Что нужно для работы водителем трамвая
Dent-repair.ru

Автомобильный портал

Что нужно для работы водителем трамвая

Почему я стал водителем трамвая, а не троллейбуса. Реальная история жителя Челябинска

Выбрать профессию в 17 лет и любить её всю жизнь, увы, получается не у всех. А признать, что путь неверный, и решиться в корне изменить свою жизнь и вовсе удаётся единицам. Иногда и сама жизнь заставляет нас освоить другую профессию. За жизнь можно успеть научиться многому. Главное — это умение и желание учиться.

Сегодняшний герой журнала Reconomica , Олег из Челябинска, стал водителем трамвая в 30 лет. Кажется, что водитель трамвая — одна из тех профессий, которая уже устарела, однако во многих городах именно трамвайные пути позволяют людям добираться до работы быстро и с комфортом. Олег рассказал о причинах выбора этой профессии и нюансах, с которыми он вынужден сталкиваться.

Как я решил переквалифицироваться

Меня зовут Олег, живу в Челябинске.

Несмотря на устойчивую безработицу, полностью переквалифицироваться абсолютно на другую специальность достаточно несложно. Главное — решиться на это и пойти без лишних колебаний.

В момент, когда я три месяца сидел без работы, мне не приходилось выбирать: стоит обучаться или нет.

Набор на курсы водителей троллейбусов и трамваев

Итак, в одном из трамваев я увидел объявление о наборе на курсы водителей троллейбусов и трамваев. Условия были более чем привлекательны:

  • бесплатное обучение в течение 5 месяцев (3 месяца теория, 2 — практика),
  • иногородним предоставляется общежитие,
  • стипендия за время учебы в размере 1 МРОТ,
  • трудоустройство.

Из предполагаемых затрат собственных средств было только прохождение водительской медицинской комиссии, которая стоила приблизительно 3 000 руб.

Водитель трамвая или троллейбуса. Что выбрать?

Нужно отметить, что в нашем городе, число жителей в котором превышает миллион человек, работают два трамвайных и два троллейбусных депо. Маршруты ЧелябГЭТ проходят по всему городу, включая и такие отдаленные районы, как Металлургический, Советский, Тракторозаводский. Вопроса с выбором наиболее подходящего депо был решен в пользу трамвайного депо №2.

Выбор самой профессии (водитель трамвая или троллейбуса) был определен, не исходя из своих каких-то личных предпочтений, а просто — на трамвай учиться сложно, работать легче, на троллейбус же — в точности наоборот, с учетом обещанной заработной платы:

  • водитель трамвая – 25 000 рублей,
  • водитель троллейбуса – 30 000 руб.

Также я понимал, что при любом ДТП трамвай всегда прав и имеет преимущество перед другими участниками дорожного движения, а троллейбус является равноправным его членом, и вина шофера в этом случае определяется ПДД. Выбор был однозначно остановлен на трамвае. И это, несмотря на различные виды автострахования (я имею в виду КАСКО и ОСАГО).

Курсы водителей трамвая

Сам процесс учебы на водителя трамвая, вопреки моим опасениям, показался не таким уж сложным и тяжелым. Учились с 8:30 до 13:00 (14:00).

Что мы изучали

Преподавали нам, в основном, ПДД, потому что сдавать на права нужно было в областном ГИБДД.

Кроме этого, действительно важного и нужного предмета, мы также проходили следующее:

  • психологию человеческих взаимоотношений,
  • правила эксплуатации подвижного состава,
  • устройство трамваев различных моделей и факультативно пару не особо запомнившихся учебных дисциплин.

Три месяца теории пролетели как один день. В группе учились 22 человека, из них 18 женщин и 4 мужчины. Сразу отмечу, что до финиша, получения водительских прав, по различным причинам дошли 17 человек.

Два месяца практики

Два месяца практики были гораздо интересней и содержательней:

  1. Три недели поездок на учебном трамвае в две смены вместе с наставником в группах по 6-7 человек. Никогда не забудешь, как в первый раз на трамвае под своим управлением выезжаешь в город. Трамвай-то учебный, но, все остальное: автобусы, пешеходы, автомашины и др. — все самое настоящее.
  2. Затем 240 часов (а это в среднем 30 полноценных смен) в качестве стажера на реальных городских маршрутах с настоящими пассажирами, соблюдением расписания и другими «прелестями» этой работы.
  3. В качестве заключительного этапа, стажировка 10 дней для закрепления результатов.
  4. Сдача своего рода государственного экзамена в ГИБДД (получение прав) и сдача экзамена своей службе дорожной безопасности.

Маршруты ЧелябГЭТ проходят по всему городу.

Трудовые будни водителя трамвая

После этого ты как молодой водитель выходишь на самостоятельную работу на закрепленный вагон с различными кондукторами, и начинается твоя трудовая деятельность.

График работы

Графики работы водителем трамвая разные:

  • 5 дней в первую смену, 2 выходных;
  • 6 дней во вторую смену, 2 выходных. Причем, 6 день в резерве.

Резерв, в свою очередь, означает, что ты и другие 6 водителей сидят в депо на случай: невыхода сменного водителя, ДТП, несчастного случая, поломки подвижного состава. Другими словами, сколько по ведомости вагонов должно работать в городе, столько и будет при любом раскладе.

Нарушения во время работы

Еще один нюанс — нарушения во время работы водителем.

Самое страшное — выход на работу с запахом алкоголя.

Непосредственно перед каждой рабочей сменой нужно проходить инструктаж по технике безопасности (рассказывают о последних изменениях движения, закрытии трамвайных линий и времени их перекрытия, о ДТП с участием трамваев) и врача, который в случае подозрения на опьянение дает дышать в трубку.

За такое нарушение, в зависимости от нужности водителей, следует либо сразу увольнение, либо перевод на полгода монтером пути (чистить трамвайные стрелки, выполнять другую работу). Естественно, что при таком переводе теряешь в зарплате минимум в 2 раза.

Водителем трамвая работать сложно, но можно.

Следующее по степени опасности нарушение — провоз в кабине постороннего человека или разговор во время движения с пассажирами.

За это лишают премии и забирают талон. Кстати, таких талонов всего три: красный, желтый и зеленый. При первом любом нарушении отнимают зеленый (его можно вернуть по истечении полугода), если за эти полгода еще одно нарушение — забирают желтый талон и т. д. Без красного талона выход водителя на линию невозможен.

В общем, водителем трамвая работать сложно, но можно. Это не самая сложная работа.

Как я стал водителем трамвая [Часть 2: Обучение]

Работа кондуктором, а вместе с ней и размышления, стоит ли ввязываться в авантюру с обучением на водителя, заняли у меня приблизительно три с половиной месяца. Так же работа немало поспособствовала принятию положительного решения: должность кондуктора оказалась не такой ужасной, как я ожидал, однако за то недолгое время, что я на ней проработал, успел понять, что труд кондукторов совершенно не ценится. Ни в материальном, ни в каком либо другом плане.

Когда решение было принято, необходимо было заручиться одобрением начальства, и я отправился к начальнику отдела эксплуатации (это отдел, отвечающий за пассажироперевозки, а если конкретнее – непосредственно за работу водителей и кондукторов). На тот момент эту должность занимала приятная и адекватная женщина (к моменту моего возвращения в парк, после обучения, её уже повысили до должности зам. директора парка по эксплуатации), так что с тем, чтобы получить заветную бумагу с одобрительной подписью, проблем не возникло. Затем на этом документе я собрал ещё целую коллекцию автографов: зам. директора парка по безопасности движения, директора парка, ещё кого-то, всех сейчас и не упомню, и направился проходить мед. обследование (то, что я проходил при устройстве на работу кондуктором, не подходило для водительской должности). А собрав все необходимые документы и вооружившись направлением из отдела кадров, отправился оформляться в Учебно-Курсовой Комбинат (далее УКК).

УКК – общий для всего Горэлектротранса (далее ГЭТ). То есть в нём проходит обучение и водителей трамвая, и водителей троллейбуса. Так же сюда направляют уже действующих водителей на повышение квалификации.

Я был удивлён, насколько оживлённым оказалось это место. И дело даже не в том, что УКК оказался совмещён с трамвайно-троллейбусным парком – учебные классы занимали 5 и 6 этажи, так что с водителями, кондукторами и прочими работниками ГЭТ’а мы могли столкнуться разве что в столовой, во время обеда, или в курилке. Удивило, что на каждую специальность набрана группа, а зачастую и не одна, численностью минимум человек пятнадцать. А как выяснилось позже, набор стабильно, с редкими и небольшими перерывами, продолжается. Стоит выпуститься одной группе, на её место уже набрана и приступает к обучению новая.

Позже преподаватели объясняли нам это желанием руководства омолодить водительский состав, и связанной с этим текучкой кадров: одна из главных проблем системы обучения, принятой в ГЭТ’е, заключается в том, что к моменту, когда ты получишь возможность сесть за управление трамвая или троллейбуса, прокатиться и понять, твоё это или не твоё, за плечами будет уже 2 месяца обучения и, соответственно, обязательная отработка на протяжении года или около того, если вдруг решишь уйти. Насколько я понял, обязательную отработку, о которой я писал в предыдущем посте, ввели как раз таки по причине того, что многие водители, отучившись и приступив к работе, уходили с неё буквально через пару месяцев, не окупив затрат на своё обучение. Городу такое положение дел не выгодно.

Как говорил один наш преподаватель, Игорь Владимирович, либо тебе нравится эта профессия и ты работаешь в удовольствие, либо практически сразу понимаешь, что это не твоё и, стиснув зубы, отрабатываешь положенные два года, а после бежишь на все четыре стороны. Третьего не дано.

Классный, кстати, мужик. Водителем трамвая он пришёл работать, если мне не изменяет память, ещё в 80-х. В 90-х занимал должность зам. директора какого-то из трамвайных парков по безопасности движения, занимался урегулированием вопросов при ДТП. А теперь, уйдя на пенсию, передаёт свои знания молодому поколению. Он вёл у нас “Контактную сеть”, “Организацию движения” и “Охрану труда”. На его уроках часто можно было услышать фразу: “Сейчас мы запишем, как это должно быть по должностной инструкции, а потом я расскажу вам, как это происходит на самом деле”. =)

О занятиях и предметах, которые нам преподавали

Вот практически полный список предметов, которые мы изучали. Наверняка я что-нибудь упустил, но основное точно тут:

С этими тремя, думаю, всё понятно – изучаем, как трамвай устроен и как он работает. К слову, из этих трёх предметов и состоит первый серьезный экзамен.

– Охрана труда (не суй пальцы в розетку)

– Организация движения (сюда входят различные положения Должностной Инструкции (далее ДИ), правила приёма вагона перед выездом на линию, действия водителя при обрыве контактной сети и прочее в этом же духе)

– Транспортная безопасность (согласно ДИ, водитель относится к силам транспортной безопасности и именно на него возложена ответственность за жизнь и здоровье пассажиров, так что мы должны знать, как действовать в случае захвата трамвая террористами, в случае обнаружения в салоне подозрительных безнадзорных предметов и всё такое)

– Контактная сеть (предмет во многом схож с Электрооборудованием, но если первый объясняет принципы работы трамвайного вагона, то второй – принципы устройства и функционирования контактной сети)

– ОПП (основы первой помощи: какие действия предпринимать в ожидании приезда скорой, если пассажир упал и сломал руку/ногу/ребро или просто потерял сознание)

Обучение, в отличии от сменного водительского графика 4/2, представляло собой обычную пятидневку. Понедельник-пятница, с 9:00 до 16:00.

Занятия проходили парами: две пары до обеда и две – после. В большинстве случаев перед обедом изучали один предмет, а после обеда – другой. К примеру, в первой половине дня у нас электрооборудование: пара с 9:00 до 10:30, затем десятиминутный перекур, и вторая пара с 10:40 до 12:10. С 12:10 до 12:50 обед, а после обеда ещё две пары по какому-нибудь ещё предмету с тем же десятиминутным перекуром между ними.

Несмотря на то, что многие преподаватели сетовали, мол, учебную программу с каждым годом увеличивают, а академические часы наоборот, сокращают, программа была довольно напряжённой, но не выматывающей. Конечно, у каждого возникали свои трудности. Для меня камнем преткновения стали электро-, механическое и пневматическое оборудование. Никогда не интересовался и не разбирался в этих предметах, и на первых порах вообще ничего не понимал, засыпая на уроках. Пришлось собрать волю в кулак, потратить пару вечеров на то, чтобы разобраться хотя бы в элементарных основах и дело, хоть и со скрипом, но сдвинулось с мёртвой точки. Впрочем, на механическом и пневматическом оборудовании я всё равно частенько спал на задней парте.

Читать еще:  Что означает вылет на колесных дисках

К вопросу успеваимости и посещения занятий относились весьма серьезно.

Полученная двойка за невнятный ответ на уроке или контрольную, которые, к слову, с определённого момента посыпались как из рога изобилия, автоматически лишали стипендии. Благо большинство преподавателей относились с пониманием и сразу в журнал двойки не ставили, давая возможность исправить оценку, иногда даже несколько раз. Однако были и принципиальные.

Пропуск занятий без уважительной причиной в лучшем случае вёл к неприятной беседе со старшим мастером производственного обучения, а в худшей – к отчислению (само собой с последующей отработкой). Оправдательным документом, насколько я понял, мог послужить лишь большичный лист, но и тут всё не так просто. В ученическом договоре, который все мы подписали при оформлении в УКК, есть пункт, согласно которому ученик, пропустивший по уважительной причине 5 и более учебных дней, переводился в группу более позднего набора, т.е. фактически отбрасывался на шаг назад. Обусловлено это тем, что 5 дней – это слишком большой срок в условиях сжатой программы обучения, за который ученик пропускает слишком много важной информации. По комбинату ходил слух, что данный пункт появился в договоре после того, как один из потенциальных водителей, посидев на больничном во время обучения, а после не сдав экзамен, затеял судиться с Горэлектротрансом, аргументировав свои претензии тем, что на экзамене к нему отнеслись несправедливо, не учтя, что он пропустил часть учебной программы. Но за достоверность этого слуха я не ручаюсь.

Именно на эти грабли с больничным я и наступил. Дважды. В первый раз я попросту не знал об этом пункте (да, невнимательно прочёл, что подписываю =)), и, слегка простыв, рассудил, что можно и на больничном просидеть. Какого же было моё удивление, когда, спустя неделю, я, принеся старшему мастеру больничный лист, узнал, что месяц моего обучения, который уже был за плечами, ушёл псу под хвост. А спустя ещё месяц, ровно на том же моменте, что и в первый раз, словно по чьей-то злой шутке, я простыл уже довольно серьезно, так, что, при всём нежелании уходить на больничный, памятуя прошлый опыт, просто не смог выйти на учёбу. И снова перевод на группу назад, и снова начинать с начала.

Впрочем, всё к лучшему, ведь именно в третьей группе я повстречал ту самую, единственную и неповторимую. Но это уже другая история. =)

В конце-концов я успешно преодолел полосу препятствий теоретического обучения и меня ждали первые два экзамена.

Тут я сделаю небольшое лирическое отступление, дабы всё таки рассказать, какие экзамены вообще меня ожидали. В порядке очереди, с небольшими пояснениями.

1. ПДД в Учебно-Курсовом Комбинате.

Тут всё не так серьезно, как при сдаче экзамена в ГИБДД, хотя бы потому, что в 20 вопросах билета можно допустить две ошибки (одна ошибка – минус один балл, таким образом с двумя ошибками можно получить тройку).

В экзамен по теории, как я уже упомянал выше, входят электро-, механическое и пневматическое оборудование. 25 билетов, по 4 вопроса в каждом: два по электрике и по одному по механике и пневматике.

Данный экзамен сдаётся сразу же после учебной практики. Группа экзаменаторов смотрит на то, как вы научились управлять трамваем, оценивать дорожную обстановку, соблюдать не только ПДД, регламентированные ГИБДД, но и прописанные в должностной инструкции.

В этот экзамен входят практически все предметы, которые не вошли в первый экзамен по теории: организация движения, охрана труда, транспортная безопасности. Так же сдаётся после учебной практики. Так же 25 билетов, однако вопросов больше – целых 6 штук. Впрочем, первый вопрос в каждом билете одинаковый – необходимо принести с собой нарисованную за время учебной практики схему маршрута своего парка и всё-всё про этот маршурт рассказать: особенности, опасные участки, места скопления пешеходов и прочее в этом же духе.

В отличии от ПДД в УКК, тут всё серьезнее. За ошибку – плюс пять дополнительных вопросов, больше двух ошибок – не сдал. Попытка на пересдачу даётся, но лишь одна, через неделю. И эту неделю ты должен ездить в УКК, в одиночестве сидеть в пустом классе (ну, или в компании таки же неудачников) и от звонка до звонка учить билеты, готовясь к пересдаче.

6. Итоговый экзамен по вождению.

Квинтэссенция обучения. Сдаётся после прохождения пассажирской практики в парке специальной комиссии, которая оценивает как навыки вождения, так и знания о маршруте, должностной инструкции, и вообще всё, что взбредёт в голову. По сути, могут задать любой вопрос, так или иначе связанный с работой водителя.
Состав комиссии может варьироваться, но чаще всего состоит из начальника маршрута, на котором тебя закрепляют, представителя отдела безопасности движения и водителя-наставника.

На сегодня всё. Текста и так получилось слишком много. Я стараюсь описывать всё максимально подробно, но, возможно, это лишнее. Возможно в тексте слишком много воды. Хотелось бы услышать ваше мнение. И задавайте вопросы, это мотивирует. =) И, как минимум, подскажет, в каком направлении двигаться, на каких моментах останавливаться подробнее, а какие можно пропускать.

В следующий раз напишу про экзамены, а так же учебную и пассажирскую практики.

Что нужно для работы водителем трамвая

Получить бесплатно профессию водителя трамвая или троллейбуса при желании может любой, кто отважится перебраться на работу в Санкт-Петербург. Главное — чтобы вам уже исполнился 21 год и было здоровье.

О работодателе:

СПб ГУП «Горэлектротранс» — монополист в сфере перевозок городским наземным электротранспортом. Его трамваи и троллейбусы ежедневно перевозят около миллиона пассажиров, а на самом предприятии работают 11 тысяч человек.

Несмотря на такой большой штат, организация постоянно привлекает на работу новых сотрудников. Желающих работать водителями трамваев или троллейбусов ищут по всей стране, в том числе предлагают обучение и работу амурчанам. Чтобы получить новую профессию, необязательно иметь водительские права. Главное — знать несколько важных моментов. Перед тем как начать действовать, позвоните в управление по персоналу и сообщите о своих намерениях.

Шаг первый: проверьте здоровье

Ограничений по полу для устройства на такую работу нет. Почти половина водителей трамваев и троллейбусов в Питере — женщины. А вот по возрасту и здоровью — есть. Согласно Федеральному закону РФ «О безопасности дорожного движения» принять на такую работу могут только тех, кому исполнился 21 год. Возраст не помеха? Тогда можно действовать. В первую очередь возьмите справки, что вы не состоите на учете в психоневрологическом и наркологическом диспансерах. Также важно успешно пройти медосмотр, его организует само предприятие, уже в Санкт-Петербурге. Но все равно перед поездкой убедитесь, все ли у вас в порядке с давлением, вестибулярным аппаратом, хорошие ли у вас зрение и слух.

Шаг второй: теория

После того как получили медицинские справки о том, что годны для работы, вы заключаете с предприятием ученический договор, в котором прописаны условия обучения и дальнейшей работы. Сначала необходимо получить теоретические знания в течение двух — двух с половиной месяцев в учебно-курсовом комбинате. В теоретический курс обучения входят лекции и занятия по ПДД, электрическому, механическому и пневматическому оборудованию, также учащиеся изучают основы медицины, законодательства и, конечно, главный предмет курса — технику управления. Кроме чистой теории, также проходит обучение на тренажерах. Они позволяют будущим водителям получить азы управления транспортом.

— Один из макетов представляет собой схему городского дорожного движения, — рассказывает директор учебно-курсового комбината Дмитрий Петров. — Он имеет размеры 2,5 на 5 метров. В него включены и трамвайно-троллейбусные «пересечки», и железнодорожные переезды, и остановки, депо и т. д. Также у нас есть тренажеры, имитирующие кабины трамвая или троллейбуса. Перед тем как выйти на практику, учащиеся сдают пять экзаменов (включая экзамен в ГИБДД) и уже в целом понимают, КАК необходимо вести себя на дороге и КАК управлять транспортом.

Кстати, во время обучения выплачивается стипендия — от 7400 до 9800 рублей. Размер стипендии зависит от успеваемости. Также предоставляются койко-место в общежитии и бесплатное питание.

Шаг третий: практика

В троллейбусном или трамвайном парке под чутким руководством наставников вы сначала проходите учебную практику.

— Она длится 18 — 26 дней. После прохождения учебной практики сдается экзамен по вождению (практический), а затем — экзамен по технике управления (теоретический), — объясняет мастер производственного обучения по трамваю Михаил Окулов. — Экзамен по вождению доверен специалистам учебно-курсового комбината, которые в полной мере могут оценить все навыки и умения, полученные учеником в процессе теоретической и практической подготовки. Например, что такое «контактная сеть», «путевое хозяйство», «скоростные режимы», «дистанции» и т. д. А в ГИБДД сдаётся только теоретический экзамен.

Шаг четвертый: экзамен в ГИБДД

Вы уже освоили теоретический курс, прошли учебную практику, теперь сдаете экзамен в ГИБДД и получаете права. Не сдали с первого раза? Не беда. У вас есть возможность пересдать.

Шаг пятый: стажировка

После получения прав вы направляетесь на стажировку в парк, в котором в дальнейшем будете работать: теперь вы возите по городу пассажиров. Пассажирская практика на трамвае длится 205 часов, а на троллейбусе — 286 часов. Вас уже можно назвать молодым водителем, правда, пока без права самостоятельной работы. В течение этой стажировки вы учитесь управлять трамваем на конкретном маршруте под руководством водителя-инструктора.

Кстати, пока вы еще «зеленый» водитель, ваша стипендия значительно возрастает. Стажеры — водители трамвая получают до 20 700 рублей, стажеры — водители троллейбуса — до 22 500 рублей.


Почти половина водителей трамваев и троллейбусов в Питере — женщины
Фото РИА Новости

После пассажирской практики вы сдаете экзамен аттестационной комиссии трамвайного или троллейбусного парка. Вам присваивают квалификацию водителя третьего разряда по трамваю или водителя четвертого разряда по троллейбусу. Теперь вы становитесь полноценным водителем, получаете право самостоятельно возить пассажиров и можете со временем повышать свое мастерство, и ваша зарплата, соответственно, будет повышаться.

Кстати, средняя зарплата питерских водителей троллейбусов сейчас составляет около 44 тысяч рублей, водителей трамваев — 40 тысяч рублей.

Мнения

Алексей Смирнов, водитель-наставник трамвайного парка № 1:

— Водитель-наставник проводит 80% своего времени на линии и помогает другим водителям в той или иной ситуации. Помогаешь каждому и словом, и делом. Проблем может быть немало: нестандартная ситуация на дороге, вопросы по подвижному составу, иногда случаются и конфликты с пассажирами. Приходится быть одновременно психологом, мастером, слесарем.

За водителями со стажем до трех лет мы наблюдаем постоянно. При обучении молодых специалистов первым делом проводим беседы о том, как вести себя в разных ситуациях на дороге, отрабатываем действия при обнаружении посторонних предметов на подвижном составе, объясняем, как лучше разговаривать с хулиганами. Если я заметил, что водитель допускает какое-то нарушение, обязательно подойду к нему объясню, почему так нельзя делать и чем это грозит. Даже незаметное нарушение, например незначительное превышение скорости, может привести к сходу вагона с рельсов.

Если вы выбрали эту профессию, надо быть готовым к тому, что это сложная и очень ответственная работа. Необходимо быть пунктуальным, следить за своим здоровьем, так как мы проходим ежедневные медосмотры и ежегодные медкомиссии. И, несмотря на график, необходимо уметь правильно отдыхать.

Читать еще:  Почему запотевают фары изнутри

Любовь Пылаева, будущий водитель трамвая:

— Я учусь второй месяц, скоро мы выйдем на практику. Сложности, конечно, есть. Материал для меня совершенно новый, и за короткий срок надо как можно больше всего запомнить. А в целом — преподаватели отличные, подают знания интересно. К учебной практике я уже морально готова. Хочется уже поскорее попробовать, посмотреть сам трамвай. У нас очень хорошая группа, все помогаем друг другу. Я вообще не питерский человек, из маленького городка Калужской области. Когда сюда приехала, мне очень понравились трамваи, и захотелось стать водителем именно трамвая.

Олег Павлов, будущий водитель трамвая

— Я уже около двух лет живу в Питере, приехал из Орла. Мне всегда хотелось перевозить людей, а трамвай — самый красивый вид транспорта. Можно сказать, это была детская мечта. Вот я и решил стать водителем трамвая. Для меня ничего сложного не было в изучении теории, это может освоить любой человек. По образованию я техник-технолог, может, поэтому мне все так просто дается. А самыми увлекательными для меня были уроки по электрооборудованию — наверное, потому что я мало что знал об этом.

Кстати
Отдел по набору, подготовке и обучению персонала: (812) 388-22-03.
Более подробную информацию о вакансиях предприятия можно узнать на сайте: electrotrans.spb.ru

Новости

Горэлектротранс показал процесс подготовки водителей в Учебно-курсовом комбинате

Почти полсотни потенциальных водителей трамваев и троллейбусов побывали на Дне открытых дверей в Учебно-курсовом комбинате Горэлектротранса 4 февраля. Такие встречи УКК проводит регулярно, чтобы дать возможность будущим ученикам своими глазами увидеть, как проходит подготовка к работе на линии, а также пообщаться с преподавателями и директорами трамвайных и троллейбусных парков.

СМИ о нас

Водить электротранспорт непросто, но престижно

Сейчас рынок труда Петербурга довольно велик, но какая из профессий обеспечит достаток, соцпакет, словом – стабильность? Один из вариантов – влиться в ряды сотрудников «Горэлектротранса», а именно стать водителем трамвая или троллейбуса. Помимо того что это предприятие – один из крупнейших работодателей нашего города, оно не только трудоустраивает, но и дает профессию.

«Шустрых меньше стало» — что думает водитель трамвая о нас, автомобилистах

В профессии водителя трамвая романтики мало: встаешь ни свет ни заря, пассажиры то и дело норовят потрепать нервы, а тут еще и автолюбители под колеса лезут. И все же Алексей Илюшин, который водит трамвай уже десять лет, не променяет свою работу даже на руководительское кресло.

Ранний подъем и работа в праздники

Конечно, есть и свои сложности — например, рабочий график. Он у водителей трамваев скользящий, 5/2. «Когда выходишь в первую смену, вставать приходится очень рано — в два, в три часа ночи. Привыкнуть к этому довольно сложно. Во вторую работать попроще, но домой попадаешь только часам к двум ночи», — признается водитель трамвая четвертого разряда Алексей Илюшин, с которым «За рулем» отправляется в рейс.

Вторая смена начинается ориентировочно с 13–14 часов — в зависимости от того, когда первая смена откатает положенные часы. Их количество распределяет нарядчик. Всего существует три графика: восьми-, девяти- и десятичасовой. «Часто выходит так, что работа выпадает на праздники. Понятное дело, семье это не нравится. Но работа есть работа», — говорит Алексей.

Трудовые будни водителя трамвая (именно водителя — «вагоновожатые» остались в прошлом) начинаются очень рано. В 4:30 первый вагон должен отправиться развозить пассажиров, а потому прибыть в депо необходимо как минимум к 4 часам — пока пройдешь медосмотр, пока отметишься и примешь вагон.

Нарушил Правила — до свидания!

Сначала Алексей проходит медосмотр. Давление в норме, признаков опьянения с помощью алкотестера не выявлено. Теперь медицинский работник должен поставить соответствующий штамп в путевом листе, где прописывается номер сегодняшнего маршрута и номер вагона. Вообще, к медосмотру водителей в депо подходят очень серьезно — все-таки они ответственны за жизнь не одного десятка людей. Опоздание и уж тем более — появление на рабочем месте с запахом перегара — грубейшие нарушения трудовой дисциплины. В последнем случае водителя отстраняют от работы и ставят на его место дежурного. Наказать за проступок могут рублем. К примеру, лишить 13-й зарплаты и премии, которые составляют внушительную часть заработка водителя трамвая. Кроме того, руководство депо может наложить на сотрудника дисциплинарное взыскание. Бывали случаи, когда подгулявших накануне водителей на месяц отправляли чистить ремонтные канавы. Впрочем, как правило, с безответственными сотрудниками долго не церемонятся: раз нарушил, два нарушил, а на третий — извините, до свидания.

Ни дня без кофе

После того как водитель допущен к вождению, направляемся отмечаться к диспетчеру, который рассказывает, где стоит вагон. Идем искать. По пути Алексей объясняет, что любой водитель должен знать наизусть все маршруты в своем депо (как правило, их пять-шесть штук). Исключение — лишь для новичков со стажем до года. Им разрешается работать на одном направлении. Дальше — все как у всех.

Сегодня нам достался 11-й маршрут, любимый у Алексея. «Он такой большой, интересный: уехал и никогда не знаешь, что встретится по пути. Иногда специально прошу поставить меня именно на него, и обычно мне идут навстречу», — объясняет он. Маршрут занимает в среднем чуть больше часа, конечная остановка — «Останкино». Там водители делают перерыв между рейсами минут на 10–15, — чтобы перекусить и выпить кофе. Без него никуда. «Конечно, когда каждый день ездишь по столько часов по одним и тем же местам, глаз замыливается, теряется концентрация. Кофе помогает снова собраться. Ну и бутерброды всегда беру с собой из дома — чтобы не ездить на голодный желудок», — говорит водитель.

Отсутствие «газа» и другие тонкости управления

Слева внизу находится педаль безопасности. Нога водителя должна непрерывно находиться на ней. Это своего рода стоп-кран — отпускать ее можно только в экстренных ситуациях. По соседству справа — педаль-песочница. Она позволяет посыпать песком рельсы для лучшего сцепления с колесами. Но нажимать ее необязательно — посыпать пути можно и с помощью кнопки на приборной панели. Любопытное открытие: в трамвае нет педали газа в привычном для водителей авто понимании. Существует только пятнадцать тормозных и столько же ходовых позиций, за счет которых и регулируется скорость движения.

Шустрые водители и длинный тормозной путь

Управляя техникой, надо всегда учитывать ее габариты. Особенно если ты ведешь большую многотонную машину. «Мне непонятно, зачем некоторые автомобилисты лезут под трамвай. Вагон весит в среднем 45 тонн, длина тормозного пути даже на скорости 40 км/ч будет метров 60. Так что имейте в виду: остановиться перед внезапно возникшим препятствием мне не так-то просто. Да и оттормаживаться резко я не буду — в салоне люди, которые могут упасть и получить увечья», — говорит Алексей. По его словам, в последнее время шустрых автолюбителей стало меньше — и дело тут вовсе не в вежливости на дорогах. Сейчас в Москве для трамваев создают выделенные полосы, на которые так просто не заедешь. Если бы их не было — некоторые так бы и продолжали бросаться под колеса, уверен водитель трамвая.

Поблажек для девочек нет

Исторически сложилось так, что водителями трамваев в основном становились женщины. Спрашиваем у Алексея, актуально ли это в наши дни. Тот отвечает, что женщин-водителей трамваев действительно больше, чем тех же водителей автобусов или машинистов, но это вовсе не означает, что работа эта простая и непыльная. «Девочки должны точно так же уметь сцеплять вагоны, устранять мелкие поломки. Для этого под рукой всегда нужно иметь набор инструментов, — рассказывает Алексей. — А если не справляешься, всегда можно позвать на помощь коллег. У нас не принято отказывать в помощи — мы все в депо почти как семья».

Какой смысл ругаться?

Лучше водить, чем руководить

Вагон 11-го маршрута плавно приближается к конечной станции. Задаем Алексею финальный вопрос: раз уж работа водителем трамвая достаточно нервная и требует постоянной концентрации, не хотел бы он сменить ее на более спокойную — к примеру, попробовать стать руководителем и сидеть себе в отдельном кабинете? Все-таки трудовой стаж позволяет. На что он категорично мотает головой: мол, водит трамвай уже десять лет и другой работы для себя уже не представляет. «Ну стану я, положим, начальником маршрута, — дальше что? Работа ничуть не менее сложная, а вот спрос в два раза больше. Нет уж: я десять лет водил трамвай и еще как минимум столько же провожу. Лучше быть водителем, чем начальником», — считает он.

Наша поездка в трамвае на этом окончена, а вот Алексею предстоит немного передохнуть и отправиться в обратный путь, после чего он выполнит еще два рейса за смену. Затем он сможет поехать домой к семье — завтра его ждет заслуженный отдых.

Профессиональные словечки

Не секрет, что люди одной специальности в общении друг с другом часто прибегают к специальному языку, который не всегда понятен окружающим. «За рулем» собрал для вас небольшую коллекцию таких «трамвайных» терминов:

  • Канава — цех трамвайного депо.
  • Веер — несколько путей на открытой площадке для расстановки трамваев.
  • Путевка — путевой лист, в котором прописан маршрут водителя со всеми остановками. Так же в нем указывается номер маршрута и вагона, в нем же ставится печать о прохождении медосмотра.
  • Конечка — конечная станция.
  • Пантограф — токоприемник трамвая (в простонародье — те самые «рога» на крыше).
  • Оборотный круг — маршрут из пункта А в пункт Б и обратно.
  • Книжка молодого водителя — документ с отметками о допуске, который должны иметь при себе все водители трамваев со стажем до года.

Интересно, что московским водителям, скорее всего, будет непросто понять своих коллег из других городов. Термины, с помощью которых они общаются, разнятся от региона к региону. Для чистоты эксперимента мы попробовали узнать у сотрудников Трамвайного депо имени Баумана, что означает «обрезать, рубануть» (ростовский вариант, означающий «выехать перед носом вагона маршрута-конкурента». — Прим. «За рулем»), кто такие «бобры» (так, говорят, в Саратове называют пассажиров) и много ли на дорогах «голубых» (опять же, ростовский вариант названия высокопольных трамвайных вагонов КТМ-8). Нас не поняли. А возможно, просто не захотели посвящать в тонкости профессионального сленга.

Сколько зарабатывает водитель трамвая

Популярность общественного транспорта практически всегда держалась на высоте. Даже в сегодняшнее время, когда на дорогах полно автомобилей, актуальность этого вопроса не падает. Люди, которые не имеют собственного средства передвижения, всегда стараются выбрать наиболее удобный и быстрый транспорт, чтобы добраться до работы, университета, школы и т.д.

Трамвай был изобретен еще в конце IXX века, и сразу полюбился горожанам. Этот вид транспорта обладает относительно быстрой скоростью, удобен в использовании и работает на экологически чистом топливе – на электричестве.

Большинство трамвайных путей проложены вдоль дороги, не выходящие на полосы движения. Это преимущество помогает избежать всевозможных пробок, и беспрепятственно добраться до нужного назначения. Те, кто управляет трамваем, зовутся водителями. Их рабочая деятельность заключается в качественном и безопасном управлении вверенным транспортом.

Так сколько же зарабатывает водитель трамвая? Чтобы ответить на заданный вопрос следует более детально рассмотреть всю специфику данной профессии.

Обучение по профессии

Чтобы стать водителем трамвая (вагоновожатым) нужно получить средне образование, а затем окончить специальные курсы для водителей трамвая. Высшее или среднее специальное образование для получения должности водителя трамвая не требуется.

Данные курсы продолжаются на протяжении десяти месяцев на бесплатной основе, с последующим трудоустройством. При прохождении курсов нужно будет освоить лекции о строении трамвая, электрооборудование и электрические цепи, основные правила безопасности, правила по эксплуатации транспортного средства, а также оказание первой медицинской помощи.

Читать еще:  Где смотреть пробег автомобиля?

После освоения лекционного материала идет ездовая практика, после которой необходимо сдать сначала внутренний экзамен с действующим водителем трамвая, а потом – экзамен в ГАИ. Только после успешного прохождения всех экзаменов можно приступать к исполнению рабочих обязанностей.

Первое время присутствие наставника является обязательным условием. Примерно месяц-два действующий вагоновожатый будет находиться рядом со стажером, но на практике это время может быть укорочено вдвое – все зависит от способностей начинающего водителя трамвая.

Для того, чтобы получить документ об окончании курсов водителей трамвая на руки необходимо отработать три года по специальности, иначе придется возместить организации стоимость пройденных курсов, а это в среднем 30-40 тысяч рублей.

Работа и обязанности водителя трамвая

Стать водителем трамвая может стать любой человек, который достиг возраста 21 года, и обладает крепким физическим здоровьем. Водители работают каждый день, вне зависимости от погодных условий. Поэтому, если на улице мороз -30, то водитель все равно выходит на рейс и начинает работать.

Государственный аппарат в последние годы спонсировал трамвайные депо многих городов, и старые трамваи удалось заменить на новые модели, где усовершенствована система отопления и повышена комфортность данного вида общественного транспорта. Теперь страшный мороз или жара не так страшны для сотрудников трамваев, как раньше.

Также, необходимо обладать определенными личностными качествами:

  • ответственность;
  • стрессоустойчивость;
  • неконфликтность;
  • исполнительность;
  • хорошее зрение;
  • умение находить контакт с людьми;
  • умение принимать правильные решения за короткий период времени;
  • быть уважительным по отношению ко всем участникам дорожно-транспортного движения.

Есть определенная категория граждан, которые не могут работать в данной области. Это люди:

  • инвалиды II и III групп;
  • имеющие психические и неврологические расстройства;
  • имеющие наркотическую или алкогольную зависимости;
  • младше 21 года;
  • имеющие судимость по статьям «Умышленное причинение вреда жизни и здоровью человека».

Водитель трамвая несет огромную ответственность за вверенное транспортное средство, а также за безопасность пассажиров. Помимо обеспечения должного уровня безопасности в его обязанности входят:

  • подчиняться руководству, который отвечает за рабочий путь водителя;
  • держаться расписания движения;
  • исполнять оперативные распоряжения диспетчера, ревизоров, сотрудников ГИБДД и остальных лиц, которые имеют право к регулированию движения;
  • проходить перед началом работы медицинское обследование;
  • приходить на работу вовремя без опозданий.

Перед стартом на рейс каждый водитель трамвая должен иметь:

  • путевой лист;
  • удостоверение на право управления трамваем;
  • водительскую книжку;
  • страховой полис, оформленный на имя водителя трамвая;
  • заверенные документы о прохождении трамвая технического осмотра.

Льготы, бонусы, выход на пенсию

Ежегодный отпуск равен 28 календарных дней, но по достижению одного года стажа по данной направленности, прибавляется еще дополнительно 12 календарных дней. Обычно, отпуск делится на две части и отгуливается два раза в год. Водители тамваем имеют право досрочного выхода на пенсию по достижению у женщин возраста 50 лет, а у мужчин – 55. Также на пенсию можно уйти раньше времени, если непрерывный стаж у женщин-водителей составляет 15 лет, а мужчин – 20 лет.

Заработная плата в России

Заработная плата водителя трамвая состоит из окладной (фиксированной) части и премиальной. Последняя складывается из отработанных сверхурочных часов (работа в праздничные дни, в вечернее и ночное время суток). Также уровень заработка будет зависеть от полученной квалификации (класса), продолжительности смены, а также от региона проживания.

Большим критерием для выполнения поставленного плана и, следовательно, достижения хорошей премиальной прибавки является пассажиропоток. Чем он больше, тем и выше доход водителя трамвая.

Средняя зарплата у водителя трамвая в России равняется 21314 рублей в месяц, но может меняться от большей цифры к меньшей, в зависимости от региона страны.

В Москве доход у водителя трамвая составляет в среднем 59 тысяч рублей за проработанный месяц. Молодые специалисты начинают свою карьеру водителя с цифры в 30-33 тысячи рублей.

В Санкт-Петербурге средняя месячная заработная плата равна 43 тысячи рублей. Начинающие водители могут рассчитывать на 30 тысяч рублей.

Этот факт можно объяснить тем, что в мегаполисах огромный пассажиропоток, высокая стоимость проезда и широко развитая трамвайная сеть.

В малонаселенных городах средняя зарплата составляет 18 тысяч рублей, хотя есть населенные пункты, где доход равен 15 тысяч рублей, а есть где 25.

Зарплаты в западных странах

За рубежом использование трамваев является достаточно актуальным. В Европе трамваи – это неотъемлемая часть общественного транспорта. В отличие от отечественных громких и шумных моделей, западные трамваи тихие, комфортабельные и низкоходные, что позволяет пассажирам-инвалидам и пассажирам с детскими колясками быстро и беспрепятственно зайти в вагон.

  • В Германии средняя зарплата водителя трамвая составляет 3 тысячи евро за проработанный месяц.
  • В Финляндии месячный доход водителя трамвая составляет в среднем 2 тысячи евро.
  • На территории бывшего Советского Союза также трамваи пользуются популярностью. На Украине средняя заработная плата у водителя трамвая равняется трем тысячам гривен (чуть меньше 6500 рублей). Это значение в разы меньше российской зарплаты.
  • В Белоруссии доход у представителей данной профессии равен в среднем 800 белорусских рублей (примерно 23-24 тысячи рублей) и имеет чуть больший коэффициент, нежели средний заработок в России.

За последние годы актуальность трамваев повышается среди местного населения. Главное, чтобы данный вид транспортного средства отвечал уровню комфортности и безопасности для людей.

Водитель трамвая: особенности профессии и обучения

По отзывам специалистов по подбору персонала в городах с существующей трамвайной инфраструктурой набор сотрудников на должность «Водитель трамвая» или «Вагоновожатый» происходит постоянно. Вакансии с обучением появляются на сайтах о трудоустройстве на регулярной основе. Связано это в первую очередь с высокой нагрузкой при работе на маршруте и постепенным омоложением коллектива предприятий. Обучиться профессии вагоновожатого можно при муниципальном предприятии, осуществляющем пассажирские перевозки на данном виде транспорта.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector