах аттестации, внесенное в государственный реестр экспертов–техников (далее – государственный реестр).

Порядок проведения профессиональной аттестации (в том числе требования к эксперту-технику) устанавливается совместно федеральным органом исполнительной власти, на которые возложено государственное регулирование в области транспорта, в области юстиции, в области внутренних дел и в области трудовых отношений.

Экспертной организацией признается юридическое лицо, имеющее в своем штате не менее одного эксперта-техника, для которого эта организация является основным местом работы, а проведение экспертизы является одним из видов деятельности, предусмотренных в учредительных документах указанной организации.

Читать еще:  Понижение КБМ при ДТП

Требования к профессиональной аттестации эксперта-техника изложены в Приказе Минтранса РФ, Минюста РФ, МВД РФ, Минздравсоцразвития России №124/315/817/714 от 17 октября 2006 года.

Требования к образовательным программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации экспертов-техников определены Приказом Минтранса РФ, Минюста РФ, МВД РФ №14/24/58 от 28 января 2009 года.

Приказом Минтранса РФ, Минюста РФ, МВД РФ, Минздравсоцразвития России №16/13/21 от 18 января 2011 года утверждено Положение о Межведомственной аттестационной комиссии для проведения профессиональной аттестации экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств.

Приказом Минюста РФ от 30 июня 2003 года №155 утвержден Порядок ведения государственного реестра экспертов-техников.

В свою очередь, субъектами оценочной деятельности (оценщиками), в соответствии со ст.4 Федерального закона от 29.07.1998г. №135-ФЗ, признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями указанного Закона.

Оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, которое должно иметь в штате не менее двух оценщиков, а также соответствовать другим условиям, установленным ст.15.1 Федерального закона от 29.07.1998г. №135-ФЗ.

Требования к членству в саморегулируемой организации оценщиков содержатся в ст. 24 Федерального закона от 29.07.1998г. №135-ФЗ.

3. Различны правовые основания дляведения деятельности экспертом-техником и оценщиком.

Эксперт-техник осуществляет независимую техническую экспертизу транспортных средств в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 №40-ФЗ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2003г. №238 «Об организации независимой технической экспертизы транспортного средства». Экспертиза должна проводиться в соответствии с нормативными, методическими и другими документами, утвержденными совместно федеральными органами исполнительной власти, на которые возложено государственное регулирование в области транспорта, в области юстиции и в области внутренних дел.

Оценочная деятельность осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 29.07.1998г. №135-ФЗ, а также другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности. При этом, оценщик обязан при осуществлении оценочной деятельности соблюдать, помимо вышеуказанного, федеральные стандарты оценки, утвержденные государственным регулятором – Минэкономразвития России, а также стандарты и правила оценочной деятельности, а также правила деловой и профессиональной этики, утвержденные СРОО, членом которой он является.

4. Различны документы, составлением которых завершаются проведение экспертизы и оценка объекта оценки.

Проведение экспертизы завершается составлением экспертного заключения, оформляемого в письменной форме. В выводах экспертного заключения указываются причины возникновения повреждений транспортного средства, а также определяется стоимость его ремонта в рамках Федерального закона от 25.04.2002 №40-ФЗ и нормативных правовых актов, изданных во исполнение указанного Закона (далее – законодательство об ОСАГО). Требования к содержанию и порядку оформления экспертного заключения содержатся в Постановлении Правительства Российской Федерации от 24.04.2003г. №238 «Об организации независимой технической экспертизы транспортного средства».

Проведение работы по оценке объекта оценки завершается составлением отчета, оформляемого в письменной форме. Не «заключением», не «экспертным заключением», не «заключением эксперта-техника», а именно – «отчетом». Отчет может содержать сведения об оценке рыночной стоимости услуг по восстановительному ремонту автомобиля, об оценке рыночной стоимости автомобиля, об оценке рыночной стоимости права требования на возмещение утраты товарной стоимости автомобиля, об оценке рыночной стоимости годных остатков автомобиля как в рамках законодательства об ОСАГО, так и вне таких рамок. Общие требования к содержанию и порядку оформления отчета об объекте оценки устанавливаются ст.11 Федерального закона от 29.07.1998г. №135-ФЗ.

Таким образом, только после глубокого изучения законодательства об ОСАГО и законодательства об оценочной деятельности, уяснения для себя особенностей и различий в проведении независимой технической экспертизы транспортных средств и оценке объектов оценки, оценщик сможет избежать ошибок, влекущих за собой возникновение конфликтных ситуаций и судебных разбирательств.

1. Федеральный закон от 25.04.2002 №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

2. Федеральный закон от 29.07.1998г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

3. Постановление Правительства РФ от 24.04.2003г. №238 «Об организации независимой технической экспертизы транспортного средства».

4. Постановление Правительства РФ от 07.05.2003г. №263 «Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

5. Постановление Правительства РФ от 24.05.2010г. №361 «Об утверждении Правил установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств».

6. Приказ Минтранса РФ, Минюста РФ, МВД РФ, Минздравсоцразвития России №124/315/817/714 от 17.10.2006г. «Об утверждении Условий и порядка профессиональной аттестации экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требования к экспертам-техникам».

7. Приказ Минтранса РФ, Минюста РФ, МВД РФ №14/24/58 от 28 января 2009 года «Об утверждении Требований к образовательным программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации экспертов-техников».

8. Приказ Минтранса РФ, Минюста РФ, МВД РФ, Минздравсоцразвития России №16/13/21 от 18.01.2011г. «Об утверждении Положения о Межведомственной аттестационной комиссии для проведения профессиональной аттестации экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств».

9. Приказ Минюста РФ от 30.06.2003г. №155 «Об Утверждении Порядок ведения государственного реестра экспертов-техников».

10. ФСО №1 «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки», утвержденные Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007г. №256.

11. ФСО №2 «Цель оценки и виды стоимости», утвержденные Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007г. №255.

12. ФСО №3 Требования к отчету об оценке», утвержденные Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007г. №254.

Директор по правовым и корпоративным вопросам

Независимая экспертиза автомобиля и мотоцикла
Выезд АвтоЭксперта по всей Москве и Московской области

КАК МЫ РАБОТАЕМ

Проведение осмотра
(возможен в день обращения)

Расчет-составлние
Заключения Эксперта: от 1 дня

Отчет с результатами
экспертизы

Нам можно доверять

ООО «РЕАЛ ЭКСПЕРТ» –
действующий член реестра
экспертов-техников
Министерства Транспорта РФ

Расчет производится посредством сертифицированного программного обеспечения, одобренного судебными экспертами – Audatex

Эксперты-техники
ООО «РЕАЛ ЭКСПЕРТ»
обладают дипломами МАМИ

ООО «РЕАЛ ЭКСПЕРТ» –
участник СРО профессиональных
оценочных компаний

Вы получаете экспертное заключение, содержащее:

  • оценку ущерба (сумма с износом и без него)
  • акт осмотра автомобиля
  • фотографии всех поврежденных элементов
  • документы, подтверждающие юридическую силу отчета (сертификаты ООО «РЕАЛ ЭКСПЕРТ»)

ГАРАНТИРОВАННЫЙ ВОЗВРАТ ОПЛАТЫ ЗА ЭКСПЕРТИЗУ В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ НАША
ОЦЕНКА НЕ ПРЕВЫШАЕТ ОЦЕНКУ СТРАХОВОЙ

Этих материалов
достаточно для подачи
обоснованной претензии в
страховую компанию, и, в случае
отказа, для подачи искового
заявления в суд

ВЗЫСКАНИЕ УЩЕРБА СО СТРАХОВОЙ

Подача искового
заявления

Суд со страховой
компанией или
виновником ДТП

Получение денег
со страховой компании
или виновника ДТП

СУДЕБНЫЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВА СО 100% ГАРАНТИЕЙ ПОБЕДЫ

  • 1. Страховая отказывается в выплате ущерба?
  • 2. Страховая выплатила слишком мало?
  • 3. Страховая затягивает сроки?
  • 4. Ваша страховка не покрывает полную сумму ущерба?
  • 5. Виновник ДТП оказался не застрахован?
  • 6. Страховая обанкротилась?
  • 1. Заставим выплатить стоимость ущерба через суд!
  • 2. Добьемся выплаты полной стоимости ущерба!
  • 3. Ускорим выплаты!
  • 4. Взыщем остаток стоимости ущерба с виновника ДТП!
  • 5. Взыщем выплату ущерба с виновника ДТП!
  • 6. Взыщем выплату ущерба с Российского Союза Автостраховщиков!

* На основании ст. 98 ГПК РФ все затраты на наши слуги будут возвращены в полном объеме вашим ответчиком
(страховой компанией, виновником аварии, РСА)

РЕАЛ ЭКСПЕРТ: независимая экспертиза
и юридическое сопровождение

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОЦЕНОЧНАЯ КОМПАНИЯ

  • право проводить экспертизу
    по ОСАГО
  • аттестация Министерством Юстиции РФ
  • член реестра экспертов-техников
  • член СРО компаний-оценщиков
  • доказательная сила заключений
    в суде любой инстанции

ВЫСШЕЕ
КАЧЕСТВО ЭКСЕРТИЗЫ

  • опыт работы в независимой
    экспертизе более 9 лет
  • сотрудничество с ведущими
    техническими
    лабораториями России
  • собственная техническая
    станция

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ
КЛИЕНТА ПОД КЛЮЧ

  • оформление пакета документов
    для подачи искового заявления
  • экспертиза скрытых
    повреждений
  • юридическое сопровождение
    в досудебных и судебных
    разбирательствах,
    вплоть до получения выплаты

Лицензии и сертификаты

  • Реал Эксперт – ваш надежный и профессиональный партнер

    • Работа в Москве и Московской области
    • Действующий член РСА
    • Команда опытных экспертов-оценщиков
      (стаж от 9 лет)
    • Дипломированные эксперты,
      аккредитованные Минюстом
    • Оперативный выезд на оценку
    • Более 250 выигранных дел
    • Выгодные условия и
      индивидуальный подход
    • Тройная система внутреннего
      контроля качества экспертизы
      ИСО:9001

    НАМ ДОВЕРЯЮТ

    Алексей Разов, Nissan Primera

    Потратил уйму времени на поиск оценщиков. Прозвонил весь топ яндекса – либо попадались откровенные .

    Сергей Дмитриев, Honda CR-V

    Очень понравилась работа экспертов! Оценили ущерб на 89452р. против 34509 рублей страховой, помогли .

    Михаил Попов, KIA Ceed

    Узнал о «Реал Эксперте» от соседа, успев уже «похоронить» свою машину – выплата страховой с трудом.

    Ольга Желтова, Mazda 3

    Моя любимая машинка, которую я так берегла и старательно уводила от всех опасностей, пострадала от не.

    преимущества работы с нами

    Результат оценки через 1 день

    Ускорим процесс получения страховой выплаты

    Оценка ущерба после ДТП с Реал Эксперт – быстро и легко! Наш эксперт-техник оперативно проведет осмотр вашего автомобиля, и уже на следующий вы сможете забрать готовый отчет из нашего офиса или у нашего курьера

    Экспертиза скрытых повреждений

    Полная экспертиза за 1 раз

    Наш эксперт-оценщик проведет полный осмотр вашего автомобиля, включая возможные скрытые повреждения. Вы получите
    действительно полный отчет

    Экспертиза не выходя из дома

    Экономьте свое время

    Нет возможности отпроситься с работы? Автомобиль не на ходу после ДТП? Наши эксперты-техники и юристы приедут к вам сами для проведения осмотра и заключения договора на юридическое сопровождение, а курьер привезет готовый отчет и полный пакет документов для подачи заявления в суд

    Подготовка пакета документов для суда

    Не углубляйтесь в юридические тонкости

    По вашему запросу мы составим досудебную претензию ответчику, отправим телеграммы заинтересованным лицам и сформируем полный пакет документов, с которым вы можете обращаться в суд

    Судебное разбирательство «под ключ»

    Выиграйте суд, не участвуя в заседаниях

    Ваша задача – получить с ответчика полную стоимость ущерба. Наша задача – отстоять ваши интересы и добиться этой выплаты. Опытные юристы посетят все слушания за вас и добьются полной компенсации ущерба и издержек на оплату наших услуг

    Контакты центрнального офиса в Москве

    ЦАО
    м. Цветной бульвар

    Всего 200 метров от метро

    • Пн-Пт с 9:00 до 19:00
    • Тел: +7 (495) 369-68-54
    • E-mail: info@rlexpert.ru
    • 127055, г. Москва,
      Садовая-Сухаревская улица, 2/34
      стр. 1, офис №411

    Наши Эксперты выезжают по всем раойнам Москвы и области

    ООО «РЕАЛ ЭКСПЕРТ» ОГРН 1137746807571, ИНН 7734707734

    Копирование материалов с сайта только с указанием ссылки на источник. Все права защищены

    • Независимая экспертиза после ДТП – СЗАО
    • Независимая экспертиза после ДТП – САО
    • Независимая экспертиза после ДТП – ЦАО
    • Независимая экспертиза после ДТП – ЮАО
      Условия обработки персональных данныхПользовательское соглашение
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector