Почему взрываются газовые баллоны в машине
Dent-repair.ru

Автомобильный портал

Почему взрываются газовые баллоны в машине

Как избежать взрыва газового баллона в машине в 2020 году

Преимущества установки ГБО на автомобили уже давно доказаны. Но многие водители боятся переходить на газ, так как интернет переполнен роликами с названием «Взорвался баллон…». Однако, если взрыв газового баллона в машине и случается, это происходит из-за неисправности автомобиля либо по причине неправильной эксплуатации ГБО. Изучим этот вопрос и разберемся, каким правилам нужно следовать, чтобы даже мыслей о взрыве не возникало.

Может ли взорваться ГБО в автомобиле

Смесь пропана и метана с воздухом идеально подходит для хорошей детонации при наличии искры. Поэтому целью разработчиков ГБО было создать такую систему, которая полностью нивелирует возможность взрыва и по максимуму «возьмет» все лучшее от газа. С каждым новым поколением ГБО езда становится более безопасной.

В баллонах предусмотрены вентили и клапаны, которые могут выдерживать предельное давление (и даже с запасом). Газопроводы топливной магистрали производят из медных сплавов, а в последних поколениях стали внедрять армированные пластиковые и даже термопластиковые трубы.

Риск утечки газа мизерный, но он все-таки есть, и это можно отнести к минусам ГБО.

Даже если герметичность в каком-то месте нарушена (что при правильной эксплуатации – редкость) и газ вырвался наружу, водитель сразу же почувствует резкий запах. В баллон добавляется специальный состав – одорант, который усиливает запах настолько, что даже при малейшей утечке человек почувствует его, примет меры и не даст газу достичь опасной концентрации в воздухе.

Предел взрываемости пропана – 2,1-9,5 %, пропан-бутана – 1,9-8,5%. Именно поэтому пропан-бутановая смесь уступает по безопасности метану. Еще один неприятный «бонус» – сжиженный газ тяжелее воздуха и при утечке оседает ближе к земле. Но даже при этих показателях одорант даст знать об утечке задолго до достижения отметки 2,1.

Метан взрывается при концентрации в воздухе в пределах 5–16 %, самая опасная концентрация – 9,5%. Если концентрация газа менее 5%, он не взрывается, а горит, хотя горение может происходить очень быстро, в виде хлопка, что также очень опасно для людей, но само по себе к взрыву баллона не приведет. Разве что начнется пожар и баллон взорвется от того, что давление в нем в результате нагрева повысилось.

Метан легче воздуха, и, покинув баллон, его потоки стремятся вверх. Накапливаться он может только в закрытых помещениях, под потолком.

Допустим, события развиваются по худшему сценарию и газа в воздухе достаточно для потенциального взрыва. Без хорошей искры детонация не произойдет.

Неблагоприятные факторы для ГБО при утечке – горение проводки и других деталей авто. Поэтому взрыв может произойти только под действием мини-пожара в остальных системах.

Сам по себе газовый баллон не взрывоопасен при условии, что он качественно изготовлен, испытан и оборудован в соответствии с правилами и требованиями к ГБО.

Почему случаются взрывы

Разрушение (взрыв) баллона возможно при наличии таких неисправностей:

  1. Появление микротрещин в результате коррозии металла (именно поэтому в последних поколениях оборудования не используют металлические емкости и трубопроводы).
  2. Нарушение герметичности вследствие мощного удара (это приводит к утечке, но не обязательно к взрыву).
  3. Емкость перегревается, в результате газ стремится к расширению и создает колоссальное давление. Но бояться не стоит, ведь при разработке баллоны проходят испытания под огромными температурами (рабочий диапазон примерно от -40 до +650 С). Одна из причин, почему взрываются газовые баллоны в машине от перегрева, – резкий перепад температур. Например, в сильные морозы водитель ставит автомобиль в теплый гараж, да еще и таким образом, что баллон находится в самой обогреваемой зоне.

Как исключить вероятность взрыва

Чтобы ваше авто не стало героем видео «В машине взорвался газовый баллон», избегайте неопытных установщиков. Обратитесь в сервис или на специализированную станцию, где работают опытные монтажники.

Если водитель выбрал поколение ГБО, в котором нет мультиклапана, он должен сам контролировать, чтобы на заправке в баллон не попадало больше 80 % газа, а также следить, чтобы топливо было качественным. Желательно регулярно проверять соединения на герметичность (с помощью мыльного раствора).

Если почувствовали запах газа в дороге, немедленно остановитесь, заглушите мотор, откройте в салоне все окна. Не заводите автомобиль, пока не выявите причину неисправности.

Взрыв ГБО: видео

Практикующий юрист с 10 летним стажем. Специализации: уголовное право, страховое право, административные правонарушения.

Взрыв баллона ГБО — причины. Можно ли предотвратить взрыв газового баллона?

Могу поспорить, что перед тем, как установить ГБО, каждый из вас слышал страшилку о том, что газ — это опасно, это чревато взрывом баллона и летальным исходом. Но, как показывает практика, подобного рода явления — большая редкость и в большинстве случаев именно мы в этом виноваты.

Почему взрываются баллоны на авто, кто или что является причиной этого и можно ли избежать взрыва ГБО вы узнаете из моей сегодняшней статьи.

Устанавливая ГБО, почти все переживают о том, как взрывоопасное вещество будет себя вести в автомобиле. Не “бахнет” ли? Можно ли курить в салоне с ГБО? А что если искра? А если утечка газа? В общем вопросов было много, некоторые нашли ответы, некоторые просто привыкли к тому, что газ есть и надо быть осторожнее, а есть и те, кто по сей день опасается всего и вся.

Но, как показывает практика, газ на авто абсолютно безопасен, более того доказано, что бензин представляет большую опасность, нежели ГБО. Также статистика неумолимо свидетельствует о том, что взрыв ГБО происходит в большинстве случаев если не во всех, по вине нарушения правил эксплуатации, или нарушений допущенных в процессе установки газа на авто.

Итак, причины взрыва газового баллона на авто с ГБО

  1. Низкое качество ГБО. Покупая дешевые аналоги запчастей и комплектующих, вы рискуете своими руками создать бомбу замедленного действия в своем авто. Дешевые “ноунэйм” детали не имеют надлежащего качества, не проходили испытаний на предмет совместимости и безопасности, поэтому от них можно ждать всего чего угодно. Если же газовый баллон окажется подделкой или это будет какой-то очень бюджетный вариант неизвестного происхождения, в процессе эксплуатации такой резервуар может не выдержать давления и сдетонировать. То же самое касается мультиклапана, от которого зависит как поведет себя система в случае избыточного давления. В идеале полноценный качественный мультиклапан сбрасывает избыточное давление путем аварийного сброса газа в атмосферу. Если “мультик” плохого качества или имеет дефекты. сброс не произойдет, а баллон разорвет от давления.
  2. Эксперименты и модификация. В погоне за экономией и удобством владельцы нередко прибегают ко всяческим уловкам, которые позволяют им получить еще больше выгоды от ГБО. Различные эксперименты с мультиклапаном порою заканчиваются печально. Удаление или подгибание поплавка, отключение или удаление предохранительного клапана и прочие извращения, которые люди выполняют на свой страх и риск в результате приводят к тому, что баллон взрывается. Поплавок не перекрывает подачу, а значит топлива входит больше, чем положено, некоторые умудряются заполнить под завязку. В результате при повышении температуры воздуха баллон не выдерживает давления и происходит взрыв. Если мультиклапан модифицирован и удален предохранительный клапан, аварийный сброс невозможен. Поэтому в жаркие дни, давление внутри газового баллона увеличивается до состояния критического, после чего резервуар просто разрывает.
  3. Срок службы и повреждения. Многие ошибочно полагают, что после установки ГБО, его можно эксплуатировать чуть ли не до конца службы авто. Это не так! Баллон подлежит опрессовке каждые 2 года эксплуатации, а спустя 10 лет он подлежит полной замене. Помимо этого, следует регулярно производить осмотр состояния баллона и прочего оборудования на предмет целостности. Есть другие факторы влияющие на износ оборудования, например, такие как коррозия. Если баллон начал интенсивно ржаветь, в его надежности нельзя быть уверенным. Также следует учитывать различные физические повреждения (потертости, удары, трещины, и т. д.), которые также могут привести к нарушению целостности резервуара и к взрыву баллона в конечном итоге.
  4. Нарушение техники безопасности. Есть те, кто панически боится ГБО и обходит такие стороной, есть и другие, которые пренебрегают всеми известными правилами ТБ. В итоге взрыв происходит по причине халатного отношения к взрывоопасным веществам. Это могут быть кузовные работы, которые проводились с применением газовой горелки или рихтовочные работы, в ходе которых повреждался баллон. Также нередки случаи, когда взрыв баллона происходил из-за критического нагревания или утечки газа, которую вовремя не устранили.

На самом деле причин может быть гораздо больше, однако описать их все просто невозможно. Во многом все зависит от конкретного случая и ряда событий, которые в последствии приводят к взрыву.

Чтобы избежать подобного сценария соблюдайте следующие правила:

  • Устанавливайте и обслуживайте ГБО только у профессионалов;
  • Регулярно производите осмотр рабочих механизмов ГБО;
  • Производите своевременное обслуживание и замену расходников;
  • При малейших признаках неисправности обращайтесь к специалистам;
  • Всегда соблюдайте правила безопасности во время эксплуатации авто с ГБО.

У меня все! Соблюдайте правила техники безопасности, а также эксплуатации ГБО и не верьте сказкам! Берегите себя и свой автомобиль.

Почему взрываются баллоны в автомобилях с газовым оборудованием на метане и пропане

Последнее обновление – 28 октября 2019 в 11:14

Перед принятием окончательного решения по установке газобаллонного оборудования на свою машину, помимо вопроса окупаемости, автолюбителей также волнует проблема безопасности авто с ГБО.

Сеть завалена видеороликами и комментариями к ним, о взрывах газового баллона в машине.

В рамках данной статьи постараемся разобраться, может ли взорваться газовый бак на авто, как часто, по каким причинам и при каких обстоятельствах это происходит.

Возможен ли взрыв газового оборудования в машине

Действительно случаи взрывов и сгорания машин в последнее время участились. Какой-то конкретной статистики нам найти не удалось, но таких случаев хватает. Интернет наводнён подобными фотографиями. Связано это во многом с развитием и популярностью газовых систем на авто. Также с попыткой собственников, максимально сократить затраты на транспорт.

Чтобы понять причину такого финала, необходимо уточнить, что в авто с газобаллонной установкой взрывается именно баллон, а как известно ёмкости бывают для метана и для пропана. Подробнее об этом можно узнать здесь. Пропан-бутановая смесь находится в баке под давлением 12-15 атмосфер в сжиженном состоянии, а метан 200 атм. в сжатом. Поэтому устройство баллонов разное, равно как причины и последствия после их взрыва.

Из-за чего взрываются баллоны и сгорают машины с ГБО

Подобное происшествие – это всегда стечение определенных обстоятельств. К тому же, не имеет значения класс установленного оборудования, пожары и взрывы газа происходят на автомобилях с ГБО 4-го и 2-го поколения.

Видео подборка о том, как взрывается газобаллонное оборудование в машине:

Пропановая ёмкость

Основная система безопасности пропановой установки находится в балонной арматуре (мультиклапан). Разработчики современного устройства специально просчитали все возможные варианты развития событий, оснастив его многоуровневой защитой:

  1. клапан отсечки — работает совместно с поплавком, ограничивает перелив топлива при заправке (по нормативу при наполнении баллона в нем должно остаться 20% пустого объёма для возможности расширения газа.)
  2. клапан аварийного сброса давления – сбрасывает давление, превышающее 27 атмосфер
  3. скоростной клапан – действует при обрыве расходной магистрали
  4. противопожарная плавкая вставка – срабатывание клапана происходит на открытом огне, после достижения заданной температуры
  5. механический вентиль для ручного перекрытия подачи топлива к редуктору-испарителю
  6. электромагнитный клапан – предотвращает подачу газа при выключенном зажигании

Кроме многофункционального устройства, система газового оборудования защищена от утечек дополнительным электроклапаном, который ставится перед редуктором или входит в его конструкцию (вместе с фильтром грубой очистки газа).

Со стороны заправочной магистрали монтируется выносное заправочное устройство, которое работает по принципу обратного клапана и предотвращает возможную утечку.

Сам баллон состоит из стали толщиной не менее 3 мм. Его заводская опрессовка происходит при давлении 30 атм., а испытания на разрыв более 70 атмосфер.

Таким образом, казалось бы, система ГБО защищена со всех сторон. Так почему же взрываются пропановые баллоны и сгорают авто.

Взрыв баллона со сжиженным нефтяным газом (СНГ/LPG) происходит из-за превышения критического давления. Рассмотрим варианты, которые чаще всего являются точкой отправления к несчастному случаю.

Первый случай

Установщик ГБО (намеренно или по неопытности):

  • неверно отрегулировали мультиклапан
  • поставил «какой был в наличии» (мульт подбирается под тип емкости).
  • удалил клапан отсечки и поплавок, для того чтобы была возможность заправки до отказа

Теперь представим, что после заправки газом баллона с таким защитным устройством, автомобиль поставлен на стоянку на солнце или в теплый гараж зимой. При нагревании бака давление газа повысится и произойдёт взрыв, если:

  • в погоне за экономией установлена арматура устаревшего класса не имеющая достаточных степеней защиты
  • смонтирован б/у мультиклапан
  • установлен мультиклапан не известного производителя (подделка)

При надлежащем монтаже сработает защита баллонной арматуры, и пропан просто выйдет наружу через вентиляционный канал.

Но здесь также кроется опасность, так как пропан-бутановая смесь тяжелее воздуха, в закрытых помещениях она оседает (случай с гаражом, особенно если в нём имеется смотровая яма). Опасная концентрация (2,3-9,5%) может сдетонировать от любой искры, например при включении света или сигареты.

Второй случай

Произошло возгорание автомобиля, к примеру, из-за короткого замыкания электропроводки. От пожара давление в баллоне вырастет и прогремит взрыв с воспламенением пропана.

В правильном мультиклапане, сработает защитный или противопожарный клапан. После чего топливо выйдет, без каких-либо последствий или сгорит пламенем (зависит от степени распространения пожара), но взрыва не будет.

Пожароопасность пропанового ГБО

Сам по себе пропан не воспламеняется. Возгорание газа в машине может произойти только по причине его утечки и наличия искры. А также из-за обратного хлопка (последнее характерно для ГБО 2 поколения, об этом читайте тут).

Причинами утечек могут быть ненадлежащая установка/эксплуатация газового оборудования, а именно:

  1. использование б/у компонентов
  2. низкое качество деталей
  3. монтаж баллона без крепления (протирание емкости)
  4. установка сосудов с вышедшим сроком годности
  5. несвоевременное переосвидетельствование емкости
  6. нарушение сроков технического обслуживания

Часто газ травит в соединениях, через ВЗУ или электроклапан под капотом.

Предотвратить выход топлива поможет установка запорной арматуры баллона с электромагнитным клапаном, который перекрывает подачу газа при остановке двигателя.

Также необходимо обязательно устанавливать вентиляционную камеру для вывода газового топлива за пределы автомобиля.

Ко всему прочему, причиной пожара может быть не соблюдение элементарных мер безопасности на заправке (статическое электричество, курение).

Взрывоопасность метанового баллона

По причине высокого давления, взрыв метана в автомобиле, происходит с более разрушительными последствиями. Особенно часто такое случается на заправке.

Метановые емкости бывают 4 классов, самые надёжные 1-2 типа. Сделаны они из металла толщиной от 7 до 23 – первый тип, 4.8-6мм мм – второй тип. 3 и 4 класс – состоят целиком или частично из композитных материалов (углеродное волокно).

Из-за веса наиболее распространенные на легковом транспорте емкости второго класса. Прочность менее тонких стенок достигнута кольцевой обмоткой из стекловолокна. Разрывная нагрузка 670 кг/см2 (Атм).

Функцию системы безопасности метанового ГБО выполняет автоматический запорный вентиль баллона, который при установке закручивается динамометрическим ключом моментом 320-340 кг (данные указываются в паспорте). Качественный вентиль имеет несколько ступеней защиты:

  1. клапан сброса аварийного давления
  2. устройство отсечки при обрыве магистрали
  3. клапан с плавкой вставкой рассчитанный на температуру 110°C

Также в системе применяется стальная сертифицированная магистраль с толщиной стенки 1мм.

Причины взрыва метанового баллона:

  • установка б/у емкостей
  • монтаж емкости с истекшим сроком эксплуатации
  • монтаж вентиля без необходимых степеней защиты
  • установка бака неизвестного производителя (без паспорта и соответствующей сертификации на территории РФ)
  • установка баллона без надёжной фиксации (без рамки)
  • монтаж поврежденного сосуда
  • истирание баллона при вибрационных нагрузках (коррозия, микротрещины, вмятины)
  • несвоевременное переосвидетельствование

Метан (CNG/КПГ – компримированный природный газ) легче воздуха, поэтому он не скапливается как пропан при утечке. В некотором смысле это является его преимуществом. Взрывоопасная концентрация метана в воздухе 5-16%.

Что безопасней газ или бензин

Бак с бензином тоже может взорваться. Причём без какого-либо давления.

Видео эксперимент, поджог бака с бензином:

Опасность ГБО при аварии

Одна из известных фирм производителей газового оборудования провела опыт с имитацией ДТП автомобилей. На обеих машинах установлено пропановое ГБО 4 поколения, только с разными баллонами. Основной удар был направлен в авто с тороидальной емкостью. При столкновении её даже не разорвало, напротив, баллон сработал как усилитель багажника.

Эксперимент с аварией авто на газовом топливе:

Почему взрываются газовые баллоны в машине

Установка ГБО на автомобиль – это распространенный способ снижения затрат на топливо. Помимо множества достоинств такого оборудования выделяют и ряд недостатков. В их число входит потенциальная опасность газобаллонной системы. Ввиду этого следует рассмотреть причины взрыва газовых баллонов в автомобилях и способы их предотвращения.

Общие сведения о ГБО

Газобаллонное оборудование устанавливают с целью экономии на топливе. Средняя стоимость бензина значительно выше, чем цена на пропан или метан. Поэтому за счет перехода на ГБО можно существенно снизить затраты на содержание машины. Помимо этого, важное преимущество газового топлива заключается в том, что при его сгорании в атмосферу попадает меньше загрязняющих частиц.

ГБО представляет собой вспомогательную систему, состоящую из нескольких элементов. Основным является баллон – емкость, в которой хранится газ. Отсюда топливо попадает в двигатель, где за счет сгорания приводит его в действие.

Установка ГБО производится на станциях техобслуживания и сервисных автоцентрах. Самостоятельный монтаж в большинстве случаев невозможен, так как для этого требуется специальная аппаратура, инструменты и знания в области автомеханики. В соответствии с действующим законом, водитель при установке газобаллонного оборудования обязан произвести регистрацию в ГИБДД.

Степень опасности ГБО

Главный недостаток заключается в том, что использование газа может стать причиной непредвиденных последствий. Нередко взрыв газового баллона в машине приводил к серьезным травмам. Обычно это происходит при неправильной установке или нарушениях норм эксплуатации ГБО. Но известны случаи, когда газовый баллон взорвался в машине без видимых причин.

Опасность дополнительной системы топливного снабжения объясняется и другими факторами. Помимо взрывов машин на газу зарегистрированы случаи воспламенения газовых баллонов. Водители и пассажиры авто при этом спасаются, но автомобилю наносится непоправимый ущерб.

Важно знать! Считается, что эксплуатация ГБО вредит двигателю. Если двигатель и газобаллонная система взаимодействуют неправильно, это приводит к ускоренному износу. В дальнейшем машина начинает работать с перебоями, чаще требует технического обслуживания. При этом повышается риск неисправностей во время движения, что может с высокой вероятностью привести к аварии.

Требования к безопасности

Эксплуатация ГБО должна осуществляется в соответствии с несколькими правилами. Это позволяет предотвратить взрыв баллона в машине или другие потенциально опасные явления. Важно отметить, что для каждого поколения существуют свои требования. Но основные принципы эксплуатации актуальны для всех видов ГБО, вне зависимости от конструктивной специфики.

  • Монтаж и настройка ГБО должны производиться только квалифицированным специалистом.
  • Если после установки баллона заметно снизилась мощность двигателя, нужно немедленно обратиться в СТО.
  • Воздушные фильтры меняют через каждые 7 тыс. км пробега.
  • Систематически требуется сливать образующийся на баллоне конденсат.
  • При использовании ГБО в топливном баке должно оставаться не менее 10 л бензина.

Важно знать! После перехода на газ необходимо пользоваться услугами автосервиса в том случае, если требуется замена или установка любых деталей, связанных с системой ГБО. Также посещение СТО понадобится, если машина длительное время находилась на простое.

Почему может произойти взрыв

Считается, что самопроизвольно взрыв газа в машине произойти не может. Чтобы метановый или пропановый баллон взорвался, необходима длительная искра или другой высокотемпературный источник. Емкость для топлива имеет толстую внешнюю поверхность и самостоятельное возгорание невозможно. Чтобы определить, почему газовые баллоны взрываются, нужно рассматривать общее состояние ТС.

К распространенным причинам относят следующие:

  • Неправильный монтаж ГБО.
  • Нарушения при эксплуатации.
  • Заводской брак баллона.
  • Микротрещины, вызывающие утечку топлива.
  • Неправильный температурный режим.
  • Превышение допустимого объема при заправке баллона.

Также взрыв газа в авто может произойти при нарушении целостности во время ДТП. Несмотря на то, что баллоны ГБО делают ударопрочными, некоторые производители используют небезопасные материалы, легко повреждающиеся при столкновении.

Как снизить риск

Выяснив, почему взрывается ГБО на машине, и соблюдая требования к безопасности, можно существенно уменьшить вероятность подобного происшествия. Каждый водитель должен ознакомиться с основными правилами эксплуатации, при необходимости обращаться за квалифицированной помощью.

Снизить вероятность взрыва газа позволяют следующие меры:

  • Использование ГБО известных производителей.
  • Соблюдение правил совместимости газобаллонного оборудования и систем авто.
  • Тестирование ГБО перед началом эксплуатации.
  • Заправка баллона качественным топливом в пределах допустимых объемов.
  • Регулярный осмотр магистралей на предмет утечки.
  • Отказ от курения в салоне.
  • Предупреждение перегрева и переохлаждения баллона.
  • Систематическое посещение СТО для технической проверки авто.

Важно знать! О повышенной вероятности взрыва может свидетельствовать появление резкого запаха в автомобиле. В такой ситуации необходимо остановить машину в допустимом месте, произвести проветривание, предварительно заглушив двигатель. Возобновлять эксплуатацию ТС можно только после выявления утечки или другой причины специфического запаха в салоне.

Взрыв баллона – следствие неправильной установки, настройки и применения ГБО. Главная причина заключается в утечке газа и его последующем воспламенении. Чтобы предотвратить опасное происшествие, необходимо соблюдать требования к эксплуатации вспомогательного оборудования, своевременно посещать СТО для профилактического техосмотра.

Эксперимент. Безопасен ли газ: А у нас в машине газ. (ВИДЕО)

Эксперимент. Безопасен ли газ: А у нас в машине газ. (ВИДЕО)

Последствия взрыва бытового газа, как правило, трагичны: рухнул подъезд жилого дома, разнесло по кирпичику дачу или сгорела чья-то машина. Так что же, отказаться от газа и ездить на бензине или солярке? Но газ-то в два раза дешевле! К тому же и бензиновые машины, и дизельные горят ничуть не хуже.

Чтобы понять, насколько опасен или безопасен газ в автомобиле, мы и провели этот эксперимент.

Пропан-бутановая смесь, а именно она в сжиженном виде находится в бытовых баллонах и в газобаллонных установках автомобилей, сама по себе не имеет ни запаха, ни цвета. Чтобы утечка не осталась незамеченной, в эту смесь добавляют одоранты — вещества с сильным и резким запахом. Его-то и называют запахом газа. Человеческий нос способен унюхать одорант даже при незначительной концентрации газа в воздухе, то есть задолго до того, как газовоздушная смесь обретет способность к возгоранию, а тем более — станет взрывоопасной. Нам с детства известно правило: почувствовав запах газа, не включайте и не выключайте электроприборы и проветрите помещение, — и следования ему вполне достаточно, чтобы избежать неприятностей.

Но, предположим, кто-то временно утратил обоняние — по причине гайморита, насморка или еще какого-нибудь уважительного обстоятельства. Чем грозит бедолаге потеря нюха?

Для начала поэкспериментируем на обычной стальной бочке. Она, установленная вверх дном, будет имитировать салон автомобиля, заполненный газом. Взрывоопасная концентрация его в воздухе, как говорят справочники, около 5%. Если меньше, не загорится, больше — полыхнет без эффектного хлопка.

Подобрать нужную пропорцию оказалось не так уж просто. Поначалу газовоздушная смесь не то что взрываться — гореть не хотела. Опытным путем удалось нащупать верный сценарий: 7 секунд подачи газа из баллона, 5-секундная выдержка и электроподжиг, а поскольку на дворе конец октября и довольно прохладно, воздух в бочке подогревают предварительно раскаленные кирпичи. Лучший результат — подскок бочки на полметра и легкий хлопок. Признаться, мы ожидали большего! Но, может быть, все дело в небольшом объеме? Бочка всего-то 200-литровая, а объем салона легкового автомобиля — 4–5 кубометров. Посмотрим, насколько опасен этот хлопок в реальных условиях.

Жертвенный «Форд-Скорпио» отправляется в свой последний путь к заброшенному песчаному карьеру — место это безлюдное и вполне безопасное в случае взрывного развития событий. Фото на память, и можно приступать к подготовке «катастрофы». Петр Торичный, наш неустрашимый естествоиспытатель, на всякий случай роет окопчик, откуда будет регулировать подачу газа из баллона в салон, а фотографы встают на номера на рубеже безопасного удаления. Эксперимент недешев, поэтому осечки быть не должно.

Черт действительно оказался не так страшен, как его малюют. Нам пришлось сделать серию из нескольких вспышек, пока не получили нечто, похожее на хлопок. Оказалось, не так-то просто взорвать машину, не прибегая к помощи пиротехников. Это только в кино злодей небрежно бросает окурок — и объятая пламенем машина взлетает на воздух. Зарево при этом охватывает полнеба, а покореженный кузов падает в метре от героя. Но это продиктовано законами приключенческого жанра, на самом деле все куда прозаичнее. Последствия вспышки — обгоревшая обшивка потолка, приоткрывшийся, но все же уцелевший люк в крыше и растрескавшееся ветровое стекло. При том что все двери и стекла машины были закрыты, салон прогрет и тщательно заполнен газом, а вместо тлеющей сигары использовали промышленный электророзжиг от газовой котельной.

Маловероятно, что такие условия могут сложиться в реальности. Система вентиляции постоянно подает в машину свежий воздух, а газовая магистраль, проложенная под днищем, даже будучи поврежденной, заполнить салон газом вряд ли сможет. Подкапотное пространство, где находится редуктор, также изолировано и свободно сообщается с атмосферой через множество проемов снизу. Сам баллон стоит в багажнике, а короб, в который заключен вентиль, вентилируется, что не позволяет газу скопиться в багажнике или проникнуть в салон. Но почему взрывы все же случаются, как утверждает молва? Продолжим эксперимент.

НА БОЧКЕ С ПОРОХОМ НЕ КУРЯТ!

Табачный дым, как, впрочем, и любой другой, не только вредит здоровью, но и делает газовоздушную смесь гораздо более взрывоопасной. Вы можете сами убедиться в этом, поставив небольшой опыт. Попробуйте бросить горящую спичку в недавно опорожненную бутылку из-под водки. Пламя сгорающих паров спирта беззвучно пройдется сверху донизу. Затем наполните бутылку сигаретным дымом и немного подождите. На сей раз брошенная спичка породит в сосуде некоторое подобие джинна — из горлышка с эффектным воем вырвется столбик голубого пламени. Применительно к нашей теме из этого следует, что дым, сигаретный или от загоревшейся электропроводки, существенно облегчает воспламенение газа. Наша тренировочная бочка, будучи предварительно задымленной тлеющей ветошью, безотказно подпрыгивала при каждом подрыве, в то время как на чистой газовоздушной смеси — через раз и не столь высоко. Итак, напомним, что курить вредно, особенно в салоне автомобиля с неисправной газобаллонной аппаратурой (ГБА). Здесь из-за пагубного пристрастия можно потерять голову в прямом смысле слова.

Только вспышка газа — это не самое страшное, что может случиться на машине с ГБА. Пожар, а за ним взрыв баллона от перегрева — неприятность куда большая! Емкость газового баллона легковушки обычно равна 50–70 л, и взрыв его способен разнести не только автомобиль, но и все, что окажется поблизости.

Бытовой 5-литровый баллон с остатками газа занимает место на кирпичном пьедестале, сооруженном за передними сиденьями. На него, имитируя пожар, направляем факел газовой горелки, а чтобы он не погас, выработав кислород, немного опускаем стекла задних дверей. Время пошло!

С обрыва карьера через заднее стекло машины видно, как пламя облизывает красный бок. Когда рванет, точно не известно, но то, что ждать недолго, сомнений не вызывает. Эти девять с половиной минут ожидания тяжелее всего дались, наверное, фотографам — взрыв скоротечен и непредсказуем, но упустить момент нельзя! К счастью, профессиональное чутье не подвело — затворы фотоаппаратов застрекотали за секунды до взрыва.

Пыль улеглась, встревоженные вороны, сделав круг, снова расселись по деревьям — добычи для них в этот раз не предвидится. А мы оценили, что сделал с машиной всего лишь 5-литровый баллон.

Ударная волна сбила пламя с горелки, поэтому вырвавшийся на свободу газ не воспламенился. В реальных условиях, заметим, взрыв баллона — следствие, а не причина пожара. Кузов машины уцелел, только заметно раздулся. Стекла, за исключением ветрового, вылетели вместе с рамками. Осколки баллона прошили спинку водительского сиденья и застряли в обшивках дверей, а кирпичи из-под баллона превратились в щебенку. А будь баллон 50-литровый да разорвись в горящем автомобиле? Впрочем, и сгоревшая, и подорванная машины восстановлению, как правило, не подлежат.

Так что же показал наш эксперимент? При исправной газовой аппаратуре пропан в машине опасен не более чем бензин. Газ просто так не взрывается, а сам баллон страшен только при сильном пожаре. Впрочем, и полный бензобак тогда не подарок — 50 литров бензина способны добавить зрелищу куда больше ярких красок!

Почему взрываются газовые баллоны в машине

Установка ГБО на автомобиль – это распространенный способ снижения затрат на топливо. Помимо множества достоинств такого оборудования выделяют и ряд недостатков. В их число входит потенциальная опасность газобаллонной системы. Ввиду этого следует рассмотреть причины взрыва газовых баллонов в автомобилях и способы их предотвращения.

Общие сведения о ГБО

Газобаллонное оборудование устанавливают с целью экономии на топливе. Средняя стоимость бензина значительно выше, чем цена на пропан или метан. Поэтому за счет перехода на ГБО можно существенно снизить затраты на содержание машины. Помимо этого, важное преимущество газового топлива заключается в том, что при его сгорании в атмосферу попадает меньше загрязняющих частиц.

ГБО представляет собой вспомогательную систему, состоящую из нескольких элементов. Основным является баллон – емкость, в которой хранится газ. Отсюда топливо попадает в двигатель, где за счет сгорания приводит его в действие.

Установка ГБО производится на станциях техобслуживания и сервисных автоцентрах. Самостоятельный монтаж в большинстве случаев невозможен, так как для этого требуется специальная аппаратура, инструменты и знания в области автомеханики. В соответствии с действующим законом, водитель при установке газобаллонного оборудования обязан произвести регистрацию в ГИБДД.

Степень опасности ГБО

Главный недостаток заключается в том, что использование газа может стать причиной непредвиденных последствий. Нередко взрыв газового баллона в машине приводил к серьезным травмам. Обычно это происходит при неправильной установке или нарушениях норм эксплуатации ГБО. Но известны случаи, когда газовый баллон взорвался в машине без видимых причин.

Опасность дополнительной системы топливного снабжения объясняется и другими факторами. Помимо взрывов машин на газу зарегистрированы случаи воспламенения газовых баллонов. Водители и пассажиры авто при этом спасаются, но автомобилю наносится непоправимый ущерб.

Важно знать! Считается, что эксплуатация ГБО вредит двигателю. Если двигатель и газобаллонная система взаимодействуют неправильно, это приводит к ускоренному износу. В дальнейшем машина начинает работать с перебоями, чаще требует технического обслуживания. При этом повышается риск неисправностей во время движения, что может с высокой вероятностью привести к аварии.

Требования к безопасности

Эксплуатация ГБО должна осуществляется в соответствии с несколькими правилами. Это позволяет предотвратить взрыв баллона в машине или другие потенциально опасные явления. Важно отметить, что для каждого поколения существуют свои требования. Но основные принципы эксплуатации актуальны для всех видов ГБО, вне зависимости от конструктивной специфики.

  • Монтаж и настройка ГБО должны производиться только квалифицированным специалистом.
  • Если после установки баллона заметно снизилась мощность двигателя, нужно немедленно обратиться в СТО.
  • Воздушные фильтры меняют через каждые 7 тыс. км пробега.
  • Систематически требуется сливать образующийся на баллоне конденсат.
  • При использовании ГБО в топливном баке должно оставаться не менее 10 л бензина.

Важно знать! После перехода на газ необходимо пользоваться услугами автосервиса в том случае, если требуется замена или установка любых деталей, связанных с системой ГБО. Также посещение СТО понадобится, если машина длительное время находилась на простое.

Почему может произойти взрыв

Считается, что самопроизвольно взрыв газа в машине произойти не может. Чтобы метановый или пропановый баллон взорвался, необходима длительная искра или другой высокотемпературный источник. Емкость для топлива имеет толстую внешнюю поверхность и самостоятельное возгорание невозможно. Чтобы определить, почему газовые баллоны взрываются, нужно рассматривать общее состояние ТС.

К распространенным причинам относят следующие:

  • Неправильный монтаж ГБО.
  • Нарушения при эксплуатации.
  • Заводской брак баллона.
  • Микротрещины, вызывающие утечку топлива.
  • Неправильный температурный режим.
  • Превышение допустимого объема при заправке баллона.

Также взрыв газа в авто может произойти при нарушении целостности во время ДТП. Несмотря на то, что баллоны ГБО делают ударопрочными, некоторые производители используют небезопасные материалы, легко повреждающиеся при столкновении.

Как снизить риск

Выяснив, почему взрывается ГБО на машине, и соблюдая требования к безопасности, можно существенно уменьшить вероятность подобного происшествия. Каждый водитель должен ознакомиться с основными правилами эксплуатации, при необходимости обращаться за квалифицированной помощью.

Снизить вероятность взрыва газа позволяют следующие меры:

  • Использование ГБО известных производителей.
  • Соблюдение правил совместимости газобаллонного оборудования и систем авто.
  • Тестирование ГБО перед началом эксплуатации.
  • Заправка баллона качественным топливом в пределах допустимых объемов.
  • Регулярный осмотр магистралей на предмет утечки.
  • Отказ от курения в салоне.
  • Предупреждение перегрева и переохлаждения баллона.
  • Систематическое посещение СТО для технической проверки авто.

Важно знать! О повышенной вероятности взрыва может свидетельствовать появление резкого запаха в автомобиле. В такой ситуации необходимо остановить машину в допустимом месте, произвести проветривание, предварительно заглушив двигатель. Возобновлять эксплуатацию ТС можно только после выявления утечки или другой причины специфического запаха в салоне.

Взрыв баллона – следствие неправильной установки, настройки и применения ГБО. Главная причина заключается в утечке газа и его последующем воспламенении. Чтобы предотвратить опасное происшествие, необходимо соблюдать требования к эксплуатации вспомогательного оборудования, своевременно посещать СТО для профилактического техосмотра.

Читать еще:  Суд отменил постановление ГИБДД что дальше
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector