Какая категория на прицеп грузового автомобиля?
Dent-repair.ru

Автомобильный портал

Какая категория на прицеп грузового автомобиля?

Категории водительских удостоверений

Транспортные средства относятся к источникам повышенной опасности для окружающих, поэтому право на управление ими предоставляется лицам, отвечающим определенным требованиям (таблица 1 “Категории водительских прав”). Для того чтобы получить водительское удостоверение определенной категории, требуется сдать экзамен. Стоит отметить, что для того, чтобы управлять велосипедом, сдавать такой экзамен не требуется, хотя не стоит забывать об установленных возрастных ограничениях для движения на нем по дорогам – 14 лет (п. 24.1 ПДД).

Таблица 1. “Категории водительских прав”

Категория Подкатегория Право на управление Для лиц К экзаменам на получение прав соответствующей категории после подготовки допускаются лица, имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами, прошедшие в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение и достигшие
“М” Мопедами и легкими квадрициклами Не моложе 16 лет 16 лет
“А” Мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствами Не моложе 18 лет 18 лет
“А1” Мотоциклами с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт Не моложе 16 лет 16 лет
“В” Автомобилями (за исключением транспортных средств категории “А”), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобилями категории “В”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; автомобилями категории “В”, сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов Не моложе 18 лет 17 лет
“В1” Трициклами и квадрициклами Не моложе 18 лет 18 лет
“ВЕ” Автомобилями категории “В”, сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобилями категории “В”, сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов Не моложе 19 лет 19 лет + имеющие право управления транспортными средствами категории “В” не менее 12 месяцев
“С” Автомобилями, за исключением автомобилей категории “D”, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов; автомобилями категории “С”, сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов Не моложе 18 лет 17 лет
“С1” Автомобилями, за исключением автомобилей категории “D”, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, но не превышает 7500 килограммов; автомобилями подкатегории “С1”, сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов Не моложе 18 лет 18 лет
“С1Е” Автомобилями подкатегории “С1”, сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов Не моложе 19 лет 19 лет + имеющие право управления транспортными средствами категории “С” или “С1” не менее 12 месяцев
“СЕ” Автомобилями категории “С”, сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов Не моложе 19 лет 19 лет + имеющие право управления транспортными средствами категории “С” не менее 12 месяцев
“D” Автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобилями категории “D”, сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов Не моложе 21 года 21 года
“DЕ” Автомобилями категории “D”, сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов; сочлененными автобусами Не моложе 22 лет 22 лет + имеющие право управления транспортными средствами категории “D” не менее 12 месяцев (за исключением транспортных средств Вооруженных Сил РФ)
“D1” Автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобилями подкатегории “D1”, сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов Не моложе 21 года 21 года
“D1Е” Автомобилями подкатегории “D1”, сцепленными с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов Не моложе 22 года 22 лет + имеющие право управления транспортными средствами категории “D” или “D1” не менее 12 месяцев (за исключением транспортных средств Вооруженных Сил РФ)
“Tm” Трамваями Не моложе 21 года 21 года
“Tb” Троллейбусами Не моложе 21 года 21 года

Экзамены принимаются на транспортных средствах с механической или автоматической трансмиссией. Лицам, сдавшим экзамены на транспортных средствах с механической трансмиссией, предоставляется право на управление транспортными средствами соответствующей категории или подкатегории с любым видом трансмиссии. Лицам, сдавшим экзамены на транспортных средствах с автоматической трансмиссией, предоставляется право на управление транспортными средствами соответствующей категории или подкатегории только с автоматической трансмиссией.

Российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами категории “А”, подтверждает также право на управление транспортными средствами подкатегории “А1” и подкатегории “В1” с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, категории “В” – подкатегории “В1” (кроме транспортных средств с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа), категории “С” – подкатегории “С1”, категории “D” – подкатегории “D1”, категории “СЕ” – подкатегории “С1E”, категории “DE” – подкатегории “D1E”. Российское национальное водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортными средствами, подтверждающие право на управление транспортными средствами любой из этих категорий или подкатегорий, подтверждает право на управление транспортными средствами категории “М” (п. 7 ст. 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения”).

Лица, проходящие военную службу, после соответствующего профессионального обучения допускаются к сдаче экзаменов на право управления транспортными средствами категории “D” и подкатегории “D1” по достижении девятнадцатилетнего возраста.
До достижения указанными лицами двадцатиоднолетнего возраста выданные им по результатам сдачи экзаменов российские национальные водительские удостоверения подтверждают право на управление транспортными средствами категории “D” и подкатегории “D1”, принадлежащими только Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба (п. 4 ст. 26 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения”).

Водительское удостоверение любой категории выдается на срок 10 лет, за исключением лиц, временно пребывающих на территории России и не имеющим иностранных национальных водительских удостоверений. В этом случае выдача российского водительского удостоверения производится на общих основаниях на срок действия регистрации их документов на право временного пребывания в Российской Федерации.

Квадрициклы, трициклы и мопеды

Не следует путать понятия “КвадрОцикл” и “КвадрИцикл”. К легким квадрициклам относятся четырехколесные транспортные средства, ненагруженная масса которых не превышает 350 кг без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства), максимальная конструктивная скорость не превышает 50 км/ч, характеризующееся:

  • в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием – рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 куб.см.;
  • в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа – максимальной эффективной мощностью двигателя, не превышающей 4 кВт;
  • в случае электродвигателя – номинальный максимальной мощностью двигателя в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.

Категория В1 разрешает управление не только легкими, но и прочими квадрициклами, к которым относятся четырехколесные транспортные средства, ненагруженная масса которых не превышает 400 кг (550 кг для транспортного средства, предназначенного для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства) и максимальная эффективная мощность двигателя не превышает 15 кВт.

Трицикл – это трехколесное транспортное средство с колесами, симметричными по отношению к средней продольной плоскости транспортного средства, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб.см. и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.

Мопед – это двухколесное или трехколесное транспортное средство с любым расположением колес, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, характеризующееся: – в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием – рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 куб.см., или – в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа – максимальной эффективной мощностью, не превышающей 4 кВт, или – в случае электродвигателя – номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.

Категория прав для управления фурой

Чтобы управлять автотранспортным средством, нужно удостоверение водителя определенного вида, а выдаются такие документы после окончания автошколы. Во время обучения внимание уделяется не только правилам дорожного движения (ПДД), но и особенностям управления грузовым автотранспортным средством, которые отличаются от вождения легкового автомобиля.

Многие читатели интересуются, какая категория прав нужна на фуру. Чтобы узнать ответ, достаточно внимательно прочитать эту статью.

Требования к будущему дальнобойщику

Автошколы предоставляют всем желающим возможность получения водительских удостоверений с категорией «C» или права на вождение фуры и грузовых авто-мобилей.

Дальнобойщики – высшая каста, у таких водителей стоит в правах особая категория на фуру, что позволяет перевозить разные грузы на многокилометровые расстояния. Эта профессия подходит не всем, нужно иметь выносливость, стойко выдерживать однообразие окружающей обстановки в течение многих суток. Работа связана с психологическими аспектами нелегкого труда, но наградой будет возможность посмотреть мир и получать достойный заработок.

Такая профессия привлекает тех мужчин, кто любит мощные тягачи и романтику дальних путешествий, но требуется крепкое здоровье и стаж управления грузовым транспортом не менее 3 лет. Кроме этого нужны знания материальной части, чтобы при случае устранить мелкие неполадки без посторонней помощи.

Обучение вождению

Во многих регионах России автошколы готовят водителей грузовых машин, поэтому получить права на фуру могут претенденты, прошедшие медицинский отбор и успешно сдавшие экзамены по вождению крупногабаритного транспортного средства.

Некоторые аналогичные организации предоставляют обучение бесплатно с последующим обязательным трудоустройством, например, московская компания X5 Logistics.

Учебная программа

В составе утвержденного обучения существуют такие предметы:

  • практические навыки управления грузовым автотранспортом;
  • особенности осуществления маневров на узкой дороге;
  • специфические приемы вождения;
  • выполнение парковки;
  • подача для разгрузки под разными углами.

К сведению! Водитель фуры, который обеспечивает доставку грузов на дальние расстояния, престижная и хорошо оплачиваемая профессия, но подходит она не каждому человеку.

Детальная информация видна на видео:

Экзамены

По окончании изучения теоретических основ будущей профессии начинаются экзамены на знание ПДД.

Те, кто правильно отвечают на поставленные вопросы, допускаются к практическому вождению, которое состоит из таких этапов:

  • поездка на грузовом автомобиле по пересеченной местности автодрома;
  • прохождение отдельных участков – подъезд к эстакаде, извилистое движение или «змейка», выполнение парковки.

После успешного маневрирования по автодрому наступает финальная часть – поездка с инструктором на тягаче с прицепом по городским улицам. Положительные оценки на экзаменах и практике гарантируют испытуемым получение водительского удостоверения на вождение грузового транспорта категории «EC».

Что важно знать водителю

Чтобы избежать аварийных ситуаций на дорогах, во время управления крупногабаритным автомобилем нужно знать такие нюансы:

  • исключить резкие движения руля;
  • у груженой фуры возрастает тормозной путь;
  • на тягач постоянно действует инерция от веса полуприцепа;
  • во время прохождения поворотов возможны заносы прицепа;
  • нужно снижать скорость перед маневрированием, например, при вхождении в повороты;
  • при вождении водитель должен учитывать габариты ТС.

Каждый дальнобойщик обязан знать материальную часть автомобиля, уметь устранять мелкие поломки и заполнять транспортные накладные на перевозимый груз.

Важно! Для претендентов в дальнобойщики стаж работы на грузовике должен быть не менее 3 лет, иначе будете в течение полугода ездить стажером с меньшей, чем у наставника, зарплатой.

Стоимость

Экзамены перед зачислением в автошколу не сдаются, но обучение платное. Чтобы получить сразу две категории, например, «C» и «E», придется потратить из семейного бюджета 25–45 тыс. рублей. После окончания обучения выпускники автошколы сдают экзамены на компьютере в ГИБДД.

Водительское удостоверение

Многие обучающиеся в автошколах задают вопрос: «какая категория прав требуется для разрешения на управление фурой?». Ответ такой – пункт «E» в правах, гаранти-рующий эксплуатацию грузового транспорта с полуприцепом. Для получения соответствующего документа нужны: справка о состоянии здоровья и наличие стажа вождения грузовых авто от одного года.

Чтобы получить категорию «СЕ», не нужно повторное теоретическое обучение, надо в точности выполнить такие элементы вождения:

  • проехать на автомобиле задним ходом;
  • установить прицеп на разгрузку к эстакаде.

При положительном результате экзамена на вождение водитель получает допуск на управление грузовым транспортным средством.

Категории для дальнобойщика

Чтобы управлять фурой, отдельного образования не требуется: получили аттестат, оплатили обучение в автошколе на права по вождению легкового и грузового транспорта, сдали экзамен в ГИБДД и практику – заветное удостоверение на руках.

Далее нужен стаж управления грузовым транспортом в течение одного года. Для этого надо поработать, например, на «Газели», обеспечивая доставку грузов в черте города или в непосредственной близости. Затем подаете заявку на категорию «E» (для чего нужен документ об окончании автошколы) и выполняете без ошибок два варианта практического вождения.

Читать еще:  Как обойти ограничения на регистрационные действия автомобиля?

Потом еще два года надо отработать водителем грузовика с прицепом и обратиться в автопарк, специализирующийся на дальних перевозках.

Как получить права

Любой гражданин России, достигнув 16-летнего возраста, может получить удостоверение водителя, разрешающее управлять легковым автомобилем. Для обучения в городах построены автошколы, где желающие, сдав экзамены и практическое вождение, получают водительские права установленного образца.

К сведению! Пластиковые карточки выдаются только после обязательной проверки полученных знаний ПДД.

Как добавить в права новую категорию

Получение следующей категории напрямую зависит от квалификации претендента, для этого надо представить соответствующим государственным органам такие документы: паспорт, удостоверение водителя, медицинскую справку, квитанцию об оплате госпошлины.

Затем претендент проходит переподготовку, сдает экзамен и практические навыки, основа которых состоит из таких упражнений:

  • маневрирование;
  • остановка для безопасной высадки пассажиров;
  • парковка.

Чтобы получить категорию «E», нужен стаж – следует отработать водителем грузового транспорта в течение одного года, аналогичные требования при добавлении DE. При этом действуют ограничения по возрасту: граждане моложе 21 года не могут полу-чить водительские удостоверения с отметкой DE.

В заключение будет уместно отдельно предупредить тех водителей, которые решили стать дальнобойщиками: у такой специфической профессии есть не только положи-тельные стороны. Например, разлука с семьей, неустроенность быта во время переездов, частая смена климатических условий и т. д.

Прежде чем сделать окончательный выбор, надо взвесить плюсы и минусы такой экзотической профессии.

Детальная информация видна на видео:

Категории и подкатегории водительских прав в 2020 году

Добрый день, уважаемый читатель.

Категория водительских прав обозначает группу транспортных средств, которой может управлять владелец водительского удостоверения.

Существуют 5 основных категорий: А – мотоциклы, B – легковые автомобили, C – грузовые автомобили, D – автобусы, М – мопеды, 4 подкатегории: A1, B1, C1, D1 и специальные категории для управления автомобилями с прицепом BE, CE, DE, C1E, D1E.

Например, водительское удостоверение категории B позволяет управлять только легковыми автомобилями и не разрешает садиться за руль маршрутного такси или автобуса (для этих транспортных средств нужны водительские права категории Д).

В этой статье будут рассмотрены категории и подкатегории водительских прав, а также особенности их использования при управлении транспортными средствами.

Водитель имеет право управлять только транспортными средствами, категории которых указаны на оборотной стороне его водительского удостоверения. Если он не будет соблюдать указанное требование, то получит штраф за отсутствие категории прав –
5 000 – 15 000 рублей.

Таблица категорий водительских прав в 2020 году

С 5 ноября 2013 года вступили в силу изменения в закон “О безопасности дорожного движения”, которые не только изменили перечень категорий водительского удостоверения, но и добавили совершенно новые подкатегории.

Расшифровка категорий водительских прав приведена в следующей таблице:

Категория или подкатегория Тип транспортного средства
А Мотоциклы
А1 Легкие мотоциклы
В Легковые автомобили, небольшие грузовики (до 3,5 тонн)
ВE Легковые автомобили с прицепом
В1 Трициклы
С Грузовые автомобили (от 3,5 тонн)
СE Грузовые автомобили с прицепом
С1 Средние грузовики (от 3,5 до 7,5 тонн)
С1E Средние грузовики с прицепом
D Автобусы
DE Автобусы с прицепом
D1 Небольшие автобусы
D1E Небольшие автобусы с прицепом
М Мопеды
Tm Трамваи
Tb Троллейбусы

Водительские права категории А

1. В Российской Федерации устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право (далее – право на управление транспортными средствами):

категория “А” – мотоциклы;

Водительское удостоверение категории А позволяет управлять любыми мотоциклами, в том числе и мотоциклами с коляской.

Кроме того, оно дает право на управление мотоколясками, которые в 2020 году на дорогах встретить чрезвычайно сложно.

Напомню, что к мотоциклам в соответствии с ПДД относятся двухколесные транспортные средства с боковым прицепом или без него. Кроме того, категория А позволяет управлять трехколесными и четырехколесными транспортными средствами, которые в снаряженном состоянии имеют массу не более 400 кг.

Подкатегория А1

подкатегория “А1” – мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт;

Подкатегория А1 позволяет управлять мотоциклами с небольшим объемом двигателя и небольшой максимальной мощностью.

Отмечу, что водители, имеющие в правах категорию А могут управлять и транспортными средствами подкатегории А1.

Важное отличие подкатегории А1 состоит в том, что ее можно открыть в 16-летнем возрасте.

Водительское удостоверение категории В

категория “В” – автомобили (за исключением транспортных средств категории “А”), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобили категории “В”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; автомобили категории “В”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов;

Водительское удостоверение категории В позволяет управлять легковыми автомобилями, а также небольшими грузовиками, микроавтобусами и джипами, соответствующими вышеприведенным требованиям.

Также категория B дает право управления мотоколясками и автомобилями с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не более 750 кг.

Кроме того существует возможность использования и прицепов, масса которых превышает 750 килограммов, при соблюдении следующих требований:

1. Разрешенная максимальная масса прицепа не должна превышать массы автомобиля без нагрузки.

2. Суммарная разрешенная максимальная масса автомобиля и прицепа не должна превышать 3,5 тонны.

Например, пусть разрешенная максимальная масса автомобиля составляет 1 900 кг, а масса без нагрузки 1 400 кг (эти величины указываются в пунктах 14 и 15 паспорта транспортного средства).

Имея удостоверение категории B можно к указанному автомобилю присоединить прицеп, разрешенная максимальная масса которого 1400 кг. В этом случае разрешенная максимальная масса прицепа не превышает массу автомобиля без нагрузки. Кроме того, разрешенная максимальная масса состава транспортных средств составляет 1 900 + 1 400 = 3 300 кг. Она не превышает 3 500 килограммов.

Для управления автомобилем категории B с тяжелым прицепом, водителю потребуется категория BE:

категория “ВЕ” – автомобили категории “В”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории “В”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов;

Подкатегория B1

подкатегория “В1” – трициклы и квадрициклы;

В 2020 году подробная информация по транспортным средствам категории B1 отсутствует.

Обратите внимание, “квадрИцикл” и “квадрОцикл” это не одно и то же. Поэтому обычные водительские права на квадроцикл не подойдут.

Водительские права категории С

категория “С” – автомобили, за исключением автомобилей категории “D”, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов; автомобили категории “С”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

Водительские права категории С позволяют управлять только средними (от 3500 кг до 7500 кг) и тяжелыми (более 7500 кг) грузовиками, а также грузовиками с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг.

Обратите внимание, категория C не дает права управления небольшими (меньше 3500 кг) грузовиками и легковыми автомобилями.

категория “СЕ” – автомобили категории “С”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов;

Для управления автомобилем категории С с тяжелым (более 750 кг) прицепом или полуприцепом водителю потребуется дополнительная категория CE.

Подкатегория С1

подкатегория “С1” – автомобили, за исключением автомобилей категории “D”, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, но не превышает 7500 килограммов; автомобили подкатегории “С1”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

К подкатегории С1 относятся средние грузовики, разрешенная максимальная масса которых находится в интервале от 3,5 до 7,5 тонн.

Также эта подкатегория позволяет перевозить и легкий прицеп (до 750 кг).

Водители, имеющие основную категорию С, могут управлять и транспортными средствами подкатегории С1.

подкатегория “С1Е” – автомобили подкатегории “С1”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов;

Также существует и дополнительная подкатегория C1E, которая позволяет управлять автомобилями подкатегории С1 с тяжелыми (более 750 кг) прицепами. При этом суммарная разрешенная максимальная масса грузовика и прицепа не должна превышать 12 тонн.

Водители, имеющие старшую категорию CE, могут управлять и транспортными средствами подкатегории C1E.

Водительское удостоверение категории D

категория “D” – автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили категории “D”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

Водительское удостоверение категории Д позволяет управлять автобусами различных размеров, независимо от их разрешенной максимальной массы, а также автобусами с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг.

Имея водительское удостоверение категории D водитель может управлять как небольшими автобусами, используемыми в качестве маршрутных такси, так и огромными туристическими автобусами.

Единственная разновидность автобусов, для которой не подходит категории D, – это сочлененные автобусы или “автобусы с гармошкой”.

Для буксировки прицепов, разрешенная максимальная масса которых превышает 750 кг, а также управления сочлененными автобусами требуется водительское удостоверение категории DE.

категория “DЕ” – автомобили категории “D”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов; сочлененные автобусы;

Подкатегория D1

подкатегория “D1” – автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили подкатегории “D1”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

Подкатегория D1 позволяет водителю управлять небольшими автобусами, имеющими от 9 до 16 сидячих мест. Также эта категория разрешает использовать легкий прицеп массой до 750 кг.

К данной категории относятся небольшие микроавтобусы, например РАФ-2203 или ГАЗель-3221, которые ранее широко использовались в качестве маршрутных такси. В настоящее время широкое распространение получили микроавтобусы иностранных марок, которые имеют более 16 сидячих мест, и для управления которыми подкатегории D1 недостаточно.

Для управления небольшими автобусами с тяжелыми прицепами предназначена подкатегория D1E:

подкатегория “D1Е” – автомобили подкатегории “D1”, сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов.

Обратите внимание, что прицеп, во-первых, не должен быть предназначен для перевозки пассажиров, а во-вторых, суммарная разрешенная максимальная масса автобуса и прицепа не должна превышать 12 тонн.

Отмечу, что водители, имеющие категорию D, могут управлять автобусами подкатегории D1, а водители, имеющие категорию DE, могут управлять автобусами с прицепом подкатегории D1E.

Категория E

В настоящее время категория E из водительских удостоверений исчезла. На смену ей пришли, представленные выше, категории BE, CE, C1E, DE, D1E.

Если же Вы до сих пор используете удостоверение с категорией Е и хотите его поменять, то рекомендую прочитать статью “Перенос категории E в новые права”.

Категория M

категория “M” – мопеды и легкие квадрициклы;

Категория М введена 5 ноября 2013 года. Она позволяет управлять мопедами и легкими квадрициклами.

Управлять транспортными средствами категории М также могут и водители, у которых нет категории М, но есть любая другая категория водительских прав.

Обратите внимание, что удостоверение тракториста-машиниста и иностранные водительские права не позволяют управлять мопедами.

Категории Tb и Tm

категория “Tb” – троллейбусы;

В 2020 году для управления трамваями или троллейбусами требуется наличие категории Tm или Tb соответственно.

Напомню, что еще несколько лет назад троллейбусы и трамваи не выделялись в отдельные категории. Информация об управлении этими транспортными средствами заносилась в графу “особые отметки” водительских прав.

Как открыть новую категорию прав?

Довольно часто у водителей возникает вопрос: “Как добавить в права дополнительную категорию?”. На самом деле, все довольно просто. Нужно пройти обучение в автошколе и сдать экзамен на соответствующую категорию.

Подробнее об этом Вы можете узнать в статье:

Ну а в завершение хочу еще раз напомнить, что управление транспортным средством без соответствующей категории прав влечет штраф в размере 5 000 – 15 000 рублей. Кроме того, водитель отстраняется от управления транспортным средством, а автомобиль отправляется на штрафстоянку.

Все категории и подкатегории водительских прав с расшифровкой

Многие автолюбители знают, что в закон “О безопасности дорожного движения” внесены некоторые дополнения касаемо категорий водительских прав. А вот что конкретно изменилось большинству известно лишь понаслышке. Между тем эта информация важна и касается каждого водителя, а незнание своих обязанностей, как известно, не освобождает от ответственности.

Чтобы не заставлять читателя лазить в дебрях закона мы подготовили краткую выжимку, где выделили все основные моменты.

Читать еще:  Незаконная эвакуация автомобиля что делать

Существует пять основных категорий водительских прав: A – мотоциклы, B – легковые авто, C – грузовики, D – автобусы, M – мопеды. Их дополняют шесть подкатегорий (A1, B1, C1, C1E, D1, D1E) и три категории для езды с прицепом (BE, CE, DE).

Для трамваев и троллейбусов предусмотрены отдельные категории – Tm и Tb соответственно.

Более подробно обо всех категориях и подкатегориях водительских прав, а также об ограничениях, которые они накладывают на водителя и транспортное средство, читайте дальше в нашей статье. А в самом низу страницы рекомендуем посмотреть видео-пояснения.

Как выглядит водительское удостоверение, и какая информация указывается в правах?

Водительское удостоверение подтверждает право на управление транспортным средством и содержит полную информацию о владельце, кроме разве что адреса регистрации – чем и отличается от паспорта. К слову, права тоже можно использовать как удостоверение личности. Это и понятно, ведь документ нового образца содержит:

  • фотографию и полное имя владельца;
  • дату и место рождения;
  • информацию о присвоенных категориях;
  • номер и срок действия документа;
  • дату выдачи и название организации;
  • подпись владельца и дополнительные данные о нем.

В качестве дополнительной может быть указана информация о прежнем удостоверении, общем стаже вождения, группе крови, а также об ограничениях, распространяющихся на каждую из категорий прав. Все сведения в водительское удостоверение прописываются кириллицей и дублируются латинскими буквами.

Новые водительские права представляют собой двустороннюю пластиковую карточку размером 5,5 х 8,5 см. Одна сторона документа содержит данные о водителе, а другая – сведения о категориях транспортных средств, доступных для управления.

Лицевая сторона прав

  • Сверху указывается название документа и его территориальная принадлежность.
  • Ниже слева предусмотрено место для цветной фотографии размером 3х4 см владельца прав.

Закон запрещает использовать в документах фотографии в головном уборе (исключения допускаются только по религиозным мотивам). А гражданам с плохим зрением нужно фотографироваться в очках с прозрачными стеклами.

  • Изображение дополняется подписью владельца в левом нижнем углу пластиковой карточки.
  • Справа, сразу под наименованием документа, указываются ФИО, дата рождения и регистрационные сведения (серия, номер, название организации и период действия удостоверения).
  • Ниже обозначается домашний регион и перечень разрешенных категорий транспортных средств.

Обратная сторона прав

  • Одним из главных нововведений является наличие штрих-кода, дублирующего полную информацию о владельце. Он располагается на обратной стороне в левой части водительских прав. Оставшееся пространство отводится под форму с расшифровкой категорий.
  • Напротив доступных к управлению видов транспорта указывается период действия водительского удостоверения.
  • Последним пунктом идет дополнительная информация о владельце. При отсутствии особых сведений туда обычно вносят продолжительность общего водительского стажа.

Все категории водительских прав с расшифровкой

В зависимости от типа транспортного средства, его массы и технических особенностей, права подразделяются на категории. Для управления многими из них предусмотрено отдельное обучение, а вот подкатегории чаще всего открываются автоматически. Чтобы окончательно разобраться в этом вопросе, рассмотрим особенности каждой категории водительских прав.

Основные категории водительских прав

Основными ограничениями, как и прежде, являются масса (как самого транспортного средства, так и его прицепа), количество пассажирских мест и в некоторых случаях мощность двигателя.

Категория “А”. Владелец таких прав может водить мотоцикл с коляской или без общей массой до 400 кг. Сюда относятся трех- и четырехколесные транспортные средства, проходящие ограничения по массе.

Категория “B”. Включает легковые автомобили общей массой до 3,5 тонн с количеством пассажирских мест до восьми. Кроме этого, допускается наличие прицепа до 750 кг или более. Последний вариант возможен в случае, если общая масса такого «автопоезда» не превышает установленные законом 3,5 тонны. Категория “В” подходит для всех легковых автомобилей, а также для управления джипами и микроавтобусами при условии соблюдения установленных ограничений.

Категория “BE”. Является дополнительной к предыдущей категории и снимает ограничение на массу прицепа. То есть водитель с такими правами может возить прицепы массой более 750 кг автомобилями из категории “В”. При этом учитывается и общая масса машины с прицепом – она не должна превышать 3,5 тонны.

Категория “C”. Разрешает вождение автомобилей массой более 3,5 тонн, за исключением пассажирских транспортных средств, относящихся к категории “D”. Если планируется использовать прицеп, то нужно следить чтобы его максимальный вес не превышал 750 кг.

Категория “CE”. Во многом схожа с “BE”, только относится к автомобилям категории “С”. Также она снимает ограничение на массу прицепа.

Категория “D”. Необходима для осуществления пассажирских перевозок в автомобилях и автобусах с количеством мест больше восьми. Сюда относится большая часть общественного транспорта. Что касается массы прицепа, то она по-прежнему должна укладываться в стандартные 750 кг.

Категория “DE”. К ней относятся сочлененные автобусы и автотранспорт из категории “D”, соединенный с прицепом массой более 750 кг.

Категория “М”. Используется для вождения мопедов и легких квадрициклов. Такое право доступно владельцам водительских удостоверений любой категории.

Категории “Tb”, “Tm”. Дают право на управление троллейбусами и трамваями. Благодаря внесению поправок в закон эти категории стали обособленными. В удостоверениях старого образца подобное право отмечалось в “особых отметках”.

Подкатегории водительских прав

Законодатели не ограничились введением новых категорий водительских прав. Сегодня в России действует еще шесть дополнительных подкатегорий, некоторые из них открываются автоматически.

Подкатегория “A1”. К этой группе относятся мотоциклы с максимальным объемом двигателя 125 см 3 и предельной мощностью 11 кВт. Среди транспортных средств этой категории такие характеристики имеет, например, скутер или квадроцикл. Владельцам прав категории “А” данная подкатегория присваивается автоматически.

Подкатегория “В1”. Предназначена для управления трех- и четырехколесным автотранспортом с порожним весом до 550 кг. При этом предельная скорость транспортного средства не должна превышать 50 км/ч, а объем двигателя – 50 см 3 . Водительское удостоверение с подобной категорией пригодится для вождения трициклов и квадрициклов.

Обратите внимание, что вождение квадрИциклов и квадрОциклов предусматривает наличие водительских прав разных категорий. Для управления квадроциклом должна быть открыта подкатегория “А1”.

Подкатегория “С1”. Доступна для всех удостоверений с категорией “C”. Разрешает управлять автомобилями от 3,5 до 7,5 тонн, исключая пассажирский транспорт категории “D”. Допускается наличие автоприцепа до 750 кг.

Подкатегория “C1E”. Открывается автоматически при получении прав категории “CE” и позволяет водить тот же автотранспорт подкатегории “C1”, но с прицепом более 750 кг. При этом масса прицепа не может превышать аналогичный показатель самого авто без нагрузки, а общий вес автопоезда должен укладываться в 12 тонн.

Подкатегория “D1”. Предусматривает управление пассажирским транспортом, имеющим в салоне от 8 до 16 мест без учета кресла водителя. Требования к прицепу стандартные – до 750 кг. Подкатегория “D1” доступна для всех водительских удостоверений категории “D”.

Подкатегория “D1E”. Разрешает вождение транспорта подкатегории “D1” с автоприцепом от 750 кг при условии, что его вес меньше или равен массе автомобиля без нагрузки. Общий весовой показатель автобуса с прицепом должен находиться в пределах 12 тонн. Кроме того, прицеп не может быть пассажирским – только грузовым.

Категории водительских прав, которые будут открыты автоматически при замене

Основная категория Категории открываются автоматически
A M, A1, B1 (только ТС мотоциклетного типа)
B M, B1 (кроме ТС мотоциклетного типа)
BE M
C M, C1
CE M, C1E
D M, D1
A1 M

Как открыть новую категорию в водительском удостоверении?

Нередки случаи, когда автолюбитель становится профессиональным водителем, а автомобиль из увлечения превращается в источник дохода. Как следствие такого перевоплощения возникает необходимость в открытии новой категории водительского удостоверения.

Для этого нужно сдать теоретический и практический экзамены в ГИБДД, предварительно пройдя обучение.

  • Не миновать автошколы тем, кто желает управлять более легким транспортом и получить категорию “B” при открытой категории “C”, или открыть “A” при действующей категории “B”.
  • Особые требования предъявляются к кандидатам на категорию “D”. Чтобы получить право перевозить людей необходимо иметь не менее одного года стажа вождения транспорта категории “B”, “C” или “D1”. В течение такого же срока придется эксплуатировать ТС из категории “D”, чтобы открыть “DE”.
  • Новые правила коснулись и машин с автоматической трансмиссией. Для них выделена специальная подкатегория водительских прав, разрешающая ездить только на “автоматах”. Чтобы пересесть на “механику” потребуется сдать практический экзамен в ГИБДД.

Выводы: каждая из категорий водительских прав, указанных на обратной стороне удостоверения, предназначена для вождения автомобилей определенной массы и назначения. Здесь важно понимать, что правила создаются не просто так, и для автомобиля каждой категории требуются особые навыки управления.

Несоответствие водительского удостоверения типу транспортного средства наказывается штрафом и эвакуацией машины на штрафстоянку. Чтобы не лишать себя средства передвижения и не рисковать честно заработанными, разумнее всего заранее подготовиться к смене автомобиля и своевременно получить новые права.

Видео: расшифровка категорий водительских прав

Требуются ли права на прицеп?

Для решения своих хозяйственных проблем некоторые автоводители покупают большегрузную технику и прицепы. В этом случае важно понимать, что некоторые виды такого оснащения требуют открытия в ВУ (водительском удостоверении) дополнительной категории.

Перед покупкой прицепа нужно изучить нюансы, связанные с этим вопросом, чтобы незнание правил не сделало Вас нарушителем. Ведь в определенных случаях управление транспортным средством с прицепом без открытия в правах отдельной категории, приравнивается к полному отсутствию прав (со всеми вытекающими последствиями).

Важно знать и соблюдать те правила, которые существуют для управления авто с прицепами. Только так сможете быть уверены, что документы оформлены правильно, а водительские права и открытые в них категории позволяют управлять таким транспортом.

В принципе, управлять автомобилем с прицепом можно всем водителям, которые имеют в правах открытую категорию «В», однако в ПДД прописаны некоторые нюансы, которые мы сейчас подробно рассмотрим. Так станет понятно, в каких случаях водительские права на прицеп понадобятся и что потребуется для их получения.

Какие категории ВУ на прицепы существуют?

Современное законодательство предусматривает 16 категорий прав, которые позволяют управлять ТС (транспортными средствами) различного типа. Среди этих категорий лишь 5 («ВЕ», «СЕ», «С1Е», «DE», «D1E») относятся для авто с прицепами. Их точное описание содержится в таблице:

Определяющим в данном случае является именно вес прицепа. От этого показателя зависит возможность автоводителя управлять авто без открытия дополнительной категории в ВУ.

Основные виды легковых прицепов

Среди всех вариантов выделяют четыре основных вида, а именно:

  1. О1 – трейлер легковой (вес менее 750 кг);
  2. О2 – трейлер легковой (вес 750-3 500 кг);
  3. О3 – трейлер, массой до 10 т;
  4. О4 – трейлер, массой более 10 т.

В каком случае категории «В» достаточно?

Согласно установленным правилам, управление машиной с прицепом вида O1, не требует открытия в правах дополнительной категории (даже, если общая масса всего автопоезда превышает ту, что установлена в основной категории). Касается это правило, как категории «В», так и «C» и «D».

Для примера рассмотрим несколько вариантов:

Пример №1.

Предположим, что автоводитель управляет автомобилем BMW X3 2,5i (вес 2240 кг) с прицепом Курганмашзавода марки КМЗ 8284 21 (вес до 750 кг — относится к виду «O1»). Полная масса автопоезда не превышает 3 500 кг, следовательно, для управления им не потребуется открытия никакой дополнительной категории.

Пример №2.

Водитель управляет автомобилем Toyota LC 100 (вес 3 260 кг), который оборудован прицепом ЛАВ-81011 (производитель ООО «Вектор»), вес которого составляет 700 кг.
Если просуммировать массу авто и прицепа, то полученная величина окажется больше, чем 3 500 кг. Однако, поскольку прицеп относится к виду «O1» и имеет малый вес, управлять автопоездом без открытия дополнительных категорий можно, и нарушением правил это не будет.

Обращаем внимание, что водителю, у которого в правах открыта лишь категория «В», можно осуществлять управление легковым авто с прицепом, вес которого превышает 750 кг, однако общий вес автопоезда не превышает 3 500 кг.

Категория «ВЕ»: когда нужно получать?

Для управления автомобилем с прицепом, который относится к виду «O2» (и более высокого), потребуется открыть в правах категорию «Е». При этом к обучению и сдаче экзаменов на данную категорию допускают лиц, которые имеют стаж вождения не менее 1 года (категория «В» открыта за 12 месяцев до того, как получается категория «Е»).

Категория «ВЕ» предусматривает право управления автопоездом с прицепом, тяжелее, чем 750 кг, а общая масса автопоезда при этом будет более 3 500 кг.

Еще раз повторимся, что водителю, у которого в правах открыта лишь категория «В», можно управлять легковой машиной с прицепом, вес которого превышает 750 кг, однако общий вес автопоезда не будет больше, чем 3 500 кг. Получать «ВЕ» в этом случае не требуется.

Прицепы вида «O3» и «O4»: особенности управления

Использование этих видов отдельно регламентировано законодательством. Для управления автопоездом, в состав которого входит такой трейлер, следует иметь в правах открытую категорию «Е».

При этом следует учитывать, что категории «С1Е» и «D1E» предполагают, что общий вес не должен превышать 12 000 кг, а вес прицепа не может быть выше, чем вес не нагруженного авто.

Читать еще:  Как стать водителем погрузчика

Получение прав на легковой прицеп: основные этапы

Помимо самого процесса получения прав на прицеп водителю авто нужно подготовить необходимые документы, которые позволяют использовать ТС на законных основаниях.

Основными в этом случае считаются такие документы:

  • Номер на прицеп и соответствующее свидетельство – выдается после постановки ТС на учет в ГИБДД. Этот процесс следует производить по месту жительства автовладельца. При этом регистрацию следует провести в течение 10-ти дней после покупки трейлера;
  • Техосмотр – периодичность его проведения определяется в зависимости от возраста конкретного ТС.

Полис ОСАГО для прицепа

Современными правилами не предусмотрено получение отдельного страхового полиса для прицепа любого размера. Значит, если Вы имеете в личном пользовании прицеп для легкового авто, то не нужно покупать для него ОСАГО. При этом для использования прицепов для грузовиков, автобусов, мотороллеров/мотоциклов, а также прицепов, принадлежащих юрлицам, понадобится оформить специальный страховой полис.

Подытоживая вышесказанное можно сказать, что при постановке на учет прицепа для легковой машины, который принадлежит физлицу, достаточно будет простого обращения в отделение ГИБДД (для регистрации). В других случаях понадобится получать полис ОСАГО, проходить техосмотр, а потом осуществлять регистрацию.

Техосмотр: нужен ли для прицепа?

Техосмотр в этом случае регламентируется отдельным Федеральным Законом.

Начиная с 01.01.2012 г. не нужно проходить техосмотр легким прицепам, которые находятся в собственности у физлиц.

Если же такой легкий прицеп находится в собственности у лица юридического, то техосмотр нужно будет проходить с такой периодичностью, которая зависит от возраста:

  • Новые (возраст от 0 до 3-х лет) — освобождены от проведения техосмотра;
  • От 3-х до 7-ми лет – 1 раз в 2 года;
  • Старее, чем 7 лет – 1 раз в год.

Отдельно стоит отметить, что прицепы, которые предназначены для осуществления перевозок опасных грузов, обязательно должны проходить обязательный техосмотр 1 раз в 6 месяцев.

Периодичность проведения техосмотров для остальных прицепов, весом более 3 500 кг, которые для транспортировки опасных грузов не предназначены, никак не оговорена и не регламентирована федеральным законом.

Чем грозит отсутствие нужной категории в ВУ?

Далеко не все автоводители осведомлены о том, какая нужна водительская категория на прицеп, а некоторые из них хотя и знают, но намеренно пренебрегают такими правилами.

Важно понимать, что подобное пренебрежение подвергает определенному риску жизнь и здоровье других участников движения, а несоблюдение порядка транспортировки прицепов (по соответствию тоннажу) нередко становится причиной ДТП.

Таким образом, случай, когда используется прицеп без категории Е, законодательно приравнивается к езде без прав, что может быть наказано штрафом в диапазоне 5000-15000 рублей. Кроме того, инспектор ГИБДД имеет право забрать транспортное средство на штрафстоянку, за которую придется платить немалые деньги.

Для водителей, которые имеют прицеп, вес которого не превышает 750 кг, мы рекомендуем иметь при себе в распечатанном виде соответствующую выдержку из правил, что поможет избежать ненужных конфликтов при общении с сотрудниками ГИБДД.

В заключение следует отметить, что в момент приобретения прицепа важно помнить, что общая его масса не должна быть больше, чем буксировочные характеристики вашей машины (устанавливаются производителем).

Один раз разобравшись во всех нюансах и правилах управления автопоездом, можно навсегда оградить себя от необходимости доказывать свою правоту инспекторам ГИБДД. Достаточно будет иметь необходимые документы на ТС (в зависимости от вида и массы), а также соответствующие открытые категории в водительских правах.

Видео о разъяснении ПДД при использовании прицепа

Позвоните по номеру +7 (499) 455-12-39 (МСК и МО), +7 (812) 426-14-93 (СПб и ЛО) и 8 (800) 500-27-29 доб.697 (общий) и наш автоюрист БЕСПЛАТНО ответит на все Ваши вопросы.

Какие категории прав нужны для управления транспортными средствами?

Чтобы иметь право ездить на транспортном средстве, нужно такое право получить. А ещё оно в 2020 году разделено на целых 16 “подправ” – категорий водительского удостоверения, на которые необходимо выучиться и сдать экзамены ПДД, чтобы управлять определёнными видами транспорта. Какие категории нужны для управления легковыми автомобилями с прицепом и без, в каких случаях требуется “E”, грузовыми, тракторами, погрузчиками и экскаватором, снегоходом, квадроциклом, Газелью и другими типами автомобилей, выясним ниже.

Какая категория мне нужна? Быстрый тест

Главное, что нужно знать о категории “E” и езде с прицепом!

Её не существует. Она была ранее и необходима для возможности ездить на машинах с прицепом. Но в середине 2013 года её убрали из официального законодательства. В старой редакции регламентация этой группы разрешённых прав звучала следующим образом:

2. Право на управление транспортными средствами предоставляется:

  • .
  • составами транспортных средств (категория “Е”) – лицам, имеющим право на управление транспортными средствами категорий “В”, “С” или “Д”, – при наличии стажа управления транспортным средством соответствующей категории не менее 12 месяцев;

Но по состоянию, актуальному на 2020 год, “E” не существует, и вместо неё введены сочетания категории прав:

  • BE – для возможности ездить на автомобиле с легковым прицепом,
  • CE нужна, чтобы управлять машиной с грузовым прицепом,
  • DE – автобусы, соответственно, с прицепным устройством.

Все эти и другие категории прав, разрешённых для управления, регулируются Федеральным законом О безопасности дорожного движения (далее – ФЗ о БДД), статьями 25, 26 и 27. Кроме того, сейчас существуют подкатегории водительского удостоверения, ограничивающие типы транспортных средств, разрешённых для езды с ними. Но любая категория прав также разрешает всё, что разрешено её подкатегорией. То есть, если у вас, к примеру, есть “B”, то автоматически есть и “B1“.

Итак, теперь давайте рассмотрим все существующие на сегодняшний день категории и подкатегории транспорта и для чего они требуются!

Категория M

Это самая “низкая по кастовости” отметка в правах, дающая право на управление скутерами и мопедами, но при определённых условиях. Дело в том, что ФЗ о БДД предписывает только то, что те, кто владеет этой пометкой в в/у, имеют право управлять мопедом или лёгким квадрициклом.

А вот определение мопеда есть уже в ПДД. И если у вас есть категория M, то вы можете управлять мопедом или скутером при следующих условиях (все они должны быть выполнены):

  • у него 2, 3 колеса (мопед, скутер) или 4 колеса (квадрицикл),
  • рабочий объём двигателя не более 50см 3 либо электродвигатель мощностью от 0,25 до 4 кВт,
  • это транспортное средство не развивает скорость более 50 км/ч по характеристикам.

Если одно из вышеперечисленных условий не выполнено, то вам потребуется категория A. Если электродвигатель имеет мощность менее 250 Ватт, то вам вообще не нужны никакие категории прав для езды на этом велосипеде с электродвигателем.

Но самое главное в возможности управлять скутером или мопедом – вам нужны просто права с любой имеющейся категорией. Не обязательно там должна присутствовать отметка “M”, согласно статьи 25 ФЗ о БДД.

Категория A

Первая из них – самая простая и лаконичная в плане объяснения законодательством 2020 года.

C категорией “A” вы можете управлять мотоциклами с любым объёмом двигателя и практически с любым количеством колёс. Но не всё так просто, есть ограничения. Вам нужна эта отметка в правах, чтобы ездить на:

  • мотоцикле с 2 колёсами без ограничений по техническим характеристикам,
  • любом мопеде или скутере,
  • трицикле или квадрицикле (мотоциклах с 3 или 4 соответственно колёсами), но только если у них мотоциклетный руль или посадка (седло между ног).

Подкатегория A1

Она даёт право управлять теми же мотоциклами и мопедами, но уже имеет свои ограничения:

  • рабочий объём двигателя мотоцикла не должен превышать 125 см 3 ,
  • мощность должна быть не более 11 кВт (в килоВаттах она указывается в свидетельстве о регистрации).

Если хотя бы один из этих параметров не подпадает под ваш мотоцикл, то какая категория прав вам нужна? Всё верно – “A”!

Категория B

Это самая распространённая и у многих водителей в 2020 году единственная отметка в водительском удостоверении.

И здесь распространённая ошибка некоторых автолюбителей заключается в неверном толковании разрешений этой категории. Она нужна не для легковых машин, а для автомобилей, максимальная разрешённая масса которых не более 3,5 тонн – как видим, сюда входят и некоторые грузовые машины.

Что такое разрешённая максимальная масса? Это вес машины с учётом полного бака, со всеми пассажирами соответственно характеристикам и допустимой массой багажа. Она указана в СТС на авто:

Но категория “B” разрешает и управление автомобилем с легковым прицепом. В целом же, условия автомобиля для возможности на нём ездить с этой категорией следующие:

  1. как мы уже упомянули выше, разрешённая максимальная масса не превышает 3500 кг,
  2. число мест, не считая водительского места – не более 8 (9 с водительским),
  3. легковой авто с прицепом, если разрешённая максимальная масса прицепа не более 750 кг,
  4. а также если прицеп весит более 750 кг, но не более веса самого авто без нагрузки, но при условии, что вместе с прицепом суммировання разрешённая максимальная масса состава не превышает 3500 кг (если не понятно, поясняем чуть ниже).

Легковой прицеп: когда нужна только B?

Итак, с 3 пунктом выше должно быть всё предельно ясно – если в свидетельстве о регистрации на прицеп указанная разрешённая максимальная масса менее 750 килограмм, то ездить с таким легковым прицепным устройством с категорией “B” можно без дополнительных подкатегорий и прочего. Разумеется, если масса самого авто меньше 3,5 тонн.

А вот что касается прицепа весом более 750 кг, то есть 2 условия, и только при выполнении их обоих нам можно ездить с ним:

  • масса авто без нагрузки не меньше, чем вес легкового прицепа,
  • общая масса прицепа и автомобиля не более 3,5 тонн.

Масса машины без нагрузки также указана в её свидетельстве о регистрации:

Подкатегория B1

С ней можно ездить на трициклах и квадрициклах, но только с автомобильным типом руля (круглой “баранкой”) или с посадкой типа автомобиля (полноценное сиденье вместо седла).

Категория BE

А вот BE, напротив категории “B”, нужна для таких составов транспортных средств, которые вместе с прицепом получаются относительно тяжёлые. Так, она потребуется в случае, если:

  • вес легкового прицепа более 750 кг и более массы авто без нагрузки,
  • вес прицепного устройства больше 750 кг и при этом общая масса машины с ним более 3,5 тонн.

Давайте наглядно приведём различия категорий “B” и “BE”:

Категория C

С этой отметкой в правах ещё проще – она нужна, в отличие от категории “B”, если вес автомобиля больше, чем 3,5 тонны, но с рядом тонкостей:

  • при условии, что количество мест вместе с водителем менее 9, иначе это будет уже автобус,
  • с грузовым прицепом, если его вес меньше тех же 750 килограмм, что и для категории “B”.

Подкатегория C1

Эта отметка понадобится, если вам не нужна категория “C” (ведь она автоматически включает в себя “C1“) и при этом вес вашего грузового (или внедорожника, к примеру) автомобиля не превышает 7,5 тонн.

Также сюда относятся машины до 7,5 тонн с прицепом с массой не более 750 кг.

Категория CE

И здесь всё очень несложно – эта категория нужна в тех случаях, когда вес прицепа превышает 750 килограмм, а масса самого авто – 3,5 тонны.

Практически все фуры в России в 2020 году требуют именно категорию CE для возможности управления ими, так как именно прицеп фуры и есть то, что включено в условия этой отметки в в/у – сцепное устройство весом более 750 кг.

Подкатегория C1E

А вот здесь уже немного запутаннее! К этой подкатегории относятся водители, которым предоставлено право управлять:

  • автомобилем подкатегории “C1” (массой до 7,5 тонн) с прицепом, который больше 750 кг весом, но масса которого не больше массы грузовика без нагрузки,
  • общая масса состава не больше 12 тонн.

Оба условия для возможности вождения с подкатегорией “C1E” должны соблюдаться. Иначе нужна “CE”.

Категория D

Это автобусы, в том числе микроавтобусы. Главное условие, когда необходима категория “D” – это общее количество мест вместе с водительским – более 8. Также ФЗ о БДД говорит о том, что это должен быть автомобиль, предназначенный для перевозки людей (в том числе людей).

Если вы самовольно установите дополнительные сиденья в автомобиль так, что у вас их станет более 8 (кроме места водителя), а у вас только категория “B” или “C”, то формально вы будете нарушать.

А вот обратное по судебной практике 2020 года не работает – практически вас также привлекут к штрафу за отсутствие категории, если вы даже уберёте предусмотренные конструктивно сиденья так, что у вас их станет менее 8.

Также эта категория вам потребуется, если вы связали описанный автомобиль с прицепом массой не более 750 кг.

Подкатегория D1

Здесь все те же ограничения, что и для категории “D”, но ещё одно – количество мест вместе с водительским не должно превышать 17.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector