Есть ли ограничения по возрасту для водителей
Dent-repair.ru

Автомобильный портал

Есть ли ограничения по возрасту для водителей

Максимальный возраст для замены водительских прав в 2020 году

До какого возраста водитель может заменить водительские права в 2020 году и могут ли пенсионеру отказать в продлении срока действия удостоверения?

С интересным вопросом к нашим автоюристам на горячую линию обратился гражданин, столкнувшийся с необычной ситуацией. Если вкратце – то 73-летнему водителю отказали в замене водительского удостоверения по причине возраста и сопутствующих ему проблем со здоровьем. Сам водитель воспринял отказ как данность, а вот близкие родственники решили проконсультироваться с юристами.

Ниже мы публикуем обстоятельный рассказ с комментариями и вопросами нашего юриста, а затем дадим правовую оценку ситуации.

Пенсионер пошел менять права, но получил отказ

Здравствуйте! Мой отец столкнулся с неприятной проблемой. Ему 73 года и в прошлом году, в октябре, у него истек срок действия водительского удостоверения. Сразу за заменой он не обратился, ездил мало, к тому же заболел осенью и не поменял права. Но тут возникла необходимость снова сесть за руль. После чего в феврале он обратился в МРЭО с заявлением о замене.

Все необходимые документы для замены прав он собрал, включая медицинское заключение.

Но медицинское заключение было им получено в сентябре 2018 года, он хотел заблаговременно сменить права, но не вышло – в начале октября у него приключился микроинсульт. Два месяца заняла реабилитация, все в порядке оказалось более или менее, поэтому он решил вернуться за руль.

Надо сказать, что после микроинсульта у него появился небольшой тремор в руках (дрожание), и слегка «повело» лицо, но на понимание происходящего болезнь не сказалась. Ездить он по-прежнему мог без проблем (по деревне, признаемся, катался через несколько домов туда-сюда без прав).

Пройти повторное освидетельствование шансов мало, мы это понимаем. Но ведь и требования ГИБДД незаконны – отказы по предельному возрасту для замены водительских прав у нас не предусмотрены!

Ситуация неоднозначна: в 2020 году у пенсионеров могут возникнуть проблемы

Сложившуюся ситуацию комментирует наш автоюрист, Николай Марков

Добрый день! По факту работники ГИБДД превысили свои полномочия, поскольку они не вправе подвергать сомнению достоверность выданной медицинской справки. Ни ПДД, ни Регламент, ни прочие нормативные акты не содержат указаний о том, как вести себя в случаях, если «визуально» водитель выглядит явно не подпадающим под критерии допуска к управлению автомобилем, но представляет медицинскую справку.

Не предусмотрено в законе и предельных ограничений по возрасту для замены водительских прав, как нет и ограничений по возрасту в РФ на данный момент.

При наличии медицинского заключения «рулить» может даже 90-летний пенсионер, если его состояние здоровья позволяет ему управлять автомобилем без проблем и нет противопоказаний.

В вашем случае стоит обратить внимание на п. 29 и 30 Постановления Правительства РФ от 24.10.2014 N 1097 в редакции от 14.08.2018 «О допуске к управлению транспортными средствами».

29-ый пункт устанавливает случаи, когда производится замена водительского удостоверения, а пункт 30 – перечисляет документы, необходимые для замены.

При этом медицинская справка в случае замены по истечении срока действия прав является обязательной.

Срок действия медсправки прописан в пункте 12 Приказа Минздрава России от 15.06.2015 N 344н – это 12 месяцев с момента прохождения медицинского освидетельствования. В это время справка может быть без проблем предъявления для любых целей, будь то:

  • Получение водительского удостоверения впервые;
  • Замена ВУ ввиду истечения срока действия;
  • Возврат удостоверения после лишения права управления.

Поэтому отказ сотрудников ГИБДД в любом случае незаконен. Но лишь формально!

Что делать в таком случае?

Применительно к описанной ситуации: если вы осознаете, что ваш отец не пройдет повторную медицинскую комиссию, значит — его состояние здоровья не позволяет ему управлять автомобилем безопасно для себя и окружающих.

Возможно, не стоит рисковать и лучше согласиться с позицией инспектора или же попытаться пройти повторное медицинское освидетельствование?

Ведь на данный момент перечень ограничений по здоровью, полностью исключающих управление автомобилем, достаточно жесткий и все указанные там болезни действительно опасны для водителей.

Скриншот перечня приводим ниже.

Если у водителя действительно присутствуют какие-либо проблемы из списка – за руль ему садиться точно нельзя. И это введено не только в 2020 году, это было всегда.

Помните, что жесткие требования к здоровью водителя – не блажь инспектора ДПС, а реальные меры по обеспечению безопасности движения. В то же время никаких ограничений по возрасту водителей-пенсионеров в РФ у нас для водителей не существует, все упирается лишь в подтвержденное состояние здоровья.

Понравилась статья? Подписывайтесь на нашу ленту в Яндекс.Дзен, чтобы не пропустить новые интересные материалы!

Ограничения по возрасту для получения водительских прав в 2020 году

Получить водительское удостоверение (ВУ) могут только те лица, которые подошли к определенной возрастной категории. Прежде, чем обратиться в нужный государственный орган нужно знать, с какого возраста можно получить водительские права на разные категории транспортных средств. Прояснить все вопросы по этой теме поможет эта статья.

Водительское удостоверение, которое закрепляет право водителя управлять ТС, имеет вид карты строго установленного образца. Обычно, такая карта выполняется из пластика. На ней имеется фотография владельца и информация, касающаяся водителя, то есть его ФИО без сокращения, место регистрации, дата рождения, на какой срок выдан документ, открытые категории тех ТС, которые освоил водитель. Любому дееспособному гражданину РФ дается право получить ВУ, но соблюдая при этом ряд условий.

Главным условием в этом ряду стоит возраст. Минимальный возраст для получения водительских прав в Российской Федерации — 16 лет. Это касается только некоторых категорий транспортных средств. Прежде, чем обратиться в органы для получения документа водителя, нужно пройти обучение в автошколе, или окончить специальные курсы по вождению.

С помощью квалификационного экзамена в ГИБДД оцениваются теоретические и практические знания будущего водителя. Успешно пройденным экзаменом считается тот, при сдаче которого допущено наименьшее количество ошибок. В противном случае обучаемого направляют на пересдачу экзамена.

Ученик допускается к пересдаче экзамена 3 раза, причем на очередную попытку он может рассчитывать не раньше, чем через 1 месяц.

Кроме ограничения по возрасту на водительские права будущий водитель должен быть здоров. Для этого ему предстоит пройти медкомиссию, по окончанию которой будет выдана справка, соответствующая форме 003-В/У. Сдача экзамена экстерном в России запрещена.

Требования по возрасту для получения водительских прав

Очень часто представители молодежи торопятся с получением водительского удостоверения, поэтому хотят знать, можно ли получить водительское удостоверение в 17 лет. Среди них бытует мнение, что дожидаться совершеннолетия совершенно необязательно, чтобы сесть за руль автомобиля. Но действительность доказывает обратное.

Чтобы управлять автомобилем, необходимо достичь 18-летнего возраста, потому что именно с этой возрастной категории положено выдавать удостоверение водителя на данное ТС. Но остается открытым вопрос с какого возраста можно проходить обучение для того, чтобы в будущем стать обладателем ВУ.

Федеральный закон » О безопасности дорожного движения» гласит, что только в 17-летнем возрасте молодые люди могут быть допущены до итогового экзамена. До этого момента они должны пройти обучение в тех учреждениях, которые занимаются подготовкой будущих водителей.

часть 2 статья 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»

«2. Право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в статье 26 настоящего Федерального закона.

Проведение экзаменов на право управления транспортными средствами (далее — экзамены), определение состава технических средств контроля, предназначенных для проведения экзаменов, требований к указанным техническим средствам и условий их применения, а также выдача водительских удостоверений осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Экзамены принимаются на транспортных средствах с механической или автоматической трансмиссией с учетом имеющихся медицинских ограничений и (или) медицинских показаний.

Лицам, сдавшим экзамены на транспортных средствах с механической трансмиссией, предоставляется право на управление транспортными средствами соответствующей категории или подкатегории с любым видом трансмиссии.

Лицам, сдавшим экзамены на транспортных средствах с автоматической трансмиссией, предоставляется право на управление транспортными средствами соответствующей категории или подкатегории только с автоматической трансмиссией.»

Это касается категорий «В» и «С», то есть легковых и грузовых ТС. Но удостоверение молодые люди получат только тогда, когда достигнут совершеннолетия.

Недавно группа инициативных депутатов из Госдумы выступила с предложением начать выдавать ВУ лицам, которым на момент получения исполнилось 16 лет. Причем управлять автомобилем они смогут лишь в том случае, если рядом будет сидеть человек, имеющий водительский стаж не менее 3-х лет и права категории «В», «С» и «D». Если эта поправка к закону будет принята, то молодежь с 16 лет cможет осуществлять управление автомобилем, но не самостоятельно, а под присмотром.

С какого возраста можно получить права на скутер?

Вследствие того, законодательство, регулирующее дорожное движение, регулярно пополняется поправками, молодые люди желают знать, не изменилось ли что-нибудь в разделе о вождении малых транспортных средств и со скольких лет можно получить водительские права на скутер. Также несовершеннолетних водителей интересует: положено ли наказание, если скутерист был остановлен инспектором для проверки, но управляет им без водительского документа.

Прежде, чем получить ответ на данный вопрос, необходимо выяснить категорию скутера. Обычно такое название носят легкие, мобильные, механического типа, средства передвижения. Их рабочий двигатель не превышает объем 50 куб. см.

В эту категорию входят ТС с электродвигателем, мощностью до 4 кВт. К ним относятся скутеры, мопеды, квадрациклы, с навесным мотором велосипеды. Чтобы управлять такими ТС, нужно иметь при себе удостоверение с открытой категорией «М».

А сейчас самое главное: с какого же возраста молодые люди получают возможность стать обладателями долгожданных прав, разрешающих управление этими маневренными передвижными устройствами. Ответ только один: минимальный возраст водителей на управление данной категорией ТС составляет 16 лет.

Перед тем, как взять на руки права молодой человек должен пройти обучение, сдать «на отлично» экзаменационный тест по теории и показать навыки вождения ТС. Но к экзамену будут допущены лишь те, кто прошел медицинскую проверку и имеет на руках справку, подтверждающую отсутствие противопоказаний для вождения скутером или квадрациклом. Нужно учитывать, что к управлению скутером допускаются и те лица, которые имеют ВУ с более высокой категорией. В том случае, если в правах поставлена категория «А1», то водитель спокойно может управлять ТС категории «М». Главное, чтобы удостоверение было получено в России.

Также внимания заслуживает такой вопрос, так со скольких лет выдаются автоудостоверения на категорию «А1».
И в данном случае ответ не менее категоричен: только с 16 лет. Возраст на получение прав категории «М» и «А1» совпадает.

часть 2 абзац 1 статьи 26 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»

«2. Право на управление транспортными средствами предоставляется:

транспортными средствами категории «M» и подкатегории «A1» — лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста»

В каком возрасте можно получить права на мотоцикл?

Чтобы управлять мотоциклом, масса которого не превышает 550 кг, нужно вначале пройти обучение, пройти экзаменационные тесты, а затем уже прибегнуть к оформлению водительского удостоверения с открытой категорией «А». Будущим байкерам не терпится узнать в каком возрасте можно получить водительское удостоверение на управление мототранспортными средствами. Здесь есть небольшая разница в удостоверениях.

Читать еще:  Как сменить марку масла в двигателе

Если обладатель прав имеет открытой подкатегорию «А1», то он может управлять только «легкими», до 11 кВт мощностью и объемом движка до 125 см3, мотоциклами. Такое удостоверение может быть получено с 16 лет. Совсем другое дело — управление более мощными мототранспортными средствами. Здесь уже идет ограничение по возрасту. Те лица, которые не достигли 18 лет, не могут быть допущены к управлению мощными байками.

Минимальный возраст для получения прав на автомобиль

Удостоверения категории «В» позволяют управлять легковым авто массой не более 3,5 тонн, а также машиной с прицепом, масса которого не превышает 750 кг. Для вождения грузового автомобиля (средние и тяжелые грузовики) потребуется получить права с категорией «С». В обоих случаях стать обладателем прав могут только совершеннолетние граждане.

часть 2 абзац 2 статьи 26 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»

«2. Право на управление транспортными средствами предоставляется:

транспортными средствами категорий «A», «B», «C» и подкатегорий «B1», «C1» — лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста»

Интересным представляется вопрос о том, можно ли получить водительское удостоверение в день своего рождения (18-летия) или это возможно только на следующий день. Речь в данном случае идет о моменте приобретения лицом гражданской дееспособности. Она возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении человеком 18 лет. Другими словами, обратиться за получением водительских прав можно непосредственно в день своего рождения.

Возрастные ограничения для получения водительских удостоверений

По закону для получения каждой категории прав установлена только нижняя возрастная граница. Например, если молодой человек намерен получить категорию «А1», то ему нужно дождаться своего 16-летия. На категорию «В» и «С» — 18-ти лет.

Для управления транспортом таких категорий, как «D», «D1», «Tm» и «Tb» (последние, соответственно, трамвай и троллейбус) только с 21 года.

Иногда, в противовес всем предыдущим, задается и такой вопрос: до какого возраста можно получить водительские права. Действующий закон не содержит информацию о верхней возрастной границе. Поэтому, даже в преклонном возрасте можно стать обладателем прав, но лишь с условием, что не будет противопоказаний с медицинской стороны и возрастные водители пройдут успешно тестовые экзамены. Управление любым ТС будет доступно и этой категории лиц.

Так как в законе нет определения на счет возрастных ограничений, то только медицинское освидетельствование может помешать их получить (по состоянию здоровья). Возрастными считаются лица мужского пола с 55 лет, а женского — с 50 лет. Они обязаны каждые 2 года проходить медицинский осмотр (для молодых людей периодичность медосмотра составляет 3 года).

Также нельзя однозначно ответить на вопрос на сколько лет выдаются водительское удостоверение после 60 лет. Для всех возрастных категорий граждан РФ закон един, и ВУ выдается каждому гражданину на срок 10 лет. Как только истечет срок, удостоверение обретает статус недействительного, и его необходимо обменять. Обмену на более ранних сроках подлежит удостоверение, когда их обладатель изменит свои личные данные или пластикат подвергнется существенной деформации.

Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди.

Увеличение возраста для получения прав

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о законопроекте, который предполагает внесение изменений в закон “О безопасности дорожного движения”.

Сразу же хочу заметить, что изменений довольно много и все они являются интересными для водителей. Поэтому рассмотрение будет разбито на несколько статей. В первой статье будут рассмотрены вопросы, относящиеся к категориям водительских прав и их получению:

Информация о законопроекте

20.09.2019 Законопроект “О внесении изменений в Федеральный закон О безопасности дорожного движения по вопросам допуска к управлению транспортными средствами” проходит независимую антикоррупционную экспертизу на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Новая категория А2 для управления мотоциклами

Итак, рассмотрим обновленный пункт 1 статьи 25 закона “О безопасности дорожного движения”:

1. В Российской Федерации устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право (далее – право на управление транспортными средствами):

категория “А” – мотоциклы (за исключением транспортных средств категории “М”): двухколесные транспортные средства с боковым прицепом или без него или трехколесные транспортные средства с колесами, асимметричными по отношению к средней продольной плоскости, рабочий объем двигателя которых (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 кубических сантиметров и (или) максимальная конструктивная скорость которых (при любом двигателе) превышает 50 километров в час;
.
категория “M” – мопеды и легкие квадрициклы: транспортные средства (двухколесные; трехколесные транспортные средства с любым расположением колес; четырехколесные транспортные средства, масса которых без нагрузки не превышает 350 килограмм без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства), максимальная конструктивная скорость которых не превышает 50 километров в час, и характеризующиеся в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием – рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 кубических сантиметров, или в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа – максимальной эффективной мощностью двигателя, не превышающей 4 киловатт, или в случае электродвигателя – номинальной максимальной мощностью двигателя в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 киловатт;
.
подкатегория “A2” – мотоциклы с максимальной мощностью, не превышающей 35 киловатт, и соотношением максимальной мощности к разрешенной максимальной массе не более 0,2 киловатт на килограмм;
.
подкатегория “В1” – трициклы и квадрициклы (за исключением транспортных средств категории “М”): трехколесные транспортные средства с колесами, симметричными по отношению к средней продольной плоскости транспортного средства, рабочий объем двигателя которых (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 кубических сантиметров и (или) максимальная конструктивная скорость которых (при любом двигателе) превышает 50 километров в час; четырехколесные транспортные средства, масса которых без нагрузки не превышает 400 килограмм (550 килограмм для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства) и максимальная эффективная мощность двигателя которых не превышает 15 киловатт;

Во-первых, в данный пункт добавлена новая категория А2. Во-вторых, изменились описания для категорий А и М и подкатегории В1. Разберем эти вопросы поподробнее.

Подкатегория А2. Эту категорию можно назвать “средние мотоциклы”. Она расположится между подкатегорией А1 (легкие мотоциклы) и категорией А (тяжелые мотоциклы). Кроме того, есть еще и самая младшая категория М – мопеды.

Категории двухколесных транспортных средств в виде таблицы:

Категория Особенности конструкции
М – мопеды Максимальная скорость меньше 50 км/ч и объем двигателя меньше 50 см 3
или максимальная скорость меньше 50 км/ч и мощность двигателя меньше 4 кВт.
А1 – легкие мотоциклы Объем двигателя меньше 125 см 3 и максимальная мощность меньше 11 кВт.
А2 – средние мотоциклы Максимальная мощность меньше 35 кВт и отношение максимальной мощности к массе не больше 0,2 кВт/кг.
А – мощные мотоциклы Любые характеристики

Давайте еще раз разберемся с требованиями, которые предъявляются к мотоциклам категории А2. Во первых, такие мотоциклы ограничены по мощности двигателя (35 кВт или 47,59 л.с.). Т.е. они не могут быть слишком мощными. Во-вторых, они ограничены по минимальной массе.

Например, если мощность двигателя 35 кВт, то масса мотоцикла должна быть больше 175 кг. Если при такой мощности мотоцикл легче, то он относится к старшей категории А.

Ниже приведено соответствие мощности и минимальной массы мотоцикла, попадающего в категорию А2:

30 кВт – 150 кг
25 кВт – 125 кг
20 кВт – 100 кг
15 кВт – 75 кг.

Категории трехколесных ТС

Для трехколесных транспортных средств возможны следующие категории:

Категория Особенности конструкции
М – мопеды Симметричное или асимметричное расположение колес.
Максимальная скорость меньше 50 км/ч и объем двигателя меньше 50 см 3
или максимальная скорость меньше 50 км/ч и мощность двигателя меньше 4 кВт.
А1 – легкие мотоциклы Объем двигателя меньше 125 см 3 , максимальная мощность меньше 11 кВт.
Колеса расположены асимметрично.
А2 – средние мотоциклы Максимальная мощность меньше 35 кВт, отношение максимальной мощности к массе не больше 0,2 кВт/кг.
Колеса расположены асимметрично.
А – мощные мотоциклы Колеса расположены асимметрично.
B1 – трициклы Колеса расположены симметрично.

Категории для четырехколесных ТС:

Категория Особенности конструкции
М – легкие квадрициклы Масса без нагрузки не превышает 350 кг (без учета массы аккумуляторов).
Максимальная скорость меньше 50 км/ч и объем двигателя меньше 50 см 3
или максимальная скорость меньше 50 км/ч и мощность двигателя меньше 4 кВт.
B1 – квадрициклы Масса без нагрузки не превышает 400 кг (без учета массы аккумуляторов) или 550 кг (для грузовых ТС), максимальная мощность двигателя меньше 15 кВт.

Обновленный список категорий будет именно таким. Причем в нем есть существенные отличия от существующей модели. Например, в настоящее время к мопедам (категория М) не относятся четырехколесные транспортные средства небольшой мощности. А новый список относит легкие квадрициклы к категории М.

Напомню, что подробное описание существующих категорий приведено в отдельной статье:

Возраст для получения права управления

Рассмотрим статью 26 закона “О БДД”:

2. Право на управление транспортными средствами предоставляется:

  • транспортными средствами категории “M” и подкатегории “A1” – лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста;
  • транспортными средствами подкатегории “В1” – лицам, достигшим семнадцатилетнего возраста;
  • транспортными средствами подкатегории “A2” – лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста;
  • транспортными средствами категории “B” – лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста; лицам, достигшим семнадцатилетнего возраста, в случае соблюдения условий, установленных пунктом 3 настоящей статьи;
  • транспортными средствами подкатегории “С1” – лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста, имеющим право на управление транспортными средствами категорий “B” в течение не менее двенадцати месяцев или имеющим право на управление транспортными средствами категории “D” или подкатегории “D1”;
  • транспортными средствами категории “С” – лицам, достигшим двадцатиоднолетнего возраста, имеющим право на управление транспортными средствами категории “B” в течение не менее двенадцати месяцев или имеющим право на управление транспортными средствами категории “D” или подкатегории “С1” или “D1”; лицам, достигшим девятнадцатилетнего возраста, имеющим право на управление транспортными средствами подкатегории “С1” в течение не менее двенадцати месяцев; лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в случае соблюдения условий, установленных пунктами 3 или 4 настоящей статьи;
  • транспортными средствами категорий “Tm”, “Tb” – лицам, достигшим двадцатиоднолетнего возраста;
  • транспортными средствами подкатегории “D1” – лицам, достигшим двадцатиоднолетнего возраста, имеющим право на управление транспортными средствами категорий “B” в течение не менее двенадцати месяцев или имеющим право на управление транспортными средствами категории “C” или подкатегории “С1”; лицам, достигшим девятнадцатилетнего возраста, в случае соблюдения условий, установленных пунктом 4 настоящей статьи;
  • транспортными средствами категории “А” – лицам, достигшим двадцатичетырехлетнего возраста; лицам, достигшим двадцатилетнего возраста и имеющим право на управление транспортными средствами подкатегории “А2” в течение не менее двадцати четырех месяцев;
  • транспортными средствами категории “D” – лицам, достигшим двадцатичетырехлетнего возраста, имеющим право на управление транспортными средствами категории “B” в течение не менее двенадцати месяцев или имеющим право на управление транспортными средствами категории “С” или подкатегорий “С1” или “D1”; лицам, достигшим двадцатидвухлетнего возраста, имеющим право на управление транспортными средствами подкатегории “D1” в течение не менее двенадцати месяцев; лицам, достигшим девятнадцатилетнего возраста, в случае соблюдения условий, установленных пунктом 4 настоящей статьи;
  • составами транспортных средств категорий “BE”, “CE”, “DE” – лицам, имеющим право на управление транспортными средствами соответственно категорий “B”, “C”, “D” в течение не менее двенадцати месяцев;
  • составами транспортных средств подкатегорий “C1E”, “D1E” – лицам, имеющим право на управление транспортными средствами соответственно категорий “C”, “D” либо подкатегорий “C1”, “D1” в течение не менее двенадцати месяцев.
Читать еще:  Сколько допустимая тонировка передних стекол

Рассмотрим в виде таблички информацию о необходимых условиях для открытия той или иной категории:

Категория Возраст для получения Было
М – мопеды
А1 – легкие мотоциклы
16 лет 16 лет
B1 – трициклы и квадрициклы 17 лет 18 лет
А2 – средние
мотоциклы
18 лет
A – мотоциклы 21 год
или 20 лет и стаж по категории A2 не менее 12 мес
18 лет
B – легковые
автомобили
18 лет
17 лет – с сопровождающим
18 лет
C1 – легкие
грузовики
18 лет и стаж по категории В не менее 12 мес
или 18 лет и права категорий D или D1
18 лет
C – грузовики 21 год и стаж по категории В не менее 12 мес
или 21 год и права категорий С1, D или D1
или 19 лет и стаж по категории С1 не менее 12 мес
или 18 лет только при управлении военными транспортными средствами
18 лет
Tm – трамваи
Tb – троллейбусы
21 год 21 год
D1 – небольшие
автобусы
21 год и стаж по категории В не менее 12 мес
или 21 год и права категорий С или С1
или 19 лет для военных водителей
21 год
или 19 лет для военных водителей
D – автобусы 24 года и стаж по категории В не менее 12 мес
или 24 года и права категорий С, С1 или D1
или 22 года и стаж по категории D1 не менее 12 мес
или 19 лет для военных водителей
21 год
или 19 лет для военных водителей
BE, CE, DE, C1E, D1E – составы
транспортных
средств
1 год стажа 1 год стажа

В первую очередь нужно обратить внимание на тот факт, что правила получения различных категорий стали гораздо более запутанными:

  • Для категорий А, С, D увеличился возраст получения прав.
  • Для категорий A, C1, C, D1, D добавлено дополнительное условие по стажу другой категории.
  • Для категорий C1, C, D1, D добавлено дополнительное условие по наличию другой категории.

Самые интересные особенности таковы:

1. Использовать права категории В при наличии сопровождающего можно будет с 17 лет. В настоящее время неизвестно, какие условия при этом будут предъявляться к сопровождающему. Они должны быть описаны в дополнительных нормативных документах.

2. Получить права на грузовик (С или С1) или автобус (D или D1) можно будет только при наличии стажа по категории В не менее 1 года. Сейчас некоторые автошколы обучают водителей одновременно на категории B и С. Если законопроект будет принят, то подобные схемы обучения на 2 категории перестанут использоваться.

3. Получить права на любые мотоциклы (А) можно будет только в 20 лет и только при наличии стажа по категории А2 в течение 1 года. Второй вариант получения прав категории А – подождать до 21 года.

Напомню, что действующие ограничения по возрасту для разных категорий рассмотрены в отдельной статье:

Подводя итоги данной части статьи хочу отметить, что если Вы или Ваши дети планируют учиться на новые категории прав, то имеет смысл сделать это в ближайшее время. Если законопроект будет в итоге принят, то условия могут измениться и сдача на некоторые категории станет более трудоемкой.

В каком возрасте можно сдать на права?

Пункт 3 статьи 26 закона “О безопасности дорожного движения”:

3. Лица, достигшие семнадцатилетнего возраста, допускаются к сдаче экзаменов на право управления транспортными средствами категорий “В” и “С” и подкатегории “С1” при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

До достижения указанными лицами восемнадцатилетнего возраста для получения права на управление транспортными средствами категории “В” самостоятельное управление транспортными средствами категории “В” допускается с сопровождающим при соблюдении условий, определенных Правительством Российской Федерации.

До достижения указанными лицами двадцатиоднолетнего возраста для получения права на управление транспортными средствами категории “С” выданные им по результатам сдачи экзаменов российские национальные водительские удостоверения подтверждают право на управление транспортными средствами категории “С”, указанными в пункте 4 настоящей статьи.

Во-первых, хочу отметить, что сам минимальный возраст для сдачи экзаменов не изменился. Заранее можно сдать только на категории B, C и C1 (в 17 лет). На все остальные категории можно сдать только после достижения возраста, дающего право на управление соответствующими категориями.

Однако изменились условия выдачи прав. Если водитель сдал экзамен на категорию B в 17 лет, то права будут выданы сразу же. Напомню, что в настоящее время права выдаются только в 18 лет, т.е. водителю нужно ждать до этого возраста. Причем использовать права можно уже начиная с 17 лет, но только в присутствии сопровождающего.

Похожая ситуация и с правами категории С. Их можно получить в 17 лет, однако использовать их можно только во время военной службы (при управлении военными грузовиками). Полноценной категория С становится только в 21 год.

Что касается подкатегории С1, то сдать на нее можно в 17 лет, а использовать права можно начиная с 18 лет. То есть права выдаются водителю сразу, однако пользоваться ими нельзя.

В заключение хочу еще раз напомнить, что рассмотренный сегодня документ пока что находится в стадии проекта. То есть неизвестно, когда он будет принят и будет ли принят вообще. Если это произойдет, то данная статья будет обновлена.

Авариям все возрасты покорны

Поводом для такого заявления послужило сообщение управления ГИБДД по Свердловской области, что количество ДТП по вине водителей старше 70 лет выросло за последний год в два раза. При этом почти на 80 процентов увеличилось число получивших травмы из-за водителей-старичков и на 65 процентов – число ДТП, совершенных ими.

– Лишать прав после наступления определенного возраста, конечно, не выход, – говорит председатель Свердловского отделения Комитета по защите прав автомобилистов Дмитрий Ларионов. – Все-таки нужно смотреть на состояние здоровья.

И предложил вышеописанный вариант. Но не он первый, не он последний. Как только происходит громкая авария с пожилым человеком, тут же озвучиваются подобные идеи. Несколько лет назад с предложением отмечать специальным знаком машины, за рулем которых люди в возрасте, выступил глава района Арбат Евгений Бабенко. До этого вносились подобные инициативы в Госдуму. И не прошли.

Дело в том, что если судить по статистике, то у молодых водителей она не многим лучше, чем у стариков. При этом рост аварийности в два раза среди 70 летних – это проблема Свердловской области. В России рост составил всего 9 процентов. При этом количество погибших в них снизилось на те же 9 процентов. То есть 70-летние водители реже совершают тяжкие аварии.

В Госавтоинспекции МВД России ограничения в правах стариков не поддерживали и не поддерживают. Там считают, что аварийность зависит не от возраста человека, а от его содержания. И все проблемы должны выявлять медики. Сейчас в Госдуму внесен проект поправок в закон о безопасности дорожного движения, которые обяжут врача в случае выявления у водителя заболевания, которое противопоказано для управления, аннулировать медсправку. Этих мер вполне достаточно для того, чтобы не допустить за руль того, кто не может управлять по медицинским противопоказаниям. Возраст – это не противопоказание. Стоит также напомнить, что у нас сейчас увеличен пенсионный возраст. Для мужчин он теперь 65 лет. Если ужесточить к ним требования, то как быть с профессиональными водителями после 50 лет? Ведь пенсионный возраст увеличили именно исходя из того, что никаких противопоказаний для работы у таких людей нет.

Руководитель и основатель Центра высшего водительского мастерства Эрнест Цыганков, которому сейчас 84 года, говорит, что постоянно ездит за рулем. И хоть зрение не такое острое и реакции притупились, но опасностей на дороге никому не создает и обучает других, как этих опасностей избежать. Пожилые водители, как правило, очень осторожны. У них большой не только водительский, но и жизненный опыт. Как сообщил 1-й зампред Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков, у нас есть критерии допуска, которые зависят не от возраста, а от состояния здоровья. Можно быть больным и иметь противопоказания в 18 лет, а можно быть бодрячком в 60 лет. То, что устанавливаются ограничения для начинающих водителей, – понятно. Начинающим можно быть и в 18 лет, и в 50. Но ограничивать только по возрасту – это дискриминация в чистом виде.

Водить без предела

В европейских странах предельного возрастного ограничения на управление автомобилем нет. Так, в Великобритании сесть за руль можно уже в 17 лет при наличии водительской лицензии, страховки и взрослого сопровождающего. Если же с возрастом возникают проблемы со здоровьем, мешающие управлению транспортным средством, исключительно сам водитель принимает решение, сообщать ли об этом властям. В Германии также установлен лишь минимальный возраст – те же 17 лет, но для получения водительского удостоверения необходимо предоставить справку от офтальмолога и сертификат о прохождении курсов первой медицинской помощи. В Италии власти озаботились, чтобы пожилые люди с проблемами со здоровьем не выезжали на дорогу. Обычно удостоверение надо обновлять раз в 10 лет, после 50 этот период сокращается в два раза, а после 75 – до трех лет. Те, кто не могут пройти медкомиссию, новые документы не получают. В итоге водителей старше 80 лет практически нет. Аналогичная ситуация сложилась в Испании, только там укороченный срок действия удостоверения начинает действовать после того, как водителю исполняется 65 лет. Проблемы с возрастными водителям возникают и в Японии, они часто попадают в аварии, но разрешить ситуацию пока не удается. В итоге сегодня средний возраст таксистов в Стране восходящего солнца превысил 60-летнюю отметку.

Есть ли ограничения по возрасту для водителей

17 января герцог Эдинбургский, принц-консорт Великобритании Филипп, находясь за рулем своей машины Land Rover Freelander, потерял управление и врезался в легковой автомобиль KIA. Сам принц не пострадал, сообщает «Би-би-си», люди в другой машине получили небольшие повреждения. Неизвестно, что именно послужило причиной аварии. Возможно, преклонный возраст принца и ухудшившаяся реакция не позволили ему своевременно среагировать на опасную ситуацию. Дело в том, что в Великобритании не установлен предельный возраст для водителей.

Читать еще:  За что приставы могут забрать водительские права

На официальном сайте правительства Соединенного королевства список «требований» к будущему водителю предельно краток. Чтобы подать заявку на получение водительских прав, нужно:

достичь возраста 15 лет 8 месяцев (управлять автомобилем можно с 17 лет);

быть в состоянии прочитать дорожный знак, выпущенный после 1 сентября 2001 года, с расстояния 20 метров.

В отличие от России, в Великобритании даже не нужна медицинская справка: ответственность за свое здоровье целиком и полностью лежит на самом гражданине, и если человек имеет какие-либо заболевания, явно не позволяющие ему управлять транспортным средством, сообщать об этом или нет — исключительно его дело.

Германия

Никаких предельных возрастных ограничений для управления автомобилем нет и в Германии. Так же, как и в Соединенном королевстве, минимальный возраст — 17 лет, а для получения немецкого водительского удостоверения не нужна медицинская справка, исключение — подтверждение зрения, так называемый Sehtest, и сертификат о прохождении курсов первой медицинской помощи. Также до достижения 18 лет нельзя ездить без сопровождения другого водителя, причем старше 30 лет.

Франция

Законодательством Франции так же не предусмотрено возрастного предела для водителей, однако это одна из стран, в которых наиболее тяжело и дорого получить водительское удостоверение. Водить здесь можно с 18 лет, однако прежде, чем получить сертификат, придется потратить много сил, времени и денег. Необходимо прослушать теоретический курс и «отъездить» минимум 20 часов, которых, впрочем, может оказаться недостаточно. В автошколе этот набор входит в базовый абонемент, цена которого варьируется от 630€ (в провинциях) до 1300€ (в Париже). Если же сдать экзамен с первой попытки не удалось, то за пересдачу теоретической части придется заплатить 60-130€, а практической — 60-190€. В среднем с учетом всех пересдач и других сопутствующих затрат (например, стоимость дополнительных часов практического вождения находится в пределах 35-50€) французы тратят около 2000€.

Швейцария

Швейцария тоже не устанавливает возрастного «потолка» для своих автомобилистов, однако швейцарские водительские права являются самыми дорогими в мире: чтобы получить удостоверение, приходится выложить кругленькую сумму — примерно 3000-3500€. Как и в Германии, при подаче документов необходимо приложить справку от окулиста и сертификат о прохождении курсов первой медицинской помощи. После прохождения вводного курса в автошколе, будущий водитель получает ученические права сроком на 2 года: за это время необходимо освоить практическое вождение. Сделать это можно как с инструктором, так и с сопровождающим — человеком старше 23 лет и имеющим полноценное водительское удостоверение не менее 3 лет.

Законодательно минимальное количество часов практики в Швейцарии не установлено, однако на форумах рекомендуют проехать не менее 100 часов, чтобы чувствовать себя уверенно на экзамене. В случае успешного прохождения экзамена, гражданин получает временное водительское удостоверение на 3 года. Во время такого «испытательного» срока нельзя совершать серьезных нарушений на дороге, иначе временное удостоверение могут продлить или же вообще аннулировать и заставить пройти всю систему обучения еще раз, а также пройти медицинско-психологическое освидетельствование.

Италия

Возрастного ограничения по вождению нет и в Италии, однако для людей старшего возраста процедура замены прав ужесточается — сокращается срок «обновления» водительского удостоверения. Так, те, кому нет 50 лет, должны проходить процедуру обновления водительских прав раз в 10 лет; те, кому исполнилось 50, — раз в 5 лет; а для водителей старше 75 лет этот срок сокращается до 3 лет. При этом водитель обязан проходить медицинский осмотр, во время которого особое внимание уделяется зрению. То есть, несмотря на фактическое отсутствие возрастного ограничения, люди старшего возраста могут не пройти медкомиссию и не получить новое удостоверение.

Испания

Так же, как и в Италии, в Испании возрастного ограничения нет «де юре», но «де факто» водители старше 65 лет должны продлевать права каждые 5 лет (до 65 лет — каждые 10), при этом обязательно проходя медицинское обследование.

ДОСТОЙНАЯ ЖИЗНЬ НА ПЕНСИИ

Популярные статьи

За рулём пенсионер. Каким должен быть предельный возраст водителя?

Общественность уже давно шумит о том, что пора бы придумать какие-нибудь ограничения для водителей, чей возраст подходит под определения «пенсионный», «преклонный», «третий».

Однако до сих пор количество лет не является помехой для того, чтобы управлять автомобилем: согласно статистике, с января по июнь 2017 года более 3,5 тысячи человек старше 60 лет впервые получили права или открыли новую категорию, а обменяли ранее полученные удостоверения почти 180 000 пенсионеров.

Медицинская справка

Её можно получить только в государственных или частных больницах, где есть лицензия на проведение обследования водителей.

Ряд лабораторных исследований также необходим для получения медицинской справки.

Некоторые водители ошибочно полагают, что если нет необходимости в замене прав, то и медицинская справка может не меняться десять лет. Это совсем не так. Согласно приказу Минздрава России, для водителей категорий «A», «B», «С», «D» и «Е» справка выдаётся на два года.

Для тех же, кто занимается профессиональными перевозками, для лиц, которым не исполнился 21 год, и для тех, кто имеет определённые заболевания, – только на один год.

Плохое самочувствие – повод никуда не ехать

И всё-таки даже с годной медицинской справкой и своевременным посещением докторов плохое самочувствие остаётся решающим аргументом в пользу отмены поездки.

Дорога – это всегда стресс. Во время движения водитель оценивает до десяти различных факторов: качество дорожного покрытия, указания знаков, разметки, светофора, соблюдение дистанции, скорости, учёт движения соседних автомобилей и т. д.

Кроме того, водитель всегда должен быть готов к нештатной ситуации, например к применению экстренного торможения или резкому развороту. А если подскочит давление? Одолеет усталость? Подведёт скорость реакции, которая с каждым годом становится ниже?

В этой связи вспоминается случай с известным телеведущим Николаем Дроздовым, когда во время движения перед его машиной неожиданно появилась женщина. «Мы с супругой подъезжали к дому, – рассказывал впоследствии Николай Николаевич, – и я уже собирался поворачивать во двор за пешеходным переходом, включил поворотник и ехал небыстро. Она появилась перед машиной неожиданно и шла не оглядываясь. Я её увидел, но сначала подумал, что она остановится, – это, конечно, моя грубейшая ошибка. Когда понял, что женщина не останавливается, то сразу ударил по тормозам. Не знаю, что случилось, но машина резко дёрнулась. Может, потому, что я краем ботинка зацепил и педаль газа».

Фразу «не знаю, что случилось» дорожный инспектор слышит практически при каждой аварии. Однако в случае с пожилыми людьми такое оправдание часто свидетельствует о несвоевременно выявленных когнитивных расстройствах, считает доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой терапии, гериатрии и антивозрастной медицины ИПК ФМБА Андрей Ильницкий:

«Вопрос о возможности управления автомобилем лицами преклонного возраста сейчас широко дискутируется в мире. Однако все исследователи сходятся в том, что, если человек здоров, он в любом возрасте несильно теряет скорость реакции: здоровые пожилые люди способны нормально реагировать и обеспечивать нормальную безопасность на дороге. Но есть другая проблема. У пожилого человека могут быть различные когнитивные расстройства, что по факту означает и снижение памяти, и снижение способности концентрировать внимание, и снижение реакции на нештатные ситуации.

Когнитивные расстройства возникают на фоне разных заболеваний, например, на фоне повышенного давления или так называемых нейродегенеративных заболеваний головного мозга.

Повторюсь, естественные возрастные процессы, такие как, например, снижение содержания миелина – оболочки нервных волокон, – замедляют проведение импульса по нервным волокнам, но не снижают качество жизни и не являются противопоказанием к вождению. Коварство же когнитивных расстройств – это возможность скрытого течения. Они могут проявиться внезапно, при любой стрессовой ситуации. Поэтому вопрос о возможности управления автомобилем в пожилом возрасте должен решаться на основании не только анализа физического здоровья, но и когнитивных нарушений».

Андрей Ильницкий рекомендует водителям-пенсионерам с большим стажем и тем, кто в силу различных обстоятельств только получает права в «третьем» возрасте, всегда обращать внимание не только на физическое состояние здоровья, но и на психологические признаки. После 65 лет врач рекомендует проходить ежегодное обследование на наличие когнитивных расстройств.

Работать на пенсии… за рулём

Пенсии по возрасту были введены в СССР в 1932 году и предназначались женщинам от 55 лет, мужчинам от 60. Для большей категории граждан этот пенсионный возраст не изменился и сегодня, но оплата «старости» не всегда устраивает пенсионера, да и часто ещё хватает сил для того, чтобы продолжать трудовую деятельность.

Ведущий аналитик экспертного центра «Движение без опасности» Елена Борисенко рассказала о том, что в 2017 году в рамках программы тренингов «Академии безопасного вождения» для водителей школьных автобусов был проведён опрос среди почти 500 участников, где выяснилось, что большинство из респондентов‑участников находится в пенсионном и предпенсионном возрасте: 48% – от 51 до 60 лет, 16% – старше 60.

При этом общий стаж вождения у многих из этих водителей варьировался между 30 и 40 годами: «Фактически все эти люди находятся за рулём постоянно. Перед тренингом они говорили, что их многолетнего опыта вполне достаточно для управления автомобилем и никаких дополнительных знаний им не нужно. Однако по окончании курсов 97% опрошенных отметили, что получили массу новых навыков, которыми раньше не обладали.

Например, с заданием применить экстренное торможение с первого раза справились единицы, а ведь это один из важнейших навыков на дороге! Даже в пенсионном возрасте водитель должен оставаться в системе непрерывного обучения. Это очень важно, особенно если речь идёт об организованных перевозках автобусами. За первые полгода 2017‑го в этом сегменте, увы, наблюдается увеличение количества ДТП почти на 5%, а погибших в них – на 33%».

Работа в такси – ещё один популярный вид занятости для пенсионеров. И у него есть свои преимущества: это индивидуальный график, возможность выборочно принимать заказы ну и приличный остаток времени на внуков и огородные дела.

Но и тут не всё просто. Особенно в части популярных сегодня агрегаторских служб такси. Они, конечно, принимают на работу всех желающих, в том числе и пенсионеров, но ответственности ни за что не несут. Все возможные «форс-мажоры» разруливает таксист.

Пенсионеру, решившему получать дополнительный заработок с помощью агрегаторов, надо быть предельно внимательным: пока владельцев таксобизнеса не обязали устанавливать в рабочие машины тахографы – приборы, контролирующие режим труда и отдыха водителя, контролировать себя нужно самостоятельно. Засыпание водителя за рулём сегодня тоже большая проблема.

Ответственность и здоровье

Перед тем как сесть за руль, прислушайтесь к своему самочувствию. Помните: хороший водитель – это ответственный и здоровый человек. А если это так, то что такое возраст? Обычная цифра в паспорте.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector