Отказ от подписания протокола об административном правонарушении
Dent-repair.ru

Автомобильный портал

Отказ от подписания протокола об административном правонарушении

Можно ли отказаться от подписи в протоколе и постановлении и что за это будет?

Отказ от подписи в протоколе

Постановление и протокол путать между собой нельзя, важно знать различия между ними. Более подробно этот вопрос мы рассмотрели в нашей отдельной статье. Подпись лица, в отношении которого ведётся дело, на 2020 год обязательна в обоих документах. Если отказаться подписывать их, то. не будет ровным счётом ничего в плане наказания непосредственно за сам отказ, но последствия могут быть очень печальными. Тем более опрометчиво отказываться от подписи в постановлении или протоколе, если не согласны с нарушением ПДД, которое вам вменяют. Но давайте обо всём по порядку!

Зачем нужны эти документы?

Между данными бумагами есть существенное отличие, и понимать его обязательно для каждого водителя, без этого даже не возможно правильно оспорить штраф.

  • – это документ, которым возбуждают административное дело против водителя (или другого участника дорожного движения), в него вносят все данные, которые будут иметь значение при дальнейшем рассмотрении дела. Его можно назвать базой административного дела. И это ещё далеко не штраф или другой вид наказания.
  • – готовое решение сотрудника полиции или судьи о назначении наказания. Это уже своего рода итог рассмотрения дела. Именно постановлением назначается штраф, лишение прав, арест и другие виды санкций.

В обоих документах подпись лица, в отношении которого начато или закончено дело, обязательна.

Ошибочно также полагать, что в случае вашего несогласия инспектор ДПС не имеет права выписывать постановление и обязан составить только протокол. Так, действительно было до недавнего времени. Но несколько лет назад законодательство изменили, и по закону 2020 года, если оспариваете вменяемое вам нарушение ПДД, то сотрудник всё равно может вынести постановление, то есть рассмотреть дело, но обязан составить протокол после постановления, согласно введённой несколько лет назад части 2 статьи 28.6 КоАП.

Что означает подпись в протоколе и постановлении?

В этих документах обязан поставить подпись не только водитель, в отношении которого ведётся дело, но и сам инспектор или судья. Очевидно, подпись последнего нужна для заверения того, что это он составил документ и вписал в бумагу все данные лично (за исключением тех данных, которые вписывает водитель – об этом чуть ниже).

Ваша подпись же требуется вовсе не для принятия постановления или протокола и ни в коем случае не означает согласия с нарушением и штрафом, а регламентирует всего лишь ознакомление с этими документами.

  • Обязательность подписи виновника в постановлении прописана в части 2 статьи 29.11 КоАП, а также в пункте 168 Административного регламента Приказа №664 МВД.
  • Необходимость подписи в протоколе же предписывается частью 5 статьи 28.2 Административного кодекса и пунктом 153 того же регламента.

Можно ли не подписывать протокол или постановление?

Можно. Несмотря на то, что в указанных выше правовых актах прямым текстом указано, что “протокол подписывается . лицом, в отношении которого он составлен“, “копия постановления вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено“, прямой обязанности для водителя его подписывать нет, равно как и ответственности за отказ от подписи, и ничего за это вам не будет.

Если не хотите подписывать протокол или постановление, то инспектор просто сделает в них соответствующую запись об этом. Это будет значить, что вы не ознакомились с бумагами в отношении вас. Но могут быть и другие последствия.

Что может быть при отказе от подписи?

Мы рассмотрим формальные последствия этого и то, что может ожидать неформально, в том числе в виде незаконных действий представителей власти.

Формальные последствия

Они совсем не страшны. В тех же указанных выше нормах закона в 2020 году говорится, что в случае отказа от подписи лица, в отношении которого составлен протокол или постановление, они высылаются указанному лицу по почте в течение 3 дней. На практике инспекторы на дороге также могут пригласить двоих понятых для свидетельствования вашего отказа, но это, по закону, для сотрудников не обязательно.

Фактически, отказываясь от подписи в протоколе, вы, вероятнее всего, и видеть его не хотите, а, значит, и не знаете даже, что инспектор там написал.

Что может быть незаконного?

Последнее предложение выше может означать очень тяжёлые последствия для водителя, отказавшегося подписывать протокол или постановление. Таким образом, он даёт возможность инспектору писать в этот документ всё, что угодно. А написать он может и вменяемое водителю нарушение, влекущее лишение прав. И судья поверит последнему.

Чаще всего, если сотрудник и вписывает в протокол недостоверные данные, то это отказ от медицинского освидетельствования, влекущий состав по статье 12.26 КоАП с лишением прав на 1,5-2 года и внушительным штрафом 30 тысяч рублей.

Да, здесь может быть нарушен ряд других процессуальных процедур – инспектор обязан предложить водителю продувку на месте перед медосвидетельствованием, должен быть составлен протокол отстранения и акт освидетельствования. Но и эти документы чудесным образом появятся с пометкой об отказе от подписи.

Другие распространённые нарушения, которые могут быть вписаны в протокол или постановление, то есть для которых не требуются доказательства в виде технических средств доказывания (например, как за скорость):

К слову, о доказательствах. До недавнего времени суды на раз лишали прав и назначали штрафы при наличии всего одного доказательства – зоркого глаза инспектора. То есть увиденное нарушение ПДД сотрудником ГИБДД на дороге и отражённое в протоколе без других доказательств принималось судом с мотивировкой “нет основания не доверять сотруднику полиции”, ведь тот принимал присягу. А водитель – нет!

Но в 2018 году Верховный суд пояснил, что выносить постановления на основании только протокола нельзя, нужны и другие доказательства. Но на практике суды мало прислушались к этому указанию и продолжают “клепать” постановления и решения без других доказательств, отражённых в протоколе.

Кроме того, отказываясь от подписи в протоколе или постановлении, вы лишаете себя права указать на существенные процессуальные нарушения инспекторами. Например, невыполнение обязанности последними разъяснить вам ваши права, ознакомить с протоколом, объяснить порядок обжалования.

То есть если вы не подписываете документы, потому что не согласны с нарушением, то фактически делаете только хуже в отстаивании этого несогласия – лишаете себя возможности дополнительных доводов для обжалования постановления.

Таким образом, не подписывать постановление или протокол можно, но не нужно, неразумно и чревато опасными последствиями.

Комментариев: 4

Re: Можно ли отказаться от подписи в протоколе и.

я был в шкуре нарушителя превышение скорости. так в постановлении было сразу 3 косяка которые написал лейтенант. номер нарушения ни тот, место нарушения в 9 км от места и радар был направлен в другую сторону , погрешность самого радара 2 км .Спасибо яндексу в телефоне. Я заставил написать протокол , в этом протоколе я написал свои доводы. штраф выписан и висит. Я написал жалобу в гибдд и следом в суд .Суд обязал выписать другое постановление. Я подал на аппеляцию. жду прошло 3 месяца.

Re: Можно ли отказаться от подписи в протоколе и.

Вот разницу протокола и постановления вы объясняете верно, а значение подписи – нет. Подпись, это именно что согласие с документом. Так что очень странно читать ваши доводы о том, что подписываться надо и там и там. В протоколе – да, протокол, это свидетельствование инспектором о факте нарушения. И в данном случае подпись как раз и говорит об ознакомлении с документом. То есть, ставя подпись, вы соглашаетесь с тем, что инспектор имеет к вам претензии и обвиняет в совершении правонарушения. А вот постановление, как вы верно подметили, это уже вердикт по делу о правонарушении. И ставя подпись в нём, вы соглашаетесь с РЕШЕНИЕМ инспектора. По этому его и приходится обжаловать, и по этому это так сложно, ведь по сути вы сперва согласились с вынесенным решением инспектора, а потом передумали. Протокол же обжаловать не нужно, ведь в случае протокола без постановления, само рассмотрение факта правонарушения переходит в суд. И постановление по нему будет выносить уже судья. То есть именно судья будет выносить первое решение по делу об адм. правонарушении. А в случае обжалования постановления, решение суда уже будет второе, которое должно оставить в силе или отменить первое (инспектора). По этому я не согласен с вашим смешиванием “мух и котлет”. Протокол да, имеет смысл проверять, дополнять, писать о несогласии, подписывать и обязательно, получать копию сразу же. А вот постановление я бы подписывать не стал, ибо постановление завершает протокольное дело, а ваша подпись объявляет согласие с решением инспектора по делу. И тут уже если инспектор напишет постановление без вашей подписи, и чего-то там допишет (чего нет в подписанном вами протоколе), это будет дополнительным поводом суду не доверять инспектору. Кроме того считаю разумным сразу предупреждать инспектора (если он вменяет вам правонарушение, и собирается выписывать что-либо), что вы с нарушением не согласны и постановление подписывать не будете (только протокол), и что требуете разбирательства в суде. Чтобы инспектор постановление не писал вовсе.

Re: Можно ли отказаться от подписи в протоколе и.

Добрый день, Алексей. Пожалуйста, не вводите пользователей в заблуждение, Ваше мнение не основано на верном толковании нормативно-правовых актов. Подпись в постановлении не является согласием с вынесенным решением. Протокол невозможно обжаловать по совсем иной причине, нежели описываете Вы. Отказа от подписи лица, в отношении которого возбуждено дело, не мешает инспектору вынести постановление.

Re: Можно ли отказаться от подписи в протоколе и.

Проехал на жёлтый. Есть запись с видеорегистратора, но когда пересекал стоп линию именно в этот момент регистратор не записал жёлтый сигнал светофора. Инспектор остановил и начал мне вменять проезд на красный светофор. Я не согласился с ним. Он составил и протокол и постановление в которых я не расписался. Вообще никак не расписался. Ни да ни нет. Передал мне копии протокола, постановления и документы на авто и вод. права. Там где я должен расписываться инспектор написал, что я отказался от подписи. Спустя 10 дней пришёл штраф 1000 р со скидкой 50%. Дело в том, что я не знал, что у меня был включен видеорегистратор. Я его только установил на телефон (штудировал). Возможно я бы на месте смог показав ему съёмку о том, что проехал на желтый, но не факт т.к подробности писал выше. Я сделал выводы. По сути держа инспектором в руках документы водителя он может написать всё что угодно. Поэтому обязательно читать протокол и постановление и если не согласны так и писать не согласен. А ещё не помешало бы обязательно ставить видеорегистратор не на телефоне т.к видео «трясётся».

Статья 28.2 КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении

Новая редакция Ст. 28.2 КоАП РФ

1. О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

2. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

3. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

4. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

4.1. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

5. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.

6. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Комментарий к Статье 28.2 КоАП РФ

1. Под протоколом об административном правонарушении понимается такой документ, в котором отражаются сведения, связанные с фактом деяния и характеризующие личность нарушителя. Протокол о совершении административного правонарушения составляется во всех случаях, за исключением тех, когда дела об административных правонарушениях возбуждаются прокурором, а также когда административное наказание налагается без составления протокола.

2. Частью 2 ст. 28.2 КоАП законодательно определяется содержание протокола об административном правонарушении, он должен содержать сведения, необходимые для квалификации административного правонарушения и привлечения виновного лица к ответственности.

Читать еще:  Возврат машины в автосалон после покупки

В протоколе об административном правонарушении указываются: дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол, фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, место, время совершения правонарушения и т.д. Существенное значение имеет указание должности лица, составившего протокол об административном правонарушении, поскольку в случае составления протокола неуполномоченным лицом он признается ничтожным .
——————————–
См., например: Приказ ФТС РФ от 15 марта 2005 г. N 198 (с изм. от 6 мая 2006 г.) “О должностных лицах таможенных органов РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание” и др.

3. В целях составления протокола для установления личности нарушителя допускаются такие меры, как: доставление, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей, транспортных средств, осмотр помещений, изъятие вещей и документов.

4. Комментируемая статья была дополнена частью 4.1, согласно которой в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие, а копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Другой комментарий к Ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Особое значение на стадии возбуждения дела об административном правонарушении отводится протоколу. Под протоколом об административном правонарушении понимается такой процессуальный документ, в котором отражаются сведения, связанные с фактом противоправного деяния и характеризующие личность нарушителя.

В связи с тем что протоколом не только осуществляется фиксация стадии возбуждения дела об административном правонарушении, но и определяется принятие решения по делу, действующим законодательством предъявляются определенные требования к его составлению и содержанию.

2. В соответствии с КоАП РФ протокол о совершении административного правонарушения составляется во всех случаях, за исключением тех, когда дела об административных правонарушениях возбуждаются прокурором (ч.1 ст.28.4); а также в рамках упрощенного производства, т.е. когда административное наказание назначается без составления протокола (ст.28.6).

3. В протоколе об административном правонарушении указываются: дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол (постановление); сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении; фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются; место, время совершения и событие административного правонарушения; статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение; объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

4. При составлении протокола фиксация времени совершения административного правонарушения предполагает точное указание числа, месяца, года.

5. Необходимость фиксации в протоколе места совершения административного правонарушения обусловлена определением подведомственности дела об административном правонарушении.

6. Важное значение имеет указание должности лица, составившего протокол об административном правонарушении. В случае, если протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении. Материалы дела об административном правонарушении с внесенными изменениями возвращаются указанным судье, органу, должностному лицу в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков (ст.28.8).

7. Сведения о личности нарушителя (фамилия, имя, отчество, год рождения, гражданство, место жительства, место работы) заносятся в протокол на основании документа, удостоверяющего личность. В целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности составить его на месте, а также для установления личности нарушителя допускаются доставление, административное задержание лица, личный досмотр, досмотр вещей, транспортных средств и изъятие вещей и документов, осмотр помещений юридического лица, в порядке предусмотренном настоящим Кодексом.

8. Реквизиты протокола предусматривают также фамилии, адреса как свидетелей, так и потерпевших, если они имеются, что имеет важное значение для выяснения всех вопросов, связанных с обстоятельствами, подлежащими установлению по конкретному делу об административном правонарушении.

9. Подробное описание существа совершенного правонарушения заключается в определении его юридической квалификации в точном соответствии с нормами Особенной части КоАП РФ или закона субъекта РФ, иного нормативного акта, которым предусмотрена административная ответственность за совершение противоправного деяния.

10. В протоколе об административном правонарушении фиксируются и объяснения нарушителя, которые учитываются при установлении формы вины.

Содержание протокола об административном правонарушении предполагает и иные сведения, необходимые для разрешения дела.

11. Одним из обязательных требований при составлении протокола, установленных комментируемой статьей, является разъяснение физическому лицу или законному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, иным участникам производства по делу их процессуальных прав и обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом, например, право знакомиться с материалами дела; давать в устной или письменной форме объяснения, имеющие отношение к делу; представлять доказательства, заявлять ходатайства, а также право обжаловать любое действие лица, уполномоченного составлять протокол, что существенно влияет на укрепление гарантий прав и свобод граждан, вовлеченных в административный процесс. О разъяснении процессуальных прав и обязанностей делается отметка в протоколе. Поэтому образцы протоколов, разработанные правомочными органами, должны содержать такой реквизит, как “разъяснение прав и обязанностей”.

12. Разъяснить процессуальные права и обеспечить возможность их осуществления участникам производства есть обязанность уполномоченного должностного лица, составляющего протокол. В частности, физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

13. Протокол подписывается лицом, его составившим, и лицом, совершившим данное правонарушение, а также свидетелями и потерпевшими, если таковые имеются. При этом подпись протокола лицом, привлекаемым к административной ответственности, является его правом, но не обязанностью, что вытекает из его правового статуса как лица, участвующего в производстве по делу об административном правонарушении. Лицо, совершившее правонарушение, вправе представить прилагаемые к протоколу объяснения и замечания по содержанию, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания. В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписания протокола в нем делается запись об этом.

14. Протокол о совершении административного правонарушения не является единственным процессуальным документом, фиксирующим возбуждение производства по делу об административном правонарушении. Так, юридическую силу протокола имеет постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении (см. комментарий к ст.28.4); определение о возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенное уполномоченным органом, в случаях, когда необходимо административное расследование (см. комментарий к ст.28.7).

Юридическую силу протокола о совершении административного правонарушения имеют составленные в установленной форме акты проверки в тех случаях, когда протокол не составляется, например акты налоговых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Однако вопрос о данном процессуальном документе в КоАП РФ остался открытым. Требования, предъявляемые к акту налоговой проверки, содержащиему данные о правонарушении, регламентируются в НК РФ (ст.100).

Отказ от подписания протокола об административном правонарушении

К сожалению, мало кто из предпринимателей может похвастаться знанием абсолютно всех требований, предъявляемых к нему законодательством. Поэтому наиболее частым результатом проверки становится выявление тех или иных нарушений, что, в свою очередь, влечет наложение штрафа.

Но нужно помнить, что любые действия или акты проверяющих органов, совершенные с нарушениями законодательства, недействительны, даже если с Вашей стороны тоже были допущены нарушения.

Наиболее важным документом является протокол об административном правонарушении. Протокол отражает сам факт совершения правонарушения.

О совершении административного правонарушения составляется протокол. Но есть случаи, когда обходятся без него:

  • случаи, когда дело об административном правонарушении возбуждается прокурором;
  • в случае, когда при совершении административного правонарушения назначается наказание в виде предупреждения (то есть, письменного замечания) или штрафа в размере не больше одного минимального размера оплаты труда, а при нарушении таможенных правил – не больше десяти минимальных размеров оплаты труда.

В протоколе об административном правонарушении указываются:

  • дата и место его составления;
  • должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
  • сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
  • фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;
  • место, время совершения и суть административного правонарушения;
  • статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение;
  • объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;
  • иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении, физическому лицу или представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам дела разъясняются их права и обязанности. Об этом делается запись в протоколе.

Лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должны иметь возможность ознакомления с протоколом. Эти лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

Внимание!

По Вашей просьбе Вам должна быть вручена под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после того, как выявлен факт совершения административного правонарушения. В случае, если требуется выяснить дополнительные данные, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

В случае проведения административного расследования, протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования.

Внимание!

Расследование может длиться не более одного месяца.

В протоколе должны быть отражены следующие сведения, которые могут оказаться важными для Вас:

  • личные сведения – о месте жительства, семейном положении, количестве иждивенцев и т.д. Необходимость указания этих сведений связана с тем, что при наложении взыскания учитываются личность и имущественное положение нарушителя, а также смягчающие обстоятельства;
  • сведения о том, привлекался ли нарушитель ранее к административной ответственности (отсутствие наложенного ранее административного взыскания может являться смягчающим обстоятельством);
  • должны быть указаны сведения о месте и времени правонарушения, указаны суть правонарушения, а также нормативный акт, который Вы нарушили. Подробное описание совершенного правонарушения необходимо для его правильной квалификации. Не редки случаи, когда штраф налагают за одно правонарушение, в то время как на самом деле было совершено другое;
  • указывается информация о свидетелях и потерпевших, если они имеются. Обращаем Ваше внимание на то, что наличие таковых не является обязательным условием при составлении протокола;
  • в ходе составления протокола Вы можете давать свои объяснения как в устной, так и в письменной форме. Если Вам предлагают дать объяснения, но Вы не готовы, вежливо откажитесь. За отказ от дачи объяснений ответственность не предусмотрена.

Оформление протокола заканчивается его подписанием лицом, которое его составило, и лицом, которое совершило административное правонарушение. В случае наличия свидетелей и потерпевших, желательно, чтобы протокол был подписан также и этими лицами. Очень часто возникает ситуация, когда предприниматель, осознавая неправомерность действий проверяющих, отказывается от подписи документа. Не отказывайтесь от подписания документа. Это действие не имеет существенного значения для результатов оценки проверки. Проверяющие могут просто сделать надпись, что Вы отказались от подписи, а сам факт отказа будет рассматриваться судом не в Вашу пользу. Рекомендуем свою подпись в обязательном порядке сопровождать следующими словами: «С актом не согласен» (если у Вас есть основания для этого).

Статья 28.2 КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении

Новая редакция Ст. 28.2 КоАП РФ

1. О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

2. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

3. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

4. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

4.1. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

5. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.

6. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Комментарий к Статье 28.2 КоАП РФ

1. Под протоколом об административном правонарушении понимается такой документ, в котором отражаются сведения, связанные с фактом деяния и характеризующие личность нарушителя. Протокол о совершении административного правонарушения составляется во всех случаях, за исключением тех, когда дела об административных правонарушениях возбуждаются прокурором, а также когда административное наказание налагается без составления протокола.

2. Частью 2 ст. 28.2 КоАП законодательно определяется содержание протокола об административном правонарушении, он должен содержать сведения, необходимые для квалификации административного правонарушения и привлечения виновного лица к ответственности.

В протоколе об административном правонарушении указываются: дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол, фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, место, время совершения правонарушения и т.д. Существенное значение имеет указание должности лица, составившего протокол об административном правонарушении, поскольку в случае составления протокола неуполномоченным лицом он признается ничтожным .
——————————–
См., например: Приказ ФТС РФ от 15 марта 2005 г. N 198 (с изм. от 6 мая 2006 г.) “О должностных лицах таможенных органов РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание” и др.

3. В целях составления протокола для установления личности нарушителя допускаются такие меры, как: доставление, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей, транспортных средств, осмотр помещений, изъятие вещей и документов.

4. Комментируемая статья была дополнена частью 4.1, согласно которой в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие, а копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Другой комментарий к Ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Особое значение на стадии возбуждения дела об административном правонарушении отводится протоколу. Под протоколом об административном правонарушении понимается такой процессуальный документ, в котором отражаются сведения, связанные с фактом противоправного деяния и характеризующие личность нарушителя.

В связи с тем что протоколом не только осуществляется фиксация стадии возбуждения дела об административном правонарушении, но и определяется принятие решения по делу, действующим законодательством предъявляются определенные требования к его составлению и содержанию.

2. В соответствии с КоАП РФ протокол о совершении административного правонарушения составляется во всех случаях, за исключением тех, когда дела об административных правонарушениях возбуждаются прокурором (ч.1 ст.28.4); а также в рамках упрощенного производства, т.е. когда административное наказание назначается без составления протокола (ст.28.6).

3. В протоколе об административном правонарушении указываются: дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол (постановление); сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении; фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются; место, время совершения и событие административного правонарушения; статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение; объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

4. При составлении протокола фиксация времени совершения административного правонарушения предполагает точное указание числа, месяца, года.

5. Необходимость фиксации в протоколе места совершения административного правонарушения обусловлена определением подведомственности дела об административном правонарушении.

6. Важное значение имеет указание должности лица, составившего протокол об административном правонарушении. В случае, если протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении. Материалы дела об административном правонарушении с внесенными изменениями возвращаются указанным судье, органу, должностному лицу в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков (ст.28.8).

7. Сведения о личности нарушителя (фамилия, имя, отчество, год рождения, гражданство, место жительства, место работы) заносятся в протокол на основании документа, удостоверяющего личность. В целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности составить его на месте, а также для установления личности нарушителя допускаются доставление, административное задержание лица, личный досмотр, досмотр вещей, транспортных средств и изъятие вещей и документов, осмотр помещений юридического лица, в порядке предусмотренном настоящим Кодексом.

8. Реквизиты протокола предусматривают также фамилии, адреса как свидетелей, так и потерпевших, если они имеются, что имеет важное значение для выяснения всех вопросов, связанных с обстоятельствами, подлежащими установлению по конкретному делу об административном правонарушении.

9. Подробное описание существа совершенного правонарушения заключается в определении его юридической квалификации в точном соответствии с нормами Особенной части КоАП РФ или закона субъекта РФ, иного нормативного акта, которым предусмотрена административная ответственность за совершение противоправного деяния.

10. В протоколе об административном правонарушении фиксируются и объяснения нарушителя, которые учитываются при установлении формы вины.

Содержание протокола об административном правонарушении предполагает и иные сведения, необходимые для разрешения дела.

11. Одним из обязательных требований при составлении протокола, установленных комментируемой статьей, является разъяснение физическому лицу или законному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, иным участникам производства по делу их процессуальных прав и обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом, например, право знакомиться с материалами дела; давать в устной или письменной форме объяснения, имеющие отношение к делу; представлять доказательства, заявлять ходатайства, а также право обжаловать любое действие лица, уполномоченного составлять протокол, что существенно влияет на укрепление гарантий прав и свобод граждан, вовлеченных в административный процесс. О разъяснении процессуальных прав и обязанностей делается отметка в протоколе. Поэтому образцы протоколов, разработанные правомочными органами, должны содержать такой реквизит, как “разъяснение прав и обязанностей”.

12. Разъяснить процессуальные права и обеспечить возможность их осуществления участникам производства есть обязанность уполномоченного должностного лица, составляющего протокол. В частности, физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

13. Протокол подписывается лицом, его составившим, и лицом, совершившим данное правонарушение, а также свидетелями и потерпевшими, если таковые имеются. При этом подпись протокола лицом, привлекаемым к административной ответственности, является его правом, но не обязанностью, что вытекает из его правового статуса как лица, участвующего в производстве по делу об административном правонарушении. Лицо, совершившее правонарушение, вправе представить прилагаемые к протоколу объяснения и замечания по содержанию, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания. В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписания протокола в нем делается запись об этом.

14. Протокол о совершении административного правонарушения не является единственным процессуальным документом, фиксирующим возбуждение производства по делу об административном правонарушении. Так, юридическую силу протокола имеет постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении (см. комментарий к ст.28.4); определение о возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенное уполномоченным органом, в случаях, когда необходимо административное расследование (см. комментарий к ст.28.7).

Юридическую силу протокола о совершении административного правонарушения имеют составленные в установленной форме акты проверки в тех случаях, когда протокол не составляется, например акты налоговых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Однако вопрос о данном процессуальном документе в КоАП РФ остался открытым. Требования, предъявляемые к акту налоговой проверки, содержащиему данные о правонарушении, регламентируются в НК РФ (ст.100).

Тонкости подписания протокола ГИБДД

Согласно Кодекса об административных правонарушениях, который регулирует порядок привлечения нарушителей ПДД к ответственности, производство по таким правонарушениям начинается с составления соответствующего протокола. Часть водителей не всегда согласна с этим, и задается вопросом, что будет, если не подписать протокол ГИБДД. Сам протокол ГИБДД, и отказ от подписи в нем требует детального правового анализа, чтобы автолюбители знали свои права и могли эффективно их защищать.

Правовые основания составления протокола

Перед тем как рассказать о том, правомерен ли отказ от протокола ГИБДД, нужно проанализировать порядок и основания его составления.

Порядок и основания полностью регламентированы следующими нормативными актами:

  • статьей 28 КОАП РФ со всеми пунктами и частями;
  • приказом МВД РФ под номером 664 о порядке осуществления административной практики сотрудниками ГИБДД и других подразделений.

На основании норм ст. 28 КОАП протокол об административном нарушении ПДД составляется в следующих обязательных случаях.

  1. Когда сотрудник ГИБДД, который усмотрел в действиях автолюбителя нарушение дорожных правил не правомочен на месте составлять Постановление о штрафе. В таком случае составляется протокол, который направляется в специальный отдел, сотрудник которого и принимает решение, виновен водитель или нет.
  2. Когда правонарушение предусматривает большой штраф, лишение прав, или другие ограничительные действия. Согласно кодекса об админправонарушениях такие дела может рассматривать только суд.
  3. В случаях если автолюбитель отказался подписать протокол ГИБДД. Такие действия трактуются нормативными актами как несогласие с правонарушением. Поэтому если не расписываться в протоколе ГИБДД, он вместе с другими собранными материалами направляется в районную административную службу полиции, работники которой и принимают решение, есть ли в действиях водителя нарушение (составляется Постановление или дело отправляется в суд), либо оно отсутствует.
  4. В случаях если отказа от подписи протокола ГИБДД нет, но автолюбитель считает, что он нарушения ПДД не совершал, и сделал пометку об этом. В таком случае составлять Постановление на месте и выписывать штраф работник ДПС не может.

Нужно запомнить, что с 29.10.2017 года в КОАП произошли некоторые изменения. Если до них основанием для открытия производства являлся только протокол, то теперь может составляться и протокол осмотра места правонарушения.

Какие данные должны содержаться в протоколе

Как говорит практика по рассмотрению нарушений ПДД, некоторые водители мотивируют отказ подписывать протокол ДПС тем, что он неправильно составлен, или в нем отсутствует важная информация.

Поэтому каждый водитель обязан знать, что должно быть отражено в этом документе (ст.28.1.1 КОАП).

  1. Дата (число, месяц, год) его время, город, село ПГТ или иное место совершения нарушения ПДД (например, такой-то километр трассы).
  2. Должны в обязательном порядке быть указаны данные человека, которое его составляет, то есть инспектор ГИБДД, звание, Ф.И.О., номер специального жетона.
  3. Также должны быть указаны полные анкетные данные, место жительства, автолюбителя, на которого хотят составить этот документ.
  4. Далее должна быть написана фабула правонарушения, где указываются пункты ПДД, которые водитель нарушил, действия автолюбителя, которые привели к этим последствиям. Также должно быть описание конкретной дорожной ситуации в месте нарушения.
  5. Следующая графа касается объяснений водителя по поводу своих действий.
  6. Ниже этой графы отводится место для вписывания анкетных данных свидетелей как со стороны сотрудника ДПС, так и со стороны водителя.
  7. Также в протоколе есть отдельный раздел, где записываются технические данные прибора, с помощью которого было выявлено правонарушение (его номер, показания, сертификация).
  8. Также в протокол должен быть вписан детальный перечень прилагаемых бумаг (схемы, другие документы).
  9. Последний раздел отведен для подписи инспектора и водителя.

Нужно знать, что после составления протокола, даже если водитель в протоколе ГИБДД не расписывался, его копия должна быть обязательно вручена автолюбителю. Если не расписываться в протоколе ГИБДД, а работник ДПС говорит, что не даст копию этого документа, то в последней графе можно написать, что расписался только за врученную копию.

Нужно ли расписываться в протоколе

Разобравшись в правовых основаниях и перечне информации, что должна находится в этом документе, можно перейти к рассмотрению вопроса о том, что будет, если не расписываться в протоколе у ГИБДД.

По своей правовой сути, сам протокол не является документом, на основании которого автолюбителя привлекают к административному наказанию.

Он выполняет две функции.

  1. Является документом, на основании которого открывается дело об административном правонарушении.
  2. Служит для фиксации произошедшего, документирования дорожной обстановки, действия водителя в возникшей ситуации, и его отношения к произошедшему.

Исходя из этих двух функций, данный документ является одним из доказательств виновности или ее отсутствия в действиях автомобилиста.

Но чтобы протокол служил доказательством невиновности, автолюбитель должен написать в нем свои детальные объяснения, а также, по возможности, подкрепить это свидетельскими показаниями. Для этого сотрудника ДПС нужно обязать вписать анкетные данные таких лиц в протокол, и по возможности отобрать у них письменные пояснения (если таковы есть, и готовы подтвердить правоту человека).

Если водитель не расписался в протоколе ДПС, он фактически лишает себя возможности активно отстаивать свои права на первоначальном этапе. Поэтому важно сразу отстаивать свою правоту и обосновывать доказательно свои действия.

Теперь нужно обратить внимание на практику рассмотрения нарушений ПДД.

Она говорит о том, что если не расписался в протоколе ДПС, то у сотрудников, или суда, который будет принимать решение о виновности или невиновности водителя будет больше шансов вынести постановление о штрафе, или ограничении каких-либо прав в отношении такого человека.

Порядок вынесения протокола и постановления

На практике это происходит так. Если человек говорит, что он не совершал правонарушения, суд или работник административного аппарата ГИБДД задает ему вопрос, почему он не выразил свою позицию в самом протоколе.

Отказ от подписи влечет за собой ситуацию, когда сотрудник ГИБДД, указывает в документе то, что ему нужно, при этом даже может составить схему нарушения, которая не соответствует действительности. А автолюбитель, решивший не защищать свои права, утрачивает время, возможных свидетелей своей правоты, а это влечет за собой наложение на него штрафа, или других ограничений.

Поэтому для тех, кто задается вопросом, что будет, если не подписать протокол ГИБДД, можно с уверенностью сказать следующее. Такие действия на руку сотрудникам ДПС, и впоследствии гражданин не сможет себя эффективно защитить.

Действия водителя при фиксации нарушения

Если произошла ситуация, при которой автолюбитель считает себя правым, а инспектор начинает оформлять нарушение ПДД, тогда нужно придерживаться следующего алгоритма действий.

  1. Необходимо внимательно проверить служебное удостоверение сотрудника, записать его номер жетона. Это нужно для того, чтобы указать эти данные в протоколе. Бывают ситуации, когда сотрудники ДПС находятся в этом месте незаконно (без специального направления маршрута службы). Если это установится, значит, они нарушили свои обязанности, и протокол по этому поводу может быть признан незаконным.
  2. Внимательно изучить графу, где работник ДПС будет указывать обстоятельства нарушения, а также описывать дорожную обстановку. Не нужно его перебивать, и говорить, что он пишет не правильно (если это не соответствует действительности). Именно в графе «объяснения нарушителя», гражданин должен детально описать свои действия, дорожную обстановку, по необходимости составить схему движения, расположение разметки, знаков, а также общее состояние дорожного полотна. И обязательно написать, что он не согласен с нарушением, так как его не совершал.
  3. Если есть свидетели (например, пассажиры, другие водители), нужно потребовать у работника ДПС, чтобы он вписал в соответствующие графы их данные, контактные телефоны, и отобрал у них письменные объяснения. Если получен отказ от этих действий, автолюбитель должен сам отобрать пояснения, и обязательно указать в протоколе, что к нему есть дополнения в виде этих объяснений. Сотрудник ГИБДД обязан будет эти документы подкрепить к нему.
  4. Отдельного внимания заслуживает ситуация, когда нарушение зафиксировано каким либо техническим средством (например, скоростной режим). Паниковать не нужно. Надо обязать инспектора записать этот прибор в протокол, при этом указать его инвентарный номер, модель, погрешности, которые он допускает, а также время прохождения его периодической проверки. Бывает так, что не все приборы исправны, или прошли метрологическую поверку. Это также возможность отменить протокол.
  5. После составления документа, перед его подписанием, автолюбитель в каждой пустой графе, должен нарисовать знак в виде латинской буквы Z, чтоб туда не возможно было вписать какую — либо информацию.
  6. Последнее, это ситуация, когда составляется схема нарушения. Автолюбитель должен внимательно ее изучить, и если в ней есть несоответствия, исправить их собственноручно. В случаях, когда инспектор не дает это делать, можно составить свою схему ниже, и заверить подписью, либо написать, что со схемой не согласен, поэтому ходатайствую о приобщении к протоколу схемы, которая составлена собственноручно.

В случаях, когда инспекторы ГИБДД начинают составлять административный протокол о нарушении ПДД, ни в коем случае нельзя отказываться от его подписи. Лучше детально с ним ознакомится, и отобразить в нем свои детальные действия, подтверждающие невиновность. Только таким образом водитель сможет эффективно защитить свои права.

Статья 28.2. КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении

Ст 28.2 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2019-2020 года

1. О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

2. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

3. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

4. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

4.1. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

5. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.

6. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Комментарий к статье 28.2. КоАП РФ:

1. Протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, служащим основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении, поскольку в данном документе фиксируется факт совершения соответствующего нарушения.

В целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления нарушения уполномоченное лицо вправе применить соответствующие меры обеспечения производства по делу (см. комментарий к ст. 27.1).

Протокол составляется в большинстве случаев совершения правонарушений. Кодексом установлены исключения из этого общего правила. Во-первых, дела о некоторых категориях административных правонарушений возбуждаются только прокурором, который выносит соответствующие постановления (см. комментарий к ст. 28.4). Во-вторых, предусмотрены случаи, когда административное наказание в виде предупреждения или штрафа назначается на месте совершения правонарушения, где и происходит процессуальное оформление соответствующих действий, не требующих составления протокола (см. комментарий к ст. 28.6). В-третьих, с 1 июля 2008 г. вступили в силу положения, устанавливающие, что протокол не составляется при выявлении правонарушения в области дорожного движения (гл. 12 Кодекса), зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств или средств фото- и киносъемки, видеозаписи (см. комментарий к ст. 28.6). Отметим также, что согласно ч. 1.1 ст. 28.6 протокол не составляется при применении судебными приставами-исполнителями ст. ст. 17.14 (ч. ч. 1 и 3) и 17.15 Кодекса.

2. В протоколе об административном правонарушении указываются данные о том, когда, где и кем он составлен. Важное значение имеет указание должности лица, составившего протокол об административном правонарушении (см. комментарий к ст. 28.3). В случае составления протокола неправомочным лицом он признается ничтожным и должен быть возвращен в орган, где был составлен.

3. В протокол заносятся сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело. Применительно к физическому лицу помимо его фамилии, имени и отчества необходимо фиксировать дату его рождения, поскольку административная ответственность наступает с 16-летнего возраста, а к лицам в возрасте от 16 до 18 лет применяются меры воздействия, предусмотренные федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних (см. комментарий к ст. 2.3). В протоколе указываются и иные необходимые сведения (см. комментарий к ст. ст. 2.4, 2.5, 2.6, 2.8, 3.6 – 3.11, 4.1 – 4.3).

Сведения о личности нарушителя устанавливаются по имеющимся у него документам. В случае отсутствия документов, удостоверяющих личность, необходимые сведения могут быть проверены в адресном бюро, а также по месту жительства и работы (учебы) нарушителя с помощью телефонной связи. В целях установления личности нарушителя допускаются доставление и административное задержание лица, личный досмотр, досмотр вещей, транспортного средства и изъятие вещей и документов (см. комментарий к ст. ст. 27.2 – 27.7, 27.9, 27.10).

Аналогичная ситуация характерна и для юридического лица, в отношении которого возбуждено дело. Сведения о наименовании и месте нахождения юридического лица при необходимости дополняются иными сведениями в соответствии со ст. ст. 51 – 58 ГК РФ. Это вытекает из положений Кодекса, определяющих особенности привлечения к административной ответственности юридических лиц (см. комментарий к ст. ст. 2.6, 2.10 и 4.1). В целях установления данных о нарушителе применяется осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов (см. комментарий к ст. 27.8).

4. В протоколе об административном правонарушении указываются фамилии, имена, отчества, адреса потерпевших и свидетелей (см. комментарий к ст. ст. 25.2 и 25.6) в случае, если таковые имеются. Важно обратить внимание на то, что наличие свидетелей не является обязательным условием при составлении протокола, как иногда полагают отдельные лица, осуществляющие рассмотрение дел об административных правонарушениях.

5. В протоколе об административном правонарушении фиксируются место, время совершения и событие административного правонарушения.

Фиксация места совершения правонарушения необходима, поскольку по общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения (см. комментарий к ст. 29.5).

Указание на время совершения правонарушения имеет важное значение в силу того, что постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено не позднее двух месяцев (в отдельных случаях – не позднее одного года) со дня совершения правонарушения (см. комментарий к ст. 4.5).

Подробное описание события совершенного правонарушения необходимо для его правильной квалификации, т.е. определения статьи Особенной части Кодекса или статьи закона субъекта РФ, которой предусмотрена административная ответственность за подобные действия (бездействие).

6. В протоколе указывается статья Особенной части Кодекса или статья закона субъекта РФ, устанавливающая ответственность за совершенное нарушение.

7. В протоколе об административном правонарушении фиксируется объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело. Законным представителем юридического лица является его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (см. комментарий к ст. 25.4).

Наличие данных объяснений является одним из источников доказательств по делу (см. комментарий к ст. 26.2). Они отражаются в протоколе, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу (см. комментарий к ст. 26.3). Именно исходя из объяснений нарушителя можно сделать вывод о наличии его вины в содеянном (см. комментарий к ст. 2.2) и выявить обстоятельства, смягчающие ответственность, например чистосердечное раскаяние или способствовавшее совершению нарушения сильное душевное волнение (см. комментарий к ст. 4.2).

8. В протоколе фиксируются и иные сведения, необходимые для разрешения дела. Это касается, например, описания нанесенного ущерба, который является одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу (см. комментарий к ст. 26.1).

9. Необходимо отметить, что при составлении протокола об административном правонарушении предусмотренные Кодексом процессуальные права и обязанности должны разъясняться не только физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело (см. комментарий к ст. ст. 25.1 и 25.4), но и иным участникам производства (см. комментарий к ст. ст. 25.2, 25.3, 25.5 – 25.10). О разъяснении соответствующих прав и обязанностей в протоколе об административном правонарушении делается запись.

10. Важной гарантией полноты и достоверности сведений, содержащихся в протоколе об административном правонарушении, является то, что физическому лицу и законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом. При этом указанные лица наделены правом представить свои объяснения и замечания по содержанию протокола, которые затем прилагаются к протоколу в качестве материалов дела.

11. Если же физическое лицо или его законный представитель либо законный представитель юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу, будучи извещенными в установленном порядке, не явились, то протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. При этом копия протокола направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления.

12. Оформление протокола об административном правонарушении завершается его подписанием лицом, составившим протокол, а также лицом, в отношении которого возбуждено дело (имеется в виду физическое лицо или законный представитель юридического лица). Лицо, совершившее правонарушение, имеет право отказаться от подписания протокола. В таком случае в указанном процессуальном документе делается запись об этом. При неявке извещенных в установленном порядке участников производства по делу, которые определены в ч. 4.1 комментируемой статьи, в протоколе также делается соответствующая запись.

13. После составления протокола об административном правонарушении его копия вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, а также потерпевшему.

14. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях” (РГ. 2005. 19 апр.) разъясняется, какие недостатки протокола следует считать существенными или несущественными. К существенным недостаткам относятся отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 комментируемой статьи, а также отсутствие иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела (например, данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело, языком, на котором ведется производство).

К несущественным недостаткам протокола относятся те, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело, если ему было надлежащим образом сообщено о времени и месте составления протокола, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или эти причины были признаны неуважительными.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector