ОСАГО история развития
Dent-repair.ru

Автомобильный портал

ОСАГО история развития

В каком году ввели ОСАГО в России

В данной статье мы рассмотрим в каком году ввели ОСАГО, а также историю возникновения обязательного автострахования и путь его развития в России и мире.

История появления обязательного страхования

В 2018 году исполнилось 120 лет с момента оформления первого страхового полиса на машину. Документ был выдан компанией Travelers Insurance Company. Страхователем выступил доктор Мартин Трумэн. Он приобрел полис для защиты своего автомобиля от столкновения с конными повозками.

По условиям договора Мартин внес плату в 12 долларов. При наступления страхового случая компания должна была возместить ему убытки в сумме 500 долларов. Приобретение полиса являлось собственной инициативой Трумэна, поскольку риск столкновения с конной повозкой был предельно высок. В Америке на тот момент на 20 млн лошадей приходилось всего 4000 автомобилей.

Заключить страховой договор доктора побудило происшествие 1896 года, которое было освещено всеми СМИ. Водитель автомобиля, движущегося со скоростью 6 км/ч, совершил наезд на женщину. Пострадавшая скончалась. Причиной аварии стала не скорость машины, а ограничение видимости из-за повозок.

Судья признал происшествие несчастным случаем, но многие автовладельцы стали задумываться о безопасности. Идея предприимчивого американца не нашла широкой поддержки. Отсутствие интереса граждан к автострахованию объяснялось небольшим количеством транспорта на дорогах.

В 20-х годах ХХ века компания Ford наладила массовый выпуск машин, из предмета роскоши они превратились в распространенное средство передвижения. В 1925 году власти штата Массачусетс признали автострахование обязательным. Такой полис гарантировал компенсацию ущерба потерпевшей стороне. Т. е., объектом страхования выступала автогражданская ответственность водителя. Желающие могли оформить полис и на свою машину. Но такой вид услуги носил добровольный характер.

По примеру США практически все страны Европы стали вводить обязательную систему автострахования. Большая часть государств к середине прошедшего столетия уже имела прототип нынешнего ОСАГО. Примерно в это же время появилась система страхования, действующая на территории всех европейских стран.

Возникновение ОСАГО в России

Обсуждение введения обязательного автострахования в России началось в 1924 году. Но из-за незначительного количества машин на дорогах вопрос был признан руководством страны неактуальным. Во второй половине ХХ века число авто в СССР увеличилось настолько, что власти вновь подняли тему внедрения системы полисов.

В 1984 году Советом Министров был принят законодательный акт «О мерах по дальнейшему развитию государственного страхования и повышению качества работы страховых органов», который дал толчок развитию отечественного автострахования. Договор заключался по инициативе клиента и предполагал защиту машин, пассажиров и их имущества.

В 1991 году стали появляться первые полиса КАСКО, но они не получили широкого распространения. Идея внедрения обязательного ОСАГО возникла только после распада СССР. Первый проект соответствующего закона был представлен на рассмотрение в Госдуму в 1993 году. Документ требовал серьезных правок и доработок.

Разработка современного закона «Об ОСАГО»

Разработка № 40–ФЗ «Об ОСАГО» заняла почти 10 лет. После представления первой версии этого документа и ее отклонения в 1993 году корректировка длилась 7 лет. В 2000 году закон об обязательном автостраховании вновь был внесен на рассмотрение. Его приняли в первом чтении, но по-прежнему требовались серьезные доработки.

Главным нововведением стал объект страхования. Прежде в России с помощью полиса автовладельцы защищали только свои машины и пассажиров. Теперь было решено страховать ответственность водителей перед другими участникам дорожного движения. В случае ДТП убытки потерпевшей стороне возмещает компания, заключившая договор с виновником происшествия.

Одной из главных проблем законопроекта, одобренного в 2000 году, стали тарифы на ОСАГО. Из-за длительного согласования и обоснования цен на «автогражданку» окончательный вариант № 40–ФЗ был принят только 24.04.2002. Чтобы водители смогли постепенно привыкнуть к новым требованиям страхования, вступление документа в силу было решено отложить на 15 месяцев. Так, датой, когда ввели ОСАГО в РФ, считается 1 июля 2003 года.

Внедрение обязательного страхования вызвало недовольства среди автомобилистов. Многие из них указывали на незаконность такой «навязанной» услуги. В 2005 году № 40–ФЗ даже рассматривался в Конституционном суде, который признал допустимым обязательное автострахование.

Введение электронного страхования

В 2015 году Правительство России приняло поправки в № 40–ФЗ, дающие возможность водителям оформить страховку через Интернет без посещения офиса. Далеко не все компании ввели такую функцию и продолжали продавать полиса только при личном визите автовладельца.

Очередные изменения № 40–ФЗ в 2017 году и утверждение новых указаний ЦБ, касающихся порядка оформление е-ОСАГО и работы сайтов страховщиков, обязали СК предоставлять возможность приобретения документа онлайн.

Появление обязательного автострахования произошло более 100 лет назад. Несмотря на вековую историю, в России ОСАГО является относительно молодым и новым продуктом.

В каком году ввели ОСАГО: история развития, этапы, особенности

  • 8 Ноября, 2018
  • Страхование
  • Екатерина Комисарова

Каждый из нас наверняка слышал о полисе страхования ОСАГО. Однако на практике оказывается, что уровень базовой информированности об автостраховании среди водителей довольно низкий. Немногие способны объяснить, что такое ОСАГО и для чего оно нужно. А ведь такая неосведомленность может привести к неприятным последствиям, таким как штрафы и неполные выплаты при ДТП.

В данном обзоре рассмотрим основную информацию о том, что собой представляет обязательное автострахование, в каком году ввели ОСАГО и на каких принципах оно основывается.

Основные понятия

Прежде всего, давайте попробуем разобраться с терминологией. Аббревиатура ОСАГО означает следующее – обязательное страхование автогражданской ответственности. В полном варианте сюда также входит словосочетание “владельцев транспортных средств”. Такой договор относится к области страхового дела и заключается на обязательной основе. Это означает, что имеется закон, который предписывает всем автовладельцам заключать такой договор.

Вносятся в него, как правило, следующие аспекты:

  • страхуемые субъекты;
  • объекты;
  • страховые премии;
  • возмещения;
  • страховые правила.

Процесс заключения договора страхования регулируется Гражданским Кодексом Российской Федерации (г. 48, ст. 927). Как оформляется ОСАГО? В каком году появилось? Рассмотрим ответы на эти вопросы далее.

Суть автогражданки

Давайте остановимся на этом более подробно. Для чего нужно страхование автогражданской ответственности? Что оно дает? Известно, что ответственность за причиненный ущерб обычно несет виновное в нем лицо. Это и есть материальная гражданская ответственность. Ответчик несет убыток, который равен нанесенному им ущербу. Что касается ОСАГО, то здесь речь идет только о материальной ответственности. К уголовной автогражданка не имеет никакого отношения.

Для всех типов субъектов имеется постоянная материальная ответственность как у потенциального виновника перед потенциальным потерпевшим. При определенных обстоятельствах любой гражданин может причинить вред другому и должен отвечать за него.

Чем же занимаются страховые компании? Они страхуют риски, связанные с повреждением собственности, в случае с автострахованием – с повреждением средства передвижения. При этом страхуется не вариант причинения вреда, а возможность финансовой ответственности перед потерпевшим. Это означает, что нанесенный потерпевшему вред не наносит материального ущерба виновнику происшествия. Его ответственность застрахована и будет выплачена СК. Вот этот момент многие автолюбители понимают весьма туманно.

ОСАГО относится к подобному виду страхования. Такой полис покрывает возможные убытки виновника ДТП, которые могут возникнуть при возмещении вреда потерпевшей стороне. Однако дело касается только тех случаев, когда вред причинен посредством автомобиля. Теперь вы примерно представляете, что значит ОСАГО. Когда ввели этот полис, как его правильно оформить – рассмотрим далее.

Время возникновения

С какого года началось ОСАГО? И кто его придумал? Многие водители интересуются такими вопросами.

Первые договоры добровольного автомобильного страхования появились в 1898 году. Первый полис на безлошадный экипаж выдала компания Travelers Insurance Company в США. Стоимость страховки составила всего двенадцать долларов, а размер покрытия – пятьсот долларов. По тем временам сумма была довольно внушительной. Примечательно, что клиент приобрел данный полис, чтобы застраховать свою чудо-повозку от столкновений с конными экипажами.

Только спустя три десятилетия в США был введен аналог обязательного страхования или ОСАГО. Когда появилось большое количество машин, возникла необходимость в получении таких полисов. Прототип ОСАГО впервые был введен в 1925 году в штате Массачусетс. В середине 30-х годов прошлого века Европа приняла эстафету по введению обязательного автострахования. Во второй половине ХХ века оно стало нормой для всех развитых стран.

История развития в России

Итак, что об этом необходимо знать? Многие, отвечая на вопрос, когда появилось ОСАГО в России, сильно ошибаются. Удивительно, но сама идея обязательного автострахования здесь возникла даже раньше, чем в США – в 1924 году. Но из-за малого количества автотранспорта это начинание было признано неактуальным. В 60-е годы прошлого века также вполне серьезно рассматривалась идея введения ОСАГО. Однако высшее руководство опять не поддержало инициативу.

С какого года ввели ОСАГО в России в том виде, в котором мы его знаем? Первые реальные проекты законов по обязательному страхованию автогражданской ответственности рассматривала уже Госдума в 1993-1994 годах. Разработка шла довольно вяло, и только в 2000 году законопроект был принят в первом чтении. После этого он дорабатывался еще в течение двух лет. В силу закон вступил только 1 июля 2003 года.

Реакция автолюбителей

Как восприняли россияне ОСАГО? Когда ввели в России полис обязательного страхования автоответственности, водители весьма отрицательно восприняли это нововведение. Однако некоторое время спустя негатив сошел на нет. Сегодня полис ОСАГО воспринимается как вполне обыденный и обязательный атрибут.

Преимущества

Давайте на них остановимся подробнее. Что изменилось с введением ОСАГО? Когда ввели полис обязательного страхования автоответственности, существенно упростился процесс решения спорных ситуаций при возникновении дорожно-транспортных происшествий. В чем же заключаются основные преимущества такой системы:

  1. Вину за страхователя платит страховщик. Наличие автогражданки дает водителю гарантию сохранности денежных средств в случае возникновения ДТП по его вине. Это бесспорный плюс, который значительно облегчает жизнь владельцу полиса.
  2. Гарантия получения страховой выплаты. Во многих случаях после ДТП потерпевший избавлен от проблем, связанных с взысканием возмещения с виновника. Деньги приходят довольно быстро. Ущерб по ОСАГО оплачивается даже незастрахованному лицу. Главное, чтобы у виновника ДТП был полис.
  3. Повышение уровня безопасности. Страхование автогражданской ответственности стимулирует водителей соблюдать правила ПДД. Это экономит людям нервы, деньги и усилия, а также помогает сберечь здоровье и жизнь.

Стоит также отметить, с введением ОСАГО удалось существенно разгрузить суды и другие государственные структуры, занимающиеся урегулированием споров по ДТП. Основная масса возмещений регулируется теперь только в рамках ОСАГО. К тому же, несмотря на стремительный рост количества автомобилей, число ДТП находится под контролем.

Недостатки

В каком году ввели ОСАГО и когда завершиться процесс по урегулированию страхования автогражданской ответственности? В настоящее время оно находится на стадии активного реформирования. После этого страхование должно стать надежной гарантией возмещения вреда потерпевшим при ДТП и минимизации проблем у виновника. На сегодняшний день система еще до конца не отлажена и подвержена построению дискредитирующих схем.

Рассмотрим основные недостатки:

  1. Искусственное занижение суммы страхового возмещения: к такому поведению склонны в той или иной степени практически все страховые компании.
  2. Навязывание дополнительных услуг: зачастую они оказываются совершенно не нужны водителю, а плату за полис существенно повышают.
  3. Учет износа деталей, требуемых к замене: здесь также высока вероятность обмана.
  4. Безосновательное занижение страховых балов: сказывается на стоимости страховки для водителя. К сожалению, такие случаи не редкость.
  5. Недостаточно проработаны вопросы возмещения вреда жизни и здоровью.
  6. Низкие лимиты выплат по сравнению с западными странами.
  7. Высокая вероятность приобретения поддельных полисов.
  8. Отсутствие жесткого контроля за страховщиками со стороны государства. Это позволяет страховым компаниям использовать юридические казусы для получения прибыли.
Читать еще:  Как часто надо проходить медосмотр водителям

Многие автолюбители также относят к недостаткам высокую стоимость полиса. Однако здесь стоит отметить, что лимиты возмещений также были увеличены.

Обязанности водителя

Итак, что об этом необходимо знать? ОСАГО предполагает целый ряд обязанностей для водителя транспортного средства. К ним относятся:

  1. Оформление полиса обязательного страхования для транспорта, используемого на общих основаниях.
  2. Предъявление по требованию страхового полиса работникам ДПС.
  3. Уведомление страховой компании об изменении сведений о страхователе (месте жительства, фамилии, номера водительского удостоверения и так далее).
  4. Предоставление данных страхового полиса в случае возникновения ДТП участникам происшествия.
  5. Уведомление страховщика о наступлении страхового случая посредством заполнения специального извещения в срок, установленный законом.
  6. Достоверная информация о страховом случае.
  7. Предоставление автомобиля для определения степени повреждений.

Права водителя

Что они из себя представляют? Обязательное страхование автоответственности предоставляет страхователю следующие права:

  • Восстановление утраченного полиса.
  • Получение услуги обязательного автострахования у любого страховщика при соблюдении всех условий.
  • Заключение договора на выбранный период.
  • Самостоятельное расторжение договора в случаях, установленных законом (смена собственника автомобиля и так далее).
  • Получение страхового возмещения в полном объеме в соответствии с положениями закона.
  • Требование дополнительного страхового возмещения при нехватке выплаченной суммы на восстановление автомобиля.
  • Требование возмещения расходов, возникших при наступлении страхового случая.
  • Требование независимой экспертизы в случае несогласия с решением работника страховой компании.
  • Использование расширенных возможностей обязательного страхования.

От чего зависит цена?

Теперь вы знаете, в каком году ввели ОСАГО, каковы основные обязанности и права автомобилиста. Однако важный вопрос, который чаще всего волнует водителей, – как рассчитывается стоимость полиса? Многие считают, что государство контролирует цены на автострахование. Однако это лишь номинально соответствует действительности, на самом же деле разброс цен на страховку может быть весьма серьезным. Определяется стоимость прямым государственным регулированием, расчетами страховщиков и характеристиками водителя. Роль государства в установлении цен на страховку складывается из максимальной и минимальной тарифной ставки, а также определении территориальных коэффициентов. На расчеты СК оказывают влияние такие факторы, как базовый ценовой коридор, возраст водителя, безаварийность, стаж, количество водителей, вписанных в полис, срок действия договора и технические данные транспортного средства.

Заключение

В данном обзоре была рассмотрена основная информация, касающаяся обязательного страхования автоответственности: с какого года в России введено ОСАГО, каковы основные права и обязанности сторон, а также основные факторы, влияющие на стоимость полиса.

Возникновение и развитие ОСАГО в России

Сегодня наличие страховки является привычным обязательством каждого автомобилиста. Полис воспринимается как одна из необходимых бумажек в комплекте водительских документов. Но так было не всегда.

Возникновение системы автострахования в России

Внедрение страхования в отечественном автомире по сравнению со многими зарубежными странами стартовало не так давно.

Своей историей автострахование обязано США. Оно и понятно, ведь именно в этой стране был изобретён автомобиль. Вслед за отдельными эпизодами добровольного страхования некоторые штаты в Америке уже в 20-х годах XX века узаконили обязательное автострахование. Вслед за ними подтянулась вся страна. Такая практика вскоре получила распространение и в Европе.

Обязательное автострахование появилось в США вскоре после первых случаев ДТП

В России заговорили об обязательной страховке гораздо позже — во второй половине XX века. А от разговоров к делу перешли только в 1984 году, когда был принят соответствующий акт Совета Министров СССР. И то речь шла о добровольном страховании. Каких-то значимых результатов этот шаг не принёс.

Более активно вопрос внедрения страховых полисов стал обсуждаться на уровне власти после распада СССР. Развитие рыночных отношений, повышение доступности транспортных средств способствовали росту интенсивности автомобильного движения, а значит, и аварийности на дорогах. Кроме того, включение в процессы глобализации требовало от страны участия во многих международных соглашениях. В частности, наличие обязательного автострахования было одним из требований для вступления в ВТО.

Всё это не могло не подтолкнуть законодателей к внедрению системы ОСАГО. Тем более правовые основы для этого были заложены в 1996 году первой редакцией Гражданского кодекса. Страхование ответственности было предусмотрено статьёй 931 ГК.

Принятие закона об ОСАГО: цели и история

Закон об ОСАГО появился в результате многолетней работы с участием множества государственных структур. Впервые законопроект был вынесен на обсуждение Госдумы в 2000 году. Первая редакция закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» была утверждена 25.04.2002. Его вступление в силу отложили на 15 месяцев, чтобы у автовладельцев была возможность сориентироваться в новых реалиях и заключить договор страхования.

В 2005 году закон об ОСАГО был вынесен на обсуждение в Конституционном суде. Инициаторами были депутаты, которые посчитали, что он противоречит действующему законодательству, тарифы слишком высоки, а выплаты не покрывают возможных рисков. Однако суд их требования не удовлетворил.

Тарифы ОСАГО по сей день остаются дискуссионным вопросом для законодателей, страховщиков и автовладельцев

Цели введения закона остаются неизменными по сей день. Классическое страхование защищает прежде всего самого страхователя и его имущество при неблагоприятных для него событиях с целью компенсации полученного вреда. Страхование автогражданской ответственности направлено на возмещение ущерба другим лицам, пострадавшим от эксплуатации транспорта. По закону ущерб пострадавшим должен выплачивать виновник, но не всегда у него есть средства для этого. А принудительное взыскание хлопотно и занимает много времени.

Закон об обязательном страховании автогражданской ответственности решает сразу несколько задач. Основные из них:

  1. Гарантия выплат пострадавшей стороне. Максимальный размер установлен законодательством. Для компенсации материального ущерба установлен предел в 400 тыс. рублей, а для возмещения вреда жизни и здоровью потерпевших — 500 тыс. рублей. В случае превышения подлежащей выплате суммы разницу погашает виновник аварии.
  2. Фиксация сроков выплат. Сегодня срок для принятия решения страховой компанией составляет 20 дней.
  3. Унификация условий. Несмотря на огромный выбор страховщиков на рынке ОСАГО, автовладелец может быть уверен, что договор заключается по типовым правилам.
  4. Защита страхователя. Если страховая компания испытывает финансовые трудности или прекращает своё существование, договор ОСАГО всё равно остаётся в силе, только обязательства переходят к Российскому союзу автостраховщиков.
  5. Предсказуемость тарифов. Базовые ставки регулируются государством, а страховщики ограничены лимитами.
  6. Ответственность автовладельцев. Законодатели считают, что водитель без ОСАГО в случае аварии по его вине рискует оставить пострадавших без компенсации. Поэтому нарушитель привлекается к ответственности по статье 12.37 КоАП, за что может быть взыскан штраф величиной в 800 рублей. А если имеется полис, срок действия которого истёк, или документа нет при себе, то человек будет платить 500 рублей согласно статье 12.3 КоАП.

Стоимость страховки с момента принятия закона по сей день является самым дискуссионным вопросом. Государство пытается соблюдать баланс между интересами автовладельцев и страховщиков. В каждом конкретном случае цена зависит от марки, состояния и года выпуска автомобиля, региона, стажа и возраста страхователя, его водительской истории.

Основные изменения законодательства об ОСАГО

С момента принятия закон об ОСАГО претерпевал множество изменений. Практика вносила свои коррективы в развитие условий страхования. В 2018 году была принята 42-я по счёту редакция, которая вступит в силу с 1 июня 2019 года.

Существенный блок поправок в закон был принят в 2014 году. Основные изменения были такими:

  • ОСАГО перестало распространяться на все виды прицепов, за исключением прицепов для буксировки;
  • функции по финансовой политике в сфере ОСАГО перешли Центральному банку России;
  • внесены поправки в процедуру расторжения договорных отношений и возврата страховки;
  • уточнён порядок оформления документов для страховой компании без участия ГИБДД по «европротоколу».

Действующая система ОСАГО едина во всех страховых компаниях

С 2015 года российское автострахование дополнилось приятным новшеством для автовладельцев — договор стало можно заключать удалённо, а электронный полис был приравнен к бумажному документу. Такая практика применялась и раньше, но сотрудники ГИБДД, ссылаясь на пробел в законодательстве, выписывали штрафы.

Дальнейшее реформирование привело к следующему пакету изменений, которые появились в 2017–2018 годах и отражены в нынешней редакции. Реформа коснулась следующих аспектов:

  • в качестве приоритета компенсации вреда потерпевшим установлено натуральное возмещение. Такая форма направлена на борьбу с активностью «автоюристов», которые через долгие судебные тяжбы добивались страховых выплат в завышенных суммах. Отныне страховая компания оплачивает ремонт пострадавшего транспорта на станции автосервиса, с которой у страховщика есть договор. Денежная компенсация сохраняется для ограниченного числа случаев (причинение вреда жизни и здоровью, обоюдная вина, значительная сумма ущерба и другое);
  • повысились тарифы, что направлено, во-первых, на компенсацию убыточности страховой деятельности, а во-вторых, на повышение лимита страховых выплат;
  • минимальный срок страховки ограничен одним годом.

Некоторые изменения ещё только вступят в силу в 2019 году. С октября 2019 года изменятся условия возмещения по «европротоколу», будет увеличен и лимит страховой выплаты без привлечения ГИБДД. А у страховщиков появится возможность отклоняться от базовых цен в сторону увеличения до 130% с сентября 2019 года и до 140% с 2020 года.

С учётом сравнительно молодой истории автогражданки есть все основания полагать, что рост конкуренции между страховыми компаниями, повышение правовой грамотности водителей и судебная практика будут и дальше вдохновлять народных избранников, то есть представителей законодательной власти, на поиск оптимальных решений по эффективному реформированию системы автострахования.

История страхования автомобилей

Раньше страхование автомобиля было разовой операцией, которую проводила конкретная страховая компания. С развитием средств электронной регистрации, история стала сохраняться в Бюро страховых историй. Это существенно изменило некоторые нюансы оформления страховок. Конечно, многим водителям это дало свои преимущества, но иногда они сталкиваются и с рядом проблем, связанных с проверкой страховой истории по ОСАГО. Обо всех этих нюансах стоит поговорить подробно.

Страховая история водителя по ОСАГО: что это?

Бюро страховых историй содержит все данные по закрытым ранее страховым полисам водителей. Таким образом, у каждого водителя есть страховая история, которая подтверждена документально. И когда водитель приходит за оформлением нового полиса на автомобиль, вне зависимости от фирмы-страховщика, важным фактором расчёта коэффициентов по ОСАГО будет его страховая история. Опытный водитель с хорошей историей получит скидки при оформлении новой страховки, а нарушитель, наоборот, получит повышенные коэффициенты. Так страховая компания снижает собственные риски.

Важно понимать, что страховая история водителя – это именно те случаи, в возникновении которых водитель виновен. Если авария произошла не по его вине, то на страховую историю данные инциденты не влияют. Такое разграничение сделано для выявления мошенников, которые будучи виновны в авариях или специально провоцируя их с целью незаконного заработка на потерпевших, скрывают данные случаи при оформлении страховок.

Бюро страховых историй в России

На сегодняшний день (с 2015 года) вся история страховых случаев в России хранится в базе данных Бюро страховых историй. Но получить эти данные может только страховщик. Однако, есть ситуации, когда может узнать и сам автовладелец. Если он застрахован, но его КБМ был по каким-то причинам утерян, то авторизованный пользователь сайта Бюро страховых историй может получить информацию о предыдущих договорах по своим страховкам и произошедшим страховым случаям.

Как найти страховую историю по ОСАГО?

Получить свою страховую историю может любой водитель. Такая возможность появилась с 2015 года. Процедура довольно проста – нужно с официального сайта Бюро страховых историй скачать специальную анкету. Заполнив эту анкету, нужно заверить её в своей страховой компании (в которой автомобиль застрахован на данный момент). Далее заполненная анкета отправляется на электронную почту сотрудника Бюро страховых историй. Он выдаст заявителю всю информацию по его автомобильным страховкам. В присланной информации будет:

  • Данные об авариях с участием данного водителя или конкретного автомобиля;
  • Детали оформленных страховых случаев;
  • Срок страховки автомобиля и дата окончания страховки.
Читать еще:  С каких лошадиных сил берется транспортный налог

Анкету на получение этой информации можно оформить не только по Интернету, но и в офисе фирмы-страховщика.

Где искать потерянную страховую историю?

Есть и другие способы проверки своей страховой истории. Для этого можно использовать базу АИС, где самостоятельно найти свои данные. А также можно искать на сайте Российского Союза Автостраховщиков. Там можно найти свой КБМ по следующим данным:

  • Категория собственника транспорта (юридическое или физическое лицо);
  • Наличие ограничений по количеству водителей, допущенных к управлению данным автомобилем;
  • ФИО и дата рождения владельца авто;
  • Данные водительского удостоверения.

После заполнения всех этих данных и введения кода безопасности (так называемой «капчи») появится информация о коэффициенте «бонус-малуса» (КБМ).

Преимущества и недостатки создания БСИ

Создание базы данных о страховых случаях имеет свои преимущества и недостатки. Среди преимуществ, главные:

  • Возможность для честных и опытных водителей получить скидку по страховому коэффициенту, благодаря хорошей истории предыдущих страховок автомобиля.
  • Выявление мошенников, которые оформляя страховки не сообщают о своей плохой страховой истории;
  • Сохранение всей информации в базе и простой доступ к ней со стороны водителей.

Среди недостатков стоит назвать возможность ошибок и потери данных во время их внесения в информационную базу по страховкам.

Почему коэффициент может быть ошибочным?

Водителю-новичку присваивается КБМ равный трём. По мере накопления безаварийной страховой истории, коэффициент меняется. Самый высокий – 0,5. При таком КБМ можно получить существенную скидку при оформлении страховки. Но бывают случаи, когда у опытного и ответственного водителя, не попадавшего в аварии, вдруг оказывается коэффициент значительно хуже реального. Есть несколько основных причин такой ошибки:

Дорогие читатели! В статье мы говорим о типовых способах разрешения юридических вопросов, однако ваш случай может быть индивидуальным. Мы поможем вам решить конкретно Вашу проблему – просто обратитесь к нашему юристу:

+7 (812) 407-34-78 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно!

  • Замена водительского удостоверения, после которого страховщик не внёс новую информацию в АИС РСА;
  • Путаница из-за наличия нескольких страховых договоров с участием данного водителя среди других водителей, допущенных к управлению данным автомобилем;
  • Ошибка конкретного работника, вносившего данные;
  • Закрытие страховой компании, которая просто не внесла данные, прекратив своё существование.

Внести информацию в РСА или исправить неверную может только компания-страховщик, но не сам Союз автостраховщиков. Он может только выступить посредником и посодействовать решению спорной ситуации, но не самостоятельно её устранить.

Как исправить неверно указанный КБМ в базе РСА?

При обнаружении ошибок в своём КБМ нужно скачать бланк обращения в РСА. Заполнив его нужно отправить по почте, отнести лично или выслать на электронный адрес. В случае электронного письма к нему необходимо приложить сканированные документы, удостоверяющие личность:

  • Паспорт;
  • Водительское удостоверение;
  • Договора ОСАГО за прошедшие периоды.

На рассмотрение данного заявления отводится месяц. В ответ заявителю придёт уведомление об изменении КБМ или об отказе в этом. Во втором случае, если отказ не подкреплён обоснованными объяснениями, заявитель может обратиться в суд.

Важно понимать, что прежде, чем подавать заявление, стоит попытаться решить проблему со страховщиком, потому что РСА вернёт заявление страховщику. Привлекать РСА к этому спору стоит лишь, если страховая компания отказывается исправлять ошибку в данных клиента.

Восстановление КБМ в базе РСА после ликвидации страховой компании

Страховая история автомобиля по ОСАГО может быть утеряна и в случае ликвидации страховой компании. Это происходит, когда компания лишена лицензии или прекратила существование (юридическое лицо упразднено) и не внесла данные в базу страховых случаев. В такой ситуации стоит:

  • Написать жалобы в РСА и ЦБ РФ;
  • Собрать все старые договора по страховкам или взять справку в каждой страховой компании, где водитель страховал автомобиль;
  • Дополнительно, если предыдущие действия не помогли, оформить жалобы на сайтах Роспотребнадзора, Общества защиты потребителей и ФАС.

Есть ещё один способ – обратиться в новую страховую компанию. Нередко, заинтересованные в новых клиентах компании, обещают взамен восстановить страховую историю водителя.

Таблица КБМ в 2018 году

На сегодняшний день действует следующая таблица расчёта коэффициента «бонус-малуса».

Класс водителя КБМ Класс на момент окончания страхового срока на год, с учётом случаев, которые произошли в период действия предыдущих договоров.
0 возмещений 1 возмещение 2 возмещения 3 возмещения 4 возмещения
М 2,45 М М М М
2,3 1 М М М М
1 1,55 2 М М М М
2 1,4 3 1 М М М
3 1 4 1 М М М
4 0,95 5 2 1 М М
5 0,9 6 3 1 М М
6 0,85 7 4 2 М М
7 0,8 8 4 2 М М
8 0,75 9 5 2 М М
9 0,7 10 5 2 1 М
10 0,65 11 6 3 1 М
11 0,6 12 6 3 1 М
12 0,55 13 6 3 1 М
13 0,5 13 7 3 1 М

По этой таблице можно самостоятельно примерно рассчитать свой реальный КБМ.

Что влияет на стоимость ОСАГО?

Стоимость страхового полиса компания-страховщик рассчитывает в пределах, установленных Центральным банком РФ. Но есть конкретные критерии, на основании которых стоимость и определяется. Вот они:

  • Мощность автомобиля: до 50 лошадиных сил – коэффициент 0,6; далее – 0,9, свыше 150 лошадиных сил – 1,6;
  • Регион регистрации;
  • Стаж вождения: до 2 лет – 1,8; более трёх лет – 1;
  • Количество аварий. При их отсутствии можно получить скидку 5%, но не более 50% за страховки в течение 10 лет;
  • Число водителей, допущенных к управлению данным автомобилем. Если количество не ограничено, коэффициент составит 1,8, в ином случае – 1;
  • Срок страхования. Если полис заключается на более долгий срок, коэффициент будет ниже.

Учитывая все эти критерии, можно продумать, как оформить свою страховку выгодно.

В целом использование истории страховых случаев даёт возможность использовать собственное поведение на дороге. Ответственный водитель такой системой поощряется. Важно следить за правильностью внесения данных о вашей страховой истории в РСА и правомерностью расчета конкретного КБМ.

Когда ввели ОСАГО в России и планируют ли отменить? Сроки действия полиса, его продление

Большинство нормативных документов на сегодня имеют сроки действия, хотя бывают и исключения. Более того, это обязательный документ, фигурирующий во всех дорожно-транспортных происшествиях. Именно он может сократить траты водителя на восстановление последствий аварии, или же наоборот – повлечь штраф, если полиса нет или он просрочен. С какого года введена и действует у нас в стране «автогражданка»? Что делать в случае, когда срок полиса закончится, как правильно переоформить его и какая ответственность предусмотрена за просроченный полис ОСАГО, — обо всём этом далее в статье!

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 703-38-65 . Это быстро и бесплатно!

Что это за вид страхования?

Самое важное, что нужно помнить по поводу полиса ОСАГО – это то, что он компенсирует убытки и ущерб, который именно вы, а не другой субъект, причинили третьему лицу – автотранспортному средству, жизни и здоровью пассажиров, которые находились в нем.

Страхуя свою гражданскую ответственность, в случае аварии вы избавляете себя от компенсации урона. Убытки, которые в результате ваших деяний понёс субъект, должна будет возместить страховая фирма.

Что касается вас, вашего авто, имущества, жизни и здоровья, то ОСАГО не покрывает эти факторы. Компенсировать ущерб, который причинили вам лично, придётся из своих сбережений. Если вы желаете защитить и свой автотранспорт от повреждения и угона, то нужно обратить внимание на полис КАСКО.

Каждый водитель должен купить полис ОСАГО или, по крайней мере, быть в него записан. Закон этот действует даже тогда, когда вы просто перегоняете свою машину от автосалона до места жительства или регистрации (исключением являются случаи, когда полис ОСАГО предполагает неограниченное число лиц, которые имеют право управлять автомобилем).

Управляя автомобилем, подлинник полиса вы всегда должны носить с собой, так же как права и документы собственности на машину. Если полис в наличии, но вы его, к примеру, забыли дома, инспектор вправе отправить авто на штраф стоянку. Вернуть его оттуда можно только при помощи полиса.

В каком году появилось и стало обязательным в РФ?

История возникновения страхования ОСАГО ведет отсчет с конца 20 века, когда оно получает статус обязательного. В 20-х годах 20-го века в России было слишком мало автомобилей, чтобы инициатива об автостраховании могла быть рассмотрена и утверждена на государственном уровне. Только в конце 60-х число машин увеличилось настолько, что вопрос о страховании оговаривался на уровне Совета Министров.

Это страховочный договор, оформляемый гражданином на добровольной основе, при этом объектом страхования является не только автомобиль, но и пассажиры, и их вещи.

Дальнейшее развитие автострахования происходило уже в России. С какого же года началось введение полисов ОСАГО и когда их, собственно, ввели, то есть «автогражданка» стала обязательной?

В 1991 г. на добровольной основе внедрялось КАСКО, однако широкого применения оно не получило. С 1993 г. в Госдуму стали направлять проекты законов об обязательном порядке автостраховании.

Сотрудниками Российского страхового надзора, Департамента транспорта готовился проект соответственного законодательного акта. Период рассмотрения, изучения и интеграции закона был достаточно длительным, акт обрёл силу только летом 2003 г., когда ввели обязательное автострахование, а реализация проводилась в несколько стадий.

Когда отменят «автогражданку»?

В свою очередь МинФин выбрал стратегию развития страхового сектора в стране. Алексей Моисеев, директор организации, говорит о замене классического ОСАГО другими типами страхования.

Законопроект о введении тарифного коридора пока на рассмотрении, поэтому ничего конкретного сказать нельзя. Российский союз автострахования пока никак не комментируют эту ситуацию.

Прогноз экспертов

С точки зрения обстановки в России и в мире, можно заявить, что закон примут с вероятностью в 90%. Сейчас главный тренд – свобода человека, а значит и законопроекты будут подстраиваться под этот канон, чтобы не создавать напряжённую обстановку в стране.

Если отследить динамику внесения изменений в законодательство за последние несколько лет, то можно заметить интересную тенденцию.

Все «обязательные» документы получают статус «добровольных» (оформляемых по желанию), однако штрафные санкции за нарушение увеличиваются в несколько раз. Это своего рода «налог на нарушение закона», который поможет избежать рецидива со стороны граждан.

Когда повысят?

Фрагмент из положения ПДД о штрафах за езду без страховки в 2018 году — согласно пункту 2.1 Правил дорожного движения каждый водитель, управляющий авто, должен держать при себе такую документацию:

  • водительское удостоверение соответственной категории;
  • регистрационные документы на машину;
  • страховой полис ОСАГО.

Штрафные санкции могут начисляться как за каждый пункт по отдельности, так и в виде дополнительного штрафа, если не соблюдены все условия. На данный момент штрафы такие:

  • езда без прав – 500 рублей (если прав нет в принципе – от 5 000 до 15 000 рублей);
  • отсутствие документов на машину – от 5 000 рублей;
  • езда без полиса ОСАГО или с просроченным полисом – 800 рублей.

Штраф за управление автотранспортным средством без страховки в 2018 году на своей машине точно такой же, как и на чужой!

Эти санкции применяются в случае повторного нарушения закона или, если аварийная ситуация повлекла за собой тяжёлые последствия, такие как смерть, нанесение среднего или тяжкого вреда здоровью субъекта, порчу памятников или других предметов исторической важности и в некоторых других случаях. Законопроект одобрили в первом чтении, а второе назначено на Июнь 2018 года.

На сколько можно сделать полис?

Сразу стоит отметить, что выгоднее приобретать полис обязательной страховки сразу на целый год. Оформление страховки на пару месяцев обходится дороже. Цена годовой автостраховки соответствует цифрам, указанным в полисе и не изменяется в течение года, даже если цена страховки увеличивается.

При оформлении полиса на небольшой срок обязательно уточняйте стоимость годовой страховки ОСАГО и время ее начала, то есть, когда полис вступает в силу (о том, как сделать полис ОСАГО на 1, 3 или 6 месяцев, мы рассказывали в этой статье).

Таким образом, при оформлении заявки можно рассчитать весь страховой год вперед (два месяца зимой, один летом, три осенью и т.д). Во время оплаты учитывают лишь общее кол-во месяцев в календарном году.

Что делать после окончания срока?

У многих документов имеется период действия, по окончанию которого, ценные бумаги теряют свою законную силу, и ОСАГО не исключение: «автогражданка» тоже имеет срок действия (как узнать, действителен ли полис ОСАГО?). И законные санкции для этого случая также предусмотрены.

Неисполнение водителем транспортного средства обязанности, которая установлена федеральным законом по страхованию своей гражданской ответственности, а именно управление автотранспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует, повлечёт наложение административной санкции в размере 800 рублей. (в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 23.07.2013 N 196-ФЗ). Поводом для обжалования штрафа могут быть уважительные обстоятельства (форс-мажор, технические неполадки авто, инвалидность). О том, можно ли ездить на машине после окончания срока действия ОСАГО и что за это будет, мы подробно рассказывали здесь.

Нужно обратиться в страховую фирму, чтобы продлить договор страхования или оформить новый (о том, как продлить полис онлайн, читайте тут, в этой статье мы рассказывали о том, за сколько дней до окончания страховки можно оформлять новую). Некоторые фирмы предлагают клиентам, которые оформляли у них полис, скидки на новый, другими словами идут на встречу, ведь они заинтересованы в прибыли с клиентов, а клиенты в получении выгодных условий страхования.

Несмотря на то, что больше 50 лет документ являлся обязательным, мир переходит на новую ступень развития, где не будет места обязательствам, а будет лишь спрос и предложение, которые урегулируют ситуацию на рынке страховых услуг.

Тем более, что уже сейчас законодательство РФ претерпевает кардинальных изменений, поэтому нужно помнить, что оформление документа обязательно сейчас, но кто знает, что будет завтра. Пока закон в силе нужно его соблюдать, а значит:

  1. Оформить ОСАГО вовремя, чтобы избежать лишних трат при аварии.
  2. Держать с собой все необходимые документы на случай аварии.
  3. Не пользоваться просроченным полисом.
  4. Оспаривать штрафы только тогда, когда считаете, что вы на 100% правы.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОСАГО В РОССИИ

Содержание:

  1. С чего всё началось
  2. Зачем это нужно
  3. Особенности
  4. Чем отличается ОСАГО от КАСКО
  5. Важные нововведения

Аббревиатура расшифровывается как обязательное страхование автогражданской ответственности. То есть это полагается для всех водителей. Необходимость определяется риском оказаться в дорожном происшествии, в частности, в лице виновника. В таких случаях будет выплачена денежная компенсация со стороны компании. Регулируется данное страхование, прежде всего, Федеральным законом 40.

С ЧЕГО ВСЁ НАЧАЛОСЬ

Если рассматривать всю историю возникновения такого явления в мировом масштабе, то началом «всего» можно считать 1898 г. (США). Как ни странно, тогда прошло всего три года с момента изобретения первого автомобиля. В то время страхование производилось по желанию. Но в 1925 процедура уже начала распространяться как обязательная. Сначала – по штатам, а затем, к 50-ым – и по европейским странам.

В СССР идея зарождалась примерно в то же время, что и в штатах, но хоть какое-то распространение, в силу большей актуальности и появления большего количества авто получила лишь после 50-ых. Но тоже не сразу. Концепция казалась интересной с точки зрения государства и пополнения бюджета, но никак не могла «пробиться» полноценно, в массы. Ее то обсуждали в «верхах», то снова «откладывали».

В итоге фактически только в 90-ых стали появляться полноценные законопроекты. В 2000 такой законопроект приняли в первом чтении, и в течение двух последующих лет активно дорабатывали и продумывали. В апреле 2002 вышел первый Федеральный закон, вступивший в силу летом 2003. То есть официально, на законодательном уровне обязательное страхование у нас существует на данный момент лишь 16 лет.

Отнеслось население к нововведению негативно. Очень немногие понимали, зачем это нужно. Возможно, до «народа» не доносилось должным образом, в чем необходимость процедуры, почему это важно. Так или иначе, большая часть водителей не желали пользоваться новой «опцией».

Но со стороны представителей власти в России нововведение было оправдано. Несколько причин подтолкнули к этому. Например, правила вступления во Всемирную торговую организацию. Система страховок была одним из условий, без соблюдения которых не разрешалось получить членство.

Также нельзя было и игнорировать уже многолетний опыт других государств, причем довольно успешный. В США, например, когда-то население достаточно позитивно восприняло введение новшества. В странах Европы тоже уже давно «процветали» подобные процессы, имели под собой все необходимые основания

Бюджету необходимо было серьёзное пополнение. Значительных гипотетических поводов к этому было не так уж много. А идея ОСАГО давно витала в воздухе. По расчётам экспертов это могло покрыть финансовые убытки. В итоге введение новшества было неизбежным. Было потрачено много времени и денежных средств на рекламирование страховок, сами полисы, обучение страховщиков и прочее.

Поступали жалобы на слишком высокую стоимость, недостаточность покрытия убытков в случаях ДТП. Было даже судебное разбирательство по этому поводу. Но Конституционный суд признавал законность всего происходящего и подтверждал право формировать тарифы со стороны государства.

ЗАЧЕМ ЭТО НУЖНО

ОСАГО гарантирует возмещение материального урона стороне, которая оказалась пострадавшей в происшествии. Также, по мнению многих экспертов данной сферы и чиновников, это мотивирует на соблюдение ПДД. Меньше желания у водителей возникает вести себя за рулём агрессивно или неаккуратно.

Убытки покрываются компанией за ремонт средства, за восстановление, эвакуатор и разные сопутствующие расходы. Страховка выплачивается в случаях травм и смерти в аварийной ситуации. Предполагается оплата похорон, лечения для пострадавших, их реабилитационного процесса. Иногда предусмотрена и оплата приобретения новых профессиональных навыков, если это оправдано возникшей ситуацией. То есть если пострадавший больше не может по причине частичной нетрудоспособности или профнепригодности продолжать работать там, где трудился до аварии.

Чтобы получить деньги от компании, необходимо заявление и соответствующие документы. Максимум через месяц после подачи деньги должны быть предоставлены.

Что касается правил и порядка заключения изначальных договоров со страховщиками, регламентация осуществляется Правительством и Центральным Банком России.

ОСОБЕННОСТИ

  • Страховщиками выступают организации, а страхователями – те, кто заключил с ними соответствующий договор. Это может быть владелец машины или арендатор. А также просто представитель.
  • Выгодоприобретателями считаются подвергшиеся ущербу в ДТП, так как они получают выплаты.
  • Посредниками являются брокеры и агенты.
  • Существует также профессиональное объединение (союз). Они могут делать выплаты в случаях банкротства компаний.
  • Купить полис каждый автомобилист обязан максимум через десять дней после приобретения машины. Без полиса не положен технический осмотр и регистрация в ГИБДД. В некоторых случаях можно даже оформить при необходимости краткосрочный документ, действующий 20 дней.
  • Если в получении полиса было отказано, водитель имеет право подать жалобу в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в Центральный банк и т.п.
  • Обратите внимание, что страховка налагается именно на гражданскую ответственность. То есть тот, кто виновен в аварии, не должен платить из своего «кармана» (возмещать убыток). Платит именно организация. Лимиты по оплате составляют 400 тысяч для возмещения имущественного ущерба и 500 тысяч для компенсации вреда здоровью/ за летальный исход. Но если размер превышает эти отметки, тогда уже виновник будет вынужден заплатить «остаток». Об этом гласит Гражданский кодекс.

Суммы при ряде обстоятельств могут и не выплатить:

  1. Аварию неправильно оформили.
  2. Виновник скрылся с места.
  3. У стороны нет договора.
  4. Нет прав на управление объектом.
  5. Зафиксированное опьянение.
  6. Оформление по европротоколу.
  7. Доказанное преднамеренное причинение ущерба.

Если страховка оформляется на год, оплата производится тоже раз в период, обычно составляет несколько тыс. р. (5-6). Влияет на размер и регион регистрации, и стаж, и еще некоторые другие показатели.

Если Вам нужно посчитать, сколько Вы будете платить, можно сделать это с помощью специальных калькуляторов. Они есть в интернете в открытом доступе. Расчёт происходит с помощью коэффициентов. Базовая ставка по тарифу должна быть умножена на территориальный коэффициент (у крупных городов выше), на показатель по возрасту и стажу вождения, показатель мощности в лошадиных силах, коэффициент по сроку эксплуатации, а также значение по периоду без аварий. Так называемый европротокол дает право на оформление ДТП без сотрудников ГИБДД.

Уже на протяжении четырех лет (с 2015) можно оформить договор даже через интернет.

Одна из актуальных проблем – отсутствие утвержденных и полностью продуманных единых стандартов в плане оценивания размера ущерба. Система тарификации тоже по-прежнему требует доработок.

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ОСАГО ОТ КАСКО

Первый вид страхования обязателен, второй – нет. Комплексное страхование считается добровольным, дополнительным. Оно как бы обеспечивает полноценную защиту, например, при краже. Но важным моментом является отсутствие возможности получить сразу две компенсации. КАСКО возмещает убыток вне зависимости от пострадавшей стороны.

Тариф по коммерческому «продукту» устанавливается уже не государством. При расчёте ставки учитывается модель и стоимость авто, срок эксплуатации и т.д. Чем дороже объект, тем больше будет стоить полис. Чаще всего это примерно 40 т. р. в год. Компенсированы будут повреждения даже от ЧС и стихийного бедствия.

Могут не выплатить сумму по нескольким основаниям:

  • Машину изъяли с участием судебного процесса.
  • Опьянение.
  • ПДД были нарушены.
  • Права отсутствовали.

Чаще всего полную стоимость не выплачивают, а лишь часть.

Возраст машины не должен превышать установленного лимита (есть разделение по отечественным и иностранным автомобилям).
Нередко возникают вопросы и про зеленую карту (green card). Это еще один вид страховки. Он актуален при выезде за пределы России. Основой является соглашение 45 стран. Процедура значительно проще (при происшествии). Выдается лишь на период пребывания вне РФ. Ценно с точки зрения единой концепции (вне зависимости от страны).

ВАЖНЫЕ НОВОВВЕДЕНИЯ

  1. В 2013 начала функционировать единая система союза страховщиков. Сведения обо всех полисах можно найти в ней.
    Тоже в 2013 контроль тарификации был передан от Министерства финансов к ЦБ России.
  2. В 2014 был принят законопроект, который исключил из средств для страхования грузовые прицепы и уточнил нюансы процедуры возврата и оформления.
  3. С 2015 возможна электронная оплата.
  4. В 2018 (с первого дня лета) был скорректирован срок осмотра, была запрещена независимая экспертиза, увеличен срок рассмотрения жалоб, увеличен срок (минимальный) действительности договора.
  5. Также сделали больше лимит выплаты по европейскому протоколу, ввели натуральное возмещение (непосредственное техническое восстановление, а не просто деньги)
  6. Противоречивая поправка – разрешение для компаний варьировать стоимость полиса в пределах тридцати (до сентября 2020) и сорока (после 1 сентября следующего года) процентов от установленного тарифа.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector