Выгодно ли ездить на дизеле
Dent-repair.ru

Автомобильный портал

Выгодно ли ездить на дизеле

Бензин или дизель: Что выгоднее

Каким автомобилем владеть дешевле?

Как вы думаете стоимость владения дизельным автомобилем дешевле бензинового? Многие автолюбители на этот вопрос отвечают, что дизельные автомашины обходятся гораздо дешевле в процессе эксплуатации по причине более низкого расхода топлива по сравнению с бензиновыми? Но на самом деле не все так просто. Чтобы просчитать какой автомобиль выгоднее в первые три года эксплуатации после покупки нужно провести сложные расчеты и учесть не только расход дизельного топлива и его стоимость на заправках, но, а также просчитать и учесть стоимость покупки автомобиля, его техническое обслуживание и другие факторы, влияющие на стоимость владения.

Кроме того не стоит забывать что большинство автомобилей со временем теряют рыночную стоимость. Причем каждая марка, модель и версия автомобиля теряет в цене по-разному. Так что чтобы просчитать, во сколько обходится владение дизельным и бензиновым автомобилем нужно также учесть амортизацию машины за три года.

В том числе не стоит забывать и косвенных тратах, таких как страховка, транспортный налог и т.п.

Дизельные автомобили стоят дороже, чем их бензиновые аналоги?

Как правило, это действительно так. При покупке дизельной версии машины вы заплатите больше, чем, если бы покупали ту же модель с бензиновым мотором.

Вот живой пример:

Кроссовер Hyundai Santa Fe 2015 года с 2,4 литровым бензиновым двигателем мощностью 175 л.с., в комплектации “Комфорт” стоит 1,479,000 рублей (цена на 10.02.2015 года, на основании официального сайта Hyundai). Дизельный же аналог внедорожника этого года выпуска стоит 1,679,000 рублей (комплектация “Комфорт” с 2,2 литровым дизельным мотором мощностью 197 л.с.).

То есть для того чтобы приобрести дизельный кроссовер вы должны переплатить 200 тыс. рублей .

Теперь давайте сравним цены на бензин и дизель. Возьмем средние цены на Московских заправках с начала 2015 года. Стоимость бензина марки АИ-92 составила 33,5 рублей. АИ-95 стоит в среднем 35,5 рублей. Когда как средняя стоимость с начала года дизельного топлива составила 36 рублей. Как видите стоимость топлива для дизельной машины дороже по сравнению с бензином.

Но, как известно дизельные двигатели намного экономичнее своих бензиновых аналогов. На нашем примере средний расход топлива 2015 Hyundai Santa Fe 2,2 CDRi (автомат) составляет 6,6л/100км. Бензиновый же внедорожник с вариатором расходует 8,9л/100км.

Оправдана ли покупка дизельного автомобиля (на примере внедорожника)?

Давайте посчитаем сколько нужно проехать километров, чтобы окупить переплату при покупке дизельной версии кроссовера, благодаря более низкому расходу топлива. Предположим, что средний пробег автомобиля составляет 25,000 километров в год. Теперь сравним, сколько владелец Santa Fe потратит при этом пробеге на бензин за целый год. Берем среднюю стоимость бензина АИ-95 и рассчитываем итоговые траты исходя из среднего расхода топлива автомобиля. Получаем, что за год владелец машины потратит почти 79,000 рублей (78,987,5 рублей при средней цене бензина 35,5 за 1 литр). Проведем те же расчеты при эксплуатации дизельного автомобиля при том же пробеге. В итоге затраты на дизельное топливо составят 59,400 рублей (с учетом средний цены дизеля на АЗС в размере 36 рублей за 1 литр). В итоге разница в тратах на топливо составляет почти 19,500 рублей.

На первый взгляд экономия на лицо. Но для того чтобы окупить переплату за дизельную модификацию внедорожника вам предстоит проехать на автомобиле больше десяти лет.

Конечно, если ваш пробег каждый год будет больше, чтобы окупить переплату нужно будет гораздо меньше времени. Особенно если средний ежегодный пробег машины составляет более 50,000 километров. При этом пробеге вы окупите переплату, которую вы сделали при покупке дизельной машины, чуть больше чем за пять лет. Но не все так однозначно, как кажется на первый взгляд. Ведь мы с вами посчитали только расходы на топливо и не учитывали стоимость технического обслуживания.

Какой автомобиль быстрее дешевеет в процессе эксплуатации?

С точки зрения экономии, то конечно дизельный автомобиль выгодней, чем бензиновый. К тому же, как правило, среднерыночные цены на подержанные дизельные автомобили держатся на много выше бензиновых аналогов. Все дело в том, что бензиновые автомобили быстрее теряют в цене, чем их дизельные модификации. Это связано с тем, что дизельные машины более востребованы на рынке чем их бензиновые аналоги. В нашей стране не так популярны дизельные легковые автомашины и кроссоверы, как, к примеру, в Европе. Но, тем не менее, из-за небольшого количества предложений на б/у рынке, цены на них держатся на довольно высоком уровне. Поэтому дизельные машины имеют низкий коэффициент амортизации за первые три года по сравнению с бензиновыми аналогами.

Какой автомобиль дороже обслуживать?

Всем нам известно, что итоговая стоимость владения складывается не только из-за стоимости топлива и годового пробега. Не последнюю роль денежных затрат на владение автомашиной играет обязательное техническое обслуживание автомобиля. Как правило, стоимость обслуживания дизельных автомобилей стоит на 10-15 процентов больше, чем обслуживание бензинового автомобиля.

Это связано с тем что дизельный мотор по своей конструкции намного сложнее чем бензиновый силовой агрегат. Также стоимость большинства расходных материалов для дизельных машин значительно дороже, чем для их бензиновых аналогов.

Так, что учитывайте это при выборе, какой автомобиль купить.

Дизельный или бензиновый автомобиль – Какой едет лучше и быстрее?

Если вы не можете определиться какую машину купить (дизель или бензин), то прежде чем принимать окончательное решение проведите в автосалоне два тест-драйва, проехав сначала на бензиновом автомобиле, а затем на его дизельном аналоге. Таким образом, вы сравните не только динамику разгона и крейсерскую скорость, но и сможете сопоставить другие характеристики машин.

Надо признать, что дизельные моторы работают намного громче своих бензиновых аналогов. И это несмотря на современные технологии, которые позволили автопроизводителям создать современные дизельные силовые агрегаты, работающие намного тише, эффективнее и чище чем их предшественники. Но, тем не менее, все-таки бензиновые моторы работают намного тише. К тому же дизельные моторы дают на кузов больше вибрации, чем бензиновые силовые агрегаты. В сочетании к примеру с турбиной некоторые дизельные двигатели работают очень громко.

В чем же преимущество тогда дизельных моторов помимо расхода топлива? Конечно, традиционно дизельные силовые агрегаты славятся лучшей передачей крутящего момента от двигателя на привод. В отличие от бензиновых моторов дизельные двигатели, как правило, имеют больший максимальный крутящий момент (силу). К тому же в отличие от бензиновых аналогов дизельные автомашины достигают максимального крутящего момента уже на низких оборотах.

Конечно, для быстрой спортивной езды больше подходят бензиновые двигатели, которые могут развивать большую мощность, чем дизельные моторы. Но последние технологии в автопромышленности говорят о том, что в скором времени дизельные моторы могут сравняться с бензиновыми по спортивным характеристикам. К примеру на новой модели Audi SQ5 установлен дизельный мотор мощностью 309 л.с. что позволяет силовому агрегату на равных конкурировать с бензиновыми аналогами.

Выгодно ли покупать бензиновый автомобиль дороже дизельного?

Еще один самый распространенный вопрос, который задают автолюбители. Конечно, когда бензиновый автомобиль стоит дешевле (как правило) дизельной версии, то многие из нас принимают решение о покупке именно бензинового автомобиля.

И как мы рассчитали выше это правильное решение (если пробег машины не более 50,000 км в год). А что делать, если бензиновая версия стоит дороже дизельной? Такое встречается на авторынке не часто, но, тем не менее, имеет место быть. В таком случае все также зависит от среднего пробега за год. Если вам средний пробег не будет превышать 40,000-50,000 километров, то тогда можете смело приобретать бензиновую версию.

Но конечно это зависит от переплаты. Если бензиновая версия стоит на 200,000-300,000 рублей дороже, и ваш пробег каждый год не превышает 15,000 километров, то конечно покупка более дорогой бензиновой версии не оправдана. Но подобная ситуация очень редка на авторынке. Это конечно исключение, чем правило.

Прежде чем купить дизель – подумай

Расходы на топливо – характеристика, которая по нынешним временам при выборе автомобиля часто стоит во главе угла. Дизтопливо сегодня дешевле 92-го бензина, и несмотря на это очень скоро после покупки машины с дизельным двигателем ко многим автовладельцам приходит разочарование. Причина в том, что большинство водителей не приучены к дизелям, они предпочитают бензиновые машины. В то же время в некоторых европейских странах, например, Франции, Испании, автомобили с дизельными двигателями очень даже популярны, что подтверждают объемы продаж – иногда дизельных модификаций покупают больше, чем бензиновых. У нас же существует целый ряд факторов, объясняющих «прохладное» отношение к этому типу моторов. И все же тем, кто решился приобрести дизель, следует знать о некоторых тонкостях его покупки, эксплуатации и обслуживания.

Экономичность – общеизвестное достоинство дизелей, которое является главной «приманкой» для покупателей. Но есть у них и «минусы», которые многим, в особенности почитателям комфорта и спортивного стиля вождения, вскоре оказываются не по вкусу.

Первое, что очень быстро надоедает – характерный повышенный «тракторный» звук работающего двигателя. Хотя шумоизоляция салона у иномарок неплохая, полностью оградить сидящих в салоне от дизельной «музыки» автопроизводителям пока не удавалось. Затем, хотя и не во всех машинах, начинают раздражать повышенные вибрации. А любителям «поганяться» явно не понравится слабая динамика разгона, особенно при необходимости ускорения на высоких скоростях.

Интересно, что со всеми этими недостатками покупатели успевают ознакомиться еще при осмотре предлагаемого для покупки автомобиля. Но «запрограммированные» на экономичность, многие на эти «нюансы» не обращают внимания. Только по прошествию некоторого времени новоиспеченные автовладельцы начинают пополнять ряды недовольных дизельными машинами.

Дополняет картину тот факт, что дизель – специфический тип мотора с индивидуальным характером, обуславливающим особенности его работы и требующим соблюдения определенных правил эксплуатации и управления. Обычно их не знают, а если знают, то не соблюдают. В результате дизельный двигатель вместо положенных 500-600 тыс. км пробега до капитального ремонта выхаживает в два, а то и в три раза меньше. Так что прежде чем покупать дизель, убедитесь, что он соответствует вашему темпераменту и стилю вождения и что вы сможете «удовлетворить» его потребности при эксплуатации и обслуживании.

Хотя дизельных иномарок авторынок предлагает гораздо меньше, чем бензиновых, при большом желании найти нужный вариант все-таки можно. Контрольный осмотр дизельных машин по многим пунктам не отличается от бензиновых – проверка кузова, ходовой, трансмиссии, исправности электрооборудования и т.д. Разница заключается в тестировании двигателя. Здесь важны два момента – проверка при «холодном старте» и характер работы «на горячую». Следует, правда, заметить, что лето – не лучшее время для приобретения дизеля. Поэтому если после этой статьи у кого-то возникнет желание стать обладателем дизельной машины, лучше подождать наступления более прохладного сезона. Идеальный период для теста дизеля – зима, когда на улице мороз градусов 10-20. При таких условиях «болезни» этого типа двигателя выявить намного проще. Основным показателем, характеризующим исправность дизеля, является «холодный старт». Проводится он в такой последовательности: для увеличения подачи топлива вытягивается клавиша ручного «газа» (если не установлен термоподсос); поворотом ключа «зажигания» включаются свечи накаливания, о чем информирует загорающийся на щитке приборов индикатор работы свечей – желтая лампа с символом спирали; когда свечи прогрелись (на это требуется около 20-30 секунд), лампа гаснет – это сигнал, разрешающий запуск двигателя. Если после проделывания этих операций двигатель заводится с первой попытки и без длительного вращения стартером, значит все в норме.

Читать еще:  Через какой срок снимается административное наказание

Не запускается дизель на морозе в основном по нескольким причинам: «сел» аккумулятор, неисправны свечи накаливания, в топливной системе используется летнее топливо, в цилиндрах невысокая компрессия. Процедура замены аккумулятора, свечей накаливания не требует особенно больших затрат (2000 – 3000 руб.). А вот что касается малой компрессии в цилиндрах, то здесь возникает необходимость дорогостоящего капитального ремонта двигателя (30 000 – 50000 руб.). Застывшее до гелеобразного состояния топливо не способно пройти через фильтр, а значит удалить его из системы питания можно только в процессе отогрева в теплом гараже с последующей заменой на зимнюю солярку или добавкой антигелевых присадок.

Пока дизель холодный, его работа обычно сопровождается повышенной шумностью и черным выхлопом. Для этого типа двигателя это – обычное явление, так как топливо в холодных цилиндрах плохо испаряется, соответственно не полностью сгорает. По мере прогрева исправного дизеля шумность снижается, а черный выхлоп исчезает. Если же характер работы не изменяется и из трубы продолжает «валить» дым, значит что-то неисправно. Сизый дым – признак износа деталей цилиндро-поршневой группы (поршневых колец, гильз, поршней), что требует капитального ремонта двигателя. Когда выхлоп черный, значит топливо в цилиндрах сгорает не полностью. Это происходит в случаях: некачественного распыления топлива неисправными форсунками или их распылителями; подачи избыточного количества топлива разрегулированным топливным насосом; недостатка в цилиндрах воздуха при засоренном воздушном фильтре.

Как показывает практика, ресурс легковых дизелей в наших условиях эксплуатации составляет от 200 до 600 тыс. км. Такой существенный разброс обусловлен большой зависимостью ресурса дизеля от условий эксплуатации, систематичности и качества технического обслуживания.

Умение эксплуатировать дизель – это, пожалуй, главный фактор, который в наибольшей степени влияет на его ресурс. Этот тип двигателей не прощает ошибок водителя, который, например, привык раскручивать до максимума оборотистые бензиновые моторы и в таком же режиме заставляет работать и дизель. Владельцам таких машин следует помнить одно важное правило – дизель не любит больших оборотов, так как при этом значительно увеличиваются нагрузки на детали цилиндро-поршневой группы, топливную аппаратуру, да и сам процесс смесеобразования и сгорания проходит не по требуемому «сценарию». Поэтому ездить нужно при средних оборотах или ниже средних, а переключаться на повышенные передачи следует намного раньше, чем в случае с бензиновым мотором. Это уже давно проверено на практике. Недаром на многих автотранспортных предприятиях, прежде чем «посадить» водителя на дизель, он проходит стажировку. Если этого не сделать, ресурс двигателей, оказавшихся в руках необученных водителей, сокращается в 3-5 раз, а иногда и больше.

Чтобы снизить воздействие механических примесей и воды, содержащихся в нашей солярке, на очень чувствительную топливную аппаратуру дизелей, систему питания желательно оборудовать фильтром-сепаратором, лучше с подогревом. Этим вы продлите срок службы дорогостоящих топливных насосов и форсунок и оградите себя от зимних проблем, вызванных повышенной вязкостью топлива. Если установить дополнительные фильтры нет возможности, топливу лучше сначала дать отстояться в какой-нибудь емкости-отстойнике. Заливать его в бак, кстати, не перемешивая в отстойнике, можно только через два-три дня.
Следует также знать, что запускать дизель с толкача или на буксире нежелательно, так как из-за большой компрессии в цилиндрах высокая вероятность обрыва зубчатого ремня привода ГРМ (если привод ременной). О том, к каким последствиям это может привести, мы уже писали

Немаловажным аспектом, который влияет на ресурс дизеля, является своевременность технического обслуживания и качество используемых при этом материалов и запасных частей. Ни в коем случае нельзя заливать в импортные дизели первое попавшееся масло, в том числе и популярное в советские времена «камазовское» М10/Г2К. Лить нужно только то, что рекомендует производитель или же лучшее по качеству, например, вместо масла категории качества СС и даже СЕ по API масло класса CD, которое предназначено для высокофорсированных дизелей с наддувом высокого давления, работающих в тяжелых условиях на высокосернистом топливе.

Особенно требовательны к качеству масла турбодизели. В условиях высоких температур и скорости вращения вала турбокомпрессора сохранять смазывающие свойства способны только качественные специальные масла для турбодизельных двигателей. Игнорирование этого требования ведет к тому, что в таких жестких условиях масляная пленка на трущихся поверхностях, полученная при использовании низкосортного масла, очень быстро разрушается. Это вызывает сухое трение и соответственно повышенный износ вала, подшипников турбины и скорую поломку турбины в целом.

По этим же причинам обслуживание дизельного двигателя должно проводиться в положенные сроки. Хотя при использовании нашего дизельного топлива с повышенным содержанием серы, которая способствует ускоренному окислению моторного масла, интервал его замены лучше все-таки уменьшить на 20-30%. Например, если согласно руководству по эксплуатации конкретного автомобиля периодичность замены составляет 10 тыс. км, делать это нужно через 7-8 тыс. км.

Немаловажным фактором для «здоровья» дизеля являются масляные фильтры. Фильтрующий элемент дизельных фильтров имеет очень мелкие ячейки, задерживающие частицы, которые фильтр бензинового двигателя без проблем пропускает в систему смазки. Поэтому масляные фильтры для дизелей нужно покупать только качественные – оригинальные или известных фирм (Bosch, Champion, Delphi т.д.). В подделках и продукции неизвестного происхождения может использоваться фильтровальная бумага от бензинового фильтра.

Если в двигатель заливается «минералка» или «полусинтетика», промывать систему смазки желательно через каждые 20 – 40 тыс. км (в зависимости от качества масла – отечественное или зарубежное). В случае с «синтетикой» с ее превосходными моющими свойствами промывать систему смазки можно реже.

Расходы на техническое обслуживание дизельных машин меньше, чем на бензиновые. Экономия достигается за счет отсутствия свечей зажигания, которые меняются чаще, чем свечи накаливания, кроме того, нет сложной электроники, контролирующей работу системы питания (речь идет о дизелях, выпущенных до середины 90-х годов). Так что думайте, это ВАМ надо.

Бензин или дизель: какой мотор выгоднее?

Сильной стороной машин с дизелями традиционно считали в первую очередь экономичность. Но это достоинство — очень относительное. Мы сопоставили все факторы, включая рыночную стоимость автомобиля, а также расходы на эксплуатацию и обслуживание. Так с каким же двигателем выбрать автомобиль?

Renault > Duster

Nissan > X-Trail

Nissan > Qashqai

Kia > Sportage

Citroen > C4

Hyundai > Tucson

Kia > Sorento

Двигатель

Рассматриваем заводские характеристики: мощность и момент двигателя, динамику, максимальную скорость. А для подсчетов затрат берем за основу паспортный расход топлива в смешанном цикле (цену бензина принимаем 38 руб./л, дизтоплива — 36 руб./л), а также стоимость технического обслуживания у официального дилера до пробега 90 000–100 000 км. Сравниваем несколько пар автомобилей одинаковых по комплектациям, но с бензиновыми или дизельными моторами, близкими по литражу и мощностным характеристикам. Окончательную разницу в расходах на 100 000 км выводим с учетом начальной стоимости автомобиля.

Конечно, полученные результаты достаточно приблизительны. Ведь расходы на автомобиль зависят от множества факторов: условий эксплуатации, стиля езды, наконец, просто везения. Однако общее представление о том, что мы получим, выбирая ту или иную модификацию, эти подсчеты дают. Итак, смотрите нашу фотоподборку…

Kia Sportage

Бензин 2 л, 150 л.с., 180 км/ч, 192 Нм при 4000 об/мин, 11,6 с до 100 км/ч, 8,3 л/100 км. Цена: 1 714 900 руб. Стоимость обслуживания (периодичность 15 000 км) — 49 613 руб.; стоимость владения (обслуживание, топливо) — 365 013 руб.

Дизель 2 л, 185 л.с., 201 км/ч, 400 Нм при 1750–2750 об/мин, 9,5 с до 100 км/ч, 6,3 л/100 км. Цена: 1 834 900 руб. Стоимость обслуживания (периодичность 15 000 км) — 60 400 руб.; стоимость владения (обслуживание, топливо) — 287 200 руб.

Kia Sorento

Бензин 2,4 л, 175 л.с., 190 км/ч, 225 Н.м при 3750 об/мин, 11,5 с до 100 км/ч, 8,8 л/100 км. Цена: 1 749 000 руб. Стоимость обслуживания (периодичность 15 000 км) — 62 700 руб.; стоимость владения (обслуживание, топливо) — 397 100 руб.

Дизель 2,2 л, 197 л.с., 190 км/ч, 436 Н.м при 1800–2500 об/мин, 9,9 с до 100 км/ч, 6,7 л/100 км. Цена: 1 879 000 руб. Стоимость обслуживания (периодичность 15 000 км) — 63 693 руб.; стоимость владения (обслуживание, топливо) — 304 893 руб.

Hyundai Tucson

Бензин 1,6 л, 177 л.с., 201 км/ч, 265 Н.м при 1500–4500 об/мин, 9,1 с до 100 км/ч, 7,7 л/100 км. Цена: 1 640 900 руб. Стоимость обслуживания (периодичность 15 000 км) — 106 023 руб.; стоимость владения (обслуживание, топливо) — 353 300 руб.

Дизель 2 л, 185 л.с., 201 км/ч, 400 Н.м при 1750–2750 об/мин, 9,5 с до 100 км/ч, 6,5 л/100 км. Цена: 1 765 900 руб. Стоимость обслуживания (периодичность 15 000 км): 117 114 руб.; стоимость владения (обслуживание, топливо) — 297 693 руб.

Renault Duster

Бензин 1,6 л, 114 л.с., 166 км/ч, 156 Н.м при 4000 об/мин, 12,5 с до 100 км/ч, 7,6 л/100 км. Цена: 819 990 руб. Стоимость обслуживания (периодичность 15 000 км) — 85 860 руб.; стоимость владения (обслуживание, топливо) — 374 660 руб.

Дизель 1,5 л, 109 л.с., 167 км/ч, 240 Н.м при 1750 об/мин, 13,2 с до 100 км/ч, 5,3 л/100 км. Цена: 905 000 руб. Стоимость обслуживания (периодичность 10 000 км) — 103 500 руб.; стоимость владения (обслуживание, топливо) — 294 300 руб.

Nissan Qashqai

Бензин 2 л, 144 л.с., 200 Н.м при 4400 об/мин, 10,1 с до 100 км/ч, 6,9 л/100 км. Цена: 1 399 000 руб.; стоимость обслуживания (периодичность 15 000 км) — 57 659 руб.; стоимость владения (обслуживание, топливо) — 319 859 руб.

Дизель 1,6 л, 130 л.с., 320 Н.м при 1750 об/мин, 11.1 с до 100 км/ч, 4,9 л/100 км. Цена: 1 429 000 руб. Стоимость обслуживания (периодичность 20 000 км) — 53 310 руб.; стоимость владения (обслуживание, топливо) — 229 710 руб.

Citroen C4

Бензин 1,6 л, 115 л.с., 188 км/ч, 150 Н.м при 4000 об/мин, 6,6 л/100 км. Цена: 899 000 руб.; стоимость обслуживания (периодичность 10 000 км) — 170 890 руб.; стоимость владения (обслуживание, топливо) — 421 690 руб.

Дизель 1,6 л, 115 л.с., 187 км/ч, 270 Н.м при 1750 об/мин, 4,8 л/100 км. Цена: 1 040 000 руб.; стоимость обслуживания (периодичность 10 000 км) — 170 890 руб.; стоимость владения (обслуживание, топливо) — 343 690 руб.

Nissan X-Trail

Бензин 2 л, 144 л.с., 180 км/ч, 200 Н.м при 4000 об/мин, 12,1 с до 100 км/ч, 7,5 л/100 км. Цена — 1 669 000 руб.; стоимость обслуживания (периодичность 15 000 км) — 53 454 руб.; стоимость владения (обслуживание, топливо) —338 454 руб.

Дизель 1,6 л, 130 л.с., 186 км/ч, 320 Н.м при 1750 об/мин, 11 с до 100 км/ч, 5,3 л/100 км. Цена: 1 699 000 руб.; стоимость обслуживания (периодичность 20 000 км) — 55 254 руб.; стоимость владения (обслуживание, топливо) — 246 054 руб.

Главный итог нехитрых подсчетов: сэкономить на дизельном автомобиле, как правило, не получится. Разве что при пробегах много больше, чем 100 000 км. Дизельная машина дороже бензиновой в среднем на 100 000 рублей, «отбить» которые практически невозможно. Есть, правда, приятное исключение: дизельные Ниссаны всего на 30 000 рублей дороже бензиновых. Поэтому при прочих равных их владельцы выиграют через 100 000 км чуть больше 60 000 рублей. Вопрос: сколько времени на это понадобится?

Читать еще:  Какие документы нужны для прохождения техобслуживания автомобиля?

Получается, для подавляющего большинства моделей дизельный мотор — одни убытки? В этом смысле — да! Но посмотрите на характеристики автомобилей. Дизельные версии не проигрывают, а, как правило, выигрывают у бензиновых родственников в динамике, всегда заметно превосходят их в моменте. Это, кстати, неоднократно показывали и наши сравнительные тесты. Ездить на современном дизеле удобнее, да и просто приятней. Стоит ли это тех денег, которые просят за машину с двигателем на тяжелом топливе? Тем более что дизели особенно привередливы к его качеству. Ответ на этот вопрос, разумеется, очень индивидуален. Дешево и удобно, тем более — приятно — далеко не всегда одно и то же.

Вся правда о дизеле: выгодно ли покупать дизельную машину?

Если вы решили, что можете быть “дизелистом”, надо выяснить, есть ли в этом экономический смысл. Любые другие доводы “за” и “против” дизеля – в сторону. Сегодня считаем только деньги.

Сравнения стоимости владения бензиновой и дизельной модификациями одной модели начинается с анализа их цены. Существует расхожий стереотип, что дизельная модификация всегда стоит дороже. Действительно, дизели изготавливаются из более высокопрочных и дорогих материалов, а их топливная аппаратура весьма дорогостоящая. Кроме того, все современные дизели оснащаются турбонаддувом с промежуточным охлаждением, а турбина и радиатор интеркулера также обходятся недешево.

Поэтому если альтернативой дизелю является равный по объему и количеству цилиндров бензиновый безнаддувный мотор, дизель будет ощутимо дороже. Например, для Citroen C4 доплата за 1,6-литровый дизель по сравнению с бензиновым атмосферником того же литража составляет 85 000 руб. При цене бензиновой версии в “миллион с небольшим” это много.

Если же равный по объему и количеству цилиндров бензиновый мотор также напичкан высокими технологиями – непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом, его цена вплотную приближается к дизелю. Например, двухлитровый дизельный BMW X3 всего лишь на 30 000 руб. дороже своего “турбобензинового” собрата. На фоне 3 000 000 руб. эта разница совершенно незаметна.

А бывает и так, что альтернативой бензиновому мотору является дизель гораздо меньшего литража с меньшим количеством цилиндров. В этом случае дешевле будет уже дизельная версия. Например, за дизельный Land Cruiser Prado с 2,8-литровой “четверкой” просят на 247 000 руб. меньше, чем за бензиновый с четырехлитровым V6 в равной комплектации.

Хотя в некоторых случаях разница в цене между бензиновой и дизельной модификациями не имеет никакого логического объяснения и является результатом игр маркетинга. В зависимости от заинтересованности в продажах определенного мотора в России автопроизводитель может установить как привлекательную, так и заградительно высокую цену.

Например, дизельный Mitsubishi Pajero IV еще недавно стоил на 500 000 руб. дороже бензинового. Чтобы дизельная “четверка” была на полмиллиона дороже бензинового V6 близкого объема, последняя версия должна продаваться вообще без мотора… Неудивительно, что поставки дизельных Pajero были прекращены из-за “отсутствия спроса”…

Таким образом, дизельная модификация может стоить как дороже, так и дешевле бензиновой. Это зависит от конкретной рассматриваемой модели.

Дизельный 245-сильный Porsche Cayenne в динамике значительно уступает бензиновой 420-сильной “эске”, при этом пользуется спросом. Даже для покупателей таких автомобилей более низкая цена дизеля, плюс экономия на страховке, налогах и топливе имеет значение.

На первый взгляд, дизельный Touareg стоит ощутимо дороже бензиновой версии, но у него гораздо богаче базовая комплектация. Поэтому когда начинаешь дооснащать опциями бензиновую машину, разница в цене между ними существенно сокращается.

В другой статье мы выяснили, что дизели крайне требовательны к качеству топлива, а их ремонт весьма дорог. Однако это не означает, что бензиновая модификация будет надежнее. Например, у многих европейских автопроизводителей дизели даже на нашем топливе вполне живучи, а высокотехнологичные бензиновые моторы уже в гарантийный период ремонтируются и меняются пачками…

Но если за бензиновым мотором водится серьезная проблема, автопроизводитель в гарантийный период обычно устраняет ее бесплатно, не пытаясь кивать на качество топлива. Если же отказывает дизель, на экспертизу первым делом отправляется проба топлива из бака. И если оно хотя бы по одному параметру не соответствует требованиям автопроизводителя (чаще всего так оно и бывает), ремонт даже в гарантийный период производится за счет клиента.

Причем хорошо, если гарантия на дизельную топливную аппаратуру вообще есть. Некоторые автопроизводители, не доверяя качеству российского дизтоплива, относят ее в раздел гарантийной книжки “На что не распространяется заводская гарантия”. Насколько это корректно и законно, вопрос отдельный. Но вероятность выложить из своего кармана 100 000-200 000 руб. на ремонт дизеля несопоставимо выше, чем на ремонт бензинового мотора.

Как мы уже говорили, некоторые дизели на холоде плохо прогревают салон. Если машина с завода не комплектуется догревателем поступающего в салон воздуха, возможно, придется устанавливать “автономку”, дополненную режимом послепускового включения.

В принципе, ее можно установить и на бензиновую версию. Но если среди бензиновых моторов “холодных” пока мало (хотя в последнее время тоже начали появляться), то для дизелей “автономка” часто необходимость, чем прихоть владельца. Поэтому к стоимости дизельного автомобиля надо быть готовым добавить еще 70 000-90 000 руб.

Кроме того, в российских условиях на дизель весьма полезно установить обогреваемый сепаратор топлива. Это еще примерно 15 000 руб.

Как известно, тариф КАСКО считается в процентах от стоимости автомобиля. Соответственно, если дизельная модификация дороже бензиновой, за полис ежегодно придется платить больше, если дешевле – меньше.

Правда, иногда тариф для дизельных и бензиновых модификаций бывает разным. Например, угоноопасный Prado интересует злоумышленников только с дизельным двигателем, поэтому у некоторых страховщиков тарифы на бензиновую версию ниже. Но это скорее исключение из правил.

В настоящее время величина транспортного налога зависит от мощности двигателя. Чаще всего мощность дизеля бывает сопоставимой или несколько меньшей, чем у альтернативного бензинового мотора. Соответственно, платить за дизель надо примерно столько же или несколько меньше. Хотя, например, для Land Cruiser Prado это совсем не “несколько”. Если за 282-сильный “бензинник” государству ежегодно надо “заносить” 42 300 руб., то за 177-сильный дизель – лишь 8 850 руб. Почувствуйте разницу…

Расхожий миф о высокой стоимости обслуживания дизельных двигателей поддерживается тем, что люди путают плановое обслуживание с ремонтом.

Да, ремонтировать дизель действительно дорого. Но это – лотерея, проигрыш в которой возможен, но вовсе не обязателен. Некоторые проезжают на дизеле по 150 000-200 000 км и успевают продать машину, не вложив в ремонт мотора ни копейки.

К тому же, вовсе не факт, что альтернативный бензиновый мотор окажется надежнее. Например, у многих немецких автопроизводителей дизели даже на нашем топливе вполне живучи, а вот “бензинники” даже в гарантийный период ремонтируются в массовом порядке. Что же касается стоимости планового обслуживания, у дизелей и бензиновых моторов она сопоставима. Замена топливного фильтра на первых уравновешивается заменой свечей зажигания на вторых, а в остальном объем обслуживания у них практически одинаков.

Дизель может оказаться более дорогим в обслуживании лишь в том случае, если межсервисный интервал у него меньше, чем у бензинового мотора, или владелец добровольно его сокращает (что в наших условиях весьма полезно). Но если за 100 000 км сделать три дополнительных замены масла и две дополнительные замены фильтров, переплата составит некритичные 20 000-30 000 руб.

Итак, мы разрушили многие стереотипы об экономике дизелей. Скоро узнаете, какой монетой они однозначно бьют своих бензиновых собратьев, и какие из них в итоге более выгодные.

Александр Конов, эксперт по выбору автомобилей

Выгоден ли легковой дизель?

Коротко говоря, этот мотор экономичнее бензинового, однако слабее, тяжелее, капризнее. Но там, где есть фирменное обслуживание и не бывает сильных морозов, дизельные автомобили вполне практичны. Особенно, если не обязателен быстрый разгон и вы ежемесячно наматываете по 2—3 тысячи километров.

В России почти не выпускают дизельных легковых машин. Разве что встретится привезенная из-за границы «Волга» с французским мотором «Инденор» — из тех, что делали на ГАЗе для экспорта. Своего легкового дизеля как не было, так и нет. Ближе всех к его освоению, конечно, ВАЗ, где длительное время работают над мотором с воспламенением от сжатия. Занимаются дизелем и на УАЗе, поскольку он просто необходим машинам этого класса. Делаются такие попытки и на АЗЛК. Но чтобы появился отечественный дизель, потребуются большие долгосрочные капиталовложения, особенно валютные, поскольку топливную аппаратуру и другие комплектующие для двигателей малого рабочего объема в СНГ не производят.

Между тем уже сегодня можно купить импортную дизельную машину, особенно в Москве или Санкт-Петербурге, — были бы деньги (лучше СКВ). Причем какую угодно — старую или новую, от самого дешевого «Ситроена-АХ» до самого дорогого «Мерседеса». Поэтому многих интересует уже не то, когда «легковой» дизель станут делать у нас, а то, насколько эффективен такой двигатель, каковы его преимущества, в чем недостатки. Попытаемся оценить его качества с позиций потребителя, почти не касаясь технических подробностей (тех, кто ими интересуется, отсылаем к статье «Какие бывают дизели» в ЗР, 1983, № 11).

Первые дизельные легковые автомобили, напомним, появились в 1936 году, когда фирма «Мерседес-Бенц» объявила о серийном выпуске модели 260D с высокооборотным по тем временам дизелем мощностью 45 л. с.

В 1990 году выпуск легковых машин с дизелем только в Западной Европе составил 1,85 млн. штук (14,3 %). Но их популярность в разных странах далеко не одинакова и зависит от ряда причин, на которых мы остановимся ниже. Пока отметим, что последние 10 лет дизельные машины больше всего покупают в Австрии, Бельгии, Италии, Франции, причем в отдельные годы их продажа в Бельгии достигала почти трети от всего объема сбыта. А вот в Швеции и Великобритании они никогда не пользовались признанием.

Дизель «Ауди» с непосредственным впрыском топлива, турбонаддувом и промежуточным охлаждением воздуха — пример весьма экономичного двигателя. Число цилиндров — 5, рабочий объем — 2460 см3, мощность — 115 л. с. / 85 кВт при 4000 об/мин. Токсичность отработавших газов соответствует самым жестким европейским требованиям. Хорошо видны воздушный фильтр, ресивер системы впуска, радиатор охлаждения наддувочного воздуха, газораспределительный механизм, поршни с камерой сгорания в днище, массивные поршневые пальцы и щеки противовесов, насос высокого давления.

Нам, однако, эти сведения важны лишь для того, чтобы самим понять, выгоден ли «легковой» дизель — не в Норвегии или Греции, а в России. Ведь его главное преимущество перед бензиновым мотором — в меньших затратах на километр пройденного пути благодаря лучшей экономичности. Правда, владельцу дизельного автомобиля придется смириться с тем, что он менее быстроходен, чем бензиновый, сопоставимый по рабочему объему двигателя. Поскольку дизельная машина с такими же скоростными качествами едва ли принесет какую-либо денежную экономию.

В то же время из двух близких по мощности автомобилей дизельный дороже: ведь его мотор конструктивно и технологически сложнее, требовательнее к точности изготовления деталей, он более металлоемок, поскольку его детали сильнее нагружены.

Будет ли выгодно ездить на машине с дизелем, зависит от следующих четырех факторов: разницы в ценах и налогах на дизельный и бензиновый варианты; соотношения цен на дизтопливо и бензин; расхода топлива в одинаковых условиях; интенсивности эксплуатации (годового пробега). Чем больше разница в цене бензиновой и дизельной модификаций и чем уже вилка стоимости бензина и дизтоплива, тем (при прочих равных условиях) дольше будет окупать себя дизельная машина. Влияние этих факторов таково, что дополнительные затраты на ее покупку можно компенсировать уже после первых 50000 км пробега, выиграв на стоимости топлива, но можно и не окупить вовсе при неблагоприятных условиях. Дело в том, что интересующая нас машина примерно такой же мощности, как и бензиновая, на 10—11% дороже, а топливо для нее дешевле на 15—46% (за исключением Великобритании, где оба сорта топлива стоят почти одинаково). Сравним два примерно одинаковых по мощности «Мерседес-Бенца»: -200E с двигателем в 118 л. с. и дизельный -300D (113 л. с.), который дороже бензинового на 11%, но экономичнее в среднем на 23 %. Если в Германии последний (при прочих равных условиях) окупится примерно через 110000 км, то, например, в Бельгии только через 160000.

Читать еще:  Какой срок составляет погашение административного наказания

В нашей стране дизтопливо (по сравнению с АИ-92 и тем более АИ-95) дает неоспоримое преимущество — его можно найти в любом медвежьем углу. И если оно будет, как сейчас, дешевле АИ-95 на 30—40%, то вполне достижим и экономический эффект от эксплуатации такой машины. Если, конечно, наше топливо преждевременно не выведет двигатель из строя, поскольку его качество оставляет желать лучшего. Перед заправкой горючее хорошо бы предварительно отстаивать и чаще менять топливные фильтры. (Содержание серы в нем от этого не уменьшится, но воду и грязь отделить можно.)

Здесь уместно сказать еще немного об особенностях эксплуатации дизелей. Прежде всего, техническое обслуживание машин с ними надо проводить чаще — через 5—10 тысяч км, тогда как с бензиновыми двигателями через 10—20 тысяч. Однако у лучших дизельных моторов стоимость затрат на обслуживание примерно такая же, как у сложных бензиновых с электронным управлением подачей топлива и зажиганием.

Поперечный разрез головки цилиндров с вихрекамерным смесеобразованием двигателя «Опель-Астра»: 1 — форсунка; 2 — свеча накаливания; 3 — жаропрочная вставка с камерой сгорания; 4, 5 — струи топливного факела.

Следующая проблема — пуск в холодную погоду. Вихрекамерные и предкамерные дизели (а их, напомним, больше всего) при температуре ниже 10—15° пускаются при помощи специальных свечей накаливания, места для которых предусмотрены в головках блоков. (Эти свечи предварительно прогревают воздух в течение нескольких секунд перед включением стартера.) При морозе ниже —20°С такой дизель может не завестись от стартера — только после предварительного подогрева блока или «с буксира». Если же выйдут из строя одна или две свечи накаливания, пуск осложнится еще больше, дальнейшие попытки могут и не дать результата. У дизелей с непосредственным впрыском, оборудованных свечами накаливания, пусковые качества несколько лучше. Работа непрогретого дизеля сопровождается шумом, повышенной вибрацией и характерным запахом отработавших газов. Однако после прогрева почти все неприятные особенности исчезают, хотя характерное клацанье при троганье с места или при большой нагрузке выдает его.

Словом, покупая дизельную машину, тщательно все взвесьте и подсчитайте плюсы и минусы. Что касается выбора, он весьма обширен. В 1993 году из полутора тысяч моделей и модификаций, предлагаемых на западноевропейском рынке, на дизельные приходилось около 16%, что составляет две с половиной сотни моделей — от особо малого до среднего класса. Близкое к этому соотношение наблюдалось и раньше, причем некоторые дизельные варианты оказались настолько удачными, что их продавали даже больше, чем бензиновых (например, «Пежо-205» в 1985—1986 гг.).

На европейских легковых автомобилях применяют около 50 вариантов дизелей в широком диапазоне рабочих объемов — от 1351 до 3449 см3 и мощности — от 48 до 150 л. с. Основной тип конструкции — рядный четырехцилиндровый двигатель вихрекамерного типа (схематический разрез головки цилиндра приведен на рисунке). Он обеспечивает приемлемый компромисс между стоимостью, мощностью, экономичностью и эксплуатационными качествами (легкий пуск и несложное обслуживание, умеренный шум и вибрации). Некоторые моторы, например «Мерседес-Бенц»,— с предкамерным смесеобразованием; по эксплуатационным параметрам они мало отличаются от вихрекамерных.

Особняком стоят дизели с непосредственным впрыском топлива в камеру сгорания. Эти на 10—15 % экономичнее вихрекамерных и предкамерных, но работают более жестко и шумно, что до недавнего времени оставалось серьезным препятствием к их применению на легковом автомобиле. Однако годы работы над этой проблемой не прошли даром, и с 1988 года в Европе выпускают и успешно эксплуатируют уже пять легковых моделей с дизелями непосредственного впрыска: «Ауди-80» и -100 (разрез двигателя приведен на рисунке), «роверы» с дизелями «Перкинс-Прима» и «ФИАТ-Крома». Им нет равных по топливной экономичности (см. таблицу).

Поскольку литровая мощность дизеля невелика, моторы оснащают турбонагнетателями, что позволяет улучшить топливную экономичность, а литровую мощность поднять до уровня бензиновых двигателей (50 л. с. с литра рабочего объема, а то и больше).

Конечно, такая конструкция сложнее обычного, безнаддувного двигателя, не говоря уже о привычном нам карбюраторном. А значит, трудно обойтись без внимательных глаз и опытных рук квалифицированного механика. Там, где эти условия есть, дизель (с наддувом или без него) будет работать надежно и долго (недаром такие машины за рубежом служат как такси). Ну, а если вы можете рассчитывать только на самого себя или возможности провинциальной мастерской — лучше воздержитесь от его покупки.

М. ТЕПЛОВ («За рулем», 1993, № 8)

Двигатели внутреннего сгорания. Системы поршневых и комбинированных двигателей. Под ред. А. Орлина, М. Круглова. 3-е изд. М., Машиностроение, 1985.

Мацкерле Ю. Современный экономичный автомобиль. М., Машиностроение, 1985.

«Какие бывают дизели» «За рулем», 1983, № 11; «Дизельный из карбюраторного» «За рулем», 1984, № 1; «За и Против дизеля» «За рулем», 1989, № 2.

Дизельные автомобили и их бензиновые аналоги выпуска 1993 года. Особо малый класс.

Рабочий объем, см 3 Мощность, л.с./кВт Снаряженная масса, кг Скорость, км/ч Расход топлива
при 90, 120 и ГЦ,
л/100 км.
«Ситроен-АХ-дизель» * 1361 53/39 720-735 152 3,3; 4,8; 4,5
«Ситроен-АХ-1,0» 954 50/37 690-705 151 4,6; 6,4; 6,7
«Дайхатсу-Шарада-1,0D» * 993 48/35 750 140 3,6; 5,6; 4,9
«Дайхатсу-Шарада-1,0» 993 54/40 690 145 4,2; 6,2; 6,7

Дизельные автомобили и их бензиновые аналоги выпуска 1993 года. Малый класс.

Рабочий объем, см 3 Мощность, л.с./кВт Снаряженная масса, кг Скорость, км/ч Расход топлива
при 90, 120 и ГЦ,
л/100 км.
«Ауди-80-1,9TDI» 1896 90/66 1270 174 3,8; 5,2; 6,2
«Ауди-80-2,0E» 1984 90/66 1190 177 6,2; 7,5; 10,5
«Ровер-Маэстро-2,0TDI» 1994 81/60 1150 163 4,1; 5,8; 5,4
«Ровер-Маэстро-1,6» 1598 83/61 1075 166 5,5; 7,6; 9,8

Дизельные автомобили и их бензиновые аналоги выпуска 1993 года. Средний класс.

Стоит ли покупать дизельный автомобиль в России?

Современный рынок автомобилей предоставляет потребителю широкое разнообразие видов и моделей. Некоторые автолюбители отдают предпочтение коробке автомат, некоторые механической коробке. Кто-то любит седаны, а кто-то внедорожники. Но первое, с чем нужно определиться при покупке автомобиля, какой тип двигателя выбрать.

Что представляет собой дизельный двигатель?

Несмотря на активное развитие электромобилей, большую часть отечественного рынка занимают дизельные и бензиновые модели. Задумываясь о покупке именно дизельного агрегата, следует изучить все тонкости дизельных автомобилей.

Бензиновые и дизельные автомобили тяжело отличить на первый взгляд, это связано с тем, что главное отличие заключается в двигателе. Практически все остальные детали и узлы могут быть идентичными, и подходить для моделей разного типа.

Исходя из этих особенностей, каждый тип двигателя имеет преимущества и недостатки. Потому задаваясь вопросом, стоит ли покупать дизельный автомобиль в России, стоит изучить все тонкости и особенности.

Плюсы

Очень редко дизель оставляет хорошее впечатление на первых парах эксплуатации, но если перебороть недоумение и смятения, в него можно влюбиться. Многие автолюбители, которые ездили на таких автомобилях некоторое время, больше не могут пересесть на бензиновые модели, и строго уверены, что бензиновый двигатель уступает дизельному по всем статьям.

Среди главных преимуществ стоит выделить:

  • Экономия. Энергоэффективность дизеля превышает показатели бензина, из-за чего расход топлива ниже примерно на треть. Учитывая более низкую стоимость дизтоплива, экономия при частой эксплуатации автомобиля составляет существенную суму. Именно это привлекает потенциальных покупателей больше всего. К этому пункту также можно отнести меньшую необходимость частого посещения заправок. Также, учитывая меньшую долю дизельных моделей в России, практически всегда колонка с необходимым топливом будет свободно.
  • Экологичность. В отличие от бензина, дизель не так летуч, из-за чего меньше испарений выделяется в воздух. Также при его сгорании выделяется меньше токсичных элементов. Поэтому автомобили такой модели отлично подойдут людям, которые заботятся об окружающей среде, себе и своих близких.
  • Долговечность. Дизельные агрегаты более надежные чем аналоги, их составные части меньше изнашиваются и могут служить многие годы. Также механизм не содержит таких частей, как система зажигание и свечей, которые очень часто выходят из строя и требую замены. Система зажигания топлива в дизеле намного проще.
  • Мощность. Конструктивные особенности таких двигателей предусматривают возможность захвата большего количества кислорода, из чего при сжигании одинакового объема топлива выделяется большее количество энергии. Что, учитывая больший коэффициент полезного действия, делает дизельные агрегаты намного мощнее бензиновых аналогов.

Минусы

Анализируя недостатки стоит отметить, что их намного больше, но они менее существенные чем плюсы. К минусам можно отнести:

  • Топливо. Чтобы двигатель работал качественно и не выходил из строя долгое время, топливо должно быть высокого качества и отвечать требованиям производителя. Иногда очень тяжело найти заправку в доступной близости с топливом нужного качества, из-за чего приходиться наматывать лишние километры. Стоит отметить, если обратиться в сервис на гарантийном сроке, первое, что сделают, проверят качество топлива в баке. Если оно не соответствует необходимым требованиям, ремонт придется делать за свой счет. Также проблемой является застывание топлива при низких температурах, что особенно актуально в нашей стране, это происходит из-за наличия в составе большого количества парафинов. Поэтому зимой нужно заправляться специальным зимним топливом, которое дороже. При этом отличить на внешний вид качественное и низкокачественное дизтопливо невозможно.
  • Стоимость. Если сравнивать два типа автомобиля, одинаковой мощности с одинаковой комплектацией, дизельный практически всегда будет дороже.
  • Дополнительное оборудование. Учитывая сложности с эксплуатацией автомобиля на морозе, требуется использование дополнительного оборудования и аксессуаров. Иногда требуется дополнительный обогреватель салона, так как заводской может не справляться со своими функциями. Также иногда следует приобрести и установить сепаратор топлива с подогревом.
  • Страховка. Стоимость страховки считается в процентном соотношении к стоимости автомобиля, из-за чего КАСКО на дизельные модели дороже чем на бензиновые.
  • Обслуживание. Также стоит отметить, что обслуживания намного затратнее, но только если использовать некачественное дизтопливо. Если правильно обслуживать автомобиль, он будет ломаться намного реже. Стоит учитывать много факторов и не экономить на масле и расходных материалов, стоимость которых значительно ниже стоимость ремонта серьезной поломки.

Вывод

Вопрос покупки бензинового или дизельного автомобиля должен рассматриваться в индивидуальном порядке. Автовладелец должен изучить все преимущества и недостатки каждого типа, какие для него существенные, а какие не стоят внимания. Учитывая климатические особенности нашей страны, стоит учитывать в каких условиях планируется эксплуатация автомобиля.

Для северных регионов все же лучше подходят бензиновые модели, для средних и южных широт отлично подойдет и дизельный. Нужно помнить, что при правильной эксплуатации и обслуживании, никаких хлопот с ним не будет, можно получать только дополнительную экономию на топливе.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector