Зачем закрывают номера на парковке
Dent-repair.ru

Автомобильный портал

Зачем закрывают номера на парковке

BMWOLF › Блог › Прикрытый номер — не повод для штрафа? Разъяснение.

На днях в газете “Клаксон” прочитал вот такую заметку:

После прочтения данной заметки, может сложиться ложной впечатление, что теперь можно почти легально заклеивать буковки на номерах и гонять дальше практически без наказано!

Решив разобраться с этим вопросом, я нашёл следующую информацию.

В первую очередь, это касается только жителей московского региона. А вернее тех, кто паркуется в центре города в местах, где за парковку следует платить.

Существует ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 26 июня 2013 г. N 5-АПГ13-20 в котором рассматривался вопрос по апелляционной жалобе Вэскера В.Л. и апелляционному представлению старшего прокурора отдела управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры города Москвы Лазаревой Е.И. на решение Московского городского суда от 19 марта 2013 года об отказе Вэскеру В.Л. в удовлетворении заявления о признании недействующими статьи 8.14, Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 “Кодекс города Москвы об административных правонарушениях” (в редакции Закона города Москвы от 24 октября 2012 года N 51)

Не буду публиковать это постановление целиком (слишком много букв). Но суть в том, что есть расхождения между Российским Федеральным законодательством и Московскими законами. Существует статья 8.14, Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 “Кодекс города Москвы об административных правонарушениях” (в редакции Закона города Москвы от 24 октября 2012 года N 51).

Вот эта статья:
Статьи 8.14 часть 3:
“Оставление на городской парковке транспортного средства с нечитаемыми, нестандартными или установленными с нарушением требований государственного стандарта государственными регистрационными знаками, без установленных на предусмотренных для этого местах государственных регистрационных знаков, а равно оставление на городской парковке транспортного средства с государственными регистрационными знаками, оборудованными с применением материалов, препятствующих или затрудняющих их идентификацию, —
влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере пяти тысяч рублей.”
Часть 3 статьи 8.14 признана противоречащей федеральному законодательству и недействующей Решением Верховного Суда РФ от 26.06.2013 N 5-АПГ13-20 с момента вынесения решения.

И есть статья Статья 12.2 Федерального закона, в которой за это же нарушение предусмотрен штраф 500 руб.

Статья 12.2 Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков
1. Управление транспортным средством с нечитаемыми, нестандартными или установленными с нарушением требований государственного стандарта государственными регистрационными знаками, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, —
(в ред. Федерального закона от 23.07.2010 N 175-ФЗ)
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 23.07.2010 N 175-ФЗ)
2. Управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков, а равно управление транспортным средством без установленных на предусмотренных для этого местах государственных регистрационных знаков либо управление транспортным средством с государственными регистрационными знаками, оборудованными с применением материалов, препятствующих или затрудняющих их идентификацию, —
(в ред. Федерального закона от 23.07.2010 N 175-ФЗ)
влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев.
(в ред. Федеральных законов от 22.07.2005 N 120-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 24.07.2007 N 210-ФЗ).

И так итог:
Всё эти отмены, касается только машин, стоящих в зоне платных парковок. И если Ваш номер прикрыт чем либо, или плохо читается, то это не повод штрафовать Вас на 5000 руб. Максимум что Вам грозит — штраф 500 руб. за не читаемый номер.
В остальном всё осталось по прежнему.

И статью 12.2 часть 2 Федерального закона (опубликованную выше) никто не отменял!

Ну вот и всё. Сам задался вопросом, сам на него и ответил))

Парковка без последствий: ответственность за “невидимый” госномер признана незаконной

С каждым днем у Госавтоинспекции появляется все больше возможностей для фиксации правонарушений, совершаемых автолюбителями, и направления им штрафов в автоматическом режиме. Широкое распространение получили комплексы видеофиксации, устанавливаемые как в городе, так и за его пределами и позволяющие выделить нарушителя среди потока машин.

Более подробно о проекте по организации платных парковок в центре столицы читайте в нашем материале “Невидимые регистрационные номера, или Борьба с нелегальной парковкой”

В столице сегодня применяется еще один вид средств фиксации — специальные мобильные системы “Паркон” и “Паркрайд”, предназначенные для выявления водителей, не оплативших парковку в установленных для этого местах. Напомним, в Москве с 1 ноября 2012 года парковка стала платной на улицах Петровка, Каретный ряд и прилегающих к ним улицам и переулках, а с 1 июня 2013 года зона платной парковки была расширена и ограничивается в настоящий момент внешней границей Бульварного кольца (постановление Правительства Москвы от 17 мая 2013 г. № 289-ПП “Об организации платных городских парковок в городе Москве”). Стоимость парковки установлена в размере 50 руб. в час, а следят за своевременной ее оплатой указанные системы, схема работы которых заключается в считывании госномера автомобиля и сверке с базой на предмет оплаты стоянки

Конечно, водители неодобрительно отнеслись к введению платы за парковку в тех местах, где раньше она была совершенно бесплатной. Поэтому некоторые из них предпочитают сделать номер нечитаемым для таких мобильных систем — например, закрывают одну из цифр номера или используют специальные технические приспособления, а некоторые и вовсе скручивают номер и кладут в багажник на время своего отсутствия.

Власти предусмотрели возможность пресечения подобного недобросовестного поведения, и в октябре 2012 года в Кодексе города Москвы об административных правонарушениях (далее — КоАП г. Москвы) появилась ст. 8.14. “Размещение транспортного средства на городской парковке с нарушением правил пользования городскими парковками” (Закон г. Москвы от 24 октября 2012 г. № 51 “О внесении изменений в Закон города Москвы от 21 ноября 2007 года № 45 “Кодекс города Москвы об административных правонарушениях”). Эта норма предусматривает ответственность за нарушение правил пользования городскими парковками (ч. 1 ст. 8.14, штраф 1,5 тыс. руб.), неуплату или нарушение порядка оплаты парковки (ч.2 ст. 8.14, штраф 2,5 тыс. руб.), а также за отсутствие номеров, нечитаемые номера, установление номеров с нарушением требований ГОСТ либо использование материалов, препятствующих или затрудняющих идентификацию номера (ч. 3 ст. 8.14, штраф 5 тыс. руб.). Но летом текущего года случилось событие, которое сделало эти штрафы неактуальными.

Почему теперь можно сделать номер припаркованной машины нечитаемым, и за это ничего не будет

Реквизиты решения: Определение судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 26 июня 2013 г. № 5-АПГ13-20

Требования заявителя: Признать недействующими положения КоАП г. Москвы, устанавливающие ответственность за нарушение правил пользования городскими парковками, а также правила рассмотрения этих правонарушений (ст. 8.14, ч. 9 ст. 16.3, ст. 16.6 КоАП г. Москвы)

Суть решения: Требования удовлетворены частично. Такие действия, как нарушения правил пользования городскими парковками, нарушение порядка оплаты парковки, а также оставление машины без номера или с нечитаемым номером, перестали быть наказуемыми. Под запретом осталась только неуплата за стоянку (ч. 2 ст. 8.14 КоАП г. Москвы).

Управление автомобилем с нечитаемыми, нестандартными или установленными с нарушением требований ГОСТ номерами по-прежнему влечет наложение штрафа в размере 5 тыс. руб. или лишение прав на срок от одного до трех месяцев (ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ).

После вступления в силу положения ст. 8.14 КоАП г. Москвы успешно применялись, но недавно судебная коллегия по административным делам ВС РФ (далее — Коллегия) вынесла прецедентное решение, способное изменить эту практику.

Житель столицы В. обратился в Мосгорсуд с требованием о признании ст. 8.14, ч. 9 ст. 16.3, а также ст. 16.6 КоАП г. Москвы противоречащими законодательству и недействующими. Суд отказал в удовлетворении этих требований, и заявитель был вынужден обжаловать это решение в апелляционном порядке в ВС РФ. Коллегия частично отменила решение нижестоящего суда и признала многие положения ст. 8.14 КоАП г. Москвы недействующими с момента вынесения решения.

Рассмотрим аргументацию заявителя и ее оценку Коллегией более подробно.

Аргумент 1. Городские парковки располагаются не на закрытых территориях, а на улично-дорожной сети города.

В. указал, при этом, что пользование такими парковками осуществляется в соответствии с требованиями:

  • дорожных знаков особого предписания (5.29 “Зона регулируемой стоянки”, 5.30 “Конец зоны регулируемой стоянки”);
  • информационного знака (6.4 “Место стоянки”);
  • знаков дополнительной информации (табличек) (8.6.1-8.6.9 “Способ постановки транспортного средства на стоянку), (8.8 “Платные услуги”), (8.9 “Ограничение продолжительности стоянки”) или с требованиями горизонтальной разметки (1.4) (приложение 1 к ПДД РФ, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090).

Контраргумент Мосгорсуда. Обозначенные разметкой парковки на проезжей части, внеуличные парковки (в виде “карманов” и отступов от проезжей части) относятся не к элементам дороги, а к элементам благоустройства территории. Исходя из этого, суд признал размещение машины на платной парковке вообще не подпадающим под действие ПДД.

Вывод Коллегии. Выводы Мосгорсуда о том, что административная ответственность, предусмотренная ст. 8.14 КоАП г. Москвы, направлена на охрану общественных отношений в сфере благоустройства, неубедительны.

Коллегия сослалась на ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее — Федеральный закон об автомобильных дорогах), подчеркнув, что стоянки (парковки), наряду с дорожными знаками, дорожными ограждениями, светофорами, остановками, фонарями на дорогах и т.д. отнесены федеральным законодателем к элементам обустройства автомобильных дорог и характеризуют именно дорожную, а не благоустроительную деятельность.

Аргумент 2. За несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, а также за нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств ст. 12.16 и 12.19 КоАП РФ уже предусмотрены административные наказания, при этом значительно в меньших пределах, чем это предусмотрено ст. 8.14 КоАП г. Москвы.

Контраргумент Мосгорсуда. Административная ответственность установлена в рамках компетенции субъекта Российской Федерации и не может рассматриваться в качестве дополнительной ответственности за правонарушения, предусмотренные ст. 12.2, ст. 12.16 и ст. 12.19 КоАП РФ, на чем фактически настаивает заявитель.

Вывод Коллегии. Коллегия подчеркнула, что не умаляет выводов Мосгорсуда об имеющемся у субъектов федерации праве принимать законы, устанавливающие административную ответственность за нарушение региональных нормативных актов (п. “к” ч. 1 ст. 72 Конституции РФ).

Вместе с тем, возможности регионов в данной области ограничены положениями ст. 1.3 КоАП РФ, закрепляющей исключительную компетенцию Российской Федерации. В частности, установлено, что только нормами КоАП РФ может быть установлена ответственность за нарушение федеральных законов. Таким образом, по мысли федерального законодателя, субъект федерации вправе устанавливать административную ответственность лишь по вопросам, не урегулированным федеральным законом.

Далее по тексту определения Коллегия как раз делает вывод о том, что за правонарушения, упоминаемые в ст. 8.14 КоАП г. Москвы, водители могут быть привлечены и на основании норм КоАП РФ. Действительно, с такой позиции можно сказать, что фактически произошло дублирование ответственности за один и тот же административный проступок — ответственность установлена как КоАП РФ, так и КоАП г. Москвы.

Аргумент 3. Оспариваемые юридические составы, будучи бланкетными (отсылающими к иному нормативному акту. — Ред.) по своей юридической конструкции, предоставляют простор для административного усмотрения и допускают возможность наложения штрафа за нарушение требований, предъявляемых федеральным законодательством о безопасности дорожного движения.

Контраргумент Мосгорсуда. Сам по себе бланкетный характер нормы не является недостатком, этот юридический прием часто используется.

Вывод Коллегии. Действительно, регулятивные нормы, непосредственно закрепляющие правила поведения, не обязательно должны содержаться в том же правовом акте, что и нормы, устанавливающие ответственность за их нарушение, что было неоднократно подтверждено и КС РФ (постановление от 14 февраля 2013 года № 4-П, постановление от 27 мая 2003 года № 9-П, определение от 21 апреля 2005 года № 122-О и т.д.).

Вместе с тем, правовая норма должны быть определенной, ясной и недвусмысленной, а оспариваемые нормы этому требованию не отвечают. Часть 1 ст. 8.14 КоАП г. Москвы устанавливает ответственность за размещение транспортного средства на городской парковке с нарушением правил пользования городскими парковками. Эта норма является бланкетной, то есть отсылает к другому акту — правилам пользования парковками, и для наложения штрафа необходимо изучить эти правила и определить, были ли они нарушены водителем. Коллегия сделала вывод о том, что эта бланкетная норма не несет достаточной и необходимой информации о нормативных актах, устанавливающих непосредственно правила, за которые вводится административная ответственность.

Читать еще:  Договор комиссии транспортного средства образец

Правила пользования городскими парковками и размещения на них транспортных средств были утверждены постановлением Правительства Москвы от 5 октября 2012 года № 543-ПП. Коллегия указала, что это постановление принято по вопросам совместного (регионов и федерации) регулирования, а значит, в нем должны быть учтены требования федерального законодательства. Так, в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения” создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются регионами в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог. Сами парковки создаются и используются в порядке, установленном Федеральным законом об автомобильных дорогах.

Вместе с тем, право региона на установление порядка создания и использования парковок не тождественно установлению запретов, которые по своей юридической природе являются ограничениями. Ограничения же дорожного движения должны устанавливаться только в случаях, закрепленных в ст. 30 Федерального закона об автомобильных дорогах:

  • реконструкция;
  • капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог;
  • возникновение неблагоприятных природно-климатических условий;
  • снижение несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, её участков;
  • повышенная интенсивность движения транспортных средств накануне нерабочих праздничных и выходных дней, в нерабочие праздничные и выходные дни, а также в часы максимальной загрузки автомобильных дорог.

Правда, перечень этот открыт, и ограничения могут быть установлены субъектом федерации также и в иных случаях, однако преследуемой при этом целью должно быть повышение пропускной способности транспортных средств, а сами ограничения должны быть закреплены региональным законом.

Поскольку постановление Правительства Москвы, закрепляющее правила пользования парковками, не направлено на достижение обозначенных целей и является вдобавок к этому подзаконным актом, Коллегия посчитала, что предусмотренные п. 2.7 Правил пользования городскими парковками и размещения на них транспортных средств запреты не могут расцениваться в качестве правомерной основы для установления административной ответственности.

Неопределенным, по мнению Коллегии, является и один из составных элементов ч. 2 ст. 8.14 КоАП г. Москвы — там речь идет о нарушении порядка оплаты парковки. Действительно, эта норма оставляет большой простор для усмотрения и злоупотребления со стороны контролирующих органов. Порядок оплаты за размещение транспортных средств на платных городских парковках существует, он утвержден приказом Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы от 31 октября 2012 г. № 61-02-224/2. Однако его анализ все равно не позволяет ответить на вопрос, какие действия (бездействия) образуют правонарушение, которое можно было бы квалифицировать по ч. 2 ст. 8.14 КоАП г. Москвы.

Аргумент 4. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.14 КоАП г. Москвы схожа до степени смешения с диспозицией ст. 12.2 КоАП РФ, что нарушает принцип правовой определенности.

Контраргумент Мосгорсуда. Суд настаивал на том, что установленная региональным законодательством ответственность является дополнительной к федеральной, а не дублирующей ее. Резон в этом действительно есть — ведь КоАП РФ устанавливает ответственность только за нарушение требований к номерам на движущемся автомобиле, оставляя вне сферы закона запаркованные машины.

Вывод Коллегии. Действительно, несоблюдение пользователями городских парковок сформулированных региональными органами государственной власти запретов (резервировать парковочные места и создавать иные препятствия к свободному размещению автомобилей на парковке; размещать на парковочном месте, предназначенном для транспортных средств определённого вида, транспортное средство иного вида, размещать транспортное средство с нарушением границ парковочных мест, оставлять транспортное средство на парковке (парковочном месте) с нечитаемыми, нестандартными или установленными с нарушением требований ГОСТ номерами) не исключает их квалификации не только по ч. 1 и ч. 3 ст. 8.14 КоАП г. Москвы, но и по соответствующим статьям КоАП РФ, в том числе по ст. 12.16 и ст. 12.19 КоАП РФ.

В связи с этим Коллегия признала такое правовое регулирование субъекта федерации с неизбежностью порождающим конкуренцию региональных и федеральных норм, а как следствие — снижающим уровень правовых гарантий при привлечении к административной ответственности.

Итоги. Основываясь на том, что неясность и неоднозначное толкование нормативного правового акта является основанием для признания такого акта противоречащим федеральному законодательству и недействующим (п. 25 постановления Пленума ВС РФ от 29 ноября 2007 года № 48 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части”), Коллегия признала недействующим следующие положения ст. 8.14 КоАП г. Москвы:

1. Часть 1 ст. 8.14 КоАП г. Москвы. Она позволяла взимать штраф за размещение транспортного средства на городской парковке с нарушением правил пользования городскими парковками (за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 и ч. 3 ст. 8.14 КоАП г. Москвы).
2. Часть 2 ст. 8.14 КоАП г. Москвы в части слов “а равно нарушение порядка оплаты размещения транспортного средства на платной городской парковке”.
3. Часть 3 ст. 8.14 КоАП г. Москвы, которая устанавливала ответственность за оставление машины без номера, с нечитаемым или установленным не по правилам ГОСТ номером, а также номером, оборудованным с применением материалов, препятствующих или затрудняющих их идентификацию.

Таблица 1. Ответственность за нарушение правил установки и использования государственных регистрационных знаков.

Многие автомобилисты считают, что если они закрыли свой номер бумажкой, то можно не платить за парковку, так как штраф им не придет

Считают они так до первого штрафа. Для тех, кто не в курсе, наравне с “Парконами” (машинами, автоматически фиксирующими нарушения) в Москве есть и пешая парковочная инспекция. Они вручную сканируют номера и проверяют оплату парковки. Каждый день десятки инспекторов выходят на улицы Москвы, чтобы делать город лучше.

01. Вот человек снял задний номер, чтобы не оплачивать парковку. Хитро придумано.

02. Хорошо, есть передний номер. Инспектор фотографирует его.

03. Далее делаем фото злодея с нескольких ракурсов.

04. И отправляем в центр подготовки писем счастья.

05. Опытный жулик знает, что если закрыть одну цифру, то номер все равно определят в ручном режиме, поэтому он закрывает 2 знака.

06. Так можно обмануть робота, но пеший инспектор без труда считывает номер нарушителя.

07. Теперь номер чистый, а кто-то заплатит 2 500 рублей штрафа за неоплаченную парковку.

08. Подготавливаем фотодоказательства нарушения.

09. Вот человек подошел к делу серьезно. Мог бы гвоздем прибить диск, конечно, чтобы наверняка.

10. Пешего инспектора не обманут так.

11. Фото на память 😉

12. Выставка достижений народного жульничества прямо.

13. Посторонние предметы с проезжей части убираем.

14. Если в машине есть водитель, с ним проводятся разъяснительные беседы. “Чувак, парковка стоит 80 рублей всего, оплати и не позорься!”

15. Водитель говорит, что на последние деньги купил в ипотеку Мерседес, так что 80 рублей лишних у него нет. Так и уезжает.

16. Многие водители, завидев пеших инспекторов, почему-то сразу уезжают.

17. Бывают, конечно и неприятные ситуации. Я думаю, все видели, как ведут себя некоторые водители. В тех же роликах СтопХама показано много ситуаций с неадекватами. Кто-то матерится и угрожает, кто-то лезет в драку. В ближайшее время инспекторам должны раздать “тревожные кнопки” для оперативного вызова подмоги.

18. Кто у нас тут?

19. Перчатка – на третьем месте по популярности в деле сокрытия номера после бумажки и компакт-диска.

Парковка без последствий: ответственность за “невидимый” госномер признана незаконной

С каждым днем у Госавтоинспекции появляется все больше возможностей для фиксации правонарушений, совершаемых автолюбителями, и направления им штрафов в автоматическом режиме. Широкое распространение получили комплексы видеофиксации, устанавливаемые как в городе, так и за его пределами и позволяющие выделить нарушителя среди потока машин.

Более подробно о проекте по организации платных парковок в центре столицы читайте в нашем материале “Невидимые регистрационные номера, или Борьба с нелегальной парковкой”

В столице сегодня применяется еще один вид средств фиксации — специальные мобильные системы “Паркон” и “Паркрайд”, предназначенные для выявления водителей, не оплативших парковку в установленных для этого местах. Напомним, в Москве с 1 ноября 2012 года парковка стала платной на улицах Петровка, Каретный ряд и прилегающих к ним улицам и переулках, а с 1 июня 2013 года зона платной парковки была расширена и ограничивается в настоящий момент внешней границей Бульварного кольца (постановление Правительства Москвы от 17 мая 2013 г. № 289-ПП “Об организации платных городских парковок в городе Москве”). Стоимость парковки установлена в размере 50 руб. в час, а следят за своевременной ее оплатой указанные системы, схема работы которых заключается в считывании госномера автомобиля и сверке с базой на предмет оплаты стоянки

Конечно, водители неодобрительно отнеслись к введению платы за парковку в тех местах, где раньше она была совершенно бесплатной. Поэтому некоторые из них предпочитают сделать номер нечитаемым для таких мобильных систем — например, закрывают одну из цифр номера или используют специальные технические приспособления, а некоторые и вовсе скручивают номер и кладут в багажник на время своего отсутствия.

Власти предусмотрели возможность пресечения подобного недобросовестного поведения, и в октябре 2012 года в Кодексе города Москвы об административных правонарушениях (далее — КоАП г. Москвы) появилась ст. 8.14. “Размещение транспортного средства на городской парковке с нарушением правил пользования городскими парковками” (Закон г. Москвы от 24 октября 2012 г. № 51 “О внесении изменений в Закон города Москвы от 21 ноября 2007 года № 45 “Кодекс города Москвы об административных правонарушениях”). Эта норма предусматривает ответственность за нарушение правил пользования городскими парковками (ч. 1 ст. 8.14, штраф 1,5 тыс. руб.), неуплату или нарушение порядка оплаты парковки (ч.2 ст. 8.14, штраф 2,5 тыс. руб.), а также за отсутствие номеров, нечитаемые номера, установление номеров с нарушением требований ГОСТ либо использование материалов, препятствующих или затрудняющих идентификацию номера (ч. 3 ст. 8.14, штраф 5 тыс. руб.). Но летом текущего года случилось событие, которое сделало эти штрафы неактуальными.

Почему теперь можно сделать номер припаркованной машины нечитаемым, и за это ничего не будет

Реквизиты решения: Определение судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 26 июня 2013 г. № 5-АПГ13-20

Требования заявителя: Признать недействующими положения КоАП г. Москвы, устанавливающие ответственность за нарушение правил пользования городскими парковками, а также правила рассмотрения этих правонарушений (ст. 8.14, ч. 9 ст. 16.3, ст. 16.6 КоАП г. Москвы)

Суть решения: Требования удовлетворены частично. Такие действия, как нарушения правил пользования городскими парковками, нарушение порядка оплаты парковки, а также оставление машины без номера или с нечитаемым номером, перестали быть наказуемыми. Под запретом осталась только неуплата за стоянку (ч. 2 ст. 8.14 КоАП г. Москвы).

Управление автомобилем с нечитаемыми, нестандартными или установленными с нарушением требований ГОСТ номерами по-прежнему влечет наложение штрафа в размере 5 тыс. руб. или лишение прав на срок от одного до трех месяцев (ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ).

После вступления в силу положения ст. 8.14 КоАП г. Москвы успешно применялись, но недавно судебная коллегия по административным делам ВС РФ (далее — Коллегия) вынесла прецедентное решение, способное изменить эту практику.

Житель столицы В. обратился в Мосгорсуд с требованием о признании ст. 8.14, ч. 9 ст. 16.3, а также ст. 16.6 КоАП г. Москвы противоречащими законодательству и недействующими. Суд отказал в удовлетворении этих требований, и заявитель был вынужден обжаловать это решение в апелляционном порядке в ВС РФ. Коллегия частично отменила решение нижестоящего суда и признала многие положения ст. 8.14 КоАП г. Москвы недействующими с момента вынесения решения.

Рассмотрим аргументацию заявителя и ее оценку Коллегией более подробно.

Аргумент 1. Городские парковки располагаются не на закрытых территориях, а на улично-дорожной сети города.

В. указал, при этом, что пользование такими парковками осуществляется в соответствии с требованиями:

  • дорожных знаков особого предписания (5.29 “Зона регулируемой стоянки”, 5.30 “Конец зоны регулируемой стоянки”);
  • информационного знака (6.4 “Место стоянки”);
  • знаков дополнительной информации (табличек) (8.6.1-8.6.9 “Способ постановки транспортного средства на стоянку), (8.8 “Платные услуги”), (8.9 “Ограничение продолжительности стоянки”) или с требованиями горизонтальной разметки (1.4) (приложение 1 к ПДД РФ, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090).

Контраргумент Мосгорсуда. Обозначенные разметкой парковки на проезжей части, внеуличные парковки (в виде “карманов” и отступов от проезжей части) относятся не к элементам дороги, а к элементам благоустройства территории. Исходя из этого, суд признал размещение машины на платной парковке вообще не подпадающим под действие ПДД.

Читать еще:  Что означает восклицательный знак на стекле автомобиля?

Вывод Коллегии. Выводы Мосгорсуда о том, что административная ответственность, предусмотренная ст. 8.14 КоАП г. Москвы, направлена на охрану общественных отношений в сфере благоустройства, неубедительны.

Коллегия сослалась на ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее — Федеральный закон об автомобильных дорогах), подчеркнув, что стоянки (парковки), наряду с дорожными знаками, дорожными ограждениями, светофорами, остановками, фонарями на дорогах и т.д. отнесены федеральным законодателем к элементам обустройства автомобильных дорог и характеризуют именно дорожную, а не благоустроительную деятельность.

Аргумент 2. За несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, а также за нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств ст. 12.16 и 12.19 КоАП РФ уже предусмотрены административные наказания, при этом значительно в меньших пределах, чем это предусмотрено ст. 8.14 КоАП г. Москвы.

Контраргумент Мосгорсуда. Административная ответственность установлена в рамках компетенции субъекта Российской Федерации и не может рассматриваться в качестве дополнительной ответственности за правонарушения, предусмотренные ст. 12.2, ст. 12.16 и ст. 12.19 КоАП РФ, на чем фактически настаивает заявитель.

Вывод Коллегии. Коллегия подчеркнула, что не умаляет выводов Мосгорсуда об имеющемся у субъектов федерации праве принимать законы, устанавливающие административную ответственность за нарушение региональных нормативных актов (п. “к” ч. 1 ст. 72 Конституции РФ).

Вместе с тем, возможности регионов в данной области ограничены положениями ст. 1.3 КоАП РФ, закрепляющей исключительную компетенцию Российской Федерации. В частности, установлено, что только нормами КоАП РФ может быть установлена ответственность за нарушение федеральных законов. Таким образом, по мысли федерального законодателя, субъект федерации вправе устанавливать административную ответственность лишь по вопросам, не урегулированным федеральным законом.

Далее по тексту определения Коллегия как раз делает вывод о том, что за правонарушения, упоминаемые в ст. 8.14 КоАП г. Москвы, водители могут быть привлечены и на основании норм КоАП РФ. Действительно, с такой позиции можно сказать, что фактически произошло дублирование ответственности за один и тот же административный проступок — ответственность установлена как КоАП РФ, так и КоАП г. Москвы.

Аргумент 3. Оспариваемые юридические составы, будучи бланкетными (отсылающими к иному нормативному акту. — Ред.) по своей юридической конструкции, предоставляют простор для административного усмотрения и допускают возможность наложения штрафа за нарушение требований, предъявляемых федеральным законодательством о безопасности дорожного движения.

Контраргумент Мосгорсуда. Сам по себе бланкетный характер нормы не является недостатком, этот юридический прием часто используется.

Вывод Коллегии. Действительно, регулятивные нормы, непосредственно закрепляющие правила поведения, не обязательно должны содержаться в том же правовом акте, что и нормы, устанавливающие ответственность за их нарушение, что было неоднократно подтверждено и КС РФ (постановление от 14 февраля 2013 года № 4-П, постановление от 27 мая 2003 года № 9-П, определение от 21 апреля 2005 года № 122-О и т.д.).

Вместе с тем, правовая норма должны быть определенной, ясной и недвусмысленной, а оспариваемые нормы этому требованию не отвечают. Часть 1 ст. 8.14 КоАП г. Москвы устанавливает ответственность за размещение транспортного средства на городской парковке с нарушением правил пользования городскими парковками. Эта норма является бланкетной, то есть отсылает к другому акту — правилам пользования парковками, и для наложения штрафа необходимо изучить эти правила и определить, были ли они нарушены водителем. Коллегия сделала вывод о том, что эта бланкетная норма не несет достаточной и необходимой информации о нормативных актах, устанавливающих непосредственно правила, за которые вводится административная ответственность.

Правила пользования городскими парковками и размещения на них транспортных средств были утверждены постановлением Правительства Москвы от 5 октября 2012 года № 543-ПП. Коллегия указала, что это постановление принято по вопросам совместного (регионов и федерации) регулирования, а значит, в нем должны быть учтены требования федерального законодательства. Так, в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения” создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются регионами в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог. Сами парковки создаются и используются в порядке, установленном Федеральным законом об автомобильных дорогах.

Вместе с тем, право региона на установление порядка создания и использования парковок не тождественно установлению запретов, которые по своей юридической природе являются ограничениями. Ограничения же дорожного движения должны устанавливаться только в случаях, закрепленных в ст. 30 Федерального закона об автомобильных дорогах:

  • реконструкция;
  • капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог;
  • возникновение неблагоприятных природно-климатических условий;
  • снижение несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, её участков;
  • повышенная интенсивность движения транспортных средств накануне нерабочих праздничных и выходных дней, в нерабочие праздничные и выходные дни, а также в часы максимальной загрузки автомобильных дорог.

Правда, перечень этот открыт, и ограничения могут быть установлены субъектом федерации также и в иных случаях, однако преследуемой при этом целью должно быть повышение пропускной способности транспортных средств, а сами ограничения должны быть закреплены региональным законом.

Поскольку постановление Правительства Москвы, закрепляющее правила пользования парковками, не направлено на достижение обозначенных целей и является вдобавок к этому подзаконным актом, Коллегия посчитала, что предусмотренные п. 2.7 Правил пользования городскими парковками и размещения на них транспортных средств запреты не могут расцениваться в качестве правомерной основы для установления административной ответственности.

Неопределенным, по мнению Коллегии, является и один из составных элементов ч. 2 ст. 8.14 КоАП г. Москвы — там речь идет о нарушении порядка оплаты парковки. Действительно, эта норма оставляет большой простор для усмотрения и злоупотребления со стороны контролирующих органов. Порядок оплаты за размещение транспортных средств на платных городских парковках существует, он утвержден приказом Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы от 31 октября 2012 г. № 61-02-224/2. Однако его анализ все равно не позволяет ответить на вопрос, какие действия (бездействия) образуют правонарушение, которое можно было бы квалифицировать по ч. 2 ст. 8.14 КоАП г. Москвы.

Аргумент 4. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.14 КоАП г. Москвы схожа до степени смешения с диспозицией ст. 12.2 КоАП РФ, что нарушает принцип правовой определенности.

Контраргумент Мосгорсуда. Суд настаивал на том, что установленная региональным законодательством ответственность является дополнительной к федеральной, а не дублирующей ее. Резон в этом действительно есть — ведь КоАП РФ устанавливает ответственность только за нарушение требований к номерам на движущемся автомобиле, оставляя вне сферы закона запаркованные машины.

Вывод Коллегии. Действительно, несоблюдение пользователями городских парковок сформулированных региональными органами государственной власти запретов (резервировать парковочные места и создавать иные препятствия к свободному размещению автомобилей на парковке; размещать на парковочном месте, предназначенном для транспортных средств определённого вида, транспортное средство иного вида, размещать транспортное средство с нарушением границ парковочных мест, оставлять транспортное средство на парковке (парковочном месте) с нечитаемыми, нестандартными или установленными с нарушением требований ГОСТ номерами) не исключает их квалификации не только по ч. 1 и ч. 3 ст. 8.14 КоАП г. Москвы, но и по соответствующим статьям КоАП РФ, в том числе по ст. 12.16 и ст. 12.19 КоАП РФ.

В связи с этим Коллегия признала такое правовое регулирование субъекта федерации с неизбежностью порождающим конкуренцию региональных и федеральных норм, а как следствие — снижающим уровень правовых гарантий при привлечении к административной ответственности.

Итоги. Основываясь на том, что неясность и неоднозначное толкование нормативного правового акта является основанием для признания такого акта противоречащим федеральному законодательству и недействующим (п. 25 постановления Пленума ВС РФ от 29 ноября 2007 года № 48 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части”), Коллегия признала недействующим следующие положения ст. 8.14 КоАП г. Москвы:

1. Часть 1 ст. 8.14 КоАП г. Москвы. Она позволяла взимать штраф за размещение транспортного средства на городской парковке с нарушением правил пользования городскими парковками (за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 и ч. 3 ст. 8.14 КоАП г. Москвы).
2. Часть 2 ст. 8.14 КоАП г. Москвы в части слов “а равно нарушение порядка оплаты размещения транспортного средства на платной городской парковке”.
3. Часть 3 ст. 8.14 КоАП г. Москвы, которая устанавливала ответственность за оставление машины без номера, с нечитаемым или установленным не по правилам ГОСТ номером, а также номером, оборудованным с применением материалов, препятствующих или затрудняющих их идентификацию.

Таблица 1. Ответственность за нарушение правил установки и использования государственных регистрационных знаков.

Оправдательный разговор: Почему водители прячут номера

The Village поговорил с водителями, которые закрывают свои номера, чтобы не платить штраф, и узнал, почему они поддерживают введение платной парковки в центре.

С тех пор как по улицам начали ездить парконы, а в пределах Бульварного кольца заработала платная парковка, автомобили с закрытыми номерами стали привычной частью уличного пейзажа. Пакеты и тряпки, визитки и компакт-диски, журнал «Флирт» и георгиевские ленточки — чтобы избежать штрафа и не платить 50 рублей в час, в ход идёт всё. Многие и вовсе снимают номера, уходя в магазин или в офис. Как правило, чем дороже машина, тем выше шанс, что именно её номер будет спрятан. По просьбе The Village Мария Максимова уговорила таких водителей объяснить свою позицию.

Евгений

Ну что вы хотите услышать? Само собой, я заклеиваю номера, чтобы меня не оштрафовали. Да, я не хочу платить. Я ненадолго на этом месте припарковался, схожу по делам и уеду. Я к этой идее с эсэмэсками отношусь отрицательно: что я буду, в каждом месте, куда заезжаю, заново СМС отправлять, что ли? А если я буквально на 15 минут приехал? Зачем платить, когда можно не платить.

Николай

Я закрываю номера, потому что товарищи на машинах видеоконтроля ездят здесь и фотографируют. А потом присылают штраф, мне уже несколько раз приходил. Я-то нормально к идее платной парковки отношусь, но надо, чтобы не один банкомат для оплаты на весь район был. А как в Европе — каждые 200 метров: подъехал, оплатил и уехал. Ещё бывают ситуации, что некоторые банкоматы с наличкой не работают, только карты.

Игорь

А за что я, скажите, должен деньги платить? Я приехал на работу. На день, на час — какая разница. Мне в компании никто за парковку не доплачивает, поэтому я заделал номера. Так сложилось, что я работаю в центре. Вот и пусть мне какой-то пропуск заказывает компания.

Мне очень нравится, что ввели платные парковки. В центре стало гораздо больше места, почти везде, где нужно, можно припарковаться. Раньше, когда мы ездили гулять в сад «Эрмитаж», там никогда припарковаться не могли, а сейчас места свободные всегда есть — с ребёнком очень удобно. И вообще, 50 рублей не те деньги, которые нужно жать. Сейчас я заклеила номера, потому что в этом переулке запрещена парковка, а я тут встала. Мне нужно было разгрузить машину в офис. Я первый раз заклеиваю и то по наводке, даже не знала, что так можно делать. А так я всегда оплачиваю, это просто и удобно.

Сергей

Сколько я ни пытался отправлять СМС, ничего не получается. Мне только штрафы приходят — уже три штуки. Иногда вообще сбой идёт. Властям надо сделать нормальную услугу, без этого геморроя. Мне кажется, проще всего платить наличными, а эти СМС не работают реально. У меня многие друзья уже попадались. Саму платную парковку, может, убирать и не надо, всё равно она полезная, но изменить систему оплаты необходимо.

Артём

Мне не нравится неудобная форма оплаты. Если у меня старенький телефон, например, то не все приложения доступны. Потом, говорят, если заглавными буквами номер напишешь, могут не засчитать. Я слышал много историй, когда люди отправляли СМС, а всё равно получали штрафы. Мне один раз тоже приходил: правда, на рабочую машину, я ведь персональный водитель. Потом не везде стоят паркоматы, как здесь. Вчера я в нём оплачивал, кстати. Я сейчас просто редко бываю внутри Бульварного кольца, а со следующего года, когда платную парковку сделают внутри всего Садового, буду покупать карту оплаты.

Читать еще:  В чем смысл лизинга автомобиля?

Чем москвичи закрывают номера

МОСЛЕНТА провела день с сотрудниками «Московского паркинга»

Уже год в Москве работают пешие инспекторы «Московского паркинга», занимающиеся фотофиксацией автомобилей, установленных в зоне платной парковки, а также контролем за состоянием парковочной инфраструктуры. Корреспондент МОСЛЕНТЫ примерила на себя профессию инспектора АМПП.

— А я на Краснопресненскую!

Из ворот зеленого здания АМПП выходят мужчины в синей форме с нашивками. Они похожи на полицейских, но большой логотип АМПП на спине и фирменная надпись говорят сами за себя — перед нами пешие инспекторы «Московского паркинга».

Сегодня в Москве работает порядка 120 пеших инспекторов. По словам пресс-секретаря АМПП Елены Юдиной, благодаря им на улицах столицы на 40 процентов сократилось количество машин с закрытыми номерами. По ее мнению, люди стали с пониманием относиться и в целом к парковке и к тому, что закрытый бумажкой номер не спасет от штрафа за неуплату парковки.

Мы идем с инспекторами Сергеем и Дмитрием по Верхней улице. Платная парковка здесь заполнена автомобилями. По ходу движения Алексей фотографирует каждую из них. У него в руках персональный комплекс фотофиксации (ПКФ) — специальное устройство, похожее на планшет, способное фотографировать и отправлять данные на сервер АМПП.

— Российского производства, между прочим. Классная штука. Противоударная к тому же. Работает быстро, исправно. Операционную систему постоянно обновляют. Мы начинали с версии 01, а сейчас уже прошивка 08 вышла.

Сергей учит меня пользоваться ПКФ. Сначала его надо опустить вниз, чтобы он перешел в ожидающий режим и сбросил данные. Как только я поднимаю его на уровень автомобиля, он вдруг фотографирует сам, а потом показывает на экране рамку, по которой можно ориентироваться для съемки грамотного фото номера автомобиля. Через пять секунд ПКФ показывает, что номер идентифицирован. Теперь фото можно отправлять на сервер нажатием одной кнопки.

Инспектору достаточно 30 сантиметров для того, чтобы сфотографировать номер

Эту нехитрую процедуру Сергей проделывает с каждым припаркованным по ходу движения автомобилем. Он делает это быстро, сразу встает в нужное место, рука у него явно набита.

— Я работаю быстро. Вот эту улицу обойду минут за двадцать. И пойду обратно, делать повторные фото.

Задача инспектора делать круг по маршруту не более чем за 15-20 минут — ведь именно этот отрезок времени является бесплатным для припарковавшихся в зоне платной парковки. Если инспектор сделал повторное фото через 15 минут, а водитель за это время так и не оплатил парковку, ему грозит штраф 2500 рублей.

— Я каждый день прохожу по 25 километров. У нас есть нормы труда, но цифры очень зависят от категории зоны парковки. Обычно мы фотографируем примерно по 500-550 автомобилей в день.

Рабочий день пешего инспектора начинается в 9 утра с инструктажа, на котором ежедневно распределяются маршруты. Новый день — новый маршрут. Хорошими маршрутами инспекторы называют те, на которых автомобили паркуются плотно.

— Но лично мне больше всего нравится маршрут на набережной Шевченко и Сити. И хотя этот маршрут считается тяжелым из-за небольшой плотности парковки и больших расстояний — я люблю, когда меня туда отправляют, там красиво, — рассказывает Сергей.

Всего в Москве существует 115 маршрутов для пеших инспекторов. Опытный инспектор уже знает особенности многих из них и даже постоянных нарушителей.

— Был у меня один настойчивый водитель на Краснопресненской. Каждый день в течение двух месяцев парковался в одном и том же месте и всегда закрывал номер. А я всегда бумажку эту снимал с номера и его фотографировал. И он, наверняка, получил уже несколько штрафов, но упорно продолжал это делать. Потом он сдался. Перестал там парковаться.

— А чем обычно люди закрывают номера? В вашей практике были какие-то особо изобретательные водители?

Прибор отечественного производства сам фотографирует и сразу отсылает номер в базу АМПП

— Обычно все-таки это бумажки и диски. Я видел и номера-перевертыши, и ненастоящие номера, которые на магните прикрепляются к обычному номеру. С такими мы сделать ничего не можем. Но могут сотрудники ГИБДД. Еще бывает, что водитель сам загораживает номер — встает просто прямо перед ним и не дает его сфотографировать. Часто, видя инспектора, водители открывают багажник вместе с номером. Но обычно удается спокойно объяснить человеку, что это неправильное поведение.

— А как припарковать автомобиль так, чтобы вы не смогли его сфотографировать?

— Для того чтобы сделать фотографию, мне требуется расстояние около 30 сантиметров. Если расстояние между припаркованными автомобилями будет меньше, сделать фото будет проблематично. Другой вопрос, если у вас между автомобилями такое маленькое расстояние — вы сможете оттуда выехать? Ну и, конечно, мы никак не можем сфотографировать номера, если хозяин их заблаговременно скрутил.

Сергей ведет меня на соседнюю улицу. Он знает — здесь есть автомобиль без номеров. Прогнившая до дыр баклажановая «четверка» явно стоит уже давно. Кажется, замки на дверях не работают, внутри пыль и мусор. Но водитель оставил на переднем стекле записку: «У этого автомобиля есть хозяин. Пожалуйста, не эвакуируйте его!».

Сергей фотографирует автомобиль и отправляет его в папку «Автомобиль без номеров» на сервер АМПП.

— А то, что он явно заехал под «кирпич», это ничего? Вы это никак не помечаете?

— Это вне нашей компетенции. Мы лишь фиксируем все автомобили, находящиеся в зоне платной парковки. Во-первых, возможно, он оставил тут машину еще до того, как тут поставили «кирпич». Во-вторых, этим занимается уже ГИБДД, так как мы не фиксируем нарушителей правил дорожного движения. Мы можем сфотографировать нарушение и отправить его на сервер, а дальше уже дело МАДИ или Госавтоинспекции.

Ответ «это вне нашей компетенции» наиболее частый в нашем разговоре. Инспекторы объясняют мне, что многие горожане, как и я, возлагают на них множество функций, которые на самом деле они не выполняют.

Закрытые номера не спасают: инспектор снимет этот диск и все равно сфотографирует номер

Артем Коротаев / ТАСС

— Нас постоянно спрашивают, а прошел ли платеж, а выписан ли штраф, а могут ли они переставить автомобиль, чтобы штраф им не пришел, кто-то просит сфотографировать неправильно припаркованный автомобиль во дворе. Но все это — вне нашей компетенции. Этим занимаются МАДИ или ГИБДД. Мы только фиксируем автомобили, помогаем людям оплатить парковку, разъясняем правила пользования парковочным пространством, а также проверяем исправность паркоматов и осматриваем их и другую дорожную инфраструктуру на предмет вандализма.

Мы переходим на более оживленный маршрут: 3-я улица Ямского Поля — улица Правды. По ходу движения Сергей включает каждый попадающийся нам паркомат — все исправны. Но в начале 3-й улицы Ямского поля на паркомате приклеено рекламное объявление. Сергей фиксирует — это вандализм. Тем временем Дмитрий фотографирует наклейки на знаке платной парковки — это тоже вандализм.

Эти фотографии направляются в ЦОДД и затем специалисты устраняют нарушения.

— Вот, смотрите, нарушитель, — указывает мне Сергей на черный Nissan Patrol, припаркованный на выезде из ворот. Последняя цифра его номера закрыта листком бумаги. Сергей снимает его, кладет рядом и фотографирует. — Бумажки, диски, тряпки, которые мы снимаем с номеров, мы кладем рядом на капот. Брать их мы не имеем права. Как и трогать автомобиль. А вот номер — не является собственностью автовладельца, поэтому его трогать можно.

Теперь нам предстоит сфотографировать все машины на этой улице. На 3-й улице Ямского поля как всегда хаотичная парковка. Все «легальные» платные места заняты, поэтому автомобили припаркованы также и на тротуаре, и стоят с «аварийкой» на стороне под знаком «остановка запрещена».

По пути встречаем грузовик с завешенным тряпкой номером.

— Уважаемый, зачем нарушаете? Откройте номер, будьте любезны.

Водитель грузовика в трениках и красной «алкоголичке» ворчит, но требование инспектора выполняет. Дмитрий фотографирует номер.

Водитель соседней фуры, кузов которой разгружают, загородил номер канистрой. Инспектор делает ему замечание.

— Да я тут вообще не стою. Просто вот разгружаем.

— Разгружайте на здоровье. Но номер откройте, пожалуйста, — строго повторяет Дмитрий.

Водитель нехотя убирает канистру. Но когда мы отходим, я вижу, как он приволок пластмассовое дорожное ограждение и прикрыл номер им.

— Он стоит вне зоны платной парковки, но он нарушает, потому что перекрывает проезд. Так что на самом деле штраф за неоплату ему не выпишут. И он это прекрасно знает. Он закрывает номер не от нас, а от ГИБДД или МАДИ. Это я уже ему так сказал — для дисциплины, — поясняет Дмитрий.

Наш следующий нарушитель — черный Land Cruiser — припаркован в зоне платной парковки, но на нем нет номеров — ни передних, ни задних.

— Раньше они скручивали только задний номер, поскольку мобильный паркон не мог сфотографировать передний. Теперь, зная, что на улицах работают пешие инспекторы, водители скручивают оба номера. В данном случае мы ничего сделать не можем. Такой автомобиль мы фотографируем и отправляем с пометкой «автомобиль без номеров». Но в базе его никак идентифицировать не смогут. На таких нарушителей одна управа — ГИБДД. Если они зафиксируют, что водитель снимает номера, ему грозит лишение прав. Ну особо наглым, как этот, например, потому что он тут постоянно стоит и всегда скручивает номера, сотрудники ГИБДД иногда устраивают «сладкую жизнь». Так, если они заподозрят, что автомобиль представляет террористическую угрозу, его эвакуируют, а из-за того, что он без номеров, владелец будет долго его искать.

На пересечении с улицей Правды Сергей фотографирует автомобиль, припаркованный на желтой линии.

— Подождите! Но тут вот еще и разметка платной парковки вместе с желтой линией? И как быть? Кому верить? — замечаю я.

Сергей и Дмитрий озадаченно осматривают разметку. Ясное дело, фотографируют, и отправляют с пометкой «противоречивая разметка».

— Ну это уже в коммунальные службы переправят, пусть они устраняют допущенную оплошность, — говорит Сергей. Настало время возвращаться к началу улицы, чтобы сделать повторные снимки.

Черный Patrol еще на месте. Бумажка, снятая Сергеем, уже улетела. Он повторно фотографирует автомобиль, гордо замечая: «Вот этот нарушитель на 95 процентов получит штраф».

В этот момент к нам подходит восточный мужчина средних лет.

— Что ж ты делаешь? — говорит он с акцентом.

Сергей снимает фуражку.

— А вы что делаете? Зачем номер закрываете?

— Я ничего не закрываю. Вон смотрите — никакой бумажки, — говорит мужчина, лукаво поглядывая исподлобья.

— Вам фотографию показать? — спрашивает Сергей, открывая свой ПКФ.

— Что ты от меня хочешь? — смеется водитель. — Это вообще не моя машина.

На лице автовладельца досада, но он улыбается. С Сергеем сложно вступать в конфликт — он слишком доброжелателен.

— А вы часто сталкиваетесь с агрессией?

— Бывает. Но в основном все вопросы разрешаются примерно так, как с этим гражданином. Обычно люди понимают, что они нарушают, то есть неправы, поэтому проявление агрессии ни к чему. Проще оплатить парковку, чем потом платить штрафы или по судам таскаться.

Все инспекторы проходят специальные курсы по конфликтологии, этике общения и другим дисциплинам. В целом, чтобы стать инспектором достаточно пройти недельное обучение прямо на маршрутах с опытным инструктором.

Каждый день пеший инспектор проходит 25 километров

— А женщины у вас работают? — интересуюсь я.

— Нет. Я бы женщину на такую работу не выпустил. Только если в паре с мужчиной. Вообще женщины больше склонны к конфликтам, поэтому женщина-инспектор, возможно, могла бы помочь решать конфликты именно с ними. Насколько я знаю, такая практика существует в Европе. Но пустить женщину на маршрут одну — нет. Во-первых, надо очень много ходить. Причем, в любую погоду. А во-вторых, вдруг какой-то конфликт. Нет, не женское это дело.

Правда, пресс-секретарь АМПП добавляет, что никаких ограничений по полу инспекторов у них нет. Просто пока еще ни одна женщина не претендовала на эту должность.

— А вам нравится ваша работа? — спрашиваю я Сергея.

— Мне нравится. Я во всем люблю порядок. Платные парковки этот порядок в городе создают. А за любым порядком нужен контроль.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector