Страховые случаи при ДТП на общественном транспорте
Dent-repair.ru

Автомобильный портал

Страховые случаи при ДТП на общественном транспорте

Страхование пассажиров при поездках на общественном транспорте

С 1 января 2013 года здоровье и жизнь, а также имущество пассажиров любого общественного транспорта застрахованы.

Это изменение вводится Федеральным законом от 14.06.2012 «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном».

Этот закон устанавливает минимальные размеры страховых выплат и порядок их получения.

На каких видах транспорта нужно при перевозках страховать пассажира?

Федеральный закон об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика распространяется на все виды пассажирского транспорта за исключением легкового такси:

  • автобусы;
  • троллейбусы;
  • трамваи;
  • маршрутные такси;
  • железнодорожные поезда;
  • самолеты;
  • водный транспорт;
  • метрополитен (для которого установлен особый порядок).

На легковое такси действие данного закона не распространяется. Ответственность перевозчика перед пассажиром в случае поездки на легковом такси регулируют другие нормативные акты, в частности Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Метрополитен не обязывают страховать ответственность перевозчика, но в случае возникновения какого-либо вреда для пассажиров ему также придется выплачивать полный размер компенсации из собственных средств.

Единственное, что нужно знать пассажирам: страховыми будут считаться только травмы, полученные в вагоне метро. В остальных случаях компенсацию можно получить только после доказательства вины метрополитена в произошедшем.

На рынке обязательного страхования пассажиров общественного транспорта будут работать 60 страховых компаний.

Страховой полис при проезде на общественном транспорте покупать не надо, так как он уже включен в стоимость билета.

За отсутствие договора страхования ответственности перевозчика перед пассажирами транспортная компания наказывается штрафом в размере 500 тыс. – 1 млн. руб., а должностные лица – 40–50 тыс. руб.

Или почитайте в ЭТОЙ статье о возмещении морального ущерба при ДТП.

На какую сумму застрахован пассажир общественного транспорта?

Для каждого вида транспорта установлены разные тарифы страхования на одного пассажира. На морском транспорте он самый высокий и составляет 22,48–45,25 руб., самый низкий тариф на пригородных поездах – 0,07–0,15 руб.

Страховая компания обязана заплатить компенсацию пострадавшему или его родственникам в случае повреждений или смерти, если они произошли во время поездки на общественном транспорте. При этом суммы возмещения вреда действительно большие.

  • за простой ушиб можно получить 200 рублей;
  • за перелом ноги – 240 тысяч;
  • за сотрясение мозга – 60 тысяч;
  • за потерю беременности – 1 миллион.

Смерть пассажира оценивается в 2 миллиона и выплачивается родственникам погибшего. Эта же сумма будет выплачена людям, получившим в результате ДТП инвалидность I группы, и родителям детей, ставших таким образом инвалидами.

Кроме того, страховая компания обязана возместить вред, нанесенный имуществу пассажиров.

Как подтвердить факт поездки на транспортном средстве, попавшем в аварию?

Главным документом в случае аварии и получения травм является обычный пассажирский билет, и его желательно сохранять до самого конца поездки.

На билете имеется уникальный набор цифр, таким образом, по нему можно узнать всю информацию о транспортной организации.

В случае отсутствия билета страховая компания может привлечь в качестве подтверждающего свидетельства данные видеонаблюдения.

В любом случае она обязана заплатить, но только после проведения тщательной проверки факта аварии.

Или почитайте ЗДЕСЬ о последних изменениях в законе об ОСАГО.

А в этой статье вы прочтете о российской системе социального страхования: //insur/i-info/socialnoe-strakhovanie.html

Куда обращаться при получении травмы?

При ДТП пассажиры могут в первую очередь обращаться к водителю, который обязан вызвать скорую помощь и ГИБДД. Кроме того, он должен предоставить акт о нанесении вреда жизни и здоровью и дать информацию о страховой компании, которая оплачивает лечение.

За денежной компенсацией можно обращаться в любое время, так как никаких ограничений по срокам нет.

Для получения выплаты необходимо написать заявление в страховую компанию и предоставить в нее медицинскую справку, в которой указан точный диагноз и зафиксировано наличие травм и других повреждений.

Пригодятся также документы о лечении и приобретении лекарств в связи с полученными повреждениями. Возможно, необходимо будет найти свидетелей аварии, которые подтвердят факт получения травм.

Пассажиру, обратившемуся в страховую компанию, придется пройти экспертизу, в результате которой устанавливается степень тяжести нанесенного вреда.

Отсутствие страховки у перевозчика не означает, что он не должен будет выплатить такую же сумму компенсации пострадавшим в ДТП. Страховка выплачивается пассажиру за счет собственных средств транспортной компании.

Если перевозчик отказывается платить, нужно обращаться в службу транспортного надзора. За отказ от выплаты страховой компенсации компания, занимающаяся перевозкой пассажиров, может потерять лицензию на осуществление данной деятельности.

Видеосюжет о страховании пассажиров

Как пассажиру автобуса получить компенсацию за ДТП

И куда за ней обращаться

Это статья про компенсации, которые может получить пассажир общественного транспорта, если он попал в ДТП.

Не все такие травмы компенсируются. А еще, чтобы получить компенсацию, надо, как всегда, пройти бюрократический квест. Но важно знать вот что: все пассажиры автобусов, троллейбусов и трамваев застрахованы с того момента, как они вошли в салон.

В статье расскажу, как пассажиру общественного транспорта получить компенсацию за аварию, куда обращаться за выплатой и на что можно рассчитывать.

Что такое ОСГОП

По закону весь общественный транспорт входит в систему обязательного страхования — ОСГОП. Это значит, что каждый перевозчик страхует свою ответственность за ДТП в страховой компании и в любом случае пассажир может рассчитывать на компенсацию за вред его здоровью.

В эту систему не входят такси и метрополитен. На них распространяются другие законы. В Т—Ж была подробная статья о том, как пассажиру получить компенсацию за ДТП в такси.

По закону пассажир — это человек, который заключил договор перевозки. Договор считается заключенным с момента, когда человек вошел в транспортное средство. Компания, которая выполняет перевозки по регулярным маршрутам, предлагает общие условия перевозки для всех. Гражданин, войдя в транспорт, тем самым показывает, что согласен с условиями, — договор заключен. Пассажир общественного транспорта автоматически становится застрахованным лицом.

Билет, который выдается после оплаты проезда, — лишь одно из доказательств заключения договора. В случае спора билет важен: с ним намного легче доказать, что вы были пассажиром. Но если билет не сохранился, компенсацию за ДТП на общественном транспорте все равно можно получить. В этом случае доказательствами проезда могут стать записи с камер видеонаблюдения — они есть в общественном транспорте всех крупных городов, а также показания свидетелей и протокол сотрудников ГИБДД, выехавших на место ДТП.

Полиция и скорая помощь

Если в ДТП есть погибшие или раненые, всегда вызывают спецслужбы: полицию и скорую помощь. Сотрудники полиции фиксируют ДТП и возбуждают административное дело, а медики оказывают помощь пострадавшим.

Правила дорожного движения обязывают всех водителей вызывать спецслужбы под страхом административного или уголовного наказания — в зависимости от размера вреда, причиненного пострадавшим.

Например, ночью на трассе в Подмосковье пустой пассажирский автобус попал в аварию. Водитель автобуса не мог вызвать спецслужбы: он разбил телефон и ему требовалась помощь. Проезжавший мимо мотоциклист видел аварию, понимал, что нужно вызвать экстренные службы и помочь попавшему в беду человеку. Но не остановился и не вызвал скорую и полицию. В этом случае мотоциклиста по закону должны оштрафовать на 1000 Р , если полиция найдет его.

Если бы водитель автобуса был без сознания и его положение было опасно для жизни и здоровья, мотоциклиста в такой ситуации могли бы и отправить в тюрьму.

Сам пострадавший не обязан дожидаться медиков и полицию. Можно пойти в поликлинику самостоятельно. При ДТП обращаться к медикам нужно как можно скорее, чтобы зафиксировать вред здоровью. Если в будущем возникнет спор с перевозчиком, надо будет доказать, что травмы получены в результате ДТП, а не где-то еще. Чем больше времени пройдет, тем сложнее будет установить связь между происшествием и травмой.

Дальше сотрудники полиции сами приедут к пострадавшему в больницу или домой, чтобы выяснить обстоятельства ДТП для правильной квалификации правонарушения. Если полиция по каким-то причинам не приехала, следует позвонить в ГИБДД и сообщить о себе: сотрудники ГИБДД должны зафиксировать, что пассажир — потерпевший в ДТП.

Объяснения пострадавшего оформляются протоколом об административном правонарушении. Его сотрудники ГИБДД забирают, чтобы приобщить к материалам дела об административном правонарушении. В конце документа потерпевшему нужно расписаться, предварительно проверив его. В протоколе должно быть отражено, что вы пострадали в данном ДТП, — это нужно, чтобы получить документы для компенсации вреда.

Медицинское освидетельствование

Если потерпевшего не забрали на скорой помощи после ДТП и он сам пришел в больницу, ему следует уведомить врачей, где он получил травму. Полиция и больница будут взаимодействовать между собой — это ускорит выдачу документов.

Полиции для отчетности нужно будет получить справки о здоровье пострадавшего, и медики изначально будут знать, что подготовить.

Пример справки

От врачей нужно получить только справку. Из ее содержания должно быть ясно, что потерпевшему был причинен вред здоровью в результате ДТП. Справку выдают после выздоровления, потому что во время лечения могут возникнуть еще какие-то осложнения.

Сотрясение мозга — травма, которая однозначно входит в перечень страховых случаев. Не каждое увечье компенсируется.

Например, утрата 1 зуба не является страховым случаем, а утрата 2 зубов — уже основание для выплаты компенсации. Потеря более 1 см языка — основание для выплаты, а менее 1 см — нестраховой случай. Ожоги или следы обморожения тела должны покрывать не менее 3% от общей площади кожи, чтобы признаваться страховым случаем.

Р , за потерю 2—3 зубов потерпевший получит 150 000 Р ” w > В левой части листа — основание выплаты. В правой — процент от всей суммы возможной максимальной компенсации. Например, общая сумма, указанная в договоре, — 3 000 000 Р , за потерю 2—3 зубов потерпевший получит 150 000 Р

Какие документы нужны для компенсации

Центральный банк РФ выпустил специальное указание с перечнем документов, которые нужны для получения этой страховой выплаты:

  1. Заявление о выплате страхового возмещения. В нем нужно указать дату и место ДТП, наименование перевозчика и реквизиты для перечисления денежных средств.
  2. Копия паспорта потерпевшего или любой документ, удостоверяющий личность, например военный билет для военнослужащего.
  3. Документы от правоохранительных органов: копии протокола об административном правонарушении и постановления об административном правонарушении или определения о прекращении производства по делу. Эти документы выдает ГИБДД после выздоровления всех потерпевших и выяснения всех существенных обстоятельств дела.
  4. Справки, подтверждающие вред здоровью. Их выдает в общем порядке лечащий врач.
  5. Справка о произошедшем событии на транспорте. Такая справка оформляется на основании приказа Минтранспорта. Достаточно уведомить перевозчика, что такой документ требуется. Контакты перевозчика можно найти в самом транспортном средстве или у сотрудников ГИБДД. Выдать справку — прямая обязанность перевозчика.

Указание о формах заявлений и перечне документов на получение страхового возмещенияPDF, 987 КБ

Образец заявления
о выплате страхового возмещенияDOCX, 104 КБ

Перевозчик может игнорировать требование выдать справку о произошедшем событии на транспорте, особенно если обращаться к нему устно. Надо писать официальный запрос. Другой вариант — запросить эту же справку у сотрудников ГИБДД и сделать копию.

Куда и в какой срок обращаться за выплатой

За деньгами нужно идти в страховую компанию, в которой перевозчик застраховал свою ответственность.

Посмотреть, в какую страховую компанию обращаться, можно через сервис на сайте Национального союза страховщиков. Для проверки достаточно ввести госномер общественного транспортного средства — он есть в протоколе об административном правонарушении, его не нужно запоминать.

Читать еще:  Водитель скрылся с места ДТП ответственность

Так выглядит форма запроса сведений о договоре обязательного страхования перевозчика Заполненная форма запроса. Нужно ввести госномер автомобиля и дату, на которую нужна проверка Так выглядит ответ на запрос: наименование страховщика и срок действия договора страхования

Срок для обращения. Потерпевший может обратиться за выплатой в любое удобное ему время: и через два дня, и через год.

Для страховщика все строже. Он обязан выплатить компенсацию или ответить, почему отказывает в выплате, в течение 30 календарных дней с момента обращения к нему потерпевшего.

Если этот срок пропустить, будет начисляться пеня в размере 1% от суммы, которую страховщик обязан выплатить. При этом пеня не может быть больше суммы выплаты.

Как рассчитать сумму выплаты

Минимальная страховая выплата рассчитывается на основании постановления правительства № 1164.

По общему правилу всю сумму выплаты пострадавший получает после окончания лечения. Если здоровью причинен тяжкий вред, часть выплаты можно получить предварительно. Для этого нужно получить медицинскую справку до окончания лечения и направить ее страховой компании вместе с заявлением на выплату, протоколом об административном правонарушении и справкой о произошедшем событии.

Минимальная сумма, на которую перевозчик должен застраховать свою ответственность, — 2,5 миллиона рублей в части страхования жизни и 2 миллиона рублей в части страхования здоровья. В зависимости от тяжести травмы и срока лечения потерпевший вправе получить процент от этой суммы.

Например, в постановлении написано, что сотрясение мозга в результате аварии и последующее лечение от 10 до 28 дней равно 3% от страховой суммы. Считаем так:

2 000 000 Р × 0,03% = 60 000 Р

Это минимум, который вправе получить потерпевший за сотрясение мозга в результате ДТП на общественном транспорте.

Автобус попал в аварию: Что делать пассажиру?

Содержание статьи

Если автобус попал в аварию, пострадавшие часто вынуждены самостоятельно оплачивать расходы по восстановлению здоровья. Однако такие расходы возмещаются в рамках ОСАГО. Как правильно поступать, если в ДТП участвует маршрутка, чтобы выплаты были получены по закону?

Что делать, если попал в аварию в автобусе

Действия попавшего в аварию отличаются в зависимости от вида ДТП.

Попавший в аварию автобус был застрахован. Если пострадали пассажиры, то в первую очередь следует вызвать наряд ГИБДД. Желательно, чтобы все находящиеся в автобусе пассажиры оставили свои контактные данные. Затем следует выполнить ряд действий:

  • проверить застраховано ли транспортное средство;
  • засвидетельствовать ДТП;
  • получить копию протокола;
  • составить заявление на получение возмещения ущерба, в зависимости от степени тяжести травм;
  • ожидать когда ущерб будет возмещен.

В том случае, даже когда виновник ДТП нарушает условия страхового договора, все равно следует обратиться в страховую компанию за выплатой. К таким ситуациям можно отнести, когда виновник:

Страховая компания не имеет право отказать в выплатах, а если это произошло, то заявление на возмещение ущерба и все необходимые документы направляются заказным письмом. При этом не следует забывать составить опись прилагаемых документов.

Авария без наличия страхового полиса и с пострадавшими пассажирами. В этом случае необходимо:

  • провести освидетельствование травм и повреждений;
  • составить исковое заявление на виновника ДТП и передать его в суд;
  • ожидать принятия судом решения.

На водителя транспортного средства налагается взыскание в виде штрафа, который может достигать 50 тыс. руб., а также возможен арест имущества, в том числе и транспортного средства.

Происшествие не фиксируется, а у пассажиров наблюдаются незначительные повреждения. В данной ситуации следует:

Находящиеся в маршрутке люди попали в аварийную ситуацию по неизвестным причинам. В этом случае предпринимаются следующие мероприятия:

  • сгруппироваться в салоне транспортного средства;
  • держаться за поручни в маршрутке;
  • стараться не упасть внутри машины;
  • при первой возможности покинуть транспортное средство через окно или дверь или воспользоваться аварийной кнопкой, чтобы произвести разблокировку входной двери;
  • желательно пропустить вперед беременных, пожилых людей, детей и женщин.

Кто отвечает за ДТП, водитель или работодатель

Если пассажир попал в аварию в автобусе, важно не только знать свои права, но вовремя ими воспользоваться. Ответственность за ДТП, которое произошло с участием автобуса, несут: страховая компания или водитель транспортного средства в зависимости от ситуации.

В других случаях виновник ДТП может погасить часть средств пострадавшему. В результате аварии может быть применен регресс по ОСАГО. При этом страховая компания виновника аварии производит выплату части компенсации, другая часть компенсируется водителем.

Обязательно при возникновении аварии следует вызвать дорожную инспекцию, которая сможет произвести расследование сложившейся ситуации. Только после этого делается вывод о том, кто несет ответственность за ДТП.

Страховые выплаты пассажирам при ДТП

Вся ответственность за состояние пассажиров внутри транспортного средства несет водитель. Страховой случай может наступить не только в результате тяжелых телесных повреждений, но при незначительных травмах, ушибах, порезах.

Согласно действующему законодательства существуют следующие взыскания за причиненный вред в результате ДТП:

  1. Тяжелые последствия — смерть пассажира. Родственники получают выплаты до 2 млн. руб.
  2. Ущерб нанесен имуществу пострадавшего — выплаты составят до 23 тыс. руб.
  3. Получение тяжелых травм — компенсация пострадавшему в размере 100 тыс. руб.

Также пострадавший имеет право на выплаты за нанесенный вред здоровью в рамках Европротокола. Если потерпевший обнаружил нарушение в здоровье после того, как авария была оформлена, то он имеет право на обращение за возмещением в компанию виновника. В этом случае, как и в других, потребуется заключение врача. Поэтому сразу необходимо обращаться в медицинское учреждение. Если медицинское заключение будет отсутствовать, то в выплатах будет отказано.

Куда обращаться при получении травмы

Чтобы получить положенные выплаты, следует сразу после оформления ДТП обратиться в страховую компанию со следующими документами:

  • документ, подтверждающий личность пострадавшего;
  • заявление о возмещении ущерба;
  • справка Ф-12, которая выдается в ГИБДД;
  • медицинский документ, в котором зафиксированы полученные в результате ДТП травмы.

В некоторых случаях потерпевшему следует обратиться за возмещением в РСА. Данная организация занимается компенсационными выплатами на возмещение при следующих обстоятельствах:

  1. У страховщика отсутствует лицензия.
  2. У виновника ДТП не имеется действующего полиса.
  3. Виновник аварии не установлен.

В не зависимости от обстоятельств, пострадавший имеет право на компенсационные выплаты. Их размер определяется согласно единой таблице травм, которая применяется при рассмотрении стандартных страховых случаев. Для получения компенсации в РСА необходимо представить медицинские документы.

ДТП с автобусом. Какие выплаты положены пострадавшим пассажирам

Серьезные аварии с пассажирским транспортом происходят на российских трассах достаточно часто. К сожалению, практически всегда есть пострадавшие и даже погибшие. Например, в декабре прошлого года автобус с пассажирами упал с моста в Забайкалье. Трагедия унесла жизни 19 человек.

9 февраля 2020 года произошло столкновение грузовика и пассажирского автобуса на трассе Кемерово – Анжеро-Судженск. Водитель фуры погиб на месте, один пассажир скончался в больнице, 38 человек пострадали.

В таких ситуациях пострадавшим и родственникам погибших положены страховые выплаты. О том, какие выплаты кому положены и как их получить разъясняет “Страховой помощник”.

Кто имеет право на получение страховых выплат?

На страховые выплаты могут рассчитывать все пассажиры, получившие вред жизни, здоровью или имуществу в результате аварии общественного транспорта: автобус, поезд, самолет, за исключением легкового такси. Пассажиры не покупают страховку, так как все по умолчанию застрахованы перевозчиком. С 2013 года страхование пассажиров – законодательное обязательство транспортных организаций, занимающихся пассажироперевозками.

С января 2018 года право на получение возмещения имеют пассажиры транспортных средств, в которых более восьми пассажирских мест, при условии, что перевозка осуществлялась не для личных нужд.

На какие суммы вправе рассчитывать потерпевшие?

За причинение вреда здоровью пассажира выплата может составлять не менее 2 млн рублей на человека – все зависит от степени тяжести травмы. Минимальные травмы (ушибы или ссадины) оцениваются в 1 тыс. рублей, переломы – от 20 тысяч рублей. За несколько травм выплаты суммируются в пределах 2 млн рублей.

Если пострадало личное имущество пассажира, например, телефон, ноутбук, то пострадавший может рассчитывать на выплату не менее чем двадцать три тысячи рублей на одного человека.

Также важно знать, что в течение трех рабочих дней пострадавшим могут выплатить сумму в размере 100 тысяч рублей. Это предварительная выплата, на которую могут рассчитывать в случае причинения вреда жизни или тяжкого вреда здоровью. Для ее оформления также пишется заявление о предварительной выплате в страховую компанию.

Общий срок окончательного рассмотрения заявления на полную выплату не должен превышать 30 дней.

Когда начинать оформлять документы?

Ждать факта установления виновника аварии – это самая большая ошибка пострадавших. Необходимо действовать сразу же.

Первое, что нужно сделать, – это после происшествия обратиться к перевозчику и получить документ, в котором зафиксирован факт аварии и данные пострадавшего пассажира. Такой документ составляется в произвольной форме и может называться как “акт о произошедшем событии на транспорте”, “сообщение”, “справка”.

Какие документы необходимо представить для получения страховой выплаты?

Для получения страховой выплаты необходимо написать заявление в страховую компанию и приложить к нему следующие документы: паспорт, документ подтверждающий факт происшествия от перевозчика и документ от медучреждения, в которых описан характер полученных травм, диагноз и период нетрудоспособности.

Если пассажир автобуса погиб в результате ДТП, то право на выплату по ОСГОП имеют его иждивенцы, а при их отсутствии ближайшие родственники. Для этого пишется заявление в страховую компанию, к которому прикрепляются документы, удостоверяющие личность и подтверждающие факт родства или нахождения на иждивении у погибшего, свидетельство о смерти.

Что делать, если ответственность перевозчика не застрахована?

Отсутствие полиса обязательного страхования гражданской ответственности у перевозчика не освобождает его от ответственности – он выплачивает возмещение на тех же условиях, что и застрахованные компании. В таких случаях пострадавшим необходимо написать заявление об осуществлении выплаты владельцу маршрута или обратиться к “Страховому помощнику”.

Что делать, если страховая компания запрашивает дополнительные документы или нарушает сроки?

Такое поведение страховой компании неправомерно и, как правило, требует вмешательства. Вы можете написать претензию или обратиться к “Страховому помощнику”. Этим вы сэкономите время на возмещение и сможете быть уверенными в том, что получите выплату в полном размере.

В своей работе “Страховой помощник” действует последовательно и рекомендует вам придерживаться тех же шагов:

  • Изучает ситуацию. Перед обращением сотрудники компании изучают все необходимые для подачи документы, проверяют, чтобы все обязательные документы имелись на руках, и что страховая компания по-прежнему действует.
  • Отслеживает процесс. Страховщик не вправе запрашивать документы, не предусмотренные законом. В течение 30 дней обязан произвести выплату или направить мотивированный отказ.
  • Проводит правильный расчет выплаты. За каждую травму потерпевший получает определенный процент от страховой суммы. Правильный расчет – это кропотливый труд, который помимо изучения имеющихся документов направлен на установления правильности постановки диагноза и наличия отсроченных осложнений. Только комплексный подход, при котором учитываются травмы, расходы, период нетрудоспособности, нуждаемость в оздоровительном лечении, дает возможность получить полное возмещение.

Прошло несколько лет с момента аварии: можно ли обратиться за выплатой или проверить расчет?

Не важно, сколько времени прошло с момента аварии, позвоните в “Страховой помощник” и там проверят, правильно ли вам произвести расчет страховой выплаты, возможно, вам положена доплата.

Из опыта нашей работы каждый второй, получивший подробную инструкцию к действию, все равно сталкивается с проблемами оформления выплат и обращается за помощью. Компания готова встать на вашу защиту с любого момента возникновения спорной ситуации.

Читать еще:  Розыск очевидцев ДТП

“Страховой помощник” – это квалифицированный посредник в делах, связанных с получением страховых выплат.

В своей работе компания привыкла обнародовать неочевидные факты из страховой практики и права потерпевших, чтобы каждый имел возможность получить то, что ему необходимо для возмещения убытков.

Освещая путь от происшествия до получения страховой выплаты, сотрудники компании стараются упростить жизнь клиентам, взяв все заботы на себя. Они помогают с момента наступления страхового случая, представляют интересы в ГИБДД и во время следствия, собирают документы, принимают меры к примирению сторон. Таким образом компания берет на себя не только вопрос оформления страховой выплаты, но и все правовые проблемы с момента наступления страхового случая.

“Страховой помощник”
г. Барнаул, пр. Социалистический, 59
Тел.: 8-800-222-95-75
Сайт: страховойпомощник.рф

Страхование пассажиров общественного транспорта

Работа общественного транспорта – дело важное и нужное, но не избавленное от риска человеческого фактора. Какой бы надежной ни была компания-перевозчик, доставляет людей все равно человек. И от ошибок он не застрахован. Зато от его ошибок застрахованы те, кого он везет. Да, страхование пассажиров общественного транспорта – это требование закона (ФЗ-67). Но чтобы оно работало на пользу застрахованных, они должны знать, как действовать при наступлении неблагоприятных событий.

Важная роль страхования пассажиров

По задумке законодателя, страховка ответственности перевозчика пассажиров, известная транспортникам страны как ОСГОПП (или ОСГОП), задумана с целью:

  • Защиты финансовых интересов держателей полиса страхования – перевозчиков, которые в силу специфики бизнеса работают без основных средств (ликвидных активов). То есть при наступлении ответственности попросту не располагают средствами для покрытия ущерба, причиненного по вине их сотрудников.
  • Обеспечения возможности компенсировать через страхование пострадавшим расходы на лечение и восстановление утраченного имущества.

Правовую базу ОСГОПП составляет не только 67-ФЗ. Последний определяет понятия пассажира и устанавливает требование по оформлению транспортной компанией полиса на каждую единицу задействованного транспорта. Кроме него, условия работы инструмента страхования задают следующие акты.

  • Постановления Правительства РФ:
    • №1378 (таблица расчета компенсаций по страхованию при увечьях);
    • №1484 (порядок расчета трафика пассажиров для определения страховой премии при оформлении договора страхования ответственности перевозчика);
    • №1164 (порядок расчета возмещений за причиненный ущерб здоровью).
  • Указание Центробанка № 4175-У (в нем установлены тарифы для транспортных компаний).

Во исполнение приоритетной задачи 67-ФЗ (гарантии компенсаций вреда пассажирам через распределение финансовой нагрузки между перевозчиками и страховщиками – страхование) наличие полиса ОСГОПП контролируется Ространснадзором, а качество урегулирования страховых случаев – инцидентов с пострадавшими людьми – НССО (Союзом страховщиков ответственности). В статье 12.2 КоАП РФ предусмотрены санкции за отсутствие обязательного договора страхования гражданской ответственности:

  • лишение транспортной лицензии;
  • штраф для руководства организации в размере 40–50 тыс. рублей;
  • штраф для юридического лица – 0,5–1 млн рублей.

Законом установлено и то, что отсутствие ОСГОПП не освобождает перевозчика от обязательства возмещения причиненного вреда, согласно утвержденным лимитам.

Рисковое покрытие по страхованию ответственности ТК

Хотя стоимость страховки заложена в цену проездных билетов и покрывается самими застрахованными, объектом выступает ответственность транспортной компании. То есть набор рисков здесь стандартный для любого аналогичного договора. Так, обязательное страхование пассажиров включает (покрывает) риски:

  • повреждения, порчи имущества всех, кто находится в салоне, кроме водителя и кондуктора, иных членов экипажа (так 67-ФЗ определяет группу пассажиров);
  • ущерба здоровью держателей проездных билетов;
  • причинения вреда жизни.

Обязательное страхование пассажиров любого общественного транспорта покрывает любые риски, согласно вышеперечисленным пунктам, за исключением случаев:

  • осознанного нанесения вреда жизни и здоровью самим пассажиром;
  • управления транспортным средством в состоянии опьянения;
  • управления транспортом лица, которое не имеет прав на такие действия;
  • стандартных пунктов исключений в большинстве страховых договоров (военные, забастовочные риски, радиационные атаки, народные волнения).

На каких видах транспорта нужно при перевозках страховать пассажира

На август 2018 года страхование всех пассажиров в общественном транспорте обязательно для компаний, которые осуществляют перевозки:

  • автобусами (рейсовые, междугородние, международные поездки);
  • троллейбусами;
  • трамваями;
  • маршрутными такси (микроавтобусами);
  • поездами;
  • самолетами (перелеты по России, для международных рейсов действуют правила Монреальской конвенции, к которой РФ присоединилась в марте 2017-го);
  • речными и морскими судами (круизными, паромными, перевозочными, прогулочными).

Метро и такси

Особый порядок действует для перевозчиков метрополитена. Они не страхуют ответственность, но отвечают за ущерб пассажирам в той же степени, что и другие участники рынка услуг общественного транспорта. С уточнением: возмещение положено, если вред нанесен в вагоне поезда метро. В остальных случаях для компенсации нужно решение суда, которое подтвердит виновность в аварии метрополитена.

Осенью 2018-го ожидается рассмотрение Госдумой законопроекта, который сделает ОСГОПП обязательным и для таксомоторных служб. Они на данный момент отвечают перед пассажирами только в рамках лимитов, установленных законом о страховании ответственности автовладельца (ФЗ-259).

На какую сумму застрахован пассажир общественного транспорта

Тариф по страховке перевозчиков пассажиров устанавливается индивидуально. Он влияет на стоимость проезда в разных видах транспорта, но не сумму компенсации. Последняя установлена на всех уровнях риска:

  • причинение вреда здоровью одного пассажира – до 2 млн рублей;
  • нанесения урона жизни (гибель) – фиксированная выплата 2 млн 25 тыс. рублей (из них 25 тыс. рублей – это средства на погребение);
  • нанесенный ущерб имуществу оценивается:
    • в 11 тыс. рублей максимум, если это ручная кладь;
    • в 23 тыс. максимум, если пострадал багаж.

Присвоение инвалидности I группы рассматривается как нанесение максимального ущерба и предполагает выплату 2 млн рублей. Если инвалидность получил взрослый, деньги переводятся ему (нет потери дееспособности) или его родным. В случаях с детской инвалидностью средства выплачиваются родителям. Компенсация за гибель пассажира переводится его наследникам.

Размеры компенсации пострадавшим

Сумма выплаты, положенной каждому потерпевшему лицу, определяется как слагаемое возмещений по всем пунктам.

  • При утрате багажа или клади – стоимость нового аналога (но не более лимита страхования).
  • При нанесении травм и увечий – сумма процентов от максимума (предел в этом виде страхования – 2 млн рублей), согласно таблице повреждений, утвержденной ПП №1164 от 15.11.2012. Минимальная сумма, согласно перечню, – 1000 рублей за ушибы. Наибольшие выплаты (50–75% от максимума или 1–1,5 млн рублей) здесь предусмотрены при выкидыше у беременных женщин, сильных ожогах, разрывах спинного мозга, сплетения, потере органов, частей тела.
  • При гибели – максимальный размер компенсации по страхованию ответственности перевозчика, плюс покрытие расходов на погребение.

Пределы по количеству получателей возмещений по страхованию ответственности рассматриваются по вместимости транспорта.

Как подтвердить факт участия в страховом событии

Закон об обязательном страховании ответственности перед пассажирами является одним из самых удачных в российском законодательстве. Его большой плюс – «презумпция» виновности транспортной компании: страховым случаем по умолчанию признается любой инцидент, произошедший в салоне и повлекший вред. Единственное, что нужно пострадавшим пассажирам, – доказать факт законного пребывания в автобусе, самолете, вагоне поезда.

Сделать это для получения выплаты по страхованию можно:

  • Предъявив проездной документ (бумажный, электронный).
  • За отсутствием билета стоит сделать следующее:
    • собрать свидетельские показания;
    • запросить записи с камер наблюдения на вокзале (автостанции, в аэропорту);
    • показать факт оплаты билета (чек, перевод с указанием цели платежа в интернет-банкинге).

Если вы расплатились единой картой, страховщик обязан запросить данные компостера, который ее считал. При проявлении «запоздалых» признаков ущерба здоровью потребуется еще и медицинское подтверждение с указанием возможных причин недомогания (чтобы продемонстрировать причинно-следственную связь между падением в транспорте и нынешним состоянием).

Куда обращаться при получении травмы

Согласно поправкам к ФЗ-67, инициированным МЭР, каждая перевозочная компания обязана размещать информацию о страховании и своем страховщике:

  • на видном месте в салоне ТС;
  • на сайте;
  • в уведомлениях пассажирам (в течение 5 дней с момента наступления аварии их должен получить каждый потерпевший).

Закон устанавливает возможность для пассажиров обращаться напрямую в страховую компанию или действовать через транспортную организацию. За отсутствием договора ОСГОПП у перевозчика (и при отказе осуществить выплату из средств его бюджета) необходимо требовать исполнения норм закона в службе транспортного надзора.

Если вы почувствовали недомогание во время поездки, но столкновений и других поводов для остановки не было, обращаться надо к водителю. По регламенту, он обязан остановить транспорт, вызвать ГИБДД и карету скорой помощи, зафиксировать аварию. Отказ выполнить данные действия квалифицируется как побег с места ДТП.

Документы, подтверждающие страховой случай

Для получения страховки от каждого заявителя нужны:

  • претензия на компенсацию;
  • полис обязательного медицинского страхования;
  • паспорт заявителя (и потерпевшего, если заявление подается родственниками погибшего);
  • подтверждение факта аварии от перевозчика;
  • протокол ГИБДД;
  • перечень повреждений (результаты обследования, список утерянных вещей);
  • проездной билет, который необходимо будет сохранить после покупки;
  • чеки, счета и другие подтверждения расходов на лечение;
  • свидетельство о смерти пассажира.

В зависимости от ситуации страховой компании могут потребоваться дополнительные данные. Потому точный список пунктов пакета документации можно узнать только у страховщика. При нарушении им регламента заявителю следует обратиться с письмом в НССО.

Порядок выплат

Для срочного оказания медицинской помощи, когда пострадавших несколько, предусмотрены предварительные возмещения – 100 тыс. рублей на одного заявителя, выплачиваются в самые сжатые сроки после подтверждения факта аварии и нахождения в ее момент пассажира в салоне. Дальнейшие переводы осуществляются после проверки документов и подтверждения финансовых обоснований (чеков на лекарства, справок из больницы).

На это у страховщика есть 30 дней. По истечении срока он обязан выплатить компенсацию или отказать. Отсутствие перевода (затягивание сроков) влечет штраф размером в 1% от расчетной суммы компенсации. При отсутствии письменного отказа (и наличии решения об отказе), переданного заявителю по всем правилам, страховщик платит 1000 рублей за каждый день ожидания, начиная с 31 дня.

В каком размере возмещается нанесенный вред

Сумма ущерба к возмещению по страхованию на одного пассажира рассчитывается в полном объеме нанесенного урона, но не может превысить 2 млн рублей. Вред здоровью «оценивается» по таблице в процентах от максимума. Примеры:

  • Перелом носа – 5–10% от 2 000 000 или 100–200 тыс. рублей.
  • Ушибы и мелкие повреждения – 0,05% или 1000 рублей.
  • Повреждение мягких тканей (ожоги, разрыв, ранения, обезображивания, ушибы) от 0,05 до 50% (1000–1000000 рублей) в зависимости от тяжести.

Где получают денежную компенсацию по страхованию

Средства выплачиваются страховой компанией на реквизиты, указанные в претензии на возмещение. Это может быть личная дебетовая (кредитная, социальная) карта заявителя, расчетный счет физического лица, наличные в кассе любого банка или страховщика (если у него есть отделения с оборудованными кассовыми модулями).

Что делать, если получен отказ

Отказ в выплате страхования возможен, если у транспортной компании нет договора со страховщиком (или он признан недействительным), либо СК считает, что пассажир в момент аварии отсутствовал в салоне. В таких случаях доказать свою правоту и получить страховку можно только через суд, подав иск со ссылкой на ГК РФ (ст. 1079).

ДТП с автобусом

Дорожно-транспортные происшествия с участием общественного транспорта происходят, к сожалению, довольно часто. Ведь и автобусы, и троллейбусы, и маршрутное такси являются такими же участниками дорожного движения, как и остальной транспорт.

Так как перечисленный вид транспорта предназначен для перевозки людей, то пострадать в момент аварии могут сразу большое количество пассажиров. То есть, результаты ДТП с участием пассажирского транспорта тяжелее, из-за большого числа пассажиров.

Автобусы – более прочные, чем автомобили, поэтому они получают меньше повреждений, чего не скажешь о количестве потерпевших.

В столкновении легкового автомобиля и автобуса большее повреждение получает легковушка, ее водитель и пассажиры.

Читать еще:  Средний вред здоровью при ДТП ответственность

Оформление ДТП с участием автобуса

Большинство водителей знакомы с процедурой оформления дорожно-транспортного происшествия, участниками которого стали автомобили. Следует заметить, что такая же процедура применяется и при оформлении аварии с участием автобуса. При этом не имеет значения тот факт, кто именно стал виновником происшествия.

Скорая помощь вызывается на место происшествия обязательно, тем более, если есть несколько потерпевших. Точно также вызываются и спасатели, ведь иногда от их профессиональных действий зависят жизни людей.

Не стоит забывать и о первой медицинской помощи, которую могут оказать водители, пассажиры ТС или свидетели данного происшествия.

Сотрудники ГИБДД, отвечающие за сохранность картины происшествия, не могут препятствовать оказанию помощи пострадавшим (даже если это изменит первоначальную картину ДТП).

Итак, как вы поняли из предыдущего материала – самое главное после ДТП оказать помощь потерпевшим. На следующем этапе следует перейти к оформлению ДТП, выяснению обстоятельств происшедшего, составлению протокола.

Не всегда показаний водителя ТС бывает достаточно для получения ясной картины происшедшего. Поэтому часто сотрудники ГИБДД прибегают к опросу пассажиров автобуса.

Пассажиры автобуса или другого пассажирского ТС, попавшие в аварию, должны ознакомиться с протоколом аварии. Особое внимание следует обратить на то, о каком размере ущерба, причиненного им, идет речь в документе.

Сведения об ущербе, внесенные в протокол, понадобятся для того, чтобы получить компенсацию за нанесение морального, физического или материального вреда. От того, какими тяжелыми будут последствия аварии зависит, какой вид ответственности понесет виновник ДТП.

В том случае, когда в результате ДТП здоровью пассажиров был нанесен вред легкой или средней степени тяжести, виновник аварии привлекается к административной ответственности.

Уголовное наказание грозит виновнику аварии, если здоровью пассажиров был нанесен тяжелый вред или кто-то погиб.

Процедура оформления отчетного ДТП.

В процессе оформления происшествия на дороге сотрудниками ГИБДД необходимо выполнить некоторые обязательные условия.

Шаг первый. Составление схемы аварии.

По прибытии сотрудников ГИБДД составляется схема дорожно-транспортного происшествия. Она должна быть лаконичной и понятной.

Если вы, являясь участником аварии, не согласны с некоторыми моментами, изображенными на схеме, требуйте от инспектора внести коррективы. Это требование абсолютно законно.

Но ваше предложение внести изменения или поправки в схему должны быть обоснованными. Тем более что в дальнейшем данный документ станет одним из документов, необходимых в расследовании аварии. Когда все лица, участвующие в составлении документа, пришли к единому мнению, схему можно подписать.

Иногда инспектор ГИБДД не прислушивается к мнению участников происшествия. В том случае, если вам отказали во внесении корректив в схему аварии, обжалуйте это действие сотрудника ГИБДД.

Шаг второй. Освобождение дороги для движения транспорта.

До прибытия сотрудников ГИБДД или полиции, и оформления всех документов по ДТП, перемещать ТС с места аварии запрещено.

В том случае, когда после аварии ваш автомобиль не может передвигаться самостоятельно, придется воспользоваться эвакуатором.

Шаг третий. Составление объяснительной.

Объяснительная записка должна быть четкой, понятной и обдуманной. Будьте очень внимательны и правильно изложите моменты и факты происшествия.

Описания событий не должны быть размытыми и слишком объемными. Не стоит уделять внимание изложению малозначимой информации. Так вы только распылите внимание следователей, которые будут заниматься расследованием ДТП.

Уже на стадии ознакомления с вашей объяснительной запиской, сотрудники правоохранительных органов смогут сделать выводы не только по самой ситуации, но и по вашей компетентности, как водителя ТС.

Шаг четвертый. Осмотр ТС с целью зафиксировать полученные повреждения.

Представители ГИБДД должны осмотреть транспортные средства, ставшие участниками аварии, постараться обнаружить и зафиксировать все повреждения.

Ваша задача – ознакомиться с записями инспектора и проверить всю информацию. В документе должны быть отражены не только серьезные видимые повреждения, но и скрытые дефекты.

Этот момент в оформлении происшествия важен как для виновного в аварии, так и для пострадавшего. От точности записей зависит размер выплат на восстановление поврежденного транспортного средства.

Шаг пятый. Оформление протокола ДТП.

На следующем этапе происходит оформление протокола аварии. В этом документе описывается административное правонарушение.

Те документы, о которых упоминалось выше (справка, объяснительные, документ о повреждения) являются дополнением к протоколу.

До того момента, как инспектор ГИБДД начнет оформлять протокол, он должен определить виновника аварии. Это делается после изучения обстоятельств ДТП, в соответствии с правилами дорожного движения и КоАП РФ.

Протокол выписывается на имя виновника аварии, который нарушил соответствующие ПДД (указывается пункт правил).

Какое наказание за оставление места ДТП?

Попал в ДТП, я виновник, что делать, читайте тут.

Выводы сотрудника по поводу виновности одного из участников ДТП должны быть обоснованными.

Обычно протокол хотят получить оба участника происшествия. Хотя инспектор должен вручить документ виновнику аварии, а второй водитель получает свой экземпляр по желанию.

Для водителя увидеть не свою фамилию в протоколе – большое облегчение.

Если в документе вписаны именно ваши данные, но вы с этим не согласны, следует предпринять такие действия:

  • Не подписывать документ. Тот факт, что вы не согласны с записями протокола, должны подтвердить два свидетеля;
  • Есть еще один способ выразить свое несогласие с выводами инспектора. Подпишите протокол, но обязательно составьте специальное дополнение (на обратной стороне документа или отдельном чистом листе). Сделайте пометку «С приложением» и изложите свою точку зрения по поводу выводов сотрудника ГИБДД. Представьте обоснованные доводы вашей невиновности в случившемся. Кроме этого, обжалуйте действия сотрудника правоохранительных органов. Вы можете обратиться к вышестоящему начальству или в суд.

Шаг шестой. Вручение виновнику постановления о мере пресечения.

Как только протокол будет оформлен и подписан, сотрудник ГИБДД должен выписать постановление. В соответствии с КоАП РФ виновнику будет указана соответствующая случаю мера пресечения.

В том случае, когда правонарушение не тяжелое, водителю, нарушившему ПДД и создавшему аварийную ситуацию, будет выписан штраф. Обычно водитель лично заполняет квитанцию и оплачивает ее в банке.

Таким образом, решение о наложении штрафа принимает сотрудник ГИБДД. Если нарушение более серьезное, и по закону за него предусмотрено наказание в виде лишения водительских прав, административный арест или арест ТС – решение будет принимать судья.

Не всегда у сотрудника ГИБДД, в силу различных факторов, выходит определить виновника аварии. В этом случае каждый участник получает свою копию протокола, а само дело идет на дорасследование.

Вы должны обязательно присутствовать при рассмотрении дела. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы вам сообщили о месте и времени встречи по рассмотрению обстоятельств и определении виновных в ДТП.

Кто отвечает за ДТП, водитель или работодатель

Попасть в аварию можно в тот момент, когда водитель находится на службе, и управляет авто, принадлежащим организации, где он трудится. Закономерно появляется вопрос об ответственности за возмещение ущерба пострадавшим.

В соответствии з законом, в то время, когда водитель находится за рулем служебного автомобиля, он является материально-ответственным лицом (ст. 243 Трудового кодекса РФ).

Но если обязать его полностью погасить ущерб (так как он является виновником), то он просто физически не сможет этого сделать.

В большинстве случаев решать вопрос о лице, ответственном за происшествие и имеющем обязанность компенсировать ущерб потерпевшему, должен районный суд.

Часто водитель, который попал в ДТП по своей вине, и причинивший ущерб другим гражданам, получает наказание в виде ежемесячной оплаты своего труда. Эта сумма идет на погашение штрафа за создание аварийной ситуации во время управления служебным автомобилем.

Когда работодатель принимает человека на работу водителем, он должен заключить с ним договор, в котором говорится о несении материальной ответственности за автомобиль, который он использует в служебных целях.

Так как сумма штрафа не может покрыть все расходы пострадавшего, часть суммы будет возмещать работодатель или страховая компания, подписавшая договор ОСАГО (в документе указывается фамилия водителя).

Особую опасность на дорогах в наши дни представляют водители маршрутных такси. Имея полностью загруженный пассажирами салон, они еще умудряются обгонять другой транспорт, превышать скорость, прочее. Данные статистики свидетельствуют о том, что за последнее время количество ДТП с участием маршруток заметно увеличилось.

Чтобы избежать таких аварий, прежде всего, всем участникам движения следует выполнять ПДД. Водители другого транспорта, заметив вблизи маршрутку, должны быть очень внимательны, чтобы избежать каких-либо чрезвычайных ситуаций. Обычно аварии с этим видом транспорта приводят к большому количеству пострадавших.

Страховые выплаты пассажирам при ДТП

Если вы приобретаете билет на автобус, вы автоматически страхуете свое здоровье и багаж.

Транспортное средство, занимающееся перевозкой пассажиров, должно быть обеспечено полисом ОСГОП (полис страхования гражданской ответственности перевозчика).

В случае аварии выгоду от данного полиса имеет пассажир автобуса, пострадавший в ДТП. Если в момент происшествия, пассажир находился внутри салона, он имеет право обратиться к страховщикам, чтобы они возместили причиненный здоровью или имуществу ущерб.

В данном случае, не имеет никакого значения, водитель какого транспортного средства стал виновником произошедшего. Пассажир все равно получит свою компенсацию.

Если вы попали в такую ситуацию – обратитесь в страховую компанию с заявлением о возмещении ущерба и документами, подтверждающими тот факт, что вы пострадали в данной аварии.

В качестве доказательства может выступать заключение медиков о том, что в результате аварии был нанесен ущерб здоровью. Также можно передать страховщикам свидетельские показания или другие документы, которые оформлялись при ДТП.

Возмещение ущерба в виде выплаты денежных средств

Заявление о возмещении ущерба вы можете передать как в свою страховую компанию, так и страховщику виновника происшествия. Также возможно получить денежную компенсацию непосредственно с виновника аварии.

Первый вариант получения компенсации характерен для того случая, когда вы имеете страховой полис КАСКО или ДСАГО (заключается на случай попадания в ДТП).

Второй случай характерен для той ситуации, когда у участников аварии есть полисы ОСАГО. Третий вариант срабатывает в том случае, когда водитель вообще не имеет страховки.

Иногда виновники аварии, имея полис ОСАГО, погашают часть выплаты потерпевшим. Это происходит в том случае, когда страховая компания решит воспользоваться своим правом на регресс по ОСАГО.

Страховщик имеет право потребовать от страхователя погасить часть их расходов, если именно данный страхователь стал виновником аварии.

В данном случае необходимо вызвать сотрудников ГИБДД для определения виновного в ДТП. Кроме этого вызывается независимый эксперт, для проведения некоторых исследований и установления размера ущерба.

Далее отправляйтесь в страховую компанию водителя, виновного в аварии. Передайте им свое заявление, извещение о ДТП и результаты независимой экспертизы.

Страховщик обязан рассмотреть ваше заявление и принять решение. Если все документы в норме и у страховой организации нет никаких сомнений в необходимости возмещения вам ущерба, вы получите положенную компенсацию в течение 30 дней.

Если же у страховщика возникнут какие-то сомнения, то вопрос будет решаться в суде.

Компенсация владельцам автомобиля и автобуса при ДТП

Как именно будет выплачиваться компенсация за нанесенный в аварии ущерб, зависит от некоторых нюансов:

  • кто признан виновником аварии;
  • какие договоры страхования подписаны водителями ТС.

Все выплаты осуществляются согласно нормам российского законодательства. Если виновник аварии имел страховой полис, то его страховая компания возмещает ущерб пострадавшим.

Размер компенсации определяется независимыми экспертами.

Иногда водители имеют страховой полис КАСКО. Дорожно-транспортное происшествие также является страховым случаем при данной страховке.

Имея страховой полис КАСКО, виновник аварии может надеяться на материальную помощь в восстановлении и своего ТС.

В случае с ОСАГО это правило не действует. То есть, свою машину виновник будет ремонтировать из собственного кармана.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector