Штраф за несоставление европротокола при ДТП
Dent-repair.ru

Автомобильный портал

Штраф за несоставление европротокола при ДТП

Опасность европротокола — что, если виновник не предоставил извещение в течение 5 дней?

5 рабочих дней на европротокол и регресс

Обязанность виновника аварии предоставить копию извещения о ДТП при оформлении такового без участия сотрудников ГИБДД чётко прописана в законодательстве об ОСАГО. Но даже многие юристы называют эту обязанность лазейкой для страховых компаний, ведь большинство водителей знать не знают о такой обязанности. Причина здесь в том, что многие водители считают, что знание ПДД достаточно исчерпывающе для движения по дороге на автомобиле, а остальное — удел юристов. Но практика регрессов показывает, что это не так. И одно из наиболее частых незнаний других правовых актов — это как раз обязанность предоставить извещение о ДТП в течение 5 дней в страховую компанию.

Важное изменение с 1 мая 2019 года

Главный риск неисполнения этой обязанности по европротоколу до указанной даты заключался в том, что это давало право страховой компании выставить регресс виновнику.

Но с 1.05.2019 года такое последствие для виновного водителя упразднили. Издан соответствующий Федеральный закон №88-ФЗ, в результате которого соответствующий подпункт “Ж” пункта 1 статьи 14 в законе Об ОСАГО утратил силу. Следовательно, если конкретно ваш страховой случай в виде ДТП случился после 1 мая 2019 года, и вы пропустили 5 рабочих дней для извещения страховой об этом, то регресс будет незаконен.

Что за закон?

Итак, если авария оформлялась по европротоколу, то как виновник, так и потерпевший всё ещё обязаны в 2020 году направить каждый своё извещение в страховую компанию в течение 5 рабочих дней. Это регламентирует Федеральный закон “Об ОСАГО”.

В случае если этого не сделать потерпевшему, то это не будет являться основанием для отказа виновнику. А вот если такое извещение не представит виновник, то его ранее ждал регресс — то есть потерпевший получал выплату, но затем страховая компания взыскивала всю выплаченную сумму в пределах 100 тысяч с виновника.

2. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии, заполненный в двух экземплярах водителями, причастными к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств, направляется этими водителями страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия.

А вот выдержка из ФЗ “Об ОСАГО” о праве регрессного требования от страховой компании виновнику ДТП:

1. К страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если:
.
ж) указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции не направило страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия;

(подпункт утратил силу с 1 мая 2019 года)

Почему закон о 5 днях на предоставление европротокола так категоричен?

Хотя такая обязанность виновника предоставить европротокол в течение 5 дней и выглядела как явная лазейка для страховых обогатиться за счёт регресса виновнику, всё же доля логики здесь есть. Дело в том, что при оформлении ДТП с помощью европротокола не привлекаются сотрудники полиции, а фиксация ДТП, его характера, обстоятельств и повреждений производится самими участниками.

В связи с отсутствием при ДТП сотрудников полиции существенно повышается риск мошенничества с подставными ДТП. Согласно Гражданскому кодексу потерпевший вправе обратиться за выплатой в срок общей исковой давности (да, в законе “Об ОСАГО”, прямо прописан срок 15 дней для извещения о ДТП, но эта обязанность потерпевшего ни на что не влияет), который составляет 3 года. И, если потерпевший обращается через 3 года, то практически невозможно будет установить по характеру повреждений их причастность к этому конкретному ДТП. А если бы привлекались сотрудники ГИБДД, то они бы зафиксировали повреждения.

Что делать, если не успел подать европротокол в течение 5 дней?

Если Вы виновник и не успели подать европротокол в страховую компанию в течение 5 дней, то шансы оспорить регресс есть, но они очень маленькие, если ДТП произошло до 1.05.2019 г. Дело в том, что любой закон должен основываться на логике и мотивированной части введения того или иного правила. И, если Вы докажете, что характер повреждений потерпевшего не вызывает сомнений (конечно, такое может быть только если потерпевший сам обратился в страховую в разумные сроки), то суд может учесть это и пересмотреть решение о регрессе.

Но шансы такого исхода дел, если Вы не предоставили европротокол в течение 5 рабочих дней, предельно малы, так как, во-первых, Вам придётся доказывать обратное от того, что чётко прописано в законодательстве, а, во-вторых, такое решение судьи может повлечь отмену самой такой трактовки закона, и не каждый судья возьмёт на себя такую ответственность.

И всё же есть несколько решений судо в судебной практике, когда регресс был выигран. Одно из таковых основано на том, что ответственность как виновника, так и потерпевшего, была застрахована в одной и той же компании (Ингосстрах), а потому в иске страховщика было отказано на основании того, что в этом случае последний никаких рисков не понёс и ничего бы не изменилось, представь виновник европротокол вовремя.

За что ещё может быть регресс от страховой при европротоколе?

Да, непредставление своей копии европротокола виновником упразднили. Но есть ещё ряд условий, при невыполнении которых виновнику может быть выставлен счёт в размере выплаченной потерпевшему суммы:

  • если будет доказано, что вред был причинён умышленно при наличии вреда здоровью или смерти потерпевшему (если Вы специально врезались в потерпевшего);
  • если в момент ДТП виновник был пьян;
  • если виновник не был вписан в полис ОСАГО или не имел права управления автомобилем, которым управлял в момент ДТП;
  • виновник отремонтировал или утилизировал автомобиль в течение 15 дней после ДТП, не предоставив его для осмотра страховой;
  • если истёк срок диагностической карты — только для легковых такси, автобусов, грузовых авто с числом мест более 8 или автомобилей, оборудованных для перевозки опасных грузов.

Какие ещё есть обязанности виновника при европротоколе?

Обязанности виновника при оформлении ДТП европротоколом не ограничиваются только предоставлением европротокола в страховую в течение 5 дней. Всего их три. Давайте их перечислим:

  1. в течение 5 дней после ДТП предоставить в страховую компани свою копию европротокола;
  2. в течение 5 дней после получения требования от страховой предоставить повреждённый автомобиль для осмотра;
  3. в течение 15 дней после ДТП не приступать к ремонту своего автомобиля.

В чем опасность Европротокола для виновника ДТП?

Как известно, при оформлении дорожной аварии в рамках ОСАГО стороны вправе обойтись без инспекторов ГИБДД. Такой порядок взаимодействия участников происшествия и страховщиков называется «Европротокол». Он позволяет существенно сэкономить время, если машины получили незначительные повреждения.

Многие автовладельцы все еще относятся к «Европротоколу» с недоверием. Причем речь идет как о потерпевших, так и о виновниках ДТП. Опасения последних вполне оправданы, ведь для них оформление аварии без участия инспектора ГИБДД может иметь серьезные последствия. О чем нужно знать водителю-виновнику, чтобы не столкнуться с неприятным сюрпризом?

Калькулятор ОСАГО расчет и онлайн покупка по 50 компаниям.

Выберите тип ТС

Виновник всегда рискует

Правилами ОСАГО предусмотрено право потерпевшего требовать возмещение ущерба у виновника аварии, когда возмещения по «Европротоколу» не хватает на ремонт автомобиля. При этом потерпевший не может предъявлять имущественные претензии страховщику, выплатившему возмещение.

Другими словами, восстановление автомобиля потерпевшего оплачивает виновник, но только когда стоимость ремонта превышает размер максимальной выплаты по «Европротоколу». При этом потерпевший вправе требовать возмещения ущерба без учета износа деталей. Как правило, в подобных обстоятельствах виновные водители не соглашаются добровольно оплачивать ремонт. Естественно, разрешить спор между участниками дорожного происшествия может только суд.

Примечательно, что размер долга виновника определяется на основании оплаченных счетов за ремонт. Конечно же, для виновной стороны подобный вариант развития события становится сущим кошмаром, особенно когда речь заходит о крупной денежной сумме.

Получается, что водитель-виновник заплатил за страховку, но все равно должен частично оплатить ремонт автомобиля потерпевшего. В довершении всего для него увеличится тариф в калькуляторе ОСАГО , ведь страховая компания произвела выплату в пределах суммы возмещения по «Европротоколу».

Таким образом, виновник дорожного происшествия всегда рискует столкнуться с неожиданными расходами. Следовательно, нужно очень внимательно подходить к оформлению происшествия без вызова инспекторов ГИБДД. Кроме того, в случае с «Европротоколом» виновный водитель всегда может прибегнуть к маленькой хитрости.

Как избежать проблем?

Допустим, водитель не сомневается в том, что происшествие спровоцировал именно он, а пострадавший предлагает оформить происшествие по «Европротоколу». В этой ситуации нужно первым делом оценить характер и масштабы повреждений. Конечно же, порой очень трудно определить, сколько стоит ремонт какой-либо детали чужой машины.

В таком случае желательно связаться с дилером производителя автомобиля, чтобы иметь хотя бы примерное представление о цене восстановительных работ. При этом не стоит доверять оценке потерпевшего, ведь он может ошибаться. Кроме того, он может попросту солгать, чтобы получить возможность отремонтировать машину без учета износа.

Если у виновника происшествия есть малейшие подозрения относительно того, что стоимость ремонта превышает размер максимальной выплаты в рамках «Европротокола», следует оформлять аварию при участии сотрудников дорожной полиции.

Это займет больше времени, но виновный водитель будет точно уверен, что в будущем ему не предъявят финансовые претензии. При оформлении аварии с участием полицейских максимальная выплата составляет полмиллиона рублей. Виновнику придется доплачивать за ремонт машины потерпевшего, только если цена восстановления автомобиля превысит указанную сумму.

Еще один вариант

Если же пострадавший по какой-либо причине не хочет обращаться за помощью к дорожным полицейским, виновнику аварии следует получить от него расписку об отсутствии претензий. В этом документе должно быть указано:

«Я не имею финансовых претензий к виновнику ДТП относительно повреждения моего автомобиля в части, превышающей размер максимально возможной страховой выплаты по договору ОСАГО в рамках «Европротокола».

Потерпевший обязательно должен поставить дату выдачи расписки и подпись. Кроме того, желательно, чтобы он указал следующие сведения.

  • Дата и обстоятельства происшествия.
  • Информация об автомобилях, участвовавших в аварии.
  • Данные участников происшествия, включая номера водительских удостоверений.

При возможности расписка должна быть заверена двумя свидетелями. В документе непременно стоит указать их данные, а также контактные координаты. Показания свидетелей пригодятся, если потерпевший захочет оспорить расписку в судебном порядке.

Читать еще:  Правила и порядок осмотра пострадавшего при ДТП

Неблагоприятный исход

Итак, если водитель-виновник решил обойтись без вызова полиции и не стал требовать у пострадавшего расписку, он может оказаться в трудном положении. Оценивать последствия такого выбора лучше всего на конкретном примере.

Пример

В результате аварии были повреждены бампер, фара и крыло. Потерпевший получил максимально возможную выплату по «Европротоколу». При этом независимый эксперт указал в своем заключении, что бампер и крыло можно отремонтировать, а фару следует заменить.

В дальнейшем потерпевший передал автомобиль для ремонта сотрудникам дилерской СТОА. В процессе ремонта выяснилось, что бампер и крыло необходимо заменить. Соответственно, это автоматически увеличило стоимость восстановления машины. В итоге потерпевшему не хватило возмещения по «Европротоколу» для полной оплаты ремонта.

Он обратился в суд, чтобы взыскать с виновника аварии разницу между ценой ремонта и размером страховой выплаты. Суд удовлетворил иск, использовав при оценке ущерба счета автосервиса. Виновник происшествия почти не имеет шансов оспорить такое судебное решение, а значит будет вынужден оплачивать все расходы потерпевшего на ремонт.

Кроме того, нужно помнить, что потерпевший получил выплату по «Европротоколу», следовательно, водитель-виновник дороже заплатит за пролонгацию страховки. Как известно, наличие аварий увеличивает стоимость ОСАГО у всех без исключения страховщиков.

Е-ОСАГО по выгодной цене

Мобильное приложение от INGURU сэкономит время и деньги:
10 страховых компаний, онлайн оплата, полисы сохраняются
в приложении и приходят на e-mail

Штраф за несоставление европротокола при ДТП

Использование нашего сайта означает Ваше согласие на прием и передачу файлов Cookie Что такое Cookie?

  • Статьи
  • Не отправил европротокол – получи иск в суд

К нам очень часто обращаются с вопросом:

Страховая предъявила мне претензию или подала на меня в суд, потому что я не отправил европротокол (извещение о ДТП) в течение пяти дней после ДТП. Что мне делать?

Закон «Об ОСАГО» статья 14, пункт «Ж» (видимо не зря выбрана именно эта буква) гласит:

указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции не направило страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение ПЯТИ рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия.

Для чего это было придуман этот подлый пункт?

Начиная с 2003 года, когда появилось ОСАГО, ни один виновник ДТП ничего и никогда не отправлял в страховую компанию. Люди привыкли, что везде бегает с бумажками потерпевший. Неглупые страховые компании смекнули, что на этом можно заработать и пролоббировали себе этот пункт в Законе.

Как влияет то, что Вы не отправили Извещение о ДТП страховщику на его обязанность выплатить страховое возмещение? НИКАК! Даже в пояснительной записке к поправкам в Закон «Об ОСАГО» ничего не сказано о причинах появления пункта «Ж» в статье 14. Просто так.

Итак, спасибо депутатам! Теперь, если виновник ДТП, оформил его вместе с потерпевшим без участия ГАИ, он обязан в течение 5 рабочих дней направить в свою страховую компанию заполненный европротокол (извещение о ДТП). Если не направит, то страховая компания будет требовать с него то, что выплатит потерпевшему. Оп! Как Вам такой фокус?

Направлять бланк нужно только Почтой России (ценным письмом с описью вложения) по юридическому адресу страховой компании или её филиала в Вашем регионе.

Теперь о том, что делать, если вы не направили извещение о ДТП.

Вариантов тут два:

1. Вы вдруг найдёте бланк европротокола с отметкой о принятии его страховщиком или опись вложения в ценное письмо, которые подтвердят, что свою обязанность вы исполнили и можете смело показать страховой компании средний палец. ВНИМАНИЕ! Друзья, свидетели и очевидцы того, что Вы лично передали извещение в страховую компанию, не будут являться в суде доказательством того, что Вы исполнили свою обязанность. Нужен только документ.

2. Оспорить сумму. Что для этого нужно? Обычно страховая компания присылает Вам бездарную типовую претензию, ничего к ней не прилагая. На самом деле должны быть приложены: акт осмотра, фотографии повреждённого Вами автомобиля и заключение эксперта-техника. Если этого нет, то опять надо писать письмо в страховую компанию и отправлять его только Почтой России (ценным письмом с описью вложения). В письме затребуйте все перечисленные выше документы.

Что это мне даст?

Возможно, Вам предоставят эти документы, но не факт. Если всё таки документы Вам дадут, то бегите с ними к независимому эксперту-технику и просите его проверить цифры, указанные в заключении эксперта-техника от страховой компании.

Если цифры адекватные и повреждения соответствуют действительности, то придётся платить. При добровольном согласии на досудебное урегулирование страховые компании часто дают рассрочку. Позвоните страховщику или придите в офис и попросите рассрочку.

Если цифры неадекватные, а повреждения «нарисованы», то требуйте снижения суммы до приемлемой.

А теперь самое интересное.

Когда потерпевший обращается в свою страховую компанию с заполненным извещением о ДТП, то его страховая компания запрашивает страховщика виновника на предмет наличия у виновника договора страхования ОСАГО. Если одобрение (акцепт) от страховой компании виновника приходит без того, что виновник сдал извещение о ДТП в свою страховую компанию, то никаких негативных последствий для страховой компании виновника не наступает.

Таким образом, не имеет значения передал виновник свой европротокол в страховую компанию или нет. Раскрутить эту тему в суде непросто, так как судьи не часто интересуются такими нюансами, как процедура общения между страховщиками, но вполне возможно при грамотном подходе.

Негативные последствия для страховой компании виновника ДТП не наступили.

Согласно статье 26.1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 03.07.2016)

«Соглашение о прямом возмещении убытков заключается между членами профессионального объединения страховщиков и профессиональным объединением страховщиков. Таким соглашением определяются порядок и условия расчетов между страховщиком, осуществившим прямое возмещение убытков, и страховщиком, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред, а также между страховщиком, осуществившим прямое возмещение убытков, или страховщиком, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, и профессиональным объединением страховщиков в случаях, предусмотренных статьей 14.1 настоящего Федерального закона».

Согласно пункту 4.1.5 Соглашения о прямом урегулировании убытков Страховщик потерпевшего обязан:

«Направить через ИРЦ Страховщику причинителя вреда заполненную Заявку, указанную в Приложении №5 к настоящему Соглашению, в течение 5 (пяти) календарных дней с даты приема Заявления о прямом возмещении убытков с приложением документов, предусмотренных Приложением №5к настоящему Соглашению».

Согласно пункту 1.23 Соглашения о прямом урегулировании убытков:

«Аппаратно-программный комплекс информационно-расчетного центра ОСАГО (далее – АПК ИРЦ ОСАГО) – представляет собой совокупность аппаратного и программного обеспечения, установленного как на стороне КАЖДОГО Участника, так и ИРЦ. Предназначен для сбора и обработки электронных Заявок, Требований и Платежных уведомлений Участников, а также документов, являющихся приложениями к ним, обобщения собранных данных в целях производства Клиринга и расчета Чистых позиций Участников».

Согласно пункту 4.3.2 Соглашения о прямом урегулировании убытков Страховщик причинителя вреда обязан:

«После получения от Страховщика потерпевшего Заявки заполнить ее со своей стороны данными, указанными в Приложении № 5 настоящего Соглашения, и направить Акцепт/Отказ в Акцепте Заявки через ИРЦ Страховщику потерпевшего в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты получения Заявки.

В случае принятия решения об Отказе в Акцепте Заявки обязательно указание причины отказа. Причинами Отказа в Акцепте Заявки являются основания, указанные в Приложении № 7 к настоящему Соглашению».

Согласно Соглашению о прямом урегулировании убытков:

Пункт 1.11. «Акцепт – сообщение, отправляемое через ИРЦ Страховщиком причинителя вреда Страховщику потерпевшего, которым Страховщик причинителя вреда подтверждает свое согласие на урегулирование Страховщиком потерпевшего заявленного события в рамках Прямого возмещения убытков и гарантирует Страховщику потерпевшего удовлетворение Требования в установленные настоящим Соглашением порядке, размере и срок, если последним принято решение, что заявленное Потерпевшим событие является страховым случаем и произведена выплата. Акцепт Заявки не означает признание Страховщиком причинителя вреда заявленного события страховым случаем».

Пункт 1.12. «Отказ в Акцепте – сообщение, отправляемое через ИРЦ Страховщиком причинителя вреда Страховщику потерпевшего, которым Страховщик причинителя дает указание Страховщику потерпевшего отказать в урегулировании заявленного страхового события в рамках Прямого возмещения убытков».

Короче!

Все взаимоотношения между страховщиком потерпевшего и виновника ДТП регламентируются Соглашением о прямом урегулировании убытков, а также организованы в АВТОМАТИЗИРОВАННОМ режиме и бумажное извещение о ДТП не имеет никакого отношения к общению двух страховых компаний.

Страховая компания виновника либо подтверждает наличие полиса ОСАГО, либо не подтверждает. В данном случае страховая компания виновника ДТП (Ответчика) подтвердила наличие полиса ОСАГО у виновника ДТП и акцептовала выплату страхового возмещения для компании потерпевшего, а, следовательно, знала о наличии страхового случая своевременно, Таким образом, НИКАКИЕ негативные последствия для страховой компании виновника ДТП не наступили.

Кроме того, при оформлении ДТП без участия ГАИ, очень часто на место ДТП приезжают аварийные комиссары (аваркомы), которые сотрудничают со страховыми компаниями напрямую. На месте ДТП заполняются, кроме европротоколов, ещё и объяснения участников ДТП, которые также попадают в страховые компании. Если запросить в страховой компании отчёт аваркома, то из него сразу станет понятно какие именно документы и когда он передал в страховую компанию.

Так что, не вешайте нос и старайтесь искать выход, а если его нет, то обращайтесь к нам.

Как избежать регресса по европротоколу, если не отправили за 5 дней? Судебная практика

  1. Закон не предусматривает возможности виновнику не платить по регрессу в случае неуведомления страховой в течение 5 дней.
  2. Но в 2020 году есть судебная практика с отказом в праве регрессного требования по ОСАГО, основывающаяся на том, что срок 5 дней тесно сопряжён с требованием для осмотра автомобиля страховой компанией.
  3. А ещё есть срок исковой давности и тонкости с рабочими днями.
  4. А вот на основании незнания об обязанности не платить по регрессу не получится.

Самая большая тонкость оформления ДТП по европротоколу ОСАГО в 2020 году заключается в обязанности уведомить страховщика в течение 5 дней. За неисполнение этой обязанности виновника может ждать регресс. Но так ли безусловен последний – если вы не успели отправить европротокол в страховую за 5 дней, обязательно ли платить взыскание в таком порядке и можно ли оспорить и избежать выплаты? Этот вопрос немного сложнее, но вероятность его решения в пользу виновника есть.

Европротокол и регресс – что говорит закон 2020 года?

Регресс – это, в первую очередь, право. В нашей ситуации право страховой компании отсудить выплаченные потерпевшему деньги за неисполнение обязанностей виновника в установленных законом случаях. Мы уже рассмотрели подробно вопрос о том, как правильно уведомить виновнику своего страховщика. Настало время выяснить, как быть и что делать, если вы этого не сделали совсем или не успели вовремя отправить извещение.

Читать еще:  Машина не подлежит восстановлению после ДТП ОСАГО

Если вы не сдали европротокол по ОСАГО страховщику в течение 5 дней, оформленный при ДТП, а само происшествие произошло до 1 мая 2019 года, то закон на стороне последнего. Представим в виде логической цепочки, откуда возникает такое право у страховой организации:

  1. пункт 3.8 Правил страхования обязывает виновника отправить свой бланк извещения в течение 5 дней страховой компании, в которой он заключил договор ОСАГО; это же предписывает Федеральный закон Об ОСАГО ФЗ-40 в пункте 2 статьи 11.1;
  2. если этого не сделать, то страховщику переходит право регресса за неуведомление по подпункту “ж” пункта 1 статьи 14 ФЗ-40, но только если авария случилась до 1 мая 2019 года.

Что за дата – 1.05.2019?

Именно в этот день произошло важное событие в законодательстве об ОСАГО. Если до 1 мая 2019 года страховая компания законно могла за нарушение срока представления бланка извещения виновником в свою страховую выставить тому регресс – истребование всей выплаченной потерепевшему суммы, то после указанной даты такое право страховщика отменено соответствующим ФЗ-88.

Таким образом, если ДТП случилось и европротокол оформлен до 1 мая, то регресс будет вполне законен, и избежать его очень сложно. Если же позже, то требования страховщика на действующем законодательстве не основаны.

Ниже мы будем говорить о ситуациях, когда происшествие произошло до 1.05.2019, то есть право страховщика выставлять регресс остаётся законным на дату страхового события – ДТП.

Подаст ли страховая в суд?

Да. С большой долей вероятности. Если вы получили такое требование в виде довольно запутанного письма, то можете быть уверены – другие, попавшие в аналогичную ситуацию, получали такое же, где страховая требует выплату в размере выплаченной потерпевшему суммы в порядке регресса. И, что печально, страховые не брезгуют подавать в суды даже при незначительных суммах такого требования.

Примеров тому в судебной практике 2020 года масса. А вот так выглядит типичное исковое заявление в порядке регресса по ОСАГО:

Пришло регрессное требование – что делать?

В первую очередь, оценить ситуацию и понять, подавали ли вы бланк извещения еврпоротокола в страховую. Если даже вы отправили документ страховщику и успели уложиться в 5 дней, то это ещё не значит, что страховая ничего у вас не отсудит – у вас должны быть доказательства принятия извещения. А таковыми служат:

  • копия европротокола с штампом с входящим номером или печатью страховой о принятии с датой не позднее 5 дней,
  • видеозапись вручения,
  • чек и копия уведомления о вручении с почтового отделения, если вы отправляли его почтой.

Если же вы просто забыли сдать европротокол страховщику или попросту не знали о такой обязанности, то просто бросать это на самотёк не стоит. Вероятнее, всего для защиты интересов лучше прибегнуть к помощи представителя – юриста, который по отзывам сможет “вытянуть” дело, опираясь на правильные правовые акты и убедив судью последовательностью.

Как не платить по регрессу законно? Есть способ!

На большинстве сайтов вы не найдёте информации о способах не платить или оспорить выставленное регрессное требование по ОСАГО в случае, если вы забыли уведомить страховую в течение 5 дней предоставлением европротокола. Казалось бы, так способов и правда нет, ведь законодательство чётко урегулировало право регресса при неисполнении обязанности виновником.

Но способ есть! Впрочем, он не стопроцентный, так как основан лишь на одном решении суда.

Дело в том, что право в нашей стране должно быть основано не только на законе, но и на обоснованности (Постановление Пленума Верховного суда от 19 декабря 2003 года №23). Регресс по европротоколу на практике судебных решений также должен быть обоснован, как следствие.

И совсем недавно Советский районный суд города Новосибирска вынес свежее, довольно неординарное, но вполне логичное и, главное, положительное для виновника, которому был выставлен регресс и который его оспорил, решение с отказом для истца.

Обновление от 28.01.2020

Кроме того, читателям данной статьи также удалось отстоять своё право в суде. Одно из таких успешных решений вместе с образцом возражения опубликовано в одном из комментариев.

Суть дела заключалась в иске страховой компании виновнику ДТП на не очень большую сумму чуть более 26 тысяч рублей в порядке регресса с требованием её выплаты, так как тот не отправил европротокол в страховую.

Суд принял во внимание, что пункт 2 ФЗ Об ОСАГО, обязывающий виновника в течение 5 дней сдать европротокол в страховую компанию, тесно взаимосвязан со следующим – третьим – пунктом, где страховщик имеет право осмотреть автомобиль виновника, а тому запрещается ремонтировать его в течение такого же срока, ссылаясь на определение Конституционного суда РФ.

Из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25.05.2017 №1059-О следует, что по смыслу пункта 2 статьи 11.1 Федерального закона №40-ФЗ во взаимосвязи с пунктом 3 этой же статьи необходимость направления водителями транспортных средств, причастных к ДТП, бланка извещения о ДТП страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня ДТП сопряжена с их обязанностью по требованию страховщиков, указанных в пункте 2 данной статьи, представить указанные транспортные средства для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы в течение пяти рабочих дней со дня получения такого требования, а также для обеспечения этих целей не приступать к их ремонту или утилизации до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня ДТП.

Вполне логично, что, если у страховщика есть право 5 дней для осмотра авто, то у виновника аварии должна быть обязанность не ремонтировать его и, соответственно, вообще оповестить страховую о самом факте ДТП.

Таким образом, суд учёл, что неисполнение обязанности виновником по извещению страховой в течение 5 дней не даёт тому безусловное право регрессного требования, а только если это повлияло на обязанность самой страховой в выплате возмещения потерпевшему.

Как следует из материалов дела потерпевшая С.М. представила в страховую компанию извещение о ДТП, содержащее подписи в том числе и ответчика Бочкарева Ю.А., данный случай был признан страховым и потерпевшему произведена выплата страхового возмещения, то есть данных документов оказалось достаточно для принятия решения о возмещении, произведённом страховщиком своему страхователю (потерпевшему).

. При рассмотрении дела не доказано, что отсутствие у страховщика сведений о наступлении страхового случая могло каким-то образом сказаться на обязанности выплатить страховое возмещение, так как объем повреждений был зафиксирован, он остался неизменным.

В конечном итоге суд вынес решение, в котором отказал истцу в регрессном требовании и, соответственно, позволил виновнику ДТП не платить по регрессу и избежать существенных финансовых потерь.

Но здесь также следует учесть 3 тонкости, которые поспособствовали вынесению отказа судом:

  • на время рассмотрения дела страховая компания предоставила бланк извещения, переданный потерпевшей в ДТП – это позволило суду убедиться в том, что страховщик всё же был извещён,
  • судья указал на тот факт, что из-за того, что виновник ДТП не предоставил свой экземпляр европротокола в положенный срок, страховой следует указать на недостаточность данных для возмещения (невозможность осмотреть автомобиль виновника, к примеру), то есть отказать в выплате, а не выплачивать по ОСАГО и затем выставлять регресс с виновника, а это уже может повлечь прямой иск от потерпевшего,
  • в данном примере суд никоим образом не отменил возможность взыскания регрессной выплаты с виновника и, тем более, никак не отменил соответствующую норму закона (районные суды не уполномочены на это), поэтому на это решение суда можно ссылаться и в вашем случае при выполнении условий выше, но это не значит, что и в вашем случае судья откажет в регрессном требовании и позволит вам не платить по регрессу.

Ещё 2 способа оспорить регресс

Они ещё менее вероятные для вашего случая, но обратить внимание на них всё же стоит.

Исковая давность

Она в российском законодательстве 2020 года составляет 3 года (статья 196 ГК). А началом течения этого срока является вовсе не ДТП, а, согласно части 3 статьи 200 ГК РФ, тот момент, когда исполнено основное обязательство, коим является выплата по ОСАГО потерпевшему.

Почему именно выплата? Так считает судебная практика. Вот одно из решений, где судья объяснил, почему дату ДТП считать началом срока исковой давности неверно.

5 рабочих или календарных дней?

Нередко от ответа на данный вопрос зависит законность регрессного требования по ОСАГО от страховой. Бывает, что вы успели отправить бланк европротокола, но позднее 5 дней. И здесь важно понимать, что закон даёт 5 именно рабочих суток для этого, не считая официальных выходных и праздничных дней.

Как не получится избежать регресса?

Итак, сначала поговорим о тех основаниях, по которым не удастся оспорить регрессное требование, а судья при приведении таких доводов не примет их во внимание как достаточные для отказа истцу (страховой компании) в иске.

Если вы не знали о такой обязанности

Избитая фраза “Незнание закона не освобождает от ответственности” универсальна для законодательства России. И в данном случае то, что вы просто не были в курсе такой обязанности, а вас никто не предупредил, не может служить основанием для отмены взыскания ущерба по регрессу с вас как виновника ДТП по ОСАГО.

Более того, вас предупреждали. Бланки европротокола утверждены Банком России, и самой последней строчкой в каждом таком бланке прямым текстом идёт упоминание обязанности отвезти заполненное извещение в страховую – причём, каждому из участников аварии.

Если звонили в страховую и известили

. Но доказательств у вас нет. В этом случае также маловероятен тот факт, что удастся избежать регресса по европротоколу, если вы просто уведомили устно страховщика о случившемся страховом случае. Разве что представитель страховой в суде сам укажет на то, что вы звонили и оповестили, но это практически невероятно.

А распечатка вызовов с вашего телефона, даже если удастся получить её по прошествии длительного времени после этого, не подтвердит факт извещения, потому как запись разговоров операторами не ведётся.

Более того, в Правилах страхования указано, что оповестить страховщика необходимо только такими способами, которые обеспечат подтверждение этого.

Читать еще:  Ремонт автомобиля после ДТП по ОСАГО

Поэтому и в данном случае право регресса по ОСАГО от страховой законно.

Сам себе ГИБДД, или Подводные камни «европротокола»

С 1 июля 2015 года вступило в силу постановление правительства РФ от 6 сентября 2014 года № 907 «О внесении изменений в Правила дорожного движения, утвержденные постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090». Согласно этим поправкам, отныне водителей, которорые при небольшой аварии оперативно не освободят проезжую часть, будут штрафовать за «затруднение проезда». Штраф, предусмотренный за это «злодеяние» составит 1000 рублей. Единственный способ избежать этого штрафа при небольшой аварии – составление европротокола. Собственно, ради популяризации последнего эта мера и была введена. Но у европротокола есть огромное количество «подводных камней», не зная которых можно вообще остаться без денег. Редактор раздела ПАИ-Драйв Александр Сидоренко попытался разобраться, какую «свинью» подложили законодатели автомобилистам, и почему эти нововведения такие неоднозначные.

Во-первых, европротокол возможен только при условии, что в ДТП участвовало только два транспортных средства. Но не все так просто, как кажется. Например, в аварии участвовал грузовик с прицепом и легковушка. Участников движения 2, а вот транспортных средств по закону – 3: прицеп имеет свои номера и регистрацию. Страховщих в таком случае откажет в выплате по европротоколу обязательно!

Предположим, что в ДТП точно участвовали два транспорта, но контакта не было. Подрезали вас случайно и вы зацепили поребрик. Всякое бывает. В таком случае европротокол не прокатит. Вызывайте ДПС, потому как повреждения должны быть у обоих транспортных средств. И не забывайте, что это относится только к мелким ДТП, когда нет пострадавших. Даже кровь из носа или подозрение на легкое сотрясение – повод вызвать полицию.

Двигаемся дальше. Предыдущие условия соблюдены. Теперь проверьте документы. У водителя должны быть все документы в порядке, включая ОСАГО. Если хоть у одного не окажется страховки – это повод для страховщика отказать в выплате. Поверьте, они это сделают! Более того, если у вас есть КАСКО, то европротокол тут не спасет. Для получения выплат по КАСКО оформление сотрудниками ДПС обязательно.

Предположим, все условия соблюдены и вы решили оформить все самостоятельно. Важнейшее условие – полное согласие виновника по всем обстоятельствам ДТП, степени повреждений и виновности. Формулировки «Согласен не полностью» быть не должно. Это повод отказать вам в страховой выплате. Если кто-то в чем-то не согласен, без сотрудников ДПС разъезжаться не стоит.

Еще один опасный момент – это скрытые повреждения. Даже простой удар в колесо может привести к необходимости замены всей подвески. Если вы уверены, что ущерб не превысит 50 тысяч рублей, то можно двигаться дальше. Больше вы все равно не получите.

Обратите внимание на то, в каком регионе зарегистрирована машина, с которой у вас случилось неприятное происшествие. Просто может случиться так, что после оформления европротокола страховая компания потребует автомобили на дополнительный осмотр. Как вы понимаете, достать его из другого региона может быть проблематично. И тогда вам, конечно, опять никто ничего не заплатит.

Если все условия соблюдены, то можно приступать к формлению. Тут самое трудное – не накосячить. Нужно все описать подробно, без недопониманий и ошибок. Страховщики, как правило, всегда подозревают участников ДТП в сговоре, а потому будут придираться к каждой запятой. Будьте предельно внимательны! Не уверены в себе – вызовите полицейских: им писать не привыкать.

Чтобы не случилось, как бы не доверяли вы своему «собрату» по несчастью, фотографируйте и ведите видеосъемку всего, что имеет значение. Если дело дойдет до суда, это все может пригодиться. Не пропустите ни одного осколка, трещинки или царапинки, запишите показания очевидцев и беседу с другим водителем. Все имеет значение!

Дорожно-транспортное происшествие – это всегда стресс и куча никому не нужных проблем. Лучше не попадать в ДТП вообще. А потому, соблюдайте правила и будьте внимательны.

И не забывайте про правило 3D – дай дураку дорогу.

Какие ошибки допускают водители при оформлении европротокола

Российские водители стали чаще пользоваться европротоколом и самостоятельно оформлять незначительные ДТП. В июле 22 тыc., или 18,5% от всех обращений в страховые компании, были оформлены именно по европротоколу. По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), этот показатель вырос по сравнению с предыдущим месяцем в 1,3 раза, когда было зафиксировано 13 902 подобных обращения.

Рекорд по оформлению ДТП без участия сотрудников ГИБДД поставили жители Москвы и Санкт-Петербурга.

Так, московские автовладельцы пользовались европротоколом в июле 1,536 тыс. раз из 10 819 обращений за возмещением убытков.

Тогда как ранее в среднем в месяц они прибегали к этому способу получения выплаты 500–550 раз. По сравнению с июнем рост обращений возрос на 2,4% и достиг 14,2% от общего числа заявлений в страховые компании в рамках прямого возмещения убытков. В Санкт-Петербурге при подведении итогов прошлого месяца выяснилось, что по европротоколу оформлена четверть всех обращений (рост в 1,4 раза).

«Таким образом, можно утверждать, что Москва и Санкт-Петербург в июле побили рекорд по оформлению ДТП по европротоколу, — заявил президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и РСА Игорь Юргенс. — Причем эта тенденция характерна и для других крупных городов.

ДТП по правилам

Например, в Самаре доля обращений за возмещением по упрощенной схеме выросла в 2,4 раза, в Нижнем Новгороде — в 1,8 раза, в Казани — в 1,4 раза».

По словам Юргенса, для развития европротокола создан серьезный потенциал. Дело в том, что около 80% всех совершаемых в России ДТП укладываются в лимит 50 тыс. руб. А это значит, что водители могут оформить их самостоятельно, без вызова сотрудников полиции.

«Для упрощенного оформления важно также, чтобы в ДТП было не более двух автомобилей, ничьи жизнь и здоровье не пострадали, не было разногласий. Для двух столиц и их пригородов лимит установлен в пределах 400 тыс. руб.», — напоминает эксперт.

существенное влияние на рост показателя оказало решение о введении с 1 июля штрафов для водителей за неоставление места ДТП при несущественных авариях.

«Ранее водители зачастую попросту боялись оставить место ДТП из опасений не уложиться в лимиты или допустить ошибку при заполнении документа, что делало европротокол не столь популярным у автовладельцев», — пояснил Юргенс.

Какие ошибки допускают водители

В РСА проанализировали правильность поданных автомобилистами документов. Они пришли к выводу, что при заполнении бланка извещения о ДТП информация из документов (номера полисов, VIN автомобилей, серии и номера водительских удостоверений и прочее) записывается водителями, как правило, верно.

Наибольшие проблемы возникают при заполнении пункта «16. Обстоятельства ДТП».

Водители либо проставляют «галочки» так, что возникает противоречивая информация, либо не указывают количество отмеченных клеток (это требуется сделать в последней позиции пункта 16).

Ошибаются водители и при заполнении информации в пункте «17. Схема ДТП».

Довольно часто они либо вовсе не изображают схему ДТП, либо рисуют два автомобиля и более ничего. То есть не указывают ни названий улиц, ни дорожных знаков или хотя бы линий дорожной разметки.

Отсутствие этой информации не позволяет страховщику правильно и объективно понять обстоятельства причинения вреда в результате ДТП.

Страховщики также советуют обратить внимание на пункт 18 бланка извещения. В нем водители ставят свои подписи, подтверждающие отсутствие разногласий в оценке обстоятельств причинения вреда и перечня видимых повреждений автомобилей.

Европротокол не освободил дороги

Если отсутствие разногласий не подтверждено, то урегулирование страхового случая не может быть проведено в рамках европротокола.

Важно помнить, что каждый из водителей, оформивший извещение о ДТП, должен не позднее пяти рабочих дней после ДТП вручить свой экземпляр своему страховщику. Если у водителя нет времени на посещение страховой компании, он может направить извещение любым способом, обеспечивающим подтверждение получения, например заказной почтой.

Вице-президент «Ингосстраха» Илья Соломатин отмечает, что рост популярности европротокола у автовладельцев был прогнозируем. «Нас, конечно, это не радует, поскольку увеличивается убыточность, — рассказал «Газете.Ru» Соломатин. — Кроме того, растет доля обращений мошенников».

Что касается причин роста числа оформлений аварий по европротоколу, то собеседник уверен, что это связано только с увеличением лимитов по выплатам.

«Штраф в 1 тыс. руб. не может мотивировать водителей оформлять европротокол.

Если автомобилист опасается, что сумма ущерба может оказаться в результате значительно выше, чем установленный лимит выплат, и он будет вынужден доплатить за ремонт машины из собственного кармана, то ему выгоднее оплатить тысячу рублей штрафа, но не оформлять ДТП самостоятельно и не убирать машины с места аварии», — поясняет Соломатин.

Эксперт в сфере страхования Антон Басин считает, что делать положительные выводы о популярности европротокола пока преждевременно. «Я не исключаю, что со временем водители станут реже оформлять аварии самостоятельно, когда начнут сталкивать с тем, что страховые компании имеют практику недоплачивать клиентам. Сумма выплаты часто не покрывает реальный ущерб», — рассказал «Газете.Ru» он.

Водителей штрафуют за испуг

Собеседник отмечает, что при заполнении извещений о ДТП водители допускают абсолютно разные ошибки, которые в результате могут привести к отказу страховой компанией в выплате.

«Я бы рекомендовал каждому водителю потратить полчаса на изучение правил оформления европротокола в спокойной обстановке.

Даже юристы, попадая в стрессовую ситуацию, например в ДТП, могут делать ошибки, если не имеют определенной практики. В целом ничего сложного в оформлении европротокола нет», — говорит Басин.

Напомним, что штрафы водителям за не убранные с дороги автомобили, попавшие в ДТП, инспекторы ГИБДД получили право выписывать с 1 июля текущего года. Такая норма была внедрена для того, чтобы водители могли без проблем оформлять аварии самостоятельно (по европротоколу) или просто покидать место ДТП при отсутствии взаимных претензий. Согласно ст. 12.27 КоАП, сумма штрафа за невыполнение этого требования составляет 1 тыс. руб.

Как писала «Газета.Ru», впервые выписала несколько штрафов водителям, которые не захотели самостоятельно оформить ДТП и требовали приезда инспектора, создавая серьезные помехи движению других машин, ГИБДД Нижегородской области. Введенный недавно штраф получили уже как минимум 14 человек. В Госавтоинспекции уверяют, что пока нет четких критериев поведения водителей в таких ситуациях, поэтому упор будет делаться на профилактические беседы с автомобилистами, а не на наказание.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector