Судебный порядок разрешения земельных споров
Dent-repair.ru

Автомобильный портал

Судебный порядок разрешения земельных споров

Статья 64. Рассмотрение земельных споров

1. Земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

2. До принятия дела к производству судом земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд.

Комментарий к Ст. 64 ЗК РФ

1. Земельные споры — это разрешаемые в установленном порядке разногласия, возникающие между участниками земельных правоотношений по поводу реализации имеющихся у них субъективных прав и (или) исполнения соответствующих обязанностей. Отличительной чертой земельных споров является их содержание, заключенное в предмете и основании спора, которое неразрывно связано со спецификой общественных отношений, регулируемых земельным законодательством.

Земельные споры разрешаются в судебном порядке посредством искового производства, за исключением споров, рассматриваемых с соблюдением обязательного внесудебного (претензионного) порядка, а также споров, переданных на рассмотрение третейского суда.

Земельные споры можно подразделить на три группы:

— споры о признании права на земельный участок;

— споры о присуждении исполнения определенного действия в пользу заинтересованного участника земельных правоотношений или воздержания от его исполнения;

— споры об изменении или прекращении земельных правоотношений.

Признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке при условии предоставления заинтересованным лицом доказательств, подтверждающих принадлежность земельного участка (соответствующего права на его использование). Признание права на земельный участок рассматривается законодателем в числе способов защиты прав на землю. Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном ФЗ о государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Споры о присуждении исполнения действия основываются на требовании реализации корреспондирующей связи между субъективным правом и соответствующей обязанностью при условии ее невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанным лицом.

Споры об изменении или прекращении земельных правоотношений вызваны необходимостью судебного установления по вопросам толкования юридических фактов, являющихся основанием изменения или прекращения земельных правоотношений. Конфликт сторон спора может заключаться в признании или непризнании соответствующих юридических фактов в качестве основания изменения или прекращения правоотношений.

По общему правилу земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

Однако судебный порядок рассмотрения земельных споров не исключает возможности рассмотрения земельных споров в административном порядке. Правовую основу административного порядка рассмотрения земельных споров составляет конституционное положение, согласно которому граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ).

В некоторых случаях, например в сельской местности, для граждан более доступен административный порядок рассмотрения спора. При наличии обоюдного желания спорящих сторон и их доверия к местной администрации разрешение земельного спора может быть осуществлено быстрее и результативнее.

В законах некоторых субъектов РФ рассмотрение земельных споров отнесено к ведению органов местного самоуправления. Например, в соответствии с Законом Владимирской области от 21 мая 1997 г. «О местном самоуправлении во Владимирской области» к полномочиям администрации по вопросам использования земель в границах муниципального образования, охраны окружающей среды отнесено разрешение в пределах своей компетенции земельных споров (ст. 27).

Рассмотрение земельного спора в административном порядке не препятствует обращению в суд, например, если кто-то не удовлетворен решением органа управления. Однако достигнутые соглашения в результате рассмотрения земельного спора в административном порядке могут быть приняты во внимание при рассмотрении земельного спора судом.

Вопросы подведомственности земельных споров судам общей юрисдикции были разъяснены в Постановлении Пленума ВС РФ от 22 апреля 1992 г. N 6 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства о земельной реформе» . Суд обязан принять к своему производству и рассмотреть по существу споры, связанные с земельными отношениями, одной из сторон которых являются граждане, за исключением занимающихся предпринимательской деятельностью (в том числе ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство), если спор возник в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности, а также по жалобам указанных лиц на решения местной администрации по земельным вопросам. Судам, в частности, подведомственны:
———————————
БВС РФ. 1992. N 7. Примеч. ред.: названное Постановление Пленума ВС РФ признано утратившим силу в связи с изданием Постановления Пленума ВС РФ от 26 апреля 2007 г. N 15.

— требования о признании неправомерным отказа местной администрации в предоставлении земельного участка, в том числе для создания крестьянского (фермерского) хозяйства, ведения личного подсобного хозяйства, строительства индивидуального жилого дома, для садоводства и огородничества, сенокошения, выпаса скота;

— требования о признании неправомерным прекращения местной администрацией права пользования или аренды земельных участков;

— требования о возмещении убытков, причиненных изъятием, выкупом либо временным занятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей или ухудшением качества земель в результате влияния, вызванного деятельностью предприятий, учреждений и граждан;

— требования о возмещении убытков, причиненных в результате неправомерного занятия земельного участка, его загрязнения, порчи и других нарушений прав собственников земельных участков и землепользователей;

— требования о возмещении убытков, понесенных собственником земли, землепользователем в связи с проведением изыскательских работ;

— жалобы на решения местной администрации о предоставлении земельного участка другим лицам, которыми ущемлены права и охраняемые законом интересы собственника, землепользователя;

— споры между собственниками индивидуальных жилых строений, расположенных на смежных (соседних) земельных участках, об устранении препятствий в пользовании земельным участком, в том числе в случае, когда оспариваются его границы и размеры;

— споры между садоводческим товариществом и его членами, споры членов товарищества между собой, а также споры между супругами, в том числе и бывшими, по поводу раздела земельного участка или определения порядка пользования этим участком.

В соответствии с Постановлением Пленума ВС СССР от 30 марта 1990 г. N 5 о применении законодательства при рассмотрении судами споров, связанных с деятельностью садоводческих товариществ , судебному рассмотрению также подлежат дела:
———————————
БНА. 1991. N 3.

— по искам садоводческого товарищества об освобождении земельного участка лицами, пользующимися им без законных оснований;

— по искам членов садоводческого товарищества об освобождении земельного участка лицами, не имеющими права на пользование им;

— о возмещении убытков, причиненных уничтожением, порчей или повреждением насаждений и посевов на земельном участке;

— по искам о необоснованном исключении из членов садоводческого товарищества, по искам лиц, не являющихся членами садоводческого товарищества, о возмещении расходов, понесенных ими в связи с вложением труда и средств на постройку, ремонт садового дома и других строений, на обработку земельного участка, приобретение плодово-ягодных насаждений;

— по спорам наследников умершего члена садоводческого товарищества и членов его семьи, имеющих право в соответствии с законодательством и уставом на дальнейшее пользование земельным участком, о защите нарушенного или оспариваемого преимущественного права на вступление в члены товарищества.

К этому перечню можно добавить также: споры об отмене государственной регистрации права на земельный участок или сделки с ним (ст. 2 ФЗ о государственной регистрации прав на недвижимое имущество); споры об установлении сервитутов на земельные участки (ст. 23 ЗК, ст. 274 ГК); споры об обращении взыскания на земельный участок (ст. 278 ГК, ст. 51 Федерального закона от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» ), споры о признании права собственности на самовольную постройку при условии предоставления в установленном порядке земельного участка под возведенную постройку (ст. 222 ГК) и т.д.
———————————
СЗ РФ. 1998. N 29. Ст. 3400; 2001. N 46. Ст. 4308; 2002. N 7. Ст. 629; N 52 (ч. 1). Ст. 5135; 2004. N 6. Ст. 406; N 27. Ст. 2711; N 45. Ст. 4377; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 40; Ст. 42; 2006. N 50. Ст. 5279; N 52 (ч. 1). Ст. 5498; 2007. N 27. Ст. 3213.

По первой инстанции дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества (включая земельные участки), а также дела об определении порядка пользования земельными участками рассматривают мировые судьи (ст. 23 ГПК РФ, ст. 3 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» ). В субъектах РФ, где не назначены (не избраны) на должность мировые судьи, указанные дела продолжают рассматриваться судьями районных (городских, межмуниципальных) судов.
———————————
СЗ РФ. 1998. N 51. Ст. 6270; 2004. N 25. Ст. 2481; N 35. Ст. 3607; N 49. Ст. 4841; Ст. 4843; 2005. N 8. Ст. 604; N 15. Ст. 1278; 2006. N 11. Ст. 1147; 2007. N 10. Ст. 1151.

Иски об установлении порядка пользования земельным участком подсудны исключительно суду по месту нахождения земельного участка. Указанная подсудность не может быть изменена соглашением сторон по делу.

Согласно совместному Постановлению Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 18 августа 1992 г. N 12/12 «О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам» , арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных (включая земельные) правоотношений:
———————————
БВС РФ. 1992. N 11.

— между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном порядке (в том числе главами крестьянского (фермерского) хозяйства);

— между Российской Федерацией и субъектами РФ, а равно между субъектами РФ.

Практика рассмотрения земельных споров арбитражными судами обобщена в информационном письме Президиума ВАС РФ от 27 февраля 2001 г. N 61 «Обзор практики применения арбитражными судами земельного законодательства» .
———————————
Вестник ВАС РФ. 2001. N 5.

2. Согласно п. 2 ст. 64 ЗК РФ до принятия дела к производству судом земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд. Форма договора о передаче спора на рассмотрение третейского суда только письменная. Состав суда определяется по усмотрению сторон: либо в количестве нескольких судей, избранных в одинаковом числе каждой стороной, и одного по общему избранию, либо третейским судьей становится лицо, кандидатура которого устраивает все стороны спора. Законодательством предусматриваются особое содержание третейской записи (договора о передаче спора на рассмотрение третейского суда), специальные требования к членам третейского суда, перечень оснований для перемены судьи в споре. Третейский суд не связан правилами гражданского судопроизводства, однако он не может решать дела, не выслушав объяснений сторон, кроме случаев, когда сторона уклоняется от явки в суд для дачи объяснений. Решение выбранного сторонами третейского суда принимается большинством голосов третейских судей. Если в третейском соглашении не предусмотрено, что решение третейского суда окончательно, то в течение трех месяцев оно может быть оспорено в компетентный суд общей юрисдикции либо арбитражный суд согласно АПК или ГПК. Решение третейского суда отменяется в случаях, например, неподведомственности дела третейскому суду, неуведомления стороны о составе, времени и месте заседания третейского суда, нарушении Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» , иных законов или основополагающих принципов российского права и т.п.
———————————
СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3019.

Решение третейского суда исполняется добровольно в порядке и в сроки, установленные в решении; если срок не установлен, решение исполняется немедленно. Если решение третейского суда не исполняется, то оно подлежит исполнению по правилам исполнительного производства, т.е. на основе выданного компетентным судом исполнительного листа на принудительное исполнение решения.

Судебный порядок разрешения земельных споров.

Одной из форм защиты нарушенного или оспариваемого права является судебная защита. Ст. 46 Конституции РФ предоставляет каждому право обращаться за защитой своих прав в суд. В суд могут быть обжалованы любые решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Ст. 64 ЗК РФ устанавливает, что земельные споры рассматриваются в судебном порядке. До принятия дела к производству судом земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд.

Спор (в данном случае) – надлежащим образом оформленное несогласие одной стороны с действиями другой стороны, поступившее на рассмотрение органов, уполномоченных подтвердить или опровергнуть это несогласие. Спор считается разрешенным после вынесения уполномоченным органом решения по предмету спора.

Предмет спора: оспариваемые действия граждан и организаций, в том числе государственных или муниципальных органов.

К земельным относятся споры, предметом которых являются земельно-правовые отношения или отношения, связанные с использованием и охраной земель.

Судебное рассмотрение земельных споров осуществляется:

· в порядке вынесения решений по жалобам на действия должностных лиц государственных и муниципальных органов, в том числе связанные с принятием нормативных или ненормативных актов (по делам, возникающим из публичных правоотношений), либо

· в порядке искового судопроизводства.

При рассмотрении земельных споров в судах применяются все общие процессуальные правила, никаких исключений для земельных споров не установлено.

Заинтересованные лица могут обращаться:

1. в суды общей юрисдикции (споры с участием граждан);

2. в арбитражные суды (споры с участием юридических лиц и граждан-предпринимателей);

3. в третейские суды (по взаимному соглашению сторон);

4. в Конституционный Суд РФ (определяет соответствие нормативных актов различного уровня Конституции РФ).

Правила рассмотрения дел в различных судах определяются соответствующим процессуальным законодательством — гражданским или арбитражным. Основными актами в этой сфере являются Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК РФ) и Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК РФ).

Обращение в суд может осуществляться в форме:

· искового заявления (в общем случае);

Читать еще:  Судебное разбирательство по ОСАГО

· заявления (подаются в суды общей юрисдикции на действия или бездействие административных органов и должностных лиц – глава 25 ГПК РФ).

Исковое заявление (заявление) должно соответствовать требованиям процессуального законодательства (ст. 131 ГПК РФ, ст. 125 АПК РФ).

По общему правилу все заявления, подаваемые в суд, должны оплачиваться пошлиной. Размер пошлины определяется в соответствии с Налоговым кодексом. Документом, подтверждающим уплату государственной пошлины, может являться квитанция или платежное поручение, заверенные печатью банковского учреждения, в котором произведен платеж.

В ходе судебного разбирательства выясняются все обстоятельства дела и выносится решение. В соответствии с действующим законодательством решение, выносимое судом, должно быть законным и обоснованным.

Решение фиксируется в письменной форме с соблюдением требований, предусмотренных действующим законодательством.

При разрешении земельных споров применяются общие нормы ЗК РФ и ГК РФ о возмещении убытков. Кроме названных, имеются и другие нормативные акты, которыми необходимо руководствоваться при разрешении тех или иных земельных споров (например, Федеральным законом от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянских (фермерских) хозяйствах»).

Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Главная особенность этой категории земель состоит в том, что земля здесь выступает в качестве основного средства производства продуктов питания и кормов для животных, а также сырья для промышленности. Поэтому для земель сельскохозяйственного назначения установлен особый правовой режим, имеющий целью как охрану и повышение плодородия почв, так и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота.

Субъектами прав на земельные участки сельскохозяйственного назначения могут быть граждане и организации, отвечающие установленным критериям для пользователей этой категории земель.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются:

земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Согласно п. 1 ст. 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья в зависимости от их естественных природных свойств и экономической целесообразности использования в целях растениеводства или животноводства подразделяются на следующие виды угодий:

земли, занятые многолетними насаждениями;

Кроме того, в составе этих сельскохозяйственных угодий выделяют также особо ценные для данного региона продуктивные земли, в том числе опытные поля (участки) научно-исследовательских учреждений и учебных заведений. Перечень участков таких земель устанавливается законодательством субъектов РФ.

Следует отметить также, что к землям сельскохозяйственного назначения относят земельные участки, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального и коллективного садоводства, животноводства, огородничества.

Несельскохозяйственные угодья — это земли, занимаемые различными сельскохозяйственными объектами:

древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами;

зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Кроме того, к несельскохозяйственным угодьям относятся неудобья (овраги, болота и другие).

Земли, занятые древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия различных неблагоприятных воздействий, занимают особое положение. С одной стороны, эти земли используют как средство производства для выращивания данной растительности, с другой – как территориальный базис для ее размещения.

Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных, связанных с сельскохозяйственным производством целей. Однако при выделении земли отдельным категориям пользователей могут быть указаны более конкретные цели использования земли, например, для ведения крестьянско-фермерского хозяйства (далее — КФХ), личного подсобного хозяйства (далее — ЛПХ), садоводства, огородничества. Эти записи в документах на землю существенно влияют на права собственника земли. Например, фермер может на своей земле построить дом, а огородник и даже владелец ЛПХ на полевом наделе не имеют права на строительство дома.

41. Общая характеристика правового режима земель сельскохозяйственного назначения. Порядок их предоставления и изъятия.

Дата добавления: 2018-02-18 ; просмотров: 807 ;

Разрешение земельных споров

В статье рассматриваются способы защиты прав на землю, классификация земельных споров и порядок их рассмотрения

Закон защищает права лиц, владеющих землёй на праве собственности или аренды благодаря:

– во-первых, запрету на вмешательство в деятельность по использованию земли землевладельцами и землепользователями со стороны различных государственных, хозяйственных и иных органов или организаций, кроме случаев препятствования нарушению земельного законодательства,

– во-вторых, необходимости восстановления нарушенных прав субъектов земельных правоотношений и возмещению в полном объёме убытков, причинённых нарушениями земельных прав.

Способы защиты прав на землю

Разрешение земельных споров осуществляется по общим правилам защиты гражданских прав, способы защиты которых закреплены статьёй 12 ГК РФ, а ряд из них воспроизведён в ЗК РФ.

В первую очередь к рассматриваемым способам относится признание права на земельный участок. Обратиться к таким способам вправе только обладатели права на земельный участок.

Другим способом является восстановление положения, нарушенного правонарушением. Восстановление права на земельный участок возможно, когда суд признаёт недействительность акта исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, который привёл к нарушению права на земельный участок. ГК РФ предполагает более широкую возможность защиты нарушенного права лица на земельный участок и применения мер по восстановление нарушенного права. Так, защита прав лиц в отношении земельного участка возможна, когда недействительным признаётся акт не только государственного органа исполнительной власти или местного самоуправления, но также и законодательных органов. Право на земельный участок подлежит восстановлению, если произошло самовольное занятие земельного участка.

Выделяется и такой способ как признание недействительным акта органов исполнительной власти и местного самоуправления, не соответствующего закону и нарушающего земельные права и интересы физических или юридических лиц. Данный способ выступает в качестве формы судебного контроля по отношению к российскому законодательству, в частности по вопросам использования и охраны земель. В соответствии с ГПК РФ судом может быть вынесено решение о признании незаконными действий административного органа или должностного лица, нарушающих права и свободы граждан.

В пользу лиц, права и законные интересы которых были нарушены (в области использования и охраны земель), взыскиваются убытки. Возмещение убытков производит орган, нарушивший права собственников или арендаторов земли, в результате принятия незаконного нормативного акта.

Защита прав собственников и иных титульных владельцев земли может производиться также способами, не названными в ЗК РФ, но предусмотренными ст. 12 ГК РФ, к которым – помимо рассмотренных выше – относятся:

  • признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий её недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;
  • признание недействительным решения собрания;
  • признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
  • самозащита права;
  • присуждение к исполнению обязанности в натуре;
  • возмещение убытков;
  • взыскание неустойки;
  • компенсация морального вреда;
  • прекращение или изменение правоотношения;
  • неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;
  • а также иные предусмотренные законом способы.

Классификация земельных споров

Юридическая литература содержит множество классификаций споров, возникающих из земельных отношений. Наиболее наглядной можно назвать классификацию, в которой выделяется три категории таких споров:

  1. Земельные споры, вытекающие из нарушения или оспаривания прав физических или юридических лиц на землю (в том числе право владения, пользования и распоряжения землей). Возникновение этих споров может быть связано с отказом предоставления земельного участка, его изъятием, ограничением прав на землю, нарушением границ землепользования, а также иных ситуациях, связанных с нарушением субъективных прав лица. Кроме того, возникновение спора может быть связано с заблуждением лица в отношении своих реальных прав.

Сторонами таких споров выступают:

  • с одной стороны – исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, с другой – физическое или юридическое лицо. Основанием спора является отказ в предоставлении земельного участка, изъятии, ограничении или прекращении прав административно-правовым актом властного органа
  • физические и юридические лица по спорам между собой – по причине нарушения границ землепользования, самовольного занятия земли, создания помех в отношении прав владения земельным участком, пользования или распоряжения им.

Рассмотрение судами таких споров осуществляется в порядке искового производства. Также судебному рассмотрению подлежат споры, возникающие из договоров, предметом которых выступают земельные участки: договоры купли-продажи, мены, аренды, ипотеки, дарения, сервитута.

  1. Земельно-имущественные споры. Они связаны как с нарушением земельных прав, так и с возмещением убытков и вреда, причинённых этим нарушением. В суде и арбитражном суде дела по этим спорам подлежат рассмотрению в одном производстве.
  2. Имущественные споры, возникшие из земельных правоотношений. Эта категория не предполагает наличия спора о праве на землю, но включает в себя имущественные споры в области пользования и распоряжения землей.

Российское земельное законодательство предусматривает возможность передачи земельных споров на рассмотрение третейского суда, который выносит решение большинством голосов. Особенностью таких решений является то, что оно может быть исполнено в принудительном порядке на основании исполнительного листа, выданного судом общей юрисдикции, если не произошло добровольное исполнение.

Порядок разрешения земельных споров

Разрешение компетентными судебными органами земельных споров является одним из наиболее результативных способов защиты прав и интересов собственников либо арендаторов земельных участков. Судебный порядок рассмотрения этих споров (по всем категориям дел: споры, связанные с отказом в предоставлении земельного участка; возмещением убытков, причинённых в результате загрязнения земельного участка; устранением препятствий в пользовании земельным участком и другие) предусмотрен статьёй 64 ЗК РФ.

Действующий ЗК РФ не предусматривает досудебного (административного) порядка разрешения земельных споров. Однако п. 2 ст. 64 ЗК РФ устанавливает право сторон на передачу земельного спора в третейский суд до принятия дела к производству судом общей юрисдикции или арбитражным судом. При этом, передача спора на рассмотрение третейским судом возможна только если между сторонами заключено третейское соглашение.

Земельное право

Разрешение земельных споров

Земельные споры — это разрешаемые в установленном порядке разногласия, возникающие между участниками земельных правоотношений по поводу реализации имеющихся у них субъективных прав и (или) исполнения соответствующих обязанностей.

В зависимости от порядка рассмотрения земельные споры подразделяются на споры:

  • рассматриваемые с обязательным соблюдением предварительной (преюдиционной) несудебной процедуры;
  • рассматриваемые непосредственно в судебных органах;
  • переданные сторонами на разрешение в третейский суд.

По общему правилу земельные споры рассматриваются в судебном порядке в порядке искового производства (ст. 64 ЗК РФ). Однако не исключается действие ранее установленного обязательного предварительного внесудебного порядка рассмотрения некоторых земельных споров:

  1. споры между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями о разграничении государственной собственности на землю должны разрешаться заинтересованными сторонами с использованием согласительных процедур; в случае недостижения согласованного решения спор разрешается в суде;
  2. споры могут разрешаться в третейском суде до принятия дела к производству судом.

Несоблюдение досудебной (претензионной) процедуры разрешения земельного спора влечет отказ в принятии соответствующего искового заявления судьей суда общей юрисдикции или оставление без рассмотрения иска, поданного в арбитражный суд (ст. 135 ГПК РФ, ст. 4 АПК РФ).

Право судебной защиты прав и свобод граждан и их объединений гарантировано ст. 47 Конституции РФ. Защита нарушенных или оспоренных гражданских и земельных прав осуществляется в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, судами общей юрисдикции, арбитражными или третейскими судами.

В 2002 г. процессуальное законодательство претерпело существенные изменения. Приняты Арбитражный процессуальный кодекс РФ (действует с 1 сентября 2002 г.), Гражданский процессуальный кодекс РФ (действует с 1 февраля 2003 г.), а также Федеральный закон «О третейских судах в Российской Федерации» от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ1.

В новом процессуальном законодательстве в основном сохраняется порядок определения подведомственности споров между судами исходя из субъектного состава участвующих в деле сторон.

В суде общей юрисдикции рассматриваются споры, если хотя бы одной из сторон являются граждане, за исключением граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство.

Спор, возникший между юридическими лицами либо юридическими лицами и гражданами, использующими земельный участок для осуществления предпринимательской деятельности (фермерами), относится к подведомственности арбитражного суда . При этом арбитражный суд будет рассматривать дела с участием граждан-предпринимателей только в том случае, если спорный земельный участок используется для осуществления предпринимательской деятельности.

Если же по своему статусу гражданин является предпринимателем (например, фермером), но просит признать его право на садовый или дачный участок, то такой спор, как обычный спор с участием граждан, подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.

Вместе с тем в настоящее время к подведомственности арбитражных судов отнесены и некоторые другие дела, сторонами в которых могут быть, в частности, образования, не имеющие статуса юридического лица, и граждане, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя (ст. 27 АПК РФ). Применительно к сфере земельных отношений это могут быть, например, дела об оспаривании ненормативных актов (решений) органов государственной власти, не имеющих статуса юридического лица, о привлечении собственников земельных участков и других земельных правообладателей к административной ответственности и др. Ранее в практике арбитражных судов встречались случаи прекращения производства по делам о признании недействительными актов государственных органов по тем основаниям, что эти органы не являются юридическими лицами и, следовательно, не могут быть ответчиками по делу. Сейчас этот пробел в законодательстве закрыт.

К специальной компетенции арбитражных судов отнесены также споры между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающих из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров (ст. 33 АПК РФ). Также споры могут касаться земельных участков, внесенных участниками в уставный капитал хозяйственного общества или товарищества либо переданных юридическому лицу в аренду. Теперь эти споры рассматриваются в арбитражных судах.

Читать еще:  Судебное сопровождение по ОСАГО

Защита конституционных прав граждан и их объединений (в том числе права на землю) осуществляется также Конституционным Судом РФ .

Как следует из ст. 125 Конституции РФ, ст. 96 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ (с последующими изменениями и дополнениями), граждане вправе обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобами на нарушение их прав и свобод законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. И такие обращения граждан по делам (касаются прав на земельные участки) уже встречались в практике Конституционного Суда РФ.

Согласно ст. 64 3К РФ и Федеральному закону Российской Федерации «О третейских судах в Российской Федерации» от 24 июля 2002 г. земельные споры могут рассматриваться в третейских судах . Третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства рассматривать любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом. Данный суд самостоятельно решает вопрос о наличии или об отсутствии у него компетенции рассматривать, передавать на его разрешение спор, разрешение третейского суда исполняется добровольно, в порядке и сроки, которые им установлены. Принудительное исполнение решения третейского суда осуществляется по правилам исполнительного производства на основе выданного компетентным судом исполнительного листа.

Земельные споры могут рассматриваться мировым судьей . Согласно ст. 3 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г. и ст. 23 ГПК РФ мировой судья рассматривает в первой инстанции в числе других дел дела об определении порядка пользования земельными строениями и другим недвижимым имуществом. В компетенцию мирового судьи входит рассмотрение дел о разделе между супругами совместно нажитого имущества и дел по имущественным спорам, в том числе земельных участков, по цене иска, не превышающей 500 минимальных размеров оплаты труда, установленной на день подачи заявления.

Земельные споры классифицируются в зависимости от содержания разногласий по поводу реализации правоотношений.

1. Споры о признании права на земельный участок (ст. 12 ГК РФ и 59 ЗК). Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием для государственной регистрации этого права. При наличии регистрации на недвижимое имущество и сделок с ним регистрирующие органы обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном ФЗ РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Необходимость в признании права возникает тогда, когда два или несколько лиц считают себя собственниками (владельцами, пользователями, арендаторами) одного земельного участка. Спор о праве на земельный участок может возникнуть, например, в случаях, когда отец еще при жизни продал земельный участок постороннему лицу, а сын, не зная об этом, считает, что земельный участок перешел к нему после смерти отца по наследству. С заявлениями о признании права могут обращаться в суд и лица, у которых по каким-либо причинам отсутствуют документы на земельный участок либо эти документы вызывают сомнения, а у данного лица возникает необходимость в совершении сделки с земельным участком. В таких случаях сначала необходимо признать право лица (право собственности, право аренды), затем на основании судебного решения зарегистрировать это право, а затем уже совершать сделки.

О юридическом признании права на земельный участок может идти речь и тогда, когда право возникает в силу приобретательной давности либо перерегистрации одного вида прав в другой. В этих и других подобных случаях спор между хозяйствующими субъектами может разрешить только суд, равно как только он может установить факт, имеющий юридическое значение (факт приобретения права на землю за давностью владения и др.) в порядке ст. 264—268 ГПК РФ либо ст. 217-222 АПК РФ.

Приобретательная давность возникает в том случае, если конкретное лицо в соответствии с ГК РФ добросовестно, открыто и непрерывно в течение 15 лет владело земельным участком «как своим собственным».

2. Споры о присуждении исполнения определенного действия в пользу заинтересованного участника земельных правоотношений или воздержания от его исполнения. В этом случае суд должен установить, существует ли в действительности оспоренное право и каково его содержание.

3. Споры об изменении или прекращении земельных правоотношений. Они решаются путем судебного установления по вопросам толкования юридических фактов, являющихся основаниями изменения или прекращения земельных правоотношений (например, решение об изъятии у собственника земельного участка для государственных или муниципальных нужд, с которым собственник не согласен, либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа; государственный орган, принявший такое решение, может предъявить в суд иск о выкупе земельного участка в течение двух лет с момента направленного собственнику участка уведомления о предстоящем изъятии земельного участка).

Земельные споры необходимо отграничивать от дел, возникающих из публичных правовых отношений:

  • по жалобам на действия или решения органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий или их объединений, должностных лиц (например, судебное обжалование действий, ущемляющих права и законные интересы лиц, не присутствующих при проведении землеустроительных работ на местности, либо решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении ограничений прав на землю);
  • по жалобам на действия органов и должностных лиц, осуществляющих государственный земельный контроль, в связи с нарушением административных взысканий за допущенные нарушения земельного законодательства;
  • об оспаривании законности нормативных правовых актов, регулирующих земельные отношения (ст. 13 ГК РФ, ст. 61 ЗК РФ).

Процессуальная специфика перечисленных дел состоит в особом порядке их возбуждения, рассмотрения и исполнения вынесенных по ним судебных решений.

Статья 64. Рассмотрение земельных споров

1. Земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

2. До принятия дела к производству судом земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд.

Комментарий к Ст. 64 ЗК РФ

1. Земельные споры — это разрешаемые в установленном порядке разногласия, возникающие между участниками земельных правоотношений по поводу реализации имеющихся у них субъективных прав и (или) исполнения соответствующих обязанностей. Отличительной чертой земельных споров является их содержание, заключенное в предмете и основании спора, которое неразрывно связано со спецификой общественных отношений, регулируемых земельным законодательством.

Земельные споры разрешаются в судебном порядке посредством искового производства, за исключением споров, рассматриваемых с соблюдением обязательного внесудебного (претензионного) порядка, а также споров, переданных на рассмотрение третейского суда.

Земельные споры можно подразделить на три группы:

— споры о признании права на земельный участок;

— споры о присуждении исполнения определенного действия в пользу заинтересованного участника земельных правоотношений или воздержания от его исполнения;

— споры об изменении или прекращении земельных правоотношений.

Признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке при условии предоставления заинтересованным лицом доказательств, подтверждающих принадлежность земельного участка (соответствующего права на его использование). Признание права на земельный участок рассматривается законодателем в числе способов защиты прав на землю. Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном ФЗ о государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Споры о присуждении исполнения действия основываются на требовании реализации корреспондирующей связи между субъективным правом и соответствующей обязанностью при условии ее невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанным лицом.

Споры об изменении или прекращении земельных правоотношений вызваны необходимостью судебного установления по вопросам толкования юридических фактов, являющихся основанием изменения или прекращения земельных правоотношений. Конфликт сторон спора может заключаться в признании или непризнании соответствующих юридических фактов в качестве основания изменения или прекращения правоотношений.

По общему правилу земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

Однако судебный порядок рассмотрения земельных споров не исключает возможности рассмотрения земельных споров в административном порядке. Правовую основу административного порядка рассмотрения земельных споров составляет конституционное положение, согласно которому граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ).

В некоторых случаях, например в сельской местности, для граждан более доступен административный порядок рассмотрения спора. При наличии обоюдного желания спорящих сторон и их доверия к местной администрации разрешение земельного спора может быть осуществлено быстрее и результативнее.

В законах некоторых субъектов РФ рассмотрение земельных споров отнесено к ведению органов местного самоуправления. Например, в соответствии с Законом Владимирской области от 21 мая 1997 г. «О местном самоуправлении во Владимирской области» к полномочиям администрации по вопросам использования земель в границах муниципального образования, охраны окружающей среды отнесено разрешение в пределах своей компетенции земельных споров (ст. 27).

Рассмотрение земельного спора в административном порядке не препятствует обращению в суд, например, если кто-то не удовлетворен решением органа управления. Однако достигнутые соглашения в результате рассмотрения земельного спора в административном порядке могут быть приняты во внимание при рассмотрении земельного спора судом.

Вопросы подведомственности земельных споров судам общей юрисдикции были разъяснены в Постановлении Пленума ВС РФ от 22 апреля 1992 г. N 6 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства о земельной реформе» . Суд обязан принять к своему производству и рассмотреть по существу споры, связанные с земельными отношениями, одной из сторон которых являются граждане, за исключением занимающихся предпринимательской деятельностью (в том числе ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство), если спор возник в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности, а также по жалобам указанных лиц на решения местной администрации по земельным вопросам. Судам, в частности, подведомственны:
———————————
БВС РФ. 1992. N 7. Примеч. ред.: названное Постановление Пленума ВС РФ признано утратившим силу в связи с изданием Постановления Пленума ВС РФ от 26 апреля 2007 г. N 15.

— требования о признании неправомерным отказа местной администрации в предоставлении земельного участка, в том числе для создания крестьянского (фермерского) хозяйства, ведения личного подсобного хозяйства, строительства индивидуального жилого дома, для садоводства и огородничества, сенокошения, выпаса скота;

— требования о признании неправомерным прекращения местной администрацией права пользования или аренды земельных участков;

— требования о возмещении убытков, причиненных изъятием, выкупом либо временным занятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей или ухудшением качества земель в результате влияния, вызванного деятельностью предприятий, учреждений и граждан;

— требования о возмещении убытков, причиненных в результате неправомерного занятия земельного участка, его загрязнения, порчи и других нарушений прав собственников земельных участков и землепользователей;

— требования о возмещении убытков, понесенных собственником земли, землепользователем в связи с проведением изыскательских работ;

— жалобы на решения местной администрации о предоставлении земельного участка другим лицам, которыми ущемлены права и охраняемые законом интересы собственника, землепользователя;

— споры между собственниками индивидуальных жилых строений, расположенных на смежных (соседних) земельных участках, об устранении препятствий в пользовании земельным участком, в том числе в случае, когда оспариваются его границы и размеры;

— споры между садоводческим товариществом и его членами, споры членов товарищества между собой, а также споры между супругами, в том числе и бывшими, по поводу раздела земельного участка или определения порядка пользования этим участком.

В соответствии с Постановлением Пленума ВС СССР от 30 марта 1990 г. N 5 о применении законодательства при рассмотрении судами споров, связанных с деятельностью садоводческих товариществ , судебному рассмотрению также подлежат дела:
———————————
БНА. 1991. N 3.

— по искам садоводческого товарищества об освобождении земельного участка лицами, пользующимися им без законных оснований;

— по искам членов садоводческого товарищества об освобождении земельного участка лицами, не имеющими права на пользование им;

— о возмещении убытков, причиненных уничтожением, порчей или повреждением насаждений и посевов на земельном участке;

— по искам о необоснованном исключении из членов садоводческого товарищества, по искам лиц, не являющихся членами садоводческого товарищества, о возмещении расходов, понесенных ими в связи с вложением труда и средств на постройку, ремонт садового дома и других строений, на обработку земельного участка, приобретение плодово-ягодных насаждений;

— по спорам наследников умершего члена садоводческого товарищества и членов его семьи, имеющих право в соответствии с законодательством и уставом на дальнейшее пользование земельным участком, о защите нарушенного или оспариваемого преимущественного права на вступление в члены товарищества.

К этому перечню можно добавить также: споры об отмене государственной регистрации права на земельный участок или сделки с ним (ст. 2 ФЗ о государственной регистрации прав на недвижимое имущество); споры об установлении сервитутов на земельные участки (ст. 23 ЗК, ст. 274 ГК); споры об обращении взыскания на земельный участок (ст. 278 ГК, ст. 51 Федерального закона от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» ), споры о признании права собственности на самовольную постройку при условии предоставления в установленном порядке земельного участка под возведенную постройку (ст. 222 ГК) и т.д.
———————————
СЗ РФ. 1998. N 29. Ст. 3400; 2001. N 46. Ст. 4308; 2002. N 7. Ст. 629; N 52 (ч. 1). Ст. 5135; 2004. N 6. Ст. 406; N 27. Ст. 2711; N 45. Ст. 4377; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 40; Ст. 42; 2006. N 50. Ст. 5279; N 52 (ч. 1). Ст. 5498; 2007. N 27. Ст. 3213.

Читать еще:  Как узнать о дате судебного заседания?

По первой инстанции дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества (включая земельные участки), а также дела об определении порядка пользования земельными участками рассматривают мировые судьи (ст. 23 ГПК РФ, ст. 3 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» ). В субъектах РФ, где не назначены (не избраны) на должность мировые судьи, указанные дела продолжают рассматриваться судьями районных (городских, межмуниципальных) судов.
———————————
СЗ РФ. 1998. N 51. Ст. 6270; 2004. N 25. Ст. 2481; N 35. Ст. 3607; N 49. Ст. 4841; Ст. 4843; 2005. N 8. Ст. 604; N 15. Ст. 1278; 2006. N 11. Ст. 1147; 2007. N 10. Ст. 1151.

Иски об установлении порядка пользования земельным участком подсудны исключительно суду по месту нахождения земельного участка. Указанная подсудность не может быть изменена соглашением сторон по делу.

Согласно совместному Постановлению Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 18 августа 1992 г. N 12/12 «О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам» , арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных (включая земельные) правоотношений:
———————————
БВС РФ. 1992. N 11.

— между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном порядке (в том числе главами крестьянского (фермерского) хозяйства);

— между Российской Федерацией и субъектами РФ, а равно между субъектами РФ.

Практика рассмотрения земельных споров арбитражными судами обобщена в информационном письме Президиума ВАС РФ от 27 февраля 2001 г. N 61 «Обзор практики применения арбитражными судами земельного законодательства» .
———————————
Вестник ВАС РФ. 2001. N 5.

2. Согласно п. 2 ст. 64 ЗК РФ до принятия дела к производству судом земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд. Форма договора о передаче спора на рассмотрение третейского суда только письменная. Состав суда определяется по усмотрению сторон: либо в количестве нескольких судей, избранных в одинаковом числе каждой стороной, и одного по общему избранию, либо третейским судьей становится лицо, кандидатура которого устраивает все стороны спора. Законодательством предусматриваются особое содержание третейской записи (договора о передаче спора на рассмотрение третейского суда), специальные требования к членам третейского суда, перечень оснований для перемены судьи в споре. Третейский суд не связан правилами гражданского судопроизводства, однако он не может решать дела, не выслушав объяснений сторон, кроме случаев, когда сторона уклоняется от явки в суд для дачи объяснений. Решение выбранного сторонами третейского суда принимается большинством голосов третейских судей. Если в третейском соглашении не предусмотрено, что решение третейского суда окончательно, то в течение трех месяцев оно может быть оспорено в компетентный суд общей юрисдикции либо арбитражный суд согласно АПК или ГПК. Решение третейского суда отменяется в случаях, например, неподведомственности дела третейскому суду, неуведомления стороны о составе, времени и месте заседания третейского суда, нарушении Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» , иных законов или основополагающих принципов российского права и т.п.
———————————
СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3019.

Решение третейского суда исполняется добровольно в порядке и в сроки, установленные в решении; если срок не установлен, решение исполняется немедленно. Если решение третейского суда не исполняется, то оно подлежит исполнению по правилам исполнительного производства, т.е. на основе выданного компетентным судом исполнительного листа на принудительное исполнение решения.

Земельное право

Разрешение земельных споров

Земельные споры — это разрешаемые в установленном порядке разногласия, возникающие между участниками земельных правоотношений по поводу реализации имеющихся у них субъективных прав и (или) исполнения соответствующих обязанностей.

В зависимости от порядка рассмотрения земельные споры подразделяются на споры:

  • рассматриваемые с обязательным соблюдением предварительной (преюдиционной) несудебной процедуры;
  • рассматриваемые непосредственно в судебных органах;
  • переданные сторонами на разрешение в третейский суд.

По общему правилу земельные споры рассматриваются в судебном порядке в порядке искового производства (ст. 64 ЗК РФ). Однако не исключается действие ранее установленного обязательного предварительного внесудебного порядка рассмотрения некоторых земельных споров:

  1. споры между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями о разграничении государственной собственности на землю должны разрешаться заинтересованными сторонами с использованием согласительных процедур; в случае недостижения согласованного решения спор разрешается в суде;
  2. споры могут разрешаться в третейском суде до принятия дела к производству судом.

Несоблюдение досудебной (претензионной) процедуры разрешения земельного спора влечет отказ в принятии соответствующего искового заявления судьей суда общей юрисдикции или оставление без рассмотрения иска, поданного в арбитражный суд (ст. 135 ГПК РФ, ст. 4 АПК РФ).

Право судебной защиты прав и свобод граждан и их объединений гарантировано ст. 47 Конституции РФ. Защита нарушенных или оспоренных гражданских и земельных прав осуществляется в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, судами общей юрисдикции, арбитражными или третейскими судами.

В 2002 г. процессуальное законодательство претерпело существенные изменения. Приняты Арбитражный процессуальный кодекс РФ (действует с 1 сентября 2002 г.), Гражданский процессуальный кодекс РФ (действует с 1 февраля 2003 г.), а также Федеральный закон «О третейских судах в Российской Федерации» от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ1.

В новом процессуальном законодательстве в основном сохраняется порядок определения подведомственности споров между судами исходя из субъектного состава участвующих в деле сторон.

В суде общей юрисдикции рассматриваются споры, если хотя бы одной из сторон являются граждане, за исключением граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство.

Спор, возникший между юридическими лицами либо юридическими лицами и гражданами, использующими земельный участок для осуществления предпринимательской деятельности (фермерами), относится к подведомственности арбитражного суда . При этом арбитражный суд будет рассматривать дела с участием граждан-предпринимателей только в том случае, если спорный земельный участок используется для осуществления предпринимательской деятельности.

Если же по своему статусу гражданин является предпринимателем (например, фермером), но просит признать его право на садовый или дачный участок, то такой спор, как обычный спор с участием граждан, подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.

Вместе с тем в настоящее время к подведомственности арбитражных судов отнесены и некоторые другие дела, сторонами в которых могут быть, в частности, образования, не имеющие статуса юридического лица, и граждане, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя (ст. 27 АПК РФ). Применительно к сфере земельных отношений это могут быть, например, дела об оспаривании ненормативных актов (решений) органов государственной власти, не имеющих статуса юридического лица, о привлечении собственников земельных участков и других земельных правообладателей к административной ответственности и др. Ранее в практике арбитражных судов встречались случаи прекращения производства по делам о признании недействительными актов государственных органов по тем основаниям, что эти органы не являются юридическими лицами и, следовательно, не могут быть ответчиками по делу. Сейчас этот пробел в законодательстве закрыт.

К специальной компетенции арбитражных судов отнесены также споры между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающих из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров (ст. 33 АПК РФ). Также споры могут касаться земельных участков, внесенных участниками в уставный капитал хозяйственного общества или товарищества либо переданных юридическому лицу в аренду. Теперь эти споры рассматриваются в арбитражных судах.

Защита конституционных прав граждан и их объединений (в том числе права на землю) осуществляется также Конституционным Судом РФ .

Как следует из ст. 125 Конституции РФ, ст. 96 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ (с последующими изменениями и дополнениями), граждане вправе обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобами на нарушение их прав и свобод законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. И такие обращения граждан по делам (касаются прав на земельные участки) уже встречались в практике Конституционного Суда РФ.

Согласно ст. 64 3К РФ и Федеральному закону Российской Федерации «О третейских судах в Российской Федерации» от 24 июля 2002 г. земельные споры могут рассматриваться в третейских судах . Третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства рассматривать любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом. Данный суд самостоятельно решает вопрос о наличии или об отсутствии у него компетенции рассматривать, передавать на его разрешение спор, разрешение третейского суда исполняется добровольно, в порядке и сроки, которые им установлены. Принудительное исполнение решения третейского суда осуществляется по правилам исполнительного производства на основе выданного компетентным судом исполнительного листа.

Земельные споры могут рассматриваться мировым судьей . Согласно ст. 3 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г. и ст. 23 ГПК РФ мировой судья рассматривает в первой инстанции в числе других дел дела об определении порядка пользования земельными строениями и другим недвижимым имуществом. В компетенцию мирового судьи входит рассмотрение дел о разделе между супругами совместно нажитого имущества и дел по имущественным спорам, в том числе земельных участков, по цене иска, не превышающей 500 минимальных размеров оплаты труда, установленной на день подачи заявления.

Земельные споры классифицируются в зависимости от содержания разногласий по поводу реализации правоотношений.

1. Споры о признании права на земельный участок (ст. 12 ГК РФ и 59 ЗК). Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием для государственной регистрации этого права. При наличии регистрации на недвижимое имущество и сделок с ним регистрирующие органы обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном ФЗ РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Необходимость в признании права возникает тогда, когда два или несколько лиц считают себя собственниками (владельцами, пользователями, арендаторами) одного земельного участка. Спор о праве на земельный участок может возникнуть, например, в случаях, когда отец еще при жизни продал земельный участок постороннему лицу, а сын, не зная об этом, считает, что земельный участок перешел к нему после смерти отца по наследству. С заявлениями о признании права могут обращаться в суд и лица, у которых по каким-либо причинам отсутствуют документы на земельный участок либо эти документы вызывают сомнения, а у данного лица возникает необходимость в совершении сделки с земельным участком. В таких случаях сначала необходимо признать право лица (право собственности, право аренды), затем на основании судебного решения зарегистрировать это право, а затем уже совершать сделки.

О юридическом признании права на земельный участок может идти речь и тогда, когда право возникает в силу приобретательной давности либо перерегистрации одного вида прав в другой. В этих и других подобных случаях спор между хозяйствующими субъектами может разрешить только суд, равно как только он может установить факт, имеющий юридическое значение (факт приобретения права на землю за давностью владения и др.) в порядке ст. 264—268 ГПК РФ либо ст. 217-222 АПК РФ.

Приобретательная давность возникает в том случае, если конкретное лицо в соответствии с ГК РФ добросовестно, открыто и непрерывно в течение 15 лет владело земельным участком «как своим собственным».

2. Споры о присуждении исполнения определенного действия в пользу заинтересованного участника земельных правоотношений или воздержания от его исполнения. В этом случае суд должен установить, существует ли в действительности оспоренное право и каково его содержание.

3. Споры об изменении или прекращении земельных правоотношений. Они решаются путем судебного установления по вопросам толкования юридических фактов, являющихся основаниями изменения или прекращения земельных правоотношений (например, решение об изъятии у собственника земельного участка для государственных или муниципальных нужд, с которым собственник не согласен, либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа; государственный орган, принявший такое решение, может предъявить в суд иск о выкупе земельного участка в течение двух лет с момента направленного собственнику участка уведомления о предстоящем изъятии земельного участка).

Земельные споры необходимо отграничивать от дел, возникающих из публичных правовых отношений:

  • по жалобам на действия или решения органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий или их объединений, должностных лиц (например, судебное обжалование действий, ущемляющих права и законные интересы лиц, не присутствующих при проведении землеустроительных работ на местности, либо решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении ограничений прав на землю);
  • по жалобам на действия органов и должностных лиц, осуществляющих государственный земельный контроль, в связи с нарушением административных взысканий за допущенные нарушения земельного законодательства;
  • об оспаривании законности нормативных правовых актов, регулирующих земельные отношения (ст. 13 ГК РФ, ст. 61 ЗК РФ).

Процессуальная специфика перечисленных дел состоит в особом порядке их возбуждения, рассмотрения и исполнения вынесенных по ним судебных решений.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector