Что должен предъявить инспектор ДПС при остановке
Dent-repair.ru

Автомобильный портал

Что должен предъявить инспектор ДПС при остановке

Правила общения с инспектором ГИБДД

Многие соотечественники слабо разбираются в законодательстве, что дает поводы для работников государственных органов безнаказанно нарушать их, а также не учитывать законные права и интересы граждан. И если в большинстве ситуаций нарушения регламента деятельности государственных органов встречаются очень редко, то со случаями неправомерных действий работников ГИБДД сталкивался практически каждый водитель. Что делать в таком случае?

В таком случае на помощь придет памятка водителю при общении с ДПС в 2020 году, где рассмотрены основные правила проведения процессуальных действий, правила поведения сотрудников ГИБДД, а также административный регламент, которым руководствуются представители ДПС в 2020 году.

В данной статье мы рассмотрим конкретные ситуации, в которых оказываются автолюбители на дорогах. По данным ситуациям будут даны не только полезные советы по общению с работниками ГИБДД, но и специальные знания, благодаря которым можно выстроить правильную тактику общения с правоохранителями и избежать возможных конфликтов.

Водителя останавливают

Согласно с требованиями, изложенными в Приказе МВД №185, а также в Приказе №329, к основаниям, из-за которых инспекторы ДПС имеют право останавливать транспортное средство, относятся:

  • Визуально установленные, или определенные с помощью специальных технических средств, признаки нарушений требований безопасности дорожного движения на транспортном средстве;
  • Наличие объективных данных (служебной ориентировки, информация от третьих лиц, других постов ДПС или дежурных) о том, что лица, находящиеся в транспортном средстве, причастны к совершению преступления, ДТП или другого административного правонарушения;
  • Данные о том, что автомобиль, который останавливают работники ГИБДД, находится в розыске или может использоваться для противоправных целей;
  • Необходимость опроса водителя и пассажиров автомобиля в качестве очевидцев преступления или ДТП, при котором они присутствовали;
  • Привлечение пассажиров транспортного средства в качестве понятых;
  • Необходимость использования автомобиля или водителя для оказания помощи работникам ДПС или участникам дорожного движения;
  • Проверка водительских документов на право транспортировки определенных грузов, на право управления транспортным средством, самой документации на автомобиль, а также документов, которые удостоверяют личности пассажиров, находящихся в транспортном средстве. Отметим, что общение с ГАИ по поводу проверки документов может проводиться исключительно на полицейских контрольных пунктах, КПП или стационарных постах ГИБДД;
  • Проведение специальных мероприятий, санкционированными распорядительными актами высших руководителей МВД и ГИБДД, направленных на проверку и установление личностей водителей транспортных средств и грузов, которые транспортируются.

Иные случаи остановки

Остановки в других случаях, кроме перечисленных, расцениваются как нарушение служебной дисциплины, согласно с «Наставлениями по службе ДПС ГИБДД». Согласно с данным документом, остановка и проверка документов, а также иные действия, не мотивированные вышеперечисленными пунктами, проводятся вне зоны ответственности поста ДПС.

Водителя остановили

Как должно проходить общение с сотрудниками ГИБДД в случае непосредственной остановки транспортного средства? Согласно с п.67 Приказа №185, а также главы 4 Приказа МВД №6, после остановки инспектор ДПС обязан подойти к автомобилю, представиться (указать свои ФИО, а также должность и звание), вкратце объяснить причину, по которой транспортное средство остановлено, а также объяснить суть проблемы и необходимые для этого действия со стороны водителя.

При проверке документов не обязательно передавать их непосредственно в руки инспектору — достаточно лишь показать их (например, приложить к стеклу), а в случае требования передачи документов на руки можно опровергать такие требования на основании вышеназванных Приказов. После проверки документов не следует бежать за инспектором для «общения» в служебном автомобиле: выход из транспортного средства — это право, а не обязанность водителя.

Согласно с п.70 Приказа №185, а также п.18.4 Приказа №6, инспектор ДПС вправе требовать от водителя выхода из транспортного средства в следующих случаях:

  • Устранить существующие неисправности, которые имеются на автомобиле, или же устранить существующие нарушения правил перевозки грузов.
  • При наличии оснований для вывода о том, что водитель находится в состоянии опьянения (токсического, алкогольного или наркотического), или же при наличии признаков болезненного состояния.
  • Проведение проверки узлов и агрегатов на ТС, а также бортовых номеров в присутствии водителя.
  • В случае необходимости проведения досмотра автомобиля.
  • В случае, если водитель или пассажиры подозреваются в совершении преступления и/или представляют опасность для инспектора ДПС.
  • При необходимости оказания помощи или сотрудникам полиции, или участникам дорожного движения.

Видео: Юрист о правилах общения с сотрудниками ГИБДД

На водителя оформляют протокол

Наиболее конфликтная, запутанная и непонятная для многих автолюбителей процедура — это оформление административного протокола. Тут также необходимо знать, как проходит общение с сотрудниками ДПС.

В административном праве существует небольшая хитрость, которая играет на руку водителю — презумпция невиновности, согласно с которой никто не может быть виновным до тех пор, покуда его вина не будет фактически доказана (согласно с основными положениями ст. 49 Конституции). Водитель должен требовать прямые доказательства собственной вины в любом случае, вне зависимости от нарушения — будь-то пересечение двойной сплошной или же совершение наезда на пешехода. Нужно помнить главное правило: кто обвиняет, тот и доказывает вину обвиняемого.

Часто, при составлении административного протокола, инспекторы требуют от водителей или пересесть к ним в служебное авто, или проследовать в «стакан» или пикет — этого можно и не делать, поскольку такой обязанности за водителями не закрепляется. Обязанность будет только в том случае, если будет оформляться протокол задержания лица, согласно с требованиями ст. 27.3 КоАП. Подчеркиваем, что задержание лица может проводиться только в единичных, исключительных случаях. А административный протокол, его форма, содержание, все сведения и правила заполнения определяются ст. 27.4 КоАП.

Необходимо запомнить следующие советы при заполнении протокола:

  • Объяснения и подпись водителя — это его право, но снова не обязанность. Поэтому: водитель должен внимательно прочитать протокол, найти строчку, где написано «Подпись нарушителя», а далее необходимо зачеркнуть слово «нарушителя» и вписать поверх слово «водителя». Это важный нюанс — водитель тем самым опровергает, что является нарушителем.
  • Обязательно на свободном месте в протоколе необходимо сделать надпись «не согласен» — позже, при рассмотрении обращения на неправомерные действия сотрудника ГИБДД, будет ясно, что водитель с первых минут не соглашался с действиями инспектора.
  • Водителю должна быть передана копия составленного протокола, после чего, в протоколе сотрудника ДПС, необходимо оставить пометку «требую юридической помощи» (согласно со ст. 25.5 КоАП). Такая пометка может ставится на любых протоколах — именно данное действие поможет водителю в позднем времени обжаловать вынесение решения по протоколу. И, как правило, данная запись при рассмотрении дела в суде позволяет отменить решение работника ГИБДД по причине нарушения регламента процессуальных действий.
  • Чтобы в графе «свидетели» не появились случайные лица, которые были привлечены позже инспектором, необходимо в пустой графе поставить широкий росчерк.

Одно из самых главных условий, которое дополняет правила общения с сотрудником ГИБДД: не следует поддаваться на какие-либо провокации со стороны работников полиции. Водитель должен помнить, что около 80% всех составленных протоколов содержат в себе существенные нарушения по КоАП, поэтому в большинстве случаев водитель должен доказывать только свою позицию.

Протокол за превышение скорости

Как мы уже отмечали, инспекторы ДПС должны доказывать виновность водителя, но никак не водитель собственную невиновность. Следует запомнить этот главный секрет общения с ГИБДД и никаких проблем возникать не будет.

Что касается составления протокола за превышение скорости, то следует руководствоваться следующими правилами: радар, с помощью которого замерялась скорость автомобиля, должен продемонстрировать, что эта скорость принадлежит именно остановленному водителю и показатели сняты именно перед остановкой. В остальных случаях, когда инспекторы ДПС показывают «фен» с непонятными цифрами, можно смело оспаривать протокол.

Протокол за загрязненные знаки

В принципе невозможно составление протокола о правонарушении, поскольку самого правонарушения и его ключевого фактора — вины, не было. Конечно, согласно с ГОСТом 50577-93 нельзя управлять транспортным средством, номерные знаки которого в темное время суток не видны с 20 метров при освещении фонарем инспектора.

Но для того, чтобы зафиксировать данное нарушение, необходимо создавать условия, приближенные к заданным, что на практике никогда не применяется. Поэтому на практике обычно водителя просят просто протереть номера и не выписывают штрафы.

Протокол за непристегнутый ремень

У инспектора ГИБДД закончились аргументы? Тогда последний шанс — это привлечение водителя за непристегнутый ремень безопасности. На это можно дать простой и резонный ответ: «нельзя управлять транспортным средством без пристегнутых ремней во время езды, а я, как водитель, снял ремни буквально только что, пока вы ко мне подходили».

Можно сделать следующий вывод: практически любая ситуация, возникшая на дороге, требует доказательств со стороны инспекторов ГИБДД. Водители в большинстве случаев защищены законом, но не имеют представлений о том, как воспользоваться своими правами. Отметим, что в последние несколько лет важные изменения, которые внес Приказ №185, дают больше прав для водителей, а при наличии знаний и в предыдущих Приказах и должностных инструкциях, водитель может умело общаться с представителями ГИБДД, при этом избегая конфликтных ситуаций и не лишаясь собственных денег.

Обязанности инспектора ДПС при остановке транспортного средства

Для каждого водителя остановка инспектором ДПС на дороге является неприятным моментом. Дело в том, что мы просто не знаем своих прав и обязанностей полиции на дороге, поэтому всегда боимся получить определенные неприятные моменты от общения с сотрудниками этой службы. На самом деле, стоит изучить законы, связанные с отношениями полицейского и гражданина, поскольку в будущем развитие правового государства подразумевает много важных тонкостей, в частности, взаимодействие с полицией станет нормальным процессом. Поэтому нужно перестать бояться каждой встречи с ГИБДД и воспринимать взмах полосатой палочкой перед вашим автомобилем как возможность пообщаться с человеком и расширить свой круг впечатлений.

Ваша встреча с полицейским может оказаться неприятной только в том случае, если вы нарушили правила. Если же никаких нарушений нет, можно полностью избавиться от страхов и получить вполне адекватные возможности общения с инспектором. Поэтому в первую очередь для спокойного общения в ГИБДД следует прекратить нарушать правила дорожного движения. В нашей стране все больше регулировки дорожного движения приходится на радары и камеры, поэтому нарушать сегодня совершенно не выгодно. Как вы можете убедиться на практике, нарушая правила, вы не выигрываете ни в плане времени, ни в плане денег. Поэтому будьте осторожны и запомните несколько простых правил встречи с сотрудником полиции.

Главные обязанности инспектора ГИБДД при остановке автомобиля

Первым делом, что бы ни случилось, и по какой бы причине ни произошла остановка, инспектор обязан представиться. Вы можете переспросить фамилию и звание, а также переписать номер удостоверения, если вам это необходимо. Предъявить удостоверение сотрудник полиции обязан по требованию. Водитель же имеет право находиться в автомобиле до тех пор, пока полицейский не попросит его выйти для определенных процедур проверки. Передача документов в руки полицейскому – законное требование, вопреки доводам многих псевдоюристов. Также в обязанности инспектора входят следующие действия:

  • вежливое общение с водителем, отсутствие повышенных тонов и окрашенной в негативные эмоции лексики;
  • препятствование незаконным действиям (к примеру, тайная съемка является незаконной, а вот с предупреждением инспектора все становится легальным);
  • соблюдение порядка проверки документов и отсутствие искусственного затягивания времени выполнения проверок;
  • предупреждение о совершенных нарушениях или прочих проблемах, которые присутствуют у транспортного средства или непосредственно водителя;
  • предложение водителю подписать протокол о нарушении правил дорожного движения (можно делать это прямо в автомобиле.

Вас могут попросить выйти из машины только в том случае, если инспектор заподозрит крайне неприятные нарушения. К примеру, для получения оснований медицинского освидетельствования необходимо убедиться, что водитель может находиться в состоянии алкогольного опьянения. Также выйти из машины сотрудники ГИБДД просят в случае совпадений по описанию транспорта с ориентировками на разыскиваемые автомобили. Если вы ничего не нарушали и не воровали автомобиль, можете смело выходить из авто и доказывать, что инспектор не прав. Но лучше обойтись без грубостей, так как права полиции в последние годы значительно расширили.

Как инспектор ГИБДД может проводить досмотр автомобиля?

Одно из самых отъявленных нарушений полиции на дорогах – проведение досмотра транспортного средства. Многие водители интуитивно понимают, что просто так посмотреть их багажник полиция не имеет никакой правовой возможности. Но незнание законов заставляет каждый раз безмолвно открывать крышку багажника и показывать все его содержимое. Инспекторы ГИБДД действительно имеют полное право потребовать досмотр багажника, но в таком случае необходимо соблюдение определенной процедуры, которая гарантирует вам безопасность. Возможно, вы везете очень ценные вещи, а инспектор окажется алчным и захочет их украсть. Процедура досмотра следующая:

  • инспектор формирует нормальный повод досмотра, в частности, происходит розыск автомобиля вашей марки или есть ориентировка на перевозку наркотиков;
  • приглашаются двое понятых из числа прохожих, но никак не полицейские или знакомые инспектора (это могут быть ваши попутчики);
  • багажник открывает владелец автомобиля, инспектор находится на расстоянии вытянутой руки от машины;
  • осмотр происходит только со стороны, полицейский не имеет права запускать руку в багажник и передвигать там определенные вещи;
  • сотрудник ГИБДД может попросить водителя передвинуть или перевернуть какие-либо вещи в багажнике;
  • также полицейский имеет право попросить поднять фальш-пол, чтобы изучить область хранения запаски;
  • по результатам досмотра багажника обязательно составляется документ – протокол досмотра.

Если при всем этом у инспектора возникнет подозрение в том, что вы перевозите запрещенные грузы, он имеет право арестовать вас до выяснения обстоятельств, вызвать группу быстрого реагирования полиции и добавить вам проблем в жизни. В протоколе инспектор описывает процесс досмотра и делает вывод, что подозрительные предметы не обнаружены. Если протокол не составлен, досмотр произведен с нарушениями, вы можете подать жалобу на конкретного служащего дорожной полиции. Впрочем, лично для вас ничего приятного это также не даст.

Читать еще:  Договор мены транспортных средств

Что делать, если сотрудник ДПС ведет себя недопустимым образом?

Особенно важен вопрос о том, как поступать в случае неуставного поведения инспектора ГИБДД. Каждый день в интернете появляются новые видео с героями полицейскими, которые останавливают автомобили в нетрезвом состоянии, без документов или разнарядки на патрулирование, а также на личных автомобилях и без жезлов, с претензиями и без уставного представления водителю. Инспекторы используют методы запугивания и прочие неприятные ситуации, которые нередко заставляют водителя испугаться и следовать всем указаниям сотрудника дорожной полиции. В таком случае нужно сделать следующее:

  • вежливо предупредить сотрудника полиции о том, что он нарушает описанные в законе отношения полиции и граждан;
  • по возможности записать его разговор на регистратор или мобильный телефон, предварительно предупредив об этом;
  • закрыть двери и окна автомобиля, чтобы избежать агрессивного проявления со стороны неадекватного инспектора;
  • позвонить по номеру горячей линии ГИБДД (495) 694-92-29 и доложить о сложившейся ситуации;
  • на место выедет патрульная служба, которая быстро разберется с тем, кто и почему виновен в сложившейся ситуации;
  • обязательно дождаться приезда сотрудников полиции, не подпуская к себе неадекватного инспектора;
  • по приезду службы описать все события и показать видео или включить аудио в записи тех событий.

Все это поможет вам легко получить необходимую законную защиту от противоправных действий. Но будьте осторожны. Если инспектор вел себя вполне адекватно, а вы просто решили избежать законного наказания и оклеветать сотрудника ДПС, подобное поведение будет адекватно наказано. Лучше пользоваться горячей линией ГИБДД в явных случаях напора и требования взятки. В таком случае вы все равно не избежите наказания за совершенное нарушение, но сможете защитить себя и других водителей от действий неадекватного инспектора. Вот типичный пример крайне ловкого и не совсем законного поведения инспектора ДПС:

Подводим итоги

Нормальное отношение полиции к водителям сегодня встречается гораздо чаще, чем невероятное хамство и попрошайничество, которое имело место ранее. Сегодня полиция запугана обилием камер и других средств фиксации, жесткие увольнения при требовании взятки являются одним из самых важных неприятных моментов в службе. Поэтому в большинстве случаев ГИБДД старается вести себя нормально. Если же вам встретилось на дороге исключение, дайте знать об этом на горячую линию инспекции. Только так можно своими руками излечить ДПС от хамства и безобразия. Впрочем, таких неприятных проявлений там осталось еще очень много.

Если вы хотите полностью защитить себя от произвола ГИБДД, не нарушайте правила. Когда вы уверены в своей правоте, даже самый искусный требователь взяток получит по заслугам. Но для этого нужно хорошо знать правила дорожного движения, а также понимать все обстоятельства возможного наложения штрафа или конфискации прав на определенный период. Знать свои обязанности также важно, как и обязанности инспектора ГИБДД. Когда был последний раз вашей неприятной встречи с сотрудниками ДПС, и действительно ли что-то поменялось в последние годы?

Права водителя при остановке ГИБДД

Поговорим о правах, которые у вас есть при остановке машины инспектором ГИБДД: что можно делать, что требовать, от чего отказаться и что контролировать. Все эти права — из Конституции, закона о полиции, административного кодекса и регламента для сотрудников ГИБДД.

Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится

Переслать через вотсап

Сохраните себе эти картинки, чтобы использовать их при встрече с инспектором. И делитесь с другими водителями: чем больше юридически грамотных автовладельцев, тем меньше произвола со стороны ГИБДД.

Скачайте картинки с инструкцией к себе на телефон, чтобы всегда помнить о своих правах

Право не выходить из машины, когда остановил инспектор

Как это работает. Когда инспектор останавливает машину, он сам сразу же подходит к водителю. Водитель не обязан выходить из машины. Он может сидеть на месте и слушать, чего хочет инспектор. Сотрудник ГИБДД подходит к машине со стороны водителя (п. 48). И только если что-то мешает или есть опасность, он может подойти с другой стороны.

Инспектор может попросить водителя выйти из машины, если есть конкретные причины. Например, нужно провести досмотр, составить протокол или есть подозрения, что водитель пьян (п. 93). При проверке документов выходить необязательно: сам факт остановки не означает, что водитель должен сразу покинуть салон и встать рядом с инспектором или идти в патрульную машину.

Право узнавать причину остановки или ограничений движения

Как это работает. При остановке машины инспектор обязан объяснить, почему ее остановили, какие документы нужно показать. Не водитель спрашивает, а инспектор говорит сам и сразу. Причин для остановки машины достаточно. Это может быть проверка документов или какой-то рейд.

Иногда говорят, что инспекторы не могут проверять у водителя документы: якобы это не повод останавливать машину. Действительно, раньше документы могли проверять только на стационарных постах, но такое ограничение отменили. По новому регламенту это повод для остановки на дороге: инспектор имеет право попросить права, полис ОСАГО или пластик, даже если нарушений не было.

По регламенту инспектор может проверить документы еще и у пассажиров. Есть мнение, что такие проверки противоречат праву на личную неприкосновенность и свободу передвижения. Но таков регламент.

Право объяснить свои действия или не давать показания

Как это работает. Даже если водитель что-то нарушил — превысил скорость, пересек сплошную, едет без полиса ОСАГО, — он может объяснить, почему так поступил. Причина может повлиять на наказание, например стать смягчающим обстоятельством при назначении штрафа. Иногда это и вовсе исключает вину водителя. В любом случае инспектор обязан выслушать объяснения и занести их в протокол.

Если водитель не хочет ничего объяснять, имеет право: по Конституции никто не обязан свидетельствовать против себя или родственников. Даже если есть грубое нарушение, водителя поймали на попытке дать взятку, он угнал машину или подделал документы на груз, можно молчать. Поможет это или нет — другой вопрос, но такое право есть, и им можно пользоваться.

Право снимать инспектора на камеру

Как это работает. В новом регламенте нет пункта о видеосъемке. Некоторые инспекторы этим пользуются: говорят, что снимать их действия запретили. На самом деле можно вести видеозапись всех действий сотрудника ГИБДД или полицейского. А потом использовать эту съемку как доказательство в суде — например что у водителя требовали взятку или досмотр провели без понятых и протокола.

Иногда запретить съемку все-таки могут. Но для этого нужен документ и основание — например проводится оперативное мероприятие или что-то связано с гостайной. Просто так инспектор ГИБДД не может запретить видеосъемку. У МВД на этот счет однозначное мнение.

Скачайте картинки с инструкцией к себе на телефон, чтобы всегда помнить о своих правах

Право узнать телефон дежурной части инспектора, его должность, звание и фамилию

Как это работает. Когда инспектор подходит к водителю, он обязан представиться. Водитель имеет право попросить служебное удостоверение. Можно узнать номер дежурной части или подразделения и позвонить туда для проверки: точно ли этот сотрудник там служит, действительно ли он сейчас при исполнении и правда ли, что есть ориентировка на такую же машину.

Узнавать подразделение ДПС полезно еще и для жалоб. Сам по себе вопрос о месте службы может сделать инспектора вежливее и заставить его внимательнее относиться к правам водителя.

Право изучить протокол, акт или постановление, получить их копии

Как это работает. Если инспектор заметил превышение скорости, провел осмотр автомобиля, установил алкогольное опьянение, задержал машину, забрал из нее какие-то вещи, то должны быть документы. В зависимости от мероприятия это может быть акт, протокол или постановление. Например, при осмотре составляют акт, а при досмотре — протокол. Если составить не тот документ, результаты можно признать недействительными.

В любом случае водитель имеет право изучить протокол и внести в него уточнения. Инспектор обязан показать ему, что там написано, и отдать на руки копию. Все это помогает оспаривать штрафы, доказывать чужую вину и получать компенсации.

Право не подписывать протокол и указывать разногласия

Как это работает. Когда инспектор составит протокол, он покажет его водителю. Не сразу отдаст копию, а сначала даст ознакомиться. Водителю предложат подписать протокол, но с этим не надо торопиться.

Во-первых, протокол можно вообще не подписывать. Но наличие такого права не дает преимуществ: в протоколе напишут, что водитель не стал подписывать, а от штрафа это не спасет. Лучше использовать другое право — предоставить объяснения и замечания. Например, что инспектор что-то указал не так или водитель нарушил по такой-то причине. Или что свидетелей на самом деле не было, а вместо осмотра инспектор провел досмотр. Это пригодится в суде.

Если в протоколе есть ошибки оформления, например не та дата или данные водителя, об этом можно не писать и потом использовать для полной отмены: неправильно заполненные документы вообще могут не принять в суде, тогда и штраф не назначат.

Право ничего не платить на месте

Как это работает. Инспектор ГИБДД не может требовать деньги, даже если водитель что-то нарушил. Водители не платят штрафы напрямую инспектору. Их нужно платить в бюджет через банк или с карты.

Если инспектор предлагает договориться на месте и обещает скидку, он вымогает взятку. Скидку 50% можно получить и при оплате штрафа на госуслугах, а намеки инспектора могут привести к уголовной статье. За дачу даже небольшой взятки могут оштрафовать на сотни тысяч рублей или приговорить к лишению свободы.

Если у вас требуют деньги, откажитесь или напишите жалобу. Такое предложение может быть провокацией: за поимку взяткодателей сотрудникам светят новые звания и премии.

Если у вас работают водители, предупредите их о том, что для взяток в интересах компании штрафы еще больше. Водитель получит приговор, а работодатель запросто потеряет миллион.

Скачайте картинки с инструкцией к себе на телефон, чтобы всегда помнить о своих правах

Право требовать понятых или видеозапись при досмотре

Как это работает. Если инспектор хочет провести досмотр машины, у него должны быть основания. Например, есть подозрения, что в машине находятся преступники или незаконно перевозят оружие. Это не то же самое, что осмотр: для него другие основания и отличается процедура.

При досмотре всем нужно выйти из машины, а инспектор имеет право трогать вещи. Но при этом обязательно нужны понятые или видеозапись. При осмотре их может не быть, но там и вещи трогать нельзя, и выходить из машины необязательно. Если инспектор не позвал понятых, не ведет запись, но при этом проводит досмотр, можете ему не мешать, но потом запишите в протоколе, что понятых не было. Результаты досмотра будут недействительными — их не признают доказательствами.

Без понятых и протокола можно отказаться от досмотра. Пусть вызывают начальство из дежурной части: в конфликтных ситуациях так положено (п. 51). Но не забудьте, что если требования законные, то их нужно выполнять.

Право не отдавать водительские права без решения суда

Как это работает. Бывает, что прямо на дороге инспектор нашел основания для лишения прав. Например, водитель пьян, ездит с чужими номерами или пересек двойную сплошную. Забрать права на месте не могут. Для этого нужно решение суда, которое вступило в силу.

На месте инспектор может только составить протокол. Потом его передают в суд. Даже если решение суда не в пользу водителя, его можно обжаловать. Пока постановление не вступило в силу, права забрать не могут и водитель имеет право ими пользоваться. Много лет назад права забирали сразу, но сейчас это условие не действует.

Если постановление о лишении прав вступило в силу, их нужно сдать как можно скорее. По закону на это есть три рабочих дня. Если не сдать их вовремя, срок лишения прервется, а за вождение машины грозит штраф.

Право на медицинское освидетельствование

Как это работает. Если у инспектора есть подозрения, что водитель пьян, ему могут предложить пройти проверку на алкоголь, по-простому — подышать в трубочку. Но водитель может отказаться. Тогда он пройдет медицинское освидетельствование, то есть сдаст пробы в лаборатории.

Такое право может пригодиться, если есть сомнения в точности алкотестера, его поверке и пломбах. Или если инспектор не соблюдает процедуру проверки и не составил протокол. Результаты проверки влияют на штрафы, лишение прав, отстранение от управления, выплаты по ОСАГО и потерю работы. Медицинское освидетельствование обычно точнее проверки на алкотестере — пользуйтесь этим правом в спорных ситуациях на дороге.

Право на жалобы, защиту прав и компенсацию убытков

Как это работает. Когда инспектор ГИБДД нарушает ваши права, он несет за это ответственность. На его действия или бездействие можно жаловаться, результаты проверок и протоколы можно оспаривать, доказательства — признавать недействительными, штрафы — отменять, права — возвращать.

Если из-за нарушения прав водителю причинен ущерб, можно требовать компенсацию от МВД. Чаще всего это ни к чему не приводит, но есть случаи, когда водители добивались своего и получали выплаты из бюджета.

Даже если не доводить до компенсации ущерба, можно отменить постановление о штрафе или лишении прав. Мы уже рассказывали истории водителей, которые так делали.

Правила и техника общения с ГИБДД или что делать, если вас остановил инспектор ГИБДД

Умение находить общий язык с инспектором ГИБДД в тандеме с соблюдением правил дорожного движения можно в некотором роде назвать искусством. Автовладельцам, пользующимся своими транспортными средствами ежедневно, будет очень полезно овладеть этим искусством, так как от неприятных сюрпризов на дороге никто не застрахован. Данная статья представляет собой что-то вроде алгоритма действий для водителя, которого остановил на дороге инспектор ГИБДД.

Читать еще:  Разрешены ли шторки на передних стеклах автомобиля?

Правильная остановка и парковка

Итак, начнём с самого начала, а именно, с того момента, когда вы заметили поднятый вверх жезл ГИБДДшника, который недвусмысленно намекает на то, что необходимо остановиться. Сохраняя спокойствие, включите правый поворотник и, убедившись, что вы не мешаете движению на дорожной полосе, приступайте к остановке на обочине. Будьте внимательны, ведь за вами следит сотрудник органов автоинспекции, который не прибегнет оштрафовать вас в случае неправильной парковки.

Если останавливающий сигнал инспектора застал вас в том месте, где парковка запрещена, здесь необходимо знать следующее. Согласно п. 66 «Административного регламента ГИБДД» недопустимой является остановка ТС на тех участках дороги, где это запрещено, за исключением нескольких случаев: когда это необходимо, чтобы остановить преступление, когда движение ТС несет в себе угрозу жизни, здоровью и имуществу участников ДД, а также тех случаев, когда место остановки обозначено патрульным автомобилем с включенными световыми сигналами или иными средствами регулирования движения. В крайнем случае, инспектор должен жезлом или словами при помощи мегафона обозначить место парковки. Если патрульной машины нет, и вы не получили внятного указания о том, где нужно остановиться, безопаснее будет проехать до места, где парковка разрешена ПДД.

Обязан ли водитель выйти из машины после остановки?

Нет, не обязан. Вы можете, если хотите, выйти из машины или приблизиться к инспектору, сдав назад, но вы не обязаны этого делать. Согласно правилам, сотрудник органов автоинспекции сам должен незамедлительно подойти к остановленному им транспортному средству. Более того, лучше заблокировать двери, по крайней мере, до тех пор, пока вы не убидитесь, что перед вами дейтсвительно представитель власти, находящийся при исполнении.

Нужно ли включать аварийную сигнализацию при остановке инспектором ГИБДД?

Случаи, когда включение «аварийки» является обязательным, чётко обозначены в ПДД. Достаточно просто их выучить, чтобы не включать аварийную сигнализацию «на всякий случай» по любому поводу. В частности, если вы просто спокойно остановились по требованию инспектора ГИБДД в том месте, где разрешена парковка, «аварийка» вам совершенно ни к чему.

Какие документы участник дорожного движения обязан предъявить инспектору?

Предъявлять инспектору документы следует по одному и только после того, как он вас об этом попросил. Документы необходимо передавать инспектору лично в руки для того, чтобы он смог убедиться в их подлинности.

По требованию инспектора владелец ТС должен предъявить следующие документы:

  • водительское удостоверение, подтверждающее право на управление ТС соответствующей категории;
  • регистрационный документ на ТС (документ, подтверждающий право владения или использования автомобиля);
  • ОСАГО (обязательное страхование авто гражданской ответственности).

Для такси, общественно и военного транспорта существуют дополнительные документы, которые, согласно действующему законодательству, обязан предъявить водитель.

Для владельца же личного ТС сверх перечисленных документов предъявление каких-либо еще бумаг не является обязательным. Иначе говоря, если инспектор попросит вас показать гражданский паспорт «для уточнения», вы в праве этого не делать. Что касается талона технического осмотра, то с 2012 года его иметь при себе не обязательно: достаточно полиса ОСАГО, так как без действительного талона техосмотра получить такой полис невозможно.

Обязательно убедитесь в том, что в документах, которые вы передаёте в руки инспектору, нет ценных бумаг или денег! В противном случае, вам будет практически невозможно доказать, что вы не пытались предложить взятку госслужащему при исполнении.

Что участник дорожного движения вправе потребовать у инспектора ГИБДД?

Вы вправе требовать от сотрудника автоинспекции всё то, что он обязан предъявить или сделать согласно пункту 20 «Административного регламента ГИБДД», а именно, чтобы он представился (должность, звание, имя и фамилия) и чётко сформулировал причину остановки вашего автомобиля. Кроме этого, сотрудник ГИБДД по требованию водителя обязан предъявить своё служебное удостоверение в развёрнутом виде. Помните, что удостоверение вам в руки автоинспектор передавать не обязан, поэтому не настаивайте на этом!

Как правильно общаться с инспектором ГИБДД?

Будем откровенны, среди сотрудников автоинспекции встречаются разные люди. Но никто из них не любит хамства и неуважения к себе. Постарайтесь максимально вежливо и спокойно общаться с инспектором даже, если вы не нарушили ни одного из правил ДД. Вежливость может помочь вам избежать штрафа, а вот паника и оскорбления точно ничего хорошего вам не принесут.

Хорошо, если вы сможете записать ваш разговор с инспектором на камеру на мобильном, диктофон или на видеорегистратор вашего авто: так вы сможете защитить себя в случае, если намерения инспектора не совсем законны. Это не является нарушением правовых норм, поскольку сотрудник государственной службы при исполнении подчиняется «Закону о Полиции», подразумевающему открытость и публичность (статья 8 данного закона).

Чем грозит неподчинение инспектору ГИБДД?

Согласно статье 19.3 «Кодекса РФ об Административных правонарушениях» неповиновение гражданского лица требованиям или распоряжениям сотрудников правоохранительных органов, находящихся при исполнении, влечёт за собой штраф в размере от пятисот до тысячи рублей или административный арест сроком на 15 суток. Разумеется, ситуация усугубится, если будет иметь место не только неповиновение, но и оскорбление инспектора ГИБДД при исполнении.

Забирать права и, тем более, автомобиль за неподчинение собственным требованиям автоинспектор не имеет права!

При взаимодействии с инспектором ГИБДД помните о поговорке «Знание — сила». Ваши знания ПДД, ваших прав и обязанностей, а также прав и обязанностей представителей власти не раз помогут вам выйти из различных дорожных ситуаций с минимальными потерями.

Памятка автовладельцу: права водителя перед сотрудником ДПС в 2020 году

Не все водители, которых останавливает инспектор ГИБДД, знают свои права и обязанности. И именно это даёт повод инспекторам нарушать права водителей. Как поступить в таком случае? Какие меры необходимо принять? В данном случае водитель может воспользоваться памяткой, в которую помещены права водителя перед сотрудником ДПС 2020. Зная их, каждый водитель может смело действовать на дороге при любой остановке сотрудником ДПС.

Законодательное регулирование и причины остановки

Какие основания должен иметь инспектор, чтобы он мог остановить водителя? Все эти основания перечислены в Приказе МВД №664 (который заменил старый приказ под номером 185). Если говорить о старом приказе и о новом, то каких-то сильных изменений не произошло. В основном все поправки носят орфографический характер, причины остановки и права водителей остались прежними. Единственное изменение, которое может быть интересно, касается судей. Но мы в основном рассматриваем стандартные случаи остановки водителей.

  1. Если установлено визуально или же определено при помощи специального технического оборудования, что есть признаки нарушений правил безопасности дорожного движения на транспортном средстве.
  2. Если у инспектора есть объективные данные, что лицо, которое находится в автомобиле, причастно к совершению преступления, дорожно-транспортного происшествия или же административного правонарушения. Данные к инспектору могут поступать от других постов ДПС, от третьих лиц, а также могут быть получены ориентировки.
  3. Если есть информация, что транспортное средство находится в розыске или же оно может применяться для противоправных действий.
  4. Если требуется, чтобы водители или пассажиры выступили в роли очевидцев ДТП или другого преступления, при котором они присутствовали.
  5. Требуется, чтобы находящиеся в автомобиле люди выступили в качестве понятых.
  6. Если требуется приобщить автомобиль или водителя для оказания помощи сотрудникам ДПС или участникам ДТП.
  7. Если сотрудник решил проверить водительские документы на право перевозить определённые грузы. Также сотрудник может проверить имеет ли водитель право управлять транспортным средством, проверить документацию на машину. Также инспектор может проверить документы всех, кто находится в автомобиле. Стоит знать, что документы инспекторы имеют право проверять в любом месте. Раньше могли только на стационарных пунктах ГИБДД, на полицейских контрольных пунктах или же на КПП. Но на данный момент такое правило отменили.
  8. Если проводятся санкционированные мероприятия высшими руководителями ГИБДД или же МВД при помощи специальных распорядительных актов. Проверка направлена на установление личностей водителей, а также грузов, которые перевозятся.
  9. В новом приказе говорится, что слово «водитель» заменено на слово «гражданин». Это означает, что инспектор имеет полное право проверять документы не только у водителя, но и у всех пассажиров, которые едут в автомобиле. Также инспектор может проверить документы даже у пешехода.

Действия сотрудников ДПС при остановке водителя