Решение споров по ДТП
Dent-repair.ru

Автомобильный портал

Решение споров по ДТП

Некоторые особенности рассмотрения споров, связанных с договорами ОСАГО

Введение обязательной процедуры досудебного урегулирования споров, связанных с договорами ОСАГО (п. 1 ст. 16.1 Федерального закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”; далее – закон об ОСАГО), а также утверждение Единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства являются мерами, направленными на сокращение количества судебных споров о суммах страховых выплат пострадавшим в ДТП. Тем не менее соответствующие иски по-прежнему составляют значительную часть поступающих в суды обращений, связанных с ОСАГО, – такой вывод следует из посвященного данной категории дел Обзора, утвержденного Президиумом ВС РФ 22 июня 2016 года (далее – Обзор). Большая часть пунктов Обзора иллюстрирует, как применяются судами на практике положения закона об ОСАГО и разъяснения, закрепленные в Постановлении Пленума ВС РФ от 29 января 2015 г. № 2 (далее – Постановление № 2). Однако содержит он и ряд дополнительных разъяснений Суда.

Процессуальные вопросы

ВС РФ отметил, в частности, что при прямом возмещении убытков, причиненных в результате ДТП, процедура досудебного урегулировании споров обязательна не только для потерпевших, но и для страховых компаний (п. 3 Обзора). Так, из-за ее несоблюдения был оставлен без рассмотрения иск страховщика потерпевшего, выплатившего ему страховое возмещение в порядке прямого возмещения убытков, к страховой компании, являющейся страховщиком причинителя вреда. Изначально истец направил заявление о возмещении соответствующего ущерба ответчику, и тот частично выплатил страховое возмещение. Однако после этого, не предъявив ответчику претензий по поводу размера возмещения, истец обратился в суд. Суд постановил, что в данном случае не соблюден досудебный порядок рассмотрения спора, являющийся обязательным по закону, и поэтому иск не может быть рассмотрен (по материалам судебной практики Арбитражного суда Свердловской области).

В случае, когда в результате ДТП вред причинен только двум столкнувшимся транспортным средствам, гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с законом об ОСАГО, требование о возмещении вреда, причиненного его имуществу, потерпевший предъявляет своему страховщику, то есть той страховой компании, в которой он оформлял договор ОСАГО, а не страховщику причинителя вреда (п. 1 ст. 14.1 закона об ОСАГО). Это и называется прямым возмещением убытков.

Также Суд подчеркнул, что факт привлечения или непривлечения страховщика причинителя вреда к участию в деле по иску потерпевшего к своей страховой организации о выплате страхового возмещения в порядке прямого возмещения убытков не влияет на рассмотрение этого дела (п. 5 Обзора). В ходе одного из таких судебных процессов суд отклонил ходатайство страховщика потерпевшего, являющегося ответчиком по соответствующему делу, о привлечении к участию в нем в качестве третьего лица без самостоятельных требований страховой компании, застраховавшей ответственность причинителя вреда. По мнению ответчика, от результатов рассмотрения дела будет зависеть объем обязательств перед ним страховщика причинителя вреда, и поэтому его участие в судебном разбирательстве обязательно. Непривлечение же указанной страховой организации к участию в деле в последующем может стать причиной отмены вынесенного решения судами вышестоящих инстанций, уверен ответчик.

Как реализовать право на получение страховой выплаты в рамках ОСАГО, узнайте из Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступ

Однако и суд первой инстанции, и апелляционный суд подчеркнули, что обязанность страховщика причинителя вреда по выплате возмещения страховой компании потерпевшего реализуется на основании и в порядке, установленном отдельным соглашением о прямом возмещении убытков между страховыми организациями. Поэтому решение по делу о споре между потерпевшим и его страховой компанией непосредственно не влияет на права и обязанности страховщика причинителя вреда по отношению к стороне судебного процесса, а значит его непривлечение в качестве третьего лица без самостоятельных требований не является безусловным основанием для отмены решения суда по правилам ч. 3-4 ст. 270 АПК РФ. ВС РФ считает такую позицию судов правильной.

Лица, обладающие правом на получение страховой выплаты

Как уже отмечал ВС РФ, получить страховую выплату в части возмещения вреда, причиненного имуществу в результате ДТП, может только лицо, владеющее этим имуществом на праве собственности или ином вещном праве (п. 18 Постановления № 2). Ни договор аренды имущества, ни закрепление в доверенности соответствующего полномочия, например на право оформления страховых документов и получения сумм страхового возмещения, не наделяют лицо правом на страховую выплату (п. 9 Обзора).

При этом лицо, которое приобрело автомобиль в собственность либо получило его на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, не вправе обращаться за выплатой страховой суммы к страховщику предыдущего владельца ни при каких условиях – законом прямо установлено, что новый владелец обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации ТС, но не позднее чем через 10 дней после возникновения права владения им (п. 2 ст. 4 закона об ОСАГО). На этом основании гражданину П., который 26 января 2015 года купил автомобиль, а спустя два дня после этого (29 января) попал в ДТП, было правомерно отказано в удовлетворении заявления о страховой выплате в порядке прямого возмещения убытков, которую, по его мнению, должен был осуществить страховщик предыдущего владельца ТС, поскольку ответственность последнего была застрахована на срок до 11 марта 2015 года в отношении неограниченного количества лиц, допущенных к управлению данным автомобилем (п. 6 Обзора).

Расходы потерпевшего, возмещаемые страховщиком

Согласно разъяснениям Суда потерпевшему в пределах страховой суммы возмещаются восстановительные и иные расходы, понесенные им в связи с наступлением страхового случая и необходимые для получения страхового возмещения (п. 28 Постановления № 2). ВС РФ уточнил, что имеются в виду не только расходы на эвакуацию машины с места происшествия, доставку пострадавшего в больницу, восстановление дорожного знака и подобные им, но и средства, потраченные непосредственно на составление претензии и направление ее в страховую компанию: на оплату услуг представителя, нотариальное заверение копий документов, почтовые расходы и др. (п. 10 Обзора).

Кроме того, ВС РФ подчеркнул, что при несвоевременной выплате страхового возмещения неустойка начисляется не только на стоимость восстановительного ремонта, но и на указанные выше расходы (п. 25 Обзора).

Потерпевшему возмещаются также расходы на проведение независимой экспертизы поврежденного автомобиля, на основании результатов которой определяется размер страховой выплаты, в случае неисполнения страховщиком обязанности по ее проведению (п. 10-12 ст. 12 закона об ОСАГО). Однако поскольку по закону эти расходы должен нести страховщик при осуществлении своей обычной хозяйственной деятельности, они не включаются в состав страховой выплаты и не ограничиваются ее лимитом, указал Суд (п. 23 Обзора).

Прямое возмещение убытков

В случае прямого возмещения убытков размер страховой суммы, в пределах которой должен быть возмещен причиненный потерпевшему вред, определяется условиями договора ОСАГО виновного в ДТП лица, отметил ВС РФ (п. 15 Обзора). Суд считает правильной позицию суда кассационной инстанции, отменившего решения нижестоящих судов, которые отказали потерпевшему в выплате заявленной им суммы страхового возмещения, поскольку она превышала 120 тыс. руб. – такой лимит предусмотрен для договоров ОСАГО, заключенных до 1 октября 2014 года (п. 31 Постановления № 2). Суд кассационной инстанции напомнил, что при прямом возмещении убытков страховщик потерпевшего действует от имени страховщика лица, причинившего вред (п. 4 ст. 14.1 закона об ОСАГО). Поскольку договор ОСАГО между последними был заключен 25 ноября 2014 года, страховая сумма по нему составляет 400 тыс. руб. (подп. “б” ст. 7 закона об ОСАГО), и именно в этих пределах должен быть рассчитан размер страховой выплаты истцу, заключил суд и направил дело на новое рассмотрение.

Претензия к страховой компании о выплате страхового возмещения по ОСАГО в части недополученной суммы

Исковое заявление о взыскании недополученной суммы страховой выплаты

Еще одно уточнение касается порядка возмещении убытков потерпевшему в случае, когда в отношении страховой организации, застраховавшей его гражданскую ответственность, ведутся процедуры банкротства или у данной организации отозвана лицензия на осуществление страховой деятельности. По закону в такой ситуации потерпевший предъявляет требование о страховой выплате страховщику причинителя вреда (п. 9 ст. 14.1 закона об ОСАГО). Если же банкротство страховщика потерпевшего или отзыв у него лицензии произошли уже после осуществления им страховой выплаты – добровольно или по судебному решению, а потерпевший не согласен с ее размером, по истечении шестимесячного срока он сможет обратиться за компенсационной выплатой только в профессиональное объединение страховщиков – Российский Союз Автостраховщиков (п. 15 Обзора).

Как отмечают эксперты в области автострахования, многие положения Обзора будут полезны для организаций, защищающих права страхователей, – например, о возмещении восстановительных расходов и начислении неустойки в случае просрочки этого возмещения. Однако, по мнению представителей таких организаций, одно из данных ВС РФ разъяснений может увеличить количество споров между участниками рынка.

Александр Коваль, глава Экспертного совета по страховому законодательству Госдумы, президент АНО “За справедливые выплаты”:

“Разъяснение ВС РФ о том, что размер страхового возмещения по договору ОСАГО в отношении поврежденного транспортного средства, на которое распространяется гарантия производителя, определяется только в соответствии с Единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт (п. 20 Обзора) означает, что владельцу такого автомобиля при его ремонте у официального дилера придется доплачивать самому, а при ремонте в другом автосервисе, предложенной страховщиком, он лишится гарантии. С нашей точки зрения, это явное ущемление прав страхователей! Следует также принять во внимание и тот факт, что названная выше Единая методика разработана и обновляется самими страховщиками, причем без согласования с общественными организациями страхователей. С учетом того, что техники-эксперты, осуществляющие независимую техническую экспертизу автомобилей, аккредитуются в РСА, можно уверенно говорить о том, что здесь имеет место конфликт интересов. Очевидно, что данная ситуация требует законодательного разрешения”.

Решение споров при ДТП

У каждого ДТП, независимо от сложности, есть последствия, которые могут привести к спорам и разногласиям касательно причиненного ущерба. Споры об убытках, полученных в результате аварии, решаются в суде. В конечном итоге осуществляется возмещение причиненного ущерба, нанесенного потерпевшей стороне и его собственности. Обычно сумма ущерба устанавливается на основе собранных потерпевшим доказательств. Если обе стороны находят общий язык, конфликт решается при помощи взаимных договоренностей. В таком случае ответчик обязуется выплатить всю компенсацию в обговоренный срок. Сумма заранее обговаривается, таким образом, чтобы она удовлетворяла, как потерпевшего, так и виновника дорожно-транспортного происшествия. Обе стороны заключают письменное соглашение, подкрепленное нотариальной распиской потерпевшего об отсутствии претензий к ответчику.

Не соглашение сторон

Если обе стороны не могут достичь соглашения, решение споров при ДТП осуществляется в суде. Пострадавший подает иск с требованием взыскать с виновника причиненный ущерб и прибегает к услугам профессионального юриста. Адвокат составляет исковое заявление, собирает все необходимые документы, говорящие о виновности ответчика. При составлении иска должна быть указана точная сумма за возмещение ущерба. У этой суммы нет пределов, но она может быть удовлетворена в полном объеме, частично или вообще не удовлетворена, все зависит от того, удастся ли доказать вину ответчика. Чтобы выиграть судебное заседание и получить компенсацию в полном размере, истцу нужно предоставить в суде документы, подтверждающие виновность ответчика в причинении ущерба. В список этих документов входят справки врачей, чеки от покупки лекарств, рецепты и прочие документы, подтверждающие расходы на исправление последствий после ДТП.

Читать еще:  Восстановление подушек безопасности после ДТП

Суд детально изучит все предоставленные доказательства, проверит их подлинность, в результате чего вынесет решение об объеме удовлетворения иска. Если принимается решение в пользу пострадавшего, сумма частично возмещается страховой компанией, остальную часть должен выплатить ответчик. Если он отказывается от добровольной выплаты, его имущество описывается и продается, чтобы вернуть вам размер компенсации.

Решение споров при ДТП со страховыми компаниями

Многие автолюбители, попавшие в ДТП, жалуются на то, что страховые компании не выполняют все свои обязательства, отказываясь выплачивать нанесенный ущерб, или пытаются сократить эту сумму.

Страховые компании специально сокращают выплаты, полагаясь на то, что потерпевший не будет подавать иск в суд. Случается такое даже в самых известных компаниях. Пользуясь безграмотностью пострадавшего, они находят разные причины отказа, к примеру, пропуск сроков или неправильно заполненные документы.

Если страховщик снижает сумму или вообще не собирается вам ничего выплачивать, стоит незамедлительно обратиться к помощи юристов. На самой первой консультации можно внести ясность в сложившуюся ситуацию и правильно составить претензию.

Оценка реальной стоимости нанесенного ущерба проводится с помощью независимой экспертизы.

Возможно, вы сами захотите решить споры со страховщиком, будьте внимательны, так как обычное знание законов вам не поможет. Знания нужно еще и уметь применять на практике, полагаясь на судебную практику. Профессиональный юрист сможет ответить, стоит ли вступать в тот или иной спор, и насколько это дело выигрышное.

Грамотное решение споров при ДТП может осуществить только опытный юрист.

Стоит помнить, что дела по ДТП отличаются своей сложностью, суд может отказать даже из-за неточностей в оформлении документов. Опытный юрист знает все нюансы, что позволит ему добиться самого объективного рассмотрения иска. К тому же, он сможет заняться поиском свидетелей или организацией дополнительных экспертиз.

Полезные рекомендации

Для предотвращения споров со страховыми компаниями юристы рекомендуют:

  • не менять расположение автотранспорта после ДТП;
  • вызвать работников ГИБДД;
  • при наличии пострадавших вызвать скорую помощь;
  • включить аварийную сигнализацию и расставить знаки аварийной остановки;
  • заполнить бланк «Извещение о ДТП»;
  • проследить за правильным составлением сотрудниками ГИБДД протокола;
  • если есть свидетели, переписать их ФИО и контактные данные;
  • проверить, чтобы в документе были указаны все повреждения автомобиля;
  • не нужно расписываться в пустых листах;
  • сделать снимки с места происшествия;
  • сохранить запись с видеорегистратора;
  • позвонить в страховую компанию и сообщить о ДТП.

К сожалению, не все автолюбители в стрессовой ситуации смогут справиться со всеми этими процедурами. Только опытный юрист сможет решить все споры в вашу пользу.

Судебная практика по ДТП — как происходят суды и варианты развития событий

Спросить юриста быстрее, чем читать!

Задайте вопрос прямо сейчас и получите бесплатную консультацию. Ответим в течение 5 минут и решим даже самую сложную ситуацию.

Приобретение автомобиля сегодня дело вполне обыденное. Однако своему обладателю машина не только приносит удовольствие, но и заставляет порой раскошелиться. Особенно обидно, когда это происходит из-за дорожной аварии. В России число происшествий на дороге достаточно велико. В 2018 году было зафиксировано около 168 тысяч таких инцидентов, в них погибло 18 тысяч человек, 215 тысяч получили травмы. Практика показывает, что часто участникам ДТП приходится обращаться за защитой своих прав в суд. Причины таких обращений разнообразны: от оспаривания вины в аварии до взыскания денег на возмещение вреда имуществу, здоровью и жизни. О самых распространенных причинах таких судебных споров и о том, как отстоять свои интересы, и пойдет речь в нашей статье.

Примеры из судебной практики

Попасть в дорожную аварию, нанести вред своему и чужому авто, а то и здоровью и жизни — это только начало. «Бывалые» водители знают, что далее могут последовать еще и судебные тяжбы. Конечно, происшествия бывают разнообразными, а фантазия юристов неистощима, но в целом суды по ДТП можно разделить на такие группы:

  • административные (оспаривание своей вины в аварии, несогласие с выводами инспекторов о нетрезвом состоянии водителя и т. п.);
  • гражданские иски о взыскании денежных сумм за причиненный ущерб имуществу, за нанесенный здоровью людей вред;
  • уголовные суды. До них дело доходит в самых тяжелых случаях, когда в ДТП погибли люди или очень сильно пострадали.

Большую практическую пользу попавшему в такую беду человеку принесут уже состоявшиеся судебные акты по схожим случаям. Рассмотрим наиболее интересные судебные дела по ДТП.

Бесконтактная авария

Они действительно встречаются. Рассмотрим пример: водитель Б., выезжая со второстепенной дороги, не предоставил преимущество водителю С., который ехал по дороге главной. Результат — автомобиль С. съехал в кювет и опрокинулся. Между тем прямого столкновения между ними не было. Тем не менее нарушитель Б. был признан виновником этой аварии. Последний решил оспорить решение суда и проиграл.

Вывод: бесконтактная авария не лишает пострадавшего права на компенсацию ущерба. Если же виновник ДТП вообще нигде не застрахован, требовать денег придется непосредственно с него.

ДТП по вине дорожных служб

Ежегодно регистрируются ДТП, виновником которых стала недобросовестность дорожных служб (например, на дороге образовалась глубокая яма, не укладывающаяся в нормативы). Как быть в таком случае?

В первую очередь следует задокументировать факт такой аварии. Для этой цели нужно вызвать инспектора ГИБДД, который составит акт о дефектах в состоянии дороги. Но сначала он проверит, не нарушил ли сам водитель правила движения. Если окажется именно так, то ремонт авто владельцу придется оплачивать самостоятельно.

Так, однажды Ш. обратилась в ООО «…» с денежным требованием за повреждение её авто на необработанной от гололеда дороге. Суд ей отказал с такой мотивировкой: Ш. выбрала неподходящую скорость для движения по заснеженной и скользкой дороге, в результате чего и случилась авария. Вот так дорожные службы избежали ответственности.

ДТП со смертельным исходом

Смертельный исход — самое страшное последствие ДТП, виновника может ожидать уголовная ответственность после аварии. Но в каждом конкретном случае все зависит от обстоятельств происшествия.

Так, водитель Ю. ночью насмерть сбил пешехода Б. Однако, уголовное дело не возбуждалось, поскольку пешеход был пьян, а дорогу решил перейти вне пешеходного перехода. Водитель просто не мог избежать наезда, но при этом двигался без нарушения правил. Гражданский суд впоследствии взыскал с Ю. денежные средства в качестве компенсации за моральные страдания, которые испытали родственники погибшего.

Обоюдная вина

Еще один интересный случай: оба участника ДТП оказались нарушителями и одновременно спровоцировали аварию.

Как правило, судебная практика по ДТП, в котором виноваты все его участники, складывается из требований определить степень вины каждого из виновников. От этого зависит напрямую размер денежного возмещения, которое каждый из водителей получит от страховых компаний.

К. подал исковое заявление к Г. и страховой компании «..», попросив суд установить вину свою и Г. и взыскать соответствующую сумму в качестве ущерба. Разобравшись в обстоятельствах, судья решил, что вина каждого составляет 50%, поэтому обязал страховую выплатить К. ровно половину от стоимости ремонта.

Возмещение вреда здоровью

Если в ДТП пострадали люди, которые были травмированы, они имеют право потребовать с виновника деньги, потраченные на лечение или восстановление, а также за причиненные страдания. Возмещение назначается по фактическим затратам, а моральную компенсацию сложно подсчитать, её размер определяется по усмотрению судьи.

Неумышленное ДТП

Под фразой «Неумышленное ДТП» скрывается неумышленное оставление места аварии автовладельцем, наказание за которое предусмотрено ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ либо, при наличии признаков уголовно наказуемого деяния — ст. 264 УК.

Любому водителю полезно знать: даже если в ДТП нет других участников, это не повод отправиться домой, нужно обязательно вызвать инспектора ГИБДД для оформления аварии.

Иначе, как некому Е., который опрокинул на дороге автомобиль своей фирмы, придется лишиться прав на год. Суд подтвердил, что такое наказание вполне законно и отменять его не стал.

Авария на ЖД переезде

Как правило, последствия подобных ДТП весьма серьёзны, что показывает судебная практика по таким происшествиям. Ф. на переезде допустил столкновение с локомотивом, все участники остались живы. Мало того, Ф. еще и попытался потребовать с РЖД и машинистов деньги на ремонт своего разбитого автомобиля. Но в иске ему отказали, так как он сам был виновен, хотя и пытался переложить вину на машинистов.

Как проходят суды по ДТП

Любого человека интересует, как проходят судебные разбирательства по делам, связанным с ДТП. Выше уже отмечалось, что тут возможны три варианта развития событий.

  1. Если речь идет об оспаривании протокола о дорожном происшествии, тяжба относится к административному судопроизводству. Рассматривая такие дела, судья выясняет обстоятельства аварии: как все произошло, кто и где в этот момент находился и т. д. Именно на основе всех установленных в заседании фактов и принимается решение о том, прав был инспектор или нет, действительно ли виновен определённый виновным водитель. Шансы восстановить справедливость, если инспектор незаконно применил к невиновному водителю наказание, конечно, есть. Но не стоит забывать, что, например, в отношении пьяных водителей суды придерживаются очень жесткой позиции. Процент успешно оспоренных протоколов по такой статье КоАП РФ ничтожно мал.
  2. Все ходатайства о денежных возмещениях рассматривают гражданские суды. Их еще называют судами общей юрисдикции. Чаще всего это иски водителей к своим страховым компаниям, которые экономят и платят недостаточную для ремонта автомобиля сумму. Какие здесь есть особенности? Поскольку требования денежные, их размер придется обосновать, причем документально. Для получения страховой выплаты требуется заключение оценщика по затратам на ремонт или чек из автосервиса. Требуете с виновника деньги на лечение — предоставьте копии медицинских бумаг. Есть только одно исключение — моральный вред, в этом случае его оценивает суд.
  3. Рассмотрение уголовных дел существенно отличается, поскольку решается судьба человека, совершившего ДТП с тяжкими последствиями. Само уголовное разбирательство в силу закона длится дольше, суд скрупулезно выясняет все обстоятельства инцидента, допрашивает и участников, и свидетелей. Большую роль играют вопросы толкования закона применительно к конкретной ситуации. Поэтому основной совет на такие случаи — не стоит отказываться от профессиональной помощи адвоката.

Любой из этих судебных процессов по ДТП складывается из следующих этапов:

  • подача заявления (иска, жалобы), в уголовных делах — передача обвинительного заключения с делом в суд ;
  • непосредственно судебное разбирательство: установление фактов, допросы, экспертизы;
  • судебный акт (постановление, решение или приговор).

Независимо от сути дела по ДТП судом всегда разбираются фактические обстоятельства аварии. Именно они определяют дальнейшую судьбу требований сторон.

Как доказать свою невиновность

Пожалуй, самый актуальный вопрос — как доказать свою невиновность. Чаще всего водителей интересует, что делать если не согласен с протоколом ГИБДД при ДТП. К примеру, несправедливо назначили виновником аварии. Порядок действий должен быть таким:

  1. Уже на этапе составления протокола нужно письменно сообщить о своем несогласии с выводами инспектора ГИБДД. Обычно возражения пишут на самом протоколе. Желательно свои доводы изложить четко, по существу, без «воды». Это поможет в дальнейшем.
  2. Придется отправиться в отдел ГИБДД на рассмотрение своего административного дела и там также заявить, с чем не согласны и по какой причине. Все эти объяснения обязательно фиксируются в материалах дела.
  3. Если все-таки постановление вынесено в соответствии с первоначальным решением инспектора ГИБДД, остается одно — оспаривание вины в ДТП в суде. Здесь нельзя пропустить срок на такое обжалование — 10 суток с того дня, когда сам текст судебного постановления был получен на руки. Отдать свою жалобу можно или инспектору, который принял оспариваемое решение, или (куда чаще) сразу в мировой суд. Госпошлину здесь платить не нужно. В тексте важно выделить все основные доводы в свою пользу, желательно со ссылками на законы.
  4. Если в суде тоже не получилось отменить постановление инспектора, есть еще апелляция в лице суда районного. Образец апелляционной жалобы по ДТП можно взять на сайте местного суда, также типовые документы обычно есть в самом помещении суда на информационном стенде. Наконец, можно просто обратиться к юристам.
  5. Закон предусматривает многоступенчатую систему проверки принятых судьями решений. Поэтому при отрицательном результате рассмотрения апелляции можно подать жалобу еще и в областной (краевой и т.п.) суд и как в последнюю инстанцию — в Верховный суд.
Читать еще:  Расписка при ДТП претензий не имею образец

Конечно, в рамках одной статьи уместить всю полезную информацию по судебным делам об авариях на дороге невозможно. Каждый такой случай по-своему уникален и требует внимательного подхода и от инспекторов ГИБДД, и в особенности от суда. Главное — это не бояться защищать себя и сразу после происшествия, и впоследствии во всех судебных инстанциях.

Что делать и как доказать свою правоту при спорах по ДТП в 2020 году

+7 (499) 5770482 (Москва, Московская область)

+7 (812) 4673978 (Санкт-Петербург, Ленинградская область)

Бесплатная консультация с юристом!

Довольно редкими можно назвать случаи, когда после аварии водители приходят к общему знаменателю и расстаются в полной уверенности, что оба соблюли свои интересы. Более типичными можно назвать ситуации, когда одна или обе стороны не согласны с выводами ГИБДД в вопросе виновности или невиновности участников происшествия. На почве этого как раз и возникают споры по ДТП, решить которые не всегда удается путем взаимных договоренностей.

Водитель не согласен с заключением инспектора

Следует признать, что крайне малое число российских водителей готово признать себя виновной стороной дорожного инцидента. Но, как бы ни складывались обстоятельства, существует некий порядок, которого необходимо придерживаться, если неприятность на дороге все же случилась.

Регламент гласит, что если водителям не удается договориться или авария повлекла за собой жертвы, непременно следует дождаться приезда сотрудника дорожной полиции.

В обязанность последнему вменяется осмотреть место событий и составить протокол: на основании документа будет сделано заключение о степени виновности обеих сторон и наказании, которому каждая из них будет подвергнута.

Бесплатная консультация с юристом!

+7 (499) 5770482 (Москва, Московская область)

+7 (812) 4673978 (Санкт-Петербург, Ленинградская область)

Если водитель нарушил ПДД, но не виноват в аварии, необходимо внимательно проследить за ходом составления протокола, который будет подписан обеими сторонами. Обратите внимание, что поставив свой автограф подо всем, в нем изложенным, вы подтверждаете достоверность описанных фактов и хода развития событий. Доказать обратное впоследствии будет невозможно. По этой причине нужно обратить внимание на такие тонкости:

  • проследите, чтобы в тексте протокола формулировка «виновный» была заменена словом «водитель»;
  • в поле «Объяснение» непременно изложите, с чем именно вы не согласны;
  • особое внимание уделите полю «С протоколом ознакомлен». Здесь важно указать, ознакомил ли сотрудник полиции вас с вашими правами;
  • убедитесь, что в документе не осталось незаполненных строчек;
  • обязательно впишите в протокол очевидцев случившегося. В противном случае, если дело дойдет до суда, их будет сложно привлечь к даче показаний;
  • не забудьте взять себе копию составленной бумаги.

А что делать, если обвиняют в ДТП, которого не совершал? Собственно порядок действий будет выглядеть идентично – получаете от инспектора все необходимые документы и подаете жалобу в вышестоящую инстанцию, например в Главное управление МВД в вашем регионе.

На совершение этого действия отводится 10 дней. Составляется прошение в свободной форме. Главное, изложить все доводы вашей невиновности и указать личные данные инспектора, который необоснованно сделал вас виновником аварии. Вам понадобятся его ФИО, нагрудный номер, а также серия и номер его удостоверения.

Если решение, принятое руководством ведомства, вас снова-таки не удовлетворит, тогда можно обратиться в суд.

Устанавливаем степень вины

Споры при ДТП чаще всего связаны с определением виновной стороны происшествия. И здесь важно знать, что в нашем государстве в этом отношении действует презумпция невиновности, то есть сам гражданин не обязан доказывать свою невиновность. Такая прерогатива принадлежит уполномоченным службам, которые должны найти доказательства его вины.

Но бывает и так, что в произошедшем виноваты оба водителя. В таком случае становится актуальным вопрос, на кого из них возложена большая ответственность. Решить данную дилемму не всегда удается на месте событий. Тогда единственным выходом становится судебное разбирательство. Часто бывает и так, что виновниками являются оба участника ДТП, но степень вины определяется, к примеру, 30 и 70%.

Теперь же разберем в деталях, как происходит установление степени вины участников ДТП.

На месте аварии

Защита своей правоты должна осуществляться исключительно при наличии фактических материалов по данному делу. Важно помнить, что обвинить в произошедшем одну из сторон при отсутствии доказательств будет невозможно.

Неплохо было бы заручиться поддержкой адвоката, который, прибыв на место событий, соберет доказательства, что его подопечный принял все необходимые меры, чтобы избежать аварийной ситуации. Ведь, как известно, виновным в происшествии могут признать не только за действие, но и за бездействие.

Итак, как доказать свою невиновность в ДТП:

  1. Используйте материал, заснятый на видеорегистратор.
  2. Уточните, не было ли камер на месте происшествия, которые также могли бы зафиксировать ход развития событий.
  3. Поищите очевидцев.
  4. Принимайте активное участие в восстановлении картины аварии.

Очень часто последний процесс осуществляется не слишком тщательно, особенно если авария случилась в оживленном месте и столкнувшиеся автомобили препятствуют потоку других транспортных средств. В такой суете зачастую протокол заполняется неправильно, а об очевидцах даже никто и не вспоминает. Оспаривание вины при ДТП с такими бумагами в будущем непременно столкнется с некоторыми сложностями.

В целом ситуация в ходе расследования может развиваться в нескольких направлениях:

  • оба участника признают свою виновность;
  • оба участника признают вину, но не могут достичь консенсуса относительно ее степени;
  • ни одна из сторон не признает своей вины;
  • определить виновного на месте событий не удается.

Если потерпевший признает свою вину в ДТП, тогда составляются все необходимые документы, подписывается протокол, а все разногласия относительно степени виновности будут решаться в судебном порядке.

Но что делать, если виновник ДТП не признает свою вину? В этом случае придется собрать дополнительную доказательную базу его участия в аварии. Обычно для этого назначается дополнительная автотехническая или трасологическая экспертиза. При необходимости можно получить экспертную оценку от служащих дорожно-эксплуатационной службы на предмет того, могли ли погода или дорожные условия повлиять на возникновение аварийной ситуации. Заключения этих специалистов также передаются в суд.

В судебном порядке

Определение степени вины при ДТП в суде проходит по инициативе участника аварии, который не согласен с постановлением службы дорожной полиции. При этом суд может как отменить действие постановления, так и признать обоих участников виновными. Не стоит забывать, что в ходе рассмотрения дела будут изучаться:

  • действия обоих водителей;
  • состояние покрытия дороги;
  • наличие и видимость дорожных знаков;
  • состояние автомобилей.

Установление вины в судебном порядке предполагает несколько этапов:

  1. Изучение материалов дела.
  2. Выявление несоответствий действующему законодательству.
  3. Изучение результатов экспертиз. Не стоит забывать, что существует ряд случаев, когда проведение данных исследований является обязательным.

Документы

Для подачи искового заявления понадобится подготовить такие бумаги:

Очевидцы

Вопросом поиска свидетелей необходимо озаботиться, еще пребывая на месте происшествия. Не все знают, что в этой роли могут выступать не только сторонние наблюдатели, но и пассажиры, которые находились в пострадавших автомобилях в момент аварии.

Чтобы привлечь очевидцев к даче показаний в судебном расследовании, для начала необходимо их слова зафиксировать в протоколе вместе с контактами, по которым с ними можно связаться. Вызов свидетелей в суд может стать решающим фактором в успехе всего мероприятия.

Несколько рекомендаций

Разобравшись с вопросом, как оспорить вину в ДТП, следует принять во внимание несколько рекомендаций, которые помогут повысить шансы на успех:

  • место инцидента должно быть осмотрено и описано тщательно, с учетом даже самых мелких деталей;
  • очень важно проанализировать все факторы, которые могли повлиять на принятое водителем решение повести себя на дороге определенным образом;
  • чем больше очевидцев событий вы найдете, тем проще будет восстановить картину случившегося;
  • не поскупитесь на приобретение видеорегистратора;
  • если вы не слишком подкованы юридически, поменьше говорите во время расследования. А еще лучше – заручитесь поддержкой автоюриста, который сможет вести все дела вместо вас.

И не пытайтесь огульно все отрицать. Лучше потратьте время на сбор необходимой информации и доказательства своей невиновности.

Как возместить расходы юристу при спорах по ДТП: Видео

При ДТП что делать

При ДТП что делать?

  • Вызывать сотрудников ГИБДД;
  • Сообщить о случившемся сотруднику страховой компании;
  • Вызвать квалифицированного страхового адвоката.

Водителям, которые не знают на собственном опыте, что такое дорожно-транспортное происшествие, можно только позавидовать.

К сожалению, сейчас таких автолюбителей осталось единицы, ведь большая часть уже испытывала неподдельный страх во время аварии, и смешанные чувства после нее, в момент получения страховой выплаты. Юридическая практика показывает, что даже тот водитель, который всегда аккуратен и внимателен на дороге, может попасть в аварию. Почему, спросите Вы? Помимо опытных и уверенных в себе водителей, в последнее время, к сожалению, участниками дорожного движения становятся лица, не знающие правил движения, да и совсем не умеющих управлять авто должным образом, из-за которых и случаются аварийные ситуации. Ситуация после аварии, когда невиновный водитель, действительно не виноват, а виновный всячески отрицает свою причастность к ДТП распространена в настоящее время и очень актуальна. Это ведет к тому, что между участниками возникают споры при ДТП , решить которые не всегда удается самостоятельно.

Разногласия участников при ДТП, что делать?

Дорожно-транспортное происшествие – это событие, которое способствует возникновению стрессовых и шоковых ситуаций. Действительно, после аварии водители эмоционально возбуждены и начинают выяснять кто прав, кто виноват на эмоциях и повышенных тонах. В такой атмосфере вряд ли удастся договориться и прийти к консенсусу. На смену эмоциям после оформления ДТП приходят переживания по поводу возмещения материального вреда, полученного в ходе происшествия. Это вполне объяснимо, ведь стоимость ремонта по восстановлению автомобиля может быть достаточно высока и платить придется виновнику или его страховой компании. Не всегда процедура возмещения вреда в страховой компании проходит гладко, ведь будучи коммерческой организацией, страховщик старается заплатить как можно меньше, а если получится, то вовсе не платить.

Читать еще:  Как повышается КБМ после ДТП?

В случае возникновения аварийной ситуации целесообразно и разумно прибегнуть к помощи автоюриста по страховым спорам и спорам ДТП. Он не только проконтролирует процедуру оформления ДТП, но и поможет справиться со всеми после аварийными страхами, поддержит морально и даст ряд рекомендаций относительно правильного поведения на месте события. Чтобы ДТП не застало Вас врасплох, следует заранее сохранить наши контакты в своем телефоне или записной книжке. При наступлении ДТП Вам просто нужно будет позвонить нам и автоюристы «Юридической помощи» в считанные минуты приедут к Вам на помощь.

Бесплатная юридическая помощь при авариях.

На основании изучения сложившейся юридической практики, напрашивается вывод о том, что роль автоюриста при ДТП достаточно велика и его необходимо привлекать к участию в разбирательстве ДТП с самого начала, не усложняя ситуацию. Работа юриста на месте аварии заключается в осуществлении контроля за формированием сотрудниками дорожной полиции дела о ДТП, а именно при составлении протокола об административном правонарушении, схемы ДТП, при опросе имеющихся свидетелей аварии и спорах с ее участниками.

Своевременно начатая работа автоюриста с материалами дела об аварийном происшествии способствует возможному урегулированию конфликта в досудебном порядке в максимально сжатые сроки. С нашими специалистами полученная юридическая помощь обойдется Вам абсолютно бесплатно, ведь при решении Вашего вопроса в суде, мы взыщем оплату наших услуг с оппонента спора, то есть страховщика. Оказывая юридическое сопровождение клиенту, мы гарантируем законность действий всех должностных лиц, так или иначе принявших в этом участие, а наша независимая экспертиза поможет развеять все споры вокруг размера компенсации от страховой компании.

Безусловно, автолюбитель вполне может держать под контролем ситуацию на дороге, но до того момента, пока он находится за рулем своего авто. Когда происходит ДТП лучше переложить эту функцию (контроль за ситуацией) на компетентное в этом лицо, в данном случае, таковым является автоюрист. Юрист по ДТП готов осуществить защиту своего клиента в любой инстанции, а его консультации помогут выяснить все имеющиеся вопросы.

Определяющую роль во всей процедуре возмещения вреда играет правильное и безошибочное оформление документации после аварии. Если должностными лицами были допущены какие-либо ошибки, или инспектор указал не все повреждения, исправить ситуацию и доказать обратное, крайне затруднительно.

Консультации юриста по автомобильным спорам и ДТП.

Общеизвестно, что при обращении в страховую компанию за возмещением вреда, необходимо произвести оценку ущерба, которую проводит страховая. В большинстве случаев, говорить о справедливости результатов страховой оценки не приходится, так как размер ущерба будет однозначно занижен, ведь это в интересах самого страховщика. Законом установлено, что при несогласии со страховой экспертизой и сомнении в реальности ее результатов, автолюбитель может организовать независимую экспертизу, выбрав оценочную организацию на свое усмотрение. Оспорит страховую выплату (или невыплату) водитель может в течении трех лет с того момента, как он стал участником аварии. Это правило распространяется также и на те случаи, когда некоторая часть страховки была выплачена в пользу пострадавшего, но ее размер не соответствует стоимости восстановительного ремонта автомобиля.

Попали в ДТП? Что делать?

Быть спокойным в любой дорожной ситуации Вам поможет знание нашего контактного телефона.

При обращении в страховую компанию за возмещением ущерба после ДТП, автомобилист может столкнуться с некоторыми трудностями, получив необоснованный отказ в страховой выплате, или заниженный размер страховой компенсации. Такие ситуации не раз разрешались нашими специалистами с успехом в пользу нашего клиента.

Предпосылкой возникновения страхового спора является нарушение прав гражданина и застрахованного лица страховой компанией в части выплаты страховки. Отказ в страховом возмещении, уменьшение суммы к выплате, затягивание с принятием решения по выплате страховки – всё это решает наш опытный автоюрист. Мы помогаем не только пострадавшим в ДТП. Но его виновникам, ведь иногда размер требуемого возмещения вреда со стороны потерпевшего значительно завышается, да и вина не всегда устанавливается сотрудниками ГИБДД правильно.

При ДТП, что делать знает опытный юрист.

Страховые компании в последнее время отказывают повсеместно, а занижение суммы к выплате происходит в 95% случаев обращений. Чтобы не допустить не справедливости, необходимо заручиться поддержкой профессионала в этом вопросе. Мы поможем грамотно отстоять Вашу позицию в судебном разбирательстве и добьемся справедливой выплаты страховки, а также взыщем расходы на организацию судебного процесса.

Наш автоюрист выполняет следующие виды правовых услуг:

  • ознакомление с документами, представленными клиентом;
  • грамотное составление искового заявления, с обоснованием требований истца в соответствии с актуальными нормами законодательства;
  • сбор доказательственной базы, выступающей в качестве приложений к иску;
  • выступление от лица своего клиента в суде.

Большинство водителей не знают о своих правах при наступлении аварийной ситуации, при обращении в страховую компанию. Наш автоюрист, в первую очередь, огласит права автолюбителя, изучит документы на предмет ошибок и неточностей, оценит автомобильную ситуацию в целом, и возможные шансы на победу в суде с юридической точки зрения.

Многие пострадавшие в ДТП не обращаются за помощью в суд, полагая, что правосудие будет на стороне страховщика. Это мнение в корне неверное, ведь на практике, 98% случаев исковых требований подлежат удовлетворению.

Споры по дорожно-транспортным происшествиям в 2020 году

Участвуя в дорожном движении, мы рискуем попасть в ДТП. Авария – это всегда шок, нервы и финансовые затраты. После оформления происшествия начинается поиск ответа на вопрос о виновности/невиновности. По этой причине споры по ДТП часто происходят в суде.

Как действовать после происшествия

Когда при происшествии на дороге возникли серьезные последствия – нанесен материальный ущерб или травмированы, искалечены либо погибли люди, виновник происшествия привлекается к уголовной ответственности. По этой причине основные споры при ДТП разворачиваются вокруг вопроса, кто виноват.

Факт наличия вины является основанием к наказанию: административному или уголовному.

В случае с автомобильной аварией гражданин привлекается к уголовной ответственности. Но в России действует принцип презумпции невиновности, который заключается в том, что лицо считается невиновным, пока его виновность не доказана в суде.

Вопрос о том, как доказать свою невиновность в ДТП, волнует каждого, кто попал в него. Доказательством виновности/невиновности служат выводы лиц, которые занимаются расследованием. Если вы не согласны с ними, либо не согласны со степенью вины или ответственности, то без адвоката вам не обойтись. Именно он представлять ваше дело в суде.

Оспаривание вины при ДТП может тянуться продолжительное время. Но все это будет позже. После происшествия вам следует контролировать действия при процессе фиксации и оформления происшествия, чтобы не быть ложно обвиненным.

Если есть такая возможность, адвоката лучше пригласить сразу, прямо к месту происшествия. Он сможет тщательно контролировать процесс. Если такой возможности нет, вы должны следить за тем, чтобы органы, расследующие ДТП:

  1. Тщательно осмотрели место происшествия.
  2. Проанализировали момент события: возможность предотвращения происшествия, действия каждого участника, состояние дороги, погоду, тормозной путь, психическое и физическое состояние участников. Все это должно фиксироваться документально.
  3. Опросили свидетелей и взяли у них контакты. Возможно, показания свидетелей вам помогут.

Если у вас был видеорегистратор, заявите об этом полицейским и свидетелям. Во время расследования материалы станут полезными.

Получите справку в группе разбора дорожной полиции. Если пострадавших не было, попытайтесь решить проблемы без суда.

Если вы не согласны с обвинением

Если сотрудники ГИБДД считают вас виновным, а вы с этим не согласны, узнайте о том, как оспорить вину в ДТП. У вас есть два варианта обжалования: в суде или в органах ГИБДД. Когда вам выдадут на руки копию постановления, у вас есть десять суток на подачу жалобы.

Неправомерное обвинения может происходить, когда автомобилист нарушил ПДД, но не виноват в ДТП. Пьяного водителя обвиняют в происшествии, даже если он ехал на зеленый свет, а его ударили в бок на перекрестке.

Случается, что на автомобилиста возлагают вину за аварию, к которой он не имеет никакого отношения. Таких примеров несколько:

  1. Вас обвиняют в том, что вы повредили чужую машину, и вы действительно проезжали по указанному месту в указанное время.
  2. Авария с участием автомобиля, который идентичен вашему. При этом ваш автомобиль имеет повреждения: вы ездили в лес и поцарапали авто, а вам заявляют, что это последствия аварии.

Грамотные юристы знают ответ, что делать, если обвиняют в ДТП, которого не совершал. В последнем случае нужно провести автотехническую экспертизу. Придётся доказывать, что вы в ДТП не участвовали. Поэтому рекомендуем вам нанять адвоката. Грамотный юрист в краткие сроки решит ваши проблемы.

Степень вины в дорожно-транспортном происшествии

Установление степени вины участников ДТП – важная проблема. Кто виноват в аварии, когда одна машина на высокой скорости ехала на зеленый свет, а другая на разрешенной скорости на красный? Ответ не однозначен.

Определить виновника дорожно-транспортного происшествия можно либо на месте его совершения, либо в суде. Если в аварии пострадали люди, вину будет определять только суд.

На месте происшествия

Любая автомобильная авария вызывает у ее участников сильный стресс. Сразу после столкновения достаточно сложно контролировать свои действия и эмоции. Нередки случаи, когда потерпевший признает свою вину в ДТП. Находясь в состоянии стресса, человек чувствует виновность в произошедшем. Еще и противоположная сторона настаивает на его вине, и он ее признает.

В этой ситуации не спешите делать поспешные выводы.

На начальном этапе на любые вопросы отвечайте: «Надо разбираться», «Сейчас приедут специалисты и скажут».

Требуйте внесения в протокол всех фактов, говорящих в вашу пользу, и готовьтесь к суду. Если вы убеждены в своей вине, а наказание не связано с лишением свободы и допустимо для вас по финансовым расходам, то признайте вину, чтобы избежать траты времени на судебные разбирательства.

Что делать, если виновник ДТП не признает свою вину? Готовиться к судебному разбирательству и требовать надлежащего осмотра места происшествия и занесения в протокол важных фактов. Проведение независимой автоэкспертизы – законный способ установить реального виновника ДТП и дать оценку событию.

В суде

Вас ждет установление вины в ДТП в судебном порядке, если на месте аварии и при дальнейшем разбирательстве в ГИБДД вы с оппонентом не пришли к единому мнению. Для этого суду предоставляются такие документы:

  • письменные показания свидетелей;
  • фото, видео с места происшествия, информация с видеорегистраторов;
  • заключение независимой технической экспертизы автомобиля на предмет повреждений.

На основании собранных документов и показаний произойдет определение степени вины при ДТП в суде. Вы не обязательно проиграете или выиграете суд – вина может быть признана обоюдной.

Важную роль в решении суда могут сыграть показания свидетелей. Лучше, если они смогут лично присутствовать на судебном заседании.

Как повысить свои шансы на успех

Если вы грамотно вели себя на месте происшествия, добились внесения в документы важных фактов и нашли свидетелей, не отказывайтесь от услуг адвоката. Ведь оппонент наверняка пригласит адвоката, и вам будет сложно спорить с аргументами квалифицированного юриста.

Действия при ДТП: Видео

Кандидат юридических наук. Адвокат. Юридический практический стаж – 7 лет. Специализации: Автоправо, налоговое право, займы и кредитования, возмещение ущерба.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector