По какой стороне дороги должен идти пешеход
Dent-repair.ru

Автомобильный портал

По какой стороне дороги должен идти пешеход

По какой стороне дороги должен двигаться пешеход?

Так же, как и водители любого вида самоходных транспортных средств, пешеходы считаются полноценными участниками дорожного движения (ДД).

Неважно, есть у человека в наличии собственный автомобиль или мотоцикл, например, нужно не только знать, по какой стороне дороги должен идти пешеход, но ознакомиться с информацией о том, какие правила стоит соблюдать пешеходам на дорогах.

Незнание пешеходами правил дорожного движения (ПДД) угрожает большой опасностью как для их собственной жизни, так и для окружающих.

Основываясь на ПДД за 2020 год, водителем считается любой человек, самостоятельно управляющий самоходным транспортом, или учащий другого человека управлять таковым.

Лица, перемещающиеся по дорогам без каких-либо транспортных средств, называются пешеходами.

Еще к пешеходам относятся люди на инвалидных колясках, но только если они не оснащены специальными двигателями, и лица, ведущие в руках мотоцикл или велосипед по обочине.

Пока человек ведет транспорт в руках, он не считается водителем, но когда он начинает на нем ехать, то вынужден придерживаться правил, предназначенных для водителей.

Пешеходы с водителями являются равносильными участниками движения на дорогах, и чтобы предотвратить возникновение ДТП, каждый из них должен четко понимать, каких правил следует придерживаться.

Движение пешехода

Чтобы обезопасить перемещение пешеходов, дороги оснащаются специально отведенными участками, например, тротуарами или пешеходными дорожками. На дорогах без тротуаров пешеходам разрешается перемещение по обочине дорожного полотна.

Также, если нет тротуара, пешеходу разрешено идти по велосипедной дорожке. По краю проезжей части можно двигаться только людям на инвалидных колясках или лицам, везущим объемные грузы.

Пешеходам запрещено двигаться посередине дороги, а также рядом с разделительной полосой. Это не только расценивается как нарушение ПДД, но несет большую опасность для здоровья и жизни самого человека.

Человек, идущий по обочине дороги, обязан направляться в сторону, противоположную движению автомобилей. Но когда пешеход ведет в руках другое транспортное средство, например, скутер или мотоцикл, он должен двигаться в ту же сторону, что и водители.

Перемещаясь по тротуару, пешеход обязан придерживаться правой стороны, то есть перемещаться в направлении движения автомобилей.

Перемещение пешехода по проезжей части

У любого движущегося человека рано или поздно возникает нужда пересечь дорогу, и самый безопасный участок для этого — специально оборудованный переход, который может быть как наземным, так и подземным.

Когда на дороге не имеется пешеходного перехода, пересечение следует выполнять на перекрестке, но придерживаясь линии тротуара или обочины.

В случае, когда рядом нет переходов или перекрестка, пешеходам разрешается двигаться по проезжей части с целью ее пересечения, но только на хорошо просматриваемом в обе стороны участке и под углом 90° относительно раздельной линии на дорожном полотне.

На участках дороги с регулируемым движением на места для пересечения дороги указывают светофоры или регулировщики.

При пересечении дорожного полотна на нерегулируемом участке человек обязан убедиться в безопасности перехода и отсутствии возможных преград, которые могут нанести вред ему или окружающим.

Запрещается при пересечении дорожного полотна задерживаться, так как во время остановки посреди дороги человек создает препятствие остальным участникам движения.

В случае, когда пересечь дорогу вовремя по каким-либо причинам не получилось, например, на светофоре загорелся красный свет, человек обязан остановиться ровно на раздельной линии и подождать следующего сигнала, разрешающего его движение.

Категорически запрещается пересекать дорожное полотно во время приближения специального транспортного средства, к которым относятся машины полиции, медицинской помощи и пожарная техника.

Что запрещается пешеходам

Для предотвращения возможного ДТП перемещение пешехода ограничивается следующими нюансами:

  • запрещается выбегать на дорожное полотно;
  • нельзя пересекать дорогу в не предназначенных для этого местах, когда приближается автомобиль, независимо от его скорости;
  • запрещено выходить на дорожное полотно из-за какого-то препятствия, которое закрывает видимость пешехода для водителей.

Стоит отметить, что водители обязуются уступать дорогу пешеходам, только если те пересекают дорогу по специально отведенному участку — переходу. Иначе пешеход вынужден дождаться безопасного момента, потом пересекать дорожное полотно.

Нерациональные действия пешеходов часто приводят к автокатастрофам, и пешеход в таком положении является самым уязвимым участником движения.

Пешеходу не разрешается движение по автомагистрали, а также движение домашних животных, мопедов, велосипедов и другого самоходного транспорта, скорость которого не превышает 40 км/час.

Права пешеходов

Пешеход считается полноправным участником дорожного движения, имеющим собственные права.

При возникновении конфликтной ситуации пешехода с сотрудником ГИБДД он имеет следующие права:

  • не придерживаться мнения сотрудников ДПС;
  • отстаивать собственную позицию, подтверждая это в протоколе;
  • не ставить свою подпись на протоколе по собственным соображениям;
  • подать жалобу на сотрудников ДПС в вышестоящие органы и т. д.

Сравнивая с водителями, пешеходы намного уязвимей, и в случае ДТП водитель может не пострадать, а для пешехода последствия часто становятся плачевными.

Штрафы

Исходя из того, что пешеходы такие же участники дорожного движения, как и водители, их нарушения ПДД тоже подвергаются определенным санкциям:

  • пересечение дороги на красный свет светофора или в неположенном для этого месте наказывается штрафом в 500 рублей;
  • если во время пересечения в неположенном месте пешеход стал преградой для остальных участников движения — штраф составляет 1000 рублей;
  • при неправомерных действиях пешехода, которые стали причиной дорожно-транспортного происшествия с нанесением легких увечий другим участникам движения, он должен оплатить штраф в размере 1500 рублей.

Пешеход должен быть заинтересован в сохранении своего здоровья и жизни в целом. Зная правила движения для пешеходов, можно не только повысить собственный уровень безопасности, но и предотвратить очень серьезные последствия.

Видео: ПДД: Пешеход

Правила движения пешеходов по обочине и проезжей части дороги

Не только те, кто управляют автомобилями, но и пешеходы относятся к полноправным участникам любого дорожного движения. Не имеет значения, есть ли у человека в собственности автомашина, мопед, мотоцикл или велосипед. Все обязаны представлять, какие законы существуют, по какой стороне дороги должен идти пешеход, как следует ехать водителю. Игнорирование правил дорожного движения чревато катастрофичными последствиями.

Движение пешехода

Согласно Правилам дорожного движения (ПДД), утверждённым постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 года № 1090, любое лицо, самостоятельно осуществляющее управление движущимся средством либо обучающее другого езде на нём, считается водителем. Люди, двигающиеся без применения транспорта, относятся к пешеходам. Сюда же включаются инвалиды в колясках, не оборудованных двигателями, лица, катящие руками велосипед или мопед.

Для предотвращения экстремальных ситуаций на дороге все участники должны ясно представлять, какими правами они обладают, какие обязанности несут. Для безопасной ходьбы дорожное полотно оснащается тротуарами либо специальными пешеходными дорожками. Там, где и то и другое отсутствует, оборудуется пригодная для передвижения обочина.

Тротуар – возвышающаяся над землёй асфальтированная, вымощенная или деревянная тропинка, идущая сбоку улицы, отделённая от основного полотна дороги бордюром либо иным ограждением.

Езда в таком месте полностью запрещена. Исключение может делаться только для техники коммунального обслуживания, дорожно-эксплуатационного оборудования. Стоянка автомобилей на тротуарах допускается только там, где установлены специальные знаки. При полном отсутствии других путей возможен подъезд для разгрузки товаров.

Пешеходная дорожка – это расположенное вне пределов дороги сооружение, служащее для ходьбы за пределами населённого пункта или внутри него, обозначенное с помощью знака 4.5.1.

Знак располагают непосредственно в начале части дороги, на котором вводится ограничение для автотранспорта. Действие его продолжается сразу после места установки. Отменяет запрет знак 4.5.2 «Конец пешеходной дорожки».

Перемещение пешеходов по проезжей части

Согласно предписанию пункта 4.1 ПДД, разрешается идти исключительно по пешеходной дорожке, оборудованному тротуару. Если его нет, возможна ходьба по дорожке, предназначенной для велотранспорта.

Допускается перемещение вдоль полотна по пригодной обочине и кромке твёрдого дорожного покрытия, если первая имеет ненадлежащее состояние. Тогда необходимо перемещаться в один ряд навстречу транспорту, то есть слева. Кстати, езда на велосипеде разрешена только в направлении, совпадающем с движением потока, то же правило действует, если человек ведёт средство вручную.

Второй важный пункт ПДД – 4.3. Согласно ему, пешеходам можно перемещаться на другую сторону строго по пешеходному переходу, оборудованному знаком 5.19.1 либо нарисованной «зеброй». Если таковой отсутствует в зоне прямой видимости, допускается пересечение на перекрёстке по воображаемой линии обочины либо тротуара.

Пешеходный переход – целенаправленно отведённый сектор полотна дороги, который предназначен для перемещения на противоположную сторону, а также инженерное сооружение, оборудованное с этой же целью, над покрытием или под ним.

Движение пешехода по проезжей части на перекрёстках в населённом пункте также регулируется ПДД. Знать и применять их крайне важно для безопасности.

Бывает, что на перекрёстке, не снабжённом светофором, разметка нанесена не ровно после тротуара, а сбоку. В таком случае нужно строго следовать именно «зебре», идя только по ней. Собираясь перейти дорогу, следует убедиться в том, что едущий транспорт реально сможет затормозить до перехода. Даже маловесный автомобиль невозможно мгновенно остановить на скорости 45-50 км/ч. А ведь следом может ехать целый поток.

На нерегулируемых световыми сигналами переходах пункт 4.5 ПДД предписывает выходить с тротуара или обочины на твёрдое покрытие для осуществления перехода только после оценки расстояния до движущихся автомобилей.

Согласно пункту 4.4 Правил, там, где осуществляется регулировка пешеходным светофором с изображением «человечка», необходимо руководствоваться им. Если имеется только транспортный светофор, разрешается переходить на другую сторону, когда по ходу потока машин горит зелёный разрешающий сигнал, и никто не поворачивает в это время на пересекаемое полотно. На основании п. 13.1 ПДД водитель в этом случае должен остановиться и пропустить людей, но ситуации бывают разные, поэтому следует быть крайне бдительным.

Что запрещается пешеходам?

Во-первых, нельзя создавать помехи для передвижения транспорта, выходить на дорогу из-за стоящего крупногабаритного автомобиля, который ограничивает обзор. Сначала необходимо убедиться, что нет приближающихся автомобилей.

Во-вторых, на основании пункта 4.8 ПДД, ожидать автобус или другое маршрутное средство нельзя вне возвышающейся над уровнем покрытия площадки для посадки. Если таковая отсутствует, стоять необходимо на обочине, тротуаре, покидать который запрещено до момента подъезда и окончания движения транспорта. При выходе из него нужно незамедлительно покинуть полотно.

Запрещается обходить автобус сзади, а трамвай – спереди.

Кроме того, нельзя:

  • допускать выход ребёнка на дорожное полотно без сопровождения взрослого;
  • вне перехода пересекать дорогу, снабжённую разделительной полосой либо состоящую из четырёх и более полос для езды в каждом направлении;
  • переходить полотно там, где имеется защитный забор;
  • медлить, задерживаться на дороге, если иное не грозит непосредственной опасностью;
  • идти по автомагистрали.
  • вести группу или класс детей вне отведённых для этого мест, в тёмное время суток, без сопровождающих взрослых.

Ночью и в условиях недостаточной видимости человек, находящийся на проезжем полотне или обочине дороги в населённом пункте, должен по возможности носить светоотражающие элементы на обуви и одежде. Для пешеходов, идущих по загородной местности, отсутствие таких элементов строго запрещается.

Нельзя идти по диагонали на регулируемом перекрёстке: этот вариант возможен только при нанесении специальной разметки (1.14.1, 1.14.2).

Человек, уже находящийся на полотне, при приближении автомашины с работающим синим (сине-красным) проблесковым маячком обязан немедленно освободить дорогу. Если такое транспортное средство появилось в поле зрения до начала пересечения, нужно воздержаться от него.

Права пешеходов

То, по какой стороне дороги должен идти пешеход в населённом пункте, определяется направлением потока машин. Как уже говорилось ранее, разрешено идти навстречу автомобилям по краю полотна, если отсутствует оборудованный тротуар. К сожалению, такое явление часто имеет место в нашей стране.

Человек, идущий по нерегулируемому пешеходному переходу, обладает преимуществом перед движущимся транспортом. Водитель обязан остановить средство и пропустить его. В случае если во время пересечения загорелся разрешающий сигнал для автотранспорта, пешеход имеет право закончить переход.

Лицо, идущее к остановившемуся в положенном месте автобусу или иному средству со стороны дверей, также обладает приоритетом: водители обязаны пропустить его. В любом месте дороги, даже вне обозначенного знаками и разметкой перехода, имеют преимущество слепые пешеходы, которые подают водителям сигнал с помощью белой трости. Люди, переносящие либо везущие габаритный груз, вправе перемещаться по краю дорожного полотна, не создавая помех своими действиями.

Самый уязвимый участник дорожного движения – именно пешеход. Его права во многом схожи с правами людей, управляющих транспортными средствами. Например, он имеет право выразить несогласие с инспектором ГИБДД, в письменном виде изложить свою точку зрения в составленном протоколе об административном правонарушении.

В порядке, предусмотренном ст. 30.2 КоАП РФ, пешеход, привлекаемый к ответственности, имеет право подать жалобу на вынесенное постановление в прокуратуру. Не позднее трёх суток с момента поступления она направляется в соответствующий судебный орган для рассмотрения. В результате незаконный документ может быть отменён, а нерадивый инспектор будет привлечён к дисциплинарной ответственности.

Как показывает практика, в большинстве случаев судья принимает сторону именно гражданина, а не сотрудника полиции. Поэтому всегда стоит бороться за свои права до конца. Законом предусмотрена возможность подачи искового заявления о возмещении морального и материального вреда, нанесённого в результате незаконного привлечения к административной ответственности. Такие дела, как правило, выигрываются, человеку выплачиваются денежные средства за причинённые неудобства.

Читать еще:  Как отличить ограниченную страховку от неограниченной

Штрафы

Основная законодательная норма, применяемая в подавляющем большинстве случаев на практике к пешеходам – статья 12.29 КоАП РФ. Первая часть регламентирует движение пешехода по обочине, тротуару и проезжей части дороги, то есть соблюдение ПДД. Второй частью предусмотрены санкции для лиц, передвигающихся на велосипеде. Третья часть обозначает ответственность таких участников дорожного движения, находящихся в состоянии любого опьянения.

95% протоколов об административных правонарушениях составляется ежегодно именно по ч. 1 ст. 12.29 КоАП РФ. При этом гражданам, впервые совершившим проступок, чаще всего назначается наказание в виде предупреждения.

Такое постановление вступает в законную силу на одиннадцатый день после вручения его копии привлекаемому субъекту. В течение одного года после этого человек, на основании ст. 4.6 КоАП РФ, считается привлекавшимся к административной ответственности. То есть, если в этот промежуток времени он повторно нарушит Правила дорожного движения, его ждёт более суровое наказание: штраф 500 рублей.

По 2 и 3 части предупреждения нет, а накладываются санкции:

  • по ч. 2 ст. 12.29 КоАП РФ – 800 рублей;
  • по ч. 3 ст. 12.29 КоАП РФ – от 1000 до 1500 рублей.

Вторая по распространённости норма – статья 12.30 КоАП РФ. Ею устанавливается ответственность за несоблюдение ПДД пешеходами, которое в итоге повлекло возникновение помех свободному движению автомобиля или нанесение вреда здоровью человека лёгкой или средней степени.

Первая часть статьи определяет санкции за помехи передвигающимся автомобилям. Такое деяние влечёт назначение наказания – штрафа 1000 рублей. Вторая часть нормы предусматривает ответственность за несоблюдение Правил дорожного движения, по неосторожности повлёкшее наступление последствий для здоровья (лёгких либо средней тяжести). Это нарушение наказывается суммой от 1000 до 1500 рублей.

Постановление о назначении штрафа вступает в силу также на одиннадцатый день после вручения копии. Отличие от предупреждения состоит в том, что лицо числится подвергнутым административной ответственности на протяжении года с момента уплаты штрафа. На это статьёй 32.2 КоАП РФ отводится 60 дней, по истечении которых наступает ответственность за просрочку.

По какой стороне проезжей части идти пешеходу по ПДД?

Правила дорожного движения действуют не только на водителей транспортных средств, но и на других участников движения, в том числе и пешеходов. Граждане вправе передвигаться по специально выделенным тротуарам, а при их отсутствии – по проезжей части. При этом важно, по какой стороне дороги идти пешеходу по ПДД.

Игнорирование правила о выборе стороны движения может привести к возникновению дополнительного риска безопасности. Именно для снижения аварийноопасности и было введено требование о стороне передвижения для людей без транспорта. Пеший человек также может быть привлечён к административной ответственности наравне с остальными участниками дорожного движения.

Кто является пешеходом по ПДД?

Правила дорожного движения содержат права и обязанности пешеходов. Определение понятия указано в пункте 1.2 ПДД, среди прочих терминов.

Так, под понятием пешеход понимается физлицо, которое участвует в передвижении, является полноправным членом дорожного движения без использования механического транспорта.

Законодатель также ввёл некоторые понятия, которые прямо относятся к данной категории:

  • Пешеходная дорожка – специально обозначенный участок дороги, на котором можно передвигаться пешеходам только самостоятельно, без использования транспорта. Имеется также велопешеходная дорожка, на которой также можно проезжать на транспорте, таком так велосипеды, ролики и так далее.
  • Пешеходная зона – отдельный участок, который специально выделен для граждан. Отличается от дорожки тем, что представляет собой более широкую территорию для пешеходов, на которой можно передвигаться только самостоятельно.
  • Пешеходный переход – участок, отмеченный специальной разметкой и знаком, который используется для пересечения физлицами дороги. То есть это специальная зона, через которую можно перейти с одной стороны дороги на другую.

Обязанности пешеходов отдельно оговариваются текстом ПДД (глава 4). К основным моментам относят:

Получается, что человек должен двигаться, обеспечивая максимальную видимость. Если есть возможность не выходить на проезжую часть, то он не должен этого делать.

Правила движения пешехода по проезжей части

Если есть такая возможность, пешеход и вовсе должен идти по тротуару, пешеходной зоне или иному участку, предназначенному для пешего передвижения (пункт 4.1 ПДД). Однако, реализовать это можно далеко не всегда. В некоторых местах просто отсутствуют специальные части, где человек мог бы идти, не мешая прочим лицам на дороге, но необходимость в передвижении именно по этой траектории может сохраниться.

ПДД также учитывают данный момент, вводя правила передвижения именно по проезжей части, то есть там, где обычно ездят автомобили и прочий механический транспорт:

  • В том же пункте 4.1 ПДД указано, что если специальное место для пеших людей отсутствует, то они могут двигаться по обочине, то есть с краю дороги, за разметкой, где уже не ездит транспорт.
  • Если и обочина отсутствует, то человек двигается просто по краю дороги.
  • Пешеход должен идти навстречу движения транспорта.
  • Если человек катит, например, велосипед или мопед, то может двигаться по направлению движения транспорта. Это правило распространяется и на тех, кто передвигается в инвалидной коляске.

Человек, несомненно, имеет право идти по дороге, но главное требование заключается в том, чтобы он не мешал своими действиями проезжающим автомобилям. Существующие ограничения введены для обеспечения максимальной безопасности.

Движение пешехода в ночное время

Основная цель ПДД – установление таких правил, которые бы обеспечили максимальную безопасность для каждого участника. Движение в ночное время – особый вопрос, так как в условиях пониженной видимости вероятность происшествий возрастает в разы.

При хорошем уличном освещении данная проблема не стоит так остро. Но далеко не всегда оно имеется даже в пределах населённых пунктов, не говоря уже про иные территории.

В пункте 4.1 ПДД имеются особые установки на счёт стороны дороги и требований к людям, которые выходят на проезжую часть ночью:

  • на территории населённых пунктов людям рекомендуется иметься при себе светоотражатели, если они двигаются по проезжей части, в том числе – переходят дорогу;
  • за пределами населённых пунктов граждане и вовсе обязаны иметь светоотражатели.
  • в случае отсутствия обочины и тротуара, пешеход должен идти по стороне дороги навстречу движения транспорта.

Если у пешехода светоотражательного элемента нет, но перейти дорогу необходимо, рекомендуется использовать какой-либо источник света, например, фонарь на мобильном телефоне. Он привлечёт внимание водителя и позволит избежать происшествия.

Правила движения пешехода с инвалидностью по проезжей части

Особые требования представлены к инвалидам, которые передвигаются на специальных колясках.

С одной стороны, граждане с инвалидностью вынуждены передвигаться на инвалидной коляске и не имеют иной возможности. С другой, они используют механизм, который попадает под описание транспортного средства. Так, в общих положениях ПДД дано понятие транспортного средства, под которым понимается устройство, используемое для перевозки грузов и людей.

С другой стороны, в пункте 1.2 ПДД даётся понятие «пешеход» и к данной категории участников движения причисляют также инвалидов, передвигающихся на колясках.

Получается, что в целом, к гражданам с инвалидностью применяются общие правила, распространяющиеся на пешеходов в целом. Но некоторые особенности всё же имеются, они прямо указаны в ПДД:

  • в первом абзаце пункта 4.1 ПДД указано, что даже при наличии тротуара или иной зоны для людей, граждане, которые используют инвалидные коляски, вправе двигаться по краю проезжей части;
  • в третьем абзаце указано, что обычно люди идут навстречу транспорту, но лица на колясках должны двигаться по направлению движения транспортных средств (при передвижении по дороге).

Каких-то особенностей для инвалидов, которые передвигаются без колясок, не предусмотрено. Они участвуют в дорожном движении наравне с прочими пешеходами и, в случае отсутствия обочины, обязаны двигаться по левой стороне дороги против движения транспорта.

По какой стороне идти пешеходу по тротуару?

ПДД устанавливают правила передвижения для пеших людей и чётко определяют, что пешеход должен идти по по дороге против движения транспорта, то есть по левой стороне. Однако, ПДД не содержат требования к передвижению людей по тротуарам.

Вне проезжей части, граждане могут передвигаться по любой стороне. Относительно тротуаров также нет каких-то особых требований.

Если имеется велосипедная дорожка, но нет тротуара, то пешеход может идти по ней, но тут также есть свои ограничения. Прямого указания относительно стороны передвижения нет, но пешеходы не должны мешать велосипедам, соответственно, передвигаются с краю.

По какой стороне идти пешеходу если нет тротуара?

При отсутствии тротуара и обочины пешеход должен двигаться против движения транспорта, то есть, по левой стороне. Если есть обочина, то идти можно по ней по направлению движения.

Если на дороге расположено одностороннее движение, то идти по ней можно только в крайнем случае. Передвигаться можно будет по любой стороне, но обязательно с самого края.

Права и обязанности пешехода

Права и обязанности пешеходов обозначены в главе 4 ПДД. Среди основных моментов можно выделить следующие:

  • Движение пешехода осуществляется по специально отведённым местам. На проезжую часть следует выходить только в случае их отсутствия.
  • Если иного варианта нет, то двигаться можно по краю дороги, по направлению движения транспорта.
  • В ночное время суток человек должен обеспечить максимальную видимость, используя светоотражатели. На территории населённых пунктов это рекомендация, а вот за их пределами – уже требование.
  • Пешие колонны всегда направляются по направлению движения. Не допускается более 4 человек в один ряд. Спереди и сзади должны находиться направляющие с красными флажками. При плохой видимости они должны использовать фонари, спереди – белый, а сзади – красный (пункт 4.2 ПДД).
  • Пересечение дороги производится на светофорах и специальных переходах, а когда они отсутствуют – на перекрёстках (пункт 4.3 ПДД).
  • На регулируемых участках люди должны подчиняться общим требованиям (пункт 4.4 ПДД).
  • Перед пересечение дороги, пешеходы должны убедиться в безопасности манёвра (пункт 4.5 ПДД).
  • Нельзя останавливаться при переходе, если это не связано с обеспечением безопасности (пункт 4.6 ПДД).
  • Граждане также должны пропустить машины со спецсигналами. Если они уже находятся на дороге, то должны максимально быстро освободить её (пункт 4.7 ПДД).
  • Ждать транспорт можно на специальных площадках, а при их отсутствии – на тротуарах (пункт 4.8 ПДД).

Пешеходы имеют те же права, что и прочие участники дорожного движения. Среди особых прав можно выделить преимущество на специальных переходах, тротуарах, а также при соответствующем сигнале светофора.

Наказание за неправильное движение по проезжей части

Административная ответственность предусматривается не только за нарушение ПДД водителями, но распространяется и на пешеходов. Так, в КоАП РФ представлен ряд норм, за нарушение которых граждане привлекаются к ответственности:

Нарушение Статья КоАП РФ Санкция
Нарушение ПДД пешеходом или пассажиром. Предполагается обычное нарушение, которое не влечёт за собой существенных последствий в виде дополнительного повреждения какому-либо участнику движения. Также важно, чтобы такое нарушение не создавало помех окружающим, например, речь может идти о переходе в неположенном месте при отсутствии рядом транспорта или движение не по той стороне дороги. Ч. 1 ст. 12.29 Предупреждение или штраф в размере 500 рублей
Нарушение ПДД при условии создания помех транспорту. Здесь уже пешеход мешает иным участникам движения, например, проезжающей машине, если игнорирует сигнал светофора. Ч. 1 ст. 12.30 Штраф 1000 рублей
Нарушение ПДД пассажиром, повлекшее причинение лёгкого и среднего вреда здоровью. При наступлении тяжкого вреда предусматривается уже уголовная ответственность. Ч. 2 ст. 12.30 Штраф 1500 рублей

Все нарушения пеших граждан, включая переход дороги в неположенном месте и иные распространённые нарушения, наказываются в соответствии с данными статьями.

Кто виноват в ДТП с пешеходом?

Штраф – это не единственный тип ответственности, который несёт пешеход при наличии вины. Однако, на практике ситуации, когда лицо, передвигающееся самостоятельно, будет виноватым, достаточно редки.

Так, в соответствии с пунктом 8.1 ПДД, водитель должен обеспечить безопасность своего манёвра, а также информировать прочих участников движения о совершаемых действиях (например, с помощью «поворотника»).

Если водитель сбил человека на переходе, то избежать ответственности не получится. Вина полностью ложится на того, кто был за рулём, так как пешеходы имеют преимущество на таких участках.

Подобная ситуация возникает и в случае, если ДТП произошло на тротуаре или обочине (при условии отсутствия тротуара). В данных местах пешеход также имеет преимущество, если шёл по нужной стороне дороги и не нарушал каких-либо других правил.

Ситуация становится более сложной, когда ДТП происходит вне пешеходных зон, то есть на проезжей части. Бытует мнение, что даже в таком случае водитель будет нести полную ответственность, но это не всегда так.

Гражданин, находящийся за рулём автомобиля или иного транспорта, будет нести ответственность в следующих ситуациях:

  • у него имелась возможность избежать столкновения;
  • освещение было достаточным, человек появился на дороге заблаговременно;
  • авария произошла в связи с неисправностью его транспортного средства;
  • водитель был в состоянии опьянения.

Доказать невиновность можно, ссылаясь на плохое освещение, на тот факт, что человек появился на стороне дороги неожиданно, не имел отражающих элементов в тёмное время суток. В данном случае можно воспользоваться показаниями регистраторов и свидетелями.

Нюансы

При передвижении люди должны следовать ряду правил, которые введены для достижения безопасности. На первый взгляд, они кажутся простыми, но на практике имеются свои особенности:

  • Закон выделяет инвалидов на колясках в особую группу, приписывая им движение по ходу направления транспорта. Но другие инвалиды не имеют каких-то особых предписаний, их расположение на дороге регулируется общими правилами, присущими для пешеходов.
  • Гражданин может быть привлечён и к гражданско-правовой ответственности, если окажется виновным в результате оформления ДТП. Потерпевшие вправе обратиться с иском о возмещении ущерба в суд. Размер ущерба подтверждается документами и экспертизой.
  • Пешеход может быть привлечен и к уголовной ответственности, если в результате его вины другой гражданин получит тяжкие телесные повреждения (статья 268 УК РФ).
  • Организованные колонны движутся по сторонам дороги по своим правилам.
  • Велосипедисты должны следовать своим правилам и причисляются к пешим гражданам только в том случае, если катят свой транспорт рядом.
  • Человек, нарушающий правила перехода или нахождения на проезжей части не на той стороне дороги, также может быть признан виновным. Но всё рассматривается индивидуально.
Читать еще:  Типовой договор аренды автотранспорта

Законодатель не предусмотрел ответственности за нахождение на проезжей части и пересечение дороги в пределах населённого пункта без светоотражателей, но в случае ДТП, пеший гражданин может быть признан виновным, особенно в ситуации, когда прочее освещение было недостаточным.

Как правильно должен передвигаться пешеход по обочинам и дорогам?

Как бы это странно не звучало, но ежедневно каждый из нас играет десятки, если не сотни ролей. По отношению к членам своей семьи мы можем быть детьми, супругами, внуками, родителями. Внутри коллектива мы играем роли сотрудника, коллеги, начальника или подчинённого. Во время перемещения с места на место мы постоянно превращаемся из водителя в пешехода, из пешехода в пассажира, из пассажира в водители. Эти явления происходят бесконечно. В каждом амплуа мы наделены правами и обязанностями. Каждый должен придерживаться определённой линии поведения для сохранения семьи, работы и жизни в целом. Особенно катастрофичными в физическом плане могут быть последствия несоблюдения поведенческих норм на дороге, именно в ролях водителя, пассажира или пешего участника дорожного движения. Нередко пешие люди и автолюбители, имеющие многолетний водительский стаж, не знают по какой стороне дороги должен идти пешеход. Об этом и многом другом, что связано с передвижением людей по дорогам, читайте в нашей статье.

Кто согласно ПДД является пешеходом?

Действующие принципы дорожной безопасности подразумевают разграничение граждан по категориям, с учётом наличия транспортного средства и его вида. А обладание водительским удостоверением (ВУ) и возраст человека при этом не становятся основополагающими факторами для определения понятий «водитель» и «пешеход». Например, люди, которые передвигаются на колясках (детских или инвалидных без мотора), на самокатах, роликовых коньках и на другом спортинвентаре причисляются к категории «пешеход», также как и люди, передвигающиеся пешком. Однако любой человек, который оседлал велосипед, независимо от возраста и модели транспорта, становится водителем. Стоит ему слезть с «железного коня», и он опять пешеход. Ему, как известно, не нужны водительские права. А вот человек, севший за руль даже маломощного мопеда, мотоцикла, квадроцикла или автомобиля становится автоводителем. Он нуждается в разрешительном документе на вождение. В то же самое время к автоводителям причисляются ученики автошкол, которые ещё не получили права.

Как должен двигаться пешеход?

«По какой стороне дороги должен идти пешеход?» — вот вопрос, ставящий в тупик даже самого опытного автоводителя, а также человека, который за всю жизнь ни разу не сел за «баранку» автомашины. Ещё этот непростой вопрос может иметь уточняющие детали: как правильно передвигаться по тротуару, проезжей части или при пересечении дорог? Как обезопасить свою жизнь за пределами населённых пунктов, где нет тротуаров, а только пыльная обочина? Как нужно самопередвигаться людям с ограниченными физическими возможностями, если программа «Социальная среда» не добралась до большинства городов? Получается, что в вопросе «как должны двигаться пешеходы по дороге» очень много тонкостей и нюансов, требующих детального рассмотрения.

По тротуару

Для самопередвижения пеших граждан предназначены тротуары, пешеходные дорожки и велопешеходные зоны. Это прописано в действующих нормах дорожной безопасности, а именно, в пункте № 4.1:

Источник: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2709/1736bcf22f8e05f9d3db535f6d084651bad887a4

По проезжей части

Если дорожная инфраструктура не включает в себя специальные участки дорог, предназначенные исключительно для перемещения пеших граждан, они могут воспользоваться краем проезжей части. Также допускается движение по проезжей части, если пешеход несёт объёмный груз и при этом мешает другим пешеходам. Он может выйти на проезжую часть и начать движение в направлении, противоположном общему потоку машин, не создавая помехи ему. Но если пешеходом становится спешившийся водитель двухколесного транспорта, он обязан перемещаться по краю проезжей части в попутном направлении. Аналогичные правила касаются лиц с ограниченными физическими данными, но они имеют право следовать по дорогам, даже если имеется специальная инфраструктура для пешеходов.

Пешеходам запрещается:

  • следовать по центру дорог общего пользования без разметок;
  • следовать по автотрассам (магистралям);
  • выбегать на дорожное полотно;
  • допускать появление детей на дороге без сопровождения взрослых;
  • появляться на дороге из-за каких-либо предметов, которые закрывают обзор водителям, в том числе обходить автобусный автотранспорт сзади, а трамвайный – спереди;
  • ночью, за границами населённых пунктов, появляться на дороге без светоотражателей, закреплённых на одежде;
  • мешать движению автомашин и другим участникам движения;
  • ожидать маршрутный автотранспорт, стоя на проезжей части.

При пересечении проезжей части

Самым коварным манёвром для пешехода признано именно пересечение проезжей части. Исходя из того, что в процессе задействовано большое количество участников и техники, возможно возникновение аварийных ситуаций. Особенно если пешеходный переход отсутствует или не обозначен.

У пешеходов под запретом находятся следующие действия:

  • переход по диагонали и любой другой траектории, кроме движения под прямым углом от одного края дороги до противоположного края;
  • переход без оглядки и оценки окружающей ситуации;
  • задержки по время перехода, отвлечение на телефон, разговоры;
  • переход вблизи движущего спецтранспорта со световым и звуковым сигналами, создание помех их движению;
  • пересечение участка дороги, имеющей 4 или более полос в одном направлении, снабжённого разделительной полосой;
  • пересечение участка дороги, который имеет ограждение.

Что делать, если нет тротуара?

Только в том случае, если дорога не имеет примыкающего тротуара, пешеходной или велопешеходной специальной полосы, пешие граждане могут двигаться по обочине. Но конструкционные особенности дорог подразумевают, что не может быть одновременно обочины и тротуара: либо тротуар вплотную соединён с проезжей частью, либо обочина. При этом тротуар может быть отделен от дороги газоном, а обочина находится всегда на одном уровне с дорогой. А если сбоку от проезжей части находится канава, углубление или ров, то по факту на дороге нет обочины.

Как правильно идти по обочине? Движение допустимо исключительно в один ряд, навстречу общему потоку транспорта. Для тех лиц, которые ведут свой двухколесный транспорт рядом с собой, правило указывает на возможность передвижение только попутно автомашинам.

Движение отдельных категорий граждан

Стоит отметить, что действующие законодательные нормы содержат некоторые нюансы в вопросе перемещения пеших людей по дорогам. Прежде всего, нужно обратить внимание на терминологию и факторы, которые доказывают то, что перед вами именно пешеходы. Так, по новым правилам, к пешеходам причислены лица, имеющие ограниченные физические возможности, которые перемещаются в специальных безмоторных инвалидных колясках. Также ПДД указывает особый порядок перемещения колонны детей. А действующие принципы дорожной безопасности определяют порядок следования людей, которые везут рядом с собой коляски, санки и велосипедный, мотоциклетный транспорт.

Граждане с ограниченными физическими возможностями

Действующие российские нормы безопасного поведения на дорогах выделяют инвалидов, передвигающихся на безмоторных колясках в особую группу. Они могут ехать по кромке проезжей части, даже если имеется тротуар и специальная дорожка. При движении нужно учитывать направление, а именно, двигаться по ходу движения автомобильного потока. Другие инвалиды, которые передвигаются без использования специальных колясок, не имеют каких-то особых предписаний. Они должны подчиняться общим правилам, действующим в отношении пеших граждан.

Организованные группы пеших людей

Закон разделяет организованные пешие группы, состоящие из взрослых людей и детские пешие колонны.

Если речь идёт о следовании организованного коллектива совершеннолетних граждан, то нужно учитывать следующие требования:

  • люди могут двигаться по проезжей части исключительно по направлению движения автомобильного потока, по правой стороне;
  • колонна может состоять из 4 или менее людей в одну линию;
  • впереди группы должно идти сопровождающее лицо, держа в руке красный флажок (днём) или включённый фонарь белого цвета (ночью);
  • сзади группы должно идти сопровождающее лицо, держа в руке красный флажок (днём) или включённый фонарь красного цвета (ночью);
  • сопровождающие колонну лица должны держать сигнальные инструменты левее, чтобы они были видны автоводителям.

Для передвижения организованного отряда детей выставлены следующие требования:

  • самодвижение допустимо только по тротуарам и пешеходным дорожкам, при их отсутствии – по обочинам;
  • следование допустимо исключительно в светлое время суток;
  • следование допустимо непосредственно при сопровождении совершеннолетними сопровождающими лицами.

Пешеходы с колясками, санками, тележками

С ужасающим постоянством в мире происходят трагические события с участием людей и их малолетних детей, которых перевозят в колясках, на санках, детских велосипедах и других безмоторных приспособлениях.

Как должен идти пешеход по дороге, если он везёт с собой коляску, тележку или санки? Существует ряд правил, помогающих защитить себя и ребёнка от эксцессов вблизи большого количества автомобилей:

  1. Нельзя разговаривать по телефону, в то время как вы везёте маленького ребёнка. Разговор понижает бдительность и общую реакцию на окружающий мир.
  2. При подготовке к переходу (согласно светофору, по разметке) и при самом пересечении дорог, нужно держать коляску не впереди себя, а сбоку от себя. Такое расположение даёт возможность для маневрирования.
  3. Нужно вести коляску своей рабочей рукой (для правшей – правой, для левшей – левой). Это даст дополнительное преимущество при экстренном маневрировании.
  4. Нельзя начинать пересечение дороги без оглядки, даже если зажёгся зелёный светофор. Помните, ещё ни один светофор не сбил человека, это делают автомобили.
  5. Нельзя перебегать дорогу с коляской. Бег приводит к изменению инерции, что влияет на время реагирования.
  6. Нельзя переходить дорогу с коляской по диагонали и иной траектории, кроме прямого угла, от одного края дороги к другому.
  7. При переходе дороги с ребёнком в санках, нужно взять ребёнка на руки или за руку, а санки катить сбоку от себя.

Движение велосипедов, скутеров, мопедов

Согласно нормам дорожной безопасности, водителем считается тот человек, который едет верхом на велосипеде или мотоциклетном автотранспорте. Но в том момент, когда он спешивается, он становится пешеходом. В первом случае, человек-водитель обязан соблюдать правила поведения водителей на дорогах, а во втором случае – нормы для пешеходов. И в том и другом случае, если речь идёт о движении по кромке дорожного полотна, человек должен двигаться исключительно в попутном направлении автомобильного потока.

Ответственность пешехода

Люди, которые передвигаются без использования автотехники, тоже привлекаются к ответственности за дорожные правонарушения. Чаще всего пешие граждане получают штрафы или предупреждения (за единичные случаи нарушения закона) по статье 12.29 Кодекса об административных правонарушениях: 500 р. Помехи автотранспорту во время движения по вине пешехода оцениваются государством в 800 рублей. А причинение вреда лёгкой и средней тяжести карается суммой от 1000 до 1500 рублей (КоАП ст. 12.30).

ДТП и пешеход: у пеших граждан нет полиса страхования (электронного или бумажного) типа ОСАГО, поэтому нельзя осуществить фиксацию происшествия с помощью упрощенной системы Европротокола. Для этого необходимо присутствие сотрудников Госавтоинспекции. Если в дорожном происшествии виноват пешеход, то этот случай не будет страховым. Он лишится возможности получить выплату компенсации от страховой компании (страхование жизни и здоровья) даже в случае получения травм. Если по причине его действий нанесён значительный ущерб транспортному средству, то пешеход должен компенсировать ущерб. Делается это или в добровольном, или в судебном порядке.

Заключение

Штрафы за нарушение ПДД

Поскольку пешеходов относят к полноправным участникам ДД, то аналогично с лицами, управляющие транспортными средствами, у них кроме обязанностей существуют и свои права, к которым относят:

  • Право на получение информации относительно совершения предполагаемого нарушения;
  • Право на отстаивание собственного мнения относительно возможности совершения того или иного действия;
  • Право иметь собственное мнение относительно ПДД и при необходимости отражать данный факт в составляемом по причине зафиксированного нарушения протоколе;
  • Право на то, что другие участники ДД должны выполнять свои обязанности и в связи с чем может рассчитывать на возможность совершения определенных действий (движения по обочине, перехода проезжей части и т.д.) в случаях, которые не противоречат действующим правилам ДД.

Как и нарушения ПДД автомобилистами, так и игнорирование обязанностей пешеходами приводит к определенным действиям со стороны инспекторов ГИБДД. В случае фиксации определенного рода нарушений могут привлечь к административной ответственности с последующим взысканием суммы штрафа. К такому штрафу могут относить следующие действия:

  • Пересечение проезжей части на запрещающий сигнал светофора или в месте, не предназначенном для этого – 500 рублей;
  • Создание помех движению других участников ДД при совершении движения по дороге, обочине, пересечении проезжей части – 1000 рублей;

Неправомерные действия, какие могли стать причиной ДТП с нанесений увечий легкой степени – 1500 рублей.

Правила движения пешехода по проезжей части и тратуару

Соблюдение правил дорожного движения обеспечивает безопасность на проезжей части дороги, а также прилегающей к ней территории. К участникам ДД относятся не только лица, управляющие транспортными средствами – пешеходы также входят в перечень таких лиц и, в соответствии с этим, к ним также предъявляются определенные требования. По какой стороне дороги должен идти пешеход – ответ на такой вопрос часто интересует участников ДД, поскольку несоблюдение норм и правил, предусмотренных ПДД часто приводит к аварийным ситуациям, в результате которых причиняется ущерб имуществу и здоровью граждан.

Кого из участников ДД относят к пешеходам

Штрафы за нарушение ПДД

Поскольку пешеходов относят к полноправным участникам ДД, то аналогично с лицами, управляющие транспортными средствами, у них кроме обязанностей существуют и свои права, к которым относят:

  • Право на получение информации относительно совершения предполагаемого нарушения;
  • Право на отстаивание собственного мнения относительно возможности совершения того или иного действия;
  • Право иметь собственное мнение относительно ПДД и при необходимости отражать данный факт в составляемом по причине зафиксированного нарушения протоколе;
  • Право на то, что другие участники ДД должны выполнять свои обязанности и в связи с чем может рассчитывать на возможность совершения определенных действий (движения по обочине, перехода проезжей части и т.д.) в случаях, которые не противоречат действующим правилам ДД.

Как и нарушения ПДД автомобилистами, так и игнорирование обязанностей пешеходами приводит к определенным действиям со стороны инспекторов ГИБДД. В случае фиксации определенного рода нарушений могут привлечь к административной ответственности с последующим взысканием суммы штрафа. К такому штрафу могут относить следующие действия:

  • Пересечение проезжей части на запрещающий сигнал светофора или в месте, не предназначенном для этого – 500 рублей;
  • Создание помех движению других участников ДД при совершении движения по дороге, обочине, пересечении проезжей части – 1000 рублей;

Неправомерные действия, какие могли стать причиной ДТП с нанесений увечий легкой степени – 1500 рублей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector