Спровоцировал ДТП и уехал ответственность
Dent-repair.ru

Автомобильный портал

Спровоцировал ДТП и уехал ответственность

Как доказать свою невиновность, если ДТП спровоцировал другой водитель

Фото: © East News

Попытавшись уйти от аварии, можно столкнуться с более серьёзными последствиями, чем разбитый автомобиль.

Очень часто лихачи провоцируют аварийную ситуацию: резкий манёвр, подрезание, обгон — и удар по тормозам. Добросовестные водители пытаются в этой ситуации избежать столкновения с автохамом и врезаются в отбойники, улетают в кювет, переворачиваются и попадают в другие ДТП. Лайф расскажет, что делать в таких ситуациях и как доказать вину провокатора.

Ровно такой спорный случай произошёл в практике автомобильного адвоката Сергея Радько.

— В Астрахани суд приговорил двух водителей к тюремному заключению из-за ДТП, в котором погиб пешеход. Водитель автомобиля Volkswagen Passat двигался по главной дороге, когда путь ему преградил кроссовер Nissan Qashqai, за рулём которого находилась женщина. Контакта между автомобилями не было, но шофёр седана, уходя от столкновения, не справился с управлением, и машина вылетела на тротуар, где сбила человека, — рассказал Лайфу Радько.

Суд приговорил водителя Passat к 2,5 года лишения свободы, а женщину, не уступившую ему дорогу — к 3 годам заключения согласно статье 264 УК РФ (“Нарушение ПДД и эксплуатации транспортных средств”). Подобные случаи довольно распространены.

Фото: © РИА Новости/Алексей Мальгавко

Правила гласят, что при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен сделать всё возможное для замедления (хоть притирайся к отбойнику) вплоть до остановки транспортного средства. Случится авария — виновником признают шофёра, создавшего помеху.

Если по чужой вине всё же произошло ДТП, а реального столкновения с провокатором не было, то первое, что нужно заявить гаишникам — был водитель, спровоцировавший аварийную ситуацию. Очень часто гаишники отказываются начинать его розыск, хотя по горячим следам можно оперативно задержать нарушителя. Бывает, начинают угрожать административным штрафом, дескать, как докажешь, ты, мол, сам врезался.

По словам Радько, здесь нужно проявить твёрдость и дать понять инспекторам, что вы знакомы с законами. Гаишники как минимум должны внести эти показания в протокол осмотра места ДТП. Безусловно, запись видеорегистратора или показания очевидцев станут ключевой уликой, но не у всех есть регистраторы и не всегда люди готовы выступить в роли свидетелей. И тут важно соблюсти один момент: в протоколе ГИБДД нужно отметить, что необходимы данные записи камер видеонаблюдения (включая камеры частных магазинов или других объектов).

Не лишним будет и продублировать заявку в местный мониторинговый центр, в разных местах они называются по-разному. К примеру, в Москве данные камер предоставляет департамент информационных технологий.

Делать это нужно оперативно, записи хранятся на протяжении 5 дней, после чего удаляются, а по просьбе гражданина, гаишников или суда данные будут хранить 30 дней. Если же место аварии попадает в зону видимости частных камер наблюдения (например, магазина или предприятия), то записи с них можно получить, обратившись к владельцам камер в частном порядке или через сотрудников полиции.

В случае, если водителю удастся доказать, что виновником аварии стал другой шофёр, будет назначена трасологическая экспертиза, главная цель которой — выяснить, правильными ли были действия водителя.

— Ещё 1,5 года назад в таких происшествиях виновником априори считался тот, кто не справился с управлением, уходя от удара, никто не выяснял, почему он так поступил. В последние годы практика стала меняться, — рассказывает президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.

По словам Травина, если в результате экспертизы выяснится, что действия водителя действительно были единственно верными и помогли избежать ущерба и человеческих жертв, то виновником аварии признают того, кто создал помеху движению. В таком случае автомобиль виновника будет объявлен в розыск и он будет обязан возместить ущерб.

Но ждать выплаты от страховой компании, в которой виновник застрахован по ОСАГО, не стоит. Страховщик в возмещении, как правило, отказывает, мотивируя это отсутствием контакта машин. Деньги придётся взыскивать через суд, причём если в результате аварии пострадало несколько автомобилей, то лихач заплатит за ремонт всех машин. При этом заключение эксперта-трасолога станет главным аргументом истца в суде, и вероятность наказать нарушителя высока.

— В моей практике был случай, когда один автомобилист уворачивался от другого и врезался в столб, контакта между машинами при этом не было. В результате того, кто создал помеху на дороге, признали виновником ДТП и лишили прав за оставление места аварии. Найти его удалось благодаря показаниям свидетелей и записям с камер видеонаблюдения, — рассказывает адвокат Радько.

В случае, если экспертиза докажет то, что аварии можно было избежать другими способами (не маневрируя, например) или что ущерб в результате неверных действий водителя оказался более серьёзным, чем если бы он допустил столкновение с автомобилем-помехой, то виновником аварии признают именно того, кто пытался избежать ДТП. А провокатор отделается штрафом.

— Если человек понимает, что манёвр может привести к аварии или непредсказуемым последствиям — нужно бить машину, которая создала это препятствие. ДТП в этом случае практически неизбежно, но виноват в нём будет тот, кто нарушил ПДД и создал опасную ситуацию. Если бы участники подобных аварий поступали именно так — многих трагедий, возможно, удалось бы избежать, — говорит Сергей Радько.

Виновен тот, кто спровоцировал ДТП и уехал: Верховный суд в очередной раз восстановил справедливость

Многоканальная бесплатная горячая линия 8 (499) 110-92-57

Юридические консультации по лишению прав, ДТП, страховом возмещении, выезде на встречную полосу, штрафам, покупке и обмену автомобиля и другим вопросам.

Ежедневно с 9.00 до 21.00

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (499) 110-92-57 .
Это быстро и бесплатно!

Когда несет ответственность косвенный участник ДТП? Водитель, попавший в аварию по вине лихача, может избежать наказания. Такой вывод сделал Верховный Суд, рассмотрев одно из дел. Виновник спровоцировал ДТП и уехал, за что был привлечен к ответственности по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.

Наверняка каждому знакома такая ситуация. Водителя «подрезает» автомобиль, вследствие чего он вынужден выехать на встречную полосу.

В таком случае практически неизбежно столкновение, виновником которого чаще всего могут признать человека, двигавшегося по встречке не по своей воле. Однако вскоре ситуация может поменяться. Во всяком случае, в судебной практике намечаются новые тенденции.

Водитель спровоцировал ДТП и скрылся: что решил Верховный Суд

Он рассмотрел жалобу одного из нарушителей, который судами предыдущих инстанций был лишен прав за оставление места ДТП.

При этом ситуация была следующей: водитель не уступил дорогу другой машине, которая была просто вынуждена врезаться в дерево.

И хотя автомобиль, спровоцировавший аварию, продолжил спокойно двигаться дальше, суды посчитали, что именно он имеет самое прямое отношение к происшедшему.

С этим согласился и Верховный Суд, изложив свою позицию в постановлении от 18.09.2015 года по делу № 78-АД15-4.

Поэтому, если водитель подрезает другую машину, продолжая при этом двигаться дальше без каких-либо повреждений, то виновником возможного ДТП может стать именно он.

Другое дело, что зачастую трудно доказать подобный факт. И здесь на помощь придут данные видеорегистратора или показания свидетелей, в число которых могут войти водители, проезжающих мимо машин.

Возможны ли изменения в практике

Не исключено, что появившееся решение суда станет толчком к изменению не только судебной практики, но и законодательства.

Ведь нынешняя редакция правил дорожного движения подразумевает, что участниками ДТП являются машины, которые получили повреждения.

При этом транспорт, который действительно спровоцировал аварию, ПДД не обошли своим вниманием. Верховный Суд указал, что такие водители являются участниками ДТП, независимо от того, получила их машина повреждения или нет.

Если спровоцировал ДТП, какое грозит наказание

В контексте данного материала, можно сделать только один вывод. Если было совершено ДТП по причине того, что подрезала машина и уехала, ее водителя также можно привлечь к ответственности по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.

Все зависит от конкретных обстоятельств происшествия. Однако для этого должны быть веские доказательства именно его вины и нарушения ПДД.

Тогда свою правоту можно отстаивать в суде, опираясь, в том числе и на вышеупомянутое постановление Верховного Суда РФ.

Создание аварийной ситуации: судебная практика

Вынося окончательное решение, суды изучают целый ряд разных доказательств. В первую очередь исследуются составленные материалы по административному правонарушению. Дальше объектом внимания становятся заключения экспертиз. Их может быть несколько.

Существенную роль играет и поведение самого водителя. Когда он был вынужден предотвращать аварию, с самого начала избирается именно эта стратегия поведения. Дальше уже средством доказывания являются экспертизы.

Наверняка имеет смысл привести несколько судебных прецедентов. Они способны помочь сориентироваться в трудной ситуации. Естественно, что все фамилии фигурантов дел носят вымышленный характер.

Когда подрезал другой автомобиль

Липецкий областной суд рассмотрел жалобу водителя автобуса, Никифорова, на постановление районного суда. Им гражданин был привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.24 КоАП и оштрафован на 1000 рублей.

Обстоятельства вкратце таковы. ПАЗ подрезал автомобиль, в результате чего Никифоров был вынужден резко затормозить для предотвращения столкновения. Один из пассажиров упал и получил средние телесные повреждения.

Апелляционная инстанция встала на сторону Никифорова и постановлением от 30.05.2019 г. по делу № 7-57/2019 отменила предыдущее решение. Вкратце доводы сводятся к следующему.

Статья 12.24 КоАП применяется в случае, если вред здоровью был привлечен вследствие нарушений ПДД. В пункте 10.5 правил содержится запрет на резкое торможение за исключением случаев предотвращения дорожно-транспортного происшествия. Поэтому Никифоров действовал по букве закона.

При составлении административных материалов и вынесении решения районным судом не было исследовано, по каким причинам Никифоров был вынужден резко затормозить. Между тем, сам он объявил пассажирам мотивы своего поступка, что подтвердила и потерпевшая сторона.

В постановлении сделан еще один важный акцент. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

Бесконтактное ДТП и страховое возмещение

Таганрогский городской суд рассмотрел иск о взыскании страховой выплаты в рамках ДТП, имевшего признаки бесконтактного. Ситуацию можно описать следующим образом.

Автомобиль Kia под управлением потерпевшего, Афанасьева, двигался по загородной трассе. С другой полосы ему навстречу неожиданно выехал Fiat, неудачно пытавшийся объехать автобус. Чтобы избежать столкновения Афанасьев был вынужден принять вправо. В результате его машина врезалась в каменную насыпь, получив повреждения.

Итогом стало предъявление требования по страховому возмещению в рамках ОСАГО, поскольку в выплатах было изначально отказано.

До вынесения окончательного решения проводилось несколько экспертиз по обоим автомобилям. В результате суд постановлением от 17.05.2019 г. по делу № 2-483/19 распределил вину обоих водителей в соотношении 50 на 50.

Очередная экспертиза, на сей раз судебная, поставила точку в деле. Суд принял решение взыскать со страховой компании половину от суммы восстановительного ремонта с учетом износа.

Взыскание морального ущерба

Приведем еще одно решение Таганрогского районного суда. Оно касается возмещения морального вреда, причиненного пешеходу вследствие ДТП. В результате наезда потерпевший получил многочисленные травмы. В своем иске он просил взыскать с водителя полтора миллиона рублей.

Между тем, в возбуждении уголовного дела в отношении собственника автомобиля было отказано. Установлено, что в ДТП был виновен сам истец, перебегавший дорогу в неположенном месте. Экспертизой установлено, что сидевший за рулем не сумел предотвратить столкновение.

Читать еще:  Экспертиза автомобиля после ДТП для страховой

В результате решением от 30.05.2019 г. по делу № 2-2372/19 сумма морального вреда уменьшена в 10 раз. Свою роль сыграло и то, что ответчик частично оплатил затраты на лечение потерпевшего.

Как доказать свою правоту

У водителей существует закрепленная законодательно обязанность всеми силами предотвращать возникновение ДТП. Зачастую сам водитель, сидящий за рулем, вынужден создавать аварийную обстановку.

Приведенные выше примеры из судебной практики подтверждают, что даже если не получиться избежать ответственности по аварии, можно свести последствия к минимуму.

В этом помогут советы:

  1. Само собой, отличным подспорьем станет запись с видеорегистратора. Ее приобщение к материалам административного, уголовного дела фиксируется документально.
  2. При оформлении происшествия нужно изложить собственную позицию во всех подробностях. Когда в бланке протокола не хватит места, допустимо использовать дополнительные листы бумаги.
  3. Не следует бояться проведения экспертиз. Выводы специалиста, наоборот, способны подтвердить позицию водителя.
  4. Свидетели происшествия также окажут существенную помощь. Их контакты желательно взять сразу на месте ДТП.
  5. Когда случилось так, что в результате предотвращения аварии причинен ущерб третьим лицам, нужно позаботиться о возмещении ущерба в добровольном порядке. Это существенно смягчит возможную ответственность.

В ситуации, когда дело доходит до суда, обеспечивают присутствие свидетелей, на дату назначенную судом. С адвокатом лучше заранее обсудить круг тех вопросов, которые потенциально могут быть заданы, а также подготовить на них ответы.

Автор: Олег Владимирович Росляков, источник avt-yurist.ru.

Обязательно поделитесь с друзьями!

Спровоцировал ДТП

1.1. Наказание пешехода, переходившего улицу в неположенном месте, то есть вне пешеходного перехода, и спровоцировавшего ДТП, то есть создавшего условия для совершения ДТП другими участниками движения, а именно – водителями, зависит от последствий, вытекающих из ДТП.
Так, если ДТП – было просто механическим, то есть пострадали лишь транспортные средства, то наказание возможно по статье 12.29 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере пятисот рублей.
Если при ДТП, кому-либо из участников причинён вред здоровью, относящийся к категории легкой, либо средней тяжести, то наказание возможно по статье 12.30 КоАП РФ в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
Если же, при ДТП, кому-либо причинён тяжкий вред здоровью, а тем более смерть человека, то наказание пешеходу возможно по статье 268 УК РФ.
В данном случае наказание при причинении тяжкого вреда здоровью варьируется:
ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
При причинении смерти человеку – ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2.1. Пока не произведена экспертиза, о причинно-следственной связи говорить невозможно. Пока это все домыслы и догадки.

2.2. Нет. Водитель умер не от травм, полученных в ДТП, а по другим причинам, не связанным с ДТП.

3.1. Да, конечно имеете полное право.

3.2. Компенсацию морального вреда можно взыскать через суд.

3.3. да можете, после получения постановления по делу об административном правонарушении и виновности другого водителя, наличия медицинского заключения об установления у вас повреждений, вы вправе инициировать судебное разбирательство о компенсации морального вреда ст 1064 ГК РФ. Причинённого вам источником повышенной опасности ст. 1079 ст. 151 ГК РФ, в данном случае сумма морального вреда оценки не подлежит, вы ее определяете сами.

4.1. Из Вашего вопроса не прослеживается, что было столкновение 2-х ТС. Европротокол вряд ли кто-то мог составить, т к для его составление нужно обязательно столкновение ТС, ответственность водителей должна быть застрахована надлежащим образом, отсутствуют разногласия по повреждениям и размер ущерба не превышает 100000 руб. Насколько я понимаю, столкновения не было и Вы сразу уехали, не предоставляя никому своих данных.

5.1. Получайте письменный отказ от страховой компании, и обращаться в суд с иском. Но Ваша ситуация не “рядовая”. Нельзя сказать, что 100 выиграете.

5.2. Документы в страховую подавайте. Иск в суд параллельно на виновника о возмещении вреда тоже соответственно.

5.3. Ваш случай достаточно сложный, но решаемый в суде. Обращайтесь, помогу.

6.1. Согласно позиции Конституционного суда РФ, в Вашем деянии содержится состав правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ (5000 штрафа, или 4-6 месяцев лишения в/у; при повторном в течение года – 1 год лишения в/у).
Определение КС РФ от 18.01.2011 № 6-О-О гласит: “Из диспозиции части 4 статьи 12.15 КоАП Российской Федерации следует, что административно-противоправным и наказуемым признается любой выезд на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, если он запрещен Правилами дорожного движения Российской Федерации и за него не установлена ответственность частью 3 данной статьи. При этом наличие в действиях водителя признаков объективной стороны состава данного административного правонарушения не зависит от того, в какой момент выезда на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, транспортное средство располагалось на ней в нарушение Правил дорожного движения Российской Федерации.”

6.2. К, сожалению, – нельзя.
Правомерно наказали.
На знаки нужно смотреть. Всегда установлен предупреждающий знак,-сколько метров осталось до сплошной линии разметки. Да и визуально оценить можно. – успеете завершить обгон или нет..

7.1. Исходя из того, что потерпевший не имел страхового полиса в момент ДТП, вообще дело можно перевернуть так, что сами потерпевшие, не имея права на управление транспортным средством, являлись виновниками происшествия.

8. В тёмное время суток лошадь спровоцировала ДТП (внезапно выскочила на дорогу) уклоняясь от наезда на животное сын выехал на встречку и столкнулся “в лоб” с другой машиной. Лошадь не пострадала и убежала. Водитель другой машины тоже видел лошадь. Машины разбиты вдрызг, скорее всего восстановлению не подлежат. Водители целы, вроде обошлось без серьёзных травм. Лошадь убежала и найти владельца не удастся.

Вопрос: какие надежды на получение страховки по ОСАГО?

8.1. Все зависит от конкретных обстоятельств ДТП, которые будут оценивать ГИБДД или суд. Можно ли было избежать столкновения, скорости автомобилей, видимость, состояние дорожного полотна и т.п. В принципе, невиновным может быть признано причинение последствий в ходе ДТП и в том случае, если водитель допустил нарушение, но оно не находится в причинной связи с причиненными последствиями либо не содержит критериев неосторожности.
Очень часто казусом признаются действия водителя в состоянии крайней необходимости, когда ДТП было спровоцировано третьей силой либо действиями других лиц, животных и т.п. В таком случае вполне можно рассчитывать на получение страховки по ОСАГО. Удачи, с уважением, Ольга.

9.1. смотря на сколько пострадал человек, если будет уголовно-наказуемые последствия по вреду здоровью, то органы следствия будут проводить автотехническую экспертизу, и если ее выводу покажут, что это причинно-следственная связь ваших действий привели к ДТП, то вполне возможно, что вас будут привлекать к уголовной ответственности.

10.1. Нет, никаких претензий к Вам быть не может. Никаких действий спровоцировавших ДТП и иных противоправных действий с Вашей стороны в данном случае нет.

11.1. Иван! Вы заметили, что один и тот же вопрос задаете сегодня уже 4 раза. Я думаю что ответ Вам уже дали! С уважением Владимир Александрович.

12.1. Нет, Вы не являетесь участником ДТП. К Вам не должно быть каких либо вопросов – это выезжающий водитель виноват что не справился с управлением и не смотрел по сторонам во время выезда на главную дорогу.

13.1. Вы можете составить ее в произвольной форме, главное письменно с указанием все обстоятельств значимых для вас, с подписью и расшифровкой подписи обеих сторон.

13.2. В произвольной форме пишите, что такой-то гражданин обязан Вам выплатить такую-то сумму в счет ДТП на Вашей машине, Ст.1064 ГК РФ.

14.1. В вашей ситуации нужно разбираться на месте. Чтобы сделать правильные выводы, недостаточно только ваших слов. Если водитель всё же будет признан виновным, если он ранее не привлекался к уголовной ответственности, то дело может быть прекращено за примирением сторон.

14.2. В такой ситуации лучше искать как можно быстрее адвоката по уголовным делам в Вашем городе. Советы по Интернету в уголовном деле категорически вредны.

15.1. Если он не осуществляет трудовую или предпринимательскую деятельность, связанную с управлением ТС, то имеет право управления, если его в/у соответствует Венской Конвенции о дорожном движении. Однако судя по тому, что автомобиль грузовой, то такого права у него нет, если в Армении русский язык не является государственным. Ну а если у него нет ОСАГО, то ущерб придется взыскивать с него.

16.1. В данном случае Вам необходимо обжаловать привлечение к административной ответственности в судебном порядке с представлением видеодоказательств автомошенничества.

17.1. На Ваш вопрос я могу Вам дать ответ следующего содержания:

Да, Вы будете виновной

Спасибо за обращение на сайт.

17.2. в данном случае ДТП повлекли именно ваши действия, поэтому и виновной признают вас. В случае несогласия вы можете обжаловать постановление в установленном законом порядке.
Удачи вам и всего наилучшего

17.3. уважаемый посетитель!
Увы – однозначно виновником признают Вас. Совершили наезд на стоящее транспортное средство. В постановлении об отказе в привлечении к адм. ответственности будет указание – “двигаясь задним ходом, водитель не убедился в безопасности своего маневра, совершив наезд на стоящее ТС”. И не важно, что авто пострадавшего было припарковано под запрещающим знаком – непосредственно в ДТП нет его вины
Всего доброго, желаю удачи.

18.1. Вам необходимо обжаловать постановление в первую очередь, после чего, обращаться в суд общей юрисдикции для установления виновности

18.2. Вам необходимо для начала обжаловать постановление о привлечении вас с административной ответственности после этого вы можете подавать встречный исковые требования. Всего хорошего приятного вечера.

18.3. Можете подать встречный иск, если есть основания. Если ее вина установлена в ДТП и есть Постановление ГИБДД.

18.4. Нужно знать все обстоятельства, чтобы давать совет. Возможно, следует ходатайствовать о назначении экспертизы, чтобы установить обоюдную вину владельцев транспортных средств.

19.1. Спровоцировал ДТП но машина не задела являюсь ли я виновным? Я проехал под знак поворот на лево прямо а рядом машина стала пропускать меня и получила удар сзади.

Все решит инспектор ГИБДД мы эти разборы не решаем.

20.1. Чтобы ответить на Ваш вопрос – необходимо знакомиться с матриалами дела. Преступление, предусмотренное ст. 264 УК РФ, независимо от его части, признается преступлением по неосторожности. Не относятся они к умышленным.
Обращайтесь к реальному адвокату/юристу, специализирующемуся на делах по ДТП. Из Вашего пояснения никто не сможет определить необходимые обстоятельства.
Всего доброго. Спасибо, что выбрали наш сайт.

21.1. Для точного ответа на вопрос необходимо изучение схемы ДТП а так же материалов дела об административном правонарушении.
13.12. КоАП РФ При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

22.1. будет ли организация выплачивать ему компенсацию как несчастный случай на работе.
Будет выплачивать, если дознаватель установит, что муж невиновен в аварии.

Читать еще:  ДТП при обгоне поворачивающего автомобиля

23.1. И в чем Ваш вопрос Дмитрий

24.1. Доказывайте: предоставляйте видеозаписи, показания свидетелей. На обжалование виновности у вас есть 10 дней

24.2. можно доказать.

25.1. Никакой юрист водителя искать не будет, это точно не задачи юриста, и пока сам водитель в бегах, ему никто помочь не сможет.

25.2. На сайте вы можете получить правовой совет – не более того, вам надо подключать к работе реального грамотного адвоката своего региона

26.1. Грозит уголовная ответственность по ст.264 УК РФ, а наказание определяет суд с учетом всех обстоятельств дела и наличия смягчающих и отягчающих обстоятельств.

27.1. да возможно, нужно детально разбираться в данной ситуации, вам следует обратиться к юристам у себя в регионе и совместно работать в данном направлении

28.1. подавайте встречный иск, если имеются основания.

29.1. не понятно, кто является виновником ДТП.
Не согласны с виной-обжалуйте в течение 10 дней

Какое наказание ожидает виновников ДТП?

Как бы нам не хотелось, но на сегодняшний день дорожно-транспортное происшествие является чрезвычайно опасной ситуацией. Автомобильное законодательство, ПДД в котором играют ключевую роль, разработано с целью уменьшения показателей аварийных ситуаций.

Кто будет отвечать за нарушение ПДД, как будет отвечать автолюбитель в случае, если он будет способствовать созданию ДТП, какой штраф ложится на плечи участников ДТП по состоянию на сегодняшний день – именно такие темы интересуют большую часть водителей.

Классификация ответственности

Опираясь на наше законодательство, можно выделить три категории ответственности:

  1. Материальная – возмещается виновником другому участнику аварии, который пострадал во время дорожного происшествия, потому как наличие ущерба (будь то финансового, морального или физического) является основополагающей произошедшей аварии на дорожном полотне. Помимо нанесенного ущерба, зачастую предусматривается дополнительная компенсация, к примеру, потерянная заработная плата на момент оформления ДТП.
  2. Административная – применяется к водителю, который спровоцировал чрезвычайное происшествие на дорожном полотне, если во время нее не пострадал ни один человек. Если на теле пострадавших в ДТП есть небольшие ссадины или ушибы, но они не имеют никакой претензии, то телесными повреждениями они считаться не будут. На сегодняшний день выделяются такие виды админответственности:
    • изымание водительского удостоверения на срок до трех лет;
    • административное лишение свободы сроком на 15 календарных дней, но не более того;
    • общественные работы – максимум 200 часов;
    • наложение административного штрафа.
  3. Уголовная. Данная категория ответственности наиболее суровая и ложится она на плечи водителя, который, по мнению сотрудников правоохранительных органов, спровоцировал ЧП, если его деяния привели к травмам или же смерти. При этом виновника могут наказать следующим образом:
    • принудительные работы – максимальный срок 5 лет;
    • ограничение свободы сроком до 3 лет;
    • лишение свободы сроком до 9 лет.

Помимо вышеперечисленных штрафных санкций, здесь предусматривается еще и дополнительный вид наказания – лишение прав управления любым ТС сроком до 3 лет. Гражданская ответственность может коснуться не только лиц, участвующих в ДТП, но и посторонних людей, которые, к примеру, одолжили свое транспортное средство другу или родственнику.

Что же касается уголовной и административной ответственности, то эти категории сугубо индивидуализированы, другими словами, ответственность возлагается исключительно на водителя, который спровоцировал дорожно-транспортное происшествие.

Хотелось бы отметить, что сотрудники правоохранительных органов могут наложить на участников ДТП как гражданскую ответственность, так и комбинированную (гражданско-уголовную, гражданско-административную).

Что такое штрафные санкции?

В настоящее время большинство водителей не видят разницы между понятиями – штраф за ДТП и возмещение ущерба. Если компенсация выплачивается водителю, авто которого пострадало во время дорожно-транспортного происшествия, то штраф – это оплата, которая поступает на счет государственного учреждения.

И что самое важное, каждый автолюбитель, который спровоцировал аварийную ситуацию, должен понимать, что штраф взыскивается не за само дорожное происшествие, а за несоблюдение ПДД, повлекшее ДТП.

О размерах штрафных санкций за ненадлежащее исполнение правил дорожного движения можно подробно прочесть в 12 главе КоАП.

Как расценивается ДТП в административном законодательстве?

Сам по себе термин ДТП приводится исключительно в статье 12.27. Именно в этом пункте перечисляются виды штрафных санкций, которые могут быть выдвинуты виновнику чрезвычайного происшествия на дорожном полотне за невыполнение ПДД уже после того, как произошла авария.

К данным правонарушениям можно отнести:

  1. Ненадлежащее исполнение возложенных на виновника обязанностей, которые предусмотрены правилами дорожного движения, в связи с дорожно-транспортным происшествием, в котором данное лицо является участником, карается наложением штрафа в размере одной тысячи рублей.
  2. Если участник ДТП покинул место происшествия, то его ожидает более строгое наказание, начиная от административного ареста до изъятия водительского удостоверения сроком до 1,5 лет.
  3. Употребление алкогольных напитков, психотропных или наркотических препаратов автолюбителем, который является участником аварии, до момента проведения освидетельствования – влечет административный штраф в размере 30 тысяч рублей. Кроме этого, за совершение такого правонарушения водителю грозит изъятие водительского удостоверения сроком на два года.

Наиболее распространенные причины ДТП

Предлагаем вашему вниманию три самые, по мнению экспертов, распространенные причины возникновения чрезвычайных происшествий на дорожном полотне.

Всему виною алкоголь!

С каждым годом количество водителей, которые садятся за руль в алкогольном опьянении, неумолимо растет. И если ранее горе-водителя за такой проступок ожидала административная ответственность (штраф, изъятие прав и т.п.), то, начиная с 2015 года, на его плечи ложится сразу уголовная, при условии, что факт вождения в нетрезвом состоянии повторился в течение года от последнего подобного правонарушения.

Теперь поговорим о дорожно-транспортных происшествиях. Если же раньше нетрезвого виновника аварии, приведшей к смертельному исходу, могли осудить на срок от 1 до 7-9 лет ограничения свободы, то теперь нижняя граница составляет 2 и 4 года, в зависимости от количества пострадавших (одна, две и более).

Несоблюдение дистанции между ТС

Термин «Безопасная дистанция» рассматривается на первых занятиях в автошколе. Если выражаться более простым языком, то безопасная дистанция – это оптимальное расстояние от ТС, движущегося впереди вас по той же полосе и в том же направлении, которое позволяет избежать столкновения при резком торможении первого, не прибегая ни к каким маневрам.

Однако, соцопросы показали неутешительную статистику. И именно несоблюдение дистанции становится предвестником аварии. Оказывается, что в настоящее время далеко не все автолюбители хотя бы приблизительно знают, чему равен тормозной путь его ТС на той или иной скорости при различных погодных условиях.

Так, легковой автомобиль, движущийся со скоростью 60 км/ч, может остановиться:

  • сухая асфальтная дорога – через 27 метров;
  • мокрое покрытие – 39 метров;
  • гололедица – 145 метров.

Примерно такой и будет безопасная дистанция. Вдобавок ко всему, чтобы не спровоцировать ДТП и не получить штраф за несоблюдение дистанции, необходимо обеспечить оптимальное расстояние между авто для того, чтобы другое ТС, совершающее обгон, могло свободно вписаться в него.

Какой же штраф получит виновник ДТП за несоблюдение дистанции? Штрафные санкции выписывают согласно статье КоАП 12.15 часть 1 – неправильное размещение ТС на проезжей части. Сколько же заплатит виновник дорожно-транспортного происшествия в этом случае? Всего 1500 рублей.

Хотелось бы отметить, что штраф за несоблюдение дистанции выписывается исключительно при реально случившейся аварии. Вдобавок ко всему, именно вышеуказанная статья будет фигурировать в постановлении при условии, что оба транспортных средства находились в движении.

Исходя же из практики, в некоторых случаях штраф за несоблюдение дистанции можно не платить, доказав, что виновником аварийной ситуации на дороге являетесь вовсе не вы, а второе (а иногда и третье) лицо.

Движение автомобиля задним ходом

Нередко движение задним ходом приводит к дорожно-транспортному происшествию, причем большинство водителей уверены, что той дистанции, которая у них есть для маневра, вполне достаточно.

В настоящее время существует достаточно большое количество ситуаций, при которых движение задним ходом неприемлемо. Регулировка правомерности такого действия осуществляется в соответствии с ПДД.

Движение задним ходом – это довольно-таки сложный маневр, который требует от водителя пристального внимания и профессиональных навыков.

Факт того, что угол обзора значительно ограничен, приводит к тому, что той дистанции, которая предполагается водителем для осуществления движения задним ходом, не достаточно, вследствие чего и происходят аварии на дорогах.

И перед тем, как выполнить движение задним ходом, следует удостовериться в том, что сзади нет других ТС и пешеходов. Если же видимость пространства сзади очень плохая, то в данной ситуации автолюбители прибегают к сторонней помощи.

Движение задним ходом неприемлемо:

  • на перекрестке;
  • на пешеходном переходе;
  • во время движения по автомагистрали;
  • на железно-дорожных переездах;
  • на остановочных пунктах;
  • в тоннеле;
  • на участках с низким процентом видимости (менее ста метров);
  • на мостах, эстакадах, путепроводах.

Руководствуясь правилами дорожного движения, хотелось бы добавить, что категорически запрещено совершение движения задним ходом на тех участках дорожного полотна, на которых не предусмотрен разворот.

Движение задним ходом допускается:

  • на односторонних дорогах (причем автолюбитель должен удостовериться в том, что своими действиями его транспортное средство не мешает прочим участникам дорожного движения осуществлять полноценную езду);
  • до вхождения в тоннель;
  • до появления моста, автомагистрали;
  • перед ж/д переездом;
  • на проезжей части допускается кратковременное движение задним ходом.

Как же будет наказан правонарушитель за несоблюдение ПДД? Величина штрафных санкций за совершение неполноправных действий зависит от деталей самого правонарушения.

Так, опираясь на пункт 12.11 КоАП, за езду задним ходом по автомагистрали на правонарушителя возлагается штраф в размере 2500 рублей. Если же вы будете осуществлять такой маневр по обочине или разделительной полосе, то, согласно п. 9.9 ПДД, вам придется заплатить в госбюджет 500 рублей.

Соблюдайте ПДД и будьте бдительны на дрогах. Удачи!

Что будет если не заметил ДТП и уехал: судебная практика

Не заметить столкновения с другой машиной сложно. Об этом свидетельствует удар, изменение траектории движения, характерные звуки. В 99% случаев, если водитель уехал с места ДТП, его ждет наказание по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Избежать лишения прав можно, если доказать отсутствие вины. Читайте в статье, как защищать права, если не заметил ДТП и уехал.

Лишают ли прав если уехал с места ДТП и не заметил повреждений

Да, лишают, причем оспорить решение суда крайне сложно. Закон жестко преследует водителей, которые пытаются скрыться с места аварии, не принимая участие в оформлении документов, оказании помощи пострадавшим. Сразу отмечу, что попытка избежать наказания за нарушение ПДД таким способом практически всегда обречена на провал. По данным видеокамер, регистраторов и показаниям очевидцев, уехавшего водителя быстро найдут, лишат прав на срок от 1 до 1.5 лет.

Вот что говорит закон об оставлении места происшествия на дороге:

  • пунктом 7.2 ПДД предписано, что каждый участник ДТП обязан сразу остановить свой автомобиль, не передвигать его с места, выставить аварийные знаки, включить сигнализацию;
  • уехать с места аварии или передвинуть авто можно, если это требуется для доставки пострадавших в больницу, устранения препятствий для движения других машин;
  • согласно пунктам 2.5-2.6.1 ПДД, если один из участников уехал с места происшествия, обязательно вызывается инспектор ГИБДД.

Обратите внимание! Извещение о ДТП, в том числе по программе Европротокола, в одностороннем порядке не оформляется. Подразумевается, что отсутствие второго водителя означает, что он сознательно скрылся, пытается избежать наказания и установления картины происшествия. Даже если были законные основания для оставления места столкновения, доказывать невиновность придется уехавшему автовладельцу.

По факту отсутствия второго водителя составляется протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Если в результате аварии погибли люди, либо причинен тяжкий вред здоровью, возбуждается уголовное дело. Так как потенциальный виновник отсутствует, он лишен возможности сразу представить доказательства в свою защиту, пояснить, что неумышленно уехал с места ДТП, не заметив повреждений.

Читать еще:  ДТП при развороте кто виноват?

В судебном процессе можно оспаривать правомерность составления протокола. Практика показывает, что только в исключительных случаях суд примет во внимание доводы нарушителя. Однако используя Постановление Верховного суда от 22.09.2016 года по делу № 38-АД16-5, иные судебные акты, можно выстроить линию защиты, доказать, что оставление места ДТП произошло неумышленно. Без поддержки юриста это сделать практически невозможно, поэтому сразу обращайтесь к опытным специалистам.

В каких случаях можно не заметить повреждений и уехать

Если рассматривать случаи, когда автовладелец сознательно скрывается с места ДТП, доказать невиновность и избежать лишения прав сложно. Единственным реальным способом защиты может быть истечение сроков давности для привлечения к ответственности. Однако специалисты ГИБДД давно перестали допускать элементарные процессуальные ошибки, передают административный материал в суд сразу после установления личности нарушителя.

Будем разбираться, каким образом можно доказать, что вы уехали с места ДТП, не заметив факта столкновения и повреждений. На практике, такие случаи могут возникать:

  • ввиду незначительности контакта двух транспортных средств – например, секундное трение машин, касание бампером или иной частью авто;
  • ввиду шума от дорожного движения, когда характерные звуки треска, звона, скрежета объективно невозможно услышать;
  • ввиду специфических габаритов вашего автотранспорта (например, по делу № 38-АД16-5 речь шла о троллейбусе, чьи габариты и конструкция создают множество слепых зон);
  • при бесконтактном ДТП, когда повреждения причиняются только одному автомобилю – например, если слетевший с вашей машины груз повредил другое авто.

Не заметив внешних проявлений от контакта и наступивших повреждений, вы можете не обратить внимание на сигналы потерпевшего, других участников движения. Еще сложнее будет ситуация, когда и в пострадавшей машине не было водителя (например, если она была припаркована на дороге или в другом месте).

Совет юриста. Неумышленно покинув место аварии, вы не можете сразу указать на отсутствие вины в протоколе и извещении. Поэтому важно своевременно получать судебные повестки, уведомления из ГИБДД или от страховщика. Зная дату заседания, можно подготовить доказательства, найти опытного юриста. Проигнорировав участие в суде первой инстанции, добиться успеха при обжаловании намного сложнее.

Если вы обнаружили повреждения на авто уже в гараже или после остановки, изучите запись на видеорегистраторе (при его наличии). Постарайтесь вспомнить весь путь движения, возможное место столкновения. Разумно будет вернуться по маршруту. Если ДТП случилось в ближайшие несколько минут или часов, есть вариант, что ваше отсутствие еще не успели заметить. В этом случае сами вызывайте инспектора ГИБДД, участвуйте в составлении протокола. Проще заплатить штраф за нарушение ПДД, чем доказывать невиновность при лишении прав по ст. 12.27 КоАП РФ.

Как доказать невиновность если уехал и не заметил ДТП

Если вы получили судебную повестку, советуем сразу подъехать и ознакомиться с материалами дела, сделать копии документов. Это позволит оценить серьезность предъявленных обвинений, выбрать тактику защиты, подготовить доказательства, связаться с юристом. В моей практике были случаи, когда к ответственности привлекали совершенно постороннего водителя. На записи видеорегистратора пострадавшего были видны только общие контуры и цвет машины виновника, без госномеров или иных идентификаторов. При рассмотрении данного дела все сомнения были истолкованы судом в пользу клиента, а мы добились отказа в лишении прав по ст. 12.27 КоАП РФ.

Совет юриста. Установить личность водителя, покинувшего место ДТП, достаточно сложно. Доказать, кто именно был за рулем, по записям камер или регистраторов вообще почти невозможно. Поэтому сотрудники ГИБДД вправе составить протокол в отношении собственника машины, если в доказательствах присутствует госномер, иной идентификатор. Доказывать, что автомобилем управляло другое лицо по доверенности, придется собственнику.

По материалам дела можно начать подготовку к процессу. Как указано в Постановлении по делу № 38-АД16-5, вина в нарушении ПДД заключается в умышленном характере оставления места аварии. Водитель должен осознавать, что нарушает закон, сознательно допускает это или демонстрирует безразличие. Если вы не заметили ДТП и уехали, доказать отсутствие вины можно следующими способами:

  • заказать экспертизу повреждений на своем автомобиле (они могут не совпасть с царапинами, трещинами или иными дефектами на авто потерпевшего);
  • представить доказательства, что в указанный в протоколе день вы вообще находились в другом городе или регионе (например, в служебной командировке);
  • представить описание дорожной обстановки в месте ДТП, т.е. постоянный и активный трафик, наличие шумного производства, путей прохождения железнодорожного транспорта;
  • описать особенности конструкции своего транспортного средства, которые лишают возможности видеть некоторые повреждения и места ударов;
  • взять в суд запись со своего регистратора, на которой отсутствуют какие-либо внешние проявления ударов или столкновений;
  • вызвать свидетелей, которые также не заметили момент контакта с другим автомобилем (например, можно пригласить пассажиров вашей машины).

Обратите внимание! Закон обязывает трактовать все сомнения и несостыковки по делу в пользу нарушителя. В первой инстанции рассчитывать на это сложно, однако вышестоящие суды могут оценить и такие моменты. Поэтому при выступлении в процессе настаивайте, чтобы все ваши доводы и пояснения были внесены в протокол.

Если вы управляли общественным или служебным транспортом, возьмите в суд путевые листы, справки о маршруте. Это подтвердит, что даже не заметив повреждений и уехав с места ДТП, вы действовали неумышленно, следовали обычному маршруту движения. Также можно ссылаться на послерейсовый осмотр, который не выявил каких-либо повреждений на корпусе или деталях ТС.

Можно ли оспорить наказание

Даже представив указанные выше доказательства, дать гарантию положительного исхода дела невозможно. Лучше заранее рассмотреть перспективы дальнейшего обжалования, если вас лишат прав по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. При наличии документов, записей и ваших пояснений в материалах дела, на них нужно ссылаться в жалобах. Естественно, на всех стадиях обжалования используйте поддержку юриста, так как придется использовать дополнительные варианты защиты.

Судебная практика

К этой статье мы прикрепили копию Постановления ВС РФ по делу № 38-АД16-5. Обязательно изучите его, если вас обвиняют в оставлении места аварии. Хотя суд рассматривал специфичное дело в отношении водителя троллейбуса, большинство выводов можно применить и в других ситуациях. Также рекомендуем изучить наш предыдущий материал, в котором мы рассказывали о способах защиты при лишении прав за скрытие с места ДТП.

Судебная практика по делам, когда речь идет о неумышленном оставлении места аварии, учитывает следующие моменты:

  • последовательность позиции ответчика (например, если вы с первого дня и в последующем утверждали в документах, что неумышленно уехали, не заметив ДТП, и не меняли свою позицию);
  • отсутствие прямых доказательств, что именно ваше транспортное средство стало причиной возникновения повреждений на авто пострадавшего;
  • необъективность и одностороннее описание обстоятельств ДТП, сделанное сотрудников полиции (например, если не были запрошены записи с камер видеофиксации с дороги, не были опрошены очевидцы).

Запомните, если водитель уехал с места ДТП, не заметив столкновения или повреждений, его вина в нарушении правил движения отсутствует. Своевременно приступив к защите, вы сможете добиться вынесения положительного решения суда.

Если вам нужна помощь по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, хотя вы оставили место ДТП, не заметив этого момента, обращайтесь к нашим юристам. Консультацию можно получить по телефонам, указанным на сайте, либо через форму обратной связи. Не затягивайте обращение к юристам, так как это уменьшит шансы отбить лишение прав.

Уехал с места ДТП, не поняв, что это ДТП

Как доказать непреднамеренное оставление места ДТП? Ситуации, когда водитель покинул место аварии, происходят достаточно часто, когда:

  • водитель управлял автомобилем без водительских прав, полиса;
  • водитель был в состоянии опьянения;
  • произошла авария с жертвами – как следствие, угроза серьезного наказания;
  • автомобилист уехал с места ДТП, не поняв, что это ДТП.

Что такое ДТП?

Перед рассмотрением вопроса об ответственности за оставление места аварии необходимо выяснить точное определение термина «дорожно-транспортное происшествие», выяснить его основные характеристики. Не каждый инцидент на дороге может быть признан аварией. ДТП подразумевает ситуации на дороге с такими признаками:

  • участие автомобиля;
  • обстоятельства происходят в процессе движения: наезд на движущийся объект, пешехода, неподвижный объект;
  • причинение материального или физического вреда жизни или здоровью людей.

Не относится к ДТП соприкосновение транспортных средств, при котором не повреждено лакокрасочное покрытие и образовалась лишь небольшая потертость, нет никаких других повреждений.

При этом от участников указанных выше событий закон не требует вызывать полицию, регистрировать обстоятельства, собирать документы для страховой компании. В этой ситуации не наказывают за оставление места происшествия.
Водители часто пренебрегают сложившимися обстоятельствами и могут подвергнуться строгому наказанию.

Ответственность за оставление места аварии

Ответственность водителя за то, что он уехал с места дорожно-транспортного происшествия, регламентирована п. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, которая устанавливает следующее наказание:

  • лишение права вождения от 12 до 18 месяцев;
  • административный арест до 15 суток.
  • За этот вид нарушения не назначается штраф.

Меру наказания определяет суд. В подавляющем большинстве случаев избирается лишение прав.

Административный арест не может применяться для определенных категорий лиц:

  • женщин, имеющих детей до 14 лет, и беременных;
  • инвалидов 1 и 2 групп;
  • военнослужащих, призывников контрактной и срочной службы;
  • сотрудников таможенных, пожарных органов и МВД.

Исключения из правил: когда можно покинуть место аварии?

В законе определены обстоятельства, при которых ответственность водителя не предусматривается. Свод правил дорожного движения относит к ситуациям, при которых разрешается покидать место аварии:

Только в этих случаях водителю не грозит ответственность за оставление места ДТП, поскольку все документы он успеет оформить вовремя.

Важно помнить, что при оставлении места аварии страховая компания в 100% случаев отказывает в компенсации ущерба.

Как долго автомобиль будет в розыске?

Вне зависимости от того, был ли умысел в действиях водителя, он окажется в центре крупных неприятностей. По статистике, в 90% случаев удается доказать причастность автомобилиста к аварии, его доводы часто признают неубедительными, невиновность доказать трудно. Оставление места ДТП грозит лишением прав и возмещением огромных расходов на ремонт чужого авто, даже если водитель не был виновником аварии. Скрывшийся автомобиль подают в розыск и останавливают на ближайшем посту ДПС. По ориентировкам, разосланным на все посты, сотрудники полиции быстро находят авто, или его фиксируют камеры наблюдения.

Срок давности по данному нарушению составляет 3 месяца. Поэтому водители, оставившие место аварии, как правило, на это время оставляют авто в подземном паркинге или на охраняемой стоянке, а сами не появляются по месту регистрации, где полиция проводит розыскные мероприятия.

При каких обстоятельствах часто случается незаметное для водителя ДТП?

Неумышленное оставление места аварии тоже случается. Это чаще происходит ночью на плохо освещенных улицах, при неблагоприятных погодных условиях. Если автомобиль столкнется с другим, водитель может не заметить этого и поехать дальше. При данных обстоятельствах водители неумышленно становятся нарушителями, но им также грозит лишение прав. Причинами оставления места аварии без умысла часто являются:

Водителю, оставившему место ДТП, придется доказывать свою невиновность в судебных органах. Если с вами случилось подобное, мы рекомендуем обратиться за правовой помощью к нашим консультантам онлайн через сайт или по телефонам.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector