Сохраняется ли КБМ при смене автомобиля?
Dent-repair.ru

Автомобильный портал

Сохраняется ли КБМ при смене автомобиля?

10 вопросов про надбавки за аварийность в ОСАГО

С 1 апреля 2019 года правила присвоения коэффициента «бонус-малус» (КБМ) в ОСАГО изменились, причем к лучшему для водителя, но разобраться в них по-прежнему непросто. Отвечаем на самые сложные вопросы про систему скидок и надбавок за аварийность/безаварийность.

1. Как узнать свой КБМ и оспорить его значение, если не согласен?

Вы можете проверить свой коэффициент за безаварийную/аварийную езду на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА), на сайте страховщика или финансового супермаркета, который предлагает услуги разных компаний и дает возможность сравнить цены (они зависят от выбранного компанией базового тарифа для данного региона). Необходимо ввести фамилию, имя, отчество, дату рождения и номер водительских прав. На сайтах страховщиков или агрегатора вы можете сразу рассчитать стоимость полиса. Если цена подошла, на этой же странице вы можете оплатить полис и получить его по электронной почте в течение нескольких минут. Если вы не согласны (при переходе на единый КБМ могут быть сбои) с данными, можно обратиться в РСА, если там не удалось разрулить ситуацию, есть еще Банк России.

2. Могут ли отличаться значения КБМ у разных компаний?

При расчете стоимости сайт РСА и сайты страховщиков обращаются за вашими данными к одному источнику — автоматизированной информационной системе обязательного страхования автогражданской ответственности (АИС ОСАГО), созданной в соответствии со статьей 30 федерального закона «Об ОСАГО». Соответственно, значения коэффициента у всех компаний одинаковы.

3. Раньше КБМ устанавливался на момент заключения договора ОСАГО и мог меняться в течение года после каждого ДТП. Как теперь?

С 2019 года коэффициент «бонус-малус» присваивается каждому водителю раз в год 1 апреля, в течение года он пересматриваться не будет, даже если вы покупаете новый полис на другой автомобиль. Допустим, после 1 апреля 2019 года, когда вам присвоили КБМ, вы стали виновником аварии, после чего решили продать машину. Затем через пару месяцев купили новое авто и хотите заключить новый договор ОСАГО.

Если вы придете в страховую компанию до 31 марта 2020 года, то случившееся ДТП «в зачет» не пойдет — при расчете стоимости полиса будет применен тот же коэффициент, что и 1 апреля 2019 года. А в момент присвоения нового КБМ (1 апреля 2020 года) будут учитываться все данные о выплатах по ОСАГО, зарегистрированные в АИС ОСАГО за год, даже если ваш страховщик внезапно ушел с рынка. Таким образом, если вы являлись виновником ДТП, лучше перезаключить договор чуть раньше окончания расчетного периода. Но не забывайте, что полис ОСАГО начинает действовать лишь через три дня после заключения договора, так что лучше позаботиться об этом заранее.

4. Я вожу мотоцикл и легковой автомобиль, будет ли у меня единый КБМ при оформлении ОСАГО на любой из этих видов транспорта?

Да, с 1 апреля 2019 года коэффициент «бонус-малус» один для всех видов транспорта, которыми вы управляете, включая грузовые автомобили и маршрутные такси.

5. Какую максимальную скидку я смогу получить за безаварийную езду? Какова максимальная надбавка за высокую аварийность?

За каждый год безаварийной езды, как и раньше, скидка увеличивается на 5%, максимально возможная экономия — 50% (коэффициент 0,5). Ее можно получить на десятый год безаварийной езды. Максимальный повышающий коэффициент — 2,45, его можно «заработать», если трижды (и больше) за год стать виновником ДТП.

6. Сохранится ли мое значение КБМ, если я поменял страховую или долго не страховался?

Раньше все скидки за безаварийную езду «сгорали» при перерыве в страховании более года — приходилось начинать копить скидки с нуля, точнее с единицы. Теперь КБМ не будет обнуляться, даже если вы не страхуетесь или если вписаны в мультиполис. При смене страховщика КБМ тоже не меняется. Раньше имела место практика, когда новый страховщик «не мог» найти ваш КБМ (то есть скидку) в базе. Если вы столкнулись с подобной хитростью, помогите агенту (и себе самому) — найдите свой КБМ на сайте РСА и покажите страховщику, чтобы он не мог отвертеться.

7. Какой у меня будет КБМ при покупке первого полиса страхования автогражданской ответственности?

Для людей, страхующих свою ответственность впервые, КБМ считается равным единице. Такой же КБМ присваивается лицам, данных о которых нет в АИС ОСАГО по какой-то иной причине. Например, если вы поменяли водительское удостоверение и не уведомили об этом своего страховщика — система просто вас не найдет.

8. Если я впишу в полис 18-летнего человека, у которого нет стажа, какой будет КБМ?

Для тех водителей, по которым нет данных в АИС ОСАГО (а до 18 лет их быть попросту не может), коэффициент аварийности равен единице. Надбавки за малые возраст и стаж учитываются другим коэффициентом. По КБМ вы получите единицу, так как выбирается максимальный коэффициент из всех, которые имеют вписанные в полис водители.

Три месяца ОСАГО живет по новым правилам: с расширенным тарифом и новым коэффициентом «возраст-стаж». А с 1 апреля по-новому начисляется «бонус-малус». Что стало с ценами и куда они двинутся дальше?

9. Могу ли я вписать в полис человека, который попадал в аварии (я — нет), без увеличения КБМ?

При расчете цены ОСАГО учитывается КБМ всех лиц, допущенных к управлению автомобилем, причем выбирается наибольший из имеющихся коэффициентов (см. выше). Если в течение нескольких лет вы не попадали в аварии и вам присвоен высокий класс по КБМ (всего их 15), вам невыгодно допускать к управлению «аварийных» водителей.

10. У меня полис без ограничения числа водителей, допущенных к управлению (мультиполис). Кому будет присваиваться повышенный КБМ, если автомобиль окажется участником аварии, но за рулем буду не я?

Раньше коэффициент рассчитывался исходя из данных владельца, а если данных за предыдущий период страхования в базе не было, то КБМ был равен единице. Причем раньше виновность в аварии влияла на КБМ владельца автомобиля, на которого оформлен полис с неограниченным числом допущенных к управлению лиц. Теперь все ДТП «пишутся» только на виновника, то есть в следующем периоде учитываются при расчете его КБМ. Это распространяется и на мультиполисы.

Как происходит расчет КБМ и можно ли его вернуть

При оформлении или продлении полисов ОСАГО водители получают определенную скидку на страховые услуги за безаварийную езду.

Величина скидки зависит от коэффициента КБМ и класса водителя.

Для определения этих показателей необходимо учитывать ряд данных о водителе и транспортном средстве.

Понятие КБМ

КБМ – «Коэффициент Бонус — Малус». Данный показатель определяет величину скидки за безаварийную езду, благодаря которой опытный и аккуратный водитель может значительно сократить размер страховых выплат по полису ОСАГО.

Чем выше коэффициент КБМ, тем меньше размер скидки у водителя, и наоборот.

Показатель введен в действие в 2003 году.

Изначально он был привязан исключительно к транспортному средству, то есть с приобретением новой машины водитель терял все прошлые скидки при продлении полиса ОСАГО.

С 2008 года КБМ стал присваиваться лично водителю и сохраняться за ним при смене автомобиля, таким образом он начал выполнять свою главную функцию – поощрять безаварийное вождение.

При переходе водителя из одной страховой компании в другую скидка, также, сохраняется за ним.

Существует единая таблица, по которой можно определить размер КБМ водителя на следующий год при учете его класса.

Все сведения о страховых договорах водителя, заключенных им с 1.01.2011 года содержатся в автоматизированной базе РСА (Российского союза автостраховщиков).

КБМ не используется, либо автоматически равняется единице в следующих ситуациях:

  • При первичном получении полиса ОСАГО, либо отсутствии в базе информации о прошлой страховой истории.
  • В случае транзита, когда страховка оформляется на период проезда к месту регистрации, либо к месту технического осмотра.
  • В случае оформления машины, зарегистрированной заграницей.


Возможно Вас заинтересует онлайн оформление страховки для выезда за границу и юридическая сила электронно-цифровой подписи с оригинальной факсимильной печатью

Или прочтите ТУТ про необычное страхование уникальных вещей или отдельных частей тела

Расчет скидки на ОСАГО

Конечный размер предоставляемой скидки на полис ОСАГО напрямую зависит от класса водителя.

При расчете класса клиента страховщики учитывают следующие данные:

  • Тип транспортного средства (легковой автомобиль, грузовая машина и т.д.).
  • Марка и модель машины. При расчете скидки страховщики обращают внимание на частоту попадания в аварии конкретных марок машин.
  • Регион. В каждом регионе свои статистические данные по дорожным происшествиям с участием различных машин.
  • Возраст водителя. Так, молодым водителям делают меньшую скидку, чем зрелым.
  • Стаж вождения. Чем больше стаж управления транспортным средством, тем выше размер скидки.
  • История вождения. Именно по истории страховщики делают вывод о размере КБМ и присваиванию клиенту класса.

При первичном оформлении страхового полиса водителю присваивают 3 класс с коэффициентом, равным 1.

За каждый год вождения без аварий водитель получает скидку в размере 5%.

Например, проездивший 4 года без аварий по собственной вине водитель получает скидку на страховку в размере 20% (5%*4 года водительского стажа).

В случае аварии класс водителя понижается, а его коэффициент КБМ увеличивается.

Соответственно, во время расчета скидки на страховку при продлении полиса или переходе к другому страховщику эти данные будут учтены, из-за чего скидка станет меньше.

Максимальная величина скидки за аккуратное вождение – 50%.

Водители с подобной скидкой имеют 0,5 коэффициент КБМ и относятся к 13 классу.

Подобная скидка предоставляется водителям, которые за 10 лет вождения ни разу не становились виновниками аварий.

Расчет КБМ для нескольких водителей

Если в полис ОСАГО вписано несколько водителей, то расчет КБМ производится следующим образом:

  • Если круг водителей ограничен.
    При ограниченном круге лиц, допущенных к управлению транспортным средством, размер КБМ и класс определяются для каждого водителя в индивидуальном порядке на основании указанной о нем в полисе ОСАГО информации.
    Общий КБМ и, соответственно, размер скидки рассчитывается на основании характеристик водителя с наименьшим классом. По этой причине для водителей с большим стажем и положительной историей вождения невыгодно принимать к себе новичка или неаккуратного водителя с плохими показателями.
    Так, при наличии у одного водителя 40% скидки, а у другого – 10%, водители получат общую скидку на страховку в размере 10%.
  • Если круг водителей неограничен.
    При неопределенном количестве людей, которые могут управлять транспортным средством, размер КБМ рассчитывается по собственнику автомобиля. При отсутствии страховой информации о собственнике автоматически присваивается КБМ — 1, класс – 3.
Читать еще:  Сколько стоит восстановить свидетельство о регистрации ТС

Процедура определения КБМ страховщиками

С 1 июля 2014 года все необходимые сведения о водителе страховщики могут узнать из автоматизированной системы Российского союза автостраховщиков (АИС РСА).

В данной информационной базе содержатся все данные о предыдущих страховых договорах водителя, заключенных им с 1.01.2011 года.

Для сверки данных представителям страховщика достаточно ввести номер водительского удостоверения клиента.

Создание подобного ресурса позволяет исключить мошенничество со стороны автовладельцев, когда водитель намеренно пытается скрыть информацию, понижающую класс и повышающую КБМ.

В настоящий момент страхователь может из АИС РСА узнать все о водителе как при оформлении нового полиса, так и при смене страховой компании.

Все данные и изменения данных вносятся в АИС РСА только страховыми компаниями.

Сам РСА не имеет прав на внесение или изменение сведений.

Представители страховой компании обязаны в течение 1 рабочего дня после заключения с клиентом договора ОСАГО вносить в базу необходимую информацию.

При продаже полиса страховщики должны брать в расчет все данные о классе водителя и коэффициенте КБМ.

Несоответствие данных о водителе и присвоенной ему скидки может обернуться для страховщика штрафными санкциями.

Важно учитывать, что при определении класса страховщики берут за основу класс, определенный последним закончившимся страховым договором, и сумму страховых выплат по предыдущим договорам, закончившимся не более года назад.


Узнайте как оформить страхование предпринимательских рисков

Для чего заключают договор перестрахования читайте в ЭТОЙ статье.

Всё о новом расчете пенсий с 2015 года и кто останется без выплат к 2025 году:

Как вернуть КБМ

Периодически встречаются ситуации, при которых владелец автомобиля обнаруживает понижение скидки на страховку при отсутствии в его истории вождения ДТП за соответствующий истекший период.

Для возврата КБМ необходимо сделать следующее:

  • Получить справку у последнего страховщика, в которой будет указана достоверная информация.
  • Скачать бланк заявления в РСА по КБМ.
  • Заявление и сканы справки страховщика, водительского удостоверения, действующего полиса отправить на электронный адрес РСА. Также, можно отправить бумажные копии документов по почте. При наличии неограниченного круга водителей необходимо приложить копию паспорта собственника автомобиля. При необходимости уточнения сведений по одному водителю из ограниченного круга лиц необходимо приложить копии его документов.

Получить ответ от РСА (срок рассмотрения заявления – 3-4 месяца).

  • Направить заявление действующему страховщику с приложением копии ответа из РСА.
  • После произведенного страховой компанией перерасчета переоформить договор ОСАГО и получить назад излишне уплаченные средства.

Как исправить коэффициент бонус-малус

Коэффициент «бонус-малус» (КБМ) напрямую влияет на стоимость OCAГО. И большинству водителей его определяют неверно.

Коэффициент «бонус-малус» применяют с момента введения ОСАГО. Изначально информацию о водителях аккумулировали страховые компании — и при расчете стоимости очередного полиса руководствовались своими же данными. Если страхователь не менял компанию, скидка за безаварийную езду каждый год увеличивалась. При смене компании страхователю приходилось брать справку о безубыточности по прежнему договору — иначе скидки не видать. Правда, этого почти никто не делал, поскольку в ту пору полис ОСАГО обходился недорого, а скидки были копеечные.

В 2013 году РСА запустил специальную информационную систему (АИС РСА), в которой стала накапливаться вся переданная страховщиками информация о страхователях, в том числе о произведенных выплатах. И обязал страховые компании с июля 2014 года при оформлении ОСАГО использовать только эти данные. Получилось так, что у многих водителей скидки за безаварийную езду пропали, и вот почему.

Как это работает

Когда действие полиса заканчивается, водителю (если количество допущенных к управлению ограничено) или собственнику (если полис без ограничений) присваивается определенный класс, в котором отражается, насколько аккуратно человек ездит. Каждому классу (всего их пятнадцать) соответствует свой КБМ. Чем выше класс, тем меньше страхователь заплатит за страховку (см. таблицу).

Существующая система откровенно грабительская. За каждый безаварийный год страховщики даруют нам лишь 5% скидки. Максимальная — 50%. Но для этого нужно одиннадцать лет не попадать по своей вине в аварии. Стоит хоть раз оступиться, и цена полиса ОСАГО на следующий год сильно вырастет. К примеру, вы пять лет проездили без аварий, а на шестой год стукнули другой автомобиль. Значит, при оформлении следующего полиса вместо скидки 30% (КБМ 0,7; класс 9) вы получите лишь 10% (КБМ 0,9; класс 5). А если по вашей вине случилось больше трех аварий, КБМ и вовсе будет 2,45. Если не страховали автогражданскую ответственность больше года, скидка аннулируется — КБМ становится равным единице.

Впишете в полис водителя с плохой историей — и стоимость ОСАГО будут рассчитывать с учетом именно его КБМ (то есть худшего). Повод задуматься, кого пускать за руль своего автомобиля. Если полис ОСАГО — без ограничения количества лиц, допускаемых к управлению, КБМ привязывается к собственнику. При заключении такого договора никаких вычетов не положено (КБМ равен единице), а рост скидок начнется только со следующего года при условии страхования того же автомобиля.

Даже в теории подобная система скидок выгодна в первую очередь страховщикам и в меньшей степени — водителям. А на практике вдобавок КБМ у большинства неправильный — причем не в пользу водителя.

Исправляем ошибки

Другой вариант: при заключении договора ОСАГО неправильно написали вашу фамилию или номер водительского удостоверения. Система вас не узнает — и вновь никакой скидки вам не дадут. При заключении договора внимательно проверяйте данные: увидели ошибку — пишите заявление страховщику о внесении изменений. Не видать вам правильного КБМ и в том случае, если страховщик неверно внёс ваши данные в базу АИС РСА. Проверить КБМ несложно: вбейте на сайте РСА свои ФИО, дату рождения и номер водительского удостоверения.

Иногда страховщик, ссылаясь на неработающую систему, присваивает страхователю начальный КБМ, хотя никаких выплат по вине этого водителя не производилось много лет. Тут придется помучиться. Если ошибка в определении класса водителя сделана до введения АИС РСА, нужно в каждой страховой компании, где вы заключали предыдущие договоры, получить справку о без- аварийности, после чего написать заявление нынешнему страховщику о перерасчете цены полиса ОСАГО. Те, кому такие справки получить не удастся (страховая обанкротилась или данные не сохранились), не смогут восстановить справедливость. Если страховщик объявляет завышенный КБМ, а срок действия старого полиса ОСАГО на днях заканчивается — покупайте полис по предложенной цене, но требуйте от страховщика внести изменения. Если претензии обоснованны (к заявлению, например, можно приложить распечатку с сайта РСА), страховая компания обязана пересчитать стоимость страховки и вернуть переплату.

Виновных наказать!

Как нам пояснили в РСА, страховщиков за каждую ошибку наказывают. Но боюсь, что наказание чисто формальное. Иначе почему до сих пор схема работает в одни ворота? Почти два года систему обкатывают на страхователях и оплачивают ее отладку из наших с вами карманов — и пока безрезультатно. Мой коллега, например, добился положенной ему максимальной скидки по КБМ, но при заключении следующего договора выяснилось, что КБМ опять вырос, потому что другая страховая внесла в базу новые изменения. И что — опять всё по новой? Сколько будет продолжаться эта неразбериха?

За те деньги, которые уже переплатили и продолжают переплачивать (по разным причинам) автолюбители за ОСАГО, можно в кратчайшие сроки привести систему в нормальное рабочее состояние. Естественно, страховщикам это невыгодно. И вовсе не естественно, что РСА ведет себя столь пассивно. Видать, в Союзе автостраховщиков забыли, чьи интересы они призваны защищать.

Как сохранить КБМ при смене водительского удостоверения

Некоторое несовершенство информационной базы РСА приводит к тому, что при продлении полиса ОСАГО после очередной замены водительского удостоверения некоторые не получают ожидаемой скидки. Специальный коэффициент бонус-малус, применяемый страховщиком при расчете стоимости страховки, оказывается существенно ниже, чем рассчитывает клиент.

Рассмотрим, как сохранить накопленный КБМ при смене прав и куда обращаться при обнаружении ошибки в расчетах.

Почему может измениться КБМ при смене прав

Бонус-малус — это одна из форм поощрения аккуратных и соблюдающих правила водителей. Он зависит от непрерывного стажа вождения и числа ДТП с участием владельца автомобиля. При оформлении ОСАГО цена полиса будет снижена пропорционально величине КБМ.

Сведения о каждом владельце водительского удостоверения, впервые оформившем страховку, вносятся в единую базу РСА. В дальнейшем за водителем накапливается определенная история, влияющая на размер КБМ и, соответственно, на стоимость продления страховки. Ответственность за полноту и достоверность данных, вносимых в базу, возложена на страховщика. Почему же бонус теряется и кто в этом виноват?

Изменилась информация о водителе

Сведения о водителе включают следующую информацию:

  • фамилия, имя отчество;
  • серия и номер прав.

Несовпадение данных, предоставленных автовладельцем, с теми, что уже имеются в базе, приводит к тому, что система видит нового клиента, которому присваивается минимальный КБМ. Именно это чаще всего и происходит при замене удостоверения. Оператор заносит в базу новый номер документа, и его владельцу автоматически присваивается значение КБМ равное 1. В результате стоимость страховки изменяется.

Читать еще:  Аренда авто с экипажем у ИП налогообложение

Водителю с большим стажем и аккуратной манерой езды это не выгодно, так как приходится платить за полис существенно дороже. Однако вины сотрудника страховой компании в такой ситуации нет. Ответственность за своевременное уведомление о смене удостоверения лежит на автовладельце. Реже причиной неверного назначения КБМ становятся ошибки при внесении в базу информации по правам.

Некоторые автовладельцы, напротив, используют себе во благо эту особенность страхования ответственности. Например, виновники ДТП, особенно нескольких. Для них продление ОСАГО по минимальному КБМ будет гораздо выгоднее.

В страховом стаже произошел перерыв

Непрерывность стажа страхования напрямую влияет на величину КБМ. Отслеживается он по продлению страховки. Благодаря единой информационной системе РСА, даже смена страховой компании не влияет на подсчет стажа и размер скидки: они учтены и применяются при заключении последующих договоров. Если же в стаже возникает перерыв длительностью более года, то уже имеющийся к этому моменту КБМ обнуляется, и накопление бонуса начинается заново.

В полис внесены изменения

Оформление полиса с неограниченным кругом лиц также приводит к изменению КБМ. При продлении такой страховки на одно и то же транспортное средство, берется значение бонуса из последнего заключенного договора ОСАГО. Если владелец автомобиля до этого страховал только лишь себя, то при оформлении открытой страховки происходит перенос КБМ.

Если же автомобиль был приобретен недавно, то для одного собственника бонус остается прежним. При оформлении страховки на неограниченный круг лиц, КБМ приравнивается к единице и начинается его новое накопление – это правило действует для всех, кто будет допущен к управлению ТС.

Другие причины

Бонус-малус не применяется, если договор ОСАГО заключается менее чем на год. Но при этом срок страховки учитывается при подсчете стажа. В дальнейшем безаварийная история даже в столь короткий период может стать причиной снижения стоимости продления договора.

Как проверить уровень бонус-малус по данным нового ВУ

Решая, как перенести КБМ на новые права, необходимо помнить, что одной из обязанностей страхователя является своевременное извещение страховщика о любых изменениях сведений, указанных в договоре. То есть, если автовладелец поменял права в течение действия очередного полиса, он обязан письменно уведомить свою страховую компанию. Информация будет внесена в раздел «Особые пометки» и при продлении договора не произойдет утраты КБМ. То же самое необходимо сделать и если смена прав совпала по времени с завершением действия страховки до того, как будет оформлено продление.

Рассчитать размер причитающегося бонуса-малуса можно самостоятельно по специальной таблице. В ее левом столбце указывается класс водителя, а в остальных число страховых случаев за последний год. Начинающему автомобилисту, впервые заключающему договор ОСАГО, будет назначен 3 класс и значение КБМ равное 1. Максимальная скидка, которую может получить страхователь — это 50%.

Проверить, внесены ли измененные данные в базу, и был ли учтен уже накопленный бонус после смены прав, удобнее всего на официальном сайте РСА . Получить такую информацию о себе может любой водитель. Ресурс является бесплатным и не имеет ограничение на число обращений.

Сначала придется подтвердить свое согласие на ввод персональных данных и их последующую обработку. Для этого нужно проставить отметку в соответствующем окошке и нажать кнопку «Ок».

Персональные данные, введенные вами в форме поиска, будут использованы исключительно для работы сервиса определения КБМ, не будут передаваться куда-либо ещё и будут уничтожены сразу после окончания сеанса.

В открывшуюся электронную форму необходимо вписать следующую информацию о себе:

  • имя, фамилию и отчество автовладельца или другого водителя;
  • точную дату рождения;
  • данные паспорта;
  • серию и номер прав.

Поиск информации занимает не более 20 секунд. В ответе будет представлено не только текущее значение КБМ для данного лица, но и номер того полиса, на основании которого он был рассчитан. Если величина бонуса совпала с рассчитанной самостоятельно, то данные из нового удостоверения были внесены правильно. Если же цифры разнятся, то необходимо найти ошибку и восстановить уже накопленный КБМ.

Что делать, если коэффициент изменился из-за смены водительского удостоверения

Для того чтобы восстановить КБМ и привязать его к новому удостоверению, необходимо обратиться в свою страховую компанию с заявлением. Сделать это можно несколькими способами:

  • составить текст в свободной форме и лично передать;
  • направить заявление заказным письмом;
  • заполнить специальную форму непосредственно на сайте РСА и отправить ее через интернет.

Заявление пишется на имя директора страховой компании и состоит из трех частей. В первой указываются анкетные данные автомобилиста, а также сведения о действующем страховом договоре и предыдущих полисах ОСАГО. В описательной части излагается причина обращения и подробно описывается сложившаяся ситуация и приведшие к ней обстоятельства. В заключении приводится просьба о восстановлении КБМ. Заявление заверяется личной подписью.

Помимо заявления, могут потребоваться также и некоторые документы. С 2017 г. получение бумажного полиса стало необязательным, достаточно его оформления в электронной форме. Однако если сохранились более ранние договоры, то они помогут установить момент, с которого возникла ошибка в КБМ и внести необходимые изменения в базу РСА. Предыдущие полисы косвенно подтвердят смену водительского удостоверения.

Кроме того, необходимо предоставить копии:

  • первой страницы паспорта (с фотографией и подписью владельца);
  • нового водительского удостоверения;
  • паспортов и прав других водителей (если они вписаны в полис);
  • справки об отсутствии убытков (если оформлялась).

На рассмотрение обращения отводится 30 дней. Все сведения проверяются, после чего выносится решение. Если оно положительное, то данные в информационной базе будут исправлены и КБМ восстановится. Владелец полиса получит сумму, излишне уплаченную им за продление договора страхования. Ожидание возврата денег не должно превышать 14 дней. При получении отрицательного ответа от страховщика, автовладелец получает право обратиться за защитой в суд. Для этого потребуется составить иск и приложить к нему документы, подтверждающие правоту заявителя. Заявление можно составить самостоятельно или обратиться для этого к профессиональному юристу, поручив ему представлять свои интересы.

Ответственность за правильность учета КБМ при замене водительских прав лежит, прежде всего, на их владельце. Для исключения возникновения ошибок он обязан немедленно сообщить в страховую компанию об изменении данных этого документа. Последующая проверка информации о бонусе на интернет-сайте РСА позволит проконтролировать сотрудников страховщика и своевременно восстановить обнулившийся КБМ.

Иногда причиной недовольства страхователей становится неверно выполненный самостоятельный подсчет КБМ или неправильное толкование пунктов страхового договора. Так, одна только безаварийная езда сама по себе не дает основания для изменения бонуса, как считают некоторые автовладельцы. В любом случае, прежде чем предъявлять претензии к страховщику необходимо выяснить причину увеличения стоимости полиса.

Лада 2114 ★❼❶★ › Бортжурнал › Я победил ОСАГО! / Перенесенный кбм с автомобиля на водителя.

Всем доброго времени суток!

Осторожно много БУКВ!

Читая интернет в последнее время очень часто стали попадаться посты про КБМ и ОСАГО.

Теперь информация для тех кто страховал ОСАГО с “неограниченным кругом водителей” (в народе “открытая страховка”)
Страховщики мне не один раз в один и голос говорили, что есть 2 типа страховок:
— на автомобиль (неограниченная),
— по водителю (ограниченная с вписыванием водителей).
Соответственно скидка на машину это “скидка на машину” (по неограниченной), скидка по водителю (с ограниченной) — Это две разные скидки. (Так говорят абсолютно все страховщики, с которыми я имел дело.)

НО есть одно НО — Есть волшебный документ “Указание Центрального Банка РФ № 3384 у от 19.09.2014” в котором в Примечании 5 к пункту 2 ( по КБМ) написано следующее:

” 5. По договору обязательного страхования, предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, и управление этим транспортным средством только указанными страхователем водителями, класс определяется на основании сведений в отношении каждого водителя. Класс присваивается каждому водителю, допущенному к управлению транспортным средством. При отсутствии сведений указанным водителям присваивается класс 3. Если предыдущий договор обязательного страхования был заключен на условиях, не предусматривающих ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, то представленные сведения учитывается только в том случае, если водитель являлся собственником транспортного средства.

Простыми словами — если Вы (в данном случае Я) являетесь собственником ТС и хотите застраховать свой автомобиль (который у Вас в собственности) ограниченной страховкой, то все накопленные скидки не остаются на машине, а ДОЛЖНЫ перенестись страховщиком на Вас как на водителя!
Не зная этого вы просто в вежливой форме будете посланы! Да и зная это некоторым “упертым страховщикам” вы можете не доказать истины. Как было со мной, правда этих тонкостей я не знал.

Моя История
Купив машину не имея ни возраста (22), ни стажа (3 года), я решил застраховать открытую страховку с не ограниченным кругом водителей. Почему? Да потому, что цена была одинаковой, но с мыслью вдруг придется посадить кого-то за руль я же не такой опытный. При продлении первого договора Осаго, приехав в центральный офис я спросил можно ли сделать Досаго (расширение страховых выплат). Ответ был следующий — НЕТ. Я спросил почему? В ответ услышал “ну у тебя же ВАЗ!” (это изрек главный специалист центрального офиса) Я сделал вывод — что это последний полис в этой страховой!
Затем я не долго искал, спросил у знакомого где он страхуется — тот посоветовал типа по знакомству “Страхового агента”. Так вот приехав туда я был приятно удивлен, что меня из всех предложенных страховых может взять к себе только одна (название типа Рога и копыта). Ну что делать, давайте ее.
На вопрос про скидки мне напели песТня по 2 типа скидок. И застраховали с КБМ 1, хотя в базе по машине скидка 10% (кбм 0,9, класс 5). Теперь подходило время страховаться вновь. В этот раз я не стал полагаться на знакомых и занялся лично!
1) Доверяй но проверяй!
2) По знакомству, если это делается не по близкому знакомству, то вас откровенно могут обуть — а вы не сможете этого человека послать … (потому что за вас просил другой)

Читать еще:  Как вызвать инспектора ГИБДД для осмотра автомобиля?

Тарифы ОСАГО расту быстрее чем скидка. Я озадачился восстановлением скидок.
К этому моменту моя первая страховая переехала из центра города во дворы (это о чем то говорит), вывески нет но работают. Поехал к ним, не подготовленный уткнуть не смог, был забросан лапшой. Но зато узнал что сведения они передали и скидка 10% по ТС у меня есть. При попытке добиться чтобы они перенесли скидку на меня как на водителя, услышал бред. Возразить ничего не мог — был не подкован, документы нормативно правовые не читал!
Потом не один раз консультируясь в горячей линии РСА по 8-800 … (звонок бесплатный) я пришел к выводу, что они все сделали правильно:
1. Сведения в базе есть
2. А переносить скидку с ТС на водителя (собственника ТС) они не обязаны, т.к. я у них не страхуюсь.

PS Скидка действует в течении года с момента окончания предыдущего полиса. (эту статью я и поимел)

Значит нужно биться с компанией №2 “ООО Рога и копыта” в которой сейчас действующий полис. Т.к. они должны применить скидку и сделать перерасчет (пока не закончился полис и не пропала скидка). Но вот засада пока я собирался время шло, я изучал эту тему.
Наткнулся на сервис проверки полисов ОСАГО и я был удивлен.
“ООО Рога и Копыта” лишена лицензии.
Залез на уже любимый сайт РСА в раздел Перечень страховых компаний членов РСА. Там есть действующие члены РСА и те компании которые лишены лицензии или она отозвана.
Да действительно эта страховая не числится в действующих членах РСА и я нашел ее в списке лишенных лицензии от 29 мая.

Справочка :
РСА не имеет возможности вносить изменения в АИС РСА, этим наделены только страховые.
НО страховая без лицензии не может страховать новые полисы и вносить изменения в базу.

Значит я не успел… Звоню в РСА консультироваться. Кстати хочу заметить там есть специалисты которые могут вам сказать что вы приплыли, но позвонив еще раз и попав на другого человека он может вам подсказать иные вещи и маленькие тонкости. (проверено не раз!)
Хороший и грамотный там человек работает представляется Алексеем! (Если вдруг читаете — СПАСИБО ВАМ!)

Могу налить еще кучу воды, но напишу главное.

В моем случае скидка есть 10% закончится как раз в то время когда закончится действующий полис.

Обнулился КБМ после замены прав – что делать и как восстановить?

Вся проблема при замене прав в том, что реквизиты нового водительского удостоверения не отображаются в базе союза автостраховщиков. Как результат – коэффициент бонус-малус (КБМ ) после замены прав обнуляется до базового, так как система воспринимает водителя как новичка. В итоге стоимость автогражданки существенно возрастает, особенно для тех, у кого есть существенный опыт безаварийной езды. Можно ли это исправить и восстановить ранее заработанный коэффициент в 2020 году? Конечно! В нашей новой публикации мы расскажем, что делать. Но обо всем по порядку.

Почему КБМ может обнулиться?

КБМ, как все знают, это поправочный коэффициент стоимости полиса ОСАГО. Он работает по принципу: чем дольше стаж безаварийной езды водителя, тем большую скидку он может получить при оформлении нового страхового полиса. Так, базовый КБМ равен единице. Но за каждый последующий год безаварийной езды водитель зарабатывает скидку в 5%. Максимальная скидка – 50% (КБМ = 0,5), получить ее можно в случае накопления 10-летнего стажа вождения без ДТП. Вполне реальный срок для многих. Полная таблица ставок этого коэффициента есть в таблице специального Указания Банка России.

Сведения о присвоенном конкретному водителю коэффициенте хранятся в единой автоматизированной системе АИС ОСАГО. То есть единственный, кто его контролирует – это РСА, союз автостраховщиков. Посмотреть ваш актуальный КБМ можно на сайте организации. Показатель бонуса в системе привязан к ФИО, дате рождения водителя и реквизитам его водительского удостоверения.

Обратите внимание: значение КБМ не зависит от выбранной страховой компании – при расчете стоимости ОСАГО всегда учитывается поправочный коэффициент, указанный только в АСИ ОСАГО. Соответственно, даже при смене страховой компании заработанная ранее скидка сохраняет свое значение. Она также сохраняется и в случае длительного перерыва в страховании, независимо от срока такого перерыва.

И здесь ключевой момент: база РСА не может автоматически узнать о том, что конкретный водитель, сведения о котором есть в системе, сменил права. А потому безаварийная скидка при замене прав остается прежним в АИС по определению лишь для прежнего водительского удостоверения.

Для новых же прав скидка не действует – автоматизированная система не знает о вашем безаварийном стаже вождения и автоматически присваивает коэффициент равный единице – то есть КБМ просто обнуляется.

Почему так происходит? Всему виной, конечно, несовершенство системы. Ну, и лень самих водителей, сменивших ВУ. Как правило, такая ситуация складывается, когда замена прав (например, в результате утраты или порчи) проводится в период действия текущей страховки. Получив новое удостоверение, водители по незнанию, лени или по иным причинам не уведомляют об этом свою страховую компанию. При оформлении же нового полиса водители предъявляют уже новые права, сведений о которых в базе КБМ еще нет.

В результате коэффициент бонус-малус равен единице, ранее заработанная скидка утрачивается – система просто вас не видит и считает, что вы страхуетесь впервые.

Но не стоит отчаиваться – существуют реальные механизмы, как вернуть потерянный страховой безаварийный стаж и восстановить КБМ.

Как восстановить скидку после замены прав?

Как только страхователь получил новое водительское удостоверение (либо, например, паспорт), он обязан незамедлительно обратиться в свою страховую компанию – страховщик внесет новые реквизиты в страховой полис и в АИС ОСАГО.

В период действия договора обязательного страхования страхователь незамедлительно обязан сообщать в письменной форме страховщику об изменении сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования. При получении таких сведений, страховщик вносит изменения в АИС ОСАГО не позднее пяти рабочих дней с даты внесения изменений в страховой полис (п. 8, 9 ст. 15 ФЗ «Об ОСАГО»).

В случае одновременного действия сразу нескольких страховок, внести изменения необходимо в каждую из них. Сделать это можно при личном обращении к страховщику в любой из его действующих офисов. Кроме того, можно направить заявление в электронной форме, если официальный сайт страховой компании содержит соответствующий функционал. Например, Росгосстрах предусматривает возможность внесения изменений через личный кабинет на сайте только в отношении электронного полиса.

Для обращения в СК помимо заявления могут потребоваться:

  • копия нового ВУ – это обязательно, так как именно внесение его серии и номера позволит не слететь скидке;
  • копия паспорта;
  • действующий полис ОСАГО либо договор с СК.

Изменения вносятся страховщиком бесплатно, любые требования денег неправомерны.

Если этого вовремя не сделать, придется восстанавливать КБМ уже после оформления нового страхового полиса. В любом случае, первичное обращение направляется также своему страховщику. Для этого необходимо составить заявление о несогласии с примененным значением КБМ и его пересмотре по форме, предложенной самим страховщиком. В зависимости от компании формы таких заявлений могут отличаться. Вот бланк заявления для СК Согласие, а здесь можно найти формы заявлений для подачи в САО Страховой дом ВСК для примера. Зайдите на сайт своего страховщика и найдите форму заявления либо обратитесь в ближайший офис компании.

Обратите внимание: ГИБДД не вправе штрафовать вас, если в вашем страховом полисе указаны реквизиты старых прав. Это не является административным правонарушением, штрафа либо иной формы ответственности за это не предусмотрено. Указание в полисе старых прав не аннулирует страховку, старое ОСАГО продолжает действовать и после получения нового в/у.

Как правило, заявки на восстановление КБМ после замены водительского удостоверения рассматриваются страховщиками в течение 2 месяцев, после чего заявителю в письменном (или электронном) виде направляется мотивированный ответ: мол, “да, все исправили, применяется КБМ столько-то” или “нет, есть проблема, применению подлежат иные значения“.

Учтите, что формулировки могут отличаться – креативности и фантазии страховщиков предела нет. По закону они обязаны внести изменения в базу РСА, но мы-то знаем, как СК чтят закон.

Обращение в Центробанк и РСА

ЦБ является регулятором рынка страхования и одновременно надзорным органом в этой области. А потому он уполномочен рассматривать обращения и жалобы на страховщиков, если те нарушают права страхователей и не соблюдают требования законодательства, в том числе и обязанность по восстановлению КБМ после смены прав.

Подать жалобу можно в письменно форме по почте, направив письмо по адресу ул. Неглинная, 12, Москва, 107016 либо в электронной форме онлайн через интернет-приемную ЦБ.

Обращаем внимание, что Центробанк – лишь регулятор и не уполномочен вносить изменения в АИС ОСАГО. Однако он обладает всеми инструментами, чтобы заставить страховщика сделать это принудительно.

Похожим влиянием обладает и РСА – в нее также можно направить жалобу на страховщика. Однако, как и ЦБ, союз не вправе самостоятельно вносить изменения в АИС ОСАГО. Внесение или изменение данных в базе возможно только со стороны страховщика, который продал водителю страховой полис. Здесь также можно найти информацию РСА о порядке исправления примененных значений КБМ.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector